Сообщение христианин по неволе
Обновлено: 06.07.2024
Глава I
В письме св. Василия Великого адресованном его другу Амфилохию епископу Иконийскому, Василий составляет список санкций, которые он рекомендует применять для различных грехов2.
Это 128 письмо Василия Великого имело длинную и непростую историю, которая показывает все глубину разлома в христианском сознании по этой теме.
Тогда возникает вопрос. Абсолютная ли по своей природе шестая заповедь, или она относится только к определенному виду убийства? Прилагаема ли она ко всем, или можно говорить об исключениях: послушание солдата приказу командира, защита своей жизни, справедливая война? Эти вопросы не находили однозначных ответов в истории ранней Церкви. Поэтому письмо Василия Великого демонстрирует присутствие среди христиан крайне негативного отношения к военному образу жизни, с одной стороны, так же как достаточно авторитетное мнение о неизбежности милитаризма, а посему необходимости икономии и миссионерского подхода, с другой.
Глава II
Глава III
Уже в африканской Церкви времен Тертуллиана среди христиан существовали разные мнения относительно этого сюжета. Одни, ссылаясь на пример Иисуса Навина, полководца ветхозаветного Израиля, одобряли христианское присутствие на службе Империи. Другие считали, что только офицеры, которые лично отдают приказы убивать или преследовать, повинны против христианской совести, а обыкновенные солдаты всего лишь послушны приказам и не могут быть подвержены осуждению8.
Но не только духовная сторона службы в римской армии заботит Тертуллиана. Моральная оценка насилия, свойственного военной службе, была не менее сурова в его произведениях. Например, Тертуллиан составляет каноны, согласно которым смертельным грехом считается для христиан пролитие чьей бы то ни было крови, и запрещается крестить солдат, еще не сбежавших из армии. Сложно сказать, была ли это позиция лично Тертуллиана, или она разделялась большинством христиан II века севера Африки. Однако отражение данного подхода встречается во многих памятниках того времени.
Глава IV
Во II веке св. Иустин Философ в Диалоге с Трифоном Иудеем, также свидетельствует о христианах Рима как о последовательных пацифистах:
То же находим в канонах Ипполита Римского, где он запрещает солдатам-христианам убивать под страхом отлучения от Церкви, даже если они получат приказ от командира. А 13 канон Ипполита Римского вообще запрещает под анафемой поступать на воинскую службу христианам. Тем же, кто обратился, будучи уже солдатом, не только запрещено проливать кровь, но и участвовать в религиозных ритуалах своего легиона:
Однако 14 канон Ипполита свидетельствует о наличии христиан в римской армии и предусматривает для них епитимии:
Таким образом, солдаты проливающие кровь, лишались причастия, хотя и получали надежду на прощение через епитимью, срок которой не уточняется.
Глава V
Сульпиций Север, духовный ученик и агиограф св. Мартина Турского, испытывает неудобство в связи с тем фактом, что его великий учитель после крещения принимает решение остаться в армии. В Vita Sancti Martin iСульпиций пытается минимизировать участие св. Мартина в армейских делах, сделать их номинальными – solo licet nomine militavit20. Он даже оправдывает такое необычное поведение святого тайным миссионерским замыслом:
Глава VI
В IV веке тема духовной опасности и языческих культов сворачивается. Приходит время новой военной доктрины. Знамя Христа приходит в легионы, освобождая их от бесовского прошлого. Отныне старая армия призвана служить новой вере.
У святителя Афанасия Александрийского (ок. 298–373) уже находим совершенно иную оценку как службы в армии, так и убийства на войне. В своем письме египетскому подвижнику старцу Аммону Афанасий пишет:
Если война ведет к прославлению божьих избранников, то даже насилие на поле брани реабилитируется как Божий замысел. А это уже достойно прославления. И Корипп повествует о торжественной литургии по случаю победы, где все ее виновники достойны причастия от единой чаши31.
Интересно, что мы обладаем большим количеством византийских канонов того времени. И ни в одном из них нет канона Василия Великого относительно трехлетней епитимии32.
Только святитель Иоанн III Схоластик (ум. 577), патриарх Константинопольский, один из самых ярких канонистов своего времени, составляя знаменитый Номоканон, в предисловии говорит, что он первый, кто добавляет все канонические письма Василия Великого в коллекцию церковных правил. Предыдущие сборники, конечно, содержали письма Василия, но 13 правило о трехлетней епитимии сознательно умалчивалось33. Только с 580 года, с Syntagma canonum в канонических сборниках появляется 128 письмо Василия Великого34. Тем не менее, составители последующих сборников непременно сообщали, что правила Василия не признаются по своему авторитету равными с правилами соборов, и цитируются только как источник церковного права. Это весьма важный нюанс. Правила Василия цитировали, но им не предавали силу нормативного церковного акта.
Однако, несмотря на такое явное лоббирование, церковное сознание оставалось чуждым единства по вопросу о военном служении.
Человеколюбивый и сострадательный характер Павлиния не мог смириться с фактом насилия, пусть даже необходимого, пусть даже за правое дело.
Глава VII
Как видим, позиция Церкви по данной теме эволюционировала на протяжении длительного времени: от пожизненного отлучения в III веке до частичного отлучения в IV веке; от признания необходимости христианской армии для защиты веры до празднования победы божественной литургией в присутствии иерархов и всего христолюбивого воинства.
И такая нерешительность более поздних церковных авторов объяснима. Сложно себе представить отлучение от причастия христианских воинов в эпоху, когда роль армии в защите Отечества была чрезмерна важной. Например, перед лицом языческой Персии или исламского Халифата.
Примечания:
3 L. BIELER. The Irish Penitentials. Dublin. 1964. Pp. 34–45.
4 Цит. по: BASIL DE CESAREE. Correspondance. Ep. 128, 13. Ed. et trad. Y. COURTONNE. P. 130 (перевод. автора).
9 ТЕРТУЛЛИАН. De idololatria, 19,3.
10 At nunc de isto quaeritur, an fidelis ad militiam converti posit et an militia ad fidem admitti, etiam caligata vel inferior quaeque, cui non sit necessitas immolationum vel capitalium judiciorum. Etc. ТЕРТУЛИАН. Об идолопоклонстве (De idololatria) глава 19.
11 О религиозном календаре римской Империи Feriale Duranum и многочисленных праздниках предписанных им см. R.O. FINK, A.S. HONEY, W.F. SNYDER. The Feriale Duranum. New Haven. 1940.
12 Перевод автора, цит. по: TERTULLIEN, De Corona, 11,4; Quinti Septimi Florentis Tertulliani Opera, Opera Montanistica. CCL 2. Turnhout. 1954. P. 1056.
13 Перевод автора, цит. по: TERTULLIEN, De Corona, 11,2;
14 Перевод автора. Цит. по: JUSTIN. Dialogue avec Tryphon, 110,3, ed. et trad. G. ARCHAMBLAULT, Paris. 1909. Pp. 164–166.
16 Les Canons d’Hippolyte. ed. R.G. COQUIN, PO 31, fasc. 2, Paris. 1966. P. 367.
18 Les Constitutions Apostoliques, VIII,32,10, ed. et trad. M. METZGER. Paris. 1987. Pp. 238–239.
20 SULPICE SEVERE. Vie de saint Martin, 3,6. Ed. et trad. J. FONTAINE. Paris. 1967. P. 258.
23 EUSEBE DE CESAREE. La theologie politique de l’Empire chretien. Louange de Constantin (Triakontaeterikos), introd., trad., originale et notes P. MARAVAL. Paris. 2000. P. 123.
24 Св. АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ. Послание к Аммуну монаху. Перевод автора, цит. по: Lettre d’Athanas a Ammoun, ed. G.A. RHALLES et M. POTLES,Syntagma ton theion kanonon… t. IV, Athenes. 1854. P. 133.
25 Перевод автора. Цит. по: Sancti Ambrosii Opera. De Fide. Pars Octava. II,16, 141–143, SCEL 78, (Ad Gratianum Augustum). Vindobonae. 1962. Pp. 106–107.
26 ZOSIME. Histoire Nouvelle, edit. et trad. Francois Paschoud. Vol. IV,36. Paris. 1989.
27 Concile d’Arles. Epistula ad Silvestrum, c.3, ed. et trad. J. GAUDEMENT.Conciles gaulois du IV siecle. Paris. 1977. Pp. 44–45.
29 Цит. по: Свт. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4‑е изд. Ч. 7. ТСЛ, 1902. стр. 92.
30 CORIPPE, Flavius Cresconius Corippus. Eloge de l’Empereur Justin II. Liv. I,60. Collection des Universites de France. Paris. 1981. P. 18.
31 Ibid. VI, Vers 58 sq.
32 См. N. VAN DER WAL et J.H.A. LOKIN. Historiae juris graeco-romani delineatio. Les sources du droit byzantin de 300 a 1453. Groningue. 1985.
33 См. по этой теме: V.N. BENESEVIC. Ioannis Scholastici Synagoga L Titulorum ceteraque eiusdem opera juridical. Adh. D. Bayerischen Akademie der Wissensch. Phil.-hist. Abteilung, neue Folge, Heft 14. Munich. 1937.
34 N. VAN DER WAL et J.H.A. LOKIN. Ibid. P. 61.
35 Перевод автора цит. по: M. KAMPTNER. Editio altera supplementis aucta curante. Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften. Vienne. 1999. P. 225.
36 Перевод автора цит. по: PAULIN DE NOLE. Ep. 25,3. ed. G. DE HARTEL. Epistulae, Sancti Pontii Meropii Paulini Nolani Opera. 1 ⁄2.
37 Прп. ИСИДОР ПЕЛУСИОТ, Творения святого Исидора Пелусиота: Письма. Ч. 3. М. 1860. Стр. 383.
Непризнанная автокефалия и плоды раскола
Разделение церквей принесло свои страшные плоды в этом некогда благочестивом крае. Формально – гонений верующих от коммунистов не было, однако храмы и монастыри Македонии были официально переданы в собственность МПц. В погоне за наживой раскольники стали распродавать или сдавать в аренду церковное имущество. Монастырь св. Пантелеимона в горном Нерези, построенный в XII веке, был превращен в отель. Здесь уже давно не служат Литургии и лишь иногда по заказу совершают венчание. Кафедральный собор св. Софии в Охриде сдают арендаторам как концертный зал. Храм Св. Спаса, главный в Скопье, превращен в музей. Церковь Св. Георгия, построенная до войны сербами и русскими, переделана в магазин. Но самое тяжелое зрелище – это превращенная в гостиницу главная святыня страны, монастырь св. Наума Охридского, где почивают мощи самого знаменитого подвижника этих мест. Против всех этих решений протестовали верующие Македонии и представители других славянских Церквей.
Лишь митрополит Велесский и Повадарский Иоанн в 2002 году откликнулся на приглашение Сербского Патриарха и вернулся в лоно Сербской Церкви, придя к единству с Вселенским Православием. Так в Македонии появилась каноническая Церковь, к которой примкнуло большинство монашествующих и тысячи православных мирян. Владыка Иоанн стал законным главой Охридской Архиепископии, в которой вскоре появилось еще два епископа, составивших Священный Синод этой автономной Церкви. Однако духовенство и миряне, стремящиеся к восстановлению церковного единства, подвергаются гонениям от властей.
Как только архиепископ Иоанн выходил на свободу, против него сразу же возбуждали новый процесс. Многолетние преследования архиерея Сербской Православной Церкви вызвали резкое осуждение со стороны многих международных организаций. Предстоятели Поместных Церквей – в том числе покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II – неоднократно обращались к руководству Республики Македония с просьбами об освобождении архиепископа Иоанна. В общей сложности архиепископ Иоанн провел в тюрьме около двух лет. Несмотря на третирования власти, аресты и заключения, Владыка продолжает оставаться в лоне Сербской Патриархии, хранит верность единству Церкви Христовой и Вселенскому Православию. В современной Европе это единственный пример, когда государственные органы, нарушая законодательство своей страны и международные конвенции, совершают насилие над Православной Церковью и её Первоиерархом.
Исповедоваться запрещено!
Во время второго тюремного заключения, которое последовало вскоре за первым, владыка Иоанн составил программу по улучшению воспитательной работы в тюрьме и направил ее правительству страны. Основным пунктом программы было предложение позволить духовным лицам приходить в тюрьмы для проповеди, исповеди и служения Литургии. То, что для России является обычной практикой на протяжении многих лет, в республике Македония до сих пор строго запрещено. Все время своего заключения сам Владыка, как и остальные обитатели тюрьмы Идризово, не имел возможности исповедоваться и причащаться.
После освобождения решением Синода Православной Охридской Архиепископии архиепископу Иоанну было рекомендовано отложить возвращение в Македонию, и он проживал в граничащих с Македонией балканских странах. Отчасти это было связано с желанием архиепископа закончить обучение на Богословском факультете Фессалоникийского университета. Однако 16 ноября 2010 года Владыка все же был арестован при пересечении границы с Болгарией, поскольку Македония объявила его в розыск по линии Интерпола. Впрочем, болгарский суд, изучив обстоятельства дела, постановил, что в его основе лежит преследование по религиозным и политическим мотивам и отказал в выдаче архиепископа Охридского Иоанна Македонии, чтобы архиепископ смог свободно вернуться в Грецию.
В конце октября 2011 года владыка Иоанн успешно защитил докторскую диссертацию в Фессалониках и вернулся на родину – в надежде, что после того, как отбудет срок третьего тюремного заключения, сможет быть вместе со своей паствой.
Сербская Церковь обращается ко всем людям доброй воли:
В настоящее время приходы и монастыри Православной Охридской Архиепископии действуют во всех крупных городах Македонии, однако они до сих пор не признаны властями, не имеют официального статуса и в своей деятельности нередко сталкиваются с сильным противодействием со стороны МПц. С горечью приходится признать, что гонения на Охридскую Архиепископию Сербского Патриархата продолжаются здесь и в наши дни. 11 мая 2012 года Сербская Православная Церковь, осудила вынесенный архиепископу Охридскому и митрополиту Скопскому Иоанну (Вранишковскому) приговор о заключении его в тюрьму на 2,5 года. С просьбой оказать духовную, моральную, правовую поддержку заключенному совести архиепископу Иоанну и содействовать его скорейшему освобождению из тюрьмы она обратилась ко всем христианским Церквам в мире, к Мировому Совету Церквей, Конференции европейских Церквей и другим христианским организациям, к духовным вождям мировых религий, к правительствам и надлежащим государственным органам демократических государств, к международным организациям по защите прав человека и религиозных свобод и ко всем людям доброй воли (см: Сербская Православная Церковь осудила вынесенный македонским судом приговор архиепископу Охридскому Иоанну (Вранишковскому))
Пид двором зелененьким
С татарыном молоденьким.
Шо на Чорному морю,
Там много війська понажено,
У тры ряды бидных, бищасных невольныкив посажено,
По-два та по-три до купы посковано,
По-двое кайданив на ноты покладено,
Сырою сырыцею назад рукы повьязано.
Толи бидни, бищасни невольныки на колина упадали,
В гору рукы пидиймалы, кайданами бряачали,
Господа мылосердного прохали та благали:
«Господи мылосердный! создай в неба ясне сонце-мите,
Нехай будут кайданы коло нить опадати,
Сырая сырыця коло рук ослабати,
Хай мы будем, бидни, бищасни невольныкы,
У чужий земли хоч мале число полегкости соби мати, —
Тее воны промовляли.
Аж ось баша турецький бусурминський,
По рынку вин похожие,
Вин сам добре тее зачувае,
На слугы свой, на туркы-янычары, зо зла гукае:
Кажу я вам, туркы янычары, добре вы дбайте:
Из ряду до ряду захожайте,
По тры пучкы терныны та червоно и таволгы набирайте,
Тоди туркы-янычары из ряду до ряду захожали,
По тры пучки терныны и червоной таволгы у рукы брали,
По-трычи в одним мисци бидного невольныка затынали,
Тило казацьке мододецьке коло жовтои косты обрывали,
Кровь хрестианьску неповынно пролывали.
Глава 18
Пид двором зелененьким
С татарыном молоденьким.
В нашем храме Святой Троицы на Грязех, как и в других храмах Москвы, есть группа тюремного служения. Мы ведем активную переписку с заключенными, отправляем в колонии посылки, посещаем богослужения в московских СИЗО.
Настоятель храма протоиерей Иоанн Каледа уделяет вопросу окормления заключенных особое внимание, ведь он – сын протоиерея Глеба Каледы, который, как известно, был первым священником, пришедшим в Бутырский храм в начале 1990-х годов, и внук священномученика Владимира Амбарцумова, томившегося в застенках Бутырки и расстрелянного на Бутовском полигоне в 1937 году.
Почему я пишу заключенным? Мне часто задают этот вопрос.
Чему учит общение с заключенными? Любви
Чему учит общение с заключенными? Любви. Нам трудно полюбить хорошего человека, а тем более – преступника. Но за его внешностью – живая икона, образ Божий.
В тюрьме очень тяжело. Там каждый – сам по себе. И открыть свою душу, поделиться они могут только в письме.
Когда-нибудь они выйдут на волю. Будут ехать в транспорте рядом с нашими детьми, стоять рядом с нами в магазинах. Каким выйдет человек – озлобившимся на весь мир и обиженным, что на его письмо никто не ответил? Или это будет уже уверовавший и укрепившийся в вере православный христианин, который исповедовался, причащался и знает основы духовной жизни?
Но есть и такие, которые не выйдут никогда. Это пожизненно заключенные. И они – чьи-то сыновья, братья, мужья.
Это к ним приходил смертельно больной протоиерей Глеб Каледа; исповедовал, принимая на себя их нечеловечески жестокие грехи, сидел с ними в камере, прижав к себе беспутные головы 22–23-летних мальчишек. В 1997 году на смертную казнь в нашей стране был введен мораторий. Расстрел заменили пожизненным заключением. Ребята те стали глубоко верующими христианами.
После смерти отца Глеба его супруга – матушка Лидия Владимировна Каледа, впоследствии монахиня Георгия, – сочла своим долгом не оставить несчастных узников и переписывалась с ними до самой своей смерти в 2010 году.
В течение долгих 57 лет в семье матушки все молились о том, чтобы узнать, как умер ее отец – протоиерей Владимир Амбарцумов. В мае 1994 года матушка узнает, что ее отец был расстрелян на полигоне НКВД в Бутове.
Приветствую вас с Великим праздником Рождества Христова и желаю духовной радости о Господе, Родившемся ради нас и нашего ради спасения. Радости, которую никто не возьмет от нас, – ни скорби, ни гонения, ни смерть.
По древним книгам Рождество – это Пасха!
И этой пасхальной радостью обнимаю, целую.
Дорогие Игорь и Саша!
Поздравляю вас с Светлым праздником Воскресения Христова. И желаю вам от Воскресшего Спасителя духовной радости, бодрости духа и здоровья. Пусть неоскудеваемая милость и благодатная помощь Божия пребудет с вами в эти радостные дни.
Что может быть радостнее Пасхи – или что земное может затмить эту небесную радость?
Спасибо вам за поздравление к Благовещению, воистину этот день – начало нашего спасения. “Днесь спасения нашего главизна и Сын Божий – Сын человеч бывает и Гавриил благовествует”!
Какие мы счастливые, что имеем полноту Православия, – дай Бог и умереть в нем.
У нас все благополучно, живу в основном в монастыре и езжу в гости домой и в Бутово. Надеюсь, Бог даст, во вторую половину Страстной уехать в Бутово. Хочется быть в семейной обстановке.
У меня в этом году радость – некоторые “родственники” причащались впервые.
Монахиня Георгия (Каледа)
«Однажды мы получили посылку от незнакомого нам корреспондента. Но когда нашли в посылке письмо и прочли, то первоначально как-то не вмещалось в наши умы, не вполне осознавалось, какое сокровище Бог дал нам. Но когда поняли, то радости и вдохновению не было предела. Это было письмо от Лидии Владимировны Каледа. У нас было ощущение возврата под кров родного дома. Матушкины святые руки собирали нам посылку, заботились о нас, родное и милое наполняло душу: ты кому-то нужен, кто-то помнит о тебе. Хотелось ответить взаимностью. Тогда мы и написали воспоминания об о. Глебе, которые были напечатаны в книге.
С тех пор и стала м. Лидия (а впоследствии, когда приняла монашеский образ – матушка Георгия) переписываться с нами. В ее письмах не было “великих мыслей”, поучений, наставлений, но в них была материнская любовь к заблудшим детям.
В письмах матушка писала порой воспоминания об отце Глебе, о детях, о здоровье. Все обыденное, и это дорого для сердца: с тобой делятся, как с родным человеком. Вы представляете, что это для арестанта? Когда родные – еще понятно, а здесь – незнакомый человек. Он знает, что нам тяжело и нас нужно поддержать, но как? По-родному, с любовью. Ведь для любви нет преград, и только Любовь может исцелять души.
Из письма Игоря Л.:
«Пишет Вам Сашин друг, брат по вере и крови. И как только он получил Ваше письмо и Вашу статью о посещении Бутырки, то перечитал нам. Сейчас за меня пишет Вам Саша, ибо я практически ничего не вижу с 2003 года, и он пишет с тех пор всем моим родственникам, близким и друзьям.
В первую очередь хочу поблагодарить Вас и поклониться за Ваше участие в жизни и судьбах заключенных! Это очень тяжелый крест, и надо иметь много духовных сил и мужества, чтобы нести его, тем более что Вы – хрупкая женщина! Благодарение Господу, что на земле еще родятся и живут такие люди, как Вы, дорогая Лариса Сергеевна.
Тут же я вспомнил, как матушка Георгия (Каледа Лидия Владимировна) писала нам, что, мол, извините меня, ребята, за мой плохой почерк – у меня через две недели операция на глаза по поводу катаракты…
Матушка Георгия никогда нас не видела, даже не слышала наших голосов, но заботилась как о собственных детях. Ей тогда было около 85 лет, она почти ослепла, передвигалась в кресле, и давление у нее прыгало, как бешеное. А она нас, здоровых мужиков и страшных грешников, буквально за уши вытягивала из адской бездны своими святыми молитвами, духовной и материальной поддержкой.
Еще по поводу писем м. Георгии – я сейчас четко вспоминаю, что ее постриг в монашество был неожиданным, и она сама написала нам, что постригали ее 5 декабря, а в этот же день 1925 года ее крестили вместе с братом Евгением в Москве. Таинство же крещения осуществлял о. Валентин Свенцицкий – автор духовных и душеполезных книг. Его произведения мы еще читали в Бутырке (у него есть великолепная книга о кавказских схимниках).
В храме СИЗО-3
Несомненно, матушка Георгия, вырастившая шестерых детей, принимала в свое любвеобильное сердце этих заблудших, страдающих людей. Она щедро и просто, от избытка сердца, делилась с ними теплым светом Любви Христовой.
Вопрос 1
Как первые христиане относились к войне и воинской службе?
По одним данным, восходящим к известному церковному автору Евсевию Кесарийскому (начало IV века), христиане служили в римской армии, и Церковью это не порицалось. Указывают на существование при императоре Марке Аврелии отдельного христианского легиона, так называемого XII Молниеносного. Евсевий указывает также, что в правление Диоклетиана последователи Иисуса Назарянина состояли в личной охране императора.
Павел Рыженко. Невская битва
Вопрос 3
Что говорят святые отцы византийского времени об ответственности христиан за поддержание порядка и мира?
В византийский период воинская служба и поддержание общественного порядка рассматриваются как одни из важнейших служений. Христиан призывают к взаимовыручке, мужеству, жертвенности, гражданской солидарности и ответственности, к защите слабых. Основание для высокой оценки ратного труда усматривают в словах Иисуса Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13).
Избежание чрезмерного насилия, милосердие к побежденному противнику и мирному населению вменялись христианам в обязанность. Пролитие крови, даже при крайней необходимости, расценивалось как отступление от нравственного закона. Совершивший убийство обязан был принести покаяние и пройти очищение.
Чем вызвана перемена взгляда Церкви на войну и участие в поддержании государственного порядка в послеконстантиновский период?
В первые века последователи Иисуса искусственно вытеснялись из общественной жизни. После того как император Константин прекратил гонения и начертал крест на знаменах империи, христиане не могли далее надеяться, что защитой от внешней агрессии, усмирением разбоя и бунтов займется за них кто-то другой.
Бог не есть Бог неустройства, но мира, — говорит апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (14:33). Обращение императора и приближенных в веру Христову, удаление идолов из публичных мест не могли не радовать христиан. Христианизация империи — важная веха на пути христианства.
Учение отцов Церкви в послеконстантиновский период меняется по сравнению с учением раннего периода существования христианства. Осмыслению подверглись вопросы и темы, ранее не поднимавшиеся. В первые века в палитре евангельских добродетелей особо подчеркивались одни качества: отделение от мира и стойкость во времени преследований; в эпоху после императора Константина Церковь развивает положительную христианскую доктрину, то есть представление о том, каким должно быть христианское государство.
Михаил Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле
Различались ли взгляды христиан Востока и Запада на войну и употребление силы?
В сравнении с этим восточному христианству была чужда романтизация оружия. В Х веке, из-за нарастания военных угроз император Никифор Фока вознамерился издать закон о причислении погибших в сражении воинов к лику святых и принуждал иерархов принять это в качестве догмата. Но в Церкви оказали противодействие и удержали императора от его намерения.
Отношение к убийству по сей день остается весьма строгим. Даже нечаянное лишение жизни или пролитие крови, причиненное лицом в священном сане, влечет разбирательство церковного суда и, вполне вероятно, запрещение в служении.
Особую категорию образуют святые благоверные князья. Все они воевали, и с долей условности их можно принять за выразителей образа сильной руки. Однако же титулование их благоверными отсылает не к воинской славе, а к заслугам в сохранении и укреплении веры. На историческом пути христианских народов одни сыграли выдающуюся роль просветителей и крестителей новых земель, за что именуются равноапостольными, другие же, благоверные правители, на сложных переломах эпох обеспечили преемственность данного выбора.
Святых Александра Невского, Даниила Московского, Димитрия Донского и других мы чтим за это, в то время как иные, по мнению некоторых, более удачливые и храбрые военачальники, вожди и монархи, внесшие вклад в политическое или дипломатическое возвышение государства, не удостоены почестей прославления.
Можно ли считать христианскую святость близкой к пацифизму?
Нет, нельзя. Пацифист соблюдает отдельно взятый принцип о неприменении силы, уклоняясь подчас от дел и забот, в которых он, как человек мирских попечений, призван принимать участие. Тем самым пацифизм предоставляет злу множиться.
Оплеуха от святителя Николая лжеучителю Арию, участие монахов Пересвета и Осляби в Куликовской битве — как понимать примеры, в которых святые всё-таки применяли силу?
Пощечина святителя Николая еретику Арию, равно как и участие в Куликовской битве монахов Пересвета и Осляби — это церковные предания, по поводу историчности которых у специалистов есть разные мнения. При этом данные предания рассказывают нам именно об исключительных случаях, они показывают, что иногда, в особых обстоятельствах, применение силы допускается. Но описанные в них способы действия не должны восприниматься как образцы повседневного поведения.
Дело в том, что иногда злу удается искусно извратить понятия, поменять черное и белое местами. Это приводит к общему замешательству. Обличить зло как зло, разорвать наваждение должен человек, наделенный высокими нравственными достоинствами.
Святителя Николая мы почитаем как образ кротости, и резкое его выступление против Ария показало чрезвычайность происходящего. На I Вселенском Соборе, согласно преданию, Арию удалось запутать собравшихся. Многие участники Собора не были приготовлены к спорам о философских понятиях. Пощечина лжеучителю возвратила всех к осознанию вещественности битвы истины и лжи, спасения и погибели — отнюдь не отвлеченных словесных формул.
На Куликовом поле перед началом битвы русские испытывали страх. Опыт выступлений против монголо-татар был горьким. Еще немного — и войско князя Димитрия готово было спасаться бегством. В этот критический момент ответить на вызов Челубея решился Пересвет. Его поступок был лишен мстительности, азарта самоутверждения. Таково было духовное предвидение возможности русским не уступать в мужестве противнику, необходимости ценою своей жизни выполнить долг, который никто другой не брался выполнить.
Примеры святителя Николая и Пересвета с Ослябей нередко приводятся в оправдание немиролюбивых желаний и поступков. Но следует всегда помнить, что упомянутые случаи — абсолютные исключения из правила, каковых за два тысячелетия христианства насчитываются единицы. Громадная масса исторических примеров наглядно показывает, что Церковь предпочитала путь отказа от насилия. Христиане не были бы христианами, если бы принялись раздавать пощечины, отстаивать правоту в поединках.
Павел Рыженко. Победа Пересвета
Каким образом в церковной традиции отображается евангельский идеал кротости и незлобия сердца?
Чем ближе человек подходит к Богу, тем строже его нравственные требования к себе и тем меньше желания проявлять воинственность и принуждать. Сопротивление силой, участие в войнах — прискорбная участь тех, чья вера слаба. Писание говорит, что верой святые совершали невозможное: побеждали царства… заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Евр 11:33–34).
Типичным следует считать сюжет, в котором православный подвижник остается безропотен перед лицом преследователей, своим кротким нравом умягчает сердца, отвечает добром на причиненное зло, по завету Христа: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф 5:44).
Как относиться к пацифизму в современных условиях? Содействует ли пацифистская идеология миру и ненасилию?
Пацифизм желает доброго, однако переоценивает свою способность влиять на нравы. Это род самообмана и преднамеренного введения в заблуждение других. Остров ненасилия не может существовать в море человеческой страстности. Пока история движется, народы будут продолжать иметь дело с войной.
Другой пример: известный индийский пацифист и борец за свободу своей страны Мохандас Карамчанд Ганди (Махатма Ганди), признанный эталон миролюбия, ставший для многих своего рода культовой фигурой, оказался причастен к всплеску жесточайшего насилия внутри Индии. Многие решения, принятые им на посту руководителя партии Индийский национальный конгресс, привели к нарастанию общественных противоречий, к возникновению экстремистских течений и затяжной кровопролитной вражде индуистов и мусульман. При жизни Ганди обвиняли в утопизме и потворстве насилию, число жертв столкновений в первые годы после освобождения от британского господства достигло 700 000 человек.
Против собственного желания пацифизм умножает страдание и кровь. Вместо того чтобы рядиться в белые тоги праведности, заявлять о якобы полном неприятии использования оружия и силы, честней и полезней — как делает Церковь — искать аргументы сдерживания, способы снизить уровень насилия в период войн.
Что говорят официальные документы Русской Православной Церкви о войне и применении силы?
Читайте также: