Сообщение об отношении греков и скифов

Обновлено: 03.07.2024

Скифы являлись ближайшими соседями греков в Причерноморье. Они занимались сельским хозяйством и скотоводством, при этом ведя кочевую жизнь. Греки дружили со скифами и вели с ними торговлю зерном, мехами, скотом и даже рабами. В свою очередь, скифы принимали греческие обычаи и нравы, а один скифский царь даже поклонялся греческим богам. Но так как греки были гордым народом, знавшим себе цену, то любой грек всегда считал скифов варварами и чужаками.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

В Северном Причерноморье соседями греков были племена ски́фов . Некоторые племена вели кочевой образ жизни, некоторые занимались земледелием. Скифы были храбрыми воинами и искусными наездниками.

Scythian_Warriors.jpg

Постепенно соседи узнавали больше об обычаях друг друга. Греческий историк Геродот описал в своей книге легенду о скифском царе Ски́ле . Мать Скила была гречанкой, и поэтому царь любил обычаи греков. Когда подданные царя узнали, что он носит греческие одежды и поклоняется греческим богам, они подняли против него восстание и убили Скила.

Сначала это слово не несло негативного смысла. Позже варварами стали называть грубых или невежественных людей.

Великая греческая колонизация способствовала развитию торговли, мореплавания и ремесла. Греки расширили свои знания о мире. Контакты с различными народами обогатили культуру греков.

Тороп С.О.
Биолог, краевед
г. Никополь, Украина
Биография

Материал предоставлен в авторской редакции

Царь скифов Скил спешил в Ольвию - греческую колонию, находившуюся в 40 км к югу от нынешнего города Николаева. Он боялся опоздать к началу праздника, посвященного богу виноделия Дионису. Около главных северных ворот царь оставил провожавших его воинов, а сам вошел в город. Скил с нетерпением желал вновь с головой окунуться в жизнь, такую не похожую на жизнь предводителя скифов.



Первым делом он направился в свой просторный дом, построенный по типу греческих. Его внутренний двор украшали мраморные статуи львов и грифонов, созданные лучшими греческими мастерами.


Очутившись в одной из парадных комнат, скифский царь снял с себя постылые варварские одежды, облачившись в хитон (нижнюю одежду в виде рубашки) и гиматий (плащ) - традиционный наряд эллинов.










Вскоре Скил ступал по главной и самой широкой улице Ольвии, которая вела к окаймленной рядами торговых лавок агоре (площади).


Здесь была сосредоточена вся деловая жизнь города, происходили праздники и богослужения, выборы архонтов (правителей) и стратегов (военных руководителей). В северной части агоры возвышались храмы и курились жертвенники.





Сатиры - низшие лесные божества, демоны плодородия, составлявшие свиту Диониса. Традиция представляет сатиров ленивыми, похотливыми, часто полупьяными. Они постоянно заняты игрой, танцами. Сатиры бродят по лесам и вместе с нимфами устраивают веселые хороводы. В ранний период античного искусства сатиры изображались полулюдьми-полукозлами с заостренными, похожими на козьи, ушами, козьим или лошадиным хвостом, растрепанными волосами и тупым вздернутым носом.

После жертвоприношения начались пиры, сопровождаемые веселыми песнями и плясками.








Конечно, примирение богов не всегда происходило гладко, и печальная судьба царя Скила служит тому самым ярким подтверждением.

Более того, даже эллинизированные (обращенные в совместную религию) скифы и их правители отнюдь не спешили стать послушными марионетками в руках изобретательных колонистов. Время от времени они пытались захватить греческие города, богатевшие благодаря заморской торговле.


В 170-е гг. до н.э. царю Крымской Скифии Скилуру удалось установить контроль над Ольвией, а в середине I в. н.э. скифские цари Фарзой и Иненсимей правили этим городом.


После создания в Крыму новой столицы скифов, просуществовавшей до конца III в. н.э., заметно усилился их натиск на Херсонес. Скифы предпринимали неоднократные попытки овладеть этим стратегически важным городом, чтобы получить возможность вести более интенсивную торговлю с греческими городами-государствами Средиземноморья и Причерноморья, избавившись от посредничества Херсонеса и Босфора. На западном берегу Крыма скифы захватили главные гавани - Керкинитиду, Калос Лимен и ряд других греческих укрепленных пунктов, превратив их в свои крепости. В центральных предгорьях полуострова они возвели укрепленные поселения - Хабеи, Палакий, Напит и другие. До нашего времени в Западном Крыму сохранились остатки 4 крупных скифских поселений городского типа с двойной линией обороны в виде рвов, валов и каменных стен с башнями.




Планы укрепленных скифских поселений

Наиболее сильно греческое влияние стало сказываться на культуре скифов после переноса центра их царства из нижнего Приднепровья в Крым. Скифский город Неаполь (на восточной окраине современного Симферополя) по образцу греческих городов был укреплен мощной оборонительной стеной с башнями.


В нем построили частные и общественные каменные здания, на площади поставили статуи. Представителей царского рода стали хоронить в каменном мавзолее, построенном у городской стены Неаполя, а рядовых скифов - на кладбище, располагавшемся недалеко от города.




Помимо скифов в Неаполе жили греки, тавры, сарматы, в обиходе была разноязычная речь. В официальных отношениях скифы пользовались греческим языком и греческой письменностью.


Греческое влияние отразилось и в архитектуре города, где наряду со скифскими типами жилищ в виде круглой юрты на деревянном каркасе и прямоугольной полуземлянки из необработанного камня с глинобитным покрытием строились сырцовые и каменные здания с отштукатуренными стенами, крытые черепицей.



Скифское искусство, подвергнувшись сильному греческому влиянию, обогащается такими новыми видами, как скульптурный портрет и настенная живопись. Появляются изображения очеловеченных божеств и людей (героев мифов и народных сказаний). Изображения зверей утрачивают прежнюю стилизацию и приобретают более реалистический характер.





Кем был создатель знаменитой пекторали, найденной известным украинским археологом Борисом Мозолевским в кургане Толстая Могила (Никопольский район)? Скифом, несомненно, изготовившим ее под греческим влиянием, или греком, в свою очередь, хорошо знакомым с бытом и обычаями скифов?







В конце XX - начале XXI вв. ученые обнаружили в окрестностях Севастополя и Ялты пирамиды, находящиеся на глубине от 5 до 10 м, под слоем осадочных пород, галечника и ила. Время строительства этих уникальных объектов, а также их предназначение до сих пор вызывают жаркие споры. По мнению некоторых исследователей, они были сооружены греческими поселенцами, которые обосновались в Крыму в VI-V вв. до н.э. Греки строили их вершиной вниз и использовали в качестве конденсаторов влаги. Для этого в земле выкапывали воронкообразную яму глубиной около 2 м и выкладывали ее стены камнями. На поверхности земли строили стены высотой до 10 м. До вечера на каменных стенах пирамиды конденсировалась влага. Ночью она стекала по стенам сооружения в подземную лунку, уровень воды поднимался все выше и греческие поселенцы получали пресную воду.

Первой монетой, которую греческие поселенцы начали чеканить на территории Северного Причерноморья, вероятно, был серебряный тетробол, с изображением головы льва на лицевой стороне и вдавленного квадрата на оборотной (530-520 гг. до н.э. Пантикапей). В более поздние времена в Боспорском царстве чеканились золотые монеты с изображением сказочного существа Силена (на лицевой стороне) и грифона с копьем в зубах (на обороте). Во времена Митридата VI Евпатора хождение получили тетрадрахмы с изображением головы царя в диадеме (на лицевой стороне) и пасущегося оленя (на оборотной). Чеканка монеты в Боспорском царстве прекратилась во времена царя Рескупорида VI (около 341 г.).








Большое значение играло также сельское хозяйство (производство зерна, виноделие). Основные типы жилищ - полуземляничные (вторая половина VI - начало V вв. до н.э.), наземные (со второй половины V в. до н.э.). В городе были построены храмы, театр, гимнасии.






Органы государственного управления в Ольвии разделялись на законодательные и исполнительные. Народному собранию, в котором могли принимать участие все полноправные граждане Ольвии, и совету принадлежали законодательные функции. Исполнительную власть осуществляли коллеги (магистратуры) или отдельные чиновники (магистраты). Они избирались на народных собраниях открытым голосованием (как правило, на 1 год).


Наивысшей магистратурой, управлявшей всеми другими коллегиями, была коллегия архонтов (5 человек). Финансовыми делами занимались коллегия Девяти и коллегия Семи, военными - коллегия стратегов (6 человек), закупками хлеба - коллегия ситонов (5 человек), порядком на рынках - коллегии астиномов и агораномов (5 человек). В состав государственного аппарата входили также должности секретарей, гимнасиарха (руководил обучением и физическим воспитанием), глашатая (объявлял декреты и постановления) и др.


Во второй половине VI в. до н.э. в Ольвии уже существовали священный участок (теменос) и торгово-административная площадь (агора), выпускалась собственная бронзовая литая монета в виде дельфина. В V в. до н.э. выпускались литые монеты круглой формы (ассы), на лицевой стороне которых помещалось изображение Афины, Горгоны или Деметры. В 331 г. до н.э. ольвиополиты в союзе со скифами разгромили 30-тысячную армию македонского полководца Зопириона, осадившего Ольвию и предпринявшего попытку захватить Скифию. Периодом наивысшего развития города стал рубеж IV-III вв. до н.э. - его территория увеличилась до 50 га, чеканилась собственная |золотая монета, развернулось широкое монументальное (культовое, городское) и частное строительство, развивалось рыболовство, ткачество и другие ремесла. С конца III в. до н.э. Ольвия вступила в период социально-экономического и политического кризиса. Во II в. до н.э. она сначала попала под протекторат скифского царя Скилура, а затем - понтийского царя Митридата VI Евпатора. В I в. до н.э. она подверглась нападению гетов под руководством Буребисты. В середине І в. н.э. Ольвией правили скифские цари Фарзой и Иненсимей, возобновились многие ремесла, торговля, строительство.


Окончательно она утратила политическую независимость при римском императоре Септимии Севере (193-211 гг. н.э.), став частью провинции Нижняя Мезия (римский гарнизон появился в городе еще при Антонине Пие). В III в. н.э. Ольвия подверглась нашествию готов и, вероятно, в IV в. н.э. прекратила свое существование.



Продолжение, предыдущая часть тут.

Войны с Периклом и Александром Македонским (V–IV века до н. э.)

Также потом скифами и сарматами были основаны города Голунь в Приднепровье, Воронежец на реке Воронеж (близ современного областного центра Воронеж есть древние городища), Кияр или Сирак (Сар-град) в Приэльбрусье, Новгород (Неаполь Скифский) в Крыму. Веды Руси говорят и об иных городах и сёлах. Скифы и сарматы переходили к осёдлости, хоть и не оставляли прежней кочевой и вольной жизни.

Анахарсис долго отсутствовал в Скифии, он странствовал сначала в Греции. Около 594 года до н. э. (на 47-ю Олимпиаду) побывал в Афинах и был принят мудрецом Солоном. Спустя почти четыре десятилетия (надо полагать, столько времени он провел в Греции), уже 60-летним стариком Анахарсис совершил путешествие в Лидию. Он написал письмо лидийскому царю Крезу (тот царствовал с 560 года по 546 год до н. э.), сообщив, что скиф Анахарсис прибыл в Малую Азию для изучения нравов и занятий населения (замечу, в сём возрасте пора итоги подводить, а не этнографические экспедиции затевать).


Греки же, по понятным причинам, сделали из него мученика за веру, который пытался просветить варваров. И даже, дабы ещё более возвеличить его, приписали ему изобретение якоря и гончарного круга (об этом в один голос пишут античные авторы). А между тем известно, что сии изобретения были сделаны за многие века до Анахарсиса. Ему также были приписаны многие изречения, народные пословицы, которые, кстати, дожили до наших дней; думаю, многие из них также старше Анахарсиса. Для некоторых, сочинённых самими греками, даже и автор-грек находится (возможно, сам Анахарсис приписывал себе изречения греческих философов и мудрецов).

И тем не менее, став, по существу, греческой колонией (особенно в культурном отношении), в IV веке до н. э. при царе Атее Скифия достигла расцвета и вершины своего могущества. В Скифии сложилась ирано-греческая монархия (она стала подобна Селевкидской Персии). Но это же стало и причиной её падения. Ибо богатства Скифии соблазняли воинственных соседей, а роскошь двора и переход к городской жизни ослабили военные силы скифов.

Скифия стала вести захватнические войны. Так, скифский царь Атей захватил часть задунайской Фракии, часть земли гетов в Добрудже, воевал с трибалами. Тогда же он стал чеканить собственную монету в одном из западнопонтийских городов. Но тут интересы Скифии столкнулись с интересами молодой Македонии. В 339 году на Дунае произошла битва между Атеем и македонским царем Филиппом II. В сей битве Атей погиб. Было ему тогда 90 лет – воистину славная смерть в бою! Но скифы тогда чуть ли не впервые были разбиты.

Александр Македонский не стал покорять Скифию и мстить за поражение Зопириона, ибо он был занят войной с Дарием Кодоманом. Как известно, Александру Македонскому покорились вся Передняя и Средняя Азия, часть Индии. Он завоевал Бактрию и Согдиану, убив наследника Дария Буса Бактрийского (сака Бэса, полагаю, предка Буса Белояра).

О его двух походах на Кавказ, к граду Кияр и Эльбрусу (331 и 327 годов до н. э.), о великих войнах с русколанскими родами сарматов-русов, об основании Александрий на Волге и реке Дон и построении великой Стены Александра на Кавказе уже было подробно рассказано выше. Здесь же напомним, что на вершине своего могущества Александр женился на скифянке, которая носила имя Роксана (по-славянски Русана). Александр увидел её в хороводе и был столь покорён ею, что не пожелал взять её силой, а справил свадьбу по арийскому обряду.

Падение Скифии и рождение Великой Сарматии становились неизбежными. Уже при Атее от Великой Скифии отложились и стали сарматскими земли за Доном и восточное побережье Меотиды (Азовское море).

Преемник Атея, последний царь Великой Скифии Агар попытался восстановить величие своей державы, боролся даже за влияние в Боспорском царстве, ставя на наследника боспорского трона Сатира II в его междоусобной борьбе с братом Евмелом. Скифское войско (20 000 пехоты и 10 000 конницы) воевало на стороне Сатира II (согласно Диодору, XX, 22–26). Но он недолго продержался на троне (309–310 гг.). Победителем в той борьбе стал брат Сатира II Евмел, который призвал на помощь сарматов.

Читайте также: