Село ыб республика коми сообщение

Обновлено: 25.06.2024

По документам Ыб известен с конца 16 века, но против сухих фактов, как это часто бывает, выступают легенды.

Одна из них гласит, что ещё в конце 14 века, сюда п ришёл христианский проповедник в землях коми святой Стефан Пермский. Однако жители его не приняли: не дали лодке причалить к берегу, а самого миссионера закидали камнями.

Стефан очень обиделся: прозвал местечко " худой деревней" , а население "худым". Посевам пожелал засохнуть, деревне - всегда остаться маленькой, а сельским мужчинам так вообще предрёк смерть. Не буду вдаваться в глубины философии, является ли такое проклятие христианским поступком, судить не мне, но прозвучало сурово.

Опять же, не знаю, совпадение или нет, но с особенностями "ыбского гостеприимства" столкнулись и мы. Было не очень приятно. Расскажу ниже, а сейчас - что же вообще из себя представляет Ыб.

Сейчас село Ыб - это не просто одно село, а куст деревень. По сути это "матрёшка": в составе более крупной деревни есть более мелкие. Последние в свою очередь красиво именуются местечками.

Опять интересно: местечки есть в Польше, а в украинском "мiсто" означает "город". То есть слово "местечко" явно для угро-финского региона, которым является Коми, не родное. Интересно, кто и когда его сюда принёс, да так, что оно прижилось? Лично для меня загадка.

Как раз второе название Степановки - "Худая деревня, Худой-грезд" . Якобы тут и случился "худой приём" Стефана Пермского местным населением.

Через 500 лет же, в знак покаяния, местные жители отслужили на холме молебен и поставили деревянную часовню в честь Стефана Пермского. Деревня с того момента поменяла своё название и стала Степановкой .

Мы проехали по части Ыба. Уже приехав домой и читая про село, я нашёл в сети массу достопримечательностей, о которых нам гид ни слова почему-то не сказала.

В Ыбе, оказывается, можно посмотреть и музей, и городища, и отложения юрского периода, и лиственницу 3 метра в обхвате, и некое Можжевеловое озеро.

Нам же показали только несколько домов, одну часовню (хотя их больше и они в разных местечках ), один источник (правда сказали, что их тут чуть ли не 200), бегло и снаружи местный ДК с библиотекой, заросшие виды на реку Сысолу.

Музей нет - вроде бы как смотрительница в отпуске, но почему нельзя было просто его открыть, хотя бы без экскурсии показать, не знаю. Не думаю, что найти ключ от музея в селе является сложностью.

У храма почему-то остановиться вообще не предложили, а в местный монастырь привезли только постоять у ворот. Причина звучала как "там никого не принимают" .

Может в крови у жителей Ыба ещё со времён Стефана Пермского быть не очень радостным гостям, может что ещё.

Ещё в Этнопарке (о нём ниже) про нас забыли: был уже вечер и видимо сопровождающие очень хотели домой. "Отбарабанив программу", они бросили нас на самих себя, даже не сказав, куда идти на ужин и где его вообще искать. Спросить что-то можно было лишь у девушки на ресепшене гостиницы, но та отвечала довольно нервно и отбивалась словами "как мне сказали, так я и делаю", "другого ничего не знаю", "это не ко мне".

В итоге, где-то через полчаса, ужин нас всё же нашёл (для его выдачи кому-то пришлось везти в кафе уже ушедшего домой работника питания, а сначала это предлагали сделать нам самим и на своей машине).

На утро перед нами извинились, но осадочек лично у меня остался. Если вам не нужны туристы - так и говорите, прямо.

В итоге Серафимовский женский монастырь (он возник уже в наше время) удалось увидеть только так. Дальше пройти не было предложено, хотя никаких запрещающих табличек лично я не заметил.

RKitog.jpg

888.jpg

NBitog.jpg


Nazitog.jpg


IV—V вв. н. э.

В конце IV—V вв. н. э. началось вторжение кочевников гуннского племени. В результате жители были вынуждены укрепить своё поселение. Так образовалось Чудьское городище. Чудями называли язычников, мифических богатырей.

Стало известно, что на Кармыльке было два городища. И их жители, чтобы показать свою удаль молодецкую, перекидывали свои палицы с одного городища в другое. Жилищами чудям служили землянки, крыша которых держалась на четырёх столбах.

Утверждают, что иногда оттуда, из глубины земли, слышны стоны и крики, а в полночь на дороге рядом с Кармыльком глохнут моторы машин и выключаются фары.

XIV век

Христианизация Коми края началась с миссионерской деятельности устюжского монаха Стефана, прозванного потом Пермским.

В 1383 г. была образована Пермская епархия, первым епископом которой был поставлен Стефан.

Из известных крупных коми поселений на Сысоле в это время была Вотча (упоминается в 1384).

С тех пор будто бы никогда не было урожая в Худой-грезде. Более того, Стефан предрек, что деревня будет всегда очень маленькой, а мужчины вымрут. (по мнению ыбских краеведов, все мужчины Худой-грезда были потом пришлыми).

Через 500 лет в знак покаяния местные жители принесли крестным ходом из села Вотча икону святителя Стефана, отслужили на холме Кубримыльк (Чойпон) молебен и в один день, 8 мая 1896 года, поставили здесь деревянную церковь в честь Крестителя Зырян. Позднее она стала считаться часовней во имя свт. Епископа Великопермского.

С этого времени крестные ходы с чудотворной иконой стали традиционными, а деревня же с того момента поменяла свое название, сегодня ее именуют Степановкой.

XVI век — XIX век

В погосте Иб Меньшой (современный Мыргаиб) и в деревнях Большое поле, Шульгина, Федотовская имелось 16 крестьянских дворов — Ивашко Василия по прозвищу Паздейко, Ондрюшки Иванова, Конанко Вахромеева, Сеньки Поротого, Петруши Болохня Иванова и др.

В 1646 году обитатели носили фамилии Букарин, Рушник (Рушким), Климов, Баженов, Белоголов, Порсев, Худэй, Колетов, Чиримов, Холопов, Муравьев, Шошин, Чабанов, Жданов, Никонов, Сучилов, Тулышев, Хабаров, Маегов, Патов, Бусов, Куканев, Томилов, Ульныров, Некрасов, Порогов, Бакланов.

«Тут мы видели нерадение зырянское и в самом сенокосе, которые по берегам сысольским рассеяны были, и сбирали сено по копенкам, ибо в труде они себе ставили от мелкого лесу очистить свои покосы; но лучше желали несколько верст далее отъехать, чтоб скосить и собрать копенку сена, нежели вырубить и очистить тонкие лозы.

По отдаленности их сенокоса часто они живут долгое время на полях и, чтобы сыскать себе пищу, большее время утра и вечеров препровождают в ужении рыбы. Где был сенокос, тут приметою был мужик, сидящий на берегу с удочкой, чтобы пожирнее поужинать.

За 1825-1835 годы была построена каменная Вознесенская церковь по проекту ключаря Софийского собора г. Вологды иерея П. Иконникова с тремя престолами — Вознесения, Ильи Пророка и Святого Николая-Чудотворца.

(После революции колокол пропал. Одни говорят, что он утонул, когда его перевозили через Сысолу, или его специально утопили до лучших времен, также как и колокол с пажгинской церкви и который до сих пор лежит на дне Сысолы на пятиметровой глубине.)

В 1858 году открылось училище, в 1860 году его перевели в село Выльгорт.

В 1874 году открылось земское училище, а женское земское спустя 23 года (в 1897) приняло первых учеников.

XX век

  • В 1900 году открылась библиотека.
  • В 1904 году здесь имелся фельдшерский пункт.
  • В 1916 году в погостах Вознесенском (Иб), Чулибском и деревнях было 765 дворов, 3493 чел. Тогда же число православных прихожан в Ыбе (из отчетной ведомости Вознесенской церкви) составляло 2164 мужчин и 2334 женщины. Из них 12 человек относилось к духовному ведомству, 36 человек — к военному ведомству, 17 человек являлись разночицами, остальные были государственными крестьянами.


Состав

Село Ыб, д.Мальцевгрезд, д.Каргорт, д.Березник, д.Захарово

Глава СП "Ыб"

Возраст села

Национальный состав

Численность населения

1067 чел.- постоянное население и еще столько же дачников

Почетные жители села

Артеева Нина Михайловна,

Осипова Мария Егоровна,

Лоскутова Раиса Алексеевна,

Потолицына Нина Пантелеевна,

Патова Нина Егоровна.

Достопримечательности

Храмы, Серафимовский женский монастырь,

Финно-угорского этнокультурного парк

Самые значимые и
интересные факты о селе

1825 год-начало возведения Вознесенской церкви,

1847 год –открыта первая школа в Ыбе,

1900 год – открыта первая библиотека,

1904 год – открыт фельдшерский пункт,

1934 год – было 10 колхозов,

1951 год – построена первая электростанция в селе,

1953 год – строительство Дома Культуры,

1960 год – колхозы вошли в состав совхоза,

1975 год – воздвигнут обелиск в честь погибших земляков в ВОВ,

1986 год – открыт Ыбский историко-краеведческий музей,

1996 год- начало строительства Серафимовского женского монастыря,

2011 год- открыт Финно-угорский этнокультурный парк.

На какой реке стоит село?

Виды отдыха в селе

Сбор грибов и ягод

Экскурсии по Святым местам

Зимние виды спорта

Фауна

Судак, язь, щука, налим, окунь, лещ, стерлядь…

Автобус: Сыктывкар- Ясног : 6час.30 мин,

Ближайшие крупные
населенные пункты и
расстояние до них

Ыб – одно из самых популярных сел на Северо-Западе.

Ыб – одно из самых популярных сел на Северо-Западе.

Чудесное село

Ыб – одно из самых популярных сел на Северо-Западе.

Скрывать не будем – много чудес есть в Ыбе, ни одна экскурсия не способна охватить их все. Что-то местные жители скрывают намеренно, к чему-то привыкли и не воспринимают как чудо.

Все началось с Каргорта

Каргортская возвышенность – над излучиной реки. С нее открывается изумительной красоты вид. Здесь каждый хочет остановиться, полюбоваться рекой, бескрайней тайгой, высоким голубым небом. А весной подключается еще и обоняние – цветет черемуха в палисадниках, запах проникает из пармы, далеко-далеко можно рассмотреть белые ряды деревьев вдоль ручьев и речушек.

Историки, археологи, палеонтологи изучили всю подноготную этого места. Когда-то здесь было Сосновое городище, на другом берегу реки был найден на останце боровой террасы археологический памятник. Шойнаягское поселение – первый памятник бассейна реки Сысола, где выделены культурные остатки всех трех этапов раннего железного века – ананьинского, гляденовского и ванвиздинского. Это ли не чудо?

Лечебный белемнит

Примерно 170 миллионов лет назад на территории современного Ыба плескалось Сысольское море. В юрский период его населяли химеры и древние рептилии – ихтиозавры и плезиозавры. Неудивительно, что эти места привлекают палеонтологов многочисленными находками останков морской фауны: белемнитов, зубных пластин химер и костей морских рептилий.

Ыб – одно из самых популярных сел на Северо-Западе.

Лакомые находки обнаруживались тут эпизодически. Так, кость ихтиозавра обнаружил в районе нынешней Ухты известный геолог, академик Феодосий Чернышев, искавший здесь когда-то месторождения нефти. Несколько лет назад в районе села Ыб палеонтолог Института геологии Коми научного центра Павел Безносов откопал осколки позвонка ихтиозавра. Краевед из Визинги Михаил Казанцев в ручье возле дома нашел второй такой позвонок. И вот юный натуралист Ваня Черепанов обнаружил напоминающий хоккейную шайбу позвонок крупного ихтиозавра. Это и стало сигналом к более глубоким исследованиям и, как следствие, наделению части села статусом особо охраняемой территории. По идее тут нельзя вести никакую хозяйственную деятельность – копать, ловить, добывать. Но копать тут местным жителям нечего, а вот ловить… Когда-то в Сысоле попадалась даже стерлядь, нынешняя же добыча рыбаков – плотва, язь да щука. Ловили они испокон веков на дедовых местах, и сегодня по-прежнему излюбленные рыбачьи места заняты. Только вот с берега их не увидишь: от туристских глаз они скрыты крутым обрывом, поросшим ельником.

Что касается белемнитов, есть у них своя, всем известная в Ыбе тайна – отнюдь не палеонтологическая. Бедствие северных краев – борщевик Сосновского. В солнечную пору он оставляет на коже человека страшные химические ожоги. Они долго не заживают и дают о себе знать всю жизнь. Но стоит посыпать их белемнитовым порошком – ожоги проходят в три раза быстрее. И без последствий – уверяют местные знатоки.

Туристическая мекка

– Село строится, дома многих отличаются продуманностью и красотой. Село становится год от года краше – к данной природой красоте добавляются ухоженные удивительные огороды и палисадники, – говорит она. – На пеших экскурсиях эти места вызывают восхищение, желание остановиться – сфотографироваться, полюбоваться, унести с собой часть увиденного в памяти и на флэшке.

Легендарные чудеса

Еще одно чудо: множество легенд собрано вокруг событий, исцелений, полученных от местных святых источников. Скептики изрекают, что проверить все эти легенды невозможно.

– А надо ли? – задает риторический вопрос Светлана. – Без баек и быличек, легенд и мифов наша жизнь была бы слишком пресной.

– Большинство туристов охотно слушают ыбские легенды и посещают места, связанные с легендарными чудесами. Любому из нас хочется верить в сказку. И это неоспоримо. Поэтому наличие в сравнительно небольшом по мегаполисным меркам селе четырех храмов и нескольких часовен, как древних, восстановленных, так и вновь построенных, иначе как к чуду, я тоже не могу отнести, – признается экскурсовод.

Ыб – одно из самых популярных сел на Северо-Западе.

Для нее самой самым любимым местом является маленькая и уютная деревня Эжавыв, расположенная на одном из холмов. По первым письменным источникам 1586 года, Ыб Меньшой, Мальцевгрезд. Название деревни тоже чудо-легенда. Одна версия – большая часть жителей носят фамилию Мальцевы, по другой – названа в честь георгиевского кавалера по фамилии Мальцев.

– Кипела жизнь и наших предков: трудились, растили детей, рыбачили – рядом Сысола и озеро Вад. Проводились ярмарки. В лесу собирали дары природы. В советский период получали богатый урожай, в каждом доме держали корову. На лугах паслись овцы. Совсем недавно были лошадки. На полях рокотали тракторы, везде стояли стога. И я верю, что все возродится. Потому что главное чудо – это люди, жившие и живущие здесь, и те, кто выбрал на летний период это место. В преимущественном большинстве они трудолюбивые, спокойные, предприимчивые, украшающие эту суровую северную землю.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: