Сообщение на тему государственное устройство в 16 веке

Обновлено: 04.07.2024

В пер­вые два де­ся­ти­ле­тия кня­же­ния стар­ше­го сы­на Ва­си­лия II Ива­на III Ва­силь­е­ви­ча (1462–1505) бы­ли сде­ла­ны ре­шаю­щие ша­ги к фор­ми­ро­ва­нию еди­но­го и не­за­ви­си­мо­го Рус­ско­го гос-ва. В сер. 1460-х гг. под власть ве­ли­ко­го кня­зя мо­с­ков­ско­го пе­ре­шло Яро­слав­ское кня­же­ст­во. Не­вы­пла­та да­ни Боль­шой Ор­де в пер­вые го­ды кня­же­ния Ива­на III ед­ва не при­ве­ла к по­хо­ду на Мо­ск­ву в 1465 ха­на Мах­му­да. По­сле сме­ны Мах­му­да его бра­том Ах­ме­дом (Ах­ма­том) во 2-й пол. 1460-х гг. Иван III во­зоб­но­вил вы­пла­ту да­ни. В 1467–69 мо­с­ков­ские вой­ска ве­ли активные дей­ст­вия про­тив Ка­зан­ско­го хан­ст­ва. Вна­ча­ле они бы­ли не очень ус­пеш­ны­ми, но в 1469, по­сле по­хо­да на Ка­зань, воз­глав­ляе­мо­го бра­том Ива­на III Юри­ем Ва­силь­е­ви­чем, был за­клю­чён вы­год­ный мир.

Гост

ГОСТ

Общественный строй России в XVI-XVII вв.

В XVI-XVII вв. в России наблюдается стремительное развитие мануфактурного, заводского производства, ремесел и торговли. Все это оказало большое влияние на трансформации в социальном устройстве. Наиболее выраженные изменения наблюдаются в высшем сословии. Во власти монарха находились обширные территории дворцовых и черносошных земель, которые могли передаваться в качестве пожалования или награды отдельным феодалам за службу (данная практика была отменена указом 1627 года).

Феодалам принадлежало монопольное право владения землями. Они были свободны от выполнения повинностей, выплаты всех податей, обладали усиленной защитой, подтвержденной законодательно.

Консолидация феодалов (главным образом дворян), укрепление поместной системы землевладения в единое сословие происходило на фоне ограничения боярства. Со второй половины XVI века дворянство трансформировалось в основную политическую и военную силу в государстве. С дворянами-помещиками появились помещики-бояре, дети боярские, которые с конца XV в. за службу стали получать поместья.

Со второй половины XVI в. стал вестись учет служилых людей с целью укрепления войска. Составляются списки дворян и детей боярских. В этих списках отображали размеры денежного жалованья и поместные оклады. Молодые дворяне были обязаны отбывать воинскую службу с 15 лет. Дворянская служба являлась обязательной и главным образом военной. Постепенно дворянство оформилось в привилегированную служилую сословную группу, стало верной опорой самодержавия. Правом-привилегией дворянства выступали: владение землей и крестьянами, служба.

К дворянским служилым чинам принадлежали:

  • боярин;
  • думный дворянин;
  • окольничий;
  • стольник;
  • дьяк;
  • стряпчий.

Готовые работы на аналогичную тему

С 1589 года в России формируется патриаршество. Патриарха избирал собор епископов, и должность утверждалась монархом. Патриарх имел право вершить суд над всеми церквами, монастырями, церковными людьми и крестьянами патриаршей области практически по всем делам (исключение составляли уголовные дела).

Феодальнозависимое население включало жителей городов и крестьян. К ХVII веку окончательно оформляется сословие горожан, представляющее собой сложную социальную структуру. Два высших разряда составляли богатые иноземные и русские купцы (гости-сурожане, суконники). Остальные промышленники и купцы действовали в пределах цеховых организаций – суконной и гостинной сотен, куда назначались царем. Они освобождались от тягла, повинностей и от уплаты налогов.

Основную долю промыслового и торгово-ремесленного населения городов представляли посадские люди, жившие на государевой земле, прикрепленные к ней и несшие тягло. Все это были торговые люди черных сотен и слобод, которые по статусу были ниже торговых людей и гостей суконной и гостиной сотни.

Феодально-зависимое население

Крестьянство представляло собой наиболее многочисленную категорию зависимого населения. Все крестьяне по правовому статусу, принадлежности, объему выполняемых повинностей делились на:

  • частновладельческих – поместных и вотчинных, монастырских, церковных;
  • государственных – черносошных и дворцовых.

Холопы – вторая по объему категория феодально-зависимых людей. Холопство – это сложная система обязательственных, правовых и имущественных отношений. Холопы являлись свободными людьми, которые по некоторым причинам попали в материальную и личную зависимость. Всех холопов по разделяли на: старинных, полных и кабальных. Источники холопства: брак, рождение, письменный договор (кабала), старинный договор, плен, покупка. Полное холопство предопределяло наследственную, абсолютную и потомственную зависимость от хозяина. Большое количество холопов занимали хозяйственные, административные и судебные должности ключников, тиунов и др.

Государственный строй России XVI-XVII вв.

Создание централизованного государства обусловило значительные изменения в системе органов управления и власти. Наиболее серьезную роль в управлении государством играли Земские соборы, появившиеся в середине XVI в. Земские соборы - высшие сословно-представительные учреждения в ХVI–ХVII вв. в России.

В состав Земского собора По данной теме мы уже выполнили реферат Земские соборы подробнее входили Боярская Дума и Освященный собор (верхняя палата). Верхнюю палату составляли высшие дворцовые и государственные сановники, высший коллегиальный орган церкви. В нижнюю палату входили выборные представители от населения: поместное дворянство, верхи городов, черносошное крестьянство.

Сословно-представительная монархия базировалась на: боярстве, феодальной верхушке; служилом дворянстве; городских ремесленно-купеческих верхах.

Земские соборы решали:

  • важнейшие вопросы внешней и внутренней политики (избрание царя);
  • принятие законодательных актов (принятие Соборного Уложения, отмена местничества);
  • решение политических вопросов (решение о воссоединении Украины с Россией);
  • установление размеров налогов и податей;
  • одобрение / неодобрение правительственных мер по поддержанию в государстве порядка.

Земские соборы стали утрачивать свою силу со второй половине XVII в. В этот период начался переход к абсолютной монархии.

В XVI–XVII вв. значительную роль играла Боярская Дума – орган государственной власти, в ведении которого находились законодательство и административно-судебные дела. В состав Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Депутат подробнее входили бояре, дети боярские, думные дворяне, думные дьяки. Формировалась управленческая бюрократия.

В годы опричнины функционировали опричная и земская Думы. Значение Думы в государстве стало падать со второй половины XVII в. Избранная рада, приближенный к монарху орган, действовала в 1547–1560 гг. Благодаря работе Избранной рады был принят целый ряд реформ: судебная, военная, земская, губная и др. Фактически Избранная рада какое-то время заменяла работу Боярской думы По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Боярская дума подробнее .

Форма государственного единства. Московское государство оставалось еще раннефеодальной монархией. В силу этого отношения между центром и местами строились первоначально на основе сюзеренитета-вассалитета. Однако с течением времени положение менялось.

Постепенно изменилась и юридическая природа отношений между великим и удельными князьями. Эти отношения основывались на иммунитетных грамотах и договорах, заключаемых в большом количестве. Первоначально такие договоры предусматривали службу удельного князя великому князю за вознаграждение.

Великий князь. Главой Русского государства был великий князь, обладавший значительной властью. Он издавал законы, осуществлял общее руководство государством, имел судебные полномочия. Первоначально свои законодательные, административные и судебные полномочия великий князь осуществлял лишь в пределах собственного домена.

Боярская дума. Боярская дума выросла из совета при князе, существовавшего еще в Древнерусском государстве. Ее оформление следует отнести к XV в. Боярская дума была постоянно действующим органом, имела сравнительно стабильный состав. В нее входили так называемые думные чины - введенные бояре и окольничьи. Компетенция Думы совпадала с полномочиями великого князя, хотя формально это нигде не было зафиксировано.

Феодальные съезды имели тот же характер, что и в Древней Руси, но по мере укрепления централизации государства постепенно отмирали.

Дворцово-вотчинная система управления. Московское государство унаследовало от предыдущего периода органы центрального управления, построенного по дворцово-вотчинной системе.

Местные органы управления. Территория Русского государства делилась на уезды - наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды в свою очередь делились на станы, станы - на волости. Впрочем, полного единообразия и четкости в административно-территориальном делении еще не было. Наряду с уездами кое-где сохранялись еще земли. Существовали также разряды - военные округа и губы - судебные округа.

Местные органы власти и управления не распространяли свою компетенцию на территорию боярских вотчин. Княжата и бояре, как и прежде, сохраняли иммунитетные права. Они были не просто землевладельцами, но и администраторами и судьями в своих деревнях и селах.

Органы городского управления. Города в данный период не имели самоуправления. В удельных княжествах управление городами осуществлялось наравне с сельской местностью. С присоединением удельных княжеств к Москве великие князья, сохраняя все земли уделов обычно за их прежними владельцами, всегда изымали города из юрисдикции бывших удельных князей, распространяли на них непосредственно свою власть.

Церковь в политической системе Российского государства. В начальный период объединения русских земель вокруг Москвы Православная церковь представляла собой большую силу, не только поддерживающую государство, но и соперничавшую с ним. В условиях ордынского ига церковь сумела сохранить свои экономические и политические позиции. Татаро-монголы не собирались обращать Русь в свою веру, и очень скоро православные митрополиты договорились с Ордой, получили от ордынских ханов ярлыки, закреплявшие привилегии Церкви.

К началу XVI в., при правлении Василия III, завершилось объединение разрозненных удельных земель в единое могучее государство. Государственным строем Руси в этот период была раннефеодальная монархия. Объединение земель потребовало реорганизации системы государственной власти, ее централизации. Основные преобразования для создания централизованного государства:

  • Вассальные отношения заменены на подданство.
  • Вооруженные силы объединены в единую организацию и подчинены верховной власти.
  • На всей территории действует единое законодательство.
  • Осуществляется единое управление государством органами центральной власти.

схема российской власти

Великий князь (государь всея Руси)

Усиление княжеской власти

Портрет Ивана Грозного

Полномочия князя

К началу XVI в. в ведении государя всея Руси находились:

Митрополит

Авторитет церковной верхушки в православной, истово верящей Руси, был очень велик. Духовные пастыри не ограничивались только заботой о благочестии мирян, а активно вмешивались в мирскую жизнь, включая политику и управление государством. Митрополит, высшее лицо в церковной иерархии, обладал огромной властью.

Взаимоотношения государства и церкви

Монастыри были крупнейшими феодалами, владеющими огромными земельными наделами с развитым хозяйством. Обрабатывали землю и вели хозяйство зависимые от монастыря крестьяне-крепостные, приносящие церкви огромный доход. Монастырские владения увеличивались как за счет пожертвований богатых землевладельцев, так и за счет захвата крестьянских земель. К XVI в. на Руси насчитывалось около 150 таких монастырей.

Крестьяне отстаивали свои земли, сопротивляясь закрепощению. Вспыхивали бунты, доходило до поджогов монастырских построек и убийства монахов. Бунтовали и окраинные территории Российского государства, где проводилась насильственная христианизация и закабаление местного населения. Там, где для убеждения не хватало креста и молитвы, на помощь приходила карательная мощь государства.

Для защиты от недовольства крестьян и удержания земельных богатств церковь нуждалась в сильной власти. Поэтому духовенство поддерживало идею объединения русских земель вокруг Москвы. Церковь пользовалась большой поддержкой великого князя. В свою очередь, церковники стали идеологической опорой царской власти, уверяя население в богоизбранности государя.

Роль митрополита

Высшим русским иерархом являлся митрополит. Текущая политика церкви во многом определялась его личностью. Особую значимость эта фигура приобрела в середине XIV в., когда вмешательство в светские дела митрополита Алексия сохранило жизнь и престол малолетнему московскому наследнику, княжичу Дмитрию Ивановичу, будущему Донскому. Это позволило владыке занять важное место в государственных властных структурах.

Митрополит Алексий и Дмитрий Донской

Церковная и светская власть, два фундаментальных института феодализма, нуждались друг в друге. Тем не менее, их отношения порой были напряженными. Так, известно о конфликтах князя Ивана III и митрополита Геронтия, но иерарху удалось сохранить за собой престол. Князь Василий III заточил в монастырь не угодившего ему Валаама, и самолично избрал митрополитом послушного Даниила. Иерарх Даниил поддерживал все политические мероприятия князя, помогал и в личных делах – именно он сыграл решающую роль в осуждаемом церковью и обществом разводе князя с Соломонией Сабуровой. Митрополит Макарий при Иване IV занимал положение первого царского советника.

Таким образом, митрополит играл значительную роль не только в церковной, но и в государственной сфере. Еще одно важное обстоятельство – как правило, это были высокообразованные люди, многие из которых оставили значительные рукописные труды.

Боярская дума (совещательный орган)

Этот высший государственный орган централизованного управления, в который входили представители феодальной аристократии, оформился к XV в. Первоначально она созывалась периодически, но князь Иван III сделал ее деятельность постоянной.

В этот совет при великом князе попадали не по служебным заслугам, уму и прочим достоинствам, а по знатности. Первоначально в него входили только самые знатные бояре и бывшие удельные князья. Позже по указанию Ивана III в нее вошли окольничьи – этот чин получали менее родовитые, но приближенные к князю люди. В Думе они обладали вторым по значимости статусом. К началу XVI в. в состав совета вошли также думные дворяне – сословие менее знатное, но привилегированное. И самым низким статусом обладали думные дьяки. Они вели делопроизводство, составляли проекты решений и указов, а также отвечали за работу конкретных отраслевых учреждений-приказов. Всего в Думу входило 50-60 человек.

В круг полномочий Боярской думы входили:

  • вопросы законодательства, судопроизводства, управления внутренними делами;
  • проблемы внешней политики, дипломатические вопросы, переговоры с послами;
  • контроль за работой местных органов управления, государственных ведомств;
  • управление Москвой при отъезде великого князя.

Боярская дума

Большой дворец (исполнительный орган)

Большой дворец (Дворец) и Казенный дворец (Казна) стали первыми общегосударственными органами управления централизованного государства. Они были сформированы в конце XV-начале XIV вв. Каждое учреждение имело свой штат и структурные подразделения, их функции были разграничены.

Большой дворец ведал всеми землями великого князя и их населением. В его полномочия входили:

  • поземельные отношения землевладельцев;
  • повинности тяглового населения;
  • доходы и расходы княжеского двора и прочее.

Возглавлял Большой дворец дворецкий. Эту придворную должность, дававшую огромную власть, могли занимать только знатные бояре. В его подчинении находился дворовой штат, в который входили бывшие удельные князья, бояре из нетитулованных родов, служилые люди. Высокое положение при княжеском дворе позволяло дворецкому оказывать значительное влияние на общегосударственные проблемы.

Помимо Большого дворца в Москве, создавались Дворцы для управления другими территориями – Рязанский и другие. Постепенный переход от дворцово-вотчинной системы управления и разрастание функций Дворца привело к формированию Приказов. Это были ведомства, занимающиеся определенной отраслью – охотой, бортничеством и прочими.

княжеский двор

Казенный дворец

Это важнейшее учреждение называли также Казенным двором или Казной. В его ведении находилась не только казна государства, но и государственная печать и архив князя. В его полномочия вошли:

  • великокняжеская канцелярия;
  • финансы;
  • организация дипломатической службы;
  • обеспечение вооруженных сил и прочее.

Возглавлял Казенный дворец казначей. В письменных источниках европейских государств его называют канцлером, что подчеркивает высокое положение казначея в иерархии великокняжеского двора. По мере усложнения функций государственного аппарата из Казны выделяются подчиненные Приказы, например:

  • Посольский – взаимоотношения Русского государства с другими странами;
  • Разрядный – учет служилых людей, управление дворянским войском;
  • Конюшенный – учет конного дворянского войска;
  • Ямской – почтовая служба.

К середине XVI в. в Российском государстве была сформирована система государственных учреждений – Приказов. Параллельно с ее созданием формировалось сословие профессиональных чиновников, ведущих приказное делопроизводство. Грамотные дьяки и подъячие, по мере развития органов государственного управления и их администрации, приобретали все большую самостоятельность и значимость.

Читайте также: