Сообщение о волго балте

Обновлено: 02.07.2024

У впадения ручья Вянги в быструю порожистую Вытегру, возникла Вянгинская пристань. Здесь проходили торговые пути из западных и северных земель на юг и восток.
"Учредить вновь на месте Вянгинской пристани город и назвать его "Вытегрою" по названию той реки, на которой оный находиться будет." Такими словами Екатерина II учредила в 1773 году город Вытегра.

В городе Вытегра есть главная достопримечательность подводная лодка (в середине кадра). Я в обязательном порядке ступила на борт дизель-электрической подводной лодки 641 проекта. Здесь располагается музей истории подводного кораблестроения. Обстановка внутри максимально приближена к реальной. Каюты, рабочие помещения, приборы. - все подписано, и если пропускаешь экскурсию, то разобраться что к чему можно. Хотя с экскурсоводом было бы намного познавательнее.

С реки Вытегры начинается Волго-Балтийский водный путь - Волго-Балт.

День был солнечным и облачным, красиво проплывали мимо берега с наполненными Волгонефтями.

Это совершенно не река Хуанхе, как можно сразу подумать, а взбаламученный многочисленными судами Волго-Балтийский канал с 7-ю шлюзами.

Волго-Балтийский канал был построен третьим по счету в 1960-1964. Первый канал - это Беломорско-Балтийский. Второй канал имени Москвы (мы по нему еще пройдем). И третий вот этот, построенный с наименьшими потерями, по сравнению с первыми. Здесь уже привлекались не только заключенные работники, но и бригады комсомольцев.

Один такой бывший комсомолец, уже сейчас взрослый мужчина рассказывал, что стройка была объявлена всесоюзной комсомольской. Сюда отбирали ребят из всего Советского Союза. Было очень почетно попасть в ряды избранных и получить заветную путевку на стройку.
Мужчина-комсомолец прибыл вместе с другими ребятами, с песнями, с гордостью, что именно их выбрали и отправили сюда на стройку века. Их встретил усталый Старший и спросил с удивлением, откуда вы приехали, молодежь, с гитарами и с таким энтузиазмом? Комсомолец ответил нас выбрал комсомол, как самых ответственных и успевающих. И Старший даже прослезился: "Какие молодцы в правительстве, так мастерски привлечь к работе бесплатную рабочую силу". Заключенных для постройки канала не хватало и не было денег на оплату работ - проект был слишком грандиозным. И начальник Хмельницкий решился на такую, практически, авантюру.

В отличие от строительства первого канала - Беломорско-Балтийского - здесь уже использовалась специальная техника, земснаряды и экскаваторы, оборудование, приборы, автоматика для шлюзов и гидростанций, строительные механизмы и металлоконструкции.

Мы тем временем проходим шлюзы, поднимаясь все выше и выше, в каждом шлюзе метров по 6. Поплавки в шлюзах Волго-Балта напоминают сов.

По Волго-Балту, ставшему самым популярным туристским маршрутом, пошли комфортабельные теплоходы. Они имеют преимущество прохода в шлюз перед грузовыми суднами.
Вот, например, цепочка Волгонефтей. Они выстроились в очередь в шлюз, пропуская нас.

Волго-Балтийский канал по протяженности - самый длинный канал в мире. От устья Вытегры до Рыбинского водохранилища он протянулся на 361 километр и представляет собой систему судоходных рек, озер, каналов и гидросооружений.

© uritsk.livejournal.com

Исторически — реки были важными водными дорогами, и с давних времён транспортные потоки придерживались русел рек: в навигацию грузы шли по воде, зимой — по льду.

А для перевалки грузов с одного речного бассейна в другой в прежние времена использовались волоки.

Сегодня, когда появилась разветвлённая сеть железных и автомобильных дорог, значение более медленного и сезонного водного транспорта снизилось, но и сейчас он играет значительную роль в транспортной системе, в ряде случаев оставаясь незаменимым.

В Европейской части России существует несколько крупных межбассейновых водных соединений, связывающих воедино крупные магистральные водные пути и образующие Единую Глубоководную систему.

Волго-Донским каналом, впадающая в изолированное Каспийское море, Волга связана с Азовским и Чёрными морями.

Волго-Балтийским водным путём — с Балтийским морем и водными путями Северо-Запада.

Беломорско-Балтийским каналом — с Белым морем (впрочем, транспортное значение Беломорско-Балтийского канала существенно ограничивает малая ширина его шлюзов).

Каналом имени Москвы — со столицей Москвой (при этом Канал имени Москвы имеет не только транспортное значение, но и обеспечивает Москву питьевой водой).

В сегодняшнем посте — описание Волго-Балтийского водного соединения и некоторые фотографии шлюзованного Онежского склона Волго-Балта.

Волго-Балтийский водный путь — одно из крупнейших межбассейновых водных соединений в нашей стране, связывающее Волгу с Балтийским морем и водными путями Северо-Запада.

В более широком смысле Волго-Балтийский водный путь — это вся совокупность естественных и искусственных водных путей от Волги до Балтийского моря (Рыбинское водохранилище, Шекснинское водохранилище, водораздельный шлюзованный канал, Онежское озеро, река Свирь, Ладожское озеро и река Нева); в более узком смысле — то есть собственно Волго-Балтийским каналом считается участок водного пути длиной 367 километров от Череповца до Онежского озера.

Он начинается от главного плёса Рыбинского водохранилища и затем проходит по реке Шексне, уровень которой сначала поднят Рыбинским водохранилищем, а далее — крупным Шекснинским гидроузлом, поднявшим уровень воды в Шексне на 11 метров. Шекснинский гидроузел — главнейший на трассе Волго-Балтийского канала: он обеспечивает необходимый уровень воды в реке Шексне, Белом озере и всём водораздельном участке Волго-Балта, проходящем по расширенным, спрямлённым и углубленным руслам рек Ковжи и Вытегры, а также искусственному 40-километровому каналу между ними.

Водораздельный участок Волго-Балтийского канала тянется от Шекснинского гидроузла на реке Шексне и до Пахомовского гидроузла на реке Вытегре (260 километров). За водоразделом трасса Волго-Балтийского канала шестью ступенями шлюзов круто спускается на 80 метров до уровня Онежского озера, при этом на Онежском склоне канала в бывшем русле реки Вытегры устроены четыре гидроузла — Пахомовский, Новинковский, Белоусовский и Вытегорский.

Волго-Балтийский канал прошёл по трассе бывшей Мариинской системы — шлюзованного водного пути, построенного ещё в 1799—1810 годах и в последующие годы неоднократно реконструировавшегося.

С момента открытия нынешнего Волго-Балтийского водного пути в 1964 году транспортное значение его неизменно растёт и грузопоток по нему постоянно увеличивается — так было и в советское время, постоянно увеличивается загруженность его и сейчас.

В настоящее время Волго-Балт работает практически на пределе своей пропускной способности — для её увеличения в 1980—1994 году была построена вторая камера шлюза Шекснинского гидроузла, с 2012 года начались работы по строительству второй камеры Нижнесвирского гидроузла на реке Свирь (его длина — чуть меньше остальных шлюзов Волго-Балтийского канала и лимитирует пропускную способность по трассе Волго-Балта).

Основные грузы, перевозимые по Волго-Балту в навигацию — железные руды с Кольского полуострова, карельские гранит и диабаз, лес и пиломатериалы из Вологодской области и Карелии, чёрный металл из Череповца, калийные соли с Урала, нефтепродукты в танкерах с Волги на Северо-Запад (в том числе на экспорт) и многое-многое другое.

Кроме того, Волго-Балтийский водный путь — в значительной степени ещё и лицо России для сотен тысяч иностранных туристов, посещающих нашу страну. По нему проходит большая часть круизного маршрута Москва — Санкт-Петербург, одного из самых популярных туров в Россию среди иностранцев. Круиз между Москвой и Санкт-Петербургом популярен и у россиян.

Сегодня мы посмотрим участок Волго-Балтийского канала на территории Вологодской области — водораздел и спуск к Онежскому озеру в шести шлюзах, после чего посетим город Вытегра, один из ключевых городов как нынешнего Волго-Балта, так и старой Мариинской системы.

Вчера мы миновали Шекснинский гидроузел и стояли в посёлке Шексна, откуда съездили на экскурсию в Вологду. За ночь теплоход прошёл около 150 километров по Шекснинскому водохранилищу, пересёк крупное Белое озеро и в настоящее время движется по искусственному водораздельному участку трассы, проходящему по значительно расширенным, спрямлённым и углубленным руслам рек Ковжи и Вытегры и 40-километровому искусственному каналу между ними.

Утро. Сентябрь. Туман…


Краски осени по берегам канала.


В глубине леса в некоторых местах видны остатки бараков, в которых жили заключённые, задействованные на строительстве Волго-Балтийского канала.


Паромная переправа Волоков мост.


Водораздельный участок канала в этом месте проходит по бывшему руслу реки Вытегры.



Танкер направляется с Северо-Запада на Волгу.





Суда преодолевают перепад высот в шести шлюзах. Габариты шлюзов — 270×18 метров. По длине это почти как шлюзы гидроузлов Канала имени Москвы, Волги и Камы, а по ширине в два раза уже (габариты шлюзов Канала имени Москвы и гидроузлов Волжско-Камского каскада — 290×29 метров). При таких габаритах, шлюзы Волго-Балта вмещают в себя два крупных судна. Первый на нашем пути — шлюз N6 Пахомовского гидроузла.





Спустившись на 17 метров, теплоход оказывается в Новинковском водохранилище, названном по имени расположенного на его берегу села Новинки.




Новинковское водохранилище образовано напорными сооружениями Новинковского гидроузла. Этот перепад высот суда преодолевают в следующих трёх последовательно расположенных шлюзах — N5, N4 и N3. В каждом из этих шлюзов судно опускается на 12 с небольшим метров.



Продолжаем спуск к Онежскому озеру по гигантской водной лестнице. Вид из камеры шлюза N5 на расположенные ниже шлюзы N4 и N3.







Между шлюзами N3 и N2 расположено живописное Белоусовское водохранилище, образованное напорными сооружениями Белоусовского гидроузла.



Белоусовский гидроузел совмещён с гидроэлектростанцией, а 13-метровый перепад высот суда преодолевают в шлюзе N2.


Белоусовский шлюз N2 остаётся позади, и теплоход выходит в Вытегорское водохранилище, образованное напорными сооружениями Вытегорского гидроузла, заключительного на трассе Волго-Балтийского канала перед спуском к Онежскому озеру.


Полуразрушенные Спасская и Всехсвятская церкви в селе Анхимово.





Оставив позади Вытегорское водохранилище, теплоход делает остановку в городе Вытегра.



Вытегра — районный центр Вологодской области. Городок расположен на трассе Волго-Балтийского водного пути, по обоим берегам реки Вытегры, в 15 километрах от Онежского озера.

Вытегра исторически была важной торговой пристанью, значение которой существенно увеличилось со строительством Мариинской водной системы — предшественницы нынешнего Волго-Балтийского канала, соединившей Волгу с водными путями Северо-Запада в 1810 году. Сегодня — это небольшой тихий провинциальный городок, где делают стоянку многие туристические теплоходы, выполняющие круизы между Москвой и Санкт-Петербургом.

Неподалёку от пристани на берегу Вытегорского водохранилища установлена подводная лодка Б-440, где действует музей. Эта дизельная подводная лодка проекта 641 была спущена на воду в 1969 году, служила в Северном флоте, затем на Балтийском море и несла боевую службу вплоть до 1998 года. Вскоре после списания с боевой службы её переоборудовали на Кронштадском морском заводе в музейное судно и в 2005 году на понтонах перегнали в Вытегру, где она стала главным экспонатом музей боевой славы подводников. Сегодня её можно осмотреть как снаружи, так и изнутри.




Вытегра. Золотая осень…







Ещё немного истории. В XVIII — и начале XIX века, когда водные пути были основным видом транспорта, для связи Волги с Балтийским морем и столицей Петербургом были построены три шлюзованные водные системы — Вышневолоцкая, Тихвинская и Мариинская.

1. Вышневолоцкая водная система начиналась из Твери и проходила вверх по притоку Волги реке Тверце, которая в Вышнем Волочке была связана с рекой Мстой через реку Цну, Мстинское озеро и ряд соединительных каналов. Для питания водораздельного участка канала на реке Цне было создано крупное Вышневолоцкое водохранилище, из которого вода распределялась на оба склона канала, а в настоящее время (после последней реконструкции плотины в 1943—1947 годах) берут начало сразу две реки — Тверца (приток Волги) и Цна (бассейн Мсты и Балтийского моря). За Вышним Волочком водный путь на Петербург проходил по реке Мсте, озеру Ильмень, реке Волхову, Ладожскому озеру и Неве. Строительство Вышневолоцкой водной системы началось при Петре I, в 1703 году, сразу после основания Петербурга. После ряда перестроек, усовершенствований и доработок она была введена в строй в 1722 году и функционировала вплоть до 1893 года, когда основной водный путь окончательно переключился на наиболее удобную и экономически выгодную Мариинскую систему.

2. Тихвинская водная система связывала Волгу с Петербургом через приток Волги Мологу и её притоки, которые соединительным каналом были связаны с рекой Тихвинкой, впадающей в реку Сясь, текущую в Ладожское озеро. Тихвинская водная система была введена в строй в 1811 году, вплоть до начала XX века имела важное транспортное значение, но постепенно её роль стала угасать. Вплоть до 1950-х годов по Тихвинской водной системе ещё осуществлялось местное судоходство на территории Ленинградской области, а в 1956 году она была официально закрыта.

3. Мариинская водная система была открыта в 1810 году. Её трасса прошла по трассе нынешнего Волго-Балтийского пути: Волга — Шексна — Белое озеро — Ковжа — соединительный водораздельный канал — Вытегра — Онежское озеро — Свирь — Ладожское озеро — Нева. На старой Мариинке на участке между Волгой и Онежским озером было 28 деревянных шлюзов размерами 32×9 метров и глубиной 1.3 метра (на сегодняшнем Волго-Балте 7 шлюзов размерами 270×18 метров и глубиной 4 метра — 6 шлюзов на Онежском склоне и крупный Шекснинский гидроузел на Шексне).

В процессе эксплуатации Мариинская водная система неоднократно реконструировалась, гидроузлы перестраивались, шлюзы углублялись и расширялись. Последняя крупная реконструкция водного пути была проведена в 1890—1896 годах, после чего в 1913 году обновлённый водный путь был награждён Большой золотой медалью на Всемирной выставке. К началу XX века Мариинка стала основным водным путём между Волгой и Петербургом.

В советское время она продолжала реконструироваться — были построены ещё несколько шлюзов на Шексне, а в 1940 году, перед самой войной, на Волге и Шексне была построена Рыбинская гидроэлектростанция, образовавшая огромное водохранилище. В результате нижнее течение Шексны и четыре шлюза Мариинки были затоплены рукотворным морем.

Но старая Мариинская водная система, хоть и была выдающимся гидротехническим сооружением для своего времени, уже перестала удовлетворять новым транспортным потребностям. Поэтому в 1956 -1964 году по трассе Мариинки был построен нынешний Волго-Балтийский канал — новый современный магистральный водный путь. А прослужившая людям верой и правдой 150 лет Мариинская водная система ушла в историю.

Через центр города Вытегра проходит старое русло одноимённой реки, по которому шла бывшая трасса Мариинской водной системы.



До наших дней в городе сохранился один из старых шлюзов Мариинской водной системы.

Волго-Балт, фото

Волго-Балтийский канал — это крупное гидротехническое сооружение, звено Единой глубоководной транспортной системы Европейской части России. Волго-Балтийский канал соединяет Рыбинское водохранилище с Онежским озером и является основной частью Волго-Балтийского пути. Через Онежское озеро, реку Свирь, Ладожское озеро и Неву можно попасть в Балтийское море, а по Беломоро-Балтийскому каналу — в Белое море.

Протяженность Волго-Балта — 368 км, водный путь проходит через Нижнюю Шексну и Шекснинское (Череповецкое) водохранилище, Белое озеро и реку Ковжу, водораздельный канал и реку Вытегру.

Карта Волго-Балтийского канала (Волго-Балта)

Волго-Балтийский канал — описание

Волго-Балтийский канал имеет два склона: крутой северный (Балтийский) и пологий южный (Каспийский).

На северном склоне построены гидросооружения, в том числе 6 шлюзов, по которым суда поднимаются до водораздельного блефа на высоту более 80 метров:

  • Вытегорский гидроузел расположен в 14 км от Онежскогоо озера и состоит из плотины, поднимающей уровень воды в Вытегре на 13,5 метров, гидроэлектростанции и шлюза №1.

В городе Вытегра сохранился старый шлюз — единственный музеефицированный деревянный шлюз Мариинской системы. Рядом с ним расположен обелиск белого цвета — памятник в честь окончания строительства в 1886 году Ново-Мариинского канала между реками Вытегрой и Ковжей, перенесенный в начале 60-х с верховьев Вытегры из деревни Александровское

  • В 2 км от Вытегорского расположен Белоусовский гидроузел со шлюзом №2, выполненный аналогично первому гидроузлу
  • На расстоянии 11 км от второго шлюза построен Новинкинский гидроузел, включающий в себя шлюзы №3, №4 и №5. Новинковская лестница интересна как с инженерной точки зрения, так и с эстетической. В этом месте на протяжении трех километров суда как бы въезжают по лестнице на высоту более, чем 40 метров. Пожалуй, это самое примечательное место на Волго-Балтийском канале: расстояние между шлюзом №3 и №4 небольшое и с верхнего бьефа четвертого шлюза внизу видна вся живописная долина и холмистые лесные просторы
  • При подходе к Пахомовскому гидроузлу можно увидеть село Девятины и пятиглавую Успенскую церковь. Пахомовский гидроузел со шлюзом №6 занимает особое место в системе Волго-Балта. Это самый высоконапорный и глубокий шлюз, высота его подъема составляет около 20 метров. Этим шлюзом заканчивается северный склон и начинается водораздел, ведущий к южному склону Волго-Балтийского канала.

Размеры шлюзов Волго-Балта составляют 270 на 18 метров, их архитектура однотипна, что позволило при строительстве пользоваться одинаковыми деталями.

Далее от шлюза №6 до Череповецкого гидроузла проходит единый водораздельный блеф протяженностью около 270 км, включающий водораздельный канал длиной в 39 км, реку Ковжу — 70 км, Белое озеро — 45 км и реку Шексну (от ее истока в Белом море до гидроузла) — 121 км.

Надо отметить, что участок канала, проходящий по реке Ковже — самый красивый на Волго-Балте. Здешняя природа практически не тронута человеком — населенные пункты встречаются очень редко, да и те которые есть, занимаются в основном лесозаготовками. Ширина канала здесь очень небольшая.

Строительство Волго-Балтийского канала велось ударными темпами, поэтому перед затоплением территории даже не успели вырубить деревья. А поскольку дерево быстрей всего разрушается на границе воды и воздуха, а под водой — напротив крайне устойчиво к гниению, то до сих пор на некоторых участках канала можно увидеть целые леса пеньков — ужасающий пейзаж, похожий на лунный. Даже там, где, казалось бы, в воде ничего нет, высокая волна от теплохода обнажает стволы деревьев, находящиеся под водой и недостающие до кромки несколько сантиметров.

На южном склоне Волго-Балта, на реке Шексне, находится Череповецкий гидроузел с параллельными шлюзами №7 и №8, опускающими суда на 13 метров. Шлюз №7 — старый, а с 1989 года здесь действует вторая нитка — шлюз № 8 с размерами 310 на 21,5 метров.

История Волго-Балтийского канала

В начале XVIII века после победы России в Северной войне и выхода к Балтийскому морю, роль Петербурга все возрастает. В связи с этим необходимы были новые удобные пути для связи столицы с другими территориями. Для этого были построены три водные пути:

  • Самой первой, в 1709 году, была сооружена Вышневолоцкая водная система, соединившая реку Тверцу, приток Волги, с Балтийским морем
  • Тихвинская водная система проходила от Рыбинска через Тихвинский соединительный канал до Ладожского озера и Невы, построена в 1811 году
  • Мариинская водная система шла от Рыбинска по Шексне и Белому озеру, Ковже и искусственному Мариинскому каналу, затем по Вытегре, Онежскому озеру, Свири, Ладожскому озеру и Неве. Этот водный путь имел большое экономическое значение и прослужил более 150 лет.

Вместе с тем, в начале XX века Мариинская система уже не удовлетворяла транспортные потребности России и было решено создать новый канал. Его сооружение началось в 1940 году. Строительство велось заключенными под руководством наркомата внутренних дел. Для рабочих, строящих гидротехнические сооружения, был организован Вытегорский исправительно-трудовой лагерь.

Из-за начавшейся Великой Отечественной войны строительство было заморожено и возобновилось только в 1959 году. Объект объявили первоочередной стройкой семилетки и через пять лет водная артерия была построена.

Волго-Балтийский канал — сооружения

  • Особенность Волго-Балта состоит в том, что все шлюзы Балтийского склона, кроме Пахомовского, имеют одинаковую высоту — 13,5 метров, что позволило при строительстве использовать стандартные конструкции. Всего на канале 7 шлюзов, из них один (Пахомовский) двухниточный
  • 5 гидроузлов — Вытегорский, Белоусовский и Новинкинский, Пахомовский и Череповецкий
  • 3 гидроэлектростанции — Вытегорская, Белоусовская и Шекснинская
  • 25 земляных плотин и дамб
  • 4 искусственных водохранилища — Вытегорское и Белоусовское, Новинкинское и Шекснинское
  • 5 мостов на шлюзах
  • 2 паромные переправы
  • 11 пристаней
  • 4 эксплуатационных поселка.

Достопримечательности

Для туристов, путешествующих по Волго-Балту, организовано несколько зеленых стоянок, одна из них — в старинном селе Ирма. Эта местность связана с именем русского ученого-историка Николая Дмитриевича Чечулина. Здесь он похоронен, а на месте сгоревшего дома Чечулиных установлен памятный обелиск.

Туристические теплоходы также заходят в село Горицы, расположенное на левом берегу Шексны. Во время стоянки теплохода можно совершить следующие экскурсии:

  • Главная из них — в Кирилло-Белозерский монастырь. Как и другие монастыри той эпохи, обитель выполняла роль военной крепости, опоры царской власти и убежища на случай войны или внутренней смуты
  • Вторая экскурсия — в Ферапонтов монастырь, всемирно известный благодаря фрескам Дионисия, созданным в 1502 году
  • Ну и наконец, туристы могут самостоятельно осмотреть Горицкий монастырь, находящийся в двух шагах от пристани. Эта обитель была местом заточения знатных женщин, например, в 1608 году сюда была сослана дочь царя Бориса — Ксения Годунова.

Затопленная церковь Крохинского погоста

Затопленная церковь Крохинского погоста у истока Шексны из Белого озера

В районе поселка Топорня начинается Северо-Двинская система (Северо-Двинский водный путь), соединяющий Шексну и реку Северную Двину. Построен об был еще в 1829 году и с тех пор кардинально не изменился. В настоящее время он не имеет важного значения для судоходства. Пройти по нему могут лишь небольшие суда, поэтому круизы по Северо-Двинской системе совершаются все реже и реже. С борта теплохода, следующего по Волго-Балту можно увидеть первый шлюз этой устаревшей водной системы. Однако наше время эта череда сохранившихся деревянных шлюзов представляет интерес как памятник науки и техники прошлого.

Начало Северо-Двинского водного пути

Начало Северо-Двинского водного пути

Волго-Балтийский канал создан несколькими поколениями проектировщиков и строителей, претворивших в жизнь давнюю мечту о водной дороге, соединившей порты пяти морей. Волго-Балт был и остается наиболее оживленной водной магистралью, позволяющей осуществлять перевозки не только между районами России, но и между морскими портами северных и южных морей Европы.

Волго-Балтийский водный путь

Волго-Балтийский водный путь

Волго-Балтийский водный путь (ВБВП) проходит через:

  • Рыбинское водохранилище;
  • озера: Белое, Онежское, Ладожское;
  • реки: Шексна, Ковжа, Вытегра, Нева, Свирь;
  • каналы: Мариинский, Онежский, Волго-Балтийский (Волго-Балт).

Разводной, понтонный, автомобильный мост через Волго-Балтийский канал в деревне Анненский мост

Разводной понтонный автомобильный мост через Волго-Балтийский канал в селе Анненский мост

ВБВП имеет минимальную ширину 50-70м при глубине 4 м и позволяет прохождение судов, грузоподъемность которых достигает 5000 тонн. Большинство из них являются самоходными грузовыми судами, перевозящими грузы без перевалки. Важнейшими грузами, транспортируемыми этим водным путем, являются:

  • железорудный концентрат – через Кандалакшу с Кольского полуострова до Череповецкого меткомбината;
  • череповецкие черные металлы, донбасский и кузбасский уголь, калийные соли из Соликамска, серный колчедан с Урала – для обеспечения северо-западных районов и на экспорт;
  • хибинские апатиты и апатитовый концентрат, карельские граниты и диабаз, зерновые — в разные районы страны;
  • лес, пиломатериалы из Вологодской, Архангельской – в Санкт-Петербург, южные регионы страны и на экспорт;
  • баскунчакская соль – в Мурманск;
  • нефть и продукты ее переработки – в северо-западные регионы, Прибалтику, на экспорт;
  • грузы импортного производства – из Санкт-Петербурга в разные регионы России.

Волго-Балт

Волго-Балтийский канал
Переправа Анненский мост

История водного пути своими корнями уходит в создание Мариинской водной системы, сооруженной еще в XIX веке. После ее капитальной реконструкции в 60-х годах прошлого столетия она была названа Волго-Балтийским водным путем.

Волго-Балтийский канал, шлюз №1

Волго-Балтийский канал, шлюз №1

Для решения этих задач были созданы и открыты водные системы:

  • в 1709 г. – Вышневолоцкая;
  • в 1811 г. – Тихвинская;
  • в 1810 г. – Мариинская.

Последняя система, начинаясь около Рыбинска, проходила далее по рекам, озерам, искусственному Мариинскому каналу. В нее входили и обводные каналы, созданные для обеспечения безопасности плавания небольших судов, курсирующих по Ладожскому, Белому, Онежскому озерам:

  • Онежский;
  • Новоладожский;
  • Белозерский.

Волго-Балтийский водный путь (ранее — Мариинская водная система)

Волго-Балтийский водный путь (ранее — Мариинская водная система)

Экономическое значение Мариинской системы для того времени трудно переоценить. На тот момент это было выдающееся гидротехническое сооружение, однако и оно вскоре перестало удовлетворять возрастающие транспортные потребности страны, что и повлекло необходимость поиска новых современных решений.

Карта Волго-Балтийского канала от Белого озера до Рыбинского водохранилища

Карта Волго-Балтийского канала от Белого озера до Рыбинского водохранилища


Исторически — реки были важными водными дорогами, и с давних времён транспортные потоки придерживались русел рек: в навигацию грузы шли по воде, зимой — по льду.

А для перевалки грузов с одного речного бассейна в другой в прежние времена использовались волоки.

Сегодня, когда появилась разветвлённая сеть железных и автомобильных дорог, значение более медленного и сезонного водного транспорта снизилось, но и сейчас он играет значительную роль в транспортной системе, в ряде случаев оставаясь незаменимым.

В Европейской части России существует несколько крупных межбассейновых водных соединений, связывающих воедино крупные магистральные водные пути и образующие Единую Глубоководную систему.

Волго-Донским каналом, впадающая в изолированное Каспийское море, Волга связана с Азовским и Чёрными морями.

Волго-Балтийским водным путём — с Балтийским морем и водными путями Северо-Запада.

Беломорско-Балтийским каналом — с Белым морем (впрочем, транспортное значение Беломорско-Балтийского канала существенно ограничивает малая ширина его шлюзов).

Каналом имени Москвы — со столицей Москвой (при этом Канал имени Москвы имеет не только транспортное значение, но и обеспечивает Москву питьевой водой).

В сегодняшнем посте — описание Волго-Балтийского водного соединения и некоторые фотографии шлюзованного Онежского склона Волго-Балта.

Волго-Балтийский водный путь — одно из крупнейших межбассейновых водных соединений в нашей стране, связывающее Волгу с Балтийским морем и водными путями Северо-Запада.

В более широком смысле Волго-Балтийский водный путь — это вся совокупность естественных и искусственных водных путей от Волги до Балтийского моря (Рыбинское водохранилище, Шекснинское водохранилище, водораздельный шлюзованный канал, Онежское озеро, река Свирь, Ладожское озеро и река Нева); в более узком смысле — то есть собственно Волго-Балтийским каналом считается участок водного пути длиной 367 километров от Череповца до Онежского озера.

Он начинается от главного плёса Рыбинского водохранилища и затем проходит по реке Шексне, уровень которой сначала поднят Рыбинским водохранилищем, а далее — крупным Шекснинским гидроузлом, поднявшим уровень воды в Шексне на 11 метров. Шекснинский гидроузел — главнейший на трассе Волго-Балтийского канала: он обеспечивает необходимый уровень воды в реке Шексне, Белом озере и всём водораздельном участке Волго-Балта, проходящем по расширенным, спрямлённым и углубленным руслам рек Ковжи и Вытегры, а также искусственному 40-километровому каналу между ними.

Водораздельный участок Волго-Балтийского канала тянется от Шекснинского гидроузла на реке Шексне и до Пахомовского гидроузла на реке Вытегре (260 километров). За водоразделом трасса Волго-Балтийского канала шестью ступенями шлюзов круто спускается на 80 метров до уровня Онежского озера, при этом на Онежском склоне канала в бывшем русле реки Вытегры устроены четыре гидроузла — Пахомовский, Новинковский, Белоусовский и Вытегорский.

Волго-Балтийский канал прошёл по трассе бывшей Мариинской системы — шлюзованного водного пути, построенного ещё в 1799—1810 годах и в последующие годы неоднократно реконструировавшегося.

С момента открытия нынешнего Волго-Балтийского водного пути в 1964 году транспортное значение его неизменно растёт и грузопоток по нему постоянно увеличивается — так было и в советское время, постоянно увеличивается загруженность его и сейчас.

В настоящее время Волго-Балт работает практически на пределе своей пропускной способности — для её увеличения в 1980—1994 году была построена вторая камера шлюза Шекснинского гидроузла, с 2012 года начались работы по строительству второй камеры Нижнесвирского гидроузла на реке Свирь (его длина — чуть меньше остальных шлюзов Волго-Балтийского канала и лимитирует пропускную способность по трассе Волго-Балта).

Основные грузы, перевозимые по Волго-Балту в навигацию — железные руды с Кольского полуострова, карельские гранит и диабаз, лес и пиломатериалы из Вологодской области и Карелии, чёрный металл из Череповца, калийные соли с Урала, нефтепродукты в танкерах с Волги на Северо-Запад (в том числе на экспорт) и многое-многое другое.

Кроме того, Волго-Балтийский водный путь — в значительной степени ещё и лицо России для сотен тысяч иностранных туристов, посещающих нашу страну. По нему проходит большая часть круизного маршрута Москва — Санкт-Петербург, одного из самых популярных туров в Россию среди иностранцев. Круиз между Москвой и Санкт-Петербургом популярен и у россиян.

Сегодня мы посмотрим участок Волго-Балтийского канала на территории Вологодской области — водораздел и спуск к Онежскому озеру в шести шлюзах, после чего посетим город Вытегра, один из ключевых городов как нынешнего Волго-Балта, так и старой Мариинской системы.

Вчера мы миновали Шекснинский гидроузел и стояли в посёлке Шексна, откуда съездили на экскурсию в Вологду. За ночь теплоход прошёл около 150 километров по Шекснинскому водохранилищу, пересёк крупное Белое озеро и в настоящее время движется по искусственному водораздельному участку трассы, проходящему по значительно расширенным, спрямлённым и углубленным руслам рек Ковжи и Вытегры и 40-километровому искусственному каналу между ними.

Утро. Сентябрь. Туман…


Краски осени по берегам канала.


В глубине леса в некоторых местах видны остатки бараков, в которых жили заключённые, задействованные на строительстве Волго-Балтийского канала.


Паромная переправа Волоков мост.


Водораздельный участок канала в этом месте проходит по бывшему руслу реки Вытегры.



Танкер направляется с Северо-Запада на Волгу.





Суда преодолевают перепад высот в шести шлюзах. Габариты шлюзов — 270×18 метров. По длине это почти как шлюзы гидроузлов Канала имени Москвы, Волги и Камы, а по ширине в два раза уже (габариты шлюзов Канала имени Москвы и гидроузлов Волжско-Камского каскада — 290×29 метров). При таких габаритах, шлюзы Волго-Балта вмещают в себя два крупных судна. Первый на нашем пути — шлюз N6 Пахомовского гидроузла.





Спустившись на 17 метров, теплоход оказывается в Новинковском водохранилище, названном по имени расположенного на его берегу села Новинки.




Новинковское водохранилище образовано напорными сооружениями Новинковского гидроузла. Этот перепад высот суда преодолевают в следующих трёх последовательно расположенных шлюзах — N5, N4 и N3. В каждом из этих шлюзов судно опускается на 12 с небольшим метров.



Продолжаем спуск к Онежскому озеру по гигантской водной лестнице. Вид из камеры шлюза N5 на расположенные ниже шлюзы N4 и N3.







Между шлюзами N3 и N2 расположено живописное Белоусовское водохранилище, образованное напорными сооружениями Белоусовского гидроузла.



Белоусовский гидроузел совмещён с гидроэлектростанцией, а 13-метровый перепад высот суда преодолевают в шлюзе N2.


Белоусовский шлюз N2 остаётся позади, и теплоход выходит в Вытегорское водохранилище, образованное напорными сооружениями Вытегорского гидроузла, заключительного на трассе Волго-Балтийского канала перед спуском к Онежскому озеру.


Полуразрушенные Спасская и Всехсвятская церкви в селе Анхимово.





Оставив позади Вытегорское водохранилище, теплоход делает остановку в городе Вытегра.



Вытегра — районный центр Вологодской области. Городок расположен на трассе Волго-Балтийского водного пути, по обоим берегам реки Вытегры, в 15 километрах от Онежского озера.

Вытегра исторически была важной торговой пристанью, значение которой существенно увеличилось со строительством Мариинской водной системы — предшественницы нынешнего Волго-Балтийского канала, соединившей Волгу с водными путями Северо-Запада в 1810 году. Сегодня — это небольшой тихий провинциальный городок, где делают стоянку многие туристические теплоходы, выполняющие круизы между Москвой и Санкт-Петербургом.

Неподалёку от пристани на берегу Вытегорского водохранилища установлена подводная лодка Б-440, где действует музей. Эта дизельная подводная лодка проекта 641 была спущена на воду в 1969 году, служила в Северном флоте, затем на Балтийском море и несла боевую службу вплоть до 1998 года. Вскоре после списания с боевой службы её переоборудовали на Кронштадском морском заводе в музейное судно и в 2005 году на понтонах перегнали в Вытегру, где она стала главным экспонатом музей боевой славы подводников. Сегодня её можно осмотреть как снаружи, так и изнутри.




Вытегра. Золотая осень…







Ещё немного истории. В XVIII — и начале XIX века, когда водные пути были основным видом транспорта, для связи Волги с Балтийским морем и столицей Петербургом были построены три шлюзованные водные системы — Вышневолоцкая, Тихвинская и Мариинская.

1. Вышневолоцкая водная система начиналась из Твери и проходила вверх по притоку Волги реке Тверце, которая в Вышнем Волочке была связана с рекой Мстой через реку Цну, Мстинское озеро и ряд соединительных каналов. Для питания водораздельного участка канала на реке Цне было создано крупное Вышневолоцкое водохранилище, из которого вода распределялась на оба склона канала, а в настоящее время (после последней реконструкции плотины в 1943—1947 годах) берут начало сразу две реки — Тверца (приток Волги) и Цна (бассейн Мсты и Балтийского моря). За Вышним Волочком водный путь на Петербург проходил по реке Мсте, озеру Ильмень, реке Волхову, Ладожскому озеру и Неве. Строительство Вышневолоцкой водной системы началось при Петре I, в 1703 году, сразу после основания Петербурга. После ряда перестроек, усовершенствований и доработок она была введена в строй в 1722 году и функционировала вплоть до 1893 года, когда основной водный путь окончательно переключился на наиболее удобную и экономически выгодную Мариинскую систему.

2. Тихвинская водная система связывала Волгу с Петербургом через приток Волги Мологу и её притоки, которые соединительным каналом были связаны с рекой Тихвинкой, впадающей в реку Сясь, текущую в Ладожское озеро. Тихвинская водная система была введена в строй в 1811 году, вплоть до начала XX века имела важное транспортное значение, но постепенно её роль стала угасать. Вплоть до 1950-х годов по Тихвинской водной системе ещё осуществлялось местное судоходство на территории Ленинградской области, а в 1956 году она была официально закрыта.

3. Мариинская водная система была открыта в 1810 году. Её трасса прошла по трассе нынешнего Волго-Балтийского пути: Волга — Шексна — Белое озеро — Ковжа — соединительный водораздельный канал — Вытегра — Онежское озеро — Свирь — Ладожское озеро — Нева. На старой Мариинке на участке между Волгой и Онежским озером было 28 деревянных шлюзов размерами 32×9 метров и глубиной 1.3 метра (на сегодняшнем Волго-Балте 7 шлюзов размерами 270×18 метров и глубиной 4 метра — 6 шлюзов на Онежском склоне и крупный Шекснинский гидроузел на Шексне).

В процессе эксплуатации Мариинская водная система неоднократно реконструировалась, гидроузлы перестраивались, шлюзы углублялись и расширялись. Последняя крупная реконструкция водного пути была проведена в 1890—1896 годах, после чего в 1913 году обновлённый водный путь был награждён Большой золотой медалью на Всемирной выставке. К началу XX века Мариинка стала основным водным путём между Волгой и Петербургом.

В советское время она продолжала реконструироваться — были построены ещё несколько шлюзов на Шексне, а в 1940 году, перед самой войной, на Волге и Шексне была построена Рыбинская гидроэлектростанция, образовавшая огромное водохранилище. В результате нижнее течение Шексны и четыре шлюза Мариинки были затоплены рукотворным морем.

Но старая Мариинская водная система, хоть и была выдающимся гидротехническим сооружением для своего времени, уже перестала удовлетворять новым транспортным потребностям. Поэтому в 1956 -1964 году по трассе Мариинки был построен нынешний Волго-Балтийский канал — новый современный магистральный водный путь. А прослужившая людям верой и правдой 150 лет Мариинская водная система ушла в историю.

Через центр города Вытегра проходит старое русло одноимённой реки, по которому шла бывшая трасса Мариинской водной системы.

Читайте также: