Сообщение об экспедиции в арктику под руководством б а вилькицкого

Обновлено: 02.07.2024

Разработка корабельного маршрута по Северному Ледовитому океану всегда оставалась важной для России и особенно острой она стала после поражения в морском сражении близ острова Цусима, когда русская эскадра несколько месяцев добиралась с Балтики на Тихий океан и с ходу вступила в бой. Это был слишком долгий и утомительный поход, как для людей, так и для техники.

Во время следующего плавания произошло несчастье: экспедиция лишилась начальника – И. Сергеева, скончавшегося после тяжёлой болезни. Руководство походом принял Б. Вилькицкий. Корабли прошли Берингов пролив, обогнули Новосибирские острова с севера, обследуя к югу прибрежные воды, приблизились ближе к береговой полосе. Вскоре в одной из бухт обнаружили хижину, а в ней – записку: оказалось, тут провели зимовку первооткрыватели Василия Прончищева. Зная, что среди исследователей находилась жена Прончищева – Мария, решено было эту бухту назвать её именем.
И снова, в районе мыса Челюскина дорогу ледоходам преградил паковый лёд, плыть дальше стало невозможно, и Вилькицкий посылает к недостигнутой земле пеший отряд под началом лейтенанта А. Лаврова с доктором Л. Старокадомским и пятью матросами. Отряд обнаружил знак экспедиции Эдуарда Толля, установленный в 1901 году. Тогда казалось, что Лавров достиг северной оконечности Азии, но известный полярник Х. Свердгрупп позднее доказал ошибочность этого: люди Лаврова не дошли до заданной точки лишь дюжину километров.

В феврале 1920 года Вилькицкий эмигрирует в Англию. Советский Союз через три года организует Карские экспедиции, приглашают Вилькицкого их возглавить, и он участвует в 4 – й и 5 – й Карских экспедициях, но в 1925 году окончательно уезжает в Англию. Там он нанимается в частную судоходную компанию, ходит по морям, местом приписки его судна являлось Конго – страна, колония Бельгии. В 1927 году семья Вилькицких перебирается в Брюссель. Там и заканчивается жизненный путь Бориса Андреевича Вилькицкого, происходит это в 1961 году.

Проходят годы, только в 1997 году его останки из Брюсселя, а лейтенанта А. Жохова с мыса Могильного обрели вечный приют на родине, в Санкт – Петербурге на Смоленском кладбище. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ИМ, ПЕРВЫМ ПОЛЯРНИКАМ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА.

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Кнопка Об блоге
Кнопка главной страницы
Кнопка раздела календарь
Кнопка карта блога

Адаптация к смартфонам

Декор

Б.А. Вилькицкий – исследователь Арктики

Б.А. Вилькицкий


Б.А. Вилькицкий

Борис Андреевич искренне переживал за судьбу страны и хотел помочь спасти ее от экономической разрухи. Поэтому он принял предложение возглавить Карские экспедиции 1923 и 1924 годов для укрепления экономических связей Сибири с центральными районами страны. Позднее он с большим энтузиазмом и гордостью следил за успехами советских полярников в освоении Северного морского пути, а в 50-х годах хотел вернуться на Родину. К сожалению, это удалось реализовать только после его смерти.

Начало пути

Борис Андреевич Вилькицкий родился 22 марта (3 апреля) 1885 года в семье видного русского гидрографа и исследователя Арктики, а позднее начальника Главного гидрографического управления Российского флота А.И. Вилькицкого. С раннего детства ему прививалась любовь к Родине и глубокое понимание своего долга перед Отечеством. Эти принципы стали фундаментом его мировоззрения и базой для принятия важнейших жизненных решений.

Б.А. Вилькицкий знакомство с Арктикой

Карта Северной Земли


Карта Северной земли

Пролив, отделяющий Землю Императора Николая II от полуострова Таймыр, и соединяющий Карское море с морем Лаптевых, позднее назвали проливом Бориса Вилькицкого. При советской власти архипелагу дали новое имя — Северная Земля, были переименованы и многие острова. В названии острова Генерала Вилькицкого убрали слово "генерала", а в названии пролива — слово "Бориса". Получилось, что и остров и пролив носят неизвестно кому принадлежащее имя Вилькицкого. А дальше было еще интереснее, смотрите статью о продолжении исследований и открытии Северного морского пути .

Поднятие Российского флага на Северной Земле


Поднятие Российского флага на Северной Земле

Война

В сентябре 1915 года оба судна благополучно пришли в Архангельск. Весь личный состав экспедиции был награжден орденами, медалями и памятным знаком. Борис Андреевич удостоился Большой Золотой медали Русского географического общества и золотых медалей географических обществ Швеции и Франции. В это время первая мировая война была уже в полном разгаре. Б.А. Вилькицкий счел своим долгом отложить исследование Арктики и подал рапорт о переводе на корабли Балтийского флота.

Вскоре страну захлестнули революционные потрясения. Вилькицкий не смог ни понять, ни принять их. Как патриота России его глубоко возмущал происходивший развал армии и флота, когда германские войска наступали по всем фронтам. Затем начались расправы матросов над офицерами. Сам Вилькицкий не пострадал, поскольку команда эсминца оберегала его от подобных инцидентов, но и он вскоре вынужден был уехать в Петроград, где был принят на службу в Главное гидрографическое управление флота.

Обстановка в стране в это время была очень тяжелой. В связи с оккупацией Украины германскими войсками северные районы лишились источников продовольствия. Назревал голод. В Западной Сибири были большие запасы зерна и продовольствия но доставить их голодающим можно было только по Северному морскому пути. Организацию этой экспедиции поручили Б. А. Вилькицкому. По указанию Ленина ему был выделен один миллион рублей, а Троцкий подписал документ, разрешавший использовать любые суда, технику и оборудование Балтийского флота.

Снова Арктика и эмиграция

Представители советских властей трижды предлагали Вилькицкому вернуться на Родину для продолжения работ по освоению Северного морского пути, однако он оставил эти предложения без ответа. Провозглашение НЭПа Борис Андреевич воспринял как поражение ортодоксальных коммунистов и предоставление интеллигенции возможности спасти страну от экономической разрухи. Он надеялся, что такой путь развития постепенно изживет большевизм, и считал своим долгом помочь этому. Он принял предложение возглавить Карскую экспедицию 1923, а затем и 1924 годов.

Однако советская действительность произвела на него удручающее впечатление. Он увидел, что коммунисты постоянно вмешиваются в работу хозяйственных органов, вызывая развал дисциплины и порядка. По ложному доносу ОГПУ завело на него дело, но, к счастью, ему удалось благополучно вернуться в Лондон. У него сложилось твердое убеждение, что работать в России невозможно. Пришлось навсегда расстаться с мечтой об исследовании Арктики. После этого он длительное время работал гидрографом в Конго. Умер Борис Андреевич 6 марта 1961 года в Брюсселе. В 1996 г. в рамках празднования 300-летия российского флота прах Б.А. Вилькицкого был перевезен в Санкт-Петербург и захоронен на Смоленском кладбище рядом с могилами отца и брата.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Большая Российская энциклопедия. Т. 5. Москва. 2006 г.
  • Евгенов Н.И., Купецкий В.Н. Русский полярный исследователь Б.А. Вилькицкий. Статья в сборнике Летопись Севера. Москва. 1964 г.
  • Вилькицкий Б.А. Когда, как и кому я служил под большевиками. Брюссель. 1942 г.
  • Старокадомский Л.М. Экспедиция на "Таймыре" и "Вайгаче". Статья в Сборнике Русские мореплаватели. Москва. 1953 г.
  • Саватюгин Л.М., Шевнина Е.В. "Северная Земля: 90 лет после открытия". Статья в журнале "Природа" № 11 2003 г.

Судьба Б.А. Вилькицкого была довольно типичной для многих русских эмигрантов. Сейчас мы стали гораздо больше ценить их свершения на благо Отечества. У Вас, уважаемый читатель, сложилось свое мнение по этому вопросу. Поделитесь им в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Неизвестная

В преддверии 160-летнего юбилея со дня рождения отца Бориса Андреевича Вилькицкого прославленного полярного исследователя Андрея Ипполитовича Вилькицкого особенно важно вспомнить об истории Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭ СЛО). Имена гидрографов Вилькицких навсегда увековечены на карте мира. В их честь в Северном Ледовитом океане назван ряд географических объектов. Порой не сразу можно понять какие названы в честь отца, какие — в честь сына.

Начало 1910-х годов было сложным временем для российской Империи. Отгремела Первая революция, закончилась Русско-японская война – казалось бы, в государственной казне недостаточно средств для проведения масштабных, комплексных экспедиций. В то же время существовала острая необходимость в детальном исследовании прибрежных вод арктических морей. Несмотря на сложности, в 1910 году в Арктике начинает работу ГЭ СЛО — во многом благодаря неуёмной энергии А.И. Вилькицкого.

Андрей Ипполитович Вилькицкий

Научные задачи экспедиции А.И. Вилькицкий описывал так:

Эта цитата ёмко объясняет необходимость проведения комплексных исследований, взаимодействия учёных из разных областей знания.

Таймыр. 1913

Вайгач. Май 1914

Экспедиция была оснащена по последнему слову техники того времени: суда оборудованы приборами для морской и береговой съёмки, для магнитных и астрономических наблюдений, для физико-химического и бактериологического изучения воды, воздуха и почв, для гидробиологических, зоологических, ботанических и геологических наблюдений, для сбора коллекций, их консервации и пересылки. Но руководство экспедиции заботилось не только о научно-техническом и бытовом обеспечении: для личного состава была приобретена богатая библиотека научной, художественной и справочной литературы. Книги были отобраны с большим вкусом, список включал в себя виднейшие образцы достижений человеческой мысли в области астрономии, геодезии, океанологии и др.

Бурение льда на зимовке в заливе Толля

Борис Андреевич Вилькицкий

Первый астрономический пункт на Северной Земле

В этот же день перед фронтом моряков на берегу только что открытой земли зачитали приказ Б. А. Вилькицкого:

Обнаружение Северной Земли — это последнее крупное географическое открытие человечества! Площадь архипелага превышает 35.000 кв. км. Нужно отметить, что подробно эта территория была исследована только к началу 1930-х годов. На сегодняшний день Северная Земля — один из важнейших архипелагов на трассе Северного морского пути.

Выпиливание льда с борта Вайгача в заливе Толля, июль 1915

Только во второй половине июля 1915 года суда освободились из ледового плена и продолжили свой путь. 16 сентября 1915 года экспедиция прибыла в Архангельск. На этом научно-исследовательские работы ГЭ СЛО завершились. Первый в истории человечества морской переход из Владивостока в Архангельск Северным Ледовитым океаном успешно завершился.

Даже несмотря на Первую мировую войну, русское правительство не оставило без внимания открытия, сделанные экспедицией: о приращении открытых земель к российской территории были оповещены все страны мира, с которыми в тот период времени поддерживались дипломатические отношения.

Леонид Михайлович Старокадомский

Важно подчеркнуть, что ни одно из великих открытий, сделанных в ходе работы ГЭ СЛО, не было случайным. Всё это – результаты заранее запланированной, продуманной комплексной программы широких и разнообразных научных исследований. В честь гидрографов Вилькицких, руководивших этой экспедицией, названы не только географические объекты, но и космические. Также имя Бориса Андреевича носит историко-географический клуб школы № 43 Приморского района Санкт-Петербурга.

Группа офицеров команды лп Таймыр. В центре Б. А. Вилькицкий. Справа четвертый Каштынов Александр Павлович, кочегарный унтер-офицер. Владивосток, 1913 г..jpg

[i] Бентос – совокупность организмов, обитающих на грунте и в грунте дна водоёмов.

Автор: Сафронова Ингрид Игоревна, специалист научно-просветительского отдела Российского государственного Музея Арктики и Антарктики.


Династия гидрографов

Сегодня фамилия Вилькицких девять раз встречается на карте Арктики. Семь раз этой чести удостоен Андрей Ипполитович Вилькицкий и два раза его сын - Борис Андреевич. Именами путешественников назван залив в Баренцевом море, два мыса и ледник на острове Новая Земля, четыре острова (в Енисейском заливе, среди островов Де-Лонга, в заливе Терезы Клавенес и в архипелаге Норденшельда) и, наконец, знаменитый пролив между морями Карским и Лаптевых.

Основатель династии гидрографов-первопроходцев Андрей Ипполитович Вилькицкий прошел путь от юнкера на Балтийском флоте до генерал-лейтенанта руководителя русской гидрографии. Годы, когда он стоял во главе гидрографии, стали периодом ее расцвета. Именно под его руководством был разработан проект описания отечественных морей, программы новых экспедиций. На строго научной основе стали создаваться новые морские карты. Андрей Вилькицкий учредил специальный корпус гидрографов. Именно в этот период русская гидрография вышла на международную арену. Русские ученые с успехом участвовали в международных выставках, конференциях, съездах и в работах по обеспечению безопасности мореплавания. В 1912 году Андрей Вилькицкий предложил создать международное гидрографическое бюро, но начавшаяся Первая Мировая война помешала его планам. Международный орган был создан только в 1923 году.


Его сын Борис пошел по стопам отца. Он окончил Морской корпус в чине мичмана, а после в составе 1-й русской Тихоокеанской эскадры ушел на Дальний Восток, где его застала Русско-Японская война. 19-летний юноша смог проявить себя во время обороны Порт-Артура. Правда, его смелость и отвага чуть не стоили ему жизни. В ходе ожесточенных боев он был ранен в грудь. К счастью, пуля прошла навылет. С войны молодой человек вернулся с наградами за подвиги в бою - орденом Владимира IV степени с мечами и бантом, орденом Анны IV степени и Станислава III степени с мечами и бантом.

Восстановив здоровье, он поступил на гидрографическое отделение Морской Академии, которое закончил с отличием. Казалось бы, имея такое образование, а также волевой напористый характер, сын известного мореплавателя мог бы быстро подняться по карьерной лестнице, опираясь на влияние родителя и его дружеские связи. Но Андрей Ипполитович наотрез отказался помогать сыну и отклонил его просьбу о зачислении в гидрографическую службу.


В самом начале непростого пути ему пришлось бороться не только с морской стихией, но и с недоверием экипажа. Опытные мореплаватели посчитали Бориса выскочкой, которому покровительствовали влиятельные чины. Изменить такое отношение капитану удалось лишь решительными действиями, смелыми предложениями и новшествами в исследовании.



На всем пути моряки и специалисты-гидрографы не прекращали вести исследовательские работы. Экспедиция вела наблюдения за ветрами, течениями, толщиной и состоянием льдов, их перемещением, глубинами северных морей, составила описи нескольких мысов, уточнила координаты пунктов южного побережья архипелага Северная земля. Между Карским морем и морем Лаптевых был открыт пролив, названный в честь Бориса Вилькицкого. Впервые в истории авиации в условиях Арктики испытатели пытались использовать самолет, но воздушное судно вышло из строя при первом же запуске.

Во время исторического прохода по Северному морскому пути с востока на запад погодные условия не помогали мореплавателям. Из-за тяжелой ледовой обстановки суда были вынуждены зазимовать в Карском море. 16 сентября 1915 года, совершив первое сквозное плавание, экспедиция прибыла в Архангельск, где первопроходцам была уготована торжественная встреча.


Жизнь после открытий

Судьба Бориса Вилькицкого уготовила ему в будущем немало испытаний. С июля 1916 Борис Андреевич участвуовал в боевых действиях Балтийского флота, где его и застало известие о февральской революции и свержении самодержавия. После октябрьского переворота 1917 года, контр-адмирал Вилькицкий вначале принимает предложение работать в Главном гидрографическом управлении, и даже возглавляет научную экспедицию по изучению арктических морей. Но в 1919 году эмигрирует в Норвегию, а затем перебирается в Великобританию.

В Англии он работал на частных судовладельческих компаниях, занимался гидрографическим изучению нижнего Конго, работал в Бельгии бухгалтером и преподавателем русского языка.

Вернутся на Родину ему было уже не суждено. Скончался Борис Вилькицкий 6 марта 1961 г. в католической богадельне.

Лишь в 1996 году было принято решение о перезахоронении его праха на Смоленском кладбище в Петербурге, рядом с могилами его отца и брата.

Читайте также: