Сообщение об основоположниках идейных течений и их роли в политической и культурной жизни

Обновлено: 18.05.2024

Политическая идеология - систему идей, выражающих интересы различных субъектов политической деятельности и создающих теоретическую основу для организованных политических действий.
Интересы различных субъектов (личностей, партий, классов, наций), их оценки современного общества, представления о социальном идеале значительно отличаются друг от друга, поэтому различаются и идеологии.

Многопартийность.

Многопартийная система — политическая система, при которой может существовать множество политических партий, теоретически обладающих равными шансами на получение большинства мест в парламенте страны.

Существует несколько вариантов многопартийности:
• партии не играют роли в формировании правительства,
• правительство формируется коалициями из парламентских партий,
• парламентские партии не участвуют в формировании правительства, но выдвигают выборных глав государств.

Политические партии и движения, классификация.

Политическая партия - организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоёв и стремящаяся к достижению определённых политических целей.

Основы классификации Виды партий
Идеологическая направленность Социал-демократические, коммунистические, консервативные, либеральные, клерикальные
Участие в существовании власти Правящая и оппозиция
Характер членства Кадровые и массовые партии
Шкала политического спектра Левые, правые, центристские
Способ деятельности Реформистские и революционные

Роль партий и движений в современной России.(И)

Политические партии играют не малую роль в жизни общества, а так же составляют опору для демократии.Члены той или иной партии предлагают свои варианты для решения тех или иных проблем в государстве, партии предлагают лучшие и варианты для решения проблемы, что способствует внешнему и внутреннему совершенствованию государства.

Консерватизм, либерализм и социализм — общественно-политические течения, сложившиеся в 19 веке, которые пытались объяснить и обосновать изменения, происходившие во время перехода от традиционного общества к индустриальному, также называемого промышленным переворотом.

Консерватизм

Консерваторы стремились сохранить существующие традиционные формы власти, основы правления. При этом следует отметить и тот факт, что они не отрицали необходимости реформ, но не радикальных, а умеренных и постепенных. В целом консерватизм характеризовался следующими чертами: то, что можно не менять, менять не надо; мудрости предков и мудрости обычая нужно отдавать предпочтение перед индивидуальным самовольным решением и суждением; любые действия должны оцениваться не по немедленными последствиями, а с отдаленной перспективой.

Либерализм

Либералы выступали в защиту прав и свобод личности, права частной собственности, частного предпринимательства, свободы совести и политической деятельности. Одной из основных доктрин либералов было осуждения государственного вмешательства в сферу бизнеса и торговли. По их мнению, государство должно ограничиваться функциями обеспечения правопорядка, обороноспособности и защиты страны, но не вмешиваться в ее экономическую жизнь.

Либералы стали влиятельной политической силой в США, Великобритании и некоторых европейских странах. Их социальной опорой, прежде всего, были предприниматели, часть интеллигенции, рабочих, служащих. Они стали последовательными сторонниками социальных реформ, направленных на улучшение жизненного уровня населения, ликвидации угрозы революционных потрясений. Такую политику, получившая название либерального реформизма, поддерживали довольно широкие круги общественности как в европейских странах, так и в США.

Социализм

Социализм представлял собой совокупность теорий, которые утверждали не только желательность, но и возможность ликвидации буржуазных порядков и установления нового общества, где будет достигнуто социальное равенство людей. По вопросу о формах установления нового общества социалисты делились на сторонников мирного (реформаторского) и сторонников насильственного (революционного) путей. Несмотря на эти различия, общим для создателей социализма было глубокое идейное убеждение, незыблемая вера в светлое будущее человечества.

Социал-демократическое движение

Социал-демократия — общее название социалистических партий, возникших во второй половине XIX в. в разных странах; идеологическая и политическое течение, которое выступает за внедрение идей социализма во всех сферах жизни.


Эдуард Бернштейн


Карл Маркс

Социал-демократия выступала за права человека, свободу слова, печати, самостоятельность профсоюзного движения, существования правового государства. Со временем лозунги дополнились требованиями улучшения качества жизни, экономической демократии, самоуправляющегося социализма.

Социал-демократы выступали за участие в парламентской деятельности. Основным методом своей политики считали реформу.

Реформы Александра II стали толчком к активизации идейных течений на территории всей империи. Причинами активного подъема и активности народных масс стали: непоследовательность реформ, наличие противоречий между сословиями, нерешенность аграрного вопроса, нечеткость и колебания политического курса. Еще до второй половины XIX века общественность сохраняла политическую инертность.

После реформ оформилось три направления:

Консервативное крыло общественного движения

Либеральное крыло общественного движения

Движущие силы

Дворяне, духовенство, купечество, мещане

Помещики, промышленники, интеллигенция, буржуазия

Центральная идея

Стабильность и неизменность в развитии российского государства

Активные деятели

К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков

К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев, Д.И. Шаховский, Ф.И. Родичев, П.А. Долгоруков

Отношение к монархии

За сохранность и стабильность, незыблемость монархии

За конституционную монархию

Отношение к реформам

За дальнейшее преобразование общества: демократические свободы, создание Земского собора, расширение прав органов местного самоуправления

Экономический идеал

Сохранение помещичьего землевладение, полное отрицание капитализма

Развитие капитализма, свободного предпринимательства

Общественный идеал

Патриархальное общество, религиозное, подчинение власти

Свобода личности, духовного развития, равенство

В основе радикального движения – социалистические идеи. Этапы радикального движения:

Политические партии начала ХХ века: особенности, идеи, цели

Политические партии активно формировались на базе, заложенной идейными течениями конца XIX века. Основная особенность создания партий – наличие определенной системности в их формировании. Первыми появились организации левой направленности, оппозиция к действующей власти. После событий 1905 года оформились партии центристской направленности. Монархисты, правые, консерваторы группируются в свои партии после Манифеста 1905 года, который предоставил всем права и свободы.

Постепенно на политической арене остались левые – после революции 1917 года. Первыми пропали с политической арены правые, потом центристы.

  • Левые – политические силы, которые основной целью считают социальное равенство, отмену деления на классы, отмену частной собственности. Пример – коммунисты, социал-анархисты.
  • Правые – противоположность левым течениям по идеям и цели деятельности, суть идеологии – в признании социального господства, преимуществе одной прослойки общества над другой. Правые признавали наличие господствующего класса по разным признакам. Примеры: монархисты, консерваторы, националисты.
  • Центризм– политическая позиция, которая занимает место между левыми и правыми, главная особенность – отказ от радиальных идей, неважно чего конкретно они касаются.

Правые партии Российской империи

Левые политические партии

Центристские партии

Название организации

Период действия

Идеи

Лидеры, активные деятели

Конституционно-демократическая партия (кадеты)

1905-1917 гг. была запрещена, после 1920 г. работала в эмиграции

Партию составляли дворяне, интеллигенция, выступали за равенство, свободу слова, печати, собраний, культурного самоопределения, неприкосновенность личности, общее избирательное право

Торгово-промышленный союз Российской империи

1905 г. (работала меньше года)

Ориентирована на защиту интересов промышленной буржуазии

Прогрессивно-экономическая партия Российской империи

1905 г. (работала меньше года)

Аналог Торгово-промышленного союза Российской империи

Торгово-промышленная партия Российской империи

Аналог предыдущих двух партий, отличие – данная организация была крайне правым крылом торгово-промышленной буржуазии

Партия демократических реформ

Идеологически принадлежала к классическому либерализму

М.М. Ковалевский, М.М. Стасюлевич, И.И. Иванюков, В.Д. Кузьмин-Караваев

Прогрессивная партия

Либеральная партия, считается партией бизнеса, представляла интересы предпринимателей, промышленников, интеллигенции

И.Н. Ефремов, А.И. Коновалов

Партия правового порядка

Требования: сильная власть (монархия), конституция, неделимая Россия, защищала интересы предпринимателей

Партия мирного обновления

Для свободы и конституционную монархию, равенство сословий и полов

П.А. Гейден, Д.Н. Шипов, М.А. Стахович

Помимо общероссийских партий, существовали локальные национальные организации поляков, евреев, украинцев, казахов и других народов, которые населяли Российскую империю.

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

В конце ХIХ - начале ХХ века в США и Западной Европе существовали три основные политические идеологии: консерватизм, либерализм и социализм.

Консерватизм проявил себя как интеллектуальный и политическое движение в Европе ХIХ века в ответ на требование политических прав сначала со стороны среднего класса, а затем и класса рабочих. Со времен Французской революции конца XVIII века консерватизм в Европе стал ассоциироваться с аристократией и крупными землевладельцами.

Традиции, религиозность, свобода и ответственность, естественная неравенство людей, скептицизм относительно общественных изменений являются основными ценностями консервативной идеологии.

Традиции - одно из ключевых понятий консерватизма. Традиции является условием преемственности и связи прошлого, настоящего и будущего. Традиции дают возможность использовать достижения предков для улучшения жизни современных и будущих поколений.

Важнейшим условием честь традиций является влияние религии. Ослабление религиозности, по мнению консерваторов, приводит к упадку ценностей, которые объединяют граждан, а в конечном итоге - к упадку общества. Нормальную жизнь людей возможно только при наличии порядке. Такой порядок поддерживает государство. Через свою природное несовершенство человек не может жить без государства и других социальных институтов. Государство призвано поддерживать социальный мир и заботиться об общем благе. Успешно выполнять свои функции может только крепкая, авторитетная, но не диктаторская государство. Она гарантирует гражданам свободу в определенных пределах.

Консерваторы исходили из того, что свобода в обществе не может быть абсолютной, поскольку безграничная свобода приводит к анархии. Поэтому условием индивидуальной свободы является добровольное соблюдение гражданами своих обязанностей перед обществом. Свобода граждан, по мнению консерваторов, несовместима с равенством, которая неестественна для общества. Люди уникальны и неровные в своих проявлениях (трудолюбивые и ленивые, умные и посредственные т.п.). Поэтому нормальное, здоровое общество воспроизводит неравенство, в свою очередь, стимулирует состязательность между людьми. Свободная конкуренция на основе частной собственности естественна для общества и способствует его здоровому развитию. Консерваторы рассматривали общество как ограниченную и целостную систему. Разрушение этой системы путем реформ или революций, по их мнению, приведет к гибели общества.

Консервативная идеология широко распространилась и в Европе, и за ее пределами.

Основная идея либерализма заключается в том, что человек должен иметь полную свободу для определения собственной судьбы. С точки зрения либералов, государство существует лишь для того, чтобы защищать человека от насилия со стороны других людей или групп и расширять возможности для осуществления индивидуальной свободы. Каждый человек имеет индивидуальную свободу и несет индивидуальную ответственность за собственное благополучие.

В сфере политики либерализм возник как реакция на авторитарные режимы. Либералы стремились ограничить права наследственной власти, ввести институты парламентского правления, расширить круг лиц, имеющих право голоса, и обеспечить гарантии гражданских свобод. Главными политическими ценностями либерализма были и остаются идеи правового равенства людей, политического плюрализма и конституционализма.

В области экономики либерализм был реакцией на вмешательство государства в решение экономических вопросов. Либералы выступали за свободную конкуренцию внутри страны и свободу торговли между различными странами. Экономическая функция государства, согласно либеральной доктрине, должен быть предельно ограничена.

Социалистическая идеология негативно относилась к капитализму как строя, основанного на частной собственности и свободной конкуренции. Она трактовала капитализм как несправедливый, эксплуататорский строй, который порождает богатство и привилегии меньшинства (буржуазии) и бедность и социальное бесправие большинства (лиц наемного труда). Социалисты стремились заменить буржуазное общество новым обществом социальной справедливости, в котором будут ликвидированы частная собственность, эксплуатация человека человеком. Социальную опору социалистов составляли наемные работники, сельский пролетариат, радикально настроенная молодежь, часть интеллигенции. Социалистические идеи находили отклик и среди представителей других слоев населения.

В конце ХIХ века наметилось размежевание социалистической идеологии на два основных направления Й ортодоксальное марксистское и социал-реформистское.

Ортодоксальные марксисты (В. И. Ленин, Р. Люксембург и др.). Считали, что к социализму можно прийти только в результате революции, в ходе которой рабочие захватят власть, установят свою диктатуру для подавления сопротивления имущих классов и ликвидируют частную собственность. Это, по их мнению, создало бы условия для отмирания классов, отмена эксплуатации человека человеком, установление власти народа, демократии. Они не верили, что демократия возможна в обществе, разделенных на классы, но из тактических соображений поддерживали демократические лозунги, чтобы облегчить создание революционных организаций рабочих.

В конце ХIХ века зарождается политическое движение, выступал за отказ от войны как средства решения межгосударственных конфликтов - пацифизм. Социальную подоплеку этого движения было чрезвычайно широким - в нем участвовали представители почти всех слоев общества. Пацифисты требовали отказаться от применения насилия в международной политике и решать все международные конфликты с помощью третейских судов, прекратить гонку вооружений, перейти к всеобщему разоружению. Указанные цели и инициативы пацифистов были чрезвычайно популярны и распространялись среди народных масс. К 1912 г. в 19 странах действовали уже 136 пацифистских союзов. Деятельность пацифистов имела широкое признание. С 1901 по 1911 гг 15 деятелей, внесших значительный вклад в реализацию идей пацифизма, получили Нобелевские премии мира (среди них президент США Теодор Рузвельт за посредничество в заключении мира между Японией и Россией).

Общественное движение в России

Революционную позицию отстаивали и члены неонародницьких организаций. В 1901-1902 гг сторонники общинного социализма объединились и создали партию социалистов-революционеров. Своим социальным основанием, в отличие от РСДРП, они считали крестьянство. Члены организации сделали несколько террористических актов, поразившие Россию.

Кроме общероссийских, возникли также национальные социалистические и либеральные партии. В целом в стране насчитывалось около 50 более-менее заметных партий.

Идейные течения и общественные движения на рубеже веков

Консерваторы и либералы

Непоследовательность и незавершённость либеральных реформ 60–70‑х гг. ХІХ в., сохранение абсолютизма и сословного деления общества, нерешённость крестьянского вопроса дали импульс новым дискуссиям о будущем России, которые вели представители консервативного и либерального направлений в общественной мысли страны.

Радикальные идейные течения в общественной мысли

Большинство историков предлагают следующую периодизацию радикального движения: 1860-е гг. — формирование идеологии революционно-демократического толка и появление первых тайных кружков разночинцев; 1870-е гг. — распространение взглядов революционных народников, функционирование их организаций; 80-90-е гг. ХІХ в. — на смену революционному народничеству приходит либеральное, начинает распространяться марксизм, идеи которого легли в основу программ первых организаций социал-демократов.

Народниками считала себя часть русской интеллигенции, которая остро переживала отсутствие своей связи с простым народом и рассчитывала сблизиться с ним путём просветительской деятельности и пропаганды прогрессивных идей общественного переустройства. Конечной их целью была подготовка крестьянской революции. В народническом движении выделяют революционное и либеральное направления. Революционные народники также не были однородны и подразделялись:

В 1878 г. в ходе покушения, осуществлённого В. Засулич, был ранен градоначальник Санкт-Петербурга Ф. Трепов. В ходе судебного разбирательства, она была оправдана судом присяжных и градоначальнику пришлось покинуть свой пост. Это происшествие в среде землевольцев стало катализатором дискуссий о характере дальнейшей борьбы.

Появление в России политических партий

Радикальные партии

Меньшевики (Л. Мартов) считали, что необходимым условием социалистической революции должна стать буржуазная революция. Поэтому меньшевики считали возможным сотрудничество с политическими силами, представлявшими интересы буржуазии и участие в органах власти.

Большевики (В. Ленин) были убеждены в неотвратимости социалистической революции, которая будет иметь успех только в случае установления диктатуры пролетариата. Сторонники большевизма выступали за силовой захват власти и отрицали возможность сотрудничества с политическими силами, не разделявшими их идеологические установки.

О создании собственных политических партий накануне первой русской революции стали задумываться и представители консервативно-монархического лагеря. По их мнению, это могло помочь правительству в противостоянии с радикальными и либеральными силами.

Читайте также: