Сообщение об английских пуританах почему их деятельность вызывала настороженное отношение

Обновлено: 04.07.2024

Когда на престол взошла Елизвета, как католики, так и протестанты, могли надеяться на некоторые шаги в их сторону. Весьма ловко лавируя между политическими крайностями королева разочаровала некоторых, как в том, так и другом лагере. Католики которые надеялись если не на реставрацию своей религии, то хотя бы на некий status quo. В определенном смысле Елизавета оставила за ними право религиозной свободы, которое однако должно было сопровождаться внешним проявлением лояльности короне и Церкви Англии, главой которой являлась она. Тех кто был не готов подчиниться в требуемой от них мере ждали определенные неудобства (см. Рекюзанты).

С другой стороны от короны находились сторонники дальнейшего очищения (отсюда и название пуритане, от англ. pure - чистый) английской Церкви от "языческой скверны" католицизма - обрядовость и организация официальной их совершенно не устраивала. Реформаторские настроения подогревались шотландским и нидерландским примерами, где учение Кальвина пустило весьма глубокие корни.

Пуритане - лишь общее, повторимся, название для весьма широкого спектра течений и сект, которое отражает в известной мере оппозиционность к Церкви Англии второй половины XVI - первой половины XVII веков. Подвергавшиеся преследованиям пуритане часто были вынуждены бежать, чаще всего в Соединенные провинции, но часть из них пошла в своих исканиях еще дальше и отплывала на кораблях Плимутской компании в Америку, основав ряд колоний, которые впоследствии станут ядром т. н. Новой Англии (Массачуссетс, Нью-Джерси, Мэн).

Более грозно слово "пуритане" зазвучит в 1640-х гг., когда именно секты, возникшие именно в пуританской среде будут бороться (см. Гражданская война в Англии) с королем Карлом I (1625-1649). Традиционно пуританам приписывается скромный и аскетичный образ жизни, а также крайне отрицательное отношение к любым "радостям плоти".

Пока на континенте догорали всполохи Тридцатилетней войны, которая наконец-то разрешит уже всем поднадоевший католико-протестантский вопрос, в Англии творились странные дела. Началось всё конечно же с денег – они нужны были королю Карлу I, но Парламент не хотел их ему выдавать. А закончилось всё жесточайшей гражданской войной, где мотивы социальные, политические и экономические были крепко перемешаны с мотивами религиозными: попроси вы, например, пуританина-индепендиста отделить его социальные требования от религиозных, то ввели бы его в длительный ступор. А потому роялисты-англикане и парламентаристы-пуритане выпиливали друг дружку не только за неправильную политическую ориентацию, но и за то, что они неправильно верят во Христа. Общей чертой пуритан было неприятие как таковой церковной структуры, которую они считали диктатом ничуть не лучшим папистского (хехе, что логично, так как англиканская церковь полностью сохранила всю структуру католической церкви Англии). А потому, когда революция победила, торжествующие пуритане расформировали церковь Англии, после чего в религиозной жизни страны наступил сущий кавардак.

Внезапно выяснилось, что среди пуритан нет ни религиозного, ни политического единства. В то время, как индепендисты готовы были довольствоваться переделом земли, их коллеги левеллеры требовали не много не мало – равенства прав всех жителей Англии (а менее модные диггеры и вовсе требовали перехода к коммунизму). Такие требования хорошо ложились на чаяния простых людей, а потому левеллеры стремительно набирали популярность. В 1649 году парламент, почуяв, что пахнет жареным, движение левеллеров разгромил. Как значимая политическая сила левеллеры перестали существовать, но не как сила религиозная. Парламент сам себе оказал медвежью услугу, так как движение левеллеров развалилось на десятки более мелких ничуть не менее упорных и куда более упоротых сект, каждая из которых находилась в религиозно обоснованной политической оппозиции к правительству. А так как никакой единой церкви и, соответственно, единой церковной политики не было, то никто остановить их распространение не мог, и секты левеллерского толка продолжили цвести и пахнуть.

Но если вы думаете, что милленарии это шиза, то предлагаю обратить внимание на второе крыло религиозной оппозиции в послереволюционной Англии – рантеров. Эти господа были чем-то средним между квакерами и милленариями – они также не признавали правительство легитимным, но при этом активной борьбы с ним тоже не вели, избрав иной путь.

Если Бог создал всё сущее, то значит в каждом человеке есть частичка божественного. А значит и всё, что свойственно человеку – не грех, ежели делается с чистыми помыслами.

Насколько была распространена именно такая версия рантеризма – неясно. Известно, что люди с такими убеждениями были, но памфлеты противников рантеров и квакеров раздули проблему просто до вселенского масштаба – если сегодня не остановить рантеров, то завтра они будут повсюду, и общество рухнет. Поэтому на рантеров, в конце 1650-х были обрушены массированные репрессии, приведшие к тому, что умеренные быстро перешли в квакеры, а радикалы прописались на виселицы, в обилии имевшиеся в Англии. (Опять клятi тамплиеры победили ассасинов).

А в 1659 году, внезапно, Английская республика закончилась, монархия отреставрировалась, и быть пуританином в Англии стало немножко некомильфо. С этого момента началась история массового переезда всякого рода сектантов в будущие США, но это уже совсем другая история.

Пуритане (англ. Puritans, от лат. puritas — чистота) — последователи кальвинизма в Англии в XVI—XVII веках, выступавшие за углубление Реформации, проведенной сверху в форме англиканства, и искоренение оставшихся католических элементов.
Пуритане требовали заменить епископат выборными старейшинами (пресвитерами) , вместо мессы вести проповеди, обряды упростить, а некоторые даже уничтожить, лишить церкви украшений. Пуританизм стал идеологическим знаменем Английской революции 1640—1649. Неоднородность социально-политического состава пуритан привела к выделению среди них трёх сил: умеренного (пресвитериане) , радикального (индепенденты) течений, а также низов Англии (левеллеры) .
Вследствие правительственных репрессий многие пуритане были вынуждены переселиться в континентальную Европу, а также в Северную Америку. Так, пуритане стояли у истоков США, так как именно с поселения пуритан в 1620 году в штате Массачусетс фактически началось английское заселение Северной Америки.
Пуританство, пуританизм — образ жизни, для которого характерны крайняя строгость нравов и аскетическое ограничение потребностей, расчетливость и бережливость, трудолюбие и целеустремленность.

 Пуритане - то это такие, что за религия

В современном мире пуританами называют людей, которые придерживаются скромного образа жизни. С пуританством ассоциируются, например: аскетизм, строгость нравов, трудолюбие. Но у каждого слова есть своя история происхождения. История пуританства уходит своими корнями в глубину веков, откуда и дошёл до нас слегка искажённый и упрощённый смысл слова.

Исторический экскурс

Для того чтобы понять кто такие пуритане, необходимо обратиться к истории Западной Европы XVI века. В это время духовная жизнь европейцев находилась под контролем Римско-католической церкви с папой во главе. Церковь обладала властью и сконцентрировала в своих руках огромные богатства, собирая с католиков церковный налог. Влияние церкви выходило далеко за религиозные рамки и распространялось на политическую жизнь средневековых государств.

Королей и их подданных часто тяготила монополия Римско-католической церкви, что привело к началу движения за реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Мыслители той эпохи обвиняли церковь в злоупотреблениях и в том, что она отошла от Священного Писания. Сторонники этого движения, или Реформации, получили название протестанты, а новое направление христианства — протестантизм.

Пуританизм - религиозные особенности анличан

В Англии процесс реформирования церкви произошёл сверху и связан с именем короля Генриха VIII, который перешёл от католичества к протестантству. Парламентом был издан акт, сделавший короля верховным главой церкви, оттеснив этим Римского папу с религиозной арены Англии. Таким образом, английские протестанты создали так называемую Англиканскую церковь с королём во главе.

Кто такие пуритане?

Полностью процесс отделения Англиканской церкви от Римско-католической был закончен при дочери Генриха VIII Елизавете I. Она провозгласила Англиканскую церковь государственной с королевой во главе. Кроме этого, были утверждены нормы богослужения и закрепилась иерархическая структура церкви, где епископов назначала королева. Но этим оказались недовольны представители нового течения внутри протестантской церкви — пуритане.

Требования шли вразрез с интересами королевской власти и были отвергнуты. Елизовета I пыталась не допустить углубления раскола общества на религиозной почве, так как часть её подданных оставались католиками. Это привело к ещё большим противоречиям внутри самого движения пуритан и усилению сепаратистских настроений в нём.

Что такое пуританство и его идеология?

Пуританство, прежде всего, религиозное движение реформ. Вся их деятельность была направлена на серьёзные изменения церковной жизни Англии. Пуритане внутри своего течения были неоднородны, но их объединяла общая идеология, которая включала в себя следующие черты:

  • Центральная роль Библии и библейских заповедей;
  • Вера в провидение (промысел Божий);
  • Аскетизм (самоограничение во имя достижения духовных целей);
  • Строгость нравов;
  • Осуждение расточительности и роскоши;
  • Патриархальные представления о семье и браке.

Пуритане в период марии Тюдор - исторические факты

Изначально, пуританство было чисто английским движением, причём движением меньшинства. Несмотря на приобретённую значимость и широкое представительство в Английском парламенте, численно пуритане уступали остальным. Но это не помешало им принять активное участие в Английской революции XVII века, известной также как Английская гражданская война. Дело в том, что пуританская идеология со своим отказом от роскоши и излишеств, оказалась близка зарождавшемуся слою буржуазии в противовес феодальной аристократии. Но пуританский образ жизни не пришёлся по вкусу англичанам. В конечном счёте монархия была восстановлена, что ознаменовало крах пуританства в Аглии.

Носители пуританской идеологии, подвергаясь гонениям, стали переселяться в Новую Англию (северо-восток США) и континентальную Европу, где создавали церковные общины. Этим пуритане определили религиозную жизнь Америки на столетия вперёд, заложив основы морали, этики и культурных традиций. Кроме этого, современные пресвитерианские, конгрегационалистские и баптистские церкви строятся на принципах пуританства.

Возникнув как локальное религиозно-политическое движение, пуританство прожило короткую, но очень яркую жизнь. Идеологические и нравственные основы, заложенные пуританами, дошли и до наших дней. Конечно, истинное значение слова давно забыто, но сохранилось ощущение пуританского духа, как чего-то строгого, сурового и чистого.

Разве мы все не вышли из Реформации?

Почему пуритане – это продолжение Реформации? Ответ может быть двояким. Я считаю, что до 1688 г. в Англии Реформация все еще продолжалась. Конечно, в некоторых странах ее результаты закрепились намного раньше, но в Англии колебания шли практически до 1688 года. Но кроме того, когда мы имеем дело с Реформацией в ее историческом смысле, речь почти всегда идет о попытках реформировать национальные или региональные Церкви, а не о том, чтобы преобразить отдельные сердца и собрать людей на основании Библии в свободные, независимые Церкви и библейские конфессии. Таким образом, в историческом смысле Реформация в Англии в основном прошла к 1688 году, но внутренняя Реформация человеческих сердец и церковных учреждений на основе Евангелия продолжается и сегодня.
В определенном смысле пуританами были уже ранние реформаторы. Уильям Тиндейл может рассматриваться как прототип пуритан – библейский, усердный христианин, не питавший никаких иллюзий и не стремившийся к политическому компромиссу. Предъелизаветинская эпоха вызвала к жизни и другие типы пуритан, представленные такими людьми, как Джон Нокс и его соратники в эпоху Эдуарда VI. Однако реально пуританизм начался именно при Елизавете. Пуритане елизаветинского парламента требовали большего, чем то, что могла им предложить королева. Это были молодые восходящие звезды Англии. Их голоса были услышаны, и многие из них в конечном счете пострадали за это.

Эпоха Якова (1603-1625)

Пуритане были воодушевлены восшествием Джеймса (Якова) на престол, ибо он был сыном Марии Стюарт и основателем новой династии, бывшим пресвитерианином, содействовавшим реформе. Они представили королю петицию и через год созвали собеседование с ним в Хэмптон-Корте. К сожалению, он уже был научен ненависти к пресвитерианам, отверг пуритан и заявил, что изгонит их из Англии, как только это будет возможно. Единственное, о чем смогли договориться участники конференции – это необходимость нового перевода Библии. Впрочем, и в этом они не были целиком согласны. Пуритане хотели заменить официальную епископальную Библию чем-то лучшим, но король был намерен просто уменьшить влияние Женевской Библии с ее протестантскими пометками на полях. В результате возникла Библия короля Якова. В истории отношение к ней было неоднозначным, но она несомненно явилась большим достижением, хотя и не имела к пуританам никакого отношения. Пуритане пользовались только Женевской Библией и ее комментариями.
Король воображал себя богословом, но на самом деле был высокомерным и бездарным правителем. Открытый гей, он не имел ни моральных прав, ни возможностей диктовать свои условия Церкви .

Эпоха Карла I (1625-1649)

Эпоха Реставрации (1660-1685)

Яков II и Славная революция (1685-1689)

Парламент многие годы правления Карла пытался исключить принца Якова из престолонаследия, ибо он был католиком, и это было неприемлемо для англичан XVII в. Никто не хотел попасть под сапог Рима и приветствовать его приспешников. Однако Яков II стал королем, и на то, чтобы избавиться от него, ушло три года. Английская элита предложила на престол принца Уильяма Оранского с женой Марией, старшей дочерью Якова. Когда Уильям высадился с армией в Англии, большое число сторонников Иакова перешло на его сторону, а в 1689 г. парламент объявил об отречении Якова от престола и передал корону Уильяму. Это было названо Славной революцией.
Уильям и Мария предоставили Англии веротерпимость законом от 1689 г. (Акт о веротерпимости), и различные конфессии вновь получили возможность богослужения и ординации собственных проповедников. К этому времени старого пуританства уже не было: его силы были истрачены, и возрождение библейской веры заглохло на много десятилетий. Следующим крупным событием в английской церковной истории стало уже Великое пробуждение 1730-х гг. и последующий период, соединивший протестантскую доктрину с жаром пиетизма. Но это уже вышло за рамки собственно Реформации.

В 1654 г. Кромвель призвал в парламент группу богословов, чтобы определить, что не следует терпеть или допускать среди тех, кто исповедует основы христианства. По сути, речь шла о тех основах, на которых могут иметь общение разные церковные направления. Так была создана комиссия, в которую вошли: Бакстер, Оуэн, Гудвин, Чейнел, Маршалл, Рейнер, Най, Сидрах Симпсон, Вайнс, Мантон и Джакомб. Бакстер попытался остановить спор с самого начала, заявив, что не требуется ничего сверх апостольского Символа веры, Молитвы Господней и Декалога. Но это решение было отвергнуто, и комиссия выработала под руководством Оуэна (Гудвин, Най и Симпсон были его помощниками, а Рейнер – секретарем, остальные остались лишь наблюдателями) 16 пунктов, на которых, по ее мнению, возможно сообщество протестантских Церквей. Они исключали не только деистов, социниан и папистов, но и ариан, антиномиан, квакеров и других. Итак:

1. Священное Писание есть правило познание Бога и Его жизни, и тот, кто не верит ему, не может быть спасен.
2. Бог есть Творец, Правитель и Судия мира, Который должен быть познан верою, и любой другой способ познания Его является недостаточным.
3. Бог, Который есть Творец, вечно отличен от всех тварей о Своем бытии и блаженстве.
4. Бог Един в Трех Лицах.
5. Иисус Христос является единственным Посредником между Богом и человеком, и без познания Его нет спасения.
6. Иисус Христос есть Истинный Бог.
7. Иисус Христос есть также истинный Человек.
8. Иисус Христос есть Бог и Человек как Одна Личность.
9. Иисус Христос есть наш Искупитель, Который заплатил выкуп, и понес грехи наши, и добился удовлетворения за них.
10. Господь Иисус Христос был распят в Иерусалиме, воскрес и вознесся на Небеса.
11. Как Бог и Человек в одном Лице Иисус Христос остается навсегда отличным от всех людей и ангелов несмотря на их общение и единство с Ним.
12. По природе все люди мертвы по преступлениям и грехам, и никто не может быть спасен, если не родится свыше, не покается и не уверует.
13. Мы оправданы и спасены благодатью через веру в Иисуса Христа, а не делами.
14. Тот, кто под этим предлогом остается во грехах, не является спасенным.
15. Бог должен быть почитаем в соответствии с Его волей, и всякий, кто оставляет и презирает обязанности, возлагаемые на него благодатью, не может быть спасен.
16. Мертвые воскреснут в день Суда, где некоторые пойдут в жизнь вечную, а некоторые в вечное осуждение.

Lloyd-Jones M. Puritans. Wheaton,1991. P.234-235

(С)Все права сохранены. Коммерческое использование запрещено.
(С) Перевод: Inquisitor Eisenhorn

Читайте также: