Сообщение о веронике долиной

Обновлено: 28.06.2024

Песни приходят к ней сами.

. Пусть в комнатке твоей сегодня душно,
Запомни — ты прекрасна, ты воздушна,
Ты только струям воздуха послушна —
Не бойся, всё с тобой произойдёт! (О, женщина, летающая трудно,1986)

А Вероника и ее брат Александр выросли творческими людьми. Александр филолог-японист, живёт в Токио, где преподаёт русскую литературу. Кстати, их троюродная сестра – Марина Левтова – актриса (трагически погибшая).

И результат: к 16 годам Вероника уже дает свои первые концерты, выступая в конференц-залах всяких НИИ и исполняя в основном песни собственного сочинения.

После школы Вероника не прошла по конкурсу в МГУ на филологический факультет и спустя год поступила в Московский пединститут. После окончания вуза работала в библиотеке, учителем французского языка, редактором научного журнала, пока окончательно не стала тем, кем мы ее знаем - талантливой поэтессой и певицей-бардом.

Музыкальная и поэтическая карьера

Сочинения Вероники Долиной просты и чувственны, порой по-детски наивны, а порой с подчёркнутой женской тематикой.

Ее первое появление на телевидении в 1978 году расширило круг ее слушателей от столичного до всесоюзного.

В 90-е годы Долину начали широко публиковать в России, но первый сборник ее стихов вышел в Париже. Всего поэтесса выпустила более 20 сборников собственных сочинений.

О себе она говорит:

Певица и сейчас плодотворно работает, а кинематографисты с удовольствием используют ее музыкальные произведения. И еще она до сих пор гастролирует по Европе, США и Канаде.

Личная жизнь

У Вероники личная жизнь такая же интересная и "плодотворная", как и ее творчество.

Владимир Воробьёв - доктор физико-математических наук, вдвое старше девушки, да еще и женат, имеющий детей от предыдущего брака. Он, как и Вероника, интересовался поэзией и музыкой.

Официально он женится на своей избраннице через несколько лет, когда их старшему сыну Антону исполнится год. Потом родится сын Олег и дочь Ася.


Вероника Долина – советская и российская поэтесса, автор-исполнитель собственных произведений. В дискографии певицы более пяти сотен песен и романсов, изданных на территории России, Европы и Америки.

Поэтессу и барда Веронику Долину можно смело назвать живой легендой авторской песни в России. Всем, кому близко творчество Окуджавы и Высоцкого, знакома ее уникальная манера исполнения с легкой грустинкой.

До перестройки ее произведения были наполнены острым политическим контекстом, поэтому их исполнение могло привести к самым печальным последствиям. Однако пластинки с песнями Долиной уже в конце 80-х – начале 90-х начали расходиться миллионными тиражами, а у самой исполнительницы появилась огромная армия поклонников.

Детство и юность

Автор бардовских песен родилась в столице 2 января 1956 года. В семье девочки было много представителей престижных и важных профессий, но музыкой никто из них не увлекался.

Ее бабушка, Фаня Зборовская, была известным в Союзе педиатром и организатором здравоохранения, а дед Александр Долин – нейрофизиологом, стоявшим у истоков строительства Сухумского обезьяньего питомника. Людмила Долина, мама Вероники, всю жизнь проработала врачом и защитила доктора медицинских наук. Отец, Аркадий Фишер, добился высот совсем в другой отрасли: он разрабатывал воздушные суда в НПО имени С. А. Лавочкина.

Дети же решили пойти творческим путем. Старший сын аркадий стал известным японистом и писателем-переводчиком, а дочь Вероника связала свою биографию с музыкой.

Вероника Аркадьевна Долина

Девочка окончила столичную общеобразовательную школу, где, к слову, училась вместе с будущим политиком Егором Гайдаром. Музыкой она занималась с четырехлетнего возраста: сначала на дому, а затем в музыкальной школе. Когда пришла пора получать высшее образование, Долина выбрала Московский педагогический институт имени Ленина, где изучала французский язык. Получив диплом, выпускница некоторое время проработала библиотекарем и сотрудником редакции научного журнала.

Концертную деятельность Вероника начала вести еще в школьные годы. Она участвовала в различных мероприятиях, проходивших в конференц-залах различных научных институтов. Почти на каждом выступлении девушка представляла стихи и музыку собственного сочинения.

Творчество

Вероника Аркадьевна Долина

Круг почитателей творчества Долиной расширился после ее появления в 1978 году на телевидении. Но в те времена, как, впрочем, и сейчас, на ТВ исполнителей авторской песни особо не жаловали.

Вероника Аркадьевна Долина

Вероника Аркадьевна Долина

Вероника Аркадьевна Долина

В начале 1990-х в личной жизни Вероники произошли серьезные перемены. Она встретила новую любовь – режиссера и сценариста Александра Муратова, ради которого оставила Владимира. В этом браке певица родила сына Матвея, чья биография скрыта от посторонних глаз.

Альбомы

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Вероника Долина

Вероника Долина родилась 2 января 1956 года в Москве в еврейской семье.

Отец - Аркадий Яковлевич Фишер (1924-2002), выпускник Московского авиационного института, авиаконструктор, работал в НПО имени С.А. Лавочкина.

Мать - Людмила Александровна Долина (1923-1999), окончила Первый медицинский институт, врач, кандидат медицинских наук.

Дед по матери - Александр Осипович Долин, выходец из бессарабского местечка Вад-Рашков, участвовал в Гражданской войне, был пулемётчиком в кавалерийской бригаде Григория Котовского, затем комиссаром Одесского артиллерийского училища, а впоследствии стал нейрофизиологом и доктором медицинских наук, был одним из основателей Сухумского питомника обезьян.

Бабушка по матери - Фаня Исааковна Зборовская, педиатр, организатор здравоохранения, была одной из основательниц движения охраны материнства и детства.

Дед и бабушка были убежденными большевиками. Бабушка работала с первой соратницей Надежды Крупской - Ольгой Павловной Ногиной.

Старший брат - Александр Аркадьевич Долин (род. 18 ноября 1949), советский и российский японист, переводчик, писатель, доктор философии, профессор, член Союза писателей Москвы.

С детства много читала. Как вспоминала Вероника, дом, где жила ее семья, был буквально переполнен книгами.

В школе была одноклассницей Егора Гайдара.

В 1979 году окончила Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, получила профессию учителя французского языка. Некоторое время работала в библиотеке, затем в редакции специализированного журнала.

Вероника Долина в молодости

Вероника Долина в молодости

С 16 лет начала давать свои первые бардовские концерты в конференц-залах различных НИИ, в основном исполняла песни на свои стихи и музыку. Аккомпанировала сама себе на шестиструнной гитаре. "Впервые я выступила на предновогоднем вечере моего педагога Елизаветы Соломоновны Уховой. Именно этот человек сотворил меня, как Пигмалион сотворил свою статую. Она занималась русским и литературой сначала с моим братом, потом со мной, а затем и с моими детьми. На ту встречу меня привел брат Саша: я выступала с песнями на стихи Новеллы Матвеевой", - рассказывала Долина.

Кроме своих песен в ее репертуаре песни на стихи Юнны Мориц и песни, написанные в соавторстве с Александром Сухановым.

С середины 1970-х Долина активно участвовала в жизни сообщества московского КСП, несмотря на то, что поначалу значительная часть сообщества критически относилась к ее острой творческой манере и подчёркнуто женской тематике песен.

Широкую известность получила во второй половине 1980-х в годы перестройки. В 1986 году вышел ее первый диск. Вскоре тираж ее пластинок превысил более 1 млн.

Вероника Долина - Мой дом летает

В 1987 году она стала членом Комитета московских драматургов. В том же году в Париже выходит её первый сборник стихов.

Также в 1987 году состоялись ее первые зарубежные гастроли - по направлению ЦК ВЛКСМ они с Игорем Иртеньевым и Львом Новоженовым побывали в Чехословакии.

В 1988 году дала первый концерт в Польше - в Варшаве, в клубе Гибриды. Далее объездила много стран - Англия, Западная Германия, Япония, Швейцария, Канада, США, Израиль.

Издано 19 сборников стихов Долиной.

певица Вероника Долина

Общественно-политическая позиция Вероники Долиной

В марте 2014 года вместе с рядом других деятелей науки и культуры выразила своё несогласие с политикой российской власти в Крыму и на Украине.

10 ноября 2019 года подписала обращение в поддержку Гасана Гусейнова.

Личная жизнь Вероники Долиной:

Дважды была замужем.

Первый муж - Владимир Воробьёв (род. 8 апреля 1939), доктор физико-математических наук. На момент их знакомства он был женат. Их первый ребенок родился, когда Владимир еще состоял в браке. В 1977-м они расписались.

Второй муж - Александр Александрович Муратов (род. 15 февраля 1952), советский и российский кинорежиссёр и сценарист, заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

В браке в 1995 году родился сын Матвей Долин.

Вероника Долина и Александр Муратов

Вероника Долина и Александр Муратов

Фильмография Вероники Долиной:

1990 - Пророки в своём отечестве (документальный)
2001 - Михаил Анчаров. Четыре времени года (документальный)
2006 - Арбатский романс (документальный)

Вокал Вероники Долиной в кино:

1982 - Свадебный подарок - Ольга (роль Елены Санаевой) - романс "Позвольте быть Вам верной"
1983 - Клетка для канареек - автор песен
1989 - Когда мне будет 54 года - автор песен
2008 - Умница, красавица
2018 - Вольная грамота

Дискография Вероники Долиной:

1986 - Позвольте быть вам верной
1987 - Мой дом летает
1987 - Когда б мы жили без затей
1989 - Элитарные штучки
1990 - Волшебный сурок
1993 - Невинград
1994 - . И Зайчоночка Волчиха Родила, И Волчоночка Зайчиха Родила.
1995 - Судьба и кавалер
1996 - Любая любовь
1998 - Будто письма (совместно с Михаилом Володиным)
1999 - Mon Petit Tambour (фр. Мой малыш барабан)
1999 - Бальзам
1999 - Табак
1990 - Дитя со спичками
2000 - Железная дева
2000 - Сказочки на потолке
2001 - Фараон
2003 - Тринадцать бриллиантов
2004 - Фатрази
2005 - Старые французские сказки
2006 - Водевир
2007 - Медальончик
2009 - Головокружение
2011 - Ночная дудочка
2013 - Сторож и ветеринар
2014 - Третья половина дня

Песни Вероники Долиной:


Вероника Долина

Справка:

Вероника Долина родилась 2 января 1956 года в Москве, в семье авиаконструктора Аркадия Яковлевича Фишера (1924–2002) и врача, кандидата медицинских наук Людмилы Александровны Долиной (1923–1999). Дед по материнской линии, выходец из бессарабского местечка Вадул-Рашков Александр Осипович Долин, участвовал в Гражданской войне, был пулеметчиком в кавалерийской бригаде Г. И. Котовского, затем комиссаром Одесского артиллерийского училища, а впоследствии врачом-нейрофизиологом, защитил докторскую диссертацию. Бабушка по материнской линии — педиатр и организатор здравоохранения Фаня Исааковна Зборовская. Брат — писатель, переводчик-японист Александр Аркадьевич Долин.

Олег Долин — театральный режиссер, лауреат Международных кинофестивалей.

Матвей Долин — сотрудник продюсерской кинокомпании.

Свобода нужна человеку

— Вероника Аркадьевна, вы родились в семье авиаконструктора и врача. Тем не менее потом вы стали педагогом и даже библиотекарем успели поработать. Но для нас Вероника Долина — это прежде всего поэт, музыкант. Как получилось, что в семье людей, которые занимались далекими от искусства делами, вдруг родилась и выросла поэтесса?

— Это называется естественнонаучные профессии — то, что исповедовали мои родители и их родители. Это все было естественно и, слава богу, даже естественно научно. Начало положили бабушки-дедушки, люди с первым образованием, выходцы из далеких деревушек Бессарабии и Украины. Это все открытия революции, никуда не денешься. Еще были сестры моего дедушки, которые уехали в Париж и там раскрывали свои возможности. А мои дедушки-бабушки через Одессу, где они были кто молодым комиссаром из отряда Котовского, как мой дед, кто гимназисткой в Одессе, как моя бабка, добрались до Москвы и Питера. И родили моих маму и папу.

Папа успел поступить в авиационный институт, когда началась война. Мой папа 1924 года рождения. Как это бывало с тем поколением, ушел учиться на пилота — где-то в далеких степях находилось их училище, потом воевал. Мама была уже студенткой мединститута и уехала в эвакуацию в Екатеринбург, тогда Свердловск, первокурсницей Первого медицинского института. Жили родители, как положено в те годы, по-своему очень пугливо, скромно, но все равно в семье дул вольный ветер дедушек и бабушек, унесший их очень далеко и даже почти вознесший высоко. Мой дедушка учился у академика Павлова, был в сложных делах нейрофизиологии, работы мозга, первейшим учеником. А моя бабушка работала с Крупской. Это все было в те далекие годы.

— Конечно! Сегодняшние общепринятые легенды о пагубном и только пагубном, а вовсе не целительном и освежающем ветре революции 1917 года, разговоры только о кровавом режиме, — невероятная ерунда. Это же только одна грань! Я не крупный историк и не большой писатель, но кое-что о ветре революции я знаю и понимаю.

Когда миновала Великая Отечественная война, папа и мама вернулись. Стали доучиваться и работать медицине, инженерству, конструкторству. А дальше наступил 1953 год со смертью Сталина. Перед этим на пороге 1953 года было истребление еврейских врачей и еврейской культуры. Послевоенные годы — запрещение на деятельность Зощенко, Ахматовой и прочее, множество политических, судебных, страшных, истребительных процессов против интеллигенции. И 1953 год — граница. А потом 1956 год — освежающий ХХ партийный съезд с хрущевским докладом.

Я, конечно, считаю, что мы дети пятидесятых, и я, и брат. По семье пролег этот шов, эта мутация, этот сильнейший тектонический сдвиг. Семья дрогнула, и детей, например, меня с братом, бросило в сторону чисто гуманитарных наук. Мой брат тридцать лет проработал в Японии, он специалист по сравнительной культурологии Восток–Запад, он преподавал в Японии русскую литературу. А еще он специалист по японской поэзии.

То, что я мягко и тепло называю мутацией, это сильнейшие биологические изменения. Я сейчас с большим любопытством об этом думаю. Как же так случилось, что мы настолько профессионально развились в совершенно других руслах, чем наши родители? И отвечаю себе — ветер свободы!

— Как ваши родители отнеслись к тому, что вы не пошли по их пути?

— Можно ли сказать, что в процессе вашего с братом становления личности 50% было заложено генетически, а 50% — это воспитание, среда?

— Нет, тогда 80% — это генетика.

Изменил фамилию — изменил судьбу


Вероника Долина с мамой и сыновьями

— У вашего отца была фамилия Фишер, а мама — Долина, вы с братом Долины, и сейчас ваши дети тоже Долины. У нас в России принято обычно папину фамилию брать, а у вас в семье наоборот. С чем это связано? Не с тем ли, что в СССР, особенно до 1953 года, были жестокие гонения на евреев? Или это какая-то особая семейная традиция?

— То есть он придумал эту фамилию?

Антон Долин был бельгийский танцовщик, всему миру известный, и на веки вечные. И когда родился второй сын, мы сделали моего старшего мальчика Долиным. Да еще было такое дело, что у моего брата рождались дочки, а у меня были сынишки с отцовской фамилией. Ах так, значит, фамилия Долина такая крепкая, дедовская… И я сделала старшего мальчика в его 15-16 лет Долиным, вот откуда — Антон Долин. А потом родился второй мальчик, они были отцовской фамилии, это были дети Воробьевы. Но второй мальчик вообще был абсолютно художественный, ушел в театральное училище. Я думаю, ну как же я не сделаю второго мальчика Долиным…

— Его отец не был против?

— Нет-нет. Об этом даже речи не шло.

— Ваша дочь тоже не поменяла фамилию Долина на фамилию мужа?

— Ася тоже носит нашу фамилию. Я хочу добавить, что многое для детей можно сделать вручную и помимо государственной системы. Это очень многое — от фамилии, через воспитание, через образование, к объяснению детям любых жизненных тезисов собственными губами, а не доверясь школе. Очень многое можно сделать для своего ребенка самостоятельно.


Вероника Долина с сыном Антоном

Антон Долин, кинокритик, сын Вероники Долиной:

Генетика — ключ ко многому

— Вы вели разговоры с детьми о том, кто их бабушки и прадедушки?

— Да, конечно. Не с глубокого детства, но какая-то осознанность возникла довольно рано. В начале школы дети уже многое соображали.

— Они должны были понимать, чью историю продолжают?

— Пожалуй, со всех точек зрения. Мне это небезразлично. Мне всегда нравилось вспоминать, как моя бабушка готовила, например, борщ, а моя мама — оливье. Я с удовольствием детям это рассказывала. Вся дача — это культ моего папы. Все мои дети знают, где стояли садовые инструменты, как работало в доме отопление, как открывались ворота для автомобиля. Вот это все моим детям рассказывалось дотошно, с массой деталей.

Антон Долин:

— Вы изучали свое генеалогическое древо дальше бабушек и дедушек?

— То, чего я не успела добыть в свои юношеские годы от своих бабушек и дедушек, то есть хождение вглубь своей генеалогии, того я уже не успела. Родители о многом помалкивали. Они готовы были рассказать, но они многого не знали. Бабушек и дедушек к моему окончанию школы уже не было в живых. Я довольно многое знаю, но я и не знаю очень многого. Три года назад, когда зловещие события на Украине уже развернулись, но зато еще не было карантина, я доехала до тех далеких крошечных деревушек, откуда бабушки родом. Там не был никто из моих родителей, они уже все московского рождения. А я доехала и хоть чуть-чуть посмотрела ландшафт, хоть немножечко, но увидела — где школа, где вокзал, где автобусная остановка. Следов старой жизни, прежней жизни, начала ХХ века, там уже нет. Ты не найдешь там ничего. Только будучи, прошу прощения, поэтом, домысливая многое, пытаясь что-то себе вообразить, и, может быть, что-то приукрасить, а что-то, наоборот, в черно-белое превратить для себя самой, можешь осмыслить. Я что-то свое увидела, но я и многого не знаю.

— Какие еще чувства вы тогда испытали?

— Прежде всего ты абсолютно одинок, ты в некотором роде на кургане над могилой. Если ты очень будешь стараться, ты можешь вызвать в себе какой-то вихрь эмоций, но это тоже, скорее всего, на минуту. Когда я задумывала такой вояж, я хотела поехать с кем-нибудь из своих взрослых детей, хотябы с двумя из четверых. Но попала туда одна-одинешенька, так что чувства были мои достаточно скупы, достаточно обузданы, и я была счастлива тем, что сделала хотя бы ворох фотографий.

Может быть, они что-то знают очень обзорно, поверхностно, но зерна они тащат внутри себя. А вы говорите, сколько тут процентов генетики, а сколько среды… Генетики очень много, особенно сейчас, когда я очень пожилая тетка, которая очень надеется и прабабушкой успеть стать, а не только бабушкой. Генетика — это ключ очень ко многому. Оглянись, имей любопытство оглянуться на своих не так давно тебя покинувших предков — массу вещей поймешь о своих потомках.


Вероника Долина с сыновьями Матвеем и Олегом

Антон Долин:

— Антон, как вы думаете, с чем связан в последнее время такой широкий интерес к генеалогии у современных людей?

— Россия — страна прерванных связей. На протяжении всего ХХ века история заставляла эти связи рвать. Было опасно иметь родственников за границей, эти родственники забывались и связи с ними прерывались. Люди в молодой Советской России доносили на своих близких, даже на самых близких, на детей, на родителей, на бабушек и дедушек, на дядей и тетей, или не доносили, а просто кто-то оказывался в беде, в окружении, под арестом, в лагере, расстрелян. Следы этого родственника просто пропадали, и все. Свободного перемещения ни по миру, ни по стране не было. Я говорю только о России, разумеется.

Возможности навестить своих родственников очень долгое время не было. Люди писали письма, но письма могли пропасть или быть перехвачены. Телефонные разговоры, вообще телефон в каждом доме — это возникло сравнительно поздно. А потом был очень длинный промежуток, когда быть евреем было стыдно, и еврейские родственные линии как бы отсекались или забывались. Кроме того, государство это поощряло, не по родовому принципу люди должны были объединяться, а по идеологическому. Понятно, что не все этому поддавались, но многие все-таки поддавались. Люди очень часто меняли фамилии, меняли свои биографии. Иногда ради безопасности, иногда ради того, чтобы начать новую жизнь.

Сейчас наконец-то стало можно куда угодно поехать, появился интернет, огромное количество архивных данных стало доступно. Люди, конечно, увлеклись раскапыванием своих историй. Кроме того, у нас в России вообще сейчас парадоксальное состояние — мы, с одной стороны, живем в очень древней стране, а с другой — в очень молодой, которая возникла в 1991 году и до сих пор себя толком не поняла и не определила. Чувствовать себя жителями очень молодой страны может быть интересно, а может быть дискомфортно. Но за счет того, что ты удлиняешь свой род, отыскивая его историю, ты для себя устанавливаешь некую личную базу.

Читайте также: