Сообщение о видах орнамента ямала

Обновлено: 28.06.2024

Знакомство учащихся с образцами ненецкого орнамента, их характерными признаками, а также с различиями в орнаментах мужской и женской одежды (праздничной и повседневной).

ВложениеРазмер
ornament_-_narodnaya_pismennost_yamala.doc 63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок "Орнамент – узорная письменность народов Ямала"

- познакомить учащихся с образцами ненецкого орнамента, их характерными признаками;
- познакомить с различиями в орнаментах мужской и женской одежды (праздничной и повседневной);

- развивать умения и навыки анализировать, обобщать, сравнивать;
- развивать творческое мышление;
- развивать коммуникативные умения учащихся;

- воспитывать чувство уважения к коренным жителям ЯНАО и их культуре;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине.

наглядный (выставка иллюстраций орнаментов, образцов народных промыслов, детских творческих работ из бисера, меха, сукна; флаг и герб ЯНАО.

1. Вступительная беседа учителя.

Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из видов народного искусства - орнаментом. А как вы думаете, что такое орнамент?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ненцы издавна придавали орнаментам свойство оберегов. В узорах изображали растительный и животный мир, свое отношение к природе и ко вселенной.

Орнаменты в жизни коренных народов Севера

Орнаменты в жизни коренных народов Севера

Ненецкая легенда

 Предки ненцев придавали орнаментам свойства оберегов и роль магической защиты самого предмета и его владельца. Хозяйки орнаментировали, прежде всего, ворот и рукава, подол, то есть все отверстия, через которые болезни или злые силы могут проникнуть внутрь человека. В узорах изображали растения, животных, солнце, луну, землю, огонь – такие рисунки, считали они, не дают приблизиться злым духам к человеку и привлекают добрых покровителей. Имея орнаментированную одежду ненцы думали что защищают себя от духов, болезней и они не смогут проникнуть в них через защитный магический узор .

Предки ненцев придавали орнаментам свойства оберегов и роль магической защиты самого предмета и его владельца. Хозяйки орнаментировали, прежде всего, ворот и рукава, подол, то есть все отверстия, через которые болезни или злые силы могут проникнуть внутрь человека.

В узорах изображали растения, животных, солнце, луну, землю, огонь – такие рисунки, считали они, не дают приблизиться злым духам к человеку и привлекают добрых покровителей. Имея орнаментированную одежду ненцы думали что защищают себя от духов, болезней и они не смогут проникнуть в них через защитный магический узор .

Магические узоры

Магические узоры

Ненецкие орнаменты - это условные знаки, символы, которые выражают отношение человека к явлениям природы

Постоянными элементам ненецких орнаментов являются отдельные фигуры в виде прямых линий, треугольников, квадратов.

У ненцев существовало и продолжает существовать традиция украшать свою одежду орнаментами

У ненцев существовало и продолжает существовать традиция украшать свою одежду орнаментами

Орнаментом украшают зимнюю обувь - кисы

Орнаментом украшают зимнюю обувь - кисы

Орнаментом украшают национальные сумки - туця

Орнаментом украшают национальные сумки - туця

 Орнаменты – они живые. Меняется мир, меняются и его узоры. Одна культура со временем неизбежно проникает в другую. Славянский узор. Ненецкий узор Берегиня считалась владычицей не только неба, но и всей природы, хозяйка небесных вод, от которой зависело плодородие. Япту – то (гусиные крылья) Во сне душа обладателя амулета с изображением птицы неуязвима для злых духов. Хантыйский узор Медведь – символ природной силы и мощи. Он охраняет членов семьи от болезней, разрешает возникшие между ними споры.

Орнаменты – они живые. Меняется мир, меняются и его узоры. Одна культура со временем неизбежно проникает в другую.

Берегиня считалась владычицей не только неба, но и всей природы, хозяйка небесных вод, от которой зависело плодородие.

Япту – то (гусиные крылья)

Во сне душа обладателя амулета с изображением птицы неуязвима для злых духов.

Медведь – символ природной силы и мощи. Он охраняет членов семьи от болезней, разрешает возникшие между ними споры.

В настоящее время утрачиваются не только самобытные языки народов Ямала, но и декоративно-прикладное искусство, например изготовление предметов быта из бересты и выполнение на них орнаментов. Данное пособие направлено на то, чтобы знакомить детей, преподавателей с северными орнаментами, с историей возникновения бисера и бисероплетения на Севере, составлению схем плетения, учить детей методике плетения северных орнаментов из бисера, а также возбуждению интереса у детей и преподавателей к истории, культуре и декоративно-прикладному искусству народов Ямала.

II. Северные орнаменты.

1. Справка о возникновении северных орнаментов.

А ведь, сколько разновидностей орнаментов. Узоры, композию, цвета для орнаментов каждый народ брал в мире природы. Названия орнаментам давали по сходству с предметами. Каждый орнамент имел свое название, например:

Более позднее появился крестообразный орнамент. Связано это с христианизацией (17-18 вв.) Существует множество вариантов, орнамент подвергался переработке.

2. Использование северных орнаментов.

Северные орнаменты использовали:

  1. В выскабливании по бересте. Из бересты изготавливали коробки, туески, в которых хранили продукты, собирали ягоды, делали люльки, табакерки, ножны для ножей. Орнаменты выскабливали прямо по бересте. В настоящее время, данное искусство народов Ямала утрачено.
  2. В резьбе по дереву и кости. Из дерева изготавливали посуду, чашки, табакерки, которые украшались орнаментом. Использовали чаще всего березу, лиственницу, осину, кедр. В резьбе по кости использовали рог оленя, лося, коровы, кость мамонта. Орнамент был такой же, как по дереву. Искусство резьбы по дереву и кости возрождается у нас в районе в Доме ремесел, где в основном трудятся представители коренных народов Ямала: ханты, ненцы, селькупы.
  3. В меховой мозаике: в меховых женских шубах, обуви, сумках для хранения одежды и швейных принадлежностей. Для орнаментирования меховых изделий, применялся мех двух цветов – темного и светлого. Чаще всего использовался камус оленя или лося. Орнаменты, выполненные по меху очень разнообразны. Женская ягушка содержала до шести и более орнаментов. Позднее появились бурки, на которых выполняли орнамент из меховой мозаики или шитья и плетения бисером.
  4. В аппликации из сукна и меха. Орнаментировали женские платья, халаты, мужские рубашки. Для изготовления узора брали полоску ткани, сметывали ее к изделию. Затем один край через определенные промежутки надрезали. Далее края полученных отрезков подгибали и пришивали швом через край.
  5. В вышивке. В плетении бисером. В вязании. Вышивку наносили на кокетку, воротник, планку и подол платья. Разновидностью вышивки являлось шитье бисером по ткани. Известны два способа плетения из бисера: ажурная сетка и нашивание бисера на ткань. В настоящее время из бисера плетут небольшие салфетки, кошельки, подвески, ободки, пояса. Из овечьей шерсти вязали чулки, гольфы, носки, варежки, используя северные орнаменты.

3. Технология выполнения северного орнамента.

Орнамент выполняется на развернутом листке в клетку:

  1. по образцу подсчитывается, сколько клеток ширина орнамента (8 клеток);
  2. по ширине проводятся две прямые линии на всю длину орнамента;
  3. переносится орнамент по схеме, все линии проводятся по диагонали, от угла до угла одной клетки, рассчитывается, сколько клеток занимает линия;
  4. выбирается три цвета, например, черный, оранжевый, голубой;
  5. контур орнамента обводится, например оранжевым цветом;
  6. орнамент закрашивается в черный цвет,
  7. фон – голубой.

III. Бисероплетение.

1. Основные сведения о бисере материале.

Почти шесть тысяч лет назад возникло стеклоделие, и появились стеклянные бусы. Со временем бусы становились мельче. Самым древним был способ вытягивания. Из Древнего Египта производство бисера распространилось в Римскую империю, где был изобретен способ выдувания. В начале нашей эры стеклоделие переносится на Восток – в Византию. Расцвета стеклоделия достигает Венеция, которая считалась центром бисерного производства в 15-17 веках.

На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии, привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом. С развитием бисерного рукоделия повысился спрос на бисер. Лишь в 1752 году М.В.Ломоносов получил разрешение на строительство фабрики для производства бисера. В настоящее время основным поставщиком бисера в Россию является Чехия.

2. Из истории бисероплетения.

Бисероплетение пришло к нам как плетение, вышивание вначале для изготовления церковных одежд, а затем для изготовления бисерных украшений у народов Поволжья и Приуралья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Разные по форме и размеру, колориту, орнаментальные мотивы и украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей.

Литовские мастерицы плели из бисера воротники, а мордовские женщины – нагрудные украшения. На Севере бисер появился с появлением купцов – скупщиков пушнины. Украшения из мелких бус и бисера сохранились у местного населения Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока. Здесь изготавливают орнаментальные полоски для бурок, для платья: манжет и воротников, планки и подола, плетут кошельки и браслеты, пояса и ободки.

3. Технология плетения северного орнамента.

3.1. Составление схемы плетения северного орнамента. .

Чтобы начать плести орнамент необходимо составить схему плетения:

  1. Рассчитали, на сколько клеток будет выполняться схема ширины орнамента, например, схема данного орнамента, рассчитана на одиннадцать клеток, провели две линии.
  2. По линиям клеток нарисовали бисеринки в виде овалов.
  3. Определили контур орнамента, по которому овалы закрасили в оранжевый цвет. Одна линия рассчитана на две клетки и четыре бисеринки.
  4. Овалы внутри контура орнамента закрасили в черный цвет, овалы фона – в голубой цвет. Схема готова к плетению.

3.2. Методика плетения на основе северного орнамента:

  1. Нашли бисер трех цветов, например, оранжевый, черный, голубой.
  2. Подготовили леску длиной 1,5 – 2 метра, перегнули надвое.
  3. Нанизали три бисеринки черного цвета и передвинули на середину лески (до перегиба).
  4. Четвертую бисеринку оранжевого цвета нанизали одновременно на оба конца лески. Таким образом, леска перекрещивается на четвертой бисеринке (а,б).
  5. Затем на каждый конец лески нанизывают еще по одной бисеринке оранжевого цвета. Цвет выбирают согласно нарисованной схеме, а третью – голубую нанизывают на оба конца лески и т.д. (в).
  6. Когда набрали полную ширину изделия (г), наступает очень ответственный момент – прохождение поворота (д). Затем плести становится легче, т.к. определена ширина, нет необходимости считать, есть основа, к которой с каждым разом прибавляется по две бисеринки. Первая бисеринка нанизывается на первый свободный коней лески, а через вторую бисеринку пропускают оба конца лески с разных сторон. Происходит как бы подшивание к первоначальной цепочке последующих звеньев. Работа облегчается, когда начинает проступать рисунок, закономерности его построения (е).

3.3. Технология плетения цепочки с кулоном.

  1. Набрали на леску 4 голубые бисеринки, пятую – черную, шестую и седьмую – голубые. Продели в первую бисеринку леску (справа налево), работу развернули с обратной стороны.
  2. Набрали 8, 9, 10 бисеринки голубого цвета, 11 бисеринку – черную, 12, 13 бисеринки – голубые. Леску продеть в пятую – черную бисеринку (справа налево), работу развернуть с обратной стороны.
  3. Набрали 14, 15, 16 бисеринки голубого цвета, 17 бисеринку – черную, 18, 19 бисеринки – голубые. Леску продеть в 11 бисеринку – черную. Работу развернуть с обратной стороны.
  4. Набрали 20, 21 и 22 бисеринки голубого цвета, 23 – черную, 24 и 25 – голубые. Леску продеть в 17 – черную, работу развернуть в другую сторону. Так продолжать до получения необходимой длины цепочки, концы ее скрепить леской.

Для того чтобы сплести кулон необходимо вначале выполнить схему:

  1. Рассчитали ширину кулона на 14 клеток.
  2. Нарисовали овалы (бисеринки по каждой линии).
  3. Нанесли рисунок узора на схему (рисунок можно придумать самим или взять готовый орнамент).
  4. Узор закрасили в черный цвет, фон – голубой.

Плетение по схеме осуществляли с первого ряда:

1) Набрали на леску 4 голубые бисеринки, леску пропускаем через 4 бисерину крест на крест.

2,3) Затем на оба конца лески продели еще по одной бисеринке, через 3 бисеринку вдели леску слева и справа, повторяем еще четыре раза.

4) Набрали на левую леску одну голубую бисеринку, на правую – одну черную и пропускаем леску через одну голубую.

5,6) Набрали по три голубые, через третью пропускаем леску.

7,8,9,10,11) Набрали по схеме, отмечая черточками набранные бисеринки.

12) Последние три бисеринки в 1 ряду набрали так: на левую леску 2 голубые, на правую – одну голубую, оба конца лески пропустили через последнюю бисеринку.

Разворот выполнили по 3 бисеринки: на верхнюю леску набрали по 2 бисеринки голубого цвета, на нижнюю – одну бисеринку голубого цвета, леску пропустили через нижнюю бисеринку крест на крест.

Дальше рисунок набрали по 2 бисеринки, по схеме: две голубые, затем одну голубую и одну черную и т.д. до конца. Когда цепочка и кулон были готовы, их соединили вместе в подвеску, концы лески подожгли спичкой так, чтобы леска не распускалась.

IV. Из опыта работы. Использование северных орнаментов и бисероплетения на уроках ИЗО, технологии и во внеклассной деятельности.

В своей работе использовала национально-региональный компонент:

переработала программы, дополнила, включила НРК в программы по технологии, ИЗО (до 50%), разработала свои авторские программы. Одним из разделов программы по трудовому обучению в классах 7,8 вида включила раздел бисероплетение. Часто опиралась на северные орнаменты, их у меня накоплено около 300 образцов. Северные орнаменты используем с детьми в аппликации из сукна и ткани, в работе по меху и бисеру. Учила плести девочек из бисера, составлять схему плетения, на их основе плели.

На уроках ИЗО и технологии знакомила с разнообразием северных орнаментов, их значением, использованием в одежде, в обуви, в предметах быта народов Ямала. Учила рисовать северные орнаменты (по схеме, по образцу), составлять аппликации на основе северных орнаментов. Мною изготовлен наглядно – иллюстративный материал по этой теме: таблицы, схемы, карточки, выпущено три альбома с детскими орнаментами, проводились открытые мероприятия, в частности:

Из всего вышесказанного могу сделать вывод, что северный орнамент, орнаменты народов Ямала формировались веками, дополняя друг друга, очень широк круг применения орнаментов: одежда и обувь, посуда и предметы быта. Орнаменты с охотой рисуют дети на уроках ИЗО, на уроках технологии выполняют аппликации орнаментов из сукна для селькупских игольниц и национальных сумочек, плетут из бисера кошельки, ободки и пояса с северным орнаментом.

Дети с интересом воспринимают материал: 50% на оптимальном и 50% на достаточном уровнях. Совсем нет детей, которые бы не хотели плести. Многие работы детей экспонировались на школьных, районных и окружных выставках детского творчества, имели успех, занимали призовые места. Выставки детского творчества способствуют воспитанию любви к декоративно-прикладному искусству народов Ямала, показывают умения и навыки, которые приобрели дети на уроках технологии, развивают хороший эстетический вкус, чувства прекрасного.

Данная методическая разработка поможет учителям технологии, преподавателям кружков, воспитателям детских домов и интернатов, глубже ознакомиться с орнаментальным искусством народов Ямала, детям научиться эффективным приемам технологии бисероплетения.


Мария Семенова 14 марта 2017

Орнаменты – они живые. Меняется мир, меняются и его узоры. Одна культура со временем неизбежно проникает в другую. Во всяком случае, так считают авторы экспозиции в музее-квартире Леонида Лапцуя. Здесь женские сумки 19 и 20 веков соседствуют с современной сувенирной продукцией – чехлами для телефонов, подарочными мешочками, кошельками и украшениями. Полны тайных знаков и элементы ненецкой одежды.


По этой летней ягушке специалист легко определит, что хозяйка проживает в Надымском районе. Вся природа отражена в орнаменте. Тут и заячьи ушки, и локоть лисицы, и сломанная ветка кедра.

Мастерица с ямальского .га словно говорит: я из тайги, где растут могучие кедры и много разной дичи - лис, зайцев, белок. А вот жительница Севера на своей одежде запечатлеет самое главное в тундровой жизни. В ее орнаментах – все про оленя с его ветвистыми рогами. Орнамент – это древний язык символов. Тот, кто знает зашифрованный в узорах код, легко прочитает послание. Вот только делать это с каждым годом все сложнее. Специалисты по орнаментам вздыхают - и в большом мире сегодня границы стираются. Что уж тут говорить про народы Севера.

Интернет – великая сила. Понравится мастерице узор - скопирует его, не задумываясь особо. Хорошо, если у нее есть талант, и все получится красиво. А если нет?


Что помешает моднице заинтересоваться, скажем, экзотикой Африки? Ассимиляция культур может привести к самым неожиданным результатам. Традиционные мастерицы очень надеются, что до полного стирания отличий все же не дойдет. В любом случае, в тундре до сих пор действуют самый главный закон хорошего вкуса: все должно быть и в меру, и к месту.


Читайте также: