Сообщение на тему духовная поэзия

Обновлено: 04.07.2024

«Доколе свободная воля людей

лишь себе внемлет, пребудет рабой;

когда же Богу предаст себя,

поистине станет свободной вполне,

господство бо Господа благо есть.

«Как скоро человекоубийца – Отец Лжи

и тогда, когда добрым представляет себя,

должно уразуметь нам, что Бог

и тогда Всеблагий, когда подает зло,

да скорбями ко блаженству нас приведет.

(Перевод С. Аверинцева)

«Не содрогнется ли слышащий,

не ужаснется ли видящий –

Иисуса на погибель лобызаема,

Христа на руганье предаваема,

Бога на терзанье увлекаема?

Как земли снесли дерзновение,

Как воды стерпели преступление,

как море гнев сдержало,

как небо на землю не пало,

как мира строение устояло,

видя преданного, и проданного,

и погубленного Господа крепкого?

Милостив, милостив, милостив

Буди нам, о все Объемлющий

(Перевод С. Аверинцева)

“Не видал я меж смертных бесскорбного,

ибо мира превратно кружение:

кто вчера возносился гордынею,

того зрю с высоты низвергаемым;

богатевший с сумою скитается,

роскошь знавший нуждою терзается;

вы одни остаетесь свободными,

кто свой дух покорил песнопению:

Над убогим богатый ругается,

Пожирает его достояние;

Слезы пахарю, прибыль владетелю,

Труд сему, и роскошества оному;

Потом многим бедняк обливается,

Чтобы все отнялось и развеялось!

Плод же ваших трудов нерушимою

Запечатан Христовой печатию:

Се, безбрачным надежд отсечение,

В браке ж сущим забот изобилие;

Се, бесчадный терзаем печалию,

Многочадный снедаем тревогою;

Эти многим томимы томлением,

Тем же плач предлежит о бездетности;

Вы одни посмеетесь сим горестям,

Ибо ваша услада небренная –

(перевод С. Аверинцева)

Художественное совершенство кондака – в зависимости от логически продуманной композиции. Сначала (стихи 1-6) выявляется общий характер разных мирских ситуаций: богатый и бедный, женатый и одинокий, многодетный и бездетный – все одинаково несчастны, так как подвержены тревоге, суете и непостоянству судьбы. Монах, идеальная личность во Христе, вышел за пределы мирской системы. Каждое его усилие – накопление богатств души.

«Бога невместимого вместилище,

«девство и рождество

«во чреве носившая

Рефрен: «Радуйся, Невеста

Итак, Богородица – чудо, которое нельзя до конца постичь разумом. Лишь поэтическая образность, снимающая логические оппозиции, помогает приблизиться к нему. Здесь удивление, благоговение и благодарность оказываются вместе.

«Тою порой Иисус, череду неизбежных свершений

В сердце своем обнимал и зная, чему оставалось

Сбыться, конец торопя, промолвил толпе предстоявшей:

Полная уксусом горьким; и некто с неистовым духом,

Губку, возросшую в бездне морской, в непостижной пучине,

Взял и мучительной влагой обильно насытил, а после

На острие тростника укрепил и приподнял высоко;

Так он к устам государя приблизил смертельную горечь,

Прямо пред ликом его на шесте длиннотенном колебля

В воздухе губку высоко и влагу в уста изливая,

Вместо живительных вод и гортань горчайшую влагу;

ЖИТИЯ СВЯТЫХ (АГИОГРАФИЯ)

Далее следует творчество верующих, начавшееся на стадии памяти и активизирующееся после создания письменного текста. Верующий не согласится с тем, что святой является литературным героем. О какой литературности может идти речь, если в ежедневных молитвах общение со святыми предполагает их ответ на призывы, доносящиеся с земли?! Для филолога не так уж и важно, какова степень объективности снов и видений, а также практических чудес (например, выздоровление в ответ на молитву). Главное в том, что для воспринимающего сознания все эти события – высшая объективность. Важно также, что общение верующего со святым напоминает процесс художественного творчества, когда фантазия приходит в тесное взаимодействие с окружающим миром, производя образы.

Христос – Сын Бога, но рождается в бедной семье. Он – Царь Небесный, но многие годы остается неизвестным плотником, а потом окружает себя рыбаками и блудницами, мытарями и бесноватыми, опускается на социальный низ, идет на позорную казнь. Богочеловек, соединивший небо и землю, умирает на кресте – изгнанный, оплеванный, униженный. В житийных текстах такого Христа представляют юродивые.

Христос лечит, воскрешает – появляются жития врачей-бессеребренников. Он основывает Церковь, руководит ей – святые епископы сохраняют образ правящего Спасителя.

Нельзя утверждать, что сюжетная схема Евангелия присутствует во всех агиографических текстах. В них нет речи о непорочном зачатии, о воскресении главного героя, о преображении на вершине горы. Значительно скромнее роль учительного слова. Святого прежде всего представляют дела, а не речи. Евангелие и житие сближает типология состояний: учительство и юродство, целительство и противоборство, одиночество и сыновство, мученичество и бессмертие.

ИСПОВЕДЬ (ДУХОВНАЯ АВТОБИОГРАФИЯ)/

Исповедь – церковное таинство: христианин, зная, что человек грешен в делах, словах и помышлениях, приходит к священнику, представляющему Иисуса Христа, рассказывает ему о своих ошибках, кается в них, получает наставление и прощение от Бога через его служителя. Исповедь, на которую средневековые монахи являлись очень часто, а миряне – несколько раз в год, показывает психологический характер новозаветной религии: душа – главное пространство жизни, ее необходимо очищать от скапливающейся грязи. Познание самого себя, борьба за свободу от зла и честное раскаяние становятся для исповедующегося привычным делом.

Возможно, именно поэтому исповедальный жанр отсутствует в Византии. Жития святых – мифологизированная биография, и святой здесь – объект прославления, а не повествующее лицо. Духовная поэзия – молитвенный, покаянный опыт, но опыт обобщенный, исключающий явное, событийное присутствие автора в стихах. Аскетические тексты учат преодолению страстей, готовят к исповеди, но пишущие монахи не стремятся изложить сюжет своей жизни. Восточнохристианские писатели как бы растворяются в изображаемом. Они не рискуют сделать личную жизнь примером, предпочитая высоко отзываться о других праведниках и молчать о себе.

Свое религиозно-литературное покаяние Августин начинает с размышлений о младенческих годах, полемизируя с теми, кто считает детей совершенно невинными:

Серьезно заболев в детстве, Августин был близок к крещению по инициативе матери-христианки (отец был язычником), но выздоровел и надолго остался некрещеным:

Чем яснее автору присутствие Бога в судьбе человека, тем сильнее нападает он на языческие традиции, особенно, на систему воспитания и образования:

Читатель слышит покаяние в детской лжи, в бесполезной краже груш (”хотел насладиться грехом”), в похоти, которая делает юность очень опасным возрастом:

- «Я еще не любил и любил любить и в тайной нужде своей ненавидел себя за то, что еще не так нуждаюсь. Я искал, что бы мне полюбить, любя любовь: я ненавидел спокойствие и дорогу без ловушек”.

Встреча с епископом Амвросием показала философскую силу новой религии. Августин начал склоняться к православному учению, но страсти крепко держали его:

Все еще хотелось богатства, почестей, брачной жизни. Мира не было, душа сильно страдала:

Философу и богослову нельзя иметь семью, лишавшую положения независимого мудреца, и Элоиза, даже родив ребенка и испытывая гнев дяди, отказывалась стеснять возлюбленного. Их брак был тайным, отрицаемым перед людьми. Свирепый дядя Элоизы не простил позора и устроил оскопление Абеляра:

Монахиней стала и Элоиза. Изуродованный любовник вновь – учитель, беды нарастают. Его обвиняют в ереси (самая тяжкая вина в Средние века), без особых доказательств сжигают трактат о Троице, ссылают автора в монастырь. Врагов – еще больше, возмущение Абеляра – громче. Должность настоятеля не сделала его счастливее: у формально подчиненных ему монахов есть наложницы и дети, нет никакой возможности заставить соблюдать устав:

Несколько раз Абеляра пытались отравить, однажды влили яд в чашу причастия. Кощунство, как и убийство, в этом мире никого не останавливает. Завершается повествование призывом к терпению, но все, сказанное ранее, не слишком этому способствует.


Духовная поэзия русских поэтов – сочетание размышлений на вечные темы и высокого художественного мастерства. А еще сочетание образов, известных и близких каждому православному человеку. Самая высшая красота – это религиозное чувство.

Не найдется поэта, который не обращался бы к религиозной тематике. В юности или в старости, напившись счастья или устав от горя, люди ищут смысл бытия и ответы на вечные вопросы.

Благодаря поэзии мы глубже почувствуем полноту жизни с радостями и скорбями. Действуя возвышающе, она роднит нас с миром вечной красоты, в котором царствуют непреходящая правда и чистая любовь.

Поэт делается пророком, который показывает вершину созерцания, изрекает глубины знаний и чувств. Русский поэт Василий Жуковский когда-то называл поэзию земной сестрой небесной религии, светлым маяком, зажженным Самим Создателем, чтобы во тьме житейских бурь нам не сбиться с пути.

Безусловно, во время своего зарождения русская духовная лирика по сути была религиозной.

Симеон Полоцкий (1629–1680 гг.)


Симеон Полоцкий – выдающийся деятель славянской культуры XVII века. Начитанный и энергичный, изучивший философские науки, развил русское просвещение.

Изучив ряд наук, простой монах Полоцкий отмечен как педагог и воспитатель. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Марии Милославской: Ивана, Софьи и Фёдора. Основатель школы при Заиконоспасском монастыре, учитель Сильвестра Медведева. Добился успехов в поэзии и драматургии.

Так же его интересовали искусство, медицина, астрология и другое. Предпочёл быть приближенным царю и его семье вместо блестящей церковной карьеры.

Вирши Симеона, прославлявшие членов царской семьи, имели панегирический характер. Творчество носит черты литературы барокко с ее аллегориями, метафорами, языковыми заимствованиями.

Господа раби днесь благословите,

‎иже на дворех Онаго служите.

Во дворех дому Бога истиннаго,

‎во дворех дому, мир создавшаго.

В нощех в святая руки воздвизайте,

‎имя святое вси благословляйте.

Он от Сиона вы благословит,

‎иже вся творит.

Избранные сочинения / Симеон Полоцкий ; подгот. текста, ст. и коммент. И. П. Еремина. - СПб. : Наука, 2004. - 280 с. - (Литературные памятники).

Самым выдающимся продолжателем традиций Полоцкого стал Михаил Васильевич Ломоносов.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765 гг.)


Одна из главных особенностей Ломоносова-поэта заключается в том, что свой поэтический дар он поставил на службу государству, Отечеству. Этим он основал ещё одну важную традицию: с тех пор принято говорить о гражданском звучании русской поэзии.

Уже прекрасное светило

Простерло блеск свой по земли

И божие дела открыло:

Мой дух, с веселием внемли;

Чудяся ясным столь лучам,

Представь, каков зиждитель сам!

Стихотворения : анализ текста, основное содержание, сочинения / М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин ; [авт.-сост. Горелик Людмила Львовна]. - Москва : Дрофа, 2006. - 127, [1] с. : ил. - (Школьная программа).

Духовная тема находит продолжение в поэтических произведениях XIX века. Вильгельм Кюхельбекер и Федор Глинка являются приверженцами жанра исповедей и молитв. Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Федор Тютчев, Алексей Толстой и другие поэты духовную тему гармонично использовали во всех жанрах своего творчества.

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837 гг.)


Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист. Один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.

Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин рассматривается как основоположник современного русского литературного языка.

Темой духовности пронизано все его творчество, начиная с первых поэтических опытов, кончая произведениями зрелого периода. Для проявления духовности не обязательно быть религиозным человеком.

Пушкин восхищался красотой божьего мира. Даже в любовной лирике поэт благодарен Богу: он сотворил женщину, которая своей красотой возродила, возвратила ему веру:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Наслаждаясь красотой природы, поэт подчеркивает ее чудодейственное влияние: она одаривает человека живительными силами. Они обогащают чувствами свободолюбия, милосердия и любви. В этом духовность пушкинской поэзии.

Пушкин призывает наслаждаться каждым мгновением жизни: заблуждения и мучения исчезнут, и придет красота чистых дней в другом, божественном мире.

XIX век стал богат на имена талантливых поэтов, обогативших русскую поэзию стихами духовного содержания.

Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.)


Федор Тютчев принадлежит к наиболее глубоким представителям отечественной культуры, которых волновала в первую очередь тайна человека, как бы не видимые на поверхности текущего существования, но непреложные законы и основополагающие смыслы бытия как отдельной жизни, так и всей истории.

Россия и Славянский мир в творческом наследии Ф. И. Тютчева / [В. Н. Аношкина - д. филол. н., проф., засл. деят. науки РФ, Т. К. Батурова - д. филол. н., проф., Н. К. Жакова - к. филол. н., доц. и др.] ; под ред. д. филол. н. В. Н. Аношкиной. - Москва : П

Несмотря на бурные исторические события XX века, духовная лирика не сдала своих убеждений. Максимилиан Волошин, Михаил Кузмин, Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Сергей Есенин, Борис Пастернак – эти поэты в своей манере, отразили духовное состояние лирического героя беспокойного времени.

Александр Александрович Блок (1880–1921 гг.)


Александр Александрович Блок – русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик. Классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского символизма.

Тема духовности у Александра Блока опиралась на высокие нравственные правила жизни. Блок через религиозные образы воспевал свою Родину. Она была ему мила в любых одеяниях и состояниях: в царских одеждах и утопающая в грязи, в неудержном веселье и в глубокой тоске. В одном из стихов 1914 года поэт рассказал нам о нравственном падении человека, где слились в одно греховность и покаяние:

Грешить бесстыдно, непробудно,

Счет потерять ночам и дням,

И, с головой от хмеля трудной,

Пройти сторонкой в божий храм.

Но это покаяние человека неискренне. Такое раздвоение, по мнению поэта, привело страну к катастрофе. Главная тема творчества поэта – Россия. Духовная направленность его стихов о Родине напрашивается сама собой: в нее должна вернуться вера, которая возродит страну.

В настоящий сборник входят не только стихотворения А.Блока, но и его проза, публицистика и драматургия. Тексты снабжены подробными комментариями. Раздел "Материалы к уроку и сочинению" содержит систему вопросов и заданий для изучения произведений А.Блока на уроках и дома, а также список тем сочинений и вспомогательные материалы, на основе которых учащиеся могут создавать собственные работы.

На современном этапе развития литературы духовная поэзия – течение, объединяющее разных по эстетическому убеждению и этическому мировоззрению авторов. Появилось и новое веяние времени – поэты-священнослужители: о. Константин Кравцов, о. Сергий Круглов, о. Андрей Логвинов, о. Борис Трещанский, иеромонах Роман (Матюшин).

Иеромонах Роман (Матюшин) (род. 1954 г.)


Иеромонах Роман (Александр Матюшин) родился в 1954 году, в семье сельской учительницы.Учился в университете, преподавал в школе. В 1983 году принял монашеский постриг, в 1985 рукоположен во иеромонахи.

Имя иеромонаха Романа хорошо знакомо миллионам русских людей. Автор духовных стихов и песен, член Союза писателей России, простой русский инок, он давно стал родным и близким для многих ревнителей чистого святоотеческого Православия. Кассеты с записями его песен продаются в церквях по всей России. Их поют профессиональные певцы, хорошо известны они и за рубежом.

Духовная поэзия иеромонаха Романа Божественно прекрасна, как красива жизнь растений, насекомых, животных, жизнь человека, не противоречащего Замыслу Творца. В ней – Любовь к Истине, Красоте, Свободе…

В ней – боль за несовершенство человеческого мироздания, боль за судьбу многострадальной родной страны. В ней – и пророчество грядущих катастроф за отступление от Бога… Но все равно это поэзия – совершенно счастливого человека, идущего по своему избранному одинокому пути….

Ни слов, ни дум – всего лишен,

И не жалею об утрате:

Душе настолько хорошо,

Что не вмещает Благодати!

И Свет, и Жизнь – не умолчать!

На Красоту не насмотреться!

И хочется весь мир обнять

Своим помилованным сердцем!

Пою Богу моему : избранное / Иеромонах Роман (Матюшин). - Санкт-Петербург : Искусство России, 2010. - 271 с.

Те, кто внимательно вчитываются в русскую поэтическую классику, поражаются обильем в ней моральных и религиозных мотивов и сюжетов. Русские поэты, от великих до самых скромных, посвятили религиозным темам множество своих произведений. Стремление к Богу, ощущение духовного мира и божественных основ мироздания – характерны для русской поэзии.

Поскольку поэзия обладает чудесным свойством возвышать и облагораживать человека, потому что она проникает в душу. Духовная поэзия русских поэтов, к какой бы эпохе они не принадлежали, позволяет читателю расширять мировоззрение, обретать веру в красоту мира.

Всегда чего-нибудь нет,
Чего-нибудь слишком много,
На всё как бы есть ответ,
Но без последнего слога.


Стихотворные сочинения верующих авторов, присылаемые в редакции сайтов, газет и журналов, к сожалению, редко радуют красотой формы. Очень много слабых, незрелых, недоработанных строк, где не выдерживается ритм стиха, приблизительны (или вообще отсутствуют) рифмы, используются неграмотные выражения, надуманное глубокомыслие. В поэзии нельзя пренебрегать правилами жанра. Да и мелодичность и благозвучие стиха крайне важны для его содержания.

О вы, которые, восчувствовав отвагу,
Хватаете перо, мараете бумагу,
Тисненью предавать труды свои спеша,
Постойте! Наперёд узнайте, чем душа
У вас исполнена — прямым ли вдохновеньем,
Иль необузданным одним поползновеньем,
И чешется у вас рука по пустякам,
Иль вам не верят в долг, а деньги нужны вам.

Не часто к нам слетает вдохновенье,
И краткий миг в душе оно горит;
Но этот миг любимец муз ценит,
Как мученик — с землёю разлученье.
(Антон Дельвиг)

Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.

Русская Духовная Поэзия

Поэзия чарующе манит нас как своей приятной, музыкальной, ласкающей ухо формой, так и своим ярким, картинно-выраженным и вдохновляющим содержанием. Ее звуки, полные чудной музыки, отрешая от обыденной суеты, влекут нас в мир идеальной, небесной красоты. Благодаря поэзии мы можем глубже почувствовать полноту жизни с ее радостями и скорбями, которые необходимы для нашего внутреннего роста. Действуя возвышающим, облагораживающим образом на наше сердце, она роднит нас с миром нетленной красоты, в котором царствуют вечная правда и чистая любовь.

Самая высшая красота — это религиозное чувство. И когда поэзия воплощает это чувство, ее впечатление неотразимо. Поэт делается пророком, который показывает как бы озаренную солнцем вершину созерцания, изрекает глубины знаний и чувств. Поэтому прав В. А. Жуковский, когда называет поэзию земной сестрой небесной религии, светлым маяком, зажженным Самим Создателем, чтобы во тьме житейских бурь нам не сбиться с пути.

Многие пути ведут к Господу. Выбор любого из них — предоставлен Творцом нашей свободной воле. Отшельники Фиваиды и Синая устремлялись к Господу путем аскетизма, отрешения от земных соблазнов, путем подавления капризных желаний прихотливой плоти. Поэты шли к той же великой и святой цели другой дорогой. Они не отрешались от восхищения и преклонения перед красотами земной жизни, но видели в них не суетную мишуру, а проявление благости и творчества Всемогущего. Они умели видеть красоту добра и уродство зла. Они становились неутомимыми и самоотверженными искателями красоты в поэзии. Но красота окружающего нас материального мира для поэтов была лишь ступенью к созерцанию иной, потусторонней и духовной красоты.

А. С. Пушкин был убежден, что "служение музам" требует самоуглубления, которое "не терпит суеты," что поэт — это "сын неба," который рожден

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Только те поэты, чье творчество неразрывно связано с созерцанием высших истин, могут надеяться на то, что их слова, их призывы и их веленья не угаснут вместе со смертью их тела, но будут жить в сердцах их потомков. Труден и тернист творческий путь таких поэтов. Им предназначено улавливать в сердцах людей неясные, едва лишь ощутимые звучания, которые порой непонятны даже их носителям, но осознаются ими в дальнейшем уже со слов поэта. Поэт же обязан услышать эти звучания, понять их, отлить их в стройную форму и возвестить мощным колокольным звоном своего творческого дара.

По указанному графом А. К. Толстым пути: через познание чистых форм земной красоты — к красоте духовной, а от нее — к пределу, к ослепительному сиянию небесной красоты, шли многие русские поэты. Многие из них сходны в своей творческой направленности, несмотря даже на глубокие формальные различия. Служа красоте и совершенствуя данный им свыше талант слова, наши поэты служили Господу, как это ярко выразил Лев А. Мей:

Не верю, Господи, что Ты меня забыл,

Не верю, Господи, что Ты меня отринул:

Я Твой талант в душе лукаво не зарыл,

И хищный тать его из недр моих не вынул.

Чистая красота непременно влечет к возвышенному, идеальному, к небесному. Так, например, проживший много лет вдали от Бога поэт Яков П. Полонский не мог не почувствовать религиозное просветление и на закате своих дней написал:

Жизнь без Христа — случайный сон,

Блажен, кому дано два слуха —

Кто и церковный слышит звон

И слышит вещий голос Духа!

1. Бог, Его величие и любовь (стр. 5-14).

2. Библейские и Евангельские темы (стр.14-37 ).

3. Добродетели и смысл жизни (стр. 37-50).

4. Молитва, храм и богослужение (стр. 50-66 ).

Бог, Его величие и любовь

Велик зиждитель наш Господь

Уже прекрасное светило

Простерло блеск свой по земли

И Божии дела открыло.

Мой дух, с веселием внемли,

Чудяся ясным столь лучам,

Представь, каков Зиждитель сам.

Когда бы смертным столь высоко

Возможно было возлететь,

Чтоб к солнцу бренно наше око

Могло, приблизившись, воззреть,

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно океан.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов,

Там вихри пламенны крутятся

Борющись множество веков.

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

Сия ужасная громада

Как искра пред Тобой одна.

О, сколь пресветлая лампада

Тобою, Боже, возжена

Для наших повседневных дел,

Что Ты творить нам повелел.

От мрачной ночи свободившись,

Поля, бугры, моря и лес

И взору нашему открылись,

Исполнены Твоих чудес.

Там всякая взывает плоть:

Велик Зиждитель наш Господь.

Светило дневное блистает

Лишь только на поверхность тел,

Но взор Твой в бездну проницает,

Не зная никаких предел.

От светлости Твоих очей

Лиется радость твари всей.

Творец, покрытому мне тьмою

Простри премудрости лучи,

И что угодно пред Тобою,

Всегда творити научи!

И на Твою взирая тварь,

Хвалить Тебя, бессмертный Царь!

М. В. Ломоносов (1711-1765)

Утреннее размышление о Божием величестве

Уже прекрасное светило

Простерло блеск свой по земли

И Божие дела открыло.

Мой дух, с веселием внемли!

Чудяся ясным толь лучам,

Представь, каков Зиждитель сам!

Когда бы смертным толь высоко

Возможно было возлететь,

Чтоб к солнцу бренно наше око

Могло, приближившись, воззреть,

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно океан.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

Сия ужасная громада

Как искра пред тобой одна.

О коль пресветлая лампада

Тобою, Боже, возжжена

Для наших повседневных дел,

Что ты творить нам повелел!

От мрачной ночи свободились

Поля, бугры, моря и лес

И взору нашему открылись,

Исполненны твоих чудес.

Там всякая взывает плоть:

Велик Зиждитель наш Господь!

Светило дневное блистает

Лишь только на поверхность тел;

Но взор Твой в бездну проницает,

Не зная никаких предел.

От светлости твоих очей

Лиется радость твари всей.

Творец! покрытому мне тьмою

Простри премудрости лучи

И что угодно пред тобою

Всегда творити научи,

И, на твою взирая тварь,

Хвалить Тебя, бессмертный Царь.

М. В. Ломоносов (1711-1765)

Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния

Читайте также: