Личность в социальном мире сообщение
Обновлено: 18.05.2024
1. Понятие личности
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода какбиологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь,определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.
Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.
Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.
В личности существенна не только еепозиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе. Наследственная основачеловеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.
В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного взнаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.
Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задаткичеловека являются человеческими, а не животными задатками.
Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественныхтребований к ее поведению.
Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.
Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личностихарактеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваютсяразличными людьми разными способами.
Понять личность - это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.
Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований.
Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.
Связанные рефераты
Социальные личности
8 Стр. 57 Просмотры
Эмоциональный мир личности
6 Стр. 179 Просмотры
Личность человека в компьютеризированном мире
. Личность человека в компьютеризированном мире “Когда мне по дороге в.
26 Стр. 108 Просмотры
Духовный мир личности
. Понятие духовного мира личности………………………………. 4 2. Процесс становления.
Духовный мир личности
Дело в том, что, рассматривая отношение человека к внешнему миру как деятельность, в качестве субъекта деятельности мы получаем не отдельного человека, а некоторое организованное множество людей, социум. По мере развития социума последовательно меняется состав и разнообразие видов деятельности: собирательство, охота, земледелие, производство, появляются сферы деятельности, специально связанные с организацией взаимодействия людей: управление, политика, право, образование, военная служба и т. д. Эти деятельности распределены в структуре общества между людьми как единицами общества, образуя некоторую взаимосвязанную систему частных деятельностей, которая и реализует характерное для конкретного общества отношение к внешнему миру.
Таким образом, вид деятельности человека непосредственно связан с его статусом в обществе и реализует определенное отношение между людьми как носителями статуса и в этом смысле, как реализованное отношение, деятельность обретает свое значение, цели и направленность. Именно в этом смысле человек всегда является одновременно и субъектом предметной деятельности и субъектом и объектом социальных отношений, взаимодействия между людьми, социального поведения. Заняв определенную ячейку в обществе (менеджер, рабочий, учащийся, учитель, врач и т. д.),
человек выполняет не только предметную деятельность, но и целый комплекс ролей по отношению к другим людям и сталкивается со стороны других людей с социальными ожиданиями относительно способов своего поведения (нормами) и социальными критериями оценки социального поведения (ценностями), т. е. его поведение со стороны общества и окружающих людей нормативно регулируется, и в этом смысле человек является объектом социальных отношений.
Усваивая во взаимодействии с окружающими людьми нормы и ценности, человек социализируется, постепенно превращается из объекта социального регулирования в субъект регуляции собственного социального поведения, из объекта социального поведения и отношений в их субъект. Закрепление индивидуальных норм и ценностей, формирование определенного отношения к окружающему миру означает, что у человека появляется своя, внутренняя мерка для оценки своего поведения и поведения других людей, что он в меньшей степени зависит от мнений и оценок окружающих, сам выбирает ценностно допустимые цели и соответствующие нормам способы поведения, т. е. становится социально зрелой, самостоятельной личностью.
Основным механизмом возникновения личностных новообразований, таким образом, является переход внешних отношений личности во внутренние, преобразование объекта социальных отношений в их субъект.
Однако, когда в этот мир вступает новый человек, созданный другими социальный порядок может быть для него совсем не
очевиден и не очень понятен. Поэтому социальный порядок должен быть этому человеку объяснен и оправдан, т. е. он должен стать для этого человека легитимным. Таким образом, интернализация социального порядка основывается на его легитимации. Легитимация институционального порядка достигается множеством средств: пословицы, поговорки, легенды, сказки, народная мудрость, ролевые игры, семейные и организационные традиции, жития святых и великих людей – все эти средства внушения и убеждения, сочетающие эмоциональные и рациональные компоненты, необходимы для того, чтобы индивидуум принял социальный порядок, социальные конвенции, нормы и ценности, поверил в них. Следовательно, социальный мир – это мир веры. Социальный контроль необходим тогда, когда социальные институты неэффективны, когда нет веры и обществу приходится прибегать к репрессиям в случаях ненормативного поведения. Идивидуум становится реальным членом человеческой общности, когда принимает ее символ веры и в этом смысле приобретает социальную идентичность.
Единицей социального поведения является не действие, а поступок. Поступок с точки зрения конечного результата направлен на утверждение ценности, а не на прагматическую цель (как в предметном действии). Когда человек спасает ребенка или отказывается предать друга – он сохраняет и утверждает свои ценности, то, что ему дорого, даже в ущерб прагматической выгоды. Когда нет жизненных ценностей – приходит отчаяние (Р.Мэй). С точки зрения способа и средств осуществления поступок как действие социальное нормативно регулируется: спасая друга, мы прибегаем только к тем способам действий, которые оправданны, законны, легитимны, соответствуют нашим внутренним нормам. Поступок всегда обращен к другим людям и основная его функция – выражение конкретного отношения личности как субъекта к объекту как ценности: другому человеку, социальному институту, предметной деятельности.
Таким образом, включение человека в социальный мир основано на его понимании и освоении системы существующих в этом мире субъект – объектных отношений. С этой точки зрения, субъективные, психологические отношения человека к окружающему его миру составляющего основное содержание как личности.
Слайд 1
Личность в социальном мире Личность как предмет исследования социальной психологии Я-концепция и самооценка Социальная идентичность и самосознание Социальная роль
Слайд 3
Взаимосвязь биологических и социальных факторов "Следует признать, что генетическая программа человека испытывает огромное влияние социальных факторов. В ее содержании записаны итоги социогенеза, в процессе которого благодаря гармонизирующей эволюции сложились уникальные генетические основы современного человека. Эти итоги записаны в генетике и проявляются на биологическом уровне. до вступления человека в систему социальных взаимосвязей ведущим фактором его развития служит генетическая программа, записанная в молекулах ДНК. После рождения ребенка она вступает в интегративные связи с различными факторами социальной среды" (Дубинин Н.П.)
Слайд 4
Личность с т.зр. психологии уникальность каждой личности ("переплетение" индивидуальных с социальными характеристиками). "Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств - С.Л.Рубинштейн Личность — человек как носитель сознания - К.К. Платонов Личность - регулятор поведения «…человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему" С.Л.Рубинштейн
Слайд 5
Воздействия на личность: Макроуровень: "широкая" социальная среда (мировая общественная система, государство,но! в первую очередь - влияние конкретного общества, к которому принадлежит личность)
Слайд 6
Личность является не только объектом тех или иных воздействий со стороны окружающей социальной среды, но и субъектом деятельности Личность является не только объектом тех или иных воздействий со стороны окружающей социальной среды, но и субъектом деятельности ?
Слайд 7
Я-концепция и самооценка Самовосприятие Самопонимание Я-концепция Оценка себя и своего поведение самооценка
Слайд 8
Шкала самооценки Rosenberg, 1979 1. В целом я удовлетворен собой 2. Временами я думаю, что не являюсь хорошим вообще* 3. Я считаю, что у меня есть ряд хороших качеств 4. Я способен делать разные вещи так же хорошо, как большинство других людей 5. Я считаю, что у меня нет оснований гордиться собой* 6. Я определенно чувствую временами свою бесполезность* 7. Я считаю, что я достойный человек, по крайней мере, не хуже других 8. Я хотел бы, чтобы я мог больше уважать себя* 9. В общем, я склонен чувствовать себя неудачником* 10. У меня позитивное отношение к себе
Слайд 9
Слайд 10
Социальная идентичность индивида важная часть Я-концепции, основана на его принадлежности к какой-либо социальной группе вместе с присущими данной группе нормами и ценностями. семья, какая-либо организация, религиозная/ этническая группа, любое сообщество, укрепляющее значимые аспекты собственного Я. Что важно для вас?
Слайд 11
Слайд 12
Шкала самосознания А. Фенигстайн, М. Шейер, А. Бассе 1. Я всегда пытаюсь понять себя 2. Я озабочен своим стилем действий 3. В общем, я не очень осознаю себя* 4. Я много думаю о себе 5. Я озабочен тем образом, в каком предстаю перед людьми 6. Я часто фантазирую о себе 7. Я никогда не смотрю на себя критически* 8. Я сознаю свой путь 9. Я в общем внимателен к своим внутренним чувствам 10. Я обычно беспокоюсь о том, чтобы произвести хорошее впечатление 11. Я постоянно изучаю свои мотивы 12.Одна из последних вещей, которые я делаю перед уходом из дома, это гляжу в зеркало 13. Иногда у меня появляется чувство, что я откуда-то наблюдаю за собой 14. Я озабочен тем, что другие люди думают обо мне 15. Я крайне внимателен к переменам в моих настроениях 16. Я обычно осознаю свой внешний вид 17. Я осознаю образ своих мыслей, когда думаю над проблемой
Слайд 13
Концепция социальной роли термин "роль" 20—30-е гг. американские исследователи Д. Мид и Р. Линтон. Роль - "динамический аспект статуса". Статус - какая-либо социальная позиция личности, а роль - определенная демонстрация этой позиции. Каждый человек обладает той или иной позицией (статусом) — местом в данной конкретной системе социальных взаимосвязей. Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его "статусный набор". Взаимозависимость позиций ( позиция врача и пациента, начальника-подчиненного) Ролевые ожидания, успешное поведение. Ролевой конфликт
Слайд 14
Ролевые конфликты: - личностно-ролевой (субъективное Я вступило в конфликт с предписаниями социальной роли- ревизор и мягкосердечный человек); - межролевой (интерролевой) конфликт между двумя ролями – быть хорошей матерью, женой и профессионалом; - внутриролевым (интраролевым) - несовместимость ожиданий по отношению к роли со стороны ряда лиц , не ясно, каким ожиданиям соответствовать.
Слайд 15
Классификация ролей Приписанные (например, гендерные) и достигнутые Специфические и диффузные Профессиональная деформация личности (объяснить с т.зр. концепции социальной роли) ?
о своем месте в мире социума, а также социальные установки, убеждения и суждения.
Их анализ дает возможность изучить психологические закономерности взаимодействия и общения индивидов между собой, с группой и между группами в рамках той или иной общности.
Есть разные подходы к пониманию структуры Я-концепции. Например, У. Джемс рассматривает глобальную Я-концепцию как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Эти установки имеют, как правило, разные модальности. Существуют покрайней мере три основных модальности самоустановки:
— реальное Я: установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т.е. связанные с его представлениями о том, каков он на самом деле;
— зеркальное (социальное) Я: установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие;
— идеальное Я: установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать. Д. Майерс добавляет еще одну модальность:
— возможное Я: установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он боится стать в будущем.
Читайте также: