Религиозные представления хеттов сообщение 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

1. Историко-религиозное значение хеттской религиозной традиции

Сегодня, дорогие друзья, мы поведем разговор о представлениях о Боге и космогонии в религии хеттов. Эта тема интересна нам не только сама по себе, поскольку культура каждого народа интересна. Но дело в том, что, как я уже рассказывал, хетты — это древнейшие индоевропейцы, оставившие литературу. Естественно, индоевропейские народы были и раньше, но письменных памятников от них не осталось, а, скорее всего, их и не было. И поэтому, изучая хеттскую литературу, хеттскую религию, мы видим древнейшие пласты именно той индоевропейской религии, позднейшим инвариантом которой являются и веды, и индуизм и, в какой-то степени, все те религии европейских народов - кельтов, германцев, славян, балтов, греков, которые, так или иначе, вошли субстратом в современную европейскую культуру.

Особенно важно, что когда мы внимательно рассматриваем хеттскую религиозную традицию, мы замечаем там, среди множества семитических напластований, именно то, что отличает хеттскую традицию и от месопотамской, и от ханаанской. И мы можем предположить, что это суть какие-то характерные индоевропейские моменты хеттской религии и, соответственно, можем лучше понять то, что было с индоевропейской религией до вед, то есть, чем была доведическая индоевропейская религия. В этом бесконечная ценность хеттской культуры.

Итак, мы можем довольно ясно обозначить верхний предел. То есть ведическая традиция сформировалась после того, как сложилась и пришла в Малую Азию и Сирию хеттская традиция. А хетты пришли в Малую Азию и Сирию, и, соответственно, оторвались от индоевропейского корня, во второй половине III тысячелетия до Р.Х. А уже в 1700-1500 годах до Р.Х. погибла под ударами ариев индская цивилизация - Мохенджо-Даро - Хараппы. В ведах сохраняется множество аллюзий этого завоевания государств и городов индской культуры. Соответственно, ведическая традиция сформировалась приблизительно между 2200 и 1700 годами до Р.Х. - в эти полтысячелетия. Может быть, временные рамки можно немножко подвинуть вглубь, но только немножко – до 2500 тыс. лет до Р.Х.

А теперь давайте посмотрим на саму хеттскую религиозную традицию. Различные ученые различно трактуют то, как она сформировалась. Одни говорят о доминирующем влиянии предшествующих хеттам малоазийских народов, в том числе, хурритов, хатти и семитских народов Сирии и Месопотамии. Другие говорят о том, что доминировала, разумеется, хеттская традиция, которая пришла как индоевропейская традиция, и только потом она отшлифовывалась и видоизменялась. Проблема заключается в том, что месопотамскую и вообще древнюю семитскую традицию Передней Азии мы знаем неплохо, а вот так называемую древнюю кавказскую традицию (это религия адыго-абхазских народов III-II тысячелетия), мы совершено не знаем. Письменности у них не было. А письменность хатти, скажем, не расшифрована до сих пор. Поэтому нам не с чем сравнивать хеттскую традицию, кроме как с Месопотамией.





Глиняная таблица с текстами на хеттском и лувийском языках из Хаттусы.
XV-XIII вв. до Р.Х. Британский музей. 108548

3. Мотив конфликта богов в хеттской религии

Элементы этой борьбы за власть мы уже видели в Ханаане, но там, как вы помните, Эль, Творец мира, изначальный Бог, был изгнан Баалом. И мы говорили о том, что религия еврейского народа - это, если угодно, реванш Эля над Баалом. Это редко говорят, но так получается. А здесь совершенно другая картина.

А теперь мы переходим к переводу В. Вс. Иванова.

Здесь появляется Кумарби — новый герой, которого, в отличие от Ану (греч. Урана), Филон Библский ассоциирует с Кроном.

И девять веков миновало,
Как царствовал на небе Ану.
Когда же настал век десятый,
Стал с Ану сражаться Кумарби.
Кумарби, потомок Алалу,
Стал на небе с Ану сражаться.

Здесь Ану предстает просто как кравчий Алалу. Он вроде бы даже не Его потомок, хотя, на самом деле, конечно, потомок. А Кумарби прямо назван потомком Алалу. Иногда его даже называют сыном Алалу, но никаких указаний в текстах на это нет.

Тот взгляда Кумарби не вынес,
Из рук его вырвался Ану,
И он ускользнул от Кумарби.
Бог Ану бежал от Кумарби,
Взлетая все выше на небо.
Кумарби, его настигая,
Схватил его зá ноги крепко,
Вниз с неба он Ану стащил
(буквально – стащил за пятку).
И он укусил Ану в ногу,
(буквально – в колени. Но колени – это эвфемизм. В отличие от семитов Ханаана, хетты - очень целомудренные люди, и речь здесь идет о половых органах).
Откусил ему силу мужскую,
И стала, как бронза, литьем
Она у Кумарби во чреве.
Когда проглотил бог Кумарби
Всю силу мужскую врага,
Он радостно захохотал.

Если вы помните, мы, когда читали угаритские тексты, гадали, оскопил ли Баал Эля или нет – тексты в этом месте повреждены. Здесь же совершено ясно, что оскопил. И это тоже важный признак того, что Бог, изначально сотворивший мир, потерял креативную силу. Но смотрите, как дальше развиваются события.

Дальше лакуна в тексте – мы не знаем, что из этого получилось. А разъяренный Кумарби пошел в Ниппур. Опять мы видим накладку. Ниппур, как вы помните, это шумерский центр почитания Энлиля.


В общем, все силы собираются у Бога Бури, и, кажется, хотя в тексте это впрямую и не сказано, Бог Бури обещает Ану отомстить за него. Дальше идет долгий разговор, очень плохо сохранившийся, откуда выйти Богу Бури. Он говорит, что из какой бы части тела Кумарби он ни вышел, он чего-то лишится. Но все же он выходит и, в конечном счете, предстает перед Энки (Айяс). Ану просит Бога Бури низвергнуть Кумарби. Два других рожденных Кумарби из мужской силы Ану бога присоединяются к нему. Кумарби низвергнут, и Бог Бури, Тешуб, получает Небесное Царство.

Вот, собственно, короткий текст, в котором идёт речь о борьбе за владычество над миром, и в итоге уже не Ану, лишенный креативной силы, но его всемощный сын, таким чудесным, необычным способом зачатый и рожденный, становится во главе мира. И Он - главный Бог хеттов. И Ему, Богу Бури, молятся. Понятно, что Буря – это только Его образ, образ Его силы. Он - Верховный Бог, но Он - не Бог Изначальный.

Между Богом Бури - мы будем называть Его по-хурритски, Тешубом, - и Ану - огромная дистанция. Отношения Алалу и Ану вообще непонятны. Алалу больше не фигурирует, но и Ану - не Изначальный Бог. Алалу - это Бог-в-Себе, а Ану, по всей видимости, это Тот, Кто творит мир. И вот после этого идет борьба за мир. Кто же этот Кумарби, который попытался завладеть миром? Он, как сказано, близкий родственник Алалу. Но кто же он?

То есть Кумарби низвергнут, но он желает отомстить и восстановить свою власть. Идет классическая борьба за власть.

Сцена битвы богов. Оттиск хеттской цилиндрической печати. 1650-1400 до Р.Х. Бостон. Музей изящных искусств

В хеттской традиции, как и в месопотамской, у каждого из божественных лиц есть свой визирь, посланец, который является как бы его адъютантом.

Он отправляется и докладывает, что скала родила сына Кумарби, и мать богов дала его на колени Кумарби и богини судьбы. Кумарби играет с сыном и хочет дать ему имя.


Хеттская мифология и Хеттская религия были религиозный верования и практики Хеттов, который создал империю, сосредоточенную на том, что сейчас индюк с. 1600 г. до н.э. - 1180 г. до н.э.

Понимание хеттской мифологии зависит от прочтения сохранившихся каменных резных фигурок, расшифровки иконологии, представленной в камни печати, интерпретация планов храмов: кроме того, есть несколько изображений божеств, так как хетты часто поклонялись своим богам через Камни хуваси, которые представляли божеств и рассматривались как священные объекты. Богов часто изображали стоящими на спинах своих животных или их можно было опознать. форма животного. [3]

Содержание

Обзор

Хотя опираясь на древняя месопотамская религия, религия Хеттов и Лувийцы сохраняет заметные элементы реконструированного Протоиндоевропейская религия. Например, Tarhunt, то Бог грома и его конфликт с змея Иллюянка напоминает конфликт между Индра и космический змей Вритра в Ведическая мифология, или же Тор и змей Jörmungandr в Норвежская мифология. Этот миф также имеет сходство с ежедневной борьбой между Re и змей Апофис в Египетская мифология.

Хеттская мифология представляет собой смесь Hattian, Хурритские и хеттские влияния. Месопотамский и Ханаанский влияния входят в мифологию Анатолии через хурритскую мифологию. Нет никаких известных подробностей того, что хетты миф о сотворении мира могло быть, но ученые предполагают, что богиня-мать Хатти, которая, как полагают, связана с концепцией "великой богини", известной из Неолит сайт Чатал Хююк мог быть супругой анатолийского бога бури (который, как полагают, связан с подобными божествами из других традиций, таких как Тор, Индра и Зевс). [7]

Священники и культовые сайты

Пороговой фигурой, посредником между тесно связанными мирами богов и человечества, были король и жрец; в ритуале, датируемом Хеттское старое царство период:

Статуя хеттского царя-жреца из базальта с костяными глазами

Боги, Бог Солнца и Бог Бури, доверили мне, королю, землю и мой дом, так что я, король, должен защищать свою землю и свой дом для себя. [8]

Хетты не проводили регулярно запланированных церемоний умиротворения богов, а вместо этого проводили ритуалы в тяжелые времена или по случаю событий. [1] [9] Миф и ритуал были тесно связаны, так как многие ритуалы были основаны на мифе и часто предполагали исполнение историй. [10] Многие ритуалы проводились в ямах, местах, которые были созданы для обозначения близости между человеком и богами, особенно теми, которые были хтоническими или связаны с землей. Этот тип ритуала ямы известен как "некромант", [9] потому что они пытались общаться с богами Другой мир и призови их в мир живых.

Город Аринна, в однодневном переходе от Хаттусы, был, пожалуй, главным культовым центром хеттов и, конечно, их важнейшим богиня солнца, известный как d UTU URU Аринна "богиня солнца Аринны". [11] Записи, найденные в списках культов, показывают, что местные культы и обычаи также были активными. [6] Традиции и статус местных культов постоянно менялись из-за отсутствия национального стандарта ритуальной практики. Небольшие праздники и периоды поклонения не всегда требовали присутствия царя-жреца, поэтому в местных местах было больше свободы действий, когда дело доходило до поклонения богам, однако король все же старался наблюдать за каждым культовым местом и храмом на своих землях, поскольку это был его долгом перед богами и своим народом. Когда король умер, он был обожествленный, который служил своему народу и верно поклонялся богам. [1] Обязанности, возложенные на царя-жреца, не были односторонними: боги должны были обеспечивать людей, если им должным образом поклонялись. Боги обладали большей частью очевидной силы, но без специальной практики и ритуалов смертных они не могли функционировать. Король Мурсили II обратился к богам с мольбой от имени своих подданных в то время, когда их сельскохозяйственные средства к существованию были тяжелыми:

«Вся земля Хатти умирает, так что никто не готовит жертвенный каравай и возлияние для вас (богов). Пахари, работавшие на полях богов, умерли, так что никто больше не работает и не жнет поля богов. Женщины-мельники, которые раньше готовили жертвенные хлебы богов, умерли, так что они больше не делают жертвенные хлебы. Что касается загона и овчарни, из которых убирали приношения овец и крупного рогатого скота, то пастухи и пастухи умерли, а загон и овчарня пусты. Итак, случается, что жертвенные хлеба, возлияния и жертвоприношения животных прекращаются. И вы приходите к нам, о боги, и обвиняете нас в этом! " [1] [12]

Очевидно, необходимо было сохранить хорошие отношения с божествами, которые были тесно связаны с природой и сельским хозяйством, такими как Аринна. Если баланс между уважением и критикой был значительно изменен, это могло означать немилость в глазах богов и, по крайней мере, очень неудачный сезон сбора урожая. Несмотря на эту опасность, хетты в основном общались со своими богами в неформальной манере, и люди часто просто просили богов без сопровождения ритуалов или помощи священников, когда это было случайным случаем. Хетты также использовали ассоциации с божественным, подобно древним египтянам, используя волю богов для оправдания человеческих действий. [5]

Божества и их мифы


Поскольку Кашчане взяли себе землю Нерик, мы постоянно отправляем ритуалы для бога бури в Нерике и для богов Нерика из Латтуши в городе Лакмиша, (а именно) хлеба, возлияния, быков и овец. [16]

Бог погоды был идентифицирован там с горой Залияну возле Нерика, ответственной за выпадение дождя на пахотные земли города.

Среди толпы некоторые выделяются как более чем местные: у Тархунта есть сын, Телипину и дочь, Инара. Инара - защитное божество ( d LAMMA) связаны с Пурули Весенний фестиваль. Ишара богиня клятвы; списки божественных свидетелей договоров, кажется, наиболее ясно представляют хеттский пантеон, [17] хотя некоторые хорошо засвидетельствованные боги по необъяснимым причинам отсутствуют. Его супруга Hattic солнечное божество. Предположительно, этой божественной паре поклонялись в близнецов. Cellas самого большого храма в Хаттуса. [14]


В XIII веке до нашей эры в надписях появляются явные жесты в сторону синкретизма. Пудухепа, королева и жрица, работала над организацией и рационализацией религии своего народа. [18] В надписи она призывает:

Богини Солнца Аринны, миледи, вы королева всех земель! В стране Хатти вы приняли имя Богини Солнца Аринны, но по отношению к земле, которую вы сделали из кедров, [19] ты взял на себя имя Hebat. [20]

Кумарби отец Тархунта; его роль в Песня Кумарби напоминает Кронос в Теогония из Гесиод. Улликумми каменное чудовище, порожденное Кумарби, напоминающее Гесиода Тифон.

Как и в мифе о Телипину, человека использовали для помощи богам в их заговорах, что еще больше подчеркивает знакомые отношения между смертным и божеством. Смертный не играет большой роли в истории, но его присутствие - скорее помощь, чем помеха. Он также подчеркивает роли, которые играли богини в мифе и в жизни. Могущественные боги провоцируют драку или делают что-то еще, чтобы создать центральную проблему каждого мифа, а затем богини убирают за ними и решают все с помощью интеллекта. К сожалению, несмотря на их полезное вмешательство, природа не может вернуться в свое статус-кво пока бог не завершит последний шаг, прежде чем наступит нормальность. Он должен проснуться и возобновить свои обязанности, или убить зверя, или какое-то другое действие, которое доказывает, что его сила выше всех остальных.

Хетты построили свою державу в тот период, когда Древний Египет и Месопотамия уже достигли своего расцвета. Молодому народу непросто было утвердиться с такими соседями, однако хетты смогли доказать своё могущество.

В древнеегипетских текстах хетты упоминаются как северный народ великих воинов, которые соблюдали жестокие ритуалы и поклонялись совсем иным, не египетским богам. Тем не менее, на хеттскую культуру немало влияние оказали традиции соседних государств. Для чего хетты проводили ритуальные сражения? Как этот народ задабривал богов? И почему некоторые исследователи считают хеттские племена славянами?

Хетты - древний воинственный народ

Хетты – древний воинственный народ

Мозаика разных культур

Как и многих других древних народов, жизнь хеттов, их быт и важные события в судьбах людей или всего государства были подчинены религии. Хеттские верования нельзя назвать уникальными – в них немало заимствований из хурритской или шумерской мифологии.

Так, например, верховным божеством считался Тешшуб. Его представляли как сурового бога грозы и войн. Один только облик этого божества говорит о том, что хеттская культура представляла собой мозаику разных верований. По образцу аналогичного бога хурритов, Тешшуб держит в одной руке молнии, а в другой сжимает топор.

Также отличительной чертой бога является бородка египетского образца. Несмотря на все эти сходства с религиозными аспектами иных народов, хетты сделали свою культуру особенной и по-своему колоритной.

Всесильные божества хеттов

Хетты верили, что их божества сопровождают людей в каждый момент их жизни. Никакое событие, имеющее важное значение для человека, не могло пройти без благословения богов. Верховный женским божеством считалась Великая Мать (Солнечная Мать).

В древнем тексте, написанном от лица хеттской царицы Пудухеппы, мы встречаем целое воззвание к этой богине. Без сомнения, власть её могла быть не менее обширной, чем у Тешшуба. Пудухеппа упоминает, что именно Солнечная Мать помогает женщинам во время родов, и просит богиню послать ей свою милость.

Со временем хеттские цари на манер египетских фараонов стали отождествлять себя с солнечными божествами. Одним из самых распространённых хеттских мифов было предание о борьбе сына Великой Матери, мифологического героя с драконом, называемым Иллуянка.

В честь победы сил добра хетты проводили весеннее празднество, что стало ассоциироваться с наступлением нового года. В честь победы над злым драконом народ устраивал ритуальные сражения, целью которых была демонстрация зрителям событий древности, запечатлённых в мифах.

Не менее почитаемым был и бог Телепину. Хетты верили, что лишь его присутствие на земле приносит плодородие, урожаи, цветение и радость. Когда же Телепину исчезал, приходили засуха и голодные времена. Символом Телепину было вечнозелёное цветущее дерево, символ жизни и вечной молодости.

Львиные врата Хаттусы - столицы Хеттской империи

Львиные врата Хаттусы – столицы Хеттской империи

Хеттские верования и суеверия

В хеттском государстве были запрещены колдовские ритуалы и магия, однако в древних текстах есть некоторые упоминания и по этому поводу. Так, в одной из хеттских табличек записано, что человек, убивший змею и произнесший при этом имя своего врага, должен пожертвовать серебряной монетой. Если же это сделает раб, то ничто не спасёт его от смерти.

В разных районах хеттской империи был культ различных божеств, что стояли во главе пантеона данного региона. Чтобы задобрить своих богов, хетты подносили им щедрые дары. Если одним божествам было достаточно подношений в виде вина и зерна, то другие требовали кровавых жертв.

Подневольные жрецы

Во время богослужения хеттские жрецы исполняли песнопения (часто ритмика этих песен могла заметно влиять на психологическое состояние исполнителя и слушателей), дополняли жертвоприношения ритуальными танцами. В последнем служители богов нередко подражали движениям животных, посвящённых богам.

Являясь особенной кастой среди народа, жрецы должны были на протяжении всей своей жизни придерживаться строгих правил, распространяющихся на священнослужителей. Ежедневно на рассвете они омывали статую своего божества, подносили ему еду и питьё.

Их жизнь – как в храмах, так и дома – была определена суровыми законами и ограничениями. Нарушение жреческого кодекса жестоко наказывалось. Более того, за нерадивость жреца должен был расплачиваться не только он сам, но и все члены его семьи.

Не менее сурово хетты наказывали тех, кто топал или плевал на дороге. В их понимании всякий путь был символом дороги в вечность, а значит, связующим звеном с предками. Разве стал бы достойный человек топтать прародителей своего народа?

Древнее изображение хеттских воинов

Древнее изображение хеттских воинов

В конце своего рассказа хочу отметить интересную деталь. Немало учёных предполагают, что хетты могли быть родственниками славян. Казалось бы, у этих народов не ничего общего, но хетты с началом упадка в своём государстве начали долгий переход на север. На Южном Урале были открыты несколько древних свидетельств существования там арийской синташтинской культуры, которая открывает нам связь и с хеттским народом. Я уверена, что со временем нам предстоит разгадать ещё немало загадок хеттов.

Хетты

Древние хетты – кочевой народ, живший на территории Малой Азии во II-I тысячелетии до н. е. И как полагается всякому кочевому народу хетты были весьма воинственными, часто воюя с соседними государствами: древним Египтом, Вавилоном, Ассирией. Любопытно, что сами о себе хетты практически не оставили письменных свидетельств, и то что мы знаем о них, мы знаем благодаря археологическим раскопкам и также письменным источником их извечных врагов – египтян, а также ассирийцев и вавилонян, с которыми хетты также немало воевали. Краткое упоминание о хеттах есть и в Библии. О том, какой была история древних хеттов, устройство их государства, а также их культура и религия, читайте далее.

Это интересно: чаще всего хетты воевали именно с древними египтянами, и вот перед одной из битв они применили очень остроумный ход. Кошка – священное животное в древнем Египте, она олицетворяла собой кошачью богиню Бастет и очень почиталась египтянами, а за убийство кошки, как и за убийство человека, даже предполагалась смертная казнь. Зная о столь сильной любви египтян к хвостатым и усатым четвероногим питомцам, хеттские воины привязали к своим щитам живых кошек и котов. Видя это, египтяне попросту отказались от битвы…

История

Територия проживания хеттов

Территория проживания древних хеттов. То есть жили они преимущественно на территории современной Турции, а также частично Сирии и Ливана.

Среди историков нет согласия относительно происхождения хеттов, одни полагают, что на территорию нынешней Турции хетты пришли с балканского полуострова, другие считают, что хетты издревле жили на этих землях и ни откуда не приходили. Но даже если хетты пришли на эти земли, то тут они смешались местными племенами и создали новую народность.

Будучи конным народом, хетты стали активно использовать конницу в военных целях, что сделало конных хеттских воинов одними из лучших на древнем Востоке. Вскоре разрозненные хеттские племена объединились в единое государство, положив начало хеттской цивилизации.

Историю хеттского народа делят на три условных периода:

  • древний (1650—1500 гг. до н. э.),
  • средний (1500—1400 гг. до н. э.),
  • новый (1400—1200 гг. до н. э.).

Изначально хетты жили согласно традициям родового строя, характерного для первобытных времен, но с развитием цивилизации и культуры их государственное устройство стало усложняться. Многие полезные вещи, такие как земледелие и обработка железа были заимствованы хеттами у соседних оседлых народов.

Государство хеттов было самой настоящей военной демократией, то есть обладало таким государственным устройством, где каждый здоровый мужчина – воин, и каждый воин принимает участие в государственных собраниях. Царь хотя и являлся номинальным главой такого общества, но его власть была не абсолютной и уж точно не безграничной. Если мужчины-воины были не довольны своим царем, то не проблемой было избрать нового.

Еще интересно, что хеттскому царю наследовал не его сын, а усыновленный племянник – сын его сестры. Высоким положением в хеттском обществе обладала и царица, если царь умирал, то она сохраняла свой статус, в то время как жена нового царя была лишь супругой царя.

Хетты

Впрочем, среди хеттских царей встречались и выдающиеся государственные деятели. Таким, например, был царь Лабарна I, правивший в период около 1675—1650 гг. до н. э. Он был великим реформатором и не менее великим завоевателем. При его правлении хеттское государство окрепло и завоевало еще больше земель. Приемники Лабарны продолжили завоевательную политику, экспансию на восток, где столкнулись с куда более развитыми древними государствами Вавилоном и Египтом. Борьба шла с переменными успехом, но при правлении хетского царя Мурсили I (около 1625—1590 гг. до н. э.) военная удача настолько улыбнулась хеттам, что они покоряют сам Вавилон.

В XIV в. до н. э. Хеттское царство находится на вершине своего могущества, на равных соревнуясь за первенство на древнем Востоке с Египтом и Ассирией. Покоренные народы исправно платят дань, которая стекается в Дом печати – царскую сокровищницу правителей хеттского государства.

В целом история Хеттского царства это история непрерывных войн, которые, то вело со своими соседями, завоевывая новые земли, непрерывно соревнуясь с другими государствами. Но военная удача, увы, изменчива. В XIII в. до н. е. хетты вступают в длительное противостояние с египтянами за ряд земель на территории современной Сирии. Хотя это противостояние, в конце концов, завершилось мирным договором, тем не менее, длительная война очень сильно подорвала силы хеттов, приведшая к кризису, как политическому, так и экономическому.

Битва хеттов с египтянами

Битва хеттов с египтянами.

Знать и простые воины были недовольны своими царями, которые не смогли обеспечить победу, а экономика была подорвана непрерывными военными экспедициями.

Культура

По культурному развитию кочевые хетты были гораздо ниже своих соседей, тех же египтян или вавилонян. Говоря простым языком, хетты, были такими себе гопниками древнего Востока. Тем не менее, чем больше они соприкасались со своими более культурными соседями, тем больше они у них перенимали и в плане культуры.

В частности у вавилонян ими были переняты традиции зодчества и архитектуры, постройки хеттов, подобно вавилонским, обладали самобытной монументальностью.

В центральной Турции сохранилось древнее хеттское святилище Язылыкая.

Язылыкая

Знаменитые рельефы хеттских подземных богов, высеченные тут, являются отличным памятником искусства хеттских зодчих. А в работе художников, создававших эти чудесные изваяния, прослеживаются следы влияния вавилонского искусства.

Отдельного внимания заслуживает раскопанная турецкими археологами столица хеттского государства – город Хаттуса. Он обладал весьма необычной архитектурой, будучи со всех сторон окруженным каменными стенами циклопической формы. Внешне город был мощной крепостью, способной выдержать осаду. А внутри находились красивые дворцы, с украшенными изнутри каменными плитами. У центральных городских ворот находились две большие статуи львов, вероятно предназначенные для устрашения потенциальных врагов.

Хаттуса

Те самые львиные ворота.

Отдельного упоминания заслуживает и керамика хеттов – посуда, сделанная хеттскими гончарами, представляла собой полихромные изделия красивой ручной работы. Сосуды украшались различными геометрическими рисунками красной, черной либо белой красками. Порой на них наносились и разные рисунки, особенно часто хеттские мастера любили изображать птиц.

хеттская керамика

Религия

Хетты подобно многим другим языческим кочевым народом были политеистами и верили в существование множества различных богов и духов. Их вера давала ответы на многие вопросы, на которые в те времена еще не мог быть получен научный ответ. К примеру, подобно древним славянам хетты поклонялись богу грома, если у нас это был Перун, то его хеттский аналог звался Тешубу. Изображали его соответственно: с молниями в одной руке, и двойным топором в другой. Образ грозного бога довершала борода и египетская корона (культурное влияние египтян).

Интересно, что практически всю информацию, которую мы знаем о хеттских богах, мы знаем из одного любопытного исторического документа – мирного договора между хеттами и египтянами, который был заключен фараоном Рамзесом II. В частности в договоре говорится о том, что цари хеттов и Египта заключили мир, и теперь являются друзьями, и союз этот одобрен богами, и далее идет перечень богов и богинь, как египетских, так и хеттских.

Важным богом хеттов был Сутех – бог ярости, Сандана – бог Солнца, Тисбу – бог ветров. В основном все боги хеттского пантеона имели дикий и воинственный характер, то есть во многом были под стать самим хеттам.

Боги мужчины имели и свои женские половины, так богиней любви была Астарта, это хеттский вариант греческой Афродиты или римской Венеры. Также большим почетом пользовалась богиня Кибела – матерь богов в хеттской мифологии.

Чтобы задобрить своих богов хетты приносили им в жертву разных животных, обычно коз или баранов, иногда быков. А вот свиней приносить в жертву было нельзя, так как свинья считалась нечистым животным.

Читайте также: