Сообщение о великом посте 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

Фарисеи были самыми ревностными исполнителями Закона, церковных правил и обрядов. Их считали образцом набожности и нравственной чистоты. Однажды, повествует притча, некий фарисей пришёл в храм и заметил там мытаря, человека презренной профессии. "Боже! – стал молиться фарисей. – Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю". Этот человек был уверен, что выполнив все предписания, он достиг совершенства. Ему оставалось только любоваться своей праведностью и с брезгливым осуждением смотреть сверху вниз на "прочих людей".

Иначе молился мытарь. Он понимал своё недостоинство и, охваченный сокрушением, стоял вдали от жертвенника, не смея поднять глаз и повторяя: "Боже! Будь милостлив ко мне, грешнику!"

"Вам известен конец, - говорит старец Варсонофий Оптинский, - фарисей осуждается, а мытарь оправдывается. Усвойте и вы молитву мытаря: "Боже, милостлив буди мне грешному!". И не только в церкви, или становясь на утреннюю или вечернюю молитву, произносите эти слова, но и во всякое время… В них выражается смирение, а где смирение, там и вера".

"Смирение" - в нашей обиходной речи слово несколько испорченное. Нередко оно ассоциируется с елейностью, безволием, низкопоклонством. Между тем подлинное значение слова "смирение" – это мудрость и трезвость, умение видеть свои недостатки и слабости, обуздывать гордыню. Антиподы этой "духовной нищеты" – самомнение, ложная успокоенность.

Начиная с "недели мытаря и фарисея", за всенощной поют песнь "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…". В ней сливаются воедино слова псалмовцев, сокрушённый вздох мытаря и голос души, взыскующей прощения Божия.

В следующую неделю подготовительного цикла в церкви читают притчу о блудном сыне.

Эта притча – не только история одного человека, но и всего рода человеческого.

Сын требует наследства, уходит из дома отца "на страну далече". Думает, что, получив независимость, он наконец узнает настоящую жизнь. Отец без единого упрёка прощается с ним.

Но к чему привёл уход сына из дома? Имение растрачено. Сам он стал батраком, и хозяин не даёт ему подкрепить силы даже из корыта, в котором кормятся свиньи…

Не так ли душа нищает и голодает, когда в поисках мнимой "свободы" отходит от Отца? Не так ли и весь мир, отказываясь от Бога, впадает в духовное оскудение?

Но вот юноша опомнился, мысль о родном доме преследует его. Он знает, что уже потерял право называться сыном, но теперь, осознав свою неблагодарность, готов стать даже слугой у отца. Он идёт, колеблясь между страхом и надеждой, но оказывается, что отец давно ждёт его и сам выбегает навстречу, чтобы обнять оборванного путника. Пусть старший сын, не покидавший дома, сетует на доброту отца – радость свидания не может быть омрачена. Сын пропадал и нашёлся!

Так и Господь безмолвно ожидает каждого, кто захочет вернуться к Нему, взывая "Отче, согрешил я пред Тобою!"

Возвращение в дом отчий – таков смысл "Недели о блудном сыне".

В это воскресенье поётся песнь изгнанников. Тоска древнего Израиля по утраченной отчизне обретает новый общечеловеческий смысл.

Грешник, томящийся на духовной чужбине, вспоминает о доме отчем. "Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя…"

Третья "неделя", предшествующая посту, посвящена всеобщему Суду Христову над миром.

Ни одна древняя религия не верила в возможность полного и окончательного искоренения зла в творении, хотя во многих ощущалась необходимость нравственного воздаяния. Только пророки Ветхого Завета провозгласили наступление Суда Божия, который очистит и преобразит миропорядок. Суд этот начал вершиться ещё в Ветхом Завете, когда грехи народа Божия влекли за собой возмездие. Но небывалую остроту приобрёл он с началом проповеди Христа. "Суд же состоит в том, что Свет пришёл в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели Свет".

Суд продолжается и ныне, в глобальных масштабах; это было предсказано в Евангелиях и Апокалипсисе. Мы читаем там, что "люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную", что явится Зверь, на челе которого будут написаны имена богохульные. Отравлены земля, воздух, треть мирового океана, гибнет треть живых существ. Зверь ведёт войну со святыми и побеждает их". Все кричат: "мир и благоденствие", но новые катаклизмы потрясают землю…

Были времена, когда о таких пророчествах говорили с насмешкой. Но в наш век, век Освенцима и Хиросимы, даже люди, далёкие от веры, невольно заговорили апокалиптическим языком.

Добро и зло мира поляризуются, битва между ними приобретает всё более ожесточённый характер. Она никого не оставляет в стороне. Исторические бури – предвестники Последнего Суда, точно так же, как все добрые семена, прорастающие в людях, подготавливают конечное торжество Правды Божией.

"Неделю о Страшном Суде" называют мясопустной, так как с этого дня устав предписывает воздержание от мяса. Мясопустная седмица в Древней Руси совпадала с масленицей, языческим праздником проводов зимы. До принятия христианства он сопровождался не только безобидными играми, обрядами и пирами, но и человеческими жертвоприношениями. Поэтому суровый голос Церкви, возвещая о Суде, звал к покаянию, предостерегал от рецидивов язычества, которое тайно присутствовало в народном сознании.

Древняя масленица включала обычай поминать предков блинами. В христианской Руси его переосмыслили как "заговенье", то есть праздничную трапезу накануне поста.

В последнюю "неделю" перед постом Церковь вспоминает "первородный грех" человечества. Это духовная катастрофа, постигшая людей на заре его существования, стала событием надвременным. Каждый из нас несёт в себе "грех Адама", тёмный бунт своеволия, противления Творцу. Люди связаны между собой как части единого организма "Адама"; он запечатлен "образом и подобием Божиим", и он же заражён недугом ложного самоутверждения.

Церковь указывает на "грех Адама" у порога поста, ибо он есть корень нашего несовершенства. Вознесённый Творцом над природой, человек изменил своему призванию, и в результате сам попал под власть стихий. Теперь он может овладевать ими лишь внешне, через знания и науку, но ключ к подлинному торжеству духа – внутри нашего существа. "Не думай о победе, если он не победил себя", - гласит старинная мудрость. В природе есть несовершенство, в ней господствует закон всеобщего пожирания. Отказываясь от животной пищи, человек противится этому закону и ставит дух выше тела. Таков смысл поста.

Последнее воскресенье перед Великим постом называется прощеным . Евангелие, читаемое в этот день, напоминает, что нельзя совершать дело Божие, не примирившись с ближним. В монастырях издавна существовал обычай уединяться на время Четыредесятницы. Прежде чем разойтись, иноки испрашивали друг у друга прощение. В этот день в храмах служится вечерня, в конце которой священник просит прихожан простить его, и они также просят друг у друга прощения.

Особенности великопостного богослужения.

Утреня Великого поста совершается вместе с часами: первым, третьим, шестым и девятым, к которым добавляют кафизмы. Вслед за часами идёт последование "изобразительных" молитв, во время которых поются "обетования блаженства". Молитвенные возгласы каждого часа не читаются, а поются. В понедельник, вторник и четверг литургии не бывает. В среду и пятницу служится Литургия преждеосвящённых Даров, в субботу – Литургия Св.Иоанна Златоуста, в воскресенье – Литургия Св.Василия Великого.

Каждая из основных частей великопостного чина включает молитву Св.Ефрема Сирина . Она как бы суммирует весь внутренний путь христианина.

Канон Св. Андрея Критского

В течение первых четырёх дней поста вечером в храме читается "Великий покаянный канон" Св. Андрея Критского.

Святитель Андрей (650-720 гг.), уроженец Дамаска, с ранней юности поступил в монастырь Св. Саввы в Иерусалиме. Он был современником тяжких кризисов, которые потрясли Византию. Мечта о великой православной империи рушилась. Общество оказалось бесконечно далёким от евангельского идеала. В грозных событиях эпохи с полным основанием видели признаки небесного гнева.

Лучших людей Византии охватило покаянное чувство. Среди них был и Св. Андрей, ставший около 690 года епископом Крита. Он выразил это чувство в своём знаменитом каноне. Обычно каноны включали не более тридцати тропарей. В произведении святителя их 250. В оригинале это ритмические стихи. Длинной чередой перед слушателями проходят образы из Ветхого и Нового Завета, и каждый эпизод становился призывом к покаянию.

Великий канон обычно читается священником на середине храма; хор поёт ирмосы и припев: "помилуй мя, Боже, помилуй мя".

Литургия преждеосвящённых Даров.

Каждая Евхаристия есть праздник, торжество, "пир духовный". В Церкви сложился обычай не совершать её в покаянные, траурные дни Великого поста. Но указанный обычай не должен был препятствовать причащению. Поэтому обратились к практике первых христиан – оставлять Св. Дары для больных и отсутствующих. Во II веке диаконам и даже мирянам разрешалось относить часть евхаристической трапезы домой, где верующие могли причащаться сами. Сначала такое домашнее причащение не сопровождалось никакими особыми обрядами. Читали только молитву Господню и исповедание веры. Но в VI веке антиохийский патриарх Север ввел чинопоследование общенародного принятия Св. Таин, освященных заранее. Так получила начало Литургия преждеосвящённых Даров. На Западе она была введена Св. Георгием, папой Римским, и доныне носит его имя.

Совершалась она обычно вечером, и её чин есть не что иное, как видоизменённая вечерня. После "входа" священник выносит на амвон свечу и кадильницу, возглашая:

Свет Христов просвещает всех!

За этим следует чтение Слова Божия, начиная с первых глав Книги Бытия.

В первые века массовые крещения приурочивались к празднику Пасхи, поэтому пост был периодом, когда для готовящихся к выступлению в Церковь читали и изъясняли Библию.

По окончании паремий царские врата открываются и звучит вечерний псалом. Певцы обычно поют его, стоя перед амвоном. Мелодия псалма полна просветлённой печали покаяния. Завершают его чтением молитвы Св. Ефрема Сирина.

Далее идёт ектения о "готовящихся к просвящению", то есть оглашённых, и евхаристические Дары переносятся с жертвенника на престол. В момент несения святыни хор поёт:

Ныне силы небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы,

се Жертва тайная, совершена дориносится.

Верою и любовию приступим,

да причастницы жизни вечные будем.

Царские врата закрываются, произносится ектения "Исполним вечернюю молитву нашу…", и народ поёт Молитву Господню, после чего следует причащение.

Всё чинопоследование этой литургии тихое, умиротворяющее, покаянное.

Неделя торжества Православия.

Первое воскресенье поста называется "неделей торжества Православия". Оно связано с воспоминанием о победе Вселенской Церкви над иконоборчеством. Но праздник имеет и более широкий смысл, напоминая о деяниях Соборов, которые отстояли евангельское Откровение. Все великие ереси Востока посягали на самую суть его – учение о Богочеловечестве Христа. Арий утверждал, что он – лицо тварное, только подобное Богу; насториане проводили грань между Иисусом человеком и Логосом, который, по их мнению, вошёл в Христа лишь с момента крещения на Иордане; монофизиты и монофелиты, напротив, отрицали человечность Спасителя. Они были убеждены, что Божественное Начало поглотило в нём земное. И, наконец, иконоборцы, запретив изображать Богочеловека, фактически отказались от веры в реальность Воплощения.

Третье воскресенье поста посвящено Кресту Христову. Как и в праздник Воздвижения, за всенощной на середину храма выносится изображение Распятия. Смысл этого обычая заключается в том, чтобы напомнить кающимся о спасительном даре искупления Христова.

Человек, предоставленный самому себе, не в состоянии победить низшую природу и грех. Он нуждается в силе, которая вдохнула бы жизнь в омертвевшую душу.

Христос, являясь Человеком, имеет с нами общую природу, но в то же время стоит над ней по Своему Божеству. От Его Креста изливаются потоки благодатной силы, которая укрепляет всех, идущих по Его крестному пути.

Четвёртая и пятая недели поста.

В четвёртую неделю поста празднуется память прп. Иоанна Лествичника, жившего в VI веке у горы Синай. Ему принадлежит книга "Лестница небесная", в которой духовный путь подвижника сравнивается с восхождением по крутым ступеням. Прп. Иоанн писал для монахов-пустынников, но его видение жизни как дороги, ведущей по ступеням ввысь, относится к каждому христианину. Именно поэтому Церковь молится Иоанну Лествичнику в дни поста.

Служба пятой недели посвящена памяти Св. Марии Египетской. Согласно преданию она была раскаявшейся блудницей, которая сорок лет провела в иудейской пустыне, искупая свои грехи. Её образ стал символом глубокого и преображающего всё существо покаяния.

На пятой седмице Великого поста утром в четверг вновь читается покаянный канон Св. Андрея Критского, но на этот раз уже не по частям, а целиком. В субботу этой седмицы на утрени читают акафист Божией матери, один из самых содержательных и поэтичных.

Лазарева суббота и ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ.

Воскрешение Лазаря – последнее великое чудо Христово, последний отблеск Славы Его перед ночью страстей.

Понедельник, вторник, среда.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь вспоминает последнее пребывание Господа в Иерусалиме. В эти дни совершаются: полуночница, утреня, часы с чтением Евангелия, Литургия преждеосвященных Даров. Во время часов принято прочитывать все четыре Евангелия, но обычно это чтение начинают заранее, с пятой или шестой седмицы.

В тропаре звучит мотив евангельской притчи о десяти девах. Говоря о приближении дней борьбы и испытаний, Христос рассказал притчу о том, что надо "бодрствовать и не унывать", держа свои светильники зажженными в ожидании божественного Жениха.

Великий четверг – день установления Евхаристии, день Тайной Вечери. В Великий четверг литургия совершается по чину Св. Василия, а вечером на утрени – служба Страстей Христовых, когда читают из Евангелий 12 отрывков, которые охватывают события от Тайной Вечери до Погребения Спасителя. Молящиеся стоят с зажжёнными свечами, хор поёт:"Слава Страстием Твоим, Господи", "Слава долготерпению Твоему, Господи".

В этот день литургию не служат. Сам Божественный Агнец приносит Себя в жертву. Содрогаются небо и земля. Солнце скрыло свой лик. Тьма надвигается на Голгофу. В одиночестве, с высоты Креста, встречает Он мрак. Внизу люди, глумящиеся и встревоженные, равнодушные и плачущие. Он один.

После полудня в храмах служится вечерня, и в конце её под пение стихиры выносится плащаница . На ней изображён Христос, лежащий во гробе. Её полагают посреди храма на особом возвышении, которое обычно украшают цветами, и молящиеся, подходя к ней, с благоговением прикладываются к изображению.

Поздно вечером совершается утреня, и священники, стоя перед плащаницей, читают погребальные стихи. В конце утрени процессия несёт плащаницу вокруг храма.

Суббота – день покоя. В этом вынужденном бездействии ещё яснее становился ужас совершившегося.

Литургия Великой субботы прежде совершалась на закате дня, и поэтому её начинают с вечерни. Читается 15 паремий. Это те пророчества о Христе, на которые Он Сам указывал ученикам.

С 1917 года был установлен праздник святых, в земле Российской просиявших. Этот сонм праведников, как прославленных, так и неведомых миру – душа нации, вершина её, "святая Русь". Взирая на неё, люди видят надёжный ориентир, указывающий путь евангельского подвига, созидания Царства Божия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА"

Мероприятие посвящённое 65-летию великой победы над фашизмом.

Великая война, Великая победа!

Классный час, посвященный теме "Великая война, великая победа!". Материал содержит исторические данные, стихи о ВОВ, конкурсы.


Методическая разработка урока по предмету окружающий мир "Великая война и Великая победа" 4 класс

Цель:Пополнить представления учащихся о Великой Отечествен­ной войне и ее героях, воспитывать патриотизм.Оборудование: карта, слайды героев Отечественной войны, карточки с индивидуальными .

Урок окружающего мира в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа"

Урок окружающего мира был проведён в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа", форма урока- заседание клуба " Поиск Истины" Урок представлен с методическим обоснованием. Использование ИКТ .

Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён празднованию 200 летия победы в Отечественной войне 1812 года

Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка.


Великий подвиг великого народа ( разработка праздника к 70-летию Великой Победы).

Предлагаю разработку сценария праздника к 70-летию Победы Советского народа в ВОВ.


Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

19 0316

Великий Пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радости Праздника праздников – Светлого Христова Воскресения.

П ервые дни поста очень строгие. Всю неделю в храме совершается особое богослужение, во время которого священники читают канон святого Андрея Критского.

С вятой Андрей давным-давно составил его, сокрушаясь о своих грехах. И сегодня канон святого Андрея помогает нам правильно настроить свою душу уже в самом начале поста.

В посте главное - добрые поступки, отказ от вредных привычек, сквернословия, отказ от чего-то, что вы очень любите (может и в еде), от чего вам сложно отказаться. Вот маленький пример:вы каждый день играете в компьютерные игры или для вас шоколадка - это то, без чего не проходит день. Тогда попробуйте отказаться от этого на время Великого поста. А вместо этого помогите маме, бабушке. Посетите храм, если до этого вы не делали этого. Побудьте на службе. Послушайте те молитвы, которые возносят к Богу во время поста.

И еще, важное делание во время Великого Поста - это исповедь и Причастие св. Христовых Таин.

Попробуйте хоть в самой малости уподобиться Христу! Благодатного вам Великого Поста!

НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

1 НЕДЕЛЯ

Торжество Православия

Первое воскресение Великого поста называют Торжеством Православия в память о том, как в девятом веке после долгих гонений было восстановлено почитание святых икон. В этот день в наших храмах проходят особые молебны, во время которых Церковь молится о том, чтобы как можно больше людей обратилось к Богу.

2 НЕДЕЛЯ

Григория Паламы

Во второе воскресенье Великого поста совершается память святого Григория Паламы, жившего в XIV веке. Он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим благодатным светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что святитель Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. Продолжателями этого делания стали старцы Киево-Печерской Лавры.

3 НЕДЕЛЯ

Крестопоклонная

В этот воскресный день на середину храма выносится Крест Господень. Глядя на страдающего на Кресте Иисуса Христа, верующие получают силы на продолжение поста и избавление от зла в своей душе.

4 НЕДЕЛЯ

Иоанн Лествичник

В четвертое воскресение Великого поста празднуем память Иоанна Лествичника, написавшего книгу, в которой показывается лестница (лествица), или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.

5 НЕДЕЛЯ

Марии Египетской

Пятое воскресение Великого поста посвящено Марии Египетской. Она была великая грешница, но сумела раскаяться и стала великой Святой.

На молитве она стояла в воздухе и переходила воду как по суше. Ее жизнь – пример неизреченного Божия милосердия к кающимся грешникам.

6 НЕДЕЛЯ

Накануне Господь Иисус Христос совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, скончавшегося за четыре дня до прихода Господа в Вифанию (именно поэтому субботний день, предшествующий Вербному воскресенью, носит название Лазаревой субботой).

5 НЕДЕЛЯ

Страстная Седмица

Страстная седмица – последняя седмица перед Пасхой. В это время мы воспоминаем события последних дней земной жизни Спасителя, Его Крестную смерть. Все дни Страстной седмицы называются великими. Церковь призывает всех нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за Спасителем. Богослужения Страстной седмицы отличаются целым рядом глубоко знаменательных служб.


Великий Пост был учрежден древней Церковью в воспоминание пребывания Самого Господа Иисуса Христа в пустыне в течение сорока дней, перед тем как явиться народу и проповедовать Царствие Божие, затем пострадать, быть распятым, умереть на Кресте и наконец воскреснуть в третий день. В Ветхом Завете эти события были уже возвещены Исходом евреев из Египта, под предводительством Моисея. Великий Пост нас готовит к встрече Пасхи, Торжества из Торжеств. Сам Спаситель нам указал, как поститься перед Отцом Небесным (Мф.6,16-17).

Смысл поста

Это время покаяния, молитвы и воздержания от некоторой пищи, а также и развлечений. Пост никогда не был простым подчинением внешнему правилу, он является, главным образом, призывом к внутреннему изменению, способствующему проявлению духовной жажды Бога, ведущей к полному воздержанию от пищи перед причащением, как образ ожидания трапезы Господней.

Великопостное время особенно отмечается двумя молитвами:

Покаянный тропарь:

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

Открой мне двери к покаянию, Жизнеподатель, ибо дух мой с раннего утра стремится к святому храму Твоему, нося весь оскверненный телесный храм; но Ты, как Милосердный, очисти его по неизреченной Твоей милости.

Молитва св. Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Господи и Владыка жизни моей, Дух праздности, уныния, властолюбия и празднословия отклони от меня.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему.
О, Господин Царь, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Порядок шести недель Великого поста

Великий пост длится шесть недель, которым предшествует подготовительный период, включающий в себя воскресные дни, называемые Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя мясопустная (о Страшном Суде) и Неделя сыропустная (Прощеное воскресенье).

Первая седмица (неделя) поста посвящена покаянию, что выражает знаменитый канон св. Андрея Критского, читаемый в первые четыре дня на Повечерии. В субботу первой седмицы на литургии св. Иоанна Златоуста совершается память св. великомученика Феодора Тирона, предупредившего во сне патриарха Евдоксия о том, что Юлиан Отступник осквернил продукты на рынках кровью принесенных в жертву идолам животных. Св. Феодор велел приготовить "коливо" из злаков с изюмом, орехами и цукатами, которое и вкушали христиане, чтобы избежать употребления оскверненной пищи.

Каждый воскресный день поста является некоторой ступенью в возрастании христиан на пути к Пасхе.

В первое воскресенье празднуется Торжество Православия (в частности, иконопочитания), затем, в воскресенье св. Григория Паламы, мы отмечаем его учение о благодати и нетварных энергиях, в третье воскресенье (Неделя Крестопоклонная) - Честной Крест и наше сораспинание со Христом, в четвертое воскресенье мы вспоминаем св. Иоанна Лествичника и его знаменитую "Лествицу" - книгу о восхождении нашем к Богу, в четверг пятой седмицы особой службой, называемой "Стояние Марии Египетской" (обычно совершается в среду вечером), отмечается подвиг покаяния и отшельничества св. Марии Египетской, а в субботу совершаем Похвалу Божией Матери.

Литургия св. Василия Великого

Во все воскресные дни Великого Поста совершается литургия св. Василия Великого, архиепископа Кесарийского (329-379), которая отличается от обычной литургии св. Иоанна Златоуста (344-407) более длинными и насыщенными евхаристическими молитвами. Эта литургия совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу, накануне и в день Рождества Христова и Богоявления, а также в день св. Василия Великого 1/14 января.

Литургия Преждеосвященых Даров

Во время Великого Поста не совершается таинство Евхаристии, кроме как в субботу и воскресенье; однако совершается литургия Преждеосвященных Даров в соединении с вечерней, по средам и пятницам, в четверг пятой недели и в первые три дня Страстной седмицы.

Это типично постное богослужение, и очень рекомендуется верующим в нем участвовать хотя бы один раз за время поста, чтобы действительно прочувствовать и пережить великопостное богослужение. Преждеосвященные Дары освящаются накануне, на воскресной литургии, после которой они специально хранятся, чтобы христиане могли причаститься ими в будние дни, т.е. в среду или в пятницу. Это богослужение состоит из вечерни, которая во второй части похожа на обычную литургию, только без евхаристического канона. Эта служба составлена св. Григорием Двоесловом (540-604), она свидетельствует о привязанности древних христиан к причащению. В наши дни эти службы совершаются утром, по русскому обычаю 19 века. Перед вечерней служатся обычно Третий, Шестой и Девятый часы и Изобразительные, с молитвой св. Ефрема Сирина и поклонами. Чтобы причаститься надо соблюсти, как обычно, евхаристический пост.

Страстная Неделя

Великий пост заканчивается накануне Лазаревой субботы, предшествующей Вербному воскресенью. В Великие Понедельник, Вторник и Среду совершается литургия Преждеосвященных даров. Эти дни носят эсхатологический характер, т.е. они обращены к теме конца мира. На часах читается полностью Четвероевангелие. В Великий Четверг отмечается установление Спасителем Таинства Евхаристии, в Пятницу - Распятие и Погребение Господа нашего Иисуса Христа и в Субботу - благоговейное молчание твари у гроба Спасителя в ожидании Воскресения. Все христиане стараются побывать на этих службах, особенно на литургии в Великий Четверг и на утрене с чтением 12 Евангелий (обычно служится вечером в Великий Четверг). В Великую Пятницу днем совершается вечерня с выносом Плащаницы, а вечером - утреня с чином Погребения Спасителя, совершается крестный ход с Плащаницей. В Великую Субботу служится литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней - самая торжественная в году, в центре храма находится Плащаница, и, наконец, в ночь с Субботы на Воскресенье совершается полунощница, Пасхальная утреня и литургия.

Пасхальная ночь

Пасхальное ночное богослужение начинается обычно после 23 ч., с полунощницы. После этой короткой службы под конец пения канона священник уносит Плащаницу в алтарь и располагает ее на Престоле, где она будет лежать до Вознесения. Затем следует крестный ход. Возвращаясь в храм, священик приветствует народ восклицанием "Христос Воскресе!", на что народ отвечает: "Воистину Воскресе!" Врата иконостаса остаются открытые всю Светлую неделю, изображая опустевший, отверзшийся после Воскресения гроб Господень. Затем совершается пасхальная утреня, по народному "заутреня", с пением пасхального канона св. Иоанна Дамаскика. После утрени совершается литургия св. Иоанна Златоуста, на которой причащаются все говевшие во время поста. После литургии освящается артос, который будет храниться перед иконостасом всю Светлую седмицу, до его раздаяния и потребления в Светлую субботу после литургии. По старинному обычаю в Великую Субботу верующие приносят в храм для освящения разные пасхальные яства: кулич, сырную пасху, изображающую Голгофу с орудиями страстей Господних, крашеные яйца, в память св. Марии Магдалины, пришедшей возвестить императору Тиварию о Воскресении Христовом. В течение сорока дней Пасхи верующие приветствуют друг друга троекратным лобызанием со словами: "Христос Воскресе", на что отвечают: "Воистину Воскресе!"

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель : приобщиться к православной культуре, узнать о значении Великого поста.

Цель : приобщиться к православной культуре, узнать о значении Великого поста для христианина.

Задачи: Узнать историю возникновения поста; Исследовать вопрос о значении пос.

Задачи: Узнать историю возникновения поста; Исследовать вопрос о значении поста в жизни православного человека; Определить время великого поста в календаре; Изучить кухню Великого поста.

Что такое Великий пост? Вели́кий по́ст (Четыредеся́тница) — центральный пост.

Что такое Великий пост? Вели́кий по́ст (Четыредеся́тница) — центральный пост православной церкви, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи; также соответствующий период литургического года, отмеченный в богослужении молитвами покаяния и воспоминания крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. Установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней. Длительность Великого поста так или иначе связана с числом 40, однако фактическая его продолжительность зависит от правил исчисления, принятых в данной конкретной конфессии.

История возникновения В начале основания христианской церкви Святые Апостолы.

История возникновения В начале основания христианской церкви Святые Апостолы по примеру Моисея и Иисуса Христа, которые постились сорок дней, установили первый пост, длившийся сорок дней. Этот пост называют главным или Великим постом. А за то, что он длится сорок дней, его называют четыредесятницей. Это древнейшее название главного поста христианства. Святой Иоанн Златоуст причиной учреждения поста считал ослабление ревности к церкви. Он писал о том, что в результате ослабления религиозных чувств люди, вместо того как это положено по обычаю причащаться каждое воскресенье недели, начали производить причастие только в особенно торжественные дни. В такие как Великий четверг и Пасха. Для того, чтобы к этим великим дням верующие люди могли бы прийти достойно подготовленными, Апостолы и учредили четыредесятницу.

Великий пост в жизни православного человека Христианская жизнь немыслима без.

Великий пост в жизни православного человека Христианская жизнь немыслима без подвига. То есть без того усилия, которое предпринимает верный, руководимый и укрепляемый Святым Духом, чтобы избавиться от ига греха и господства страстей, и чтобы самоотверженно следовать воле Господней. Чтобы жить во Христе и быть живым членом Его Тела, которое есть Церковь. В этом подвижническом усилии особо значительное место занимает пост. Он представляет собой одно из самых действенных орудий в нашей духовной борьбе. Об этом свидетельствует слово Божие. Это открывается нам из жизни святых. Так верит и учит наша Церковь, воспринимающая пост как одно из своих древнейших и священнейших установлений.

Дни Великого поста в календаре Великий пост длится шесть седмиц + Страстная с.

Дни Великого поста в календаре Великий пост длится шесть седмиц + Страстная седмица, начинаясь не ранее 2 (15) февраля и оканчиваясь не позднее 24 апреля (7) мая включительно, в зависимости от даты празднования Пасхи. При этом период с 8 (21) марта по 21 марта (3 апреля) оказывается всегда приходящимся на Великий пост. Каждая из шести седмиц Четыредесятницы (заканчивается в пятницу шестой седмицы, накануне Лазаревой субботы) в месяцеслове именуется по порядковому номеру: 1-я седмица Великого поста, 2-я седмица Великого поста и т. д. — и завершается Неделей (воскресным днём). Со Страстной седмицы счёт дней в седмицах начинается с Недели (воскресенья).

Питание В отношении трапезы Церковный Устав предписывает следующие правила: в.

Еда в Великий пост? Для того чтобы вы душой и телом смогли ощутить радость и.

Что нельзя кушать в Великий пост? На протяжении всего поста следует отказатьс.

Что нельзя кушать в Великий пост? На протяжении всего поста следует отказаться от следующих продуктов: Мясо и мясопродукты Рыба и рыбные продукты (кроме нестрогих дней). Птица Яйца Молоко и молочные продукты Сладости Выпечка Фаст-фуд Алкоголь

Одно из блюд кухни Великого поста Борщ рубиново – красный Рецепт: 3 картофели.

Одно из блюд кухни Великого поста Борщ рубиново – красный Рецепт: 3 картофелины 3 средних свёклы 2 моркови 1 репа З стручка болгарского перца 1 луковица 1 соленый огурец 1 лимон 1/5 ст.клюквы 500 г.капусты. Из того, что есть в запасах каждого трудолюбивого христианина,получится прекрасное угощение для гостей и близких. По консистенции – это очень густой и яркий суп. Польза – большое количество витаминов .

Вывод: Поститься- не значит просто не кушать мяса… Пост для христианина- торж.

Читайте также: