Сообщение на тему народные умельцы села курманаевки

Обновлено: 02.07.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«С мастерством люди не родятся,

У каждого человека есть Родина, и каждый любит то место, где он родился и живёт. Любит родные просторы, поля, леса. И эта любовь неразрывно связана с культурой своего народа, его творчеством. Народное творчество нашего села уходит своими корнями в далёкое прошлое.

В школьной музейной комнате представлены различные экспонаты, которые отражают быт наших предков. Мастерство многих рукодельных работ переходило из поколения в поколение и, таким образом, дошло до нас [6].

К сожалению, мы забываем занятия и промыслы, которыми сотни лет кормились наши отцы, деды и прадеды, забываем прекрасные традиции своего народа.

Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ.

С каждым днем становится все более популярным ручной труд и его экологическая ценность. К счастью, не перевелись ещё в российской глубинке мастеровые люди. Они не только хранят и преумножают наследие народного творчества, но и вносят что-то новое, меняют формы, усовершенствуют виды изделий, а также передают свой опыт родным, близким и подрастающему поколению.

Актуальность выбранной темы

Жизнь шагает вперёд. И сегодняшний день тоже станет частицей истории. С каждым годом становится всё меньше мастеров - ремесленников. Если мы поближе познакомимся с народными мастерами, мы узнаем больше о нашей малой родине, о секретах мастерства людей. И, возможно, тонкая нить настоящего и будущего не прервётся.

Поэтому цель моей работы– это знакомство с народными умельцами села Июльское.

Задачи исследования:

- собрать материал о народных умельцах села;

-узнать какими видами народного искусства владеют мастера;

- систематизировать и обобщить материал о мастерах;

-стремиться к сохранению культурного наследия моей малой родины.

Гипотеза – если мы будем изучать историю своей малой родины, её культуру, традиции и жителей, то мы сделаем шаг к тому, что будущее поколение села Июльское будет хранить и помнить прошлое своей малой родины, будет гордиться и своим селом, и его жителями, и тем, что они здесь родились и живут.

Предмет исследования – творческая деятельность народного умельцев села Июльского.

Формы и методы работы -

работа в интернете;

опрос и интервью;

метод изучения источников;

сравнение и уточнение выводов;

экскурсия к мастерам своего дела.

Этапы работы исследовательской деятельности:

Опрос и интервью.

Встреча с мастерами -умельцами.

Отбор и обработка материала.

Оформление полученных данных.

Подготовка к выступлению по собранным материалам.

Значимость и прикладная ценность работы - данная работа будет использоваться на уроках краеведения, на внеклассных занятиях, в воспитательной работе, в работе краеведческого кружка, служить материалом для музейной комнаты. Я считаю, что моя исследовательская работа является актуальной, потому что мы узнаем больше о нашей малой родине, о секретах мастеров-умельцев, живущего на территории села Июльское. И, возможно, связующее звено настоящего с будущим нас не прервётся.

Глава 1. История возникновения села.

Перед тем как перейти к изучению ремёсел в нашем селе я решила изучить материал об истории возникновения села. Потому что, не зная историю, нельзя говорить о занятиях ее жителей.

По данным архивных материалов существует много версий объясняющих появления села Июльское.

Что привело переселенцев в данное место? Со слов Воткинского краеведа Николая Лапина: «Смертоносный ураган пугачевщины пронесся по Прикамью в конце 18 века, оставляя за собой сожженные святыни и разграбленные селения. Не избежала этой участи и древняя русская деревня Кулюшево. Многие крепкие, не боящиеся труда крестьяне после пугачевского нашествия ушли подальше от большой дороги, в лесную глухомань, основав там новые починки, которым впоследствии суждено было вырасти в большие деревни, а одному из них в огромное село, известное на всю округу Июльское.… Все крестьяне были старообрядцы. Но селения их, входившие в приход Гольянской Крестоводвиженской церкви не оставались без чуткого попечения православных священников. В результате вскоре многие из них начинают крестить своих детей в церкви, а сами причащаться[4]. «Жители Берёзово решили построить церковь, но не знали где. Проезжая монахиня посоветовала: «Стройте там, где выпадает иней". К великому удивлению на возвышенной части Берёзово в июле выпал иней. Так, благодаря строительству церкви и объединению д.Берёзово и кардона Июльское, образовалось село Июльское [10]

1777 (1725) год – образование поселения. Прокопий с Иваном Мельниковы и Василий Варламов из Патраково, Трофим Бочкарев, Карп Сутыгин и Данило Сурнин из Кулюшево переселились и образовали Березово.

Окрестное население занималось в основном сельским хозяйством. Для обслуживания крестьянских хозяйств в селе существовали сапожники, портные, печники и кузнецы. Почти каждая семья имела свой ткацкий станок, на котором пряли материи из конопли и льна. Развито было также кустарное производство валенок. Особым видом ткачества считалось плетение ковровых дорожек из камыша[2, 3].

Славилось наше село и своими умельцами. Останин Геннадий Егорович плёл на продажу лапти, корзины из ивовых прутьев. Его знакомый, Ломаев Егор Андреевич, занимался резьбой по дереву. Овсянников Александр занимался резьбой по дереву и делал изделия из камня. Во все времена женщины – труженицы ценили уют и комфорт в доме, создавая своими руками различные предметы быта. Гущина Валентина шила лоскутные одеяла . Её работы очень ценили, красивое одеяло было гордостью хозяйки, являлось символом благополучия и достатка в доме. Пушкарёва Мария Семёновна славилась своими куклами, вышитыми картинами, а также увлекалась резьбой по дереву. Бочкарёва Мотя Семёновна ткала ковры, половики. Её половики считались самыми лучшими даже за пределами села. [7]

Глава 2. Практическая часть.

Наша исследовательская работа началась с того, что мы решили выяснить в в литературе и в сети Интернет, что такое ремесло, кто такие народные умельцы.

Издавна крестьяне занимались промыслами - занятиями, которые могли обеспечить доход для жизни крестьянской семьи. Промыслы, в которых производилось что-либо, назывались ремёслами.[9]

Наличие и своеобразие ремесла зависело от местности, в которой проживал человек.

По результатам опроса выяснилось, что в селе распространены следующие виды рукоделия:

И потом началось самое интересное - проведение экскурсий. Это то, чего с нетерпением ждут ребята. И вот в теплый осенний денек мы отправились за новыми знаниями и яркими впечатлениями к умельцу Ладышкину Владимиру Ивановичу.

Уже сама дорога вызвала у детей радостные эмоции, которыми они наперебой спешили поделиться. Например, около школы многие вспомнили, что там работают их мамы и бабушки, учатся братья и сестры, кто - то узнавал знакомые тропинки и показывал дорогу к дому, кто-то задавал много вопросов, потому что ему было все незнакомо. Дорога шла через центральный парк, и внимание детей привлекла современная детская игровая площадка.


Ну как тут пройти мимо! Поэтому приняли решение: удовлетворить двигательную активность девчонок и мальчишек. Радости не было предела!



И вот, наконец, мы пришли. К сожалению, самого Владимира Ивановича не было дома, зато нас встретила радушная хозяйка. Она начала свой рассказ о резных наличниках, которые, во-первых, украшают дом, во-вторых, закрывают щели в оконном проеме от сквозняков и холода, в - третьих, защищают дом от нечистой силы. Наличники делают в основном из древесины хвойных пород. В нашем случае использовалась сосна, из-за высокого содержания смол она более долговечна. Желаемый узор при помощи шаблона переносится на доску. Покрыты наличники специальным маслом для дерева.




Возле красивого ухоженного пруда стоят деревянные садовые качели.

Сначала ребята внимательно посмотрели, потрогали. Величественность придавали им гладкие бревна в качестве стоек конструкции и блестящие на солнышке цепи. В качестве основного материала использовалась сосна. В целом, величественные подвесные качели напоминали сооружение из сказки и создавали атмосферу уюта и покоя.

Много интересного и полезного узнали мы в ходе нашей беседы с хозяйкой. Сначала разобрались с понятиями столяр и плотник. Владимир Иванович совмещает в себе сразу обе эти профессии, хотя они и отличаются друг от друга. Столяр – это человек, который делает изделия из дерева : мебель, окна, двери, лестницы, предметы декора и другие изделия. Его деятельность называется столярная работа, которая требует точности и изящности. Чаще всего столяр работает в мастерской, где есть столярные инструменты и станки. Именно из мастерской таких опытных столяров, как Владимир Иванович, выходят такие уникальные изделия, неповторимые по своей красоте. Плотник – это своего рода строитель. Его работа заключается в обработке дерева, превращение его в нужные для строительства материалы.

Потом стали размышлять: для чего нужны качели. Конечно, ответы детей очевидны: для радости, забавы, развлечения, смеха. Хозяева используют их для семейного времяпрепровождения.

Затем мы обратили внимание на размер качелей. Одновременно на них поместилось 7 воспитанников. Они покатались на них с большим удовольствием.




Наша экскурсия подошла к концу. Хочется выразить слова благодарности в адрес гостеприимной хозяйки Ладышкиной Юлии Ивановны и умельца Владимира Ивановича.


Экскурсия по нашей группе (фотоотчет)

Экскурсия по нашей группе (фотоотчет) Хочу устроить маленькую экскурсию по некоторым центрам,представленных в пространственной развивающей среде нашей подготовительной группе:.

Экскурсия по нашей старшей группе

Экскурсия по нашей старшей группе Приглашаем к нам в гости. Это наш уголок для мальчиков. Здесь много машинок разных размеров, набор для ремонта (пластмассовые гаечные ключи,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Июльская средняя общеобразовательная школа

Мастера - умельцы нашего села.

Ученица 6а класса

МБОУ Июльская СОШ

Дементьева Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ Июльская СОШ

Мосичкина Елена Владимировна,

учитель иностранного языка

МБОУ Июльская СОШ

Глава 1. История возникновения села. 6

Глава 2. Практическая часть. 8

Глава 3. Мастера -умельцы. 11

Список используемых источников и литературы. 14

«С мастерством люди не родятся,

У каждого человека есть Родина, и каждый любит то место, где он родился и живёт. Любит родные просторы, поля, леса. И эта любовь неразрывно связана с культурой своего народа, его творчеством. Народное творчество нашего села уходит своими корнями в далёкое прошлое.

В школьноймузейной комнате представлены различные экспонаты, которые отражают быт наших предков. Мастерство многих рукодельных работ переходило из поколения в поколение и, таким образом, дошло до нас [6].

К сожалению, мы забываем занятия и промыслы, которыми сотни лет кормились наши отцы, деды и прадеды, забываем прекрасные традиции своего народа.

Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ.

С каждым днем становится все более популярным ручной труд и его экологическая ценность.К счастью, не перевелись ещё в российской глубинке мастеровые люди. Они не только хранят и преумножают наследие народного творчества, но и вносят что-то новое, меняют формы, усовершенствуют виды изделий, а также передают свой опыт родным, близким и подрастающему поколению.

Актуальность выбранной темы

Жизнь шагает вперёд. И сегодняшний день тоже станет частицей истории. С каждым годом становится всё меньше мастеров - ремесленников. Если мы поближе познакомимся с народными мастерами, мы узнаем больше о нашей малой родине, о секретах мастерства людей. И, возможно, тонкая нить настоящего и будущего не прервётся.

Поэтому цель моей работы– это знакомство с народными умельцами села Июльское.

Задачи исследования :

- собрать материал о народных умельцах села;

-узнать какими видами народного искусства владеют мастера;

- систематизировать и обобщить материал о мастерах;

-стремиться к сохранению культурного наследия моей малой родины.

Гипотеза – если мы будем изучать историю своей малой родины, её культуру, традиции и жителей, то мы сделаем шаг к тому, что будущее поколение села Июльское будет хранить и помнить прошлое своей малой родины, будет гордиться и своим селом, и его жителями, и тем, что они здесь родились и живут.

Предмет исследования – творческая деятельность народного умельцев села Июльского.

Формы и методы работы -

работа в интернете;

опрос и интервью;

метод изучения источников;

сравнение и уточнение выводов;

экскурсия к мастерам своего дела.

Этапы работы исследовательской деятельности:

Опрос и интервью.

Встреча с мастерами -умельцами.

Отбор и обработка материала.

Оформление полученных данных.

Подготовка к выступлению по собранным материалам.

Значимость и прикладная ценность работы - данная работа будет использоваться на уроках краеведения, на внеклассных занятиях, в воспитательной работе, в работе краеведческого кружка, служить материалом для музейной комнаты. Я считаю, что моя исследовательская работа является актуальной, потому что мы узнаем больше о нашей малой родине, о секретах мастеров-умельцев, живущего на территории села Июльское. И, возможно, связующее звено настоящего с будущим нас не прервётся.

Глава 1. История возникновения села.

Перед тем как перейти к изучению ремёсел в нашем селе я решила изучить материал об истории возникновения села. Потому что, не зная историю, нельзя говорить о занятиях ее жителей.

По данным архивных материалов существует много версий объясняющих появления селаИюльское.

Что привело переселенцев в данное место? Со слов Воткинского краеведа Николая Лапина: «Смертоносный ураган пугачевщины пронесся по Прикамью в конце 18 века, оставляя за собой сожженные святыни и разграбленные селения. Не избежала этой участи и древняя русская деревня Кулюшево. Многие крепкие, не боящиеся труда крестьяне после пугачевского нашествия ушли подальше от большой дороги, в лесную глухомань, основав там новые починки, которым впоследствии суждено было вырасти в большие деревни, а одному из них в огромное село, известное на всю округу Июльское.… Все крестьяне были старообрядцы. Но селения их, входившие в приход Гольянской Крестоводвиженской церкви не оставались без чуткого попечения православных священников. В результате вскоре многие из них начинают крестить своих детей в церкви, а сами причащаться[4]. «Жители Берёзово решили построить церковь, но не знали где. Проезжая монахиня посоветовала: «Стройте там, где выпадает иней". К великому удивлению на возвышенной части Берёзово в июле выпал иней. Так, благодаря строительству церкви и объединению д.Берёзово и кардона Июльское, образовалось село Июльское [10]

1777 (1725) год – образование поселения. Прокопий с Иваном Мельниковы и Василий Варламов из Патраково, Трофим Бочкарев, Карп Сутыгин и Данило Сурнин из Кулюшево переселились и образовали Березово.

Окрестное население занималось в основном сельским хозяйством. Для обслуживания крестьянских хозяйств в селе существовали сапожники, портные, печники и кузнецы. Почти каждая семья имела свой ткацкий станок, на котором пряли материи из конопли и льна. Развито было также кустарное производство валенок. Особым видом ткачества считалось плетение ковровых дорожек из камыша[2, 3].

Славилось наше село и своими умельцами. Останин Геннадий Егоровичплёл на продажу лапти, корзины из ивовых прутьев. Его знакомый, Ломаев Егор Андреевич, занимался резьбой по дереву. Овсянников Александр занимался резьбой по дереву и делал изделия из камня. Во все времена женщины – труженицы ценили уют и комфорт в доме, создавая своими руками различные предметы быта. Гущина Валентина шила лоскутные одеяла . Её работы очень ценили, красивое одеяло было гордостью хозяйки, являлось символом благополучия и достатка в доме. Пушкарёва Мария Семёновна славилась своими куклами, вышитыми картинами, а также увлекалась резьбой по дереву. Бочкарёва Мотя Семёновна ткала ковры, половики. Её половики считались самыми лучшими даже за пределами села. [7]

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Мастера-умельцы нашего села


В представленном исследовательском проекте по краеведению "Мастера-умельцы нашего села" рассматривается история возникновения ремесел и наиболее популярные виды ремесел, встречающиеся в селе Новожилкино.

Подробнее о проекте:


В процессе работы над исследовательским проектом по краеведению "Мастера-умельцы нашего села" ученицей 5 класса была поставлена цель показать значимость сохранения традиций русского народного творчества для современного поколения и рассказать о мастерицах села Новожилкино. В учебном проекте изучается история развития различных ремесел.

В исследовательской работе по краеведению "Мастера-умельцы нашего села" изложены теоретические сведения о появлении ремесла, а также представлена краткая биография талантливейших мастеров-ремесленников, проживающих в селе Новожилкино. Работа о мастерах-умельцах является результатом участия ученика в школьном поисковом объединении "Поиск".

В предложенном проекте по краеведению "Мастера-умельцы нашего села" автором были изучены различные источники по исследуемой теме, проведено анкетирование, на основании которых в работе представлено изложение биографии и творческих работ сельских ремесленников. В проекте показывается значимость сохранения традиций народного творчества для современного поколения людей.

Оглавление

Введение
1. История развития ремесел
2. Мастера-умельцы нашего села
Заключение
Литература
Приложение

Введение

Цель работы: показать значимость сохранения традиций русского народного творчества для современного поколения и рассказать о мастерицах села Новожилкино.

Для выполнения цели поставлены следующие задачи:

Гипотеза – несмотря на то, что народные ремёсла появились очень давно, возможно ли в сегодняшнее время, в век новых технологий, сохранение народных ремёсел?

Объект исследования – жизнь и творчество мастериц нашего села.

Методы и приемы, которые использовались в работе: статистический, сравнительно-сопоставительный, социологический опрос.

История развития ремесел

При подготовке работы я изучала и анализировала историческую и краеведческую литературу по теме исследования, знакомилась с периодическими изданиями, проводила опрос школьников, общалась с народными умельцами села.

История развития народных ремесел берёт начало с древних времён, когда человек занимался тяжёлым крестьянским трудом, чтобы выжить. Труд был главным источником жизни, а трудовая деятельность зависела от природы. Поэтому человек пытался понять, как устроен окружающий мир, познать законы природы. Труд на земле формировал отношения человека с природой, делал из него не только землепашца, но и развивал творческие способности.


И природа помогала ему в этом, была неиссякаемым источником вдохновения. После тяжёлых полевых работ наступали минуты отдыха и появлялась возможность насладиться красотою природы. Радость и восхищение, полученные от созерцания природы, хотелось выразить в тех полезных вещах, которые крестьяне создавали для дома.

Потребность в творчестве у человека возникла давно. Все необходимые бытовые предметы ему приходилось изготавливать самому. Вскоре он стал понимать, что вещи должны не только быть необходимы в быту, но и доставлять радость.

Творчество зарождалось в селе не только из материальных потребностей. Создавая свои изделия, человек пытался выразить своё отношение к окружающему миру. У него всё чаще возникало желание украсить свои изделия рисунками. Со временем такие изделия стали пользоваться спросом, их стали продавать на ярмарках, получая дополнительные средства к существованию. Всё это способствовало развитию ремёсел. Постепенно к человеку приходило мастерство. Появились люди, которые создавали вещи лучше других.

Веками мастера отбирали все лучшие работы, отбрасывая ненужное. Их трудом и талантом созданы настоящие произведения искусства, в которых отразилось вечное стремление человека к счастью и красоте. Эти красивые и полезные вещи наполняли жизнь крестьян смыслом и вносили радость и праздничность в их дом. Вначале древние орнаменты на предметах были наделены символическим смыслом и выполняли роль оберега, защищавшего дом и семью от злых духов.

Затем на изделиях стали появляться растения и животные, олицетворяющие силы природы. Народные умельцы использовали в своём творчестве образы, отражающие сюжеты древних преданий. Сказочные птицы и загадочные растения пришли из глубины веков и до сих пор украшают дома и другие предметы быта. Каждый рисунок, каждый штрих имел своё значение. Мастера делали всё, чтобы сделать свою жизнь счастливой и окружить себя теплом и уютом.

Особенно большого труда и умения требовало строительство дома. На протяжении всей истории человечества люди строили для себя дома, служившие им защитой от зноя и холода. В доме всё было подчинено общему с природой порядку: красный угол уподоблялся заре, потолок – небесному своду. Изготовление предметов быта также требовало старания, терпения и хорошего вкуса.

Всё в доме, начиная с прялки, делалось вручную. Прялку мастерил жених невесте, муж –жене, отец – дочери. Хранили эту вещь всю жизнь и передавали как великую ценность по наследству. С помощью прялки вся семья одевалась в тёплые вещи.

Большую роль играли в жизни человека полотенца. Полотенцем украшали красный угол избы, на полотенце принимали родившегося ребенка. Оно было неизменным участником свадебного обряда. Полотенце сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Все предметы этой экспозиции созданы трудом талантливых мастеров, которыми всегда была богата наша страна.

Читайте также: