Сообщение об эстрадной музыке определение характерные черты проблемы российской эстрады

Обновлено: 02.07.2024

Объектом данного исследования является массовая культура России, предмет исследования − процесс становления и развития музыкального искусства эстрады в политическом и культурном пространстве России.

Научные цели и задачи статьи: 1) историко-критический анализ терминологической системы эстрадного искусства; 2) обоснование музыкального искусства эстрады как социокультурного феномена в контексте развития массовой культуры XX–XXI веков.

Эстрадное искусство можно обозначить как широчайшую область культурной музыкальной жизни, представляющую собой синтез искусств. При рассмотрении периодизации истории профессиональной эстрады необходимо учитывать массовый характер ее существования в социуме, а также считаться с практикой периодизации гражданской истории. На наш взгляд, опираясь на специфику эстрадного искусства, практически невозможно однозначно обозначить рубежи, отделяющие один этап от другого.

Музыковеды советского периода выделяют эстраду в качестве самостоятельного вида художественного творчества начиная с 1920–30-х гг. В России большое распространение получила как профессиональная, так и самодеятельная эстрада [6, с. 9].

Одновременно с приходом новых социокультурных изменений и появлением массового общества произошли перемены в культурном бытии человека. Данные перемены вполне можно назвать позитивными, они касаются вопросов, связанных с настоящей революцией в области перераспределения в обществе в целом, включенности в сферу труда, рекреации и досуга.

Итак, материал, представленный в статье, позволяет сделать следующие выводы:

Культурологический подход к обоснованию проблемы позволил определить историческую оценку музыкальной эстрады как отличительной формы музыкального искусства ХХ–ХХІ веков, гармоничной и соразмерной возникновению и развитию массовой культуры.

Таким образом, говоря о перспективах дальнейшего исследования в данном направлении, мы приходим к выводу, что современная культурная обстановка позволяет признать музыкальное искусство эстрады доминирующей формой музыкально-эстетического взаимодействия человека с миром.

Однако мнения исследователей в отношении расцвета массовой культуры, популярности музыкальной эстрады XXI века и всеобщей деградации культуры разделяются. Поэтому на дальнейших этапах исследования социокультурного феномена музыкальной эстрады необходимо проанализировать существующие модели философско-эстетического осмысления массовой культуры и музыкальной эстрады.

ЛИТЕРАТУРА

Герман О. Г. Основные этапы становления и перспективы развития музыкальной эстрады России

В статье рассматривается музыкальное искусство эстрады в контексте истории развития профессиональной эстрады, учитывается генезис данного вида искусства. Исторические этапы развития музыкального искусства эстрады рассмотрены в аспекте массовой культуры (с середины ХІХ до начала ХХІ ст.). Предполагаются дальнейшие перспективы развития музыкальной эстрады России.

Ключевые слова: массовая культура, социокультурный феномен, эстрада, эстрадное искусство, музыкальное искусство эстрады.

German O. G. Main Stages of Formation and Prospects of Development of The Musical Variety of Russia

The article observes the genesis of this type of art. The historical stages of the development of musical pop art are considered in the aspect of mass culture (from the middle of the 19th century to the beginning of the 21st century). Further prospects for the development of the musical stage of Russia are supposed.

Key words: mass culture, sociocultural phenomenon, pop art, musical pop art.

О происхождении русской эстрады в российском театроведении существуют две точки зрения. Сторонники одной, так или иначе, ут­верждают, что истоки русского эстрадного искусства лежат в скомо­рошьих игрищах (Е. Кузнецов). Другие - что русская эстрада родилась во второй половине XIX века под непосредственным влиянием запад­ной эстрады, в частности французской (М. Янковский). Истина где-то посередине. Конечно, русская эстрада испы­тывала и испытывает огромное влияние западной, поэтому изучая историю происхождения эстрадного искусства, стоит взять на заметку два этих мнения.

Искусство скоморохов преимущественно сказалось в области музыки, пения и пляски, а также малых форм народной драмы и комедии. Это и предрешило взаимосвязь скоморошьего творчества с рядом жанров, в последующее время развивавшихся на эстраде. Скоморохи были первыми представителями профессионального театра, работающими почти во всех жанрах уличных представлений: площадные лицедеи, плясуны и песенники, гудочники и волынщики, петрушечники и медведчики. Представления скоморохов объединили разные виды народного творчества: и собственно драматические, и цирковые, и эстрадные. Разделение произошла гораздо позже, примерно в XVI-XVII веках, и уже в наше время скоморошечьи виды искусств можно рассматривать как отдельные полноценные профессии, унаследовавшие традиции творчества скоморохов.

Скоморошество положило начало развитию народного кукольного театра – театра Петрушки. Первоначально кукольный театр Петрушки был составлен из персонажей итальянской кукольной комедии. Но постепенно стали укореняться национальные персонажи, появились барин, солдат, цыган, доктор, невеста. Комедия Петрушки состояла из коротеньких злободневных сценок, была насыщена музыкальными номерами: куклы беспрерывно пели, танцевали, пародировали известные произведения, и, конечно же, импровизировали и общались со зрителями. Так появились принципы интерактивного зрелища. Традиции театра Петрушки в советский период были блестяще продолжены кукольным театром С.В. Образцова.




В советский период зародилось разнообразное по форме и средствам агитационное эстрадное искусство. Начали создаваться театры революционной сатиры (Теревсаты). Их репертуар – сатира, злободневные шутки, частушки, агитационные пьесы, они использовали традиции балаганных действ и народного кукольного театра. В спектаклях участвовали молодые художники (М. Шагал в Витебском Теревсате), поэты, драматурги (А. Арго, Н. Адуев). В Москве Теревсат был открыт в 1920 году.

В 1922 была организована Мастерская Фореггера – Мастфор. Н.М. Фореггер - режиссер и балетмейстер, в его спектаклях принимал участие С.М. Эйзенштейн. В представлениях были номера акробатики, эксцентрики, пародии, эстрадные танцы на современные темы. В Петроградском театре Народной комедии устраивали спектакли-арлекинады с участием артистов эстрады (К.Э. Гибшман) и оригинального жанра (акробат А. Александров-Серж, клоун и акробат Жорж Дельвари).

С именем А.Я. Закушняка (1879-1930) связано рождение советской школы литературного чтения на эстраде. В.Н. Яхонтов (1899-1945) – создатель театра одного актера. Именно Яхонтова считают основателем искусства литмонтажа, который, в свою очередь, лег в основу литературно-поэтического спектакля.

В послевоенные годы в СССР организуются мюзик-холлы, варьете, новые эстрадные театры миниатюр. Например, открывается Ленинградский театр миниатюр под руководством А.И. Райкина.

Следует отметить, что лишь со второй половины XX века теория и практика отечественного эстрадного искусства стала предметом серьезных научных исследований. В этот период в искусствознании обозначилось новое направление в изучении эстрадного искусства. Появились труды, позволяющие понять особенности возникновения и развития эстрадного искусства в СССР. При этом можно заметить существенные пробелы в исследовании многообразия разговорных жанров, которые рассматриваются зачастую довольно скупо и недостаточно подробно. Также обойден вниманием и процесс речевого воспитания и совершенствования артистов разговорных жанров. В определенной мере это связано с тем, что в России высшее профессиональное обучение артистов эстрады началось только с конца шестидесятых годов прошлого столетия и имеет совсем краткую историю по сравнению с почти двухсотлетними традициями театрального образования актеров драмы.

Первая кафедра эстрадного искусства, была основана в Москве, в ГИТИСе (РАТИ), в 1968 г. народным артистом СССР, профессором И. Шароевым. В 1976 г. по инициативе народного артиста СССР А. Райкина была сформирована кафедра эстрадного искусства в Ленинграде, в ЛГИТМиКе (СПбГАТИ). Создание кафедр эстрады в высших театральных учебных заведениях России позволило молодой эстрадной педагогике опереться на фундаментальную систему русского актерского образования.

О происхождении русской эстрады в российском театроведении существуют две точки зрения. Сторонники одной, так или иначе, ут­верждают, что истоки русского эстрадного искусства лежат в скомо­рошьих игрищах (Е. Кузнецов). Другие - что русская эстрада родилась во второй половине XIX века под непосредственным влиянием запад­ной эстрады, в частности французской (М. Янковский). Истина где-то посередине. Конечно, русская эстрада испы­тывала и испытывает огромное влияние западной, поэтому изучая историю происхождения эстрадного искусства, стоит взять на заметку два этих мнения.

Искусство скоморохов преимущественно сказалось в области музыки, пения и пляски, а также малых форм народной драмы и комедии. Это и предрешило взаимосвязь скоморошьего творчества с рядом жанров, в последующее время развивавшихся на эстраде. Скоморохи были первыми представителями профессионального театра, работающими почти во всех жанрах уличных представлений: площадные лицедеи, плясуны и песенники, гудочники и волынщики, петрушечники и медведчики. Представления скоморохов объединили разные виды народного творчества: и собственно драматические, и цирковые, и эстрадные. Разделение произошла гораздо позже, примерно в XVI-XVII веках, и уже в наше время скоморошечьи виды искусств можно рассматривать как отдельные полноценные профессии, унаследовавшие традиции творчества скоморохов.

Скоморошество положило начало развитию народного кукольного театра – театра Петрушки. Первоначально кукольный театр Петрушки был составлен из персонажей итальянской кукольной комедии. Но постепенно стали укореняться национальные персонажи, появились барин, солдат, цыган, доктор, невеста. Комедия Петрушки состояла из коротеньких злободневных сценок, была насыщена музыкальными номерами: куклы беспрерывно пели, танцевали, пародировали известные произведения, и, конечно же, импровизировали и общались со зрителями. Так появились принципы интерактивного зрелища. Традиции театра Петрушки в советский период были блестяще продолжены кукольным театром С.В. Образцова.

В советский период зародилось разнообразное по форме и средствам агитационное эстрадное искусство. Начали создаваться театры революционной сатиры (Теревсаты). Их репертуар – сатира, злободневные шутки, частушки, агитационные пьесы, они использовали традиции балаганных действ и народного кукольного театра. В спектаклях участвовали молодые художники (М. Шагал в Витебском Теревсате), поэты, драматурги (А. Арго, Н. Адуев). В Москве Теревсат был открыт в 1920 году.

В 1922 была организована Мастерская Фореггера – Мастфор. Н.М. Фореггер - режиссер и балетмейстер, в его спектаклях принимал участие С.М. Эйзенштейн. В представлениях были номера акробатики, эксцентрики, пародии, эстрадные танцы на современные темы. В Петроградском театре Народной комедии устраивали спектакли-арлекинады с участием артистов эстрады (К.Э. Гибшман) и оригинального жанра (акробат А. Александров-Серж, клоун и акробат Жорж Дельвари).

С именем А.Я. Закушняка (1879-1930) связано рождение советской школы литературного чтения на эстраде. В.Н. Яхонтов (1899-1945) – создатель театра одного актера. Именно Яхонтова считают основателем искусства литмонтажа, который, в свою очередь, лег в основу литературно-поэтического спектакля.

В послевоенные годы в СССР организуются мюзик-холлы, варьете, новые эстрадные театры миниатюр. Например, открывается Ленинградский театр миниатюр под руководством А.И. Райкина.

Следует отметить, что лишь со второй половины XX века теория и практика отечественного эстрадного искусства стала предметом серьезных научных исследований. В этот период в искусствознании обозначилось новое направление в изучении эстрадного искусства. Появились труды, позволяющие понять особенности возникновения и развития эстрадного искусства в СССР. При этом можно заметить существенные пробелы в исследовании многообразия разговорных жанров, которые рассматриваются зачастую довольно скупо и недостаточно подробно. Также обойден вниманием и процесс речевого воспитания и совершенствования артистов разговорных жанров. В определенной мере это связано с тем, что в России высшее профессиональное обучение артистов эстрады началось только с конца шестидесятых годов прошлого столетия и имеет совсем краткую историю по сравнению с почти двухсотлетними традициями театрального образования актеров драмы.

Первая кафедра эстрадного искусства, была основана в Москве, в ГИТИСе (РАТИ), в 1968 г. народным артистом СССР, профессором И. Шароевым. В 1976 г. по инициативе народного артиста СССР А. Райкина была сформирована кафедра эстрадного искусства в Ленинграде, в ЛГИТМиКе (СПбГАТИ). Создание кафедр эстрады в высших театральных учебных заведениях России позволило молодой эстрадной педагогике опереться на фундаментальную систему русского актерского образования.

В массовой культуре России важное место заняла эстрада, а события последних десятилетий показывают, что эстрада как самый популярный вид искусства играет большую роль в общественной жизни, становится популярным средством выражения культурных запросов и ценностных ориентиров различных слоев общества. Ввиду того, что эстрада является одним из наиболее социально отзывчивых и мобильных видов искусств, исследование данного феномена поможет глубже понять происходящие в обществе духовные процессы.

В начале прошлого века граммофонное дело в России набирало силу - росло количество фабрик и заводов, выпускающих пластинки, улучшалось их качество, расширялся репертуар. Возникала, по сути, новая индустрия, не похожая ни на одну из известных отраслей промышленности. В ней туго переплелись проблемы технического и творческого, коммерческого и правового характера. В записи пластинок, организуемой граммофонными дельцами, принимали участие композиторы, поэты, певцы, оркестры и хоры, куплетисты и рассказчики. Студии своей атмосферой напоминали кулисы театра со всеми театральными атрибутами. Знаменитым певцам – гордым и неприступным, знающим себе цену,- контракты предлагались с учтивостью, присущей всякому фабриканту-антрепренеру, предчувствующему успех у публики и хороший сбор. По-другому встречали звезд второй величины и полуголодных гастролеров. Возле рупора кипели страсти и плелись интриги - таковой была изнанка граммофонного дела.
В моду стало входить коллекционирование пластинок: в домах состоятельных граждан были фонотеки в сто и более номеров.

а) эстрада необходима для развития и поддержания способностей, и для формирования личности артиста;

б) эстрада пагубна и для того, и для другого.




Русская индустрия звукозаписи начала развиваться с 1901 года. На самом деле, это была не совсем русская, а скорее французская индустрия в России: фирма "Пате Маркони" открыла в России свой филиал, стала штамповать пластинки. Также как в Европе первым записанным певцом был Энрике Карузо, в России первым стал тоже оперный певец с мировым именем - Федор Шаляпин. И первые российские пластинки, также как и в Европе, были с классической музыкой.

В 10-е годы получают известность первые подлинно фольклорные исполнители, такие, как ансамбль М.Пятницкого. В театрах и кабаре Петербурга и Москвы появляются артисты с "интимной" манерой французских шансонье (А.Вертинский). Уже к концу 19 века произошло четкое деление песни на "Филармоническую" (классический романс) и собственно "Эстрадную" (цыганский романс, старинный романс, песни настроений). В начале 20 века получают распространение массовые песни, которые поют на политических сходках, демонстрациях. Этой песне суждено на ряд десятилетий стать ведущей разновидностью советской песенной эстрады.

Эстрадная музыка в нашей стране - наименее идеологизированная часть музыкального процесса. Невольно она стала единственной отдушиной советского человека, чем-то вроде глотка свободы. Эта музыка в сознании простого человека не несла в себе ничего назидательного, апеллируя к естественным чувствам, не подавляя, не морализируя, а просто общаясь с человеком на его языке.

Что такое эстрадная музыка (Эстрадная музыка)

Эстрада — вид сценического искусства подразумевающий собой как отдельный жанр так и синтез жанров: пение, танец, оригинальное выступление, цирковое искусство, иллюзии.

Эстрадная музыка — вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой слушательской аудитории.

Наибольшее развитие данный вид музыки получил в XX в. К нему обычно относят танцевальную музыку, различные песни, произведения для эстрадно-симфонических оркестров и вокально-инструментальных ансамблей.

В этой обширной, а также чрезвычайно разнородной по характеру и эстетическому уровню области музыкального творчества используются, с одной стороны, те же выразительные средства, что и в серьезной музыке, с другой — свои, специфические.

У современной эстрадной музыки и джаза есть целый ряд общих признаков: наличие постоянной ритмической пульсации, осуществляемой ритм-секцией; преимущественно танцевальный характер исполняемых эстрадными и джазовыми коллективами произведений. Но если джазовой музыке свойственны импровизационность, особое ритмическое свойство — свинг, а формы современного джаза порой достаточно сложны для восприятия, то эстрадная музыка отличается доступностью музыкального языка, мелодичностью и чрезвычайной ритмической простотой.

Один из самых распространенных видов эстрадных инструментальных составов — эстрадно-симфонический оркестр (ЭСО), или симфоджаз. В нашей стране становление и развитие ЭСО связано с именами В. Н. Кнушевицкого, Н. Г. Минха, Ю. В. Силантьева. Репертуар эстрадно-симфонических оркестров чрезвычайно обширен: от оригинальных оркестровых пьес и фантазий на известные темы до аккомпанемента песен и оперетт.

Кроме непременной ритм-секции и полного духового состава биг-бэнда (группы саксофонов и медной группы) в состав ЭСО входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра — деревянные духовые, валторны и струнные (скрипки, альты, виолончели). Соотношение групп в ЭСО приближается к симфоническому оркестру: струнная группа доминирует, что связано с преимущественно мелодическим характером музыки для ЭСО; большую роль играют деревянные духовые инструменты; сам принцип оркестровки весьма близок к принятому в симфоническом оркестре, хотя наличие постоянно пульсирующей ритм-секции и более активная роль медной группы (а иногда и саксофонов) напоминают порой звучание джаз-оркестра. Важную колористическую роль в ЭСО играют арфа, вибрафон, литавры.

В нашей стране ЭСО очень популярны. Их выступления передаются по радио и телевидению, они чаще всего исполняют киномузыку, участвуют в больших эстрадных концертах и фестивалях. Многие советские композиторы пишут музыку специально для ЭСО. Это А. Я. Эшпай, И. В. Якушенко, В. Н. Людви-ковский, О. Н. Хромушин, Р. М. Леденев, Ю. С. Саульский, М. М. Кажлаев, В. Е. Тер-лецкий, А. С. Мажуков, В. Г. Рубашевский, А. В. Кальварский и другие.

К жанру эстрадной музыки относятся различные виды эстрадных песен: традиционный романс, современная лирическая песня, пес ня в танцевальных ритмах с развитым инструментальным сопровождением. Главное, что объединяет многочисленные виды эстрадной песни, — стремление их авторов к предельной доступности, запоминаемости мелодии. Корни такого демократизма — в старинном романсе и в современном городском фольклоре.

Среди советских композиторов, заложивших отечественные традиции в жанре танцевальной музыки, — А. Н. Цфасман, А. В. Варламов, А. М. Полонский и другие.

К области эстрадной музыки можно отнести современную рок-музыку. В музыкальной культуре Западной Европы и США — это течение, очень пестрое по идейно-художественному уровню и эстетическим принципам. Оно представлено как произведениями, выражающими протест против социальной несправедливости, милитаризма, войны, так и сочинениями, проповедующими анархизм, аморальность, насилие. Столь же разнородна музыкальная стилистика ансамблей, представляющих это течение. Есть у них, однако, общая основа, некоторые отличительные черты.

Одна из таких черт — использование пения, сольного и ансамблевого, а следовательно, и текста, несущего самостоятельное содержание, и человеческого голоса как особой тембровой окраски. Участники ансамблей или групп нередко совмещают функции инструменталистов и вокалистов. Ведущие инструменты — гитары, а также различные клавишные, реже духовые. Звучание инструментов усиливается различными преобразователями звука, электронными усилителями. От джазовой музыки рок-музыка отличается более дробной метроритмической структурой.

В нашей стране элементы рок-музыки получили свое отражение в творчестве вокально-инструментальных ансамблей (ВИА).

Советская эстрадная музыка благодаря своей массовости и широкой популярности играла значительную роль в эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Читайте также: