Сообщение христианин по неволе

Обновлено: 06.07.2024

Глава I

В письме св. Васи­лия Вели­кого адре­со­ван­ном его другу Амфи­ло­хию епи­скопу Ико­ний­скому, Васи­лий состав­ляет список санк­ций, кото­рые он реко­мен­дует при­ме­нять для раз­лич­ных грехов2.

Это 128 письмо Васи­лия Вели­кого имело длин­ную и непро­стую исто­рию, кото­рая пока­зы­вает все глу­бину раз­лома в хри­сти­ан­ском созна­нии по этой теме.

Тогда воз­ни­кает вопрос. Абсо­лют­ная ли по своей при­роде шестая запо­ведь, или она отно­сится только к опре­де­лен­ному виду убий­ства? При­ла­га­ема ли она ко всем, или можно гово­рить об исклю­че­ниях: послу­ша­ние сол­дата при­казу коман­дира, защита своей жизни, спра­вед­ли­вая война? Эти вопросы не нахо­дили одно­знач­ных отве­тов в исто­рии ранней Церкви. Поэтому письмо Васи­лия Вели­кого демон­стри­рует при­сут­ствие среди хри­стиан крайне нега­тив­ного отно­ше­ния к воен­ному образу жизни, с одной сто­роны, так же как доста­точно авто­ри­тет­ное мнение о неиз­беж­но­сти мили­та­ризма, а посему необ­хо­ди­мо­сти ико­но­мии и мис­си­о­нер­ского под­хода, с другой.

Глава II

Глава III

Уже в афри­кан­ской Церкви времен Тер­тул­ли­ана среди хри­стиан суще­ство­вали разные мнения отно­си­тельно этого сюжета. Одни, ссы­ла­ясь на пример Иисуса Навина, пол­ко­водца вет­хо­за­вет­ного Изра­иля, одоб­ряли хри­сти­ан­ское при­сут­ствие на службе Импе­рии. Другие счи­тали, что только офи­церы, кото­рые лично отдают при­казы уби­вать или пре­сле­до­вать, повинны против хри­сти­ан­ской сове­сти, а обык­но­вен­ные сол­даты всего лишь послушны при­ка­зам и не могут быть под­вер­жены осуж­де­нию8.

Но не только духов­ная сто­рона службы в рим­ской армии забо­тит Тер­тул­ли­ана. Мораль­ная оценка наси­лия, свой­ствен­ного воен­ной службе, была не менее сурова в его про­из­ве­де­ниях. Напри­мер, Тер­тул­лиан состав­ляет каноны, согласно кото­рым смер­тель­ным грехом счи­та­ется для хри­стиан про­ли­тие чьей бы то ни было крови, и запре­ща­ется кре­стить солдат, еще не сбе­жав­ших из армии. Сложно ска­зать, была ли это пози­ция лично Тер­тул­ли­ана, или она раз­де­ля­лась боль­шин­ством хри­стиан II века севера Африки. Однако отра­же­ние дан­ного под­хода встре­ча­ется во многих памят­ни­ках того вре­мени.

Глава IV

Во II веке св. Иустин Фило­соф в Диа­логе с Три­фо­ном Иудеем, также сви­де­тель­ствует о хри­сти­а­нах Рима как о после­до­ва­тель­ных паци­фи­стах:

То же нахо­дим в кано­нах Иппо­лита Рим­ского, где он запре­щает сол­да­там-хри­сти­а­нам уби­вать под стра­хом отлу­че­ния от Церкви, даже если они полу­чат приказ от коман­дира. А 13 канон Иппо­лита Рим­ского вообще запре­щает под ана­фе­мой посту­пать на воин­скую службу хри­сти­а­нам. Тем же, кто обра­тился, будучи уже сол­да­том, не только запре­щено про­ли­вать кровь, но и участ­во­вать в рели­ги­оз­ных риту­а­лах своего леги­она:

Однако 14 канон Иппо­лита сви­де­тель­ствует о нали­чии хри­стиан в рим­ской армии и преду­смат­ри­вает для них епи­ти­мии:

Таким обра­зом, сол­даты про­ли­ва­ю­щие кровь, лиша­лись при­ча­стия, хотя и полу­чали надежду на про­ще­ние через епи­ти­мью, срок кото­рой не уточ­ня­ется.

Глава V

Суль­пи­ций Север, духов­ный ученик и агио­граф св. Мар­тина Тур­ского, испы­ты­вает неудоб­ство в связи с тем фактом, что его вели­кий учи­тель после кре­ще­ния при­ни­мает реше­ние остаться в армии. В Vita Sancti Martin iСуль­пи­ций пыта­ется мини­ми­зи­ро­вать уча­стие св. Мар­тина в армей­ских делах, сде­лать их номи­наль­ными – solo licet nomine militavit20. Он даже оправ­ды­вает такое необыч­ное пове­де­ние свя­того тайным мис­си­о­нер­ским замыс­лом:

Глава VI

В IV веке тема духов­ной опас­но­сти и язы­че­ских куль­тов сво­ра­чи­ва­ется. При­хо­дит время новой воен­ной док­трины. Знамя Христа при­хо­дит в леги­оны, осво­бож­дая их от бесов­ского про­шлого. Отныне старая армия при­звана слу­жить новой вере.

У свя­ти­теля Афа­на­сия Алек­сан­дрий­ского (ок. 298–373) уже нахо­дим совер­шенно иную оценку как службы в армии, так и убий­ства на войне. В своем письме еги­пет­скому подвиж­нику старцу Аммону Афа­на­сий пишет:

Если война ведет к про­слав­ле­нию божьих избран­ни­ков, то даже наси­лие на поле брани реа­би­ли­ти­ру­ется как Божий замы­сел. А это уже достойно про­слав­ле­ния. И Корипп повест­вует о тор­же­ствен­ной литур­гии по случаю победы, где все ее винов­ники достойны при­ча­стия от единой чаши31.

Инте­ресно, что мы обла­даем боль­шим коли­че­ством визан­тий­ских кано­нов того вре­мени. И ни в одном из них нет канона Васи­лия Вели­кого отно­си­тельно трех­лет­ней епи­ти­мии32.

Только свя­ти­тель Иоанн III Схо­ла­стик (ум. 577), пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, один из самых ярких кано­ни­стов своего вре­мени, состав­ляя зна­ме­ни­тый Номо­ка­нон, в пре­ди­сло­вии гово­рит, что он первый, кто добав­ляет все кано­ни­че­ские письма Васи­лия Вели­кого в кол­лек­цию цер­ков­ных правил. Преды­ду­щие сбор­ники, конечно, содер­жали письма Васи­лия, но 13 пра­вило о трех­лет­ней епи­ти­мии созна­тельно умал­чи­ва­лось33. Только с 580 года, с Syntagma canonum в кано­ни­че­ских сбор­ни­ках появ­ля­ется 128 письмо Васи­лия Вели­кого34. Тем не менее, соста­ви­тели после­ду­ю­щих сбор­ни­ков непре­менно сооб­щали, что пра­вила Васи­лия не при­зна­ются по своему авто­ри­тету рав­ными с пра­ви­лами собо­ров, и цити­ру­ются только как источ­ник цер­ков­ного права. Это весьма важный нюанс. Пра­вила Васи­лия цити­ро­вали, но им не пре­да­вали силу нор­ма­тив­ного цер­ков­ного акта.

Однако, несмотря на такое явное лоб­би­ро­ва­ние, цер­ков­ное созна­ние оста­ва­лось чуждым един­ства по вопросу о воен­ном слу­же­нии.

Чело­ве­ко­лю­би­вый и состра­да­тель­ный харак­тер Пав­ли­ния не мог сми­риться с фактом наси­лия, пусть даже необ­хо­ди­мого, пусть даже за правое дело.

Глава VII

Как видим, пози­ция Церкви по данной теме эво­лю­ци­о­ни­ро­вала на про­тя­же­нии дли­тель­ного вре­мени: от пожиз­нен­ного отлу­че­ния в III веке до частич­ного отлу­че­ния в IV веке; от при­зна­ния необ­хо­ди­мо­сти хри­сти­ан­ской армии для защиты веры до празд­но­ва­ния победы боже­ствен­ной литур­гией в при­сут­ствии иерар­хов и всего хри­сто­лю­би­вого воин­ства.

И такая нере­ши­тель­ность более позд­них цер­ков­ных авто­ров объ­яс­нима. Сложно себе пред­ста­вить отлу­че­ние от при­ча­стия хри­сти­ан­ских воинов в эпоху, когда роль армии в защите Оте­че­ства была чрез­мерна важной. Напри­мер, перед лицом язы­че­ской Персии или ислам­ского Хали­фата.

При­ме­ча­ния:

3 L. BIELER. The Irish Penitentials. Dublin. 1964. Pp. 34–45.

4 Цит. по: BASIL DE CESAREE. Correspondance. Ep. 128, 13. Ed. et trad. Y. COURTONNE. P. 130 (пере­вод. автора).

9 ТЕР­ТУЛ­ЛИАН. De idololatria, 19,3.

10 At nunc de isto quaeritur, an fidelis ad militiam converti posit et an militia ad fidem admitti, etiam caligata vel inferior quaeque, cui non sit necessitas immolationum vel capitalium judiciorum. Etc. ТЕР­ТУ­ЛИАН. Об идо­ло­по­клон­стве (De idololatria) глава 19.

11 О рели­ги­оз­ном кален­даре рим­ской Импе­рии Feriale Duranum и мно­го­чис­лен­ных празд­ни­ках пред­пи­сан­ных им см. R.O. FINK, A.S. HONEY, W.F. SNYDER. The Feriale Duranum. New Haven. 1940.

12 Пере­вод автора, цит. по: TERTULLIEN, De Corona, 11,4; Quinti Septimi Florentis Tertulliani Opera, Opera Montanistica. CCL 2. Turnhout. 1954. P. 1056.

13 Пере­вод автора, цит. по: TERTULLIEN, De Corona, 11,2;

14 Пере­вод автора. Цит. по: JUSTIN. Dialogue avec Tryphon, 110,3, ed. et trad. G. ARCHAMBLAULT, Paris. 1909. Pp. 164–166.

16 Les Canons d’Hippolyte. ed. R.G. COQUIN, PO 31, fasc. 2, Paris. 1966. P. 367.

18 Les Constitutions Apostoliques, VIII,32,10, ed. et trad. M. METZGER. Paris. 1987. Pp. 238–239.

20 SULPICE SEVERE. Vie de saint Martin, 3,6. Ed. et trad. J. FONTAINE. Paris. 1967. P. 258.

23 EUSEBE DE CESAREE. La theologie politique de l’Empire chretien. Louange de Constantin (Triakontaeterikos), introd., trad., originale et notes P. MARAVAL. Paris. 2000. P. 123.

24 Св. АФА­НА­СИЙ ВЕЛИ­КИЙ. Посла­ние к Аммуну монаху. Пере­вод автора, цит. по: Lettre d’Athanas a Ammoun, ed. G.A. RHALLES et M. POTLES,Syntagma ton theion kanonon… t. IV, Athenes. 1854. P. 133.

25 Пере­вод автора. Цит. по: Sancti Ambrosii Opera. De Fide. Pars Octava. II,16, 141–143, SCEL 78, (Ad Gratianum Augustum). Vindobonae. 1962. Pp. 106–107.

26 ZOSIME. Histoire Nouvelle, edit. et trad. Francois Paschoud. Vol. IV,36. Paris. 1989.

27 Concile d’Arles. Epistula ad Silvestrum, c.3, ed. et trad. J. GAUDEMENT.Conciles gaulois du IV siecle. Paris. 1977. Pp. 44–45.

29 Цит. по: Свт. ВАСИ­ЛИЙ ВЕЛИ­КИЙ. Тво­ре­ния иже во святых отца нашего Васи­лия Вели­кого, архи­епи­скопа Кеса­рии Кап­па­до­кий­ской. 4‑е изд. Ч. 7. ТСЛ, 1902. стр. 92.

30 CORIPPE, Flavius Cresconius Corippus. Eloge de l’Empereur Justin II. Liv. I,60. Collection des Universites de France. Paris. 1981. P. 18.

31 Ibid. VI, Vers 58 sq.

32 См. N. VAN DER WAL et J.H.A. LOKIN. Historiae juris graeco-romani delineatio. Les sources du droit byzantin de 300 a 1453. Groningue. 1985.

33 См. по этой теме: V.N. BENESEVIC. Ioannis Scholastici Synagoga L Titulorum ceteraque eiusdem opera juridical. Adh. D. Bayerischen Akademie der Wissensch. Phil.-hist. Abteilung, neue Folge, Heft 14. Munich. 1937.

34 N. VAN DER WAL et J.H.A. LOKIN. Ibid. P. 61.

35 Пере­вод автора цит. по: M. KAMPTNER. Editio altera supplementis aucta curante. Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften. Vienne. 1999. P. 225.

36 Пере­вод автора цит. по: PAULIN DE NOLE. Ep. 25,3. ed. G. DE HARTEL. Epistulae, Sancti Pontii Meropii Paulini Nolani Opera. 1 ⁄2.

37 Прп. ИСИДОР ПЕЛУ­СИОТ, Тво­ре­ния свя­того Иси­дора Пелу­си­ота: Письма. Ч. 3. М. 1860. Стр. 383.


Непризнанная автокефалия и плоды раскола

svoboden v nevoli-s

Разделение церквей принесло свои страшные плоды в этом некогда благочестивом крае. Формально – гонений верующих от коммунистов не было, однако храмы и монастыри Македонии были официально переданы в собственность МПц. В погоне за наживой раскольники стали распродавать или сдавать в аренду церковное имущество. Монастырь св. Пантелеимона в горном Нерези, построенный в XII веке, был превращен в отель. Здесь уже давно не служат Литургии и лишь иногда по заказу совершают венчание. Кафедральный собор св. Софии в Охриде сдают арендаторам как концертный зал. Храм Св. Спаса, главный в Скопье, превращен в музей. Церковь Св. Георгия, построенная до войны сербами и русскими, переделана в магазин. Но самое тяжелое зрелище – это превращенная в гостиницу главная святыня страны, монастырь св. Наума Охридского, где почивают мощи самого знаменитого подвижника этих мест. Против всех этих решений протестовали верующие Македонии и представители других славянских Церквей.

Лишь митрополит Велесский и Повадарский Иоанн в 2002 году откликнулся на приглашение Сербского Патриарха и вернулся в лоно Сербской Церкви, придя к единству с Вселенским Православием. Так в Македонии появилась каноническая Церковь, к которой примкнуло большинство монашествующих и тысячи православных мирян. Владыка Иоанн стал законным главой Охридской Архиепископии, в которой вскоре появилось еще два епископа, составивших Священный Синод этой автономной Церкви. Однако духовенство и миряне, стремящиеся к восстановлению церковного единства, подвергаются гонениям от властей.

Как только архиепископ Иоанн выходил на свободу, против него сразу же возбуждали новый процесс. Многолетние преследования архиерея Сербской Православной Церкви вызвали резкое осуждение со стороны многих между­народных организаций. Предстоятели Поместных Церквей – в том числе по­койный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II – неоднократно обра­щались к руководству Республики Македония с просьбами об освобождении архиепископа Иоанна. В общей сложности архиепископ Иоанн провел в тюрьме около двух лет. Несмотря на третирования власти, аресты и заключения, Владыка продолжает оставаться в лоне Сербской Патриархии, хранит верность единству Церкви Христовой и Вселенскому Православию. В современной Европе это единственный пример, когда государственные органы, нарушая законодательство своей страны и международные конвенции, совершают насилие над Православной Церковью и её Первоиерархом.

Исповедоваться запрещено!

Во время второго тюремного заключения, которое последовало вскоре за первым, владыка Иоанн составил программу по улучшению воспитательной работы в тюрьме и направил ее правительству страны. Основным пунк­том программы было предложение позволить духовным лицам приходить в тюрьмы для проповеди, исповеди и служения Литургии. То, что для России является обычной практикой на протяжении многих лет, в респуб­лике Македония до сих пор строго запрещено. Все время своего заключения сам Владыка, как и остальные обитатели тюрьмы Идризово, не имел возможности исповедоваться и причащаться.

После освобождения решением Синода Православной Охридской Архиепископии архиепископу Иоанну было реко­мендовано отложить возвращение в Македонию, и он проживал в граничащих с Македонией балканских странах. Отчасти это было связано с желанием архиепис­копа закончить обучение на Богословском факультете Фессалоникийского университета. Однако 16 ноября 2010 года Владыка все же был аресто­ван при пересечении границы с Болгарией, поскольку Македония объявила его в розыск по линии Интер­пола. Впрочем, болгарский суд, изучив обстоятельства дела, постановил, что в его основе лежит преследование по религиозным и политическим мотивам и отказал в выдаче архиепископа Охридского Иоанна Македонии, чтобы архиепископ смог свободно вернуться в Грецию.

В конце октя­бря 2011 года владыка Иоанн успешно защитил докторскую диссертацию в Фессалониках и вернулся на родину – в надежде, что после того, как отбудет срок третьего тюремного заключения, сможет быть вместе со своей паствой.

Сербская Церковь обращается ко всем людям доброй воли:

В настоящее время приходы и монастыри Православной Охридской Архиепископии действуют во всех крупных городах Македонии, однако они до сих пор не признаны властями, не имеют официального статуса и в своей деятельности нередко сталкивают­ся с сильным противодействием со стороны МПц. С горечью приходится признать, что гонения на Охридскую Архиепископию Сербского Патриархата продолжаются здесь и в наши дни. 11 мая 2012 года Сербская Православная Церковь, осудила вынесенный архиепископу Охридскому и митрополиту Скопскому Иоанну (Вранишковскому) приговор о заключении его в тюрьму на 2,5 года. С просьбой оказать духовную, моральную, правовую поддержку заключенному совести архиепископу Иоанну и содействовать его скорейшему освобождению из тюрьмы она обратилась ко всем христианским Церквам в мире, к Мировому Совету Церквей, Конференции европейских Церквей и другим христианским организациям, к духовным вождям мировых религий, к правительствам и надлежащим государственным органам демократических государств, к международным организациям по защите прав человека и религиозных свобод и ко всем людям доброй воли (см: Сербская Православная Церковь осудила вынесенный македонским судом приговор архиепископу Охридскому Иоанну (Вранишковскому))




Пид двором зелененьким

С татарыном молоденьким.

Шо на Чорному морю,

Там много війська понажено,

У тры ряды бидных, бищасных невольныкив посажено,

По-два та по-три до купы посковано,

По-двое кайданив на ноты покладено,

Сырою сырыцею назад рукы повьязано.

Толи бидни, бищасни невольныки на колина упадали,

В гору рукы пидиймалы, кайданами бряачали,

Господа мылосердного прохали та благали:

«Господи мылосердный! создай в неба ясне сонце-мите,

Нехай будут кайданы коло нить опадати,

Сырая сырыця коло рук ослабати,

Хай мы будем, бидни, бищасни невольныкы,

У чужий земли хоч мале число полегкости соби мати, —

Тее воны промовляли.

Аж ось баша турецький бусурминський,

По рынку вин похожие,

Вин сам добре тее зачувае,

На слугы свой, на туркы-янычары, зо зла гукае:

Кажу я вам, туркы янычары, добре вы дбайте:

Из ряду до ряду захожайте,

По тры пучкы терныны та червоно и таволгы набирайте,

Тоди туркы-янычары из ряду до ряду захожали,

По тры пучки терныны и червоной таволгы у рукы брали,

По-трычи в одним мисци бидного невольныка затынали,

Тило казацьке мододецьке коло жовтои косты обрывали,

Кровь хрестианьску неповынно пролывали.

Глава 18

Пид двором зелененьким

С татарыном молоденьким.


В нашем храме Святой Троицы на Грязех, как и в других храмах Москвы, есть группа тюремного служения. Мы ведем активную переписку с заключенными, отправляем в колонии посылки, посещаем богослужения в московских СИЗО.

Настоятель храма протоиерей Иоанн Каледа уделяет вопросу окормления заключенных особое внимание, ведь он – сын протоиерея Глеба Каледы, который, как известно, был первым священником, пришедшим в Бутырский храм в начале 1990-х годов, и внук священномученика Владимира Амбарцумова, томившегося в застенках Бутырки и расстрелянного на Бутовском полигоне в 1937 году.

Почему я пишу заключенным? Мне часто задают этот вопрос.

Чему учит общение с заключенными? Любви

Чему учит общение с заключенными? Любви. Нам трудно полюбить хорошего человека, а тем более – преступника. Но за его внешностью – живая икона, образ Божий.

В тюрьме очень тяжело. Там каждый – сам по себе. И открыть свою душу, поделиться они могут только в письме.

Когда-нибудь они выйдут на волю. Будут ехать в транспорте рядом с нашими детьми, стоять рядом с нами в магазинах. Каким выйдет человек – озлобившимся на весь мир и обиженным, что на его письмо никто не ответил? Или это будет уже уверовавший и укрепившийся в вере православный христианин, который исповедовался, причащался и знает основы духовной жизни?

Но есть и такие, которые не выйдут никогда. Это пожизненно заключенные. И они – чьи-то сыновья, братья, мужья.

Это к ним приходил смертельно больной протоиерей Глеб Каледа; исповедовал, принимая на себя их нечеловечески жестокие грехи, сидел с ними в камере, прижав к себе беспутные головы 22–23-летних мальчишек. В 1997 году на смертную казнь в нашей стране был введен мораторий. Расстрел заменили пожизненным заключением. Ребята те стали глубоко верующими христианами.

После смерти отца Глеба его супруга – матушка Лидия Владимировна Каледа, впоследствии монахиня Георгия, – сочла своим долгом не оставить несчастных узников и переписывалась с ними до самой своей смерти в 2010 году.

В течение долгих 57 лет в семье матушки все молились о том, чтобы узнать, как умер ее отец – протоиерей Владимир Амбарцумов. В мае 1994 года матушка узнает, что ее отец был расстрелян на полигоне НКВД в Бутове.


Приветствую вас с Великим праздником Рождества Христова и желаю духовной радости о Господе, Родившемся ради нас и нашего ради спасения. Радости, которую никто не возьмет от нас, – ни скорби, ни гонения, ни смерть.

По древним книгам Рождество – это Пасха!

И этой пасхальной радостью обнимаю, целую.

Дорогие Игорь и Саша!

Поздравляю вас с Светлым праздником Воскресения Христова. И желаю вам от Воскресшего Спасителя духовной радости, бодрости духа и здоровья. Пусть неоскудеваемая милость и благодатная помощь Божия пребудет с вами в эти радостные дни.

Что может быть радостнее Пасхи – или что земное может затмить эту небесную радость?

Спасибо вам за поздравление к Благовещению, воистину этот день – начало нашего спасения. “Днесь спасения нашего главизна и Сын Божий – Сын человеч бывает и Гавриил благовествует”!

Какие мы счастливые, что имеем полноту Православия, – дай Бог и умереть в нем.

У нас все благополучно, живу в основном в монастыре и езжу в гости домой и в Бутово. Надеюсь, Бог даст, во вторую половину Страстной уехать в Бутово. Хочется быть в семейной обстановке.

У меня в этом году радость – некоторые “родственники” причащались впервые.

Монахиня Георгия (Каледа)

Монахиня Георгия (Каледа)

«Однажды мы получили посылку от незнакомого нам корреспондента. Но когда нашли в посылке письмо и прочли, то первоначально как-то не вмещалось в наши умы, не вполне осознавалось, какое сокровище Бог дал нам. Но когда поняли, то радости и вдохновению не было предела. Это было письмо от Лидии Владимировны Каледа. У нас было ощущение возврата под кров родного дома. Матушкины святые руки собирали нам посылку, заботились о нас, родное и милое наполняло душу: ты кому-то нужен, кто-то помнит о тебе. Хотелось ответить взаимностью. Тогда мы и написали воспоминания об о. Глебе, которые были напечатаны в книге.

С тех пор и стала м. Лидия (а впоследствии, когда приняла монашеский образ – матушка Георгия) переписываться с нами. В ее письмах не было “великих мыслей”, поучений, наставлений, но в них была материнская любовь к заблудшим детям.

В письмах матушка писала порой воспоминания об отце Глебе, о детях, о здоровье. Все обыденное, и это дорого для сердца: с тобой делятся, как с родным человеком. Вы представляете, что это для арестанта? Когда родные – еще понятно, а здесь – незнакомый человек. Он знает, что нам тяжело и нас нужно поддержать, но как? По-родному, с любовью. Ведь для любви нет преград, и только Любовь может исцелять души.

Из письма Игоря Л.:

«Пишет Вам Сашин друг, брат по вере и крови. И как только он получил Ваше письмо и Вашу статью о посещении Бутырки, то перечитал нам. Сейчас за меня пишет Вам Саша, ибо я практически ничего не вижу с 2003 года, и он пишет с тех пор всем моим родственникам, близким и друзьям.

В первую очередь хочу поблагодарить Вас и поклониться за Ваше участие в жизни и судьбах заключенных! Это очень тяжелый крест, и надо иметь много духовных сил и мужества, чтобы нести его, тем более что Вы – хрупкая женщина! Благодарение Господу, что на земле еще родятся и живут такие люди, как Вы, дорогая Лариса Сергеевна.

Тут же я вспомнил, как матушка Георгия (Каледа Лидия Владимировна) писала нам, что, мол, извините меня, ребята, за мой плохой почерк – у меня через две недели операция на глаза по поводу катаракты…

Матушка Георгия никогда нас не видела, даже не слышала наших голосов, но заботилась как о собственных детях. Ей тогда было около 85 лет, она почти ослепла, передвигалась в кресле, и давление у нее прыгало, как бешеное. А она нас, здоровых мужиков и страшных грешников, буквально за уши вытягивала из адской бездны своими святыми молитвами, духовной и материальной поддержкой.

Еще по поводу писем м. Георгии – я сейчас четко вспоминаю, что ее постриг в монашество был неожиданным, и она сама написала нам, что постригали ее 5 декабря, а в этот же день 1925 года ее крестили вместе с братом Евгением в Москве. Таинство же крещения осуществлял о. Валентин Свенцицкий – автор духовных и душеполезных книг. Его произведения мы еще читали в Бутырке (у него есть великолепная книга о кавказских схимниках).

В храме СИЗО-3

В храме СИЗО-3

Несомненно, матушка Георгия, вырастившая шестерых детей, принимала в свое любвеобильное сердце этих заблудших, страдающих людей. Она щедро и просто, от избытка сердца, делилась с ними теплым светом Любви Христовой.

Вопрос 1

Как первые христиане относились к войне и воинской службе?

По одним данным, восходящим к известному церковному автору Евсевию Кесарийскому (начало IV века), христиане служили в римской армии, и Церковью это не порицалось. Указывают на существование при императоре Марке Аврелии отдельного христианского легиона, так называемого XII Молниеносного. Евсевий указывает также, что в правление Диоклетиана последователи Иисуса Назарянина состояли в личной охране императора.

Христианство и пацифизм. 11 вопросов о Церкви и войне

Павел Рыженко. Невская битва

Вопрос 3

Что говорят святые отцы византийского времени об ответственности христиан за поддержание порядка и мира?

В византийский период воинская служба и поддержание общественного порядка рассматриваются как одни из важнейших служений. Христиан призывают к взаимовыручке, мужеству, жертвенности, гражданской солидарности и ответственности, к защите слабых. Основание для высокой оценки ратного труда усматривают в словах Иисуса Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13).

Избежание чрезмерного насилия, милосердие к побежденному противнику и мирному населению вменялись христианам в обязанность. Пролитие крови, даже при крайней необходимости, расценивалось как отступление от нравственного закона. Совершивший убийство обязан был принести покаяние и пройти очищение.

Чем вызвана перемена взгляда Церкви на войну и участие в поддержании государственного порядка в послеконстантиновский период?

В первые века последователи Иисуса искусственно вытеснялись из общественной жизни. После того как император Константин прекратил гонения и начертал крест на знаменах империи, христиане не могли далее надеяться, что защитой от внешней агрессии, усмирением разбоя и бунтов займется за них кто-то другой.

Бог не есть Бог неустройства, но мира, — говорит апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (14:33). Обращение императора и приближенных в веру Христову, удаление идолов из публичных мест не могли не радовать христиан. Христианизация империи — важная веха на пути христианства.

Учение отцов Церкви в послеконстантиновский период меняется по сравнению с учением раннего периода существования христианства. Осмыслению подверглись вопросы и темы, ранее не поднимавшиеся. В первые века в палитре евангельских добродетелей особо подчеркивались одни качества: отделение от мира и стойкость во времени преследований; в эпоху после императора Константина Церковь развивает положительную христианскую доктрину, то есть представление о том, каким должно быть христианское государство.

Христианство и пацифизм. 11 вопросов о Церкви и войне

Михаил Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле

Различались ли взгляды христиан Востока и Запада на войну и употребление силы?

В сравнении с этим восточному христианству была чужда романтизация оружия. В Х веке, из-за нарастания военных угроз император Никифор Фока вознамерился издать закон о причислении погибших в сражении воинов к лику святых и принуждал иерархов принять это в качестве догмата. Но в Церкви оказали противодействие и удержали императора от его намерения.

Отношение к убийству по сей день остается весьма строгим. Даже нечаянное лишение жизни или пролитие крови, причиненное лицом в священном сане, влечет разбирательство церковного суда и, вполне вероятно, запрещение в служении.

Особую категорию образуют святые благоверные князья. Все они воевали, и с долей условности их можно принять за выразителей образа сильной руки. Однако же титулование их благоверными отсылает не к воинской славе, а к заслугам в сохранении и укреплении веры. На историческом пути христианских народов одни сыграли выдающуюся роль просветителей и крестителей новых земель, за что именуются равноапостольными, другие же, благоверные правители, на сложных переломах эпох обеспечили преемственность данного выбора.

Святых Александра Невского, Даниила Московского, Димитрия Донского и других мы чтим за это, в то время как иные, по мнению некоторых, более удачливые и храбрые военачальники, вожди и монархи, внесшие вклад в политическое или дипломатическое возвышение государства, не удостоены почес­тей прославления.

Можно ли считать христианскую святость близкой к пацифизму?

Нет, нельзя. Пацифист соблюдает отдельно взятый принцип о неприменении силы, уклоняясь подчас от дел и забот, в которых он, как человек мирских попечений, призван принимать участие. Тем самым пацифизм предоставляет злу множиться.

Оплеуха от святителя Николая лжеучителю Арию, участие монахов Пересвета и Осляби в Куликовской битве — как понимать примеры, в которых святые всё-таки применяли силу?

Пощечина святителя Николая еретику Арию, равно как и участие в Куликовской битве монахов Пересвета и Осляби — это церковные предания, по поводу историчности которых у специалистов есть разные мнения. При этом данные предания рассказывают нам именно об исключительных случаях, они показывают, что иногда, в особых обстоятельствах, применение силы допускается. Но описанные в них способы действия не должны восприниматься как образцы повседневного поведения.

Дело в том, что иногда злу удается искусно извратить понятия, поменять черное и белое местами. Это приводит к общему замешательству. Обличить зло как зло, разорвать наваждение должен человек, наделенный высокими нравственными достоинствами.

Святителя Николая мы почитаем как образ кротости, и резкое его выступление против Ария показало чрезвычайность происходящего. На I Вселенском Соборе, согласно преданию, Арию удалось запутать собравшихся. Многие участники Собора не были приготовлены к спорам о философских понятиях. Пощечина лжеучителю возвратила всех к осознанию вещественности битвы истины и лжи, спасения и погибели — отнюдь не отвлеченных словесных формул.

На Куликовом поле перед началом битвы русские испытывали страх. Опыт выступлений против монголо-татар был горьким. Еще немного — и войско князя Димитрия готово было спасаться бегством. В этот критический момент ответить на вызов Челубея решился Пересвет. Его поступок был лишен мстительности, азарта самоутверждения. Таково было духовное предвидение возможности русским не уступать в мужестве противнику, необходимости ценою своей жизни выполнить долг, который никто другой не брался выполнить.

Примеры святителя Николая и Пересвета с Ослябей нередко приводятся в оправдание немиролюбивых желаний и поступков. Но следует всегда помнить, что упомянутые случаи — абсолютные исключения из правила, каковых за два тысячелетия христианства насчитываются единицы. Громадная масса исторических примеров наглядно показывает, что Церковь предпочитала путь отказа от насилия. Христиане не были бы христианами, если бы принялись раздавать пощечины, отстаивать правоту в поединках.

Христианство и пацифизм. 11 вопросов о Церкви и войне

Павел Рыженко. Победа Пересвета

Каким образом в церковной традиции отображается евангельский идеал кротости и незлобия сердца?

Чем ближе человек подходит к Богу, тем строже его нравственные требования к себе и тем меньше желания проявлять воинственность и принуждать. Сопротивление силой, участие в войнах — прискорбная участь тех, чья вера слаба. Писание говорит, что верой святые совершали невозможное: побеждали царства… заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Евр 11:33–34).

Типичным следует считать сюжет, в котором православный подвижник остается безропотен перед лицом преследователей, своим кротким нравом умягчает сердца, отвечает добром на причиненное зло, по завету Христа: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф 5:44).

Как относиться к пацифизму в современных условиях? Содействует ли пацифистская идеология миру и ненасилию?

Пацифизм желает доброго, однако переоценивает свою способность влиять на нравы. Это род самообмана и преднамеренного введения в заблуждение других. Остров ненасилия не может существовать в море человеческой страстности. Пока история движется, народы будут продолжать иметь дело с войной.

Другой пример: известный индийский пацифист и борец за свободу своей страны Мохандас Карамчанд Ганди (Махатма Ганди), признанный эталон миролюбия, ставший для многих своего рода культовой фигурой, оказался причастен к всплеску жесточайшего насилия внутри Индии. Многие решения, принятые им на посту руководителя партии Индийский национальный конгресс, привели к нарастанию общественных противоречий, к возникновению экстремистских течений и затяжной кровопролитной вражде индуистов и мусульман. При жизни Ганди обвиняли в утопизме и потворстве насилию, число жертв столкновений в первые годы после освобождения от британского господства достигло 700 000 человек.

Против собственного желания пацифизм умножает страдание и кровь. Вместо того чтобы рядиться в белые тоги праведности, заявлять о якобы полном неприятии использования оружия и силы, честней и полезней — как делает Церковь — искать аргументы сдерживания, способы снизить уровень насилия в период войн.

Что говорят официальные документы Русской Православной Церкви о войне и применении силы?

Читайте также: