Сообщение о восстановлении храма

Обновлено: 16.06.2024

Например, 15 сентября в селе Хирино Нижегородской области прошли праздничные мероприятия, посвященные 430-летию села и открытию восстанавливаемого храма усекновения главы Иоанна Предтечи. Интересный исторический факт: на месте, где сейчас расположено село, в 1552 году разбил свой лагерь Иван Грозный, возвращаясь из похода на г. Казань. Потом, спустя через века, сюда придет советская власть, которая будет разбирать церкви на кирпичи, переплавлять колокола и душить православие.

В период с 1987 по 1989 год в России вновь открылось более 1000 приходов, в большинстве из которых храмы нуждались, а многие и до сих пор нуждаются, в восстановлении и реставрации. Все это, стало реальностью, благодаря таким людям, как Игорь Ашбурбейли, которые используют свои возможности для возрождения России.

После развала Советского Союза в России снова началась духовная жизнь: постепенно стали отстраивать заново храмы и возрождать монастыри. На сегодняшний день практически все главные православные обители с историей обрели вторую жизнь, а их стены привлекают множество паломников не только из России, но и со всего мира.

Но остались еще в глухих местах монастыри, которые только начинают возрождать. Некоторым из них более пяти веков и восстановление поруганных святынь не только дело чести верующих христиан, но и культурный долг всей страны. Ведь, после реставрации некоторые из монастырей могут претендовать на звание архитектурного памятника федерального значения!

Клименецкий Свято-Троицкий монастырь

В Республике Карелия сохранилось не так много православных храмов и обителей - самые известные это, конечно, Валаамский монастырь и остров Кижи. Но есть еще одно святое место, про которое практически никто не знает - это возрождающийся Клименецкий монастырь на острове Большой Климецкий.

Вы используете неподдерживаемую версию Internet Explorer. В целях безопасности мы рекомендуем обновить браузер. Перейдите в раздел "Обновление Windows" и установите последнюю версию или смените браузер.

Календарь Молитвослов Библия

  • 11.12.2017
  • 0 комментариев
  • Настя Федорова
  • Рубрика: ЖизньИсторияМотивация


Свято-Воскресенский храм, г. Гороховец


Храм Воскресения Христова, с. Ахмат


Богоявленский храм, с. Усть-Миасс

Некоторые из них – это величественные, огромные соборы, находящиеся в ужасном состоянии, некоторые – старые дома священников, трапезные, оставшиеся после снесения храма.
И несмотря на все бедственное состояние этих церквей, люди идут туда, стоят на службах среди ремонта, среди строительных лесов, под протекающими крышами, не обращают внимания на отсутствие икон и росписей. О чем это может говорить, как не о вере и подвиге простых прихожан? И, естественно, этим объясняется их желание помочь родному приходу.

Но, к большому сожалению, процесс восстановления храма является очень сложным делом. На пути к реставрации необходимо решить множество вопросов, таких как:
• Кому принадлежит здание храма?
Оно может находится на балансе местного сельского округа, находится в чьих-то частных владениях, или уже быть юридически передано епархии.
• Создание прихода
Епархия не может заниматься восстановлением храма до тех пор, пока не будет открыт приход – инициативная группа минимум из двадцати человек. Это не обязательно должны быть местные жители, и, конечно, здесь не идет речь об их финансовой помощи – они должны участвовать в жизни храма, в богослужениях – церковь не должна пустовать.
• Реставрация здания
Ни для кого не секрет, каким сложным и опасным делом является восстановление зданий. Речь идет о постройках XVIII – XIX века, которые долгое время никак не обслуживались, а порой содержались в жутких условиях – в них хранили зерно, сено, траву, из-за этого проседали полы, из-за гниения часто случались пожары, при погрузке и выгрузке рабочие выбивали окна, стены, двери. Некоторые церкви просто адаптировали под клубы и кинотеатры, не обращая внимания на историческую и культурную ценность зданий.
Поэтому самым первым шагом является консервация здания – необходимо сразу попытаться замедлить или остановить процессы разрушения. Для этого нужно очистить здание от мусора, вырубить выросшие там деревья, кустарники, поставить охрану, чтобы не допустить вандалов и хулиганов в будущий храм.
Затем с большой осторожностью начинается ремонт – укрепляются стены, фундамент, своды, ремонтируются кровля, двери, окна.
Завершающим этапом являются облицовочные работы внутри и снаружи храма, затем роспись, закупка необходимой утвари и икон.
Помимо этого, существует очевидное – финансовый вопрос. Можно попытаться подключить местную администрацию – с их стороны может быть оказана поддержка, если не деньгами, то строительными материалами или техникой, или агитацией среди местных жителей.
Основной вклад обычно осуществляется за счет пожертвований простых прихожан. Но для этого необходима активная деятельность настоятеля прихода и служащих в храме – ведь если (даже в строящемся храме) не совершать хоть изредка богослужения, молебны – мало кто сочтет нужным принять участие в восстановлении церкви.
Очень эффективным средством является размещение просьб о пожертвовании в Интернете – эту услугу предлагает и наш сайт. Тогда количество неравнодушных, желающих помочь людей увеличивается, о храме узнают не только жители ближних сел, а православные со всей страны.
В сервис Правжизнь.Пожертвования может обратиться каждый священник по любом поводу, будь то покупка колоколов, строительство, восстановление старинного храма или оплата реставрационных работ.


Известно, что XX век обрушил на Русскую православную церковь неисчислимые беды, вызванные приходом к власти партии большевиков. Ставя своей целью отвратить людей от религии и заставить их забыть имя Бога, атеисты-ленинцы предприняли беспрецедентные по своим масштабам репрессивные действия в отношении священников и прихожан. За десятилетия своего пребывания у власти они закрыли и разрушили десятки тысяч монастырей и храмов, восстановление которых стало первостепенной задачей граждан возрожденной России.

Патриарх Кирилл

Патриаршее обращение к верующим

Посетив в 2016 году Париж, патриарх Кирилл отслужил литургию в стенах Свято-Троицкого собора и по ее завершении обратился к собравшимся с проповедью. В ней он лаконично, но в то же время предельно убедительно рассказал о важности совершаемого в России общего дела − восстановления храмов.

Его святейшество подчеркнул, что за прошедший период истории на долю наших соотечественников выпали такие испытания, которые не пришлось пережить никому другому, и сохранить национальное единство удалось лишь благодаря православной вере. Именно поэтому без восстановления храмов невозможно возвращение народа к его духовным корням.

Восстановление православного храма

Бесстрастная статистика

О том, какими темпами осуществлялись работы, связанные с возрождением попранных ранее святынь, красноречиво свидетельствуют статистические данные. Согласно имеющейся информации, на конец декабря 1991 года, когда произошел официальный распад Советского Союза, в России насчитывалось менее 7000 действующих храмов, а к февралю 2013 года их было уже 39676. Значительно возросло также количество зарубежных приходов, относящихся к РПЦ Московского патриархата.

Юридические и финансовые аспекты проблемы

Монтаж купола храма

Кроме того, приступая к восстановлению храма, помещение которого ранее использовалось в хозяйственных целях, необходимо решить целый ряд юридических вопросов, таких как снятие его с баланса прежних владельцев и передача в собственность РПЦ, определение статуса земельного участка, на котором он расположен, и т. д.

И разумеется, главной проблемой являлось финансирование намеченных работ, но она, как правило, находила свое решение. Вся история отечественного храмового зодчества связана с именами добровольных жертвователей, считавших своим долгом оказать материальную поддержку богоугодному делу. Не оскудела ими Русская земля и в наши дни. Миллионы рублей были перечислены на счета новообразованных приходов частными предпринимателями и простыми гражданами, отдававшими порой свои последние сбережения.

Главный храм России

Возрождение главного храма страны

Значительную помощь строителям оказало и государство. Несмотря на то что изначально было решено обойтись без бюджетных вложений, глава правительства Б. Н. Ельцин издал указ о налоговых льготах всем организациям, принявшим участие в восстановительных работах. Необходимые средства стали поступать как от отечественных, так и от зарубежных компаний, в результате чего восстановление храма Христа Спасителя удалось завершить в намеченный срок.

Взорванные святыни Египта

Проблема восстановления разрушенных святынь является весьма острой во всем мире и стоит перед последователями разных религий. За последние годы большая работа в этом направлении была проделана в Египте, где руками экстремистов было взорвано значительное количество храмов, принадлежащих коптской христианской церкви. Их восстановлению во многом содействовали единоверцы из других стран, направлявшие пострадавшим от террористов общинам денежные пожертвования и необходимые строительные материалы. Посильную помощь оказало и правительство страны. Фото одного из таких храмов приведено ниже.

Коптский храм в Египте

Разрушение Первого Иерусалимского храма

Храм Соломона, восстановление которого является многовековой мечтой еврейского народа, будет уже третьим по счету религиозным центром, возведенным на Храмовой горе в Иерусалиме, там, где прежде находились два его предшественника, разрушенные завоевателями. Первый из них был построен в 950 году до н. э. и стал символом национального единства, достигнутого евреями в период правления царя Соломона. Став главным центром религиозной жизни страны, он просуществовал чуть более трех с половиной столетий, после чего в 597 году до н. э. был разрушен воинами вавилонского царя Навуходоносора II, угнавшими в плен большинство жителей страны. Духовными вождями иудейского общества эта трагедия была представлена как проявление Божьего гнева, вызванного многочисленными прегрешениями.

Стена плача в Иерусалиме

Повторившаяся трагедия

Вавилонское пленение завершилось в 539 году до н. э. благодаря тому, что персидский царь Кир, разгромив войско Навуходоносора II, даровал свободу всем его невольникам. Вернувшись домой, евреи прежде всего приступили к восстановлению храма в Иерусалиме, поскольку не мыслили дальнейшей жизни без Божьего покровительства. Так, в 516 году до н. э. посреди еще лежащего в руинах города был воздвигнут Второй Храм Соломона, также ставший духовным центром и послуживший укреплению единства нации.

В отличие от своего предшественника, он простоял 586 лет, но и его участь оказалась весьма трагичной. В 70 году, согласно пророчеству, прозвучавшему из уст Иисуса Христа, Храм был разрушен, а вместе с ним превратился в руины и великий Иерусалим. Более 4 тыс. его жителей были распяты на крестах, установленных вдоль городских стен.

На этот раз орудием в руках Божьего гнева стали римские легионы, посланные для усмирения восставших горожан. И эта трагедия, ставшая одним из эпизодов Первой иудейской войны, устами раввинов была охарактеризована как очередное наказание за попрание Заповедей, полученных Моисеем на горе Синай.

С тех пор в течение без малого двух тысячелетий евреи не перестают оплакивать разрушенный Храм. Сохранившаяся до наших дней западная часть его фундамента стала главной святыней иудеев всего мира и получила весьма символическое название – Стена плача.

Молитва о восстановлении Храма

Строительство, растянувшееся на века

А как же с Третьим Храмом, строительство которого затянулось на беспрецедентно долгий срок? Евреи верят, что когда-нибудь он будет возведен, о чем свидетельствовал им пророк Изекииль. Но беда в том, что между ними нет единства во взглядах на то, как именно свершится это величайшее событие.

Последователи средневекового духовного лидера Рашаи (1040-1105) , получившего известность своими комментариями к Талмуду и Торе, считают, что в какой-то момент это произойдет сверхъестественным образом без участия людей. Величественное здание само соткется из воздуха.

Их оппоненты, склонные больше доверять иудейскому философу Рамбаму (1135-1204), полагают, что строить Храм придется самим, но сделать это можно будет лишь после того, как в мир явится обещанный пророками Мессия (Иисуса Христа они таковым не признают), иначе его постигнет та же судьба, что и первых двух. Существует также много других точек зрения, сторонники которых пытаются совместить обе изложенные выше теории. Споры между ними продолжаются уже много столетий ввиду чего, восстановление храма в Иерусалиме постоянно откладывается на неопределенный срок.

Читайте также: