Сообщение про буквы 6 класс

Обновлено: 18.05.2024

Эпиграфом к моему проекту служат слова французского писателя, который жил еще в 18 веке. С ним нельзя не согласиться. Мы говорим, думаем, пишем. И редко когда задумываемся о том, что алфавит был не всегда.

Алфавит есть основа любого письменного языка. Его особенности определяются историческим развитием. Современный русский алфавит стал результатом длительных его изменений. Преобразования происходили неоднократно и в составе алфавита (количество букв, появление новых букв, отказ от старых букв), так и в его внешней стороне (начертание букв, их названия).

Я очень люблю историю, а знакомство с историей алфавита дает возможность познакомиться ближе не только с историей родного языка, но и в целом с историей развития культуры, страны в целом. В этом заключается актуальность темы моего проекта.

К сожалению, школьная программа не дает развернутого представления о происхождении русского алфавита, мало кто знает, откуда она вообще появилась и как развивалась.

Гипотеза проекта : изучение русского алфавита, его появления и развития позволяет глубже узнать историю культуры России.

Цель работы : изучить истоки русского алфавита.

Объект работы : русский алфавит.

Предмет работы: история развития русского алфавита.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд практических задач :

- рассмотреть истоки возникновения русского алфавита;

- проанализировать этапы развития русского алфавита;

- охарактеризовать русский алфавит на современном этапе.

Для решения поставленных задач я обратился в нашу школьную библиотеку, библиотекарь посоветовала мне научную литературу для изучения материала по теме. Затем я обратился к Сети Интернет, где нашел дополнительный материал.

В работе использованы теоретические методы исследования : анализ литературы и интернет-источников по теме работы, систематизация полученной информации, метод обобщения, исторический метод.

Мою работу можно использовать на дополнительных занятиях по русскому языку, истории, культуроведении. А также она будет полезна самим учителям для расширения знаний по истории языка.

Алфавит — ключ к знаниям. Изучая алфавит, мы делаем первый и самый шаг к систематическому знакомству с наукой и культурой, получаем незаменимый инструмент для обретения новых знаний.

Считается, что первый буквенный алфавит появился, в 13-м веке до н. э., когда финикийцы совершили решающий переход от значков, обозначающих слова, к знакам, обозначающим звуки (рис.1).

Рисунок 1 – Финикийский алфавит

Практически все существующие алфавиты являются потомками финикийского, или ханаанского письма. В финикийском алфавите буквы обозначали только согласные звуки и их хватало. Впрочем, и в современном русском подавляющее большинство текстов останутся понятными, если написать их только согласными буквами.

Современный русский алфавит является непосредственным продолжением одной из старославянских азбук, кириллицы. Такое название эта азбука получила в честь первого просветителя славян, создателя славянской письменности Константина Философа, имевшего в конце жизни второе, монашеское, имя Кирилл.

24 мая 863 года в граде Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. В том же 863 году братья прибыли в Моравию с созданной азбукой и готовыми переводами. В течение сорока месяцев до весны 867 года они просвещали славян в Моравии. А в конце 867 — начале 868 года римский папа пригласил Кирилла и Мефодия в Рим. Там они получили право просвещать народ. Но в Риме Кирилл внезапно заболел, и 14 февраля 869 года создатель славянской письменности, первый учитель славян, скончался. Мефодий стал продолжателем дела брата. 4 апреля 885 года скончался Мефодий.

Так на исторической арене появилась славянская школа, создателями которой были братья Кирилл и Мефодий.

До сих пор в Болгарии 24 мая – это официальный праздник славянской письменности, день, когда почитают Кирилла и Мефодия. А начиная с 1987 года в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры.

Рисунок 2 – Кириллица

Алфавит, созданный Кириллом и Мефодием, насчитывал 43 буквы. Это было слишком много для бытового использования алфавита. Еще одна причина необходимости реформы – это то, что кириллица изначально создавалась для того, чтобы переводить на славянский язык богословские книги. А во времена Петра 1 назрела необходимость использовать шрифт не только в церковных, но и в гражданских делах. Именно поэтому Петр 1 начал реформу алфавита (рис. 3).

Рисунок 3 – Петр 1 – реформатор русского алфавита

Предпосылкой для создания гражданского шрифта стала мода на латиницу, которая распространилась в среде образованных русских людей в 1680—1690-х годах. Гражданский шрифт стал компромиссом между сторонниками традиций и теми, кто стремился к максимально полному заимствованию западной культуры.

В январе 1707 года по эскизам, предположительно выполненным лично Петром I, чертёжник и рисовальщик Куленбах, состоявший при штабе армии, сделал рисунки тридцати двух строчных букв русского алфавита, а также четырёх прописных букв (А, Д, Е, Т). Гражданская азбука приблизила русский печатный шрифт к образцам печати европейских книг.

Приближённый по графике к западноевропейскому, новый шрифт был задуман для упрощения типографского набора на печатных станках, изготовленных в Западной Европе. Новый — гражданский — шрифт был предназначен для печати светских изданий: официальных публикаций и периодики, технической, военной, научной, учебной и художественной литературы. Помимо введения нового рисунка букв, подвергся пересмотру и состав алфавита: исключены надстрочные знаки и некоторые дублетные буквы полуустава, узаконена буква Э , утверждены европейские (арабские) цифры вместо буквенных обозначений чисел, упорядочена пунктуация и применение прописных литер в наборе.

На рисунке 4 представлен алфавит, предположительно правленый самим Петром 1.

Рисунок 4 - Образец гражданской азбуки, исправленной Петром I в 1710 году.

В результате петровской реформы число букв в русском алфавите сократилось до 38, их начертание упростилось и округлилось. Также было упорядочено применение прописных букв и знаков препинания, вместо буквенной цифири стали употребляться арабские цифры.

В процессе развития, совершенствования нашего письма изменились и названия букв. Старые кириллические названия оставшихся букв алфавита "аз", "буки", "веди" и т.д., которые не совпадали с их звучанием, в 18 веке были устранены и вместо них приняты названия "а", "бэ", "вэ" и т.д., как в латинском алфавите. Это значительно упростило письмо и чтение древнерусского языка.

Новый гражданский шрифт окончательно вошел в обиход к середине 18 века, когда он стал привычным для поколения, которое по нему училось грамоте. И в неизменном виде просуществовал вплоть до реформы 1918 года.

Рисунок 6 – Портрет княгини Е.Р. Дашковой кисти Д.Г. Левицкого

В 1918 году была проведена реформа русского языка, в которой были введены следующие изменения в алфавит:

- отменен ъ на концах слов;

Во время работы над проектом я узнал, что история русского алфавита имеет богатую историю. Он происходит от болгарской кириллицы, которую Кирилл и Мефодий постепенно адаптировали сначала к старославянскому языку, а потом и к древнерусскому.

Русский алфавит развивался как живой организм — появлялись новые буквы, исчезали некоторые редко употребляемые или вовсе ненужные.

За время работы над проектом я прочитал множество научных книг и статей в Сети Интернет о развитии русского алфавита. Я узнал, что и до Кирилла и Мефодия у славян была письменность, ведущая свое начало от финикийского алфавита. Мне пришлось разбираться, почему Византия послала двух монахов в Русь для составления русского алфавита. А также было очень интересно посмотреть на портреты людей, которые оказали огромное влияние на развитие нашего алфавита, пришлось обратить внимание на работы художников 18 века.

Таким образом, гипотеза - изучение русского алфавита, его появления и развития позволяет глубже узнать историю культуры России – доказана полностью.

Поставленная цель – изучить истоки русского алфавита – выполнена.

К сожалению, не все удалось отразить в данном проекте. Например, я не рассказал о глаголице, которая была одновременно с кириллицей. Еще хотелось бы рассказать о первых букварях, которые учили русских детей алфавиту. Поэтому тема данного проекта далеко не исчерпана, я буду продолжать над ней работать и дальше.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

по русскому языку

в русском языке

учитель русского языка и литературы

Глава 1. Научные сведения о букве ё.

Глава 2. Восприятие современными людьми буквы ё

Список использованной литературы…………………………………….12

Задачи исследования:

- исследовать сведения и факты о возникновении буквы Ё и ее появлении в русском алфавите;

- определить значение буквы Ё в русском языке;

- Провести социальный опрос людей по отношению к букве Ё

Гипотеза исследования:

Предполагаю, что некоторые люди, владеющие русским языком, издательства газет и журналов при написании или печатании какого либо текста не используют букву Ё, что приводит к неправильному чтению, к искажению русского языка.

В ходе работы я изучила газеты и журналы, тексты художественной и научной литературы, государственные документы, школьные учебники.

Актуальность выбранной темы:

В последние годы наблюдается необязательность написания и печатания буквы Ё. И это несмотря на то, что наш современный русский алфавит считается 33-буквенным. Из-за нежелания и лени писать букву Ё происходят нежелательные явления: неправильно произносятся и пишутся фамилии и названия городов, рек и озёр. Отсутствие в тексте буквы Ё приводит к замедленному чтению различных текстов. Буква Ё стоит у нас в алфавите, мы её произносим, но почему-то иногда пренебрегаем этой буквой на письме.

Таким образом, тема представляется весьма актуальной, так как несет принципиальное значение для дальнейшего развития русского языка, ведь русский язык для многих людей стал неотъемлемой частью производства и быта.

Большая трудность при тотальном истреблении буквы "ё" воздвигается перед неносителями языка. Им было легче постигать этот язык, если бы без всякого исключения были напечатаны все буквы "ё". Сегодня, чтобы правильно прочитать русский текст, нужно иметь весьма глубокие лингвистические знания. Отсутствие буквы "ё" в большинстве тиражируемых текстов - это барьер при изучении языка.

Отметим, что отсутствие буквы "ё" приводит к существенному увеличению времени считывания и осмысливания текста. Читающий как бы спотыкается при чтении, чтобы понять, нужна здесь буква "ё" или нет. Итак, результат - тормозится скорость чтения и восприятия текста, возникают многочисленные ошибки, постепенно переходящие в речь, и, искажается сам язык.

В рамках практической части нашего исследования мы решили:

- употребление буквы на продуктах изготовителями продуктов питания.

Мною было опрошено 62 человека, 25 из которых - ученики 6 класса и 31 человек - ученики 11 класса.


История алфавита началась задолго до его официального появления.

То, что сейчас у нас есть буквы, мы умеем писать и читать – это невероятное благо, которое нельзя не оценить. Даже в древние времена, когда люди еще не умели этого, они старались как-то выразить свои мысли друг другу. Для этого они рисовали на стенках целые картинки, потом придумали значки и иероглифы. Потом это все превратилось в удобные для понимания буквы, которые и составляют алфавит. У каждого народа, в каждой определенной местности эти значки были своими, поэтому так много алфавитов и языков в мире.

А как же появился наш, русский алфавит?


Краткая история русского алфавита

История букв русского алфавита повествует нам о двух братьях – Кирилле и Мефодии, которые и придумали первый славянский алфавит. Все дело в том, что в период появления христианства и строительства храмов в некогда могучем государстве Великая Моравия понадобилась и письменность, чтобы можно было записывать церковные тексты. Моравский правитель попросил помощи у византийского императора Михаила III, который в качестве помощи отправил в Моравию двух проповедников Кирилла и Мефодия. Это случилось примерно в середине 9 века.

В 863 году братья рассказали о том, что они создали алфавит. Его назвали в честь младшего брата – кириллица. Прародительницей кириллицы была другая придуманная братьями система букв – глаголица. С помощью кириллицы Кирилл и Мефодий перевели с греческого Священное писание и ряд богослужебных книг. Православная церковь назвала братьев чудотворцами. Люди получили буквы, а вместе с ними возможность читать и писать.


С самого начала в алфавите было целых 43 буквы, но чуть позже добавили 4 и убавили 14 из-за ненадобности. Изначально буквы были похожие на греческие, но потом поменялись и стали такими, какими мы их привыкли видеть. Каждая буква не только означала определенный звук, но и имела свое значение.

В 1917 году был утвержден вариант азбуки из 35 букв. Правда их на самом деле было 37, Ё и Й не были отдельными буквами. В 1918 году вновь азбука изменилась, из нее убрали несколько не используемых букв, в результате чего осталось 33. Вот такой азбукой мы с вами и пользуемся по сей день.

Кстати, у буквы Ё есть день рождения. Ее придумала княгиня Екатерина Романовна Дашкова 18 ноября 1783г. Ее идея стала популярной, на это обратил внимание писатель и историк Н.М.Карамзин, и с тех пор ее стали использовать.

История русской письменности достаточно интересная, давайте поговорим теперь подробнее о ее создателях?


Биография Кирилла и Мефодия

Продолжаем свой рассказ для детей про азбуку историей про Кирилла и Мефодия.

Братья родились в Солуне, сейчас город называется Салоники и располагается в Греции. Семья отличалась богатством и высоким положением в обществе. Мальчикам дали великолепное образование. Кирилл прилежно учился философии и риторике у самых известных византийских учителей совместно с маленьким сыном правителя Византии Михаила III. Потом он даже сам некоторое время был преподавателем.

Его таланты покоряли многих. Ему не раз доверяли сложные и опасные дипломатические миссии в разных городах и странах, с которыми он блестяще справлялся. А старший брат Мефодий состоял долгое время на военной службе, руководил одним из княжеств, где и обучился языку славян. Но через 10 лет он оставил военную карьеру и принял монашеский обет. Вскоре к нему присоединился и брат.

Примечательно, что настоящее имя Кирилла на самом деле Константин, а Мефодия – Михаил. Кирилл и Мефодий – это церковные имена, данные им при крещении.

Оба брата сделали очень много для распространения письменности и божьего слова, поэтому их чтят, помнят и упоминают в книгах, ученых трактатах, на иконах и храмовых росписях. И у них даже есть праздник.


День славянской письменности и культуры

Праздник отмечается каждый год 24 мая с 1863 года. Является государственным праздником, единственным церковно-государственным. В этот день во многих местах проводят научные конференции, открытые чтения, презентации книг, концерты и выставки, посвященные письменности и ее создателям – Кириллу и Мефодию. В большинстве храмов проходит праздничное Богослужение и торжественный крестный ход.

Событие отмечают не только в России, но и в нескольких других странах. К примеру, в республике Беларусь, Македонии, Украине, Словакии, Чехии, Молдавии и, конечно же, Болгарии. В Болгарии это не только день письменности и почитания святых Кирилла и Мефодия, но и национальный день культуры.

Это праздник как бы напоминает нам, что наша культура – это кладезь древних и великих традиций славянской культуры. Давайте и мы с вами начнем традиционно отмечать это праздник вместе со всеми и всегда будем помнить эту интересную историю создания русского алфавита.


Обязательно посмотрите и эти материалы о буквах детям:

Вот такая краткая история создания русского алфавита. Берегите историю, культуру и человечность!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Информационно-исследовательский проект на тему

Руководитель: учитель русского языка

и литературы Иванова Вера Корнильевна

Становление русского алфавита

Кирилл и Мефодий – кто они?

Реформы русского алфавита

Цель: ознакомиться с историей возникновения и развития русского алфавита

Объект исследования : русский алфавит

Предмет исследования : история возникновения и развития русского алфавита

Изучить литературу о возникновении русского алфавита;

Узнать подробно о Кирилле и Мефодии. Кто они?

Выяснить, почему русский алфавит называется кириллицей;

Выяснить, какие реформы проводились в русском алфавите?

Гипотеза: на создание проекта меня толкнуло мое любопытство. Каждый из нас ежедневно пишет, пользуясь русским алфавитом, и не задумывается о том, как и когда он возник. Тысячелетняя история развития письма интересна, поэтому я решила начать ее изучение.

Метод исследования:

Теоретический: анализ литературных источников;

Теоретическая и практическая значимость работы: результат исследования можно использовать в процессе изучения русского языка в старших классах, а также при проведении дальнейших исследований в данном направлении.

Становление русского алфавита

Основу для создания алфавита заложили финикийцы еще в конце второго тысячелетия до н. э. Они придумали согласные буквы, которыми пользовались довольно долго. Впоследствии их алфавит заимствовали и усовершенствовали греки: в нем уже появились гласные. Это было приблизительно в 8 веке до н. э.

2 . Кто они – Кирилл и Мефодий?

В девятом веке сыновья знатного солунского грека по просьбе моравского князя Ростислава и по поручению византийского императора Михаила III в 863 г. привезли в Великую Моравию первые книги на славянском языке, предназначенные для богослужения и просвещения славян. Их задача заключалась в том, чтобы познакомить славян, населявших Восточную Европу, с учением Христа и идеями православия, а также провести богослужение на родном для местного населения языке. Выбор пал на двух братьев неслучайно: они обладали хорошими организаторскими способностями, проявляли особое усердие в учебе. Кроме того, оба в совершенстве владели греческим и славянским языками. Константин был очень образованным для своего времени человеком. Константин и Мефодий переводили церковные книги с греческого на славянский язык, обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Константин (незадолго до смерти, после пострига в монахи, ему было дано новое имя – Кирилл, с которым он и вошел в историю) и Мефодий стали теми людьми, кто придумал азбуку русского языка. Деятельность Кирилла и Мефодия встретила сопротивление. Мефодию пришлось пережить около двух лет заточения в тюрьме, а после его смерти противники восточного христианства изгнали учеников Кирилла и Мефодия из Моравии. Славянские книги начали сжигаться, служба на славянском языке была запрещена. Многие ученики были казнены, часть изгнанных отправилась на территорию нынешней Хорватии, а часть – в Болгарию.

3. Старославянские азбуки: глаголица и кириллица

Известны две старославянские азбуки, которыми написаны дошедшие до наших дней памятники: глаголица и кириллица. Глаголические буквы очень сложны, петлеобразны, мало похожи на буквы какого-либо другого алфавита. Судя по всему, автор глаголицы использовал элементы различных систем письма, в том числе и восточных, а некоторые символы изобрел сам. Человеком, способным проделать такую сложную работу, как предполагают ученые, был Константин-Кирилл.

Кириллица создана на основе греческого письма, при этом ее создатель немало потрудился над тем, чтобы приспособить греческое письмо под славянскую фонетическую систему. На основании кропотливой работы с рукописями, изучения их лингвистических особенностей, территории распространения, палеографических характеристик, исследователи пришли к выводу, что глаголица создана раньше кириллицы, глаголицу, по-видимому, создал Кирилл, а кириллицу – талантливейший ученик Кирилла и Мефодия Климент Охридский, на что указывается в житии святого Климента Охридского, где прямо пишется о создании им славянской письменности уже после Кирилла и Мефодия. Азбуку он назвал кириллицей в честь своего учителя. Климент Охридский (ок. 840 – 916), бежавший от преследований из Моравии, был направлен болгарским царем Борисом на проповедь в Охрид. Здесь им была создана крупнейшая школа славянской письменности, один из важнейших центров славянской культуры. Здесь велись переводы, составлялись оригинальные славянские произведения духовного содержания (песни, гимны, жития). Климент Охридский по праву может быть назван одним из первых славянских писателей. Необычайно обширной была и работа Климента по обучению взрослых и детей грамоте: по самым скромным подсчетам, он приобщил к славянской письменности около 3500 человек.

4. Глаголица

Глаголица – (от ст.-славянского глаголь – слово, речь) одна из двух славянских азбук, более древняя, чем кириллица. Алфавитный порядок букв глаголицы почти аналогичен кириллической традиции. Существовали два основных вида глаголицы – округлый, распространенный в Болгарии и более поздний угловатый, употребляемый в Хорватии.

Читайте также: