Сообщение об индейском племени апачи

Обновлено: 05.07.2024

В прошлом, несомненно, существовали и другие апачские народности менее или совсем не известные современным антропологам и историкам.
Западные апачи – единственная из этих народностей, до сих пор проживающая на своих изначальных территориях — в Аризоне. Эта народность разбита на несколько резерваций сообразно культурным различиям, среди которых: Форт Апачи, Сан-Карлос, Явапай-Апачи, Тонто-Апачи и Форт Макдауэлл Мохаве.
Чирикауа, после того, как избавились от статуса военнопленных, оказались разделены на две группы. Большинство переехало в резервацию Мескалеро и, наряду с липанами, было поглощено более политически значительной народностью мескалеро. Прочие чирикауа остались в Оклахоме и, в конце концов, сформировали племя апачей Форт Силл.

Мескалеро обитают в одноименной резервации на юго-востоке Нью-Мексико, неподалеку от форта Стэнтон. Хикарилья – в названной по имени племени резервации в округах Рио Арриба и Сандовал, в Нью-Мексико. Липаны, которых на данный момент осталось очень мало, в основном живут в одной резервации с мескалеро. Равнинные апачи – в Оклахоме, по большей части вокруг Анадарко.
Некоторые апачи отказались от привычного уклада жизни и перебрались в города. Самые большие городские общины апачей имеются сейчас в Оклахома-Сити, Канзас-Сити, Фениксе, Денвере, Сан-Диего и Лос-Анджелесе. Некоторые апачи нанимаются в качестве сезонных рабочих на фермах и поэтому переехали в сельскохозяйственные районы южной Калифорнии, такие как долина реки Колорадо, долины Коачелла и Импириал, где на данный момент проживают десятки тысяч апачей.

И. Ротарь. В резервациях юго-запада США.


Индейцы Северной Америки, в свое время жестоко согнанные европейскими колонизаторами с родных земель, на протяжении нескольких поколений вынуждены обитать в резервациях. Однако благодаря этому многим племенам удалось сохранить свою культуру и традиционный образ жизни.

Апачи, которых я здесь увидел, никак не напоминали легендарных героев в исполнении Гойко Митича: это были толстые, рыхлые люди с ярко выраженными монголоидными чертами лица.

Как выяснилось, в резервацию я приехал вовремя, именно сегодня в ней исполняли ритуальные танцы. Одна из индианок как раз ехала на эту церемонию и согласилась показать мне дорогу.


Ритуальные танцы апачей. Фото автора.

Кстати, похоже, что индианки молятся плохо. Так, по крайней мере на сегодняшний день резервация производит достаточно удручающее впечатление. Кажется даже, что ты покинул США и оказался в какой-то развивающейся стране. Дома неказисты и обветшалы, повсюду мусор и запустение. В резервации только одна асфальтовая дорога, к большинству населенных пунктов можно доехать лишь по разбитым грунтовкам.


После такого предупреждения не хочется искушать судьбу.
Фото: Игорь Ротарь.


Резервация навахо занимает площадь больше, чем государство Латвия.

Мирные люди.
Насытившись почти первобытной романтикой земель навахо, я решил познакомиться с другой стороной индейской культуры: не воинственных кочевников, а мирных земледельцев. И отправился к хопи.


В городке Туба-сити есть даже банкомат для русских.


Традиционные жилища хопи сделаны из неотесанных камней.

Жизнь в резервациях.


Индейцы США живут в 199 резервациях, которые разбросаны на небольших участках по 26 американским штатам. Резервации возникли в 1871 году, когда правительство США подписало с представителями индейцев договор, по которому в "вечную" коллективную собственность индейцам было отдано 137 миллионов акров земли. Для индейцев отвели самую скверную землю, на которую их ещё до этого согнали белые колонизаторы. И тем не менее, когда в этой неплодородной земле были найдены нефть, каменный уголь и другие природные богатства, под давлением частного капитала американское правительство в 1887 году отменило прежний закон и издало новый, по которому земля, принадлежащая индейцам, может быть разделена между членами племени и каждый индеец вправе продать свой участок. Только за последующие 40 лет индейцы лишились 63 процентов своих земель.

Жизнь индейцев в резервациях похожа на жидкий дымок угасающего костра, медленно уплывающий сквозь дыру в крыше вигвама. Средняя продолжительность жизни здесь 37 лет. Туберкулёз у индейцев встречается в восемь раз чаще, чем у других жителей США, детская смертность в три раза выше, чем смертность белых людей. Индейцы отстают от большинства американцев по состоянию здоровья, благосостоянию и образованию. В 1984 году безработица среди индейцев составляла 39 процентов — это в пять раз превышает ее уровень по всей стране. Примерно четверть всех индейских семейств живет за чертой бедности. Диабет, пневмония, грипп и алкоголизм уносят в два раза больше индейских жизней, чем жизней других американцев. Сейчас в США живёт около одного миллиона индейцев, а ведь когда-то им принадлежал весь континент!

Люди на земле похожи на многоцветную радугу. Некоторые её цвета переходят один в другой, но всё же не сливаются - иначе бы не было радуги. Индейцы составляют в этой радуге определённую полосу, и никому не удастся стереть её. Унижение порождает настойчивость, мука - самолюбие, несправедливость высекает искры борьбы! Индейские резервации США и судьба их населения отданы в руки министерства внутренних дел. Резервация - это своего рода американский лагерь смерти. Индеец, бывший хозяин и властитель своей страны, лишённый земель и лесных угодий, оказался в унизительной кабале. Вольного сына природы превратили в вечного пленника, вынужденного жить под охраной, в нищете и угнетении. Заперев индейцев в резервации и почти лишив их средств к существованию, белые вдруг "обнаружили" у индейцев огромные способности к выполнению чрезвычайно опасной, трудной и ответственной работы - сварке металлических конструкций гигантских небоскрёбов. Для индейцев медленная смерть в резервации ничем не лучше быстрой смерти при падении с лесов. Жизнь в разных резервациях различна. Резервация племени навахо, расположенная на территории, куда входят районы трех штатов на юго-западе, является самой крупной в стране. Она же и самая бедная. На 16 миллионах акров (6667000 гектаров) проживают 160000 индейцев. Дома, построенные правительством, соседствуют с передвижными домами и хоганами. Эти восьмигранные традиционные дома племени навахо, состоящие из одной комнаты, делаются из бревен и имеют земляную крышу. Во многих домах в резервации отсутствуют электричество и канализация. В резервации мало городов и мало рабочих мест. В 1983 году
безработица здесь составила 80 процентов.


По контрасту, резервация апачей мескалеро, расположенная неподалеку, в Нью-Мексико, — одна из самых богатых в стране. Она размещается на 460384 акрах (186390 гектаров) среди самых высоких гор этой территории. Племя владеет и управляет лесодобывающей компанией и скотоводческой фермой. И та и другая — предприятия с мультимиллионным оборотом. Недавно они построили роскошный курорт стоимостью 22 миллиона долларов, где есть вс — от катания на лыжах до поездок верхом. Три четверти жителей резервации живут в новых двухэтажных домах, построенных на больших участках земли. Большинство из тех, кто хочет работать, работают. Сейчас управлять некоторыми предприятиями помогают белые. Но цель апачей — независимость; они надеются взять в свои руки управление всеми своими начинаниями. Сейчас резервации управляются племенным советом. Многие резервации имеют свою собственную полицию, школы и суды, где разбираются мелкие дела. Подобно апачам, большинство других индейских племен ставят своей целью обрести экономическую независимость. Они стараются привлекать в резервации бизнес. Другие надеются, что природные ресурсы в их резервациях обеспечат им доход, в котором они нуждаются. Например, племя навахо владеет нефтью, углем и залежами урана. Другие резервации богаты лесом, газом, минералами и водой.

Сейчас вестерны не так популярны. Но люди постарше когда-то зачитывались книгами про индейцев, с удовольствием смотрели фильмы про коренных жителей Америки.

Апачи – название племени, которое приходит на ум первым, когда речь идёт об индейцах.

Любопытно, что сейчас в США проживает около 60 тысяч человек, которые относят себя к апачам, ещё около 100 тысяч имеют апачские корни, но именуют себя уже американцами.

Строго говоря, неправильно вести речь о племени в единственном числе. Апачи – это целый ряд племён, родственных друг другу.

Чем запомнились индейцы этой группы

Другой пример: 1837 год – принят закон, согласно которому скальпы апачей обменивались на деньги. За взрослого мужчину платили 100 долларов, за женщину – 50. Истории известен случай, когда несколько переселенцев пригласили к себе на переговоры целое поселение апачей, и, обманув их, заработали на их скальпах почти 10 тысяч долларов.

Образ жизни

Если большинство племён индейцев выращивали культурные растения и пасли скот, то апачи никогда этого не делали. Единственными их промыслами были охота и набеги.

Апачское сопротивление

Апачи оказали колонизаторам самое упорное сопротивление, которое вообще можно себе представить. В общем, война с европейцами продлилась почти два столетия. Всё началось в начале XVII века, когда испанцы только вступили на территорию апачей и закончилось во второй половине XIX века, после капитуляции знаменитого апачского вождя Гоятлая, известного больше как Джеронимо. Когда почти все индейцы уже сложили оружие и жили мирной жизнью, он возглавил апачское племя Чирикауа и на протяжении 25 лет успешно воевал с американцами. Но в итоге Джеронимо поймали и сослали подальше на восток страны.

Американцы уже тогда знали толк в шоу. Джеронимо показывали на различных выставках, он стал неплохо зарабатывать продавая собственные фото и сувениры. Впрочем, сегодняшние апачи промышляют тем же. На потеху туристам они пляшут под народные пения, играют на флейте и продают сувениры, в надежде заработать хоть что-нибудь для семьи. Большинство апачей, как впрочем и все остальные индейцы, живут за чертой бедности и едва доживают до 50 лет, хотя, казалось бы, живут в самой развитой и демократической стране мира. Всему виной массовый алкоголизм. От былого величия апачей осталась только история.

Индейцы Апачи

Прерийные индейцы — арапахи, ассинбоины, оглалы и чейенны — воины, их жены и дети влачили жалкое существование за невидимыми решетками резерваций, а их широкие бескрайние прерии, где когда-то водилось так много бизонов, были навсегда утрачены.

Оставалась ли в Америке еще земля у индейцев? На востоке, за Миссисипи, индейцы уже не проживали. Между скалистыми горами и Миссисипи, в прериях, индейцы прозябали в резервациях. Оставалась лишь полупустынная область так называемого юго-запада, которая вплоть до конца сороковых годов формально принадлежала Мексиканской Республике, а до этого Испании как части королевства Новая Испания.

Однако белые в этой части Новой Испании почти не появлялись. Ведь именно здесь, в новомексиканской пуэбло, когда-то возглавил восстание шаман Поуп. Тень этого шамана словно легла на эту землю и отпугивала белых от экспедиций в Новую Мексику.

В соседней Аризоне белых было еще меньше. Аризона и примыкающая к ней часть нынешнего американского штата Нью-Мексико были родиной пяти воинственных племен апачей, которые у испанской колониальной администрации, а затем у мексиканцев пользовались самой дурной репутацией.

Непрерывные войны Апачей

С конца семнадцатого века апачи вели с Испанией, а позже с республиканской Мексикой непрерывные войны. Но воевали они не с целью защиты своей Аризоны. Они совершали наезды далеко на юг, за границы сегодняшней Мексики, в штаты Сонора и Чиуауа, сжигали испанские поселения и уводили лошадей, которые для индейцев были наивысшей ценностью.

Индейцы апачи

За полтора столетия апачи изгнали испанцев с югозападных территорий Северной Америки, что впоследствии косвенно помогло Соединенным Штатам завладеть этими почти не заселенными территориями. Не встречающая отпора наступательная война принесла аризонским апачам определенную выгоду. Апачи всегда воевали за границами своей территории, что отличало их от дакотов, которым в конце концов не хватило тыла для ведения военных операций.

Добыча меди на земле Апачей

В 1822 году апачи впервые изменили своим принципам. На их собственных землях, в Аризоне, охотники за пушниной (их апачи не считали врагами и позже пустили на свои территории) нашли в городке, названном позже Санта-Рита, медь. Право на строительство медных рудников на земле апачей получил богатый торговец из соседнего штата Чиуауа дон Франциско Мануэль Альгуа.

Дон Франциско хорошо понимал, что правительственное разрешение не поможет добыть ему ни фута меди, если он одновременно не заручится согласием аризонских и ньюмексиканских апачей и их главного вождя, которого мексиканцы по-испански называли Хуан Хосе.

Дон Франциско предложил Хуану Хосе водку, которая апачам так пришлась по вкусу, ткани, лошадей и даже оружие, много оружия в обмен на право добывать медь в Санта-Рита и свободное прохождение караванов в Чиуауа. Хуан Хосе принял условия. А с оружием, которым горнопромышленник Альгуа заплатил за возможность эксплуатировать свои шахты, часть племени во главе с Черным ножом напала на сонорские гасиенды, поскольку этих индейцев не устраивало мирное соседство с медными шахтами. Однако территории, где были расположены гасиенды, не принадлежали дону Франциско.

Пятнадцать лет сохранялось это странное положение. Апачи не трогали шахты торговца из Чиуауа, который добывал медь прямо из сердца их земли, и вместе с тем ежемесячно нападали на его родной штат, на гасиенды и ранчо, расположенные к югу от Чиуауа.

Подлое убийство вождя Апачей

Хунты штата Чиуауа приняли закон и разработали план борьбы с апачами. По бесчеловечному закону 1837 года за скальп мужчины-индейца выплачивалось сто долларов, за женский скальп — пятьдесят, за детский — двадцать пять.

Сто долларов! В то время это была огромная сумма. Несмотря на это, власти Чиуауа получили совсем мало скальпов, причем среди них преобладали детские, хотя за скальпы вождей была обещана самая высокая награда. Именно на это польстился один из немногочисленных белых, которому апачи-мимбреньо полностью доверяли. Это был американский охотник Джонсон.

Джонсон понимал, что ему представился счастливый случай. Охота на апачей за один сезон даст ему столько же, сколько охота на животных за несколько лет. Его оружием было доверие апачей, и прежде всего самого Хуана Хосе, который после объявления войны американцами выкопал топор войны.

Джонсон сформировал отряд — в основном в него входили охотники. Оставалось запастись патронами, собрать легкую пушку, которую охотники несли в разобранном виде, и пригласить друга Хуана Хосе с несколькими сотнями индейцев племени мимбреньо на дружескую встречу.

Индейцы на отдыхе

Новый вождь Апачей

Новым вождем мимбреньо в Санта-Рита стал сорокалетний Мангас Колорадас, двухметровый гигант. О нем следует сказать особо. Однажды он поступился традициями апачей и взял в жены белую женщину-красавицу мексиканку, которую воюющая часть апачей-мимбреньо (возглавляемая тогда Черным ножом) захватила в плен во время нападения на Чиуауа.

Мангас Колорадас

Сделай Мангас Колорадас белую женщину своей любовницей — никто не усмотрел бы в этом ничего странного. Однако апачи, следуя своим обычаям и морали, не могли простить ему, что он взял в жены красавицу креолку. Две индейские жены Мангаса воспротивились этому. А закон апачей давал им право обратиться к своим родственникам с просьбой о помощи и защите их чести.

Братья жен Мангаса на совете племени предоставили вождю последнюю возможность выбора: или он отказывается от брака с белой и делает ее одной из своих любовниц, или же, по закону апачей, его ждет поединок со всеми, кто пожелает вступиться за оскорбленных индейских жен.

Мангас принял вызов. Он разделся донага и с ножом в руке выиграл первый поединок. Он победил одного своего шурина и убил его (в поединке апачей побежденный должен быть убит), и в тот же день одержал победу еще в нескольких поединках. Так Мангас Колорадас первым в истории племени апачей женился на белой.

Однако любовь к жене-креолке, которая впоследствии родила ему трех дочерей, таких же красавиц, как и она, не помешала новому главному вождю начать в Аризоне жестокую войну против белых.

Мангас Колорадас сначала нашел убийц своих братьев по племени. Ситуация изменилась: теперь индейцы охотились на охотников за скальпами апачей. На реке Гил апачи настигли две группы трапперов, которые еще оставались в Стране апачей. Первую, из двадцати человек, возглавляемую Чарльзом Кемпом, они уничтожили полностью, из второй группы остался в живых некий Бенжамин Вильсон, который добрался до Калифорнии, где впоследствии, когда эти земли перешли к Соединенным Штатам, стал мэром Лос-Анджелеса.

Американцы снова на земле Апачей

Мангас Колорадас еще не знал, что через десять лет оружие американцев повернется против них, что государство, которое вырвет у Мексики Калифорнию и Неваду, а до этого Техас, не допустит существования независимого индейского государства в самом центре вновь обретенных североамериканских территорий.

Золотая лихорадка в США

В это время именно здесь, рядом с Пинос-Альтосом, многочисленные американские подразделения намечали новые границы недавно завоеванных территорий, ранее принадлежавших Мексике. Поэтому золотоискатели неожиданно оказались под защитой американских войск, к которым апачи, соблюдавшие договор, относились достаточно миролюбиво.

Мангас Колорадас решил избавиться от нежданных гостей с помощью хитрости. Он посетил лагерь американских диггеров, сообщил им, что знает места, где можно найти золото в самородках, и пообещал отвести их туда за бутыль виски. Удивительно, но золотоискатели разгадали хитрость Мангаса и решили рассчитаться с вождем апачей. Они привязали его к дереву и избили ковбойскими лассо до беспамятства. Но Мангас Колорадас остался жив после этой расправы и снова ступил на тропу войны, на этот раз уже против американцев.

Объединение всех племен Апачей

Мангас Колорадас вынужден был объединить все самостоятельные племена апачей: мескалерских апачей во главе с вождем Гьян-На-Те, апачей Белых гор во главе с вождем Пьяхом и знаменитых апачей-чирикауа с их легендарным вождем Кочисом.

Однако вернемся к жене Мангаса, красавице креолке, из-за которой он когда-то бился насмерть с лучшими воинами племени. Хотя к этому времени она уже состарилась, но свою красоту передала трем дочерям. Мангас Колорадас выдал их замуж за вождей главных племен апачей, так что теперь он с ними состоял не только в дружеских, но и в родственных отношениях.

Вождь апачей-чирикауа Кочис

Вождь апачей Кочис

Наиболее известный из зятьев Мангаса Колорадаса, муж его самой красивой и самой любимой дочери, вождь апачей-чирикауа Кочис, прославившийся своим мужеством, до сих пор не выполнил пожелание тестя и жил с американцами в мире. Это было для него выгодно, поскольку именно через его земли проходила Тропа чирикауа, по которой двигались дилижансы из восточных районов Унии.

На земле чирикауа находилась и конечная станция дилижансов — так называемый Перевал апачей. Начальником станции был почтмейстер Уильям Уоллес. В двенадцати милях от станции американцы с согласия вождя Кочиса построили крепость Форт-Бьюхенен. На перевале было расположено еще одно поселение белых — поместье Айра Джона Уорда. Джон Уорд жил здесь со своей женой-мексиканкой, которую когда-то похитили апачи и у которой в плену родился сын — по отцу индеец. Апачи позволили ей покинуть лагерь, и она со своим сыном нашла приют в поместье Айра.

Однажды, когда Уорд гостил со своей женой у почтмейстера, в поместье проникнул отец мальчика и забрал сына. Вернувшись, Айр обнаружил исчезновение ребенка и обратился за помощью к коменданту крепости полковнику Питкейрну Моррисону. Полковник поручил поиски мальчика неопытному лейтенанту Джорджу Вескому.

Лейтенант с шестьюдесятью всадниками выехал из крепости и направился к стоянке Кочиса, расположенной возле источников питьевой воды, которые на этой выжженной солнцем земле были источниками жизни. Веском ворвался в апартаменты вождя и без церемоний приказал Кочису немедленно вернуть похищенного мальчика, пригрозив в противном случае держать под арестом вождя и всех его воинов до тех пор, пока мальчик не найдется.

Кочис честно признался, что он ничего не знает о похищении мальчика. Вождь напомнил лейтенанту, что он — друг американцев и до сих пор жил с ними в мире. Но Веском не обратил внимания на его слова. Он приказал солдатам окружить палатку вождя и объявил Кочиса пленником. Кочис молниеносно вытащил нож, разрезал палатку и сбежал. (Правда, в палатке осталось несколько членов его дружины.)

Апачи-чирикауа откапывают топор войны

Вечером того же дня, на Перевале апачей, Кочис со своими людьми напал на дилижанс из Калифорнии, единственный пассажир был убит, кучеру удалось выпрячь одну из лошадей и уйти от апачей. Когда Веском, забрав нескольких пленных, уехал со стоянки чирикауа, апачи захватили почтовую станцию на перевале, ее начальника Уоллса и его помощников Лайенза и Джордана.

Атака индейцев

На другой день апачи чирикауа захватили пять дилижансов и небольшой конвой, которые поднимались на Перевал апачей. Кочис предложил американцам обменять его воинов на служащих почтовой станции и пассажиров пяти дилижансов. Американцы отказались. Тогда на глазах у парламентеров начальника почтовой станции Уоллса привязали к хвосту коня Кочиса. Уоллс погиб в страшных мучениях.

Неосмотрительный Веском ответил массовыми убийствами: он приказал повесить всех пленных апачей. Тогда апачи-чирикауа выкопали топор войны и присоединились к воюющим племенам.

Постепенно Мангас Колорадас захватил и другие города Страны апачей, где ранее проживали американцы, так что в годы гражданской войны власть в Аризоне снова перешла в руки апачей. И их враги вновь вынуждены были прибегнуть к хитрости.

Убийство Мангаса Колорадаса

Американцы пригласили великого нан-тана (вождя) на мирные переговоры. Однако с одним условием: нан-тан придет один и без оружия. Невероятно, но Мангас Колорадас согласился. После пятидесяти лет непрерывной борьбы он, вероятно, желал спокойствия и мира для апачей.

Встреча состоялась 17 января 1863 года в городке Мак-Лейн. Была ночь. Командир отряда полковник Дж. Р. Вест предложил отложить переговоры до следующего дня. Он заверил Мангаса, что в военном лагере тот будет в полной безопасности, поскольку для его личной охраны он выделил двух солдат. Этим солдатам были даны четкие указания по охране главного вождя объединенных апачей.

Указания (по сведениям одного из калифорнийских солдат из отряда полковника) действительно были четкие:

К утру костер погас, и в сером пепле угасла жизнь прославленного вождя апачей.


Племена апачей проживают в резервациях в Аризоне, Нью-Мексико, Оклахоме. По данным Бюро переписи населения США, численность жителей США, относящихся исключительно к апачской группе племён, в 2010 году составляла 63 193 человека, а общая численность населения, имеющего апачские корни, составила в том же году 111 810 человек. В 2000 году эти показатели были соответственно 57 060 и 96 833 человека.

Ирокезы и апачи

Одним из самых известных и кошмарных способов расправы со своими недругами, которые практиковали индейцы, было снятие скальпа. Ирокезы и апачи были союзниками французов во время Семилетней войны 1756-1763 годов. Они воевали против англичан. Один из командующих французскими войсками во время Семилетней войны Пушо писал в своих мемуарах:

Сейчас на территории США проживает около 80 тысяч ирокезов. Около 50 тысяч — в Канаде. Апачей осталось около 100 тысяч человек.

Языки

К апачским языкам относятся:

  • западные: навахо, западно-апачский, мескалеро-чирикауа апачи
  • восточные: хикарийя апачи, липан-апачи
  • равнинный (кайова) апачи

Язык навахо — самый распространённый из индейских языков США (178 000 носителей на 2000 год), западно-апачский язык значительно отстаёт от него по числу носителей (около 12 000).

Скальпы использовались индейцами в качестве ритуальных предметов. Существовало поверье, что кони наделяют воина силой поверженного врага. Скальп также служил неопровержимым доказательством смерти неприятеля (особенно жестокие племена привозили с поля боя вместо скальпа головы, руки и ноги убитых ими европейцев).

До прихода в Новый свет белых людей индейцы Великих равнин — предгорного плато в США и Канаде (одним из самых многочисленных племён, которые жили в тех местах, были сиу) скальпировали врагов во время междоусобных стычек при помощи небольших тростниковых побегов. Пришельцы из Старого света принесли с собой острые стальные ножи.

Несмотря на всю жестокость коренных североамериканских жителей, пленников довольно часто оставляли в живых, чтобы восполнить потери, понесенные во время схваток с бледнолицыми и воинами из других племен. Индейцы сиу также брали в жены пленных женщин. После того, как бывшая узница начинала говорить на их языке и рожала ребенка, она становилась полноправной хранительницей семейного очага.

Бывали случаи, когда даже белые мужчины и женщины оставались жить с индейцами: некоторым выжившим после страшных пыток иногда удавалось завоевать доверие и уважение вождей.

Сейчас сиу осталось около 120 тысяч человек. Они полностью интегрированы в американское и канадское общество и ведут мирный образ жизни. Бояться их давно не стоит .

Кстати

Одежда апачей

Первоначально одежда мужчин состояла из рубахи из оленьей кожи, леггин и мокасин. Так же обязателен был набедренник. Шапка из оленьей кожи с красивым символичным орнаментом. Женщины носили короткие юбки из оленьей кожи и высокие мокасины. После знакомства с испанцами хлопчатобумажная ткань вытесняла одежду из кожи. Западные Апачи такие как Апачи Сан-Карлос воспринимали очень много от индейцев пуэбло и Навахо. Некоторые специалисты также утверждают, что кожаная обувь мавров, которую носили некоторые испанские солдаты повлияла на покрой высоких мокасин как Апачей, так и других народов Юго-Запада США. Но есть и те, кто отстаивает чисто индейское происхождение подобной обуви, вкладывая в поднятые носки такие понятия, как уважение к земле, что бы её случайно не поранить острым носком. Западные Апачи с появлением у Навахо овцеводства украсили свой быт ткаными шерстяными одеялами, а позднее переняли и само ремесло ткачества. Западные Апачи, также как и Навахо и многие индейцы пуэбло, носили украшения из серебра. Восточные Апачи, такие как Хикариллы и Мескалеро, являлись больше прерийными индейцами и гармонично сочетали в себе культуру Юго-Запада и Прерий. Нечто подобное происходило и с Кайова-Апачами, которые также являлись прерийным народом. Восточные Апачи носили одежду мало чем отличающуюся от одежды южных Шайен, Черноногих и Кайова.

Команчи

Некоторые индейские племена, такие как, например, команчи, отличались извращенной жестокостью по отношению к своим пленникам. Они пытали захваченных европейцев не для того, чтобы выведать какую-то информацию, а лишь для того, чтобы навести ужас на всех, кто посягал на их территорию.

Пощады не было никому: с пленников живьем сдирали кожу, привязывали к муравейникам, подвешивали над огнем, перерезали сухожилия на ногах и оставляли умирать от голода и жажды в пустыне. Женщины подвергались сексуальному насилию. Команчи не щадили даже детей: их либо сразу убивали, либо оставляли в племени для выполнения самой грязной и тяжелой работы.

Команчи в наши дни живут в основном на территории штата Оклахома. Их осталось совсем немного — около 15 тысяч человек.

Известные представители

Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела.

Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён.
Эта отметка установлена 4 марта 2018 года.

Оттава

Среди североамериканских индейцев было немало каннибалов. У индейцев племени оттава и некоторых других поедание плоти убитых врагов было важнейшим ритуалом празднования победы. Воины съедали сердца, а другие части тела раздавались соплеменникам.

Представителей племени оттава в живых осталось 25 тысяч человек. Большинство из них живут в резервациях, занимаются традиционными ремёслами и работают в качестве наёмных рабочих на фермах.

Влияние

Процветавшая в начале XX века в Париже криминальная субкультура, известная как Апаши (фр. apache), получила название благодаря своей свирепости и необузданности, какую в то время европейцы приписывали индейцам апачских племён.

Американцы снова на земле Апачей

Мангас Колорадас еще не знал, что через десять лет оружие американцев повернется против них, что государство, которое вырвет у Мексики Калифорнию и Неваду, а до этого Техас, не допустит существования независимого индейского государства в самом центре вновь обретенных североамериканских территорий.

В это время именно здесь, рядом с Пинос-Альтосом, многочисленные американские подразделения намечали новые границы недавно завоеванных территорий, ранее принадлежавших Мексике. Поэтому золотоискатели неожиданно оказались под защитой американских войск, к которым апачи, соблюдавшие договор, относились достаточно миролюбиво.

Мангас Колорадас решил избавиться от нежданных гостей с помощью хитрости. Он посетил лагерь американских диггеров, сообщил им, что знает места, где можно найти золото в самородках, и пообещал отвести их туда за бутыль виски. Удивительно, но золотоискатели разгадали хитрость Мангаса и решили рассчитаться с вождем апачей. Они привязали его к дереву и избили ковбойскими лассо до беспамятства. Но Мангас Колорадас остался жив после этой расправы и снова ступил на тропу войны, на этот раз уже против американцев.

Интересные факты

Материалы сообщества доступны в соответствии с условиями лицензии CC-BY-SA , если не указано иное.

Объединение всех племен Апачей

Мангас Колорадас вынужден был объединить все самостоятельные племена апачей: мескалерских апачей во главе с вождем Гьян-На-Те, апачей Белых гор во главе с вождем Пьяхом и знаменитых апачей-чирикауа с их легендарным вождем Кочисом.

Однако вернемся к жене Мангаса, красавице креолке, из-за которой он когда-то бился насмерть с лучшими воинами племени. Хотя к этому времени она уже состарилась, но свою красоту передала трем дочерям. Мангас Колорадас выдал их замуж за вождей главных племен апачей, так что теперь он с ними состоял не только в дружеских, но и в родственных отношениях.

Вождь апачей-чирикауа Кочис

Наиболее известный из зятьев Мангаса Колорадаса, муж его самой красивой и самой любимой дочери, вождь апачей-чирикауа Кочис, прославившийся своим мужеством, до сих пор не выполнил пожелание тестя и жил с американцами в мире. Это было для него выгодно, поскольку именно через его земли проходила Тропа чирикауа, по которой двигались дилижансы из восточных районов Унии.

На земле чирикауа находилась и конечная станция дилижансов — так называемый Перевал апачей. Начальником станции был почтмейстер Уильям Уоллес. В двенадцати милях от станции американцы с согласия вождя Кочиса построили крепость Форт-Бьюхенен. На перевале было расположено еще одно поселение белых — поместье Айра Джона Уорда. Джон Уорд жил здесь со своей женой-мексиканкой, которую когда-то похитили апачи и у которой в плену родился сын — по отцу индеец. Апачи позволили ей покинуть лагерь, и она со своим сыном нашла приют в поместье Айра.

Однажды, когда Уорд гостил со своей женой у почтмейстера, в поместье проникнул отец мальчика и забрал сына. Вернувшись, Айр обнаружил исчезновение ребенка и обратился за помощью к коменданту крепости полковнику Питкейрну Моррисону. Полковник поручил поиски мальчика неопытному лейтенанту Джорджу Вескому.

Лейтенант с шестьюдесятью всадниками выехал из крепости и направился к стоянке Кочиса, расположенной возле источников питьевой воды, которые на этой выжженной солнцем земле были источниками жизни. Веском ворвался в апартаменты вождя и без церемоний приказал Кочису немедленно вернуть похищенного мальчика, пригрозив в противном случае держать под арестом вождя и всех его воинов до тех пор, пока мальчик не найдется.

Кочис честно признался, что он ничего не знает о похищении мальчика. Вождь напомнил лейтенанту, что он — друг американцев и до сих пор жил с ними в мире. Но Веском не обратил внимания на его слова. Он приказал солдатам окружить палатку вождя и объявил Кочиса пленником. Кочис молниеносно вытащил нож, разрезал палатку и сбежал. (Правда, в палатке осталось несколько членов его дружины.)

Апачи-чирикауа откапывают топор войны

Вечером того же дня, на Перевале апачей, Кочис со своими людьми напал на дилижанс из Калифорнии, единственный пассажир был убит, кучеру удалось выпрячь одну из лошадей и уйти от апачей. Когда Веском, забрав нескольких пленных, уехал со стоянки чирикауа, апачи захватили почтовую станцию на перевале, ее начальника Уоллса и его помощников Лайенза и Джордана.

На другой день апачи чирикауа захватили пять дилижансов и небольшой конвой, которые поднимались на Перевал апачей. Кочис предложил американцам обменять его воинов на служащих почтовой станции и пассажиров пяти дилижансов. Американцы отказались. Тогда на глазах у парламентеров начальника почтовой станции Уоллса привязали к хвосту коня Кочиса. Уоллс погиб в страшных мучениях.

Неосмотрительный Веском ответил массовыми убийствами: он приказал повесить всех пленных апачей. Тогда апачи-чирикауа выкопали топор войны и присоединились к воюющим племенам.

Постепенно Мангас Колорадас захватил и другие города Страны апачей, где ранее проживали американцы, так что в годы гражданской войны власть в Аризоне снова перешла в руки апачей. И их враги вновь вынуждены были прибегнуть к хитрости.

Убийство Мангаса Колорадаса

Американцы пригласили великого нан-тана (вождя) на мирные переговоры. Однако с одним условием: нан-тан придет один и без оружия. Невероятно, но Мангас Колорадас согласился. После пятидесяти лет непрерывной борьбы он, вероятно, желал спокойствия и мира для апачей.

Встреча состоялась 17 января 1863 года в городке Мак-Лейн. Была ночь. Командир отряда полковник Дж. Р. Вест предложил отложить переговоры до следующего дня. Он заверил Мангаса, что в военном лагере тот будет в полной безопасности, поскольку для его личной охраны он выделил двух солдат. Этим солдатам были даны четкие указания по охране главного вождя объединенных апачей.

Указания (по сведениям одного из калифорнийских солдат из отряда полковника) действительно были четкие:

К утру костер погас, и в сером пепле угасла жизнь прославленного вождя апачей.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.

Кол-во блоков: 30 | Общее кол-во символов: 28711
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

Читайте также: