Культурный разрыв в современной школе сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Руководители компаний прекрасно понимают, что корпоративная культура – это актив, которым надо управлять бережно и целенаправленно. Проблема в том, что нет единого пособия, где было бы доходчиво и наглядно описано, как это делать. Иногда даже исполненным благих намерений CEO не удается добраться до решения наиболее насущных вопросов мотивации сотрудников. Разрыв между тем, чем дорожат сотрудники по мнению руководства, и тем, что реально представляет ценность для людей в рамках корпоративной культуры, может мешать компании достичь желаемых результатов.

К счастью, данный разрыв можно преодолеть. Вооружившись пониманием корпоративной культуры и моделей поведения, из которых она состоит, руководители получат дополнительный инструмент бизнес-целей.

Рассмотрим такой сценарий: в понедельник общее собрание пошло не по плану. Эндрю, CEO гостиничной сети, потрясенный прорывными технологиями в отрасли, организовал встречу для обсуждения своего новой инициативы по трансформации корпоративной культуры. Он подготовил презентацию программы, призванной наполнить компанию новой энергией. Эндрю вдохновился видением своей компании как места, где люди свободно обмениваются идеями, а инновационные решения и предложения так и сыплются со всех сторон. Программа была тщательно разработана и включала продуманные постеры и еженедельную рассылку по электронной почте. Эндрю не сомневался, что увидит ощутимое изменение атмосферы в коридорах, разговорах в столовой и в офисе, а в конечном итоге – и в бизнес-результатах.

По ту сторону разочарования

Вы, как руководитель, оказывались на месте Эндрю? Переполняло ли вас желание показать свое стремление к развитию корпоративной культуры, но не было уверенности в том, с чего начать? Или, может быть, вы бывали на месте руководителя команды и его собеседника, рядового сотрудника? Вы слушаете проникновенные речи руководителей, возвещающих эпоху культурной трансформации, и хотите, чтобы так оно и было, однако вас терзают смутные сомнения. Вы согласны с тем, что в корпоративной культуре надо что-то менять, однако чувствуете, что предлагаемый путь приведет туда же, где вы находитесь сегодня.

Что делать компании? Как найти точки соприкосновения между высокими устремлениями к совершенствованию корпоративной культуры и внедрением долгосрочных изменений, которые обеспечат реальные результаты? В чем секрет?

Такая доля респондентов, признающих значимость культурных изменений, весьма примечательна, равно как и ее увеличение по сравнению с результатами опросов прошлых лет. Пять лет назад только 51 % респондентов ответили на аналогичный вопрос утвердительно. Вместе с тем многие респонденты были свидетелями провала программ и инициатив по трансформации культуры их компании. Из тех, кто отмечает, что такие программы внедрялись, четверть констатируют, что инициативы не способствовали никаким ощутимым изменениям в моделях поведения сотрудников.

Как превратить очевидный интерес к культуре и желание работать над ее развитием в ощутимые бизнес-результаты? На основании проведенной работы и исследований мы пришли к выводу, что лучший способ перейти от громких обещаний к внедрению устойчивых изменений в корпоративной культуре – наладить эмоциональный контакт с сотрудниками. Секрет налаживания эмоциональной связи заключается в использовании сильных сторон текущей культуры компании.

Разрыв в восприятии

Как вылечить культурную близорукость?

После общего собрания Эндрю переговорил с одним из руководителей, Сандрой. Сандра была из тех, кто не подбадривал Эндрю широкой улыбкой и пальцем вверх, когда он сходил со сцены. Напротив, она посмотрела на него с сочувствием и жестом предложила позвонить ей. Вот он и позвонил. На следующий день они встретились за чашкой кофе.

Следующий шаг – выбор команд или направлений бизнеса, в которых в первую очередь будут внедряться новые модели поведения. Это необходимо для упрощения процедуры наблюдения за тем, какие именно аспекты моделей окажутся наиболее актуальными в повседневной работе. Далее выбранные команды выявляют подразделения, конфликтующие с новыми подходами к работе. В ходе проработки конфликтных элементов формулируются формальные и неформальные способы поддержания новых моделей поведения. На каждом этапе при должном уровне дисциплины и настойчивости вы сможете выработать способы привязки таких моделей к осязаемым бизнес-результатам и измеримым целевым показателям. Лучшая мотивация – дать сотрудникам увидеть и ощутить, как новые модели поведения способствуют реальным переменам в их повседневной деятельности.

Задайте себе этот вопрос, и вам будет легче определить, как действовать дальше. Ниже мы предлагаем четыре практических пути для преодоления разрыва между менеджментом и сотрудниками основанных на разработанных нами принципах, опыте работы с клиентами и многолетних исследованиях.

Так тьютор или наставник?

Мастера на производстве, руководители разных типов студенческих практик, психологи, тьюторы, коучи, фасилитаторы, менторы, а теперь и наставники… Что общего? В чем различия?

Тема наставничества становится в современной ситуации российского образования как никогда популярной. Попробуем вместе поразмышлять, почему это происходит именно сегодня. Проблема нового поколения — другое восприятие мира, ориентация на другие ценности, увлеченность другими идеалами и т.д. — существовала всегда. Всегда старшее поколение, глядя на молодежь, вздыхало и сетовало, а часто и раздражалось, не понимая эти новые веяния.

Поколения: смена чаще, пропасть глубже

  • наставничество в производстве и предпринимательстве;
  • наставничество в образовании;
  • наставничество в социальной сфере.

Наставничество — наше новое всё?

Задав такое предельно широкое понимание наставничества как процесса передачи опыта, участники прежде всего столкнулись с трудностями понимания границ наставничества в отличие от других социальных и педагогических профессий. Действительно, при таком широком понимании практики наставничества любой воспитатель, учитель, руководитель кружка фактически становится наставником, так как в своей педагогической деятельности он, как правило, всегда опирается на свой опыт и каким-то образом передает его своим ученикам и воспитанникам.

Одной из реальных задач Форума стала выработка понимания границ наставничества и его отличия от других социальных и педагогических практик.

Наставники в жизни каждого из нас

Далеко не каждый вид передачи своего опыта в какой-то деятельности может являться наставничеством. Для того чтобы это произошло, нужно, чтобы и наставник, и его подопечный прежде всего договорились о своем взаимодействии и совместно выработали его нормы: согласовали способы, регламенты взаимодействия и т.д. Отметим, что для наставничества очень важно уважительное, свободное и доверительное отношение друг к другу.

Если говорить о наставничестве в сфере отечественного образования, то такие прецеденты существовали всегда: и в дореволюционной России (духовные наставники, домашние учителя, гувернеры), и в советское время (пионервожатые, мастера в системе профтехобразования, конкретные отдельные педагоги системы как школьного, так и дополнительного образования). Сегодня в производственной, социальной и образовательной сферах активно разворачиваются современные практики наставничества: менторство, фасилитация, коучинг, тьюторство.

Таким образом, можно сказать, что практики наставничества в российском образовании существовали во все времена, и, несмотря на то что сам фокус наставничества не являлся в официальной педагогике приоритетным направлением, в педагогической практике всегда были конкретные люди, которые (часто просто в качестве волонтеров) свою реальную деятельность разворачивали прежде всего как практику наставничества. В рамках статьи мы, к сожалению, не сможем сейчас проанализировать опыт всех этих замечательных людей, хотя я думаю, что каждый из вас сам может назвать, опираясь на свой собственный опыт, несколько конкретных примеров такого наставничества.

  • Практика сопровождения, которая предполагает длительное взаимодействие с человеком, в отличие от разовых консультаций или презентаций, мастер-классов, также демонстрирующих собственное мастерство и опыт.
  • Практика передачи опыта через освоение в действии. Тот, кто осваивает новый способ, технологию, профессию, сам действует, пробует, проектирует, исследует, а наставник помогает ему в осуществлении этого реального практического действия.
  • Практика, которая предполагает не только демонстрацию и обучение освоению действия, но и анализ самого процесса. Наставник со своим подопечным обсуждают риски и ограничения в реализации того или иного действия, анализируют различные способы его осуществления.
  • Практика, предполагающая неформальные, близкие, доверительные и уважительные отношения друг к другу. В процессе наставничества всегда должна быть задана возможность выбора самого наставника.

Воспитание свободоспособности: практика раньше идеи

В этой статье я хотела бы остановиться в качестве примера практики наставничества на деятельности одной государственной школы, в которой еще в советское время всем педагогическим коллективом была развернута именно такая целостная педагогическая практика, вобравшая в себя все четыре характеристики наставничества, о которых мы писали выше.

Школьный уклад и наставничество

Так, учителя под руководством своего директора стали рассматривать в качестве единицы учебного процесса не урок, а образовательную ситуацию, постепенно переходить от линейного планирования учебного процесса к его сетевой нелинейной организации; начали рассматривать уклад всей школьной жизни как важнейшую часть содержания образования в современной школе, и фактически все это позволило им в конечном итоге оформить целостную педагогическую практику наставничества в рамках государственной общеобразовательной школы.

И эта реализующаяся и сегодня в школе № 734 имени А.Н. Тубельского педагогическая практика наставничества создает для многих государственных школ России важнейший прецедент и понимание того, как в условиях современной общеобразовательной школы развивать наставничество.

Каждый ребенок уже несет в себе высокое предназначение, и следует помочь ему это предназначение осознать. В воспитании свободоспособности человека нам в этом случае предстоит признать основное содержание образования. А то, что казалось содержанием образования прежде, предстанет перед нами именно учебным материалом, не целью, а средством, инструментом работы школы.
А. Н. Тубельский

В новой украинской школе (НУШ) ни русского языка, ни русской литературы нет. С русским языком все давно понятно, его изгоняли из образовательного процесса системно и последовательно. Все получилось.

Русской литературы в курсе зарубежной было немного, но все же она была. Да, читали Пушкина и Лермонтова детишки на украинском, но хотя бы имена писателей знали. Теперь уж это в прошлом. Посмотрела я программу интегрированного курса украинской и зарубежной литературы в 5-6 классах НУШ. Нет там никакого упоминания о русских писателях.

Так что полный культурный разрыв, можно сказать, случился. Все теперь у школьников Украины и России разное – история и даже география, а теперь вот и сказки.

Никакого дуба зеленого у Лукоморья, златой цепи на дубе том и никакого кота ученого даже в украинском переводе:

Край лукомор'я дуб зелений,
І золотий ланцюг на нім:
Щодня, щоночі кіт учений
На ланцюгу кружляє тім…

Теперь вместо лешего, русалок да невиданных зверей украинские школьники знают Хуху-Моховинку и зачаклованного ховрашика (заколдованного суслика). Тоже, конечно, неплохо, важно и нужно. Но общих-то сказок – украинских и русских - больше не будет.

Наконец-то случилось то, что пытались отрицать украинские политики и деятели культуры тридцать и даже еще десять лет тому назад. Когда утверждали, что есть у нас общее культурное наследие и никогда никто от него не откажется. Лицемерили, лгали. Что-то рассказывали об Украине, которая не Россия. В результате пришли к полному противопоставлению.

Можно по-разному относиться к Остапу Дроздову.

Можно считать его радикальным националистом, маргиналом, русофобом, но он четко формулирует собственное понимание украинства и украиноцентризма. И да, оно строится на отрицании и изгнании всего русского. На идее деоккупации, десоветизации и прочего разного де-.

А надобно, по Дроздову, чтобы отличие такое все же появилось. Потому полный культурный разрыв неизбежен. И Новая Украинская Школа свою миссию в этом деле тоже выполнит. Печально.


В школе полно проблем, которые пытаются решать не только министры, но и учителя, и родители, и дети. Наш блогер Алексей Калачёв делится своими наблюдениями и предлагает способы, как сделать школу современнее и комфортнее.

Нередко реальную жизнь противопоставляют школе/университету. Мол, там всё по-другому. Чтобы уменьшить этот разрыв, сначала нужно понять, что отделяет образование, прежде всего школьное, от той самой жизни. Итак, поехали.

1. Не даёт необходимую социализацию

В современном обществе необходимые навыки отличаются от тех, которые закладывали более ста лет назад, именно тогда и сформировались базовые подходы к школьному образованию.

Школьников не учат обеспечивать свою безопасность (начиная от подворотни/школьного туалета и до интернета), решать психологические проблемы, строить отношения с другими людьми, выходить из конфликтных ситуаций. Не учат противостоять мошенникам и манипуляторам.

Не учат искать работу, строить карьеру, общаться с коллегами и руководителями. Не дисциплина/послушание же основа такого общения?! Не учат платить коммуналку и заполнять всевозможные формы, работать с документами и договорами (будь то трудовой контракт или договор о покупке жилья — отсюда масса потерь).

2. Отбивает желание учиться

3. Снижает качество обучения

Качество обучения снижается благодаря устаревшим методикам позапрошлого века. Сидеть, слушать, читать, пересказывать-рассказывать, писать-решать в тетрадке — и всё это в XXI веке (точно так же было и в XIX веке — примерно 150 лет назад). Не чувствуете неувязочку?


5 классных YouTube-каналов, которые ведут учителя

Выразительная инфографика, видео, подкасты, тесты и ответы на них, любые книги и аналитика, игры — всё есть в интернете, который многие учителя считают исчадьем ада. Да хорошая онлайн-игра — от стрелялки до стратегии — даст больше полезных в реальной жизни навыков, чем половина учебников, вместе взятых! Школьники знают об этом лучше нас с вами.

4. Не даёт никакой профессии

5. Закладывает ненормальные отношения


Какая школа — такое и общество, но большинство взрослых не хотят жить с постоянным принуждением и в жёсткой иерархической системе.

Что в итоге и что делать

В самой школе не всё так трагично. Поэтому стоит научить детей выбирать полезное в школе и компенсировать недостающее, тем более что скоро лето — есть возможность.

Родителям нужно самим учить тому, чего нет в школе, и деликатно подсказывать. Вести диалог на равных, обосновывать ограничения. Аккуратно предлагать свой выбор на ютьюбе, в телеграме и других каналах. Давать возможность и время на самостоятельное изучение того, что интересно. Создавать необходимость вести домашние дела. Поощрять. Вселять уверенность в своих силах.


И воспитание, и образование нераздельны.

Нельзя воспитывать, не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно.

Мы живем в XXI веке. В веке инноваций и интеллекта. Именно интеллект является движущей силой развития общества, является залогом – модернизации. Однако на сегодняшний день необходимо говорить не только об изменениях в экономике и производстве, но также и в образовании. Необходимо отметить, что современное российское образование является инновационным, т.е. готовым удовлетворить потребности развивающего общества. Но готово ли само общество потребить новые знания и умения.

Показателем развития любого государства, народности и нации является культура. Тогда необходимо понять связь инновационного российского образования с современной культурой. И вот здесь необходимо поставить вопрос, а можно ли считать современное образование частью современной российской культуры?

Что бы ответить на вопрос необходимо, выявить основные тенденции современной культуры, причем необходимо сначала сделать акцент на молодежную культуру.

Молодежная культура - специфическое явление, которое возникает в связи с тем, что физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации (порой до 30 лет), что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых.

Юношеский возраст — время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь принадлежит миру взрослых, а социологически — миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово — зрелость его отодвигается. "Молодежь" как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.

Однако для общества необходима молодежь и ее культурные ценности и институт взрослых, должен привлекать ее своими установками и знать её интересы и цели.

В анкеты было приведено 3 вопроса:

1 . Для чего необходимо образование?

Из 45 респондентов 60% считает нужным образование для получения в будущем престижной профессии, 30% видят потребность в учебе лишь для поднятия свой самооценки, остальные 10% определяют значение образования как способ приобрести нужную им репутацию, как в кругу сверстников, так и среди преподавателей.

2. Кто такой культурный человек?

В следствие ответа на этот вопрос можно прийти к выводу, что представители молодежи считают культурным человеком, того, кто является образованным, т.е. того, кто получает знания или ими обладает, а это – ученик, учитель, студент и т.д. Значит, на основе этого можно сделать вывод, что образование и молодежная культура являются частью друг друга.

3. Связаны ли современная культура и инновационное образование ?

Данный вопрос резюмирует два выше приведенных, и его результат показывает осознанность молодого поколения во взаимодействии современной культуры и образования. Респонденты оценивают эту связь, как качественное сотрудничество, которое создает благоприятное развитие двух данных элементов.

Таким образом, молодежная культура и образование тесно связаны и взаимодействуют. Радостно, что это взаимодействие осознано.

Конечно, взаимосвязь образования и культуры уже доказана в рамках обществоведческих наук и важно было, чтобы общество, которое потребляет знания – учащиеся, это понимали.

Всё-таки необходимо обратиться к эпиграфу Л.Н. Толстого, который связывает воедино воспитание и образование. Цели культуры и образования заключаются в воспитании человека, а точнее его духовно-нравственных ценностей, чувства патриотизма, гуманности, толерантности.

Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека.

Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.

Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации.

Взаимодействие культуры и образования может рассматриваться в разных аспектах:

• на уровне социума, в историческом контексте;

• на уровне конкретных социальных институтов, сферы или среды развития человека;

• на уровне учебных дисциплин.

Образование человека и образовательную систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте, в связи с многогранностью их отношений.

Образование выполняет социокультурные функции:

• является способом социализации личности и преемственности поколений;

• средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

• ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

• обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения ценностных ориентаций и моральных принципов [1, с. 123].

Современное школьное образование не должно быть утилитарным. Школа не должна готовить для жизни, она сама должна быть особой жизнью, в которой живет человек как становящаяся личность. В.С. Библер говорит, что "в школе совершается некое культивирование и развитие культуры деятельности как до-деятельности", когда ученик ориентирован не на результат деятельности, а на саму деятельность, когда он осваивает, по выражению философа, канун непосредственной деятельности. Можно с ним спорить или соглашаться, но важно то, что школа должна быть в определенный период жизни человека самодостаточной. Однако при определении цели образования, когда воспитательный момент образования выходит на первый план, важно подчеркнуть, что школа должна ориентироваться не на воспитание личности, не на непосредственное воздействие на жизнь личности, ибо личность рождается только усилиями самого человека, а, как справедливо отмечает Библер, на формирование "человека культуры", способного работать со знаниями, т.е. осмыслять их, мыслить, способного работать с разными типами мышления, с идеями различных культур. Формирование "человека культуры" означает формирование в нем той культурной способности, о которой говорилось выше, а реальное использование ее будет вести ученика и к формированию себя как личности. Не может и не должен чужой человек, даже если он педагог, без спроса, ведома и желания человека "лезть" в душу, касаться личности [2, с.35].
Ориентация педагогического действия на формирование "человека культуры" должна ввести в архитектуру педагогического пространства, по крайней мере два новых элемента.
Первый новый элемент - современные технические средства обучения, прежде всего, компьютер со всеми его приложениями. Персональный компьютер, включенный в компьютерную сеть, должен стать принадлежностью каждого стола ученика (и в школе, и дома). Это сразу потребует изменения архитектуры школьного помещения, так как современная классная комната не имеет места для технических средств обучения. Там есть место ученика, там есть место учителя, но нет места для компьютера, дискет, принтера, телевизора, видеомагнитофона, видеокамеры, синтезатора музыки и пр. Может быть, потому и не чувствуется необходимость в компьютерах в школе, что никто не видит пустующего места, на котором он должен стоять. Дело не только в том, что оснащение школы компьютерами сейчас наталкивается, и еще долго будет наталкиваться на финансовые трудности, но даже при наличии финансовых средств современное пространство школы не способно ассимилировать новые средства обучения. Здесь необходима в прямом смысле работа архитекторов и дизайнеров, которые бы ввели компьютер и технические средства в пространство школьного здания. Сейчас же пока компьютер вписан в структуру классно-урочного пространства и существует в школах как компьютерный класс-кабинет [1, с. 34].

Введение же компьютера и других технических средств в повседневный обиход школы изменяет сам процесс обучения. Компьютер заменяет учителя-предметника в его роли транслятора информации. Необходимость передачи знания-информации в современной школе не отпадает, более того возникает необходимость интенсификации этого процесса. Новые технологии обучения, основанные на применении компьютера, использовании информации на лазерных дисках, информации в сетях и т.д. позволяют во много раз интенсифицировать процесс овладения учебной информацией. Причем разноплановая информация, получаемая благодаря компьютеру, не оставляет, как известно, реципиента (получателя) пассивным, а вовлекает его в работу по ее обработке, компоновке, установлению связей и т.п. В результате подобной работы в сознании ученика неизбежно возникают вопросы, обсуждение которых и должен организовать учитель, а, возможно, одновременно и ряд учителей, специалистов по разным отраслям знания. Тогда урок, а точнее квази-урок, так как он не будет ограничен одним предметным содержанием, превращается в диалог ученика и учителя, диалог учащихся и учителей друг с другом. Таким образом, исчезает асимметрия педагогической коммуникации, ибо в диалоге все стороны равноправны, и исчезает однопредметность урока. Одновременно сохраняется, хотя и резко изменяется, функция учителя-предметника, который теперь должен работать не с учащимися непосредственно, а с тем предметом, той дисциплиной, которой он владеет, разрабатывая обучающие программы для компьютера, подбирая соответствующие материалы для мультимедиа и т.д.

Культура должна быть не только тем ведомством, с которым официально соседствует образование в планах и бюджетах государства - "культура и образование", культура должна войти в плоть и кровь самого образования, определив его структуру, логику действия учителя и стратегию организации всем образовательным процессом.

Литература: 1. Конев В.А. Человек в мире культуры // Человек, культура, образование // Пособие по спецкурсу.-Самара: Самарский университет,1999 2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. – М. 2005 г.

Основные термины (генерируются автоматически): образование, компьютер, молодежная культура, современная культура, культура, человек культуры, культурный человек, молодое поколение, социологический опрос, техническое средство обучения.

Читайте также: