Сообщение по эпохе возрождения брейгель

Обновлено: 20.05.2024

БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. 1525–1569), также Питер Брейгель Старший, последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Биография Питера Брейгеля, написанная в 1604 голландским художником и историком-биографом Карелом ван Мандером, является главным источником сведений о мастере. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Луки в Антверпене в1551; это дает возможность предположить, что он родился приблизительно между 1525 и 1530. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Считается, что Брейгель был учеником Питера Кука ван Альста, а позже сотрудничал с издателем Иеронимусом Коком, который гравировал многие рисунки Брейгеля. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Здесь он женился и достиг процветания, пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками.

Самые ранние произведения Брейгеля – пейзажные рисунки, в некоторых из которых зафиксированы тонкие наблюдения над природой, в других отрабатываются и изучаются приемы пейзажной живописи венецианцев и других северных мастеров более старшего поколения, таких, как Иоахим Патинир (ок. 1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок. 1480–1550). Именно это сочетание прямого, непосредственного наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля. Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма. Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В этой картине на холме, возвышающемся над усеянной кораблями бухтой, пахарь, пастух и рыбак занимаются своей повседневной работой. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Брейгель трактует зрелище его смерти как незначительную деталь в ничем не нарушаемом ритме вселенной.

Одной из главных тем в творчестве Брейгеля является изображение человеческой слабости и глупости – наследие позднесредневекового мышления. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. В картинах Битва поста и масленицы (ок. 1559), Детские игры (ок. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. 1560) изображена толпа на деревенской площади. Хотя названия картин Брейгеля точны в своей описательности, каждая из них, по-видимому, является также ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности.

Брейгель обогатил образы глупости, воскресив чудовищные и фантастические создания Иеронимуса Босха (ок. 1450–1516). Эти создания появляются в сериях гравюр Кока по рисункам Брейгеля Семь смертных грехов и Семь добродетелей (1558). Босховский дух вновь появляется в таких поздних картинах Брейгеля, как Падение ангелов (1562, Брюссель Королевский музей изящных искусств) и Безумная Грета (1562, Антверпен, музей Майер ван ден Берг).

Во многих картинах мастера персонажи, изображенные со всеми подробностями и красочно одетые, имеют лишенные индивидуальности лица, напоминающие маски. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Его занимал обычный, средний человек из средневековых пьес-мистерий, и именно такое анонимное человечество населяет космическую среду выдающихся религиозных картин художника. В Триумфе смерти (ок. 1562, Прадо) звучание популярной в то время темы плясок смерти усиливается благодаря пейзажу, внушающему одновременно благоговение и мрачный ужас, в котором армия скелетов уничтожает все живое. В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. В середине процессии находится ничем не выделяющаяся фигура Христа, упавшего под тяжестью креста и почти потерявшегося в безразличной толпе.

Брейгель хотел, чтобы его зритель увидел Евангельскую историю в свете современной жизни Фландрии. В двух картинах – Избиение младенцев (ок. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в.

Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года, или Месяцы (1565), изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Лишь немногие художники обладали умением столь чутко улавливать настроение того или иного времени года и выражать внутреннюю связь человека с ритмом природы. В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. В композиции картины использован типичный для живописи Брейгеля прием – высокий передний план, с которого открывается вид на простирающуюся внизу равнину. Диагонали линий деревьев, крыш и холмов направляют взгляд зрителя строго внутрь пространства картины, туда, где люди работают и развлекаются. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле; находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы.

Ван Мандер характеризует Брейгеля как крестьянского художника; однако эта оценка упускает из виду несомненную сложность творчества мастера и скорее исходит от сюжетов его пользующихся заслуженной известностью картин, изображающих грубоватую повседневную жизнь жителей фламандской деревни.

Брейгель многолик: он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова; был истинно северным художником, и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи между человеком и природой, а также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности.

Описание некоторых важных картин Питера Брейгеля Старшего.

Питер Брейгель

Питер Брейгель Старший (около 1527–1569), также называемый Крестьянским Брейгелем, — величайший нидерландский живописец XVI века. В 1551 вступил в антверпенскую гильдию художников. В 1552 отправился в путешествие по Италии и вернулся предположительно в 1555. В 1563 переехал в Брюссель. Уважаемый гуманист, он был близок к кругу друзей и единомышленников ученого и поэта Дирка Волькертсена Корнхерта (1522–1590). В произведениях Брейгеля вместо идеализированного изображения человека эпохи Возрождения появляется крестьянское сословие: сельские труженики, запечатленные в минуты нелегких трудов и развлечений. Как и в творчестве Иеронима Босха, стоящая выше гротеска и трагикомического, житейская мудрость отображена многолико, иногда с помощью веселых, а порой — колких намеков и ассоциаций. Брейгель, в сущности, создал новое направление в искусстве своей эпохи. Его поэтически-реалистичные пейзажи с национальными чертами еще долго находили последователей во Фландрии и Северных Нидерландах.

Картины художника

Фламандские пословицы

Фламандские пословицы. Брейгель.

Изгнание падших ангелов

Изгнание падших ангелов. Брейгель.

1562 год. Брейгель использует этот библейский сюжет как предлог для изображения демонов и чертей, которых его современники считали вполне реальными существами. Архангел Михаил, изображенный в центре, вместе с небесным воинством изгоняет восставших против Бога ангелов. Последние превращаются в фантастических существ — обитателей ада. Они предстают в виде людей и животных с раскрытыми ртами и распоротыми животами.

Калеки

Пейзаж с падением Икара

Пейзаж с падением Икара. Брейгель. 1558.

Около 1558 года. Брейгель дает свою трактовку известного античного сюжета. Икар, взлетевший с острова Крит на крыльях из перьев, скрепленных воском, поднялся слишком близко к солнцу и упал в море. Его фигурка едва различима на картине, тогда как акцент ставится художником на фигуре землепашца на переднем плане. Необычайно реалистичная манера изображения природы, гармонирующей со сценами повседневной жизни, оказала влияние на развитие пейзажной живописи.

Страна молочных рек и кисельных берегов

Страна молочных рек и кисельных берегов, Брейгель.

1567 год. Аллегория достатка и благополучия соответствует представлениям общества о рае на Земле. Под столом лежат сомлевшие от сытной еды воин, крестьянин и ученый (или клирик). Круглая форма стола, а также расположение фигур людей, по замыслу художника, символизируют вечный круговорот жизни. Резкий обрыв указывает па участь человека, предающегося исключительно материальным радостям и заботам.

Слепые

Слепые, Брейгель. 1568.

1568 год. В основе картины лежит художественная интерпретация притчи Христа (Матф. 15, 14) о духовной слепоте человеческого рода, невосприимчивости к истинной вере. Вереница слепы следует за слепым, и их падение в яму неизбежно. С удручающей наглядностью Брейгель показывает обречет этих людей.

Мизантроп

Сегодняшний рассказ будет о знаменитом голландском художнике Питере Брейгеле Старшем.


Портрет Питера Брейгеля Старшего. Ян Вирикс 1575

Что мы знаем о нем? Точная дата рождения неизвестна, но принято считать, что родился Брейгель примерно в 1525 году, и почти всю жизнь жил и работал в Антверпене. Брейгель относится к мастерам Северного Возрождения, в то время находящегося уже на пике своего развития и понемногу уступающего место искусству барокко и академизму. Иногда Брейгеля называют наследником, в кавычках конечно, Иеронима Босха, чьи гравировальные копии, он, к слову, одно время подделывал и продавал.

Брейгель родился в семье, где уже было несколько художников, так что можно сказать, что его судьба была предопределена. Его сыновья тоже стали живописцами. Конечно, они не смогли сравниться со своим отцом по значимости вклада в историю искусства, но тем не менее, оставили для нас много своих работ, часть из которых были списками с произведений отца. Чтобы лучше разбираться в Брейгелях, стоит запомнить прозвища, которыми их наградили искусствоведы, и которые очень емко характеризуют их творчество. Так, Питер Брейгель Старший имеет определение “Мужицкий” за то, что изображал в основном крестьян и их быт. Его сын Питер Брейгель Младший именуется “Адским”. Второй сын Ян Брейгель Старший — “Бархатным”.

Как и всех художников эпохи Возрождения, Питера Брейгеля Старшего в первую очередь интересовал человек, со всеми своими противоречиями, пороками и добродетелями. И, если его предшественник Иероним Босх на своих произведениях давал недвусмысленную оценку грехам, и показывал, что ждет грешника, то Брейгель как будто смотрит на все со стороны, просто констатируя факт многогранности жизни, со всеми хорошими и плохими сторонами.

Питер Брейгель нашел совершенно новаторский подход, он дает свой художественный рассказ через фольклор — пословицы и поговорки, которые оживают на его картинах. Этот вид народного творчества был чрезвычайно популярен, их собирали, записывали и публиковали. В 1500 году философ Эразм Роттердамский издал сборник пословиц. Не будем забывать, что в 16 веке люди были не избалованы визуальной информацией, поэтому несложно представить, какое изумление вызывали у современников работы Брейгеля, которые нужно было смотреть как фильмы и разгадывать зашифрованные смыслы. Не менее интересна и важна его трактовка пейзажа. Для него пейзаж был самостоятельным выразительным объектом, а не просто фоном. Всем работам присуща максимальная деталировка, и специфическая светотеневая, цветовая и композиционная моделировка. Характерной чертой его работ можно назвать диагональное деление композиции, что придает большую динамику картине. Живописцы следующих поколений, несомненно, опирались на наследие Брейгеля и развивали его художественные приемы.

Рассмотрим более подробно одну из самых значимых работ Брейлеля “Фламандские пословицы” 1559 года, размеры 117х163 см, написана маслом на дереве. На первый взгляд, картина кажется бессмысленным набором огромного количества персонажей, занятых своей обычной бытовой жизнью, и помещенных в городской пейзаж 16 века. На самом деле на картине проиллюстрированы 118 пословиц и поговорок, которые словно оживают и показывают жизнь и нравы общества со всей прямотой и неприглядностью.


Фламандские пословицы. Питер Брейгель Старший

Брейгель мастерски управляет взглядом зрителя. Первым делом бросается в глаза дом, расположенный слева, как самое светлое и крупное пятно. Крыша покрыта … пирогами — иллюстрация голландской пословицы — “крыть крышу пирогами/тортами” — то есть, быть очень богатым и бессмысленно транжирить деньги.


Ниже в окошке мы видим целующуюся пару и метлу. “Вставить метлу” означает развлекаться пока никого нет дома.


На следующем фрагменте мы видим несколько крылатых выражений: “водить друг друга за нос”, “жребий брошен”, “как карта ляжет”, “мир перевернулся”, “испражняться на мир”, что значит, относиться ко всему пренебрежительно.


В левом нижнем углу мы видим женщину, которая занята весьма странным делом. “Привязать черта к подушке” — означает уметь договориться с кем угодно. Рядом с женщиной странный персонаж грызет … колонну! “Грызть колонну” значить быть религиозным фанатиком. Женщина, несущая в одной руке горящие угли, а в другой ведро с водой, иллюстрирует поговорку “нести в одной руке огонь, в другой воду”, то есть быть двуличным. Правее — “биться головой о стену” не нуждается в пояснениях.


Еще один интересный персонаж иллюстрирует сразу три поговорки: “быть вооруженным до зубов”, “кусать железо” — обманывать, и “повязывать коту колокольчик” — совершать опрометчивый поступок.


В центральной части композиции у нас: “стричь свинью”, то есть заниматься бессмысленной работой. Также мы видим человека, разбрасывающего цветы перед свиньями, скорее всего это отсылка в Евангельскому: “не мечите бисера вашего перед свиньями”. Женщина надевает на мужчину синий плащ, “надевать на мужа синий плащ” — значить изменять. “Закапывать колодец после того, как теленок утонул” — аналог русского “гром не грянет — мужик не перекрестится”. “Вертеть мир на пальце” — быть хозяином положения. “Кланяться, чтобы преуспеть в мире” — фраза о лицемерии.

Кстати, Брейгель дважды изображает перевёрнутый мир, как бы показывая, что на картине искаженная реальность. В правом углу женщина “надевает на Христа льняную бороду”, то есть прикрывается поддельным благочестием.


На среднем плане у нас следующие иллюстрации: “рыбачить мимо сети” — то есть упускать выгоду, “всегда найдется рыба побольше”, “не выносить бликов на воде” — ревновать к чужим успехам, “плыть против течения”, “держать угря за хвост” — то есть заниматься очень трудным делом. “Ходить вдвоем в один нужник” — быть в полном мире и согласии, а вот “нужник над водой” — означает очевидное дело.


Обратите внимание, что благодаря диагональному делению композиции, Брейгель задает направление движения нашего взгляда, уводя от переднего плана вверх по дороге, переходя реку, к морю и сверкающему солнцу. Плотность расположения персонажей становится все реже и реже по ходу удаления от зрителя. На самом дальнем плане виднеется силуэт крошечного храма, залитого солнечным светом. Несомненно, все полотно это аллегория пути от греха к божественному свету.


И это только малая часть того, что зашифровал великий художник на своей картине. Удивительно и то, что “Фламандские пословицы” являются памятником не только живописи, но и словесности, потому что многие выражения были забыты и расшифрованы только благодаря картине Брейгеля. Считается, что здесь скрыто гораздо больше пословиц, и искусствоведы до сих пор ведут работы по расшифровке этого уникального произведения.

Гуманистический антропоцентризм эпохи Возрождения явился той архимедовой точкой опоры, опираясь на которую можно было бы перевернуть весь космос средневекового религиозного миропонимания:

"Мир навыворот" раскрывает в своем творчестве И. Босх "Корабль дураков", поэт С. Брант, философ и мыслитель Э. Роттердамский "Похвала глупости".

Человек знал, что бог не только его создал, но создал и по своему подобию. Значит, человек всесилен. Он задумал переустроить мир (Утопии) и церковь (Реформация). Искусство было для богатых (Ренессанс в Италии). Но географические открытия изменили все в мире. В Европе начинается революция цен. Кто жил зажиточно за счет своего труда, вдруг обеднел. На их место пришли новые богачи. Это явление толкнуло обедневшие слои среднего класса к Реформации.

Именно в эту эпоху и появляется искусство семьи Брейгелей - Старшего и Младшего. Показ пороков человеческих, обращение к народной жизни как более нравственной наполнено искусство Старшего и Младшего Брейгелей.

2. Произведение Питера Брейгеля Младшего в Художественном музее г. Окленд в Новой Зеландии

Видео Academia-nadezhda

Читайте также: