Сообщение об оркестровых колоколах

Обновлено: 02.07.2024

Колокола́ (партитурное обозначение — Campane tubolari, Оркестровые колокола; нем. Röhrenglocken , англ. tubular bell ) — ударный инструмент симфонического оркестра (идиофон).

Набор 12—18 цилиндрических металлических трубок диаметром 25—38 мм, подвешенных в раме-стойке (высота около 2 м). Для извлечения звука, по ним бьют колотушкой, головка которой обтянута кожей.

Звукоряд обычно хроматический (теоретически может быть любым), диапазон 1—1,5 октавы (обычно от F; нотируется октавой выше, чем звучит).

Колокола современного типа были запатентованы в 1894 году англичанином Джоном Харрингтоном (John Harrington), хотя имеются сведения, что применялись и ранее [4] [5] . Высота звука зависит от длины цилиндра, от большего или меньшего диаметра — сила звука. По сравнению с классическими (настоящими, церковными) колоколами, цилиндрические гораздо проще настроить, а также они более компактны, хотя и несколько отличаются по тембру. Вместе с тем в оркестре несмотря на распространение оркестровых, применяются и классические колокола [6] .


Если смотреть из зрительного зала на сцену, где разместился современный большой симфонический оркестр, то в дальнем левом углу мы увидим интересную картину: большое количество разнообразных ударных инструментов и музыканта (или нескольких музыкантов), играющего на них, производящего при этом разнообразнейшие действия, напоминающие порой некое шаманство. Одни из этих инструментов издают звуки с фиксируемой высотой, у других высота звучания не может быть определена точно. К первой группе относятся литавры, ксилофон, виброфон, оркестровые колокола, колокольчики. Ко второй — различные барабаны, так называемые тарелки, тамтам. Роль группы ударных в звучании оркестра весьма велика. Только о некоторых из этих инструментов мы сможем рассказать в этом очерке.

Литавры

Литавра или литавры (итал. — timpani, нем. — Pauken, фр. — timbales) — ударный инструмент, состоящий из металлического полушария (котла) и металлического обруча с кожей, которая, с помощью винтов, растягивается в большей или меньшей степени. Чем более кожа натянута, тем звук выше, и наоборот. По коже ударяют палочками с наконечником из дерева, буйволовой кожи, пробки, губки или войлока. Литавры, покрытые полотном или сукном, дают глухой звук (timpani coperti).


Барабанщик запорожцев. Конец XVIII в.

В оркестр литавры были введены при Жане Батисте Люлли (во второй половине XVII столетия). С тех пор они составляют необходимую принадлежность каждого симфонического оркестра; применяются и в военных оркестрах, преимущественно кавалерийских.


Конструкция литавры
1. Котел; 2. Гайка; 3. Обруч; 4. Натяжной винт;
5. Кожа (перепонка или мембрана); 6. Подставка


Литавра с педальным механизмом

По двум литаврам ударяют большей частью попеременно, гораздо реже — одновременно. Перестраивание литавр в настоящее время облегчено вследствие замены винтов механизмом, перестраивающим литавру моментально. Скорость переменных ударов на литавре может быть весьма большая (tremolo). Оттенки, от самых сильных до самых слабых, вполне доступны. Чем звук ниже, тем он полновеснее и продолжительнее, чем выше, тем короче и легче.


Поскольку в музыкальном отношении — так сложилось исторически и художественно — литавры сопряжены с медными духовыми инструментами (на протяжении столетий литавры и трубы составляли единую замкнутую группу, в которой литавры служили басом для труб; в музыке примеров этого сочетания огромное число; в паре их можно найти на картинах и гравюрах старых европейских мастеров), в оркестровой партитуре их партии размещаются непосредственно под группой медных духовых инструментов.


Литавры с занавесями австрийского кирасирского полка.
Ок. 1750 г. Императорский и королевский музей армии в Вене


Солонка в виде полковых литавр, с ложечками


Музыкант группы ударных инструментов


Большие серебряные литавры, переданные Войску
верных казаков по повелению императрицы Екатерины II в 1788 г.

Барабан

Барабан — очень древний ударный инструмент. Известно о существовании барабанов в древнем Шумере. При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется третьим тысячелетием до нашей эры. С древнейших времен барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. В современную Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Прототип малого (военного) барабана был заимствован у арабов в Испании и Палестине.


Индонезийский барабан

Музыковеды обычно выделяют четыре класса барабанов: 1) рамочные барабаны, 2) в форме кубка, 3) цилиндрические и 4) котлообразные (или литавры). Но внутри этих основных классов имеется великое множество разновидностей, получивших распространение на разных континентах, в разных странах и в разное время. Мы будем говорить о барабанах, использующихся в классическом симфоническом оркестре.


Барабан армейский с рельефным орнаментом:
св. Георгий Победоносец и двуглавый орел

Барабан (итал. tamburo, cassa; фран. tambour, caisse; англ. drum; нем. Trommel) — общеизвестный ударный инструмент, состоящий из деревянного или металлического цилиндра, оба отверстия которого затянуты телячьей кожей, закрепленной посредством двух деревянных обручей. Оба обруча соединены между собой шнуром, натянутым в виде зигзага. Натягивая сильнее шнур при помощи петель, можно сделать тон барабана более светлым.


Ю. Пятков, С. Коровяковский. Ротный барабанщик
лейб-гвардии Семеновского полка. 1812 г.


Колотушечка, палочка, щетка

По одной стороне барабана ударяют палочками (для игры на большом барабане употребляют палочки, обтянутые кожей); на другой стороне туго натянута жильная струна. Вибрация одной стороны передается другой, причем от постоянного трения последней о жильную струну звук делается трескучим; без струны звук получается короткий и глухой. Барабан не имеет строя и потому, как и у остальных ударных инструментов (кроме литавры), партия его нотируется только ритмически. Барабанная дробь обозначается, так же как и у литавры, в виде трели.


Большой барабан


Малый барабан


Табор (провансальский барабан) – средневековый инструмент, на котором играли во время танцев. Часто бывало, что музыкант в одной руке держал барабанную палочку, а в другой – свирель


Дарабука – египетский барабан-бокал

Малый барабан — с двумя кожаными мембранами, натянутыми на низкий цилиндр. Вдоль нижней мембраны натянуты струны (4–10 в концертном и до 18 — в джазовом барабане), которые придают звуку сухой, рокочущий, раскатисто-дребезжащий оттенок. При отключении струн специальным рычажком этот характерный треск исчезает. Основной прием игры — дробь, быстрое тремоло. Играют на нем двумя деревянными палочками с утолщениями на концах.


Мастер Дистин сконструировал большой барабан
для симфонического оркестра

В оперный и симфонический оркестры малый барабан введен в XIX веке; часто используется в военных сценах. Его дробь очень хорошо подчеркивает ритм музыки, иногда оживляет ее, а иногда и вносит тревогу. Шостакович ввел в первую часть своей Седьмой симфонии целых три малых барабана: они однообразно и зловеще звучат в эпизоде фашистского нашествия, а в Одиннадцатой симфонии дробь малого барабана изображает картину расстрела 9 января 1905 года.


Каленго – барабан из Нигерии. По перепонке ударяют пальцами или изогнутой палочкой. Нажимая на бечевки, можно менять силу натяжения перепонок и, следовательно, высоту звука


Цудзуми – двусторонний японский барабан
с узкой средней частью корпуса

Звучание барабана столь характерное, что породило ряд пословиц. Их можно найти в словаре В.Даля: Зайца на барабан не выманишь. Иному гром — не гром, а страшен барабан. Отдать под барабан (то есть в солдаты). За богатым черти в барабаны бьют.

Колокола (оркестровые)


Большие церковные колокола заслуживают, конечно, отдельного рассказа. Но в данном случае речь пойдет о так называемых оркестровых колоколах, то есть об инструменте, который имитирует звучание настоящих колоколов. Они конструируются в виде набора стальных труб, сделанных из латуни (никелированных) или стали (хромированных), подвешенных к раме (ее высота около двух метров). Обычно в таком наборе от 12 до 18 труб-цилиндров, настроенных по хроматической гамме. Таким образом, колокола относятся к разряду ударных инструментов с фиксированной высотой звука.

Звук извлекается путем удара по трубе молотка в виде колотушки с бочкообразной головкой, обтянутой кожей. Эти трубы висят свободно, не соприкасаясь друг с другом, поскольку при ударе по ним молотка они должны иметь возможность вибрировать; как и настоящие колокола, они звучат, только пока трубы вибрируют от удара. Но по этой же причине у инструмента имеется так называемое демпферное устройство, с помощью которого звучание труб может быть остановлено.

Дело в том, что применение настоящих колоколов в музыкальных произведениях может быть осложнено слишком долгим их звучанием, если не иметь возможности его искусственным способом остановить: большие колокола в силу своей большой массы долго сохраняют инерцию колебаний. Эта продолжительность звучания (то есть долго длящийся, пусть и очень богатый обертонами, но один тон) может входить в противоречие с более быстро меняющейся гармонией данного музыкального эпизода и тем самым создавать нежелательные диссонансы.

Колокольчики

Колокольчики (итал. — campanell, фр. — jeu de timbres, нем. — Glockenspiel), иногда их на немецкий манер называют глокеншпилями — ударный музыкальный инструмент с определенной высотой звучания. Инструмент обладает светлозвенящим тембром в piano, блестящим и ярким — в forte. Колокольчики существуют в двух разновидностях: простые и клавишные.


Колокольчики

Простые колокольчики представляют собой набор настроенных по хроматической гамме металлических пластинок, размещенных в два ряда на деревянной раме трапециевидной формы. Расположение пластинок на них аналогично расположению белых и черных клавиш фортепиано. Применяемый диапазон колокольчиков — от до третьей октавы до до пятой. Играют на обычных колокольчиках двумя маленькими металлическими молоточками или деревянными палочками.


Ручные колокольчики, издающие звуки разной высоты,
известны с XII в.

В клавишных колокольчиках пластинки заключены в корпус, наподобие маленького пианино, где имеется несложный механизм молоточков, передающий удары от клавиш к пластинкам (этот механизм схож с механизмом челесты). Однако эта цепь механизмов не очень хорошо отражается на их звуке: он не так ярок и звонок, как на обычных колокольчиках. Тем не менее, уступая молоточковым колокольчикам в красоте звука, клавишные превосходят их в техническом отношении. Благодаря фортепианной клавиатуре на них возможны довольно быстрые пассажи и многозвучные аккорды.


Бо-чжун – китайский колокольчик, считался символом плодородия.
Звук из него извлекали специальной палочкой.
Колокольчик подвешивали на цепочке.
Украшения в виде острых выступов

С XIX века колокольчики часто применяются в симфоническом оркестре. Ноты для колокольчиков пишутся на две октавы ниже их действительного звучания; в партитуре их партия пишется под партией колоколов, над партией ксилофона.


Царь Давид, играющий на колоколах с помощью молоточков.
Миниатюра из Библии ХIII в.

Тарелки


Обычно считается, что тарелки пришли в европейскую музыку из Турции. Это мнение основано на ряде исторических свидетельств, подтверждающих необычайную популярность этого ударного инструмента в военном обиходе Турции.

Однако, справедливости ради, приоритет в использовании этого очень эффектного ударного инструмента нужно отдать Древнему миру. В частности, тарелки были известны ассиро-вавилонянам. Есть предположение, что они применялись уже в Древнем Египте. Греки времен Эллады верили, что звук, издаваемый тарелками, лишал злых духов их чудодейственных чар. В Древнем Риме в тарелки били на празднествах, посвященных Персефоне. Эти празднества отличались мрачностью и суровостью. Можно было бы рассказать и об использовании тарелок на Востоке.


Музыкальный инструмент оркестровые колокола

Оркестровыми колоколами называется музыкальный ударный инструмент симфонического оркестра, относящийся к категории идиофонов.

Устройство инструмента

В нижней части рамы находится демпферная педаль, останавливающая вибрацию труб. Вместо язычка обычного колокола в оркестровом аппарате используется специальная деревянная или пластиковая колотушка с головкой, обтянутой кожей, фетром или войлоком. Музыкальный инструмент имитирует церковный колокольный звон, но отличается компактностью, доступностью и простотой использования.

Музыкальный инструмент оркестровые колокола

Звучание

В отличие от классического колокола, имеющего продолжительное звучание, он устроен так, чтобы вибрация труб с легкостью прекращалась, когда это нужно. Трубчатый инструмент, созданный в конце XIX века на территории Великобритании, имеет хроматический звукоряд с диапазоном 1-1,5 октав. У каждого цилиндра один тон, вследствие чего итоговый звук имеет не такой богатый тембр, как церковный колокольный звон.

Область применения

Музыкальное орудие колокола пользуется не такой популярностью в музыке, как другие ударные инструменты. В симфонических оркестрах чаще всего используются инструменты с более густым, резким тембром – вибрафоны, металлофоны. Но даже сегодня его можно встретить в балете, оперных сценах. Особенно часто трубчатое устройство применяются в исторических операх:

В России данное оборудование также называется итальянским колоколом. Его стоимость составляет несколько десятков тысяч рублей.

Колокол

Колокол – ударный инструмент, куполообразной формы, внутри которого находится язык. Звук из колокола исходит при ударе язычка о стенки инструмента. Существуют и такие колокола, у которых нет языка, по ним бьют сверху специальным молотком или брусочком. Материал, из которого изготавливают инструмент – в основном бронза, но в наше время колокола часто стали делать из стекла, серебра и даже чугуна.Колокол, является древним музыкальным инструментом. Первый колокол появился в Китае в XXIII веке до нашей эры. Он был весьма небольшого размера, и клепался из железа. Чуть позже, в Китае решили создать инструмент, где находилось бы несколько десятков различных по величине и диаметру колокольчиков. Такой инструмент отличался своим многогранным звучанием и колоритностью.

Колокола на Руси

На Руси появление первого колокола произошло в конце X века, практически одновременно с принятием христианства. К середине XV века, люди стали лить колокола больших размеров, так как появились заводы по выплавке металла.

Колокола в современной России

Читайте также: