Сообщение о значении коня в быту и культуре славян

Обновлено: 18.05.2024

Для славян невозможна была жизнь без коня. Лошадь отождествлялась с солнцем, в некоторых регионах ей поклонялись, но в то же время она оставалась важнейшей рабочей силой. Она сопровождала человека не только в работе. Катания на санях, свадебные процессии, масленичные гуляния, когда рядились сами и коней своих рядили, – везде было место лошади. Конь был незаменим и в битве.

Успех военной кампании можно было предсказать, проведя коня меж копий, воткнутых в землю. Если не споткнётся – будет победа, а споткнётся – поражение неминуемо. Вера в то, что лошадь способна предсказывать будущее, нашла своё отражение в культуре. Образ лошади как помощника или волшебного средства, позволяющего герою добыть, победить, доставить, фигурирует во многих сказках. Конь нередко предупреждает молодца о грозящей опасности, спасает его, переносит в тридесятое царство.

Не обойтись было без лошадей, когда человек хотел увидеть домового (хотя удалось ли это кому-нибудь – история умалчивает). Для этого необходимо было в Пасхальную ночь надеть на себя хомут. Мало того, требовалось, зная тех лошадей, которых домовой больше любит, находиться между ними в подобном обмундировании всю ночь. Но даже когда все условия выполнялись, могли возникнуть осложнения. В том случае, если домовой заприметит любопытного наблюдателя с хомутом на шее ночью в конюшне, он может сделать так, что кони начнут отбивать задом.

А вот 18 августа, в день Фрола и Лавра, о лошадях заботились и того больше. Фрол и Лавр жили в Византии во II веке. Братья издавна почитались как покровители скота. Новгородские предания повествуют о чудесном прекращении мора среди лошадей - случилось чудо, когда были открыты мощи братьев. Другая легенда гласит, что управлять лошадьми Фрола и Лавра обучил не кто иной, как сам архангел Михаил.

Лошадь сопровождала человека до самого конца жизни. Лошадей и конскую амуницию нередко использовали в погребальных обрядах. Во многих захоронениях находят элементы упряжи и останки животных.

Интересно истолкование сновидений, в которых является конь: ехать верхом – благоприятный знак. На белой лошади – преуспеть в отношениях, на чёрной – в делах, на гнедой – получить желаемое. Если у вас с лошадью во сне возникнут сложности (придётся её чистить или сидеть на брыкающемся коне) – всё равно к успеху, только через тернии. Сбыть с рук клячу, оставив себе славного скакуна - тоже к успеху. Что характерно: видеть, как запрягают лошадь – потерять любимую, а если лошадь приснилась уже посёдланной – вам непременно достанется хорошая жена. Вот такая вот аллегория, господа!

Сегодня от сакрального статуса лошади остались воспоминания. Теперь в бой везут танки, за город - машины, будущее предсказывают sms-гороскопы, а вместо черепа от нечистой силы – сигнализация от взломщиков… Но самой главной своей роли лошадь не утратит никогда – она всегда будет восхищать своей силой, грацией и красотой, оставаясь верным другом человеку.

Мифологические животные славян, тотемы русских животных

Конь в славянской культуре!

Коня сложно назвать тотемным животным славян. Но говорить о том что конь не играл большой роли в жизни и традиции славян не приходится. Конь был особенно почитаемым животным у славян. В первую очередь конь — основное солярное животное славян. Если искать аналога, покровителя или бога в ком максимально воплотилась животная сущность коня это Даждьбог! Даждьбог — солярное божество и недаром у него символ — стилезованнй конь.

В народных представлениях конь, а точнее колесница несёт солнце по небосводу, а ночью уточка в своём клюве тащит солнечный диск к рассвету где снова запряжены конь.

Сущность коня как мифологического персонажа связана и с оккультными практиками. Например, жрецы храма Свентовита, гадали на белом коне. Животное должно было с завязанными глазами перешагнуть через пучок стрел. если конь перешагивал правым копытом. значит быть победе!

Конь в славянской мифологии связан ещё и с погребальными обрядами. Считается что если он запряжен в колесницу с солнечным диском, то и покойничка везли на санях к месту кремирования. так как считалось что прах обязательно попадёт на солнечную колесницу, которая доставит умершего прямо к богам!

Кроме всего прочего конь использовался в военном ремесле и считался всегда верным помощником и другом витязя. А в быту конь был незаменимым работником. Поэтому можно смело говорить о том что природная универсальность этого животного делает его настолько мощным символом славянства!

Ещё факт того что подкова является символом удачи и благополучия является доказательством того что конь был священным животным.

Особенно почитали славяне белых коней или рыжих. Один символизировал свет и светлые силы, второй символизировал солнце.

Магазин Славянских Оберегов "ВЕЛЕС"

Магазин Славянских Оберегов "ВЕЛЕС"

Магазин Славянских Оберегов "ВЕЛЕС" запись закреплена

• РОЛЬ КОНЯ В ЖИЗНИ И ПОВЕРЬЯХ ДРЕВНИХ СЛАВЯН •

Конь в быту и в культуре славян, в их представлениях о мире занимал особое положение. Вспомним вещего коня-помощника, предчувствующего судьбу хозяина и всячески помогающего ему в большинстве былин. Так, образ Конька-Горбунка происходит из этих славянских былин и сказок.

Конская упряжь также имела большое значение в воинской символике той далекой эпохи.
С ней был связан целый ряд ритуалов и правил. Кони и конская упряжь — постоянные спутники захоронения воинов дохристианской эпохи. В славянских курганах археологи находили как отдельные фрагменты конской сбруи, так и полные комплекты, зачастую богато украшенные. Среди таких находок попадались и наузы, в которых над кистями были завязаны маленькие обереги — бусины, знаки солнца, миниатюрные изображения оружия.

Безусловно, всем известен обычай прибивать подкову над дверью своего дома — здесь опять-таки прослеживается вера в добрые силы, связанные с конем, которые принесут в дом удачу и счастье, оберегут его от злых напастей и лихих людей.

Известной символической парой в мифологии стали конь и змея, где конь олицетворял доброе начало, а змея — злое. Отсюда во многих змееборческих сюжетах появляется конь, попирающий змею. Эту же символическую пару мы видим и в легенде о вещем Олеге, князе, которому было предсказано, что он погибнет от своего верного коня. Такая смерть для воина была страшна, и Олег отпустил своего коня пастись на воле, чтобы избежать своей участи. Через несколько лет вещий Олег погиб от укуса змеи, прятавшейся в черепе своего умершего коня.

Культ коня восходит к глубокой древности — к эпохе появления древних праславянских народов, которые, как и предки других европейских народов, переселялись из азиатских областей, вероятно, с территории современной Индии. В индийской мифологии мы находим конское божество — победоносного коня Дадхикру, который, в свою очередь, восходит к еще более ранним солнечным божествам.


Финно-угорское племя меря, проживавшее на территории Центральной России и Костромского Поволжья, существенным образом повлияло на формирование русской культуры, и в том числе культуры локальной, сосредоточенной на данных территориях. Религиозные представления меря опирались на языческие мифологемы финноугорского мира.

В культуре меря присутствуют стойкие тотемические представления: встречаются зооморфные фигурки – обереги, зооморфные изображения и символы (конь, водоплавающие птицы, змея, медведь). Остановимся на культе коня, который постепенно вытеснил культ водоплавающей птицы, сам же он вырос из культа лося-оленя. Культ коня опирается на мифологические представления о небесной лосихе, наиболее древнем персонаже. В мифологии финно-угров конь – это священное животное солнца, поэтому он часто изображается вместе с солярными знаками. У народа манси был записан миф о том, как на Земле, оказавшейся во власти сыновей Нуми-Торума, начались великие распри.


По археологическим материалам, оформление культа коня у финских племен относится к более позднему времени, чем других анималистических культов. Конские фигурки найдены во многих могильниках первой половины I тыс. н. э.: Воробьевском, Айшинском, Вичмарском, Атамановы кости [3] . Культ коня возник в эпоху производящего хозяйства, когда возросло хозяйственное значение коневодства у скотоводческо-земледельческих племен лесной зоны.



На территориях расселения Центральной Поволжской мери многочисленны археологические находки с изображением головы, фигуры коня, двуглавых коней. Одним из древнейших изображений коня на интересующей нас территории являются лошади на рукояти кинжала из Сейминского могильника. Оно восходит к эпохе бронзы. Стилизованные изображения лошадей известны и на глиняной посуде того времени. Известна костяная фигурка лошади и схематические изображения коней на глиняных грузиках, шарике, костяной пластине из дьяковских городищ [6] . В качестве личных оберегов-амулетов население меря использовало зооморфные подвески, в том числе и в виде изображения коня, иногда это были плоские литые подвески, прикреплявшиеся к одежде, час-то встречались шумящие височные подвески в виде коня с прикрепленными на колечках копытцами. Древнейшие находки такого рода найдены в погребальных могильниках у с.Съезжего Богатовского р-на Куйбышевской обл. (III тыс. до н.э.). Здесь обнаружены скульптурные подвески из рога и кости, изображающие коней и быков со сквозными отверстиями для подвешивания. В одной фигурке можно увидеть реалистическое изображение дикой лошади с короткой стоячей гривой, толстыми ногами, вислым задом. Другая, более схематичная подвеска, представляет собой двухголового коня [7] .



Не случайно, в металлической пластике Поволжья изображения коня к концу I тыс. н.э. начинают доминировать, оттесняя птицевидные подвески на второй план.

В курганах Красносельского района Костромской области, в том числе Дурасовского городища, расположенных на территории поселения мери, в ходе раскопок, проведенных Ф.Д.Нефедовым в 1899 г., обнаружены изготовленные из бронзы и серебра в технике литья фигурки с изображением коня: шумящая подвеска в виде коня с гривой – на колечках подвешены копыта с геометрическим орнаментом; плоская подвеска в виде коня с отверстиями для подвешивания; плоская подвеска в виде двуглавого коня (кони смотрят в разные стороны). Данные предметы в настоящее время находятся в экспозиции Красносельского музея ювелирного и народно-прикладного искусства. Коллекция принадлежит Костромскому государственному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику. Парные конские фигурки позднее встречаются на конских гребнях. В Костромской области на деревянных ковшах изображается композиция из парных конских головок, стилистически напоминающих металлические изображения. Эта композиция воспроизводится и на орнаменте вышивок на женских рубахах Ветлужской мари, культура которых особенно близка культуре соседней мери [10] . Археологом П.Н.Травкиным описывается гребень с изображением небесных коней. Это гребень с мерянского Микшинского селища близ г.Иваново. А также приводится пример символа Верхнего мира, изображавшего фигуру коня-оленя на плесских пряслицах. По его мнению, конь, лось, олень в раннесредневековых малых городах уже не разделялись, как в предшествующих финских поселениях. Пряслица найдена в Алабужском городище [11] .


В коллекции изразцов Московского государственного объединенного художественного историкоархи-тектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника Коломенское, расположенного на территории центральной мери около с.Дьяково (место зарождения дьяковской культуры), встречается изразец муравлен (глина зеленая и глазурь, формовка), московское производство XVII в. из декора церкви Святой Троицы в Костроме с изображением коня, парных коней, всадников на коне [13] . В коллекции народной вышивки Тверской земли XVIII–XIX вв. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника находится достаточно большое количество предметов, повествующих об архаических ритуальных обрядах и культах.




Библиографический список

Источник: Рябининские чтения – 2011. Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 565 с.

Автор: Шарабарина Софья Геннадьевна. Костромской государственный технологический университет кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма

Читайте также: