Жизнь и основные творческие вехи еврипида сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 до н. э., причем в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается 3 раза — чаще, чем имя любого царя. По другим свидетельствам дата рождения может быть отнесена к 481 до н. э.

Сведений о ранних годах Еврипида сохранилось мало, да и те часто противоречат друг другу. Греческий комедиограф Аристофан писал, что его мать Клейто торговала на рынке зеленью и овощами, однако в более поздних источниках это отрицается. Еврипид явно происходил из обеспеченной семьи, поскольку получил разностороннее образование – по словам римского писателя Авла Геллия, он учился у философов Протагора и Анаксагора, знал Продика, Протагора и Сократа.

В детстве будущий драматург увлекался спортом и делал большие успехи в гимнастике, выигрывая соревнования среди мальчиков-ровесников. Он мечтал попасть на Олимпийские игры, но его не взяли из-за юного возраста. Занимался Еврипид и рисованием, но на этом поприще не преуспел.

Вскоре он стал учиться литературе, философии, ораторскому искусству, и его произведения красноречиво свидетельствуют о том, что он преуспел в этом занятии. В юности Еврипид полюбил чтение и стал коллекционировать книги, а со временем сам начал пробовать силы в написании пьес.

Хотя современники прозвали его философом на сцене, цельной философской системы Еврипид для себя так и не выстроил. Его мировоззрение сложилось из чужих концепций, в первую очередь из софизма. К религии вообще и к богам в частности он относился с иронией, а мифы и верования использовал только для фона.

Еврипид известен тем, что первым начал прорабатывать женские образы в литературе – предшественники предпочитали описывать мужчин. Медея, Ифигения, Электра, Андромеда и другие героини его трагедий – жизненные, законченные, правдоподобные образы. Драматурга искренне интересовали темы женской любви и преданности, жестокости и коварства, поэтому его героини часто даже превосходят героев силой воли и яркими чувствами.

В 406 г. до н. э. Еврипид скончался, и обстоятельства его смерти назывались разные – например, заговор завистников, которые подкупили придворного, отвечавшего за царскую псарню: тот якобы спустил на Еврипида свору гончих. Говорили также, что драматурга, отправлявшегося на свидание к любовнице (или к любовнику), разорвали не собаки, а обезумевшие женщины. Современные исследователи склонны считать, что трагика, которому было уже за семьдесят, убила суровая македонская зима.

Смерть столь замечательной личности породила легенды, изложенные в Суде:

Афиняне испросили разрешения захоронить драматурга в родном городе, но Архелай пожелал оставить могилу Еврипида в своей столице, Пелле. Софокл, узнав о смерти драматурга, заставил актёров играть пьесу с непокрытыми головами. Афины поставили в театре статую Еврипида, воздав ему почести после смерти. По легенде, переданной Плутархом, вскоре после похорон в могилу Еврипида ударила молния – это был знак божественной избранности, которого до тех пор удостоился только Ликург.

Именно после смерти творчество Еврипида приобрело наибольшую популярность, получило достойную оценку. Его считали самым популярным и знаменитым античным драматургом до V в. до н. э. Произведения младшего из великой триады оказали заметное влияние на римскую трагедию, более позднюю европейскую литературу, в частности, творчество Вольтера, Гете и других известных мастеров пера.

Еврипид – последний крупный трагик. У него все черты противоречивости того времени, мы видим, прежде всего, проявление индивидуалистической настроенности общества, кризис традиционного мифологического миросозерцания. Это приводит к смене идеологии – полис идет к своему концу, это ощущается в произведениях Еврипида.

Содержание

Противоречия в полисном устройстве. Пелопонесская война – катализатор для противоречий, она подрывает единство полиса. Век Софокла и Перикла отошел в прошлое, человек вынужден решать противоречия индивидуально. Шло развитие самосознания личности, осознания ценности каждой личности. Это приводило к конфликту с полисной идеологией.

Еврипид – последний крупный трагик. У него все черты противоречивости того времени, мы видим, прежде всего, проявление индивидуалистической настроенности общества, кризис традиционного мифологического миросозерцания. Это приводит к смене идеологии – полис идет к своему концу, это ощущается в произведениях Еврипида.

Еврипида не любили в Афинах, так как он указывал на их недостатки. Над ним издевались, например, Аристофан в своих комедиях. Аристофан называл его сыном торговки зеленью и лавочника, но Еврипид получил блестящее образование, его учителями были софисты, которые требовали высокой платы за занятия, у него была лучшая библиотека в Афинах – всего этого не могло быть у простого сына лавочника. Смеялись над внешним видом, который дает Аристофан, но он не соответствует действительности, так как сохранился портрет Еврипида.

Он написал около 90 пьес. Только четыре раза одерживает победу в театральных агонах при жизни и один раз после смерти. После смерти сразу становится популярным. До нас дошло 17 пьес целиком.

Конец жизни провел в Македонии – его приглашает дед Александра Македонского, в Македонии его любили все. Есть версия, что Александр начал завоевывать Грецию, потому что уловил в его пьесах дух распада. 480-406 – годы жизни.

Древние критики характеризовали Еврипида как самого трагичного философа на сцене. Слава нашла его в Македонии только после смерти.


Еврипи́д (правильнее Эврипи́д, др.-греч. Εὐριπίδης , лат. Euripides , 480 — 406 до н. э.) — древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока.

Раньше Еврипида жил малоизвестный драматург с таким же именем, как сообщается в византийском словаре Суды.

Содержание

Биография

В 408 до н. э. великий драматург принял решение покинуть Афины, приняв приглашение македонского царя Архелая. Неизвестно точно, что повлияло на решение Еврипида. Историки склоняются к мысли, что основной причиной явилась если и не травля, то обида ранимой творческой личности на сограждан за непризнание заслуг. Дело в том, что из 92 пьес (75 согласно другому источнику) только 4 были отмечены призами на театральных состязаниях при жизни автора, и одна пьеса посмертно. О популярности драматурга в народе говорит рассказ Плутарха про страшное поражение афинян на Сицилии в 413 до н. э.:

Афиняне испросили разрешения захоронить драматурга в родном городе, но Архелай пожелал оставить могилу Еврипида в своей столице, Пелле. Софокл, узнав о смерти драматурга, заставил актёров играть пьесу с непокрытыми головами. Афины поставили в театре статую Еврипида, воздав ему почести после смерти. Плутарх передал легенду: в гробницу Еврипида ударила молния, великое знамение, которого удостоился из знаменитых людей только Ликург. [3]

Новаторство Еврипида

Необходимо проверить точность фактов, изложенных в этом разделе.
На странице обcуждения могут быть пояснения.

Трагедии Еврипида



Предпочтительная разработка женских ролей в трагедии была нововведением Еврипида. Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Электра, Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава и многие другие героини сказаний Эллады представляют собой типы законченные и жизненные. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности в сплаве с хитростью, коварством и жестокостью занимают в драмах Еврипида весьма видное место. Женщины Еврипида превосходят его мужчин силой воли и яркостью чувств. Также рабы и рабыни в его пьесах не являются бездушными статистами, но имеют характеры, человеческие черты и проявляют чувства подобно свободным гражданам, заставляя зрителей сопереживать. Лишь немногие из уцелевших трагедий удовлетворяют требованию законченности и единства действия. Сила автора прежде всего в психологизме и глубокой проработке отдельных сцен и монологов. В старательном изображении душевных состояний, обычно напряженных до крайности, заключается главный интерес трагедий Еврипида.

Список полностью дошедших пьес Еврипида:

Музыкальная деятельность

Примечания

Литература

Тексты и переводы

Русские (переводы отдельных пьес см. в статьях о них):

Французские:

Исследования

Схолии к Еврипиду

Источники и ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Еврипид" в других словарях:

Еврипид — (485/4 407/6 до христ. эры) афинский трагический поэт. Античные биографии Еврипида содержат в себе много вымысла: драматургические новшества поэта служили постоянной мишенью для насмешек комедии, к рая в таких случаях прибегала к обычной в… … Литературная энциклопедия

Еврипид — Еврипид, Euripides, с Саламина, ок. 485 406 гг. до н. э., греческий трагический поэт. Происходил из состоятельной афинской семьи. Его отец Мнесарх (или Мнесархид) имел какую то собственность на Саламине, другую в аттическом округе Флия. Е.… … Античные писатели

Еврипид — Еврипид. ЕВРИПИД (около 480 406 до нашей эры), древнегреческий поэт драматург; младший из трех великих афинских трагиков (смотри Эсхил, Софокл). Творчество Еврипида, сложившееся в годы кризиса афинской демократии, отличается резко критическим… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Еврипид — (около 480 406 гг. до н.э.) древнегреческий поэт драматург. Младший из трёх великих афинских трагиков (Эсхил, Софокл и Еврипид). Для Еврипида характерно (необычное для античной трагедии) усиление бытового элемента, интерес к частным судьбам людей … Исторический словарь

ЕВРИПИД — (около 480 406 до нашей эры), древнегреческий поэт драматург; младший из трех великих афинских трагиков (смотри Эсхил, Софокл). Творчество Еврипида, сложившееся в годы кризиса афинской демократии, отличается резко критическим отношением к… … Современная энциклопедия

ЕВРИПИД — (ок. 480 до н. э. 406 до н. э.) древнегреческий поэт драматург, младший из трех великих афинских трагиков (см. Эсхил, Софокл). Творчество Еврипида, сложившееся в годы кризиса афинской демократии, отличается резко критическим отношением к… … Большой Энциклопедический словарь

Еврипид — (ок. 480 406 гг. до н.э.) афинский драматург трагик Не верь женщине, даже если она говорит правду. Существует ли более сильное и более мучительное страдание, чем бегство из родной страны? От малой искры до пожара Людей язык доводит…… … Сводная энциклопедия афоризмов

Еврипид — (EuripidhV) афинянин, младший из трех греч.трагиков корифеев. Родился на Саламине, в день знаменитой победы, 20сент. 480 г. до Р. Хр., от зажиточных, но незнатных родителей. Был женатдважды; от второй жены имел трех сыновей, из которых один также … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Еврипид — (около 480 до н. э. 406 до н. э.), древнегреческий поэт драматург, младший из трёх великих афинских трагиков (см. Эсхил, Софокл). Творчество Еврипида, сложившееся в годы кризиса афинской демократии, отличается резко критическим отношением к… … Энциклопедический словарь

Более надежные источники сообщают, что поэт происходил из знатного рода и одно время даже служил при храме Аполлона Зостерия. Известно, что он получил хорошее образование: учился у философов Протагора и Анаксагора, дружил с философами Архилаем и Продиком, был владельцем обширной библиотеки. В отличие от Эсхила и Софокла, более склонный к уединенной творческой жизни, Еврипид непосредственного участия в общественной жизни не принимал. Однако произведения драматурга содержат обильные отклики на острые вопросы современности. При этом позиция автора, равно как и эстетические установки его, нередко вступает в полемику с традицией, что вызвало недовольство многих современников.

Так, к примеру, Аристофан не раз пародировал и высмеивал его трагедии, задевая при этом и личную жизнь поэта. К примеру, в уже упомянутой комедии "Женщины на праздники Фесмофорий" Аристофан представил заговор женщин, вознамерившихся растерзать Еврипида за то, что он клевещет на них, выводя в своих трагедиях в крайне неприглядном свете. При этом Аристофан намекает на неверность жены поэта и т.д. Вероятно, в итоге вокруг Еврипида сложилась крайне неблагоприятная обстановка, вследствие чего он в конце жизни покинул Афины. После кратковременного пребывания в фессалийской Магнесии Еврипид поселился в Македонии, где и умер в 406 г. до н.э. Злобная молва окружила сплетнями даже смерть поэта: согласно одной версии, он будто бы был растерзан собаками, в соответствии с другой - растерзан женщинами (явное влияние комедии Аристофана). Не понятый современниками и обиженный ими, Еврипид в последующие века приобрел славу великого трагика, подготовившего искусство новой драмы.

Известно, что за всю жизнь Еврипид одержал лишь пять первых побед (и то одну посмертно), хотя написал и поставил большое количество произведений (ему приписывается от 75 до 98 драматических сочинений); до нас же дошло лишь 18 пьес Еврипида. Только немногие из произведений могут быть точно датированы и относятся преимущественно к периоду между 438 и 406 г. до н.э., совпадающему по времени с периодом творчества Софокла; умерли поэты также в один год. Однако драматургия их содержит принципиальные различия, на которые указывал еще Аристотель в XXV главе своей "Поэтики". Здесь он приводит слова, якобы сказанные самим Софоклом, о том, что "сам он изображает людей, какими они должны быть, а Еврипид такими, каковы они есть". Это свидетельство в известной мере может служить ключом к пониманию новаторства Еврипида.

Действительно, Эсхил, а позднее Софокл придали трагедии высокий героический характер: их центральные положительные персонажи выступали героями идеальными, образцами гражданской доблести, носителями нравственных добродетелей. В своих произведениях они защищали идейные основы полиса, провозглашали незыблемость общественных норм и традиций, воспевали умение подчинить личные интересы интересам общества, и поэтому их театр воспринимался греками как школа нравов, школа воспитания гражданских добродетелей. Еврипид же в большей степени отразил наступление кризиса афинской демократии, разложение полисной морали, усиление индивидуализма.

Сидящий Еврипид из Лувра, римская статуя II в.

Главным образом затянувшаяся, тяжелая для афинян Пелепоннесская война обострила все противоречия афинского рабовладельческого общества: от противоречий между рабами и свободными до противоречий между Афинами и их союзниками. Сказывалось и воздействие распространившихся к тому времени философских учений: софистики, нравственной философии Сократа, материализма Демокрита. Эти разные по своему содержанию философские учения в совокупности своей будили мысль современников, воспитывали скептическое отношение к прежним догматам, нормам и представлениям, утверждали силу и значимость индивидуума.

Закономерным образом в новых исторических условиях Еврипида интересует прежде всего отдельный, частный человек, сфера его личной, а не общественной жизни. В соответствии с подобным смещением угла зрения обязательное для трагедии столкновение человека с противоборствующими силами Еврипид переносит в плоскость человеческой души, изображая конфликт человека с самим собой. Поступки, а как следствие, их несчастья и страдания у героев обычно вытекают из их собственных характеров. Таким образом, в сравнении со своими предшественниками, Еврипид в большей мере концентрирует внимание на изображении внутреннего мира героев.

История жизни Еврипида

Драматург создает ряд многообразных характеров, рисуя различные душевные порывы, противоречивые состояния, вскрывая их закономерность и неминуемость трагической развязки. Зритель присутствует при тончайших душевных переживаниях героев и открывает для себя сложность человеческой природы. Акцент на изображении психологии персонажей приводит к второстепенности драматической интриги. Еврипид уже не уделяет столько внимания построению действия, как, скажем, Софокл, хотя драматические конфликты в его пьесах остры и напряженны. Но обратим, к примеру, внимание на начала и концы его драм. Нередко в прологе Еврипид не только дает завязку трагедии, но и рассказывает заранее ее главное содержание, чтобы в результате переключить внимание зрителя с интриги на ее психологическое развитие. Показательны также и концовки еврипидовских драм.

Он пренебрегает естественным развитием и завершенностью действия и поэтому в финале часто предлагает внезапную, внешнюю, искусственную развязку, обычно связанную с вмешательством божества, появляющегося на специальной театральной машине ("эореме"). Поэтому не случайно впоследствии подобный прием разрешения действия стал именоваться "deus ex machina" ("бог из машины").

Самая известная трагедия Еврипида - "Медея" (431 г. до н.э.).

На первый взгляд кажется, что драма, как и соответствовало традиции, написана на мифологический сюжет. Однако примечательно, что драматург избирает тот фрагмент мифа, когда героическое прошлое героев позади, и изображает личную, семейную драму. Перед нами горе одинокой, обманутой, покинутой женщины. Еврипид одним из первых обратился к изображению любовного конфликта в драме и сделал любовную страсть движущим мотивом событий. В "Антигоне" Софокла был создан яркий женский характер и присутствовала тема любви (линия Антигоны и Гемона), однако как второстепенная и несамодовлеющая, подчиненная выбору гражданской позиции героев. Для Медеи же ее страсть - главная основа жизни. В жертву своей страсти она принесла близких, родину, доброе имя, однако после ряда лет совместной жизни Ясон вероломно пренебрег ею ради низкого расчета:

Все, что имела я, слилось в одном,
И это был мой муж, - и я узнала,
Что этот муж - последний из людей.
(Ст. 227-229, пер. И. Анненского)

Героиня не считает свою участь исключительной, она высказывает горестные размышления о подчиненной, зависимой судьбе женщины, ее беззащитности и бесправии:

Да, между тех, уто дышит и кто мыслит,
Нас, женщин, нет несчастней. За мужей
Мы платим, и недешево. А купишь,
Так он тебе хозяин, а не раб.
(Ст. 230-234).

Ведь муж, когда очаг ему постыл,
На стороне любовью сердце тешит,
У них друзья и сверстники, а нам
В глаза приходится постылым.
(Ст. 243-246).

Однако сама Медея в соответствии с природой и цельностью своего характера не способна мириться с унижением и с той же силой, что любила, начинает она ненавидеть Ясона и искать способ мщения ему. На идею детоубийства ее окончательно наталкивает встреча с бездетным афинским царем Эгеем. В беседе с ним она понимает, как страдает бездетный мужчина, и решается отнять у Ясона самое дорогое. Но этот удар одновременно направлен и против нее самой, поэтому не сразу и со страшной мукой решается Медея на этот шаг. Несколько раз меняет героиня свое намерение, противоречивые чувства борются в ней, и все-таки постепенно страшное решение вызревает в ней.

До Еврипида преобладала версия мифа, согласно которой детей убивали разгневанные коринфяне, узнав о смерти своего царя и молодой царевны. Еврипид предоставил это осуществить самой героине, убедительно показав, что, как ни страшно это деяние, Медея, принадлежащая к натурам гордым, могучим, не способным прощать обиды, могла это совершить. Зритель не может принять и простить Медее ее поступка, но понимает, кем и как она была доведена до преступления.

Отступления от традиционных мифологических версий нередко встречаются в трагедиях Еврипида. За этим ощутима определенная тенденция: для Еврипида миф - не священная история народа, а материал для творчества. По сути дела, Еврипид стесняет рамки мифа: новое социально-бытовое содержание его трагедий вступает в противоречие со старой мифологической формой. По существу, Еврипиду нужно было бы отказаться от мифа, но это было бы слишком смелым и решительным нарушением традиции, однако он, безусловно, приблизил разрушение мифологической основы трагедии.

Искусственное положение занимает в трагедиях Еврипида также хор. В соответствии с традицией хоровые партии сохранены, но хор не включен в действие органично. Так, к примеру, он присутствует при таких поступках и речах персонажей, которые принято скрывать от посторонних. Так, Медея рассказывает хору о своем намерении убить детей; слушающий ее хор потрясен, говорит о том, что надо вмешаться, воспрепятствовать ее намерению, однако, естественно, ничего не предпринимает, иначе не было бы и трагедии. Лирический элемент трагедии, выраженный в песнях хора, утрачивает у Еврипида былое значение, и на первый план выдвигается драматическая игра персонажей, их действия, поступки. Показательно, что в соответствии с этим Еврипид переносит лирическую часть на действующих лиц: он вводит так называемые монодии, арии действующих лиц, которые сопровождались также выразительной пластикой и создавали высокий художественный эффект.

Большое значение в трагедиях Еврипида имеют монологи и диалоги. Нередко это диалог-спор, диалог-поединок. Еврипид любит словесные состязания героев в речах, выявляющие их сущность. Язык Еврипида приближен к разговорной речи и лучше приспособлен для живых диалогов. Наиболее яркие монологи встречаются опять же в "Медее". в некоторых из них Еврипид разоблачает порочную аргументацию софистов-ловкачей. Многократные отклики Еврипида на современные философские течения создали ему репутацию "философа на сцене".

Показательно также изображение богов в трагедиях Еврипида. Ощущается скептицизм к ним, унаследованный от софистов. Так, герой трагедии "Беллерофонт" принимает решение убедиться, существуют ли боги, и с этой целью взлететь на небо. Сомнения же его связаны с характером жизни на земле: обилием насилия и неправды. Однако многие действия богов Еврипид также изображает противоречащими нравственности. Так, Афродита губит Ипполита и Федру из чувства мелкой личной злобы, а Артемида не спасает своего любимца, лишь утешая его перед смертью (трагедия "Ипполит"). Гера насылает на Геракла безумие и делает его убийцей своей семьи ("Геракл").

Воздействие софистической философии на творчество Еврипида проявилось также в отношении поэта к рабству. во многих своих трагедиях он вывел на сцену раба, что было новшеством ("Елена", "Ион", "Гекуба", "Троянки"). В ряде трагедий Еврипид развивает мысль о том, что рабство есть несправедливость и насилие ("Гекуба", "Троянки"), оно противоречит естественной природе людей и чаще всего является следствием превратностей судьбы. Еврипид показывает, что рабство унижает и развращает человека, развивает его дурные наклонности.

Можно сказать, что в творчестве Еврипида наметились два пути для дальнейшего развития драмы:

1. От трагедий "Медея", "Ипполит" и др. - в сторону патетической, пафосной трагедии, трагедии больших и сильных, порой патологических страстей. Наиболее яркими выразителями этой линии позднее станут Сенека, Расин и др.

2. От трагедий "Ион", "Елена" и др., где впервые встречаются мотивы потерянного и найденного ребенка и т.д., - в сторону бытовой драмы, пьесы с бытовым сюжетом, будничными персонажами. Через бытовую комедию Менандра этот путь ведет к Плавту, а через него к Мольеру и т.д.

Творчество Еврипида имело большое значение для последующего развития мировой драмы: сюжеты, образы, искусство монолога и диалога, своеобразие композиции и т.д. обогатили мировую драму в процессе ее развития.

Читайте также: