Сообщение о запятой кратко

Обновлено: 04.07.2024

Главная > Выпуск № 10 > Точка, точка, запятая. (Из истории пунктуации)

Лариса Фёдорова

Точка, точка, запятая…
(Из истории пунктуации)

Знаки препинания, дающие возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами, помогающие выразить различные смыслы слов и чувства того, кто пишет, представляются настолько системными и привычными, что, кажется, существовали всегда и появились вместе с алфавитами. Но, конечно же, это не так.

Само слово пунктуация произошло от латинского punctus - ‘точка’. Но это слово первоначально имело совсем не тот смысл, который мы вкладываем в него сейчас. До середины XVII века пунктуацией называлось употребление точек около согласных для обозначения гласных звуков в тексте на иврите, в то время как написание знаков в латинском тексте называлось простановкой точек. И только в середине XVII в. слово пунктуация стало употребляться в привычном для нас значении.

Русская пунктуационная система в начале своего развития ориентировалась на греческую, поэтому основным знаком препинания была точка.Первоначально точки ставились произвольно, ибо тексты довольно долго писались без деления на слова и предложения. Это могла быть одна точка (внизу, вверху или посередине строки) или их сочетание в разных вариантах. Каких-либо правил, естественно, не было. Ориентиром служил смысл высказывания, и точки ставились для выделения смысловых частей. Кроме точек, в древнерусских текстах ставились линии в низу строки (_), змийцы (~), а также разные сочетания линий и точек.

В эту же эпоху в рукописных сборниках появляются статьи анонимных авторов, в которых или только перечисляются знаки препинания, или даются немногочисленные советы по их употреблению. Здесь представлено описание таких знаков, как запятая, подостолия – запятая (чем они различались – установить трудно; кроме того, в некоторых работах подостолией называлась точка с запятой), кендема (знак ” в конце высказывания), статия ( ~ ,) и др.

Лаврентий Зизаний говорит о шести знаках препинания – это запятая (,), срока (ё), двосрочие (:), подстолия (;), съединительная (-), точка. В определении функций знаков препинания Л.Зизанием положен смысловой принцип, завершённость или незавершённость высказывания. Точка – в конце законченного целого. Запятую, сроку и двосрочие рекомендуется употреблять как разделительные знаки в середине предложения. Подстолия – знак выражения вопросительной интонации. Съединительная – знак переноса слов (кстати, ничего не говоря о слоговом членении слов, Л.Зизаний в приводимых примерах демонстрирует учёт их морфемной структуры).

М.Смотрицкий впервые в истории русской пунктуации выделил три новых знака: удивная, отложная и вместная, чётко определив их функции. Удивная – в конце предложения, произносимого с особой (восклицательной) интонацией; вместная – включает менее самостоятельную часть предложения; отложная – такую, которую можно полностью изъять из предложения.

Несмотря на некоторое несовершенство описания правил употребления знаков препинания, грамматика М.Смотрицкого долгое время была основным учебным пособием для изучающих грамматику, орфографию и пунктуацию русского языка той эпохи. Значение её неоднократно подчёркивали такие известные лингвисты, как В.А.Богородицкий, В.В.Виноградов и др.

Таким образом, знаки препинания возникли из потребности разделения письменного текста на самостоятельные отрезки (с большей или меньшей степенью самостоятельности) в соответствии со смысловой структурой высказывания. Первые знаки препинания обозначали паузы разной длительности; по мере развития письменности и распространения книгопечатания система пунктуационных знаков усложнялась и углублялась, пока не достигла того состояния, которое сохраняется в своих основных чертах в современных европейских языках.

Несмотря на то, что знаки пунктуации широко используются во всём мире, в количественном отношении система знаков препинания не достигла своей завершённости. В нормативных документах, определяющих правила постановки знаков препинания в русском языке, представлены 10 канонических знаков: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки, хотя фактически их значительно больше. Как показывает практика письменной речи, в настоящее время широкоупотребителен дефис; редко, но всё же используются параграф, косая черта, астериск. В последние годы высказываются мнения об адекватности наименований таких знаков, как две запятые – как единый парный знак (в выделительной функции), два тире или двойное тире – как парный выделительный знак. Эти знаки служат для внутреннего членения предложения 10 .

1 Фоли, Джон. Энциклопедия знаков и символов: научно-популярное издание /Джон Фоли. – М.:Вече.Аст, 1997. – С.71-80.

2 Гаевская, Т.И. Вопросы русской пунктуации в трудах грамматистов XVI-XVIII веков: Пособие для студентов/ Т.И.Гаевская. - Пермь, 1973.- с.8

4 Моисеев, А.И. Из истории пунктуации: молчанка-черта-черточка-тире/ А.И.Моисеев // Русская речь.- 1989.-№ 1- С. 54-58.

6 Шанский, Н.М., Иванов, В.В., Шанская, Т.В.Краткий этимологический словарь русского языка: Пособие для учителя. Изд. 2-е, испр. и доп./ Под ред. С.Г.Бархударова.- М.: Просвещение, 1971.

В древности система знаков препинания была далеко не такой, как сейчас, и никаких правил пунктуации не существовало. Писцы ориентировались на смыл текстов и ставили знаки там, где нужно было сделать паузу или интонационно выделить какой-нибудь фрагмент.

Как появились разные знаки препинания

Точка

Запятая

Точка с запятой

Двоеточие

Восклицательный знак

Вопросительный знак

Скобки

Кавычки

Многоточие

Внешний вид этого знака менялся: когда-то точек было A. И. Моисеев. Из истории пунктуации: молчанка — черта — чёрточка — тире / Русская речь шесть, затем — четыре, а в итоге осталось три.

Сейчас многоточие также ставится для обозначения незаконченности высказывания, заминок в речи и пропусков в цитатах.

Как будет дальше развиваться русская пунктуация

Вероятно, современная стройная система со временем тоже будет меняться: какие-то знаки изменят свои функции, какие-то — совсем исчезнут, а на их место придут новые.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Значение запятой в русском языке


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Значение знаков препинания в русском языке сложно переоценить. Без точки, запятой, восклицательного и вопросительного знака, тире и дефиса, кавычек и двоеточия тексты напоминали бы просто нагромождение слов, невозможно было бы понять смысл, интонацию авторов. В школе мы изучаем знаки препинания, и пользуемся ими на уроках с самого начала обучения. Знаки препинания сопровождают человека всю жизнь. Читая книги, я обращаю внимание, что многие запятые мне еще не знакомы. Поэтому тема пунктуации для меня актуальна: захотелось узнать подробнее об истории возникновения знаков препинания, их значении в русском языке, правилах применения, чтобы не допускать ошибок на письме.

В данной работе подробнее хочется изучить запятую: уж частенько с ней бывают сомнения: ставить или нет.

Цель моей работы:

Обобщить правила постановки запятой на письме.

Задачи моей работы:

Познакомиться с историей возникновения запятой в русском языке.

Изучить роль запятой в русском языке.

Научиться правильно применять правила постановки запятых на письме.

Исследуемый объект: Запятая как знак препинания в русском языке.

2. Основное содержание

История возникновения запятой.

Лаврентий Зизаний говорил о шести знаках препинания – это запятая (,), срока (ё), двосрочие (:), подстолия (;), съединительная (-), точка. Л. Зизанием запятую рекомендовалось употреблять как разделительные знаки в середине предложения.

К началу XVII в. большинство современных знаков препинания уже было введено в обиход. Так, в первом издании В. Шекспира в 1623 г. уже использовались точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки. [5 ]

В настоящее время запятая на письме используется очень широко. Бeз этoгo знaкa препинания значение письменного высказывания донести до собеседника уже просто невозможно.

На сегодняшний день правила постановки запятых регулируются Правилами русской орфографии и пунктуации, которые утверждены в 1956 году Академией наук СССР и Министерством просвещения РСФСР).

Роль запятой в русском языке

Таким образом, в зависимости от места постановки запятой, значение фразы может быть истолковано совершенно по-разному. Лишь правильно поставленная запятая может придать конкретный смысл предложению.

Правила постановки запятой на письме

В каких же случаях запятая необходима? Рассмотрим правила, которые мне уже знакомы и используются на письме.

Во-первых, запятая ставится между однородными членами предложения:

- которые не соединены союзами. Например: В огороде растут капуста, свекла, морковь, кабачки.

- которые соединены союзами а, но, да, однако, хотя и т.п. Например: Сегодня на улице сыро, дождливо, но очень холодно.

- которые соединены повторяющимися союзами и, или. На перемене школьники и шумят, и балуются, и бегают.

Второй случай – когда запятая ставится между предложениями, которые объединяются в одно сложное предложение с помощью союзов и, да, и, или, либо или без союзов. Например: С утра шёл дождь, однако к полудню небо прояснилось. [2]

Запятыми выделяются обращения. Например: Мама, приготовь мне, пожалуйста, завтрак.

Запятыми отделяются междометия: эй, ах, о, ох, эх, ну. Например: Ах, какая красота!

Еще з апятыми обозначаются такие конструкции в предложениях, как причастные и деепричастные обороты. Мы еще не изучали их школе, но такие предложения встречаются часто в текстах, которые мы читаем. Например: Крепко держась за руки, ребята побежали к морю.

Запятая ставится в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного предложения. Например, Пока мы делали уроки, дождь закончился, и выглянуло солнце.

Если запятая ставится правильно, то она становится связующим элементом, который наполняет смыслом все части по отдельности и предложение в целом. [3]

А еще запятая имеет смысловое значение. Ведь там, где стоит запятая, мы обязательно сделаем паузу и прочитаем с особой интонацией, эмоционально.

Создание развивающей игры

После выполненного задания, можно проверить ответы. Они размещены на специальном листе, где под номерами предложения с верно расставленными запятыми. Ответы размещены в приложении II .

Карточки мы заламинировали, поэтому их можно использовать многократно.

На переменах или в другое свободное время мы с ребятами из класса можем занять себя, поиграть, одновременно повторить правила и даже посоревноваться между собой.

Таким образом, изучив историю возникновения запятой в письменной речи, ее роль в русском языке, случаи, в которых запятая ставится при написании письменных работ, можно сделать выводы. Без запятой было бы сложно и даже невозможно понять написанное: все слилось бы в один бесконечный текст без смысла, интонации, невозможно было бы донести мысль до собеседника. Как бы пострадал наш великий русский язык без этого важного знака препинания! Хорошо, что она у нас есть!

Список используемой литературы.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М.: Национальный книжный центр, 2015.

Правила русской орфографии и пунктуации. Утверждены в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников Издательство: Владос, 1997.

Возможны кратковременные осадки продолжительные дожди кое-где грозы снегопады метели оттепели.

Снег ещё не лёг но заяц оделся в белую шубку.

Солнце светит ещё ярко но звери уже готовятся к зиме.

Выглянуло солнце и дети пошли гулять.[1]

Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало. (А.С.Пушкин)

Потемневшее море пенилось бурлило шумело.

Буря прошла и земля освежилась.

Цветут розы гладиолусы маргаритки. [1]

Последние сосульки последний снег последняя метель. (Н.Сладков)

Первые цветы первые бабочки первые комары первые листья первый дождь первая песня жаворонка. (Н.Сладков)

Возвращаются из теплых стран грачи скворцы и жаворонки.

Осенью небо хмурое серое облачное.[1]

Отцветают астры ноготки георгины.

Из­под листьев опасливо выглядывают коричневые шляпки белых грибов красуются красноголовые подосиновики.

Три котенка черные а два – пестрые: черные с белыми пятнами.

Ночью Мурка ловит мышей а котята сладко спят.[4]

Лена Коля и Сережа пошли в лес за грибами.

Я погладил его успокоил и мы двинулись дальше. (И.Тургенев)

Дрожит заяц от страха думает куда бы ему спрятаться. (В.Бианки)

Кружится филин над елкой но ничего не может сделать. (В.Бианки)[4]

Глаза большие и добрые но зато зубы острые.

Дома в аквариум положили камешки опустили растения налили воды и пустили рыбок.

Все пятнадцать цыплят были желтенькие как пушистые комочки.

Получилось восемь петушков а остальные были курочки.[4]

Он бросил в воду якорь но цепь оборвалась и якорь остался на дне моря.

Стояла она на столе солила понемногу всякую еду: борщ кашу котлеты и овощи.

Обрадовались котлеты заплясали овощи в кастрюле улыбнулись друг другу борщ и каша.[4]

Возможны кратковременные осадки, продолжительные дожди, кое-где грозы, снегопады, метели, оттепели.

Снег ещё не лёг, но заяц оделся в белую шубку.

Солнце светит ещё ярко, но звери уже готовятся к зиме.

Выглянуло солнце, и дети пошли гулять.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.С.Пушкин)

Потемневшее море пенилось, бурлило, шумело.

Буря прошла, и земля освежилась.

Цветут розы, гладиолусы, маргаритки.

Последние сосульки, последний снег, последняя метель. (Н.Сладков)

Первые цветы, первые бабочки, первые комары, первые листья, первый дождь, первая песня жаворонка. (Н.Сладков)

Возвращаются из теплых стран грачи, скворцы и жаворонки.

Осенью небо хмурое, серое, облачное.

Отцветают астры, ноготки, георгины.

Из­под листьев опасливо выглядывают коричневые шляпки белых грибов, красуются красноголовые подосиновики.

Три котенка черные, а два – пестрые: черные с белыми пятнами.

Ночью Мурка ловит мышей, а котята сладко спят.

Лена, Коля и Сережа пошли в лес за грибами.

Я погладил его, успокоил, и мы двинулись дальше. (И.Тургенев)

Дрожит заяц от страха, думает, куда бы ему спрятаться. (В.Бианки)

Кружится филин над елкой, но ничего не может сделать. (В.Бианки)

Глаза большие и добрые, но зато зубы острые.

Дома в аквариум положили камешки, опустили растения, налили воды и пустили рыбок.

Все пятнадцать цыплят были желтенькие, как пушистые комочки.

Получилось восемь петушков, а остальные были курочки.

Он бросил в воду якорь, но цепь оборвалась, и якорь остался на дне моря.

Стояла она на столе, солила понемногу всякую еду: борщ, кашу, котлеты и овощи.

Обрадовались котлеты, заплясали овощи в кастрюле, улыбнулись друг другу борщ и каша.

Первые знаки препинания появились в III веке до нашей эры, а предложил их управляющий знаменитой Александрийской библиотекой, древнегреческий филолог Аристофан. До этого в текстах пренебрегали не только запятыми или тире, но и заглавными буквами или даже пробелами: гораздо больше в Древней Греции и Риме ценили хорошо подготовленную и убедительную речь. Беглое же чтение с листа даже на родном языке тогда выглядело чем-то невероятным. Не разграниченные ничем слова и предложения сливались в кашу, и незнакомый с текстом читатель неизбежно останавливался и запинался.

Аристофан

Знаки препинания вернулись в книги только с приходом христианской культуры в веках нашей эры: если язычники могли передавать свои традиции устно, то для христианской культуры книги стали центральной частью ее идентичности. Псалтырь, четыре Евангелия — слово Божье шло по миру и активно украшалось декоративными буквами, замысловатыми гравюрами и, конечно, разными знаками.

страница из Августовского Вергилия, IV век

страница из Августовского Вергилия, IV век

Христианские авторы начали использовать знаки препинания примерно в VI веке, чтобы расставлять в текстах акценты, помогавшие избежать двусмысленностей и недопонимания читателей. Еще позднее, уже в VII веке, Исидор Севильский, впоследствии канонизированный католической церковью, возвращается к системе Аристофана. При этом старые знаки он наделяет новыми дополнительными смыслами. Нижняя точка (.) теперь обозначает не только паузу между словами, но и получает грамматические функции первой в истории запятой, в то время как верхняя точка (·) обозначает конец предложения.

Вскоре после этого, в VIII веке, появляются и пробелы между словами. Их вводят ирландские и шотландские монахи, уставшие вычленять отдельные слова из бесконечной вереницы плохо знакомых латинских букв.

С тех пор система точек, предложенная Аристофаном, становится в средневековой Европе общепризнанной и постепенно развивается. Новые знаки приходят из нотной грамоты, вдохновленной григорианскими песнопениями. Это punctus versus, приостанавливающий предложение (предвестник современной точки с запятой), punctus elevatus, обозначающий изменения в тоне (на письме он выглядел как перевернутая точка с запятой, а со временем развился в современное двоеточие) и punctus interrogatives, использующийся для выделения восклицательных и вопросительных предложений (современный восклицательный знак появился только в XV веке).

The Luther Bible, 1534

The Luther Bible, 1534

В результате, аристофановские точки стали постепенно вырождаться. С появлением более специфических знаков различия между ними стали настолько тонкими, что авторам наскучили эти маленькие, средние и продолжительные паузы. Теперь точку можно было ставить в любом месте текста, а означала она нечто среднее между современной запятой, точкой с запятой и, соответственно, точкой.

Совершенно новую систему пунктуации в XII веке предложил итальянский писатель Бонкомпаньо да Синья. В ней было всего два знака: слэш (/) для обозначения пауз и тире (—) для завершения предложения. И если судьба последнего туманна — не факт, что именно он стал предком современного тире, то слэш сразу стал невероятно популярен. Компактный и хорошо заметный, он подходил для обозначения пауз гораздо лучше аристофановских запятых.

Окончательно система пунктуации сложилась с выпуском первой печатной Библии: в ней слэш Бонкомпаньо да Синья упал вниз, обзавелся хвостом и стал современной запятой, в компанию к средневековой точке с запятой и восклицательному знаку присоединились похожие на них двоеточие и знак вопросительный, а древнегреческая точка наконец нашла свое законное место в конце предложения. Для писателей этого набора было вполне достаточно, а печатный процесс зафиксировал его в качестве стандарта на многие века вперед.

И только сейчас, когда основным способом передачи информации стали уже не газеты с книгами, а интернет, система пунктуации снова ожила — с запятыми и точками, разбросанными по клавиатуре, абстрактный писатель XV века еще бы справился, но что делать с эмоджи и эмотиконами?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки и кавычки.

Древнейшим знаком является точка. Она встречается в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: точка ставилась не внизу на строке, а выше – посреди неё. Кроме того, напомню, что в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга.

Например: въоновремя•приближашесяпраздникъ•… (Архангельское Евангелие, ХI век). Даль дает такое объяснение слову точка:„ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“.

Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации.

Не случайно корень -точ- вошел в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. А в русском языке XVI–XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный – точка удивления. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось „учением о силе точек“ или „о точечном разуме“.

Запятая считается наиболее распространенным знаком препинания.

По мнению П. Я. Черных, слово запятая – это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти (ся)„зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать – „останавливать“, „задерживать“.

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI–XVIII веках. Так, скобки встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.

Двоеточие как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого, а также в первой русской грамматике 18 века.

Восклицательный знак отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого.

Вопросительный знак для выражения вопроса закрепляется лишь в XVIII веке.

К более поздним знакам относятся тире и многоточие. Существует мнение, что тире изобрёл Н.М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Изначально тире называли „молчанкой“.

Знак многоточие под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи (как и тире) принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать – „ковылять“, „прихрамывать“. Таким образом, кавычки – „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.

Читайте также: