Сообщение обличительный пафос путешествия из петербурга в москву

Обновлено: 03.07.2024

Эпиграф к произведению

Содержание[ | ]

Также в повести есть большое число явных и скрытых цитат из других произведений художественной литературы, отдельные главы содержат наброски сюжетов, впоследствии ставших основой для известных произведений других авторов[3].

Какой жанр повести?

Итак, мы уже рассмотрели эпиграф повести, ее жанр и некоторые другие особенности. Продолжим анализ текста и обратим внимание на историю создания книги.

Последствия[ | ]

Указом Екатерины II от 4 сентября 1790 года[7] Радищев признавался «виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги… наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской

От первоначального издания книги, которое было уничтожено, уцелело всего несколько экземпляров, которые почитаются величайшей редкостью. Библиофил и библиограф Н. П. Смирнов-Сокольский писал о только 13 таких известных ему раритетах и особо отметил, что самым ценным из них был «экземпляр, бывший в тайной канцелярии

История написания

Какое-то время Радищев жил за границей, и в то время на него сильно повлияли революционные идеи, направленные на коренные изменения в обществе и власти, которые пропагандировали французские и немецкие писатели. Вернувшись в Россию, Радищев понял, что действительно нужны перемены, и увидел как сильно отстала страна от Европы. Тогда он решил описать свои соображения в книге.

Дело в том, что императрице Екатерине вздумалось своими глазами посмотреть на жизнь народа. Однако увидеть правду ей помешал Потемкин, который по дороге путешествия Екатерины создал несколько поселений, где императрицу встречали ряженые и довольные крестьяне. Уловка удалась, и у правительницы сложилось впечатление, что в стране у простого народа все прекрасно.

Радищев узнал об этом, как и некоторые другие, и побуждаемый негодованием, вознамерился открыть правду в виде произведения-путешествия. Интересно, что Радищев даже позаботился об устройстве собственной типографии, чтобы без проблем опубликовать свою книгу. Тираж был небольшим — шестьсот пятьдесят экзеvпляров, но этого хватило, чтобы текст книги дошел до народа.

София – Тосна –Чудово − Спасская Полесть – Подберезье – Новгород – Зайцево – Крестцы – Яжелбицы – Валдай – Едрово – Хотилово – Торжок – Медное – Городня – Пешки

— тема судьбы русского крестьянства

— тема крепостного права

— тема революции, восстания против существующего строя

— воспитание молодого поколения

Впервые в русской литературе темой книги стала тема народа и признание его главной движущей силой истории.

Жанр путешествия был особенно популярен среди сентименталистов. Писатели-сентименталисты стремились изобразить свои впечатления и чувства, вызванные сменой картин внешнего мира.

Форма путешествия позволила писателю концентрированно рассказать о всевозможных сторонах русской действительности, показать жизнь разных слоёв общества, не связывая себя условностями строгой жанровой формы. Жанр путешествия помог объединить в книге материал, созданный в разные годы, различный в стилевом отношении.

Большинство глав состоит из 2 частей: одна – яркий очерк увиденного/услышанного, образная зарисовка дорожного впечатления; другая – размышления автора по поводу виденного, написанные в патетическом, возвышенном тоне. Однако встречаются также главы только очерковые или, наоборот, представляющие собой только социологический трактат.

В некоторых главах очерковые описания минимальны. «Торжок

«Вышний Волочок

«Спасская полесть

Но в полной мере революционная мысль Радищева находит свое воплощение в следующей главе «Тверь

+ часть предыдущего билета

Автор любуется высокими нравственными достоинствами крестьян, в чем снова видит их превосходство над дворянами. Крестьянская девушка Анюта решительно отказывается от денег, предложенных путешественником, считая, что это может бросить тень на ее репутацию. Мать Анюты полностью одобряет решение дочери.

Восхищаясь красотой крестьянства, Радищев с возмущением и болью говорит о его бедственном положении. Поэтому главной задачей, стоящей перед русским обществом, Радищев считает полное уничтожение крепостнических порядков.

Предпосылка Радищева антиисторична: по его мнению, самодержавие и крепостничество возникают от склонности людей к самовластию. Теория ответа на насилие насилием имеет под собой в мировоззрении Радищева прочную базу жизненного опыта и социологических размышлений. Писатель не в силах сочувствовать самодержцу, угнетателю себе подобных жестокосердному помещику, и переживания таких людей его не интересуют.

Главная ценность радищевской мысли в том, что он первым в русской литературе прямо заявил о неизбежности революции, о необходимости свержения самодержавия.

Радищев раскрывает в русском народе новые черты, вызывающие у путешественника чувство восхищения.

Автор стремился к усложнению языка своего произведения: из-за этого задерживается внимание читателя.

Темы, образы, стиль басен И.И. Дмитриева.

Басня под его пером утрачивает прямую нравоучительность и грубоватую простонародность слога, свойственные ей ранее. У Дмитриева на первый план выходит рассказчик – умный, ироничный, судящий обо всем как частный человек, не знающий абсолютной истины. Мораль басни может применяться и к нему самому (Ах! часто и в себе я это замечал, / Что, глупости бежа, в другую попадал – Дон-Кишот).

Его басни в значительной степени направлены на осуждение общечеловеческих пороков. Лирические отступления, присутствие рассказчика придавали басне сентиментальный характер.

От провидения нам ведать не дано,

Кому из нас оно судило

Последнему взглянуть на ясное светило!

В баснях Дмитриева богатство интонаций. Порой они превращаются в изящное лирическое стихотворение. Его легкая сатира носит преимущественно моралистический характер, главное достоинство басен Дмитриева – легкий, свободный от славянизмов язык, разговорная гладкость стиха. Поэтический язык, выработанный Дмитриевым, содействовал развитию русского литературного языка.

Критика

Александр Сергеевич Пушкин так отозвался об этом произведении:

Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою – и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто оттого только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы.

План

1. Влияние Крестьянской войны 1773–1775 годов на мировоззрение писателя.

2. А. Н. Радищев – представитель сентиментализма в русской литературе.

5. Радищев о положении крепостных крестьян.

Имя Пугачева возникает не случайно. Политические взгляды Радищева сформировались в период Крестьянской войны 1773–1775 годов. Причина, заставившая его забыть об интересах сословия, к которому он принадлежал, и сочувствовать восставшим крестьянам – совесть, заставляющая болезненно воспринимать всякую несправедливость, стыдиться собственного благополучия при мысли об угнетенном, страдающем народе.

Основная идея произведения заключается в обличении крепостничества. Он старается словом убедить в том, что оно исчерпало себя, его необходимо уничтожать. Благодаря форме путевых записок автор изыскал возможность показать общественную жизнь России во всей красе: от крестьянских избушек до дворцов.

В одной из глав описывается императорский двор. Радищев представляет себя царем, окруженным придворными. Радищев мечтает раскрыть глаза властьдержащих, призывает к пробуждению совести, к проявлению сочувствия народу.

Пафос (греч. Pathos) - это возвышенный стиль, который должен вызывать у слушателя сильные эмоции.


Обличительный пафос использовали в своих произведениях
многие русские и зарубежные поэты и писатели - Г. Р. Державин, Н. В Гоголь, Свлтыков - Щедрин,. Чехов, Белинский, Некрасов, Флобер, Теккерей, Дефо и очень многие другие.

Это когда позорят с трибуны
или выводят на чистую воду высоким слогом.)


примерно так

Это самец обличительной патетики - тоже срывающий Маски = Личины.
Чтобы никакой дискриминации.

Пафос всегда страстно и воодушевленно, уличить кого-либо в чем-то с подъемом, разгорячено.

Читайте также: