Сообщение о тыгын дархан

Обновлено: 02.07.2024

Тыгы́н Дарха́н (якут. Тыгын Дархан; ? — 1632) — тойон (князь) кангаласского племени якутов, известный герой многочисленных якутских преданий, подлинная историческая личность, жившая в конце XVI — первой трети XVII вв.

Согласно преданию, первым вождем якутов на Средней Лене был дед Тыгына, Баджей. В якутских легендах XIX-XX вв. он фигурирует как Дойдуса Дархан, а по данным С. И. Боло также Тюсюлге Дархан. У Тюсюлге было два сына: Мунньан Дархан и Молдьогор. Мунньан Дархан имел двух сыновей: Тыгына и Усун Ойууна.

Есть предположение, что Тыгын Дархан происходил от аргынского рода мейрам [источник не указан 1164 дня] .

По преданиям имел усадьбы почти по всем приметным местам обширной долины Туймаады на левом берегу Лены. Держал много конного и крупного рогатого скота, воинов, холопов, зависимых табунщиков и коровников и прочей прислуги.

В наиболее распространенных вариантах легенд Тыгын изображался в виде богатыря-гиганта (преимущественно в хангаласских преданиях). По поводу его роли, как исторической личности, на данный момент нет единого мнения. Некоторые историки считают его наиболее вероятным объединителем якутских племён, в которых на тот момент происходил переход к раннеклассовому обществу и существовали предпосылки к появлению протогосударства. Другие обращают внимание на слишком жёсткие методы в его политике, которые не приводили к подчинению других родов, а напротив — отталкивали даже некоторых сподвижников и приводили к децентрализации.

Тыгын жил на стыке эпох, ему пришлось столкнуться с пришедшими с Енисея русскими казаками-завоевателями, вследствие чего происходили военные стычки и дипломатические переговоры. Достоверно неизвестно, когда и при каких обстоятельствах окончил свой жизненный путь первый верховный тойон якутов. Линденау пишет, что Тыгын был взят казаками в заложники и умер как пленник перед приездом первых воевод в Якутский острог. По другим сведениям, Тыгын умер уже дряхлым стариком, и вопрос, связана ли его смерть с приходом русских, остаётся открытым.

По мнению академика А. П. Окладникова, Тыгын, благодаря своей личной энергии, бесспорным организаторским и военным способностям, стал повелителем большинства якутских родов и племён. Он стремился объединить их вокруг себя с целью создания основ государственности, примерно так же, как в IX в. происходило объединение Руси под властью киевских князей.

Тыгын - подлинная историческая личность, могущественный предводитель кангаласских саха, живший в конце 16-го и первой четверти 17 веков. В реальности существования Тыгына с самого начала были уверены все исследователи старины, легенд и преданий народа саха.

Известный фольклорист и археолог Дмитрий Дьячковский–Сэһэн Боло, изучая древние мифы, даже вывел родословную Тыгына.

По старинным преданиям, могущественный Тыгын владел плодородными землями около озер Сайсары, Үрүҥ Күөл, Ытык Күөл, ему принадлежала Великая Туймаада, расположенная между двумя священными горами. Владения Тыгына простирались и по обширной равнине Эркээни.

Был богат и знатен Тыгын, обладал несметным количеством конного и рогатого скота, содержал многочисленные отряды воинов, работников-холопов и прочей челяди.

Храбр и грозен был предводитель кангаласцев, подчинил себе множество племен саха, приумножив свою власть и влияние.

С тех пор народ стал величать Тыгына Дарханом, хотя в ранних легендах нигде его Дарханом не нарекают.

Легендарный Тыгын, судя по сказаниям, собранным Сэһэн Боло, является прямым потомком Эллэй Боотура – предка современных саха, сведения о котором сохранила память людская в более поздних мифах и легендах.

Родословная последнего правителя народа саха, коим назвали его предания былых лет, была составлена Сэһэн Боло с записей Саввы Слепцова – жителя наслега Сата Западно-Кангаласского улуса, который умер в 50 лет от роду в 1924 году, также со слов и рассказов Устина Никифоровича Дормидонтова 66 лет – уроженца наслега Эргис (Нөмүгү) Западно-Кангаласского улуса, которые были записаны в 1935 году, еще было использовано повествование Ивана Егоровича Неустроева 70 лет из наслега I Өктөм Западно-Кангаласского улуса, записанного в 1934 году.

Отцом Эллэй Боотура был Дархан или его другое имя - Суура Хаан. Возможно, он был из какого-то ханского рода, по странным перипетиям судьбы оказавшийся на Средней Лене. И имя Дархан, скорее всего, это титул предводителя, а сам он, видимо, принадлежал ханскому сословию и был ханом. По некоторым легендам, Эллэй Боотур с отцом бежали от смуты и войн тех времен. Когда они оказались на территории Средней Лены, тоже доподлинно неизвестно. Сбежали ли от распрей и войн во времена Чингис Хаана? Достигли берегов Лены, единственными оставшимися в живых от большого отряда воинов, отправленного по велению Чингис Хаана осваивать северные территории? Или прибыли еще раньше, были уцелевшими из посланников Великого Союза древних тюрков – Ил?

История государства древних тюрков начинается с 552 года, когда алтайские тюрки во главе с Бумын ханом стали господствовать в степях Центральной Азии, подчинив многие народы. Они создали Ил – Великий Союз тюрков. Пользовались звуковым письмом – рунами. Ярким примером этого рунического письма является надмогильный обелиск принца Кюль-Тэгина. В советское время этой проблемой занимались тюркологи С.Е.Малов, А.Н.Бернштам, И.В.Стеблева и наш соотечественник Г.В.Ксенофонтов. Они открыли Орхоно-Енисейскую руническую надпись в честь Кюль-Тегина. Такие же, как Орхоно-енисейские рунические письмена древних тюрков особые рунические письмена существуют и на Ленских скалах в 180 километрах от Якутска, на скалах реки Синей.

Древние легенды гласят, что Эллэй Боотур знал тайну древних письмен. Это как-то связывает предка саха с Тюркским каганатом. Предания гласят, что по пути к долине Туймаада он уронил какие-то грамоты в воды реки Лены. Может, это была ханская печать на предводительство и властвование. Никто этого уже не знает.

По родословному древу, составленному Сэһэн Боло, у Эллэй Боотура был сын Экин Абаҕан, от Экин Абаҕана родился сын Дэхси, от него – Хоҕоһуун, который стал отцом Дойдууһа Дархана – деда Тыгына.

У Дойдууһа Дархана было три сына – Мольдьобор, Мунньан Дархан и Мэлэдэй Оххон. У Мольдьоҕоро был сын Хара сирэй Дьоҕудай, а у Мөлөдөй Оххона родился сын легендарный Уһун Ойуун.

Мунньан Дархан – отец Тыгына Мунньана.

К временам властвования Тыгын Мунньана Тюркский Каганат распался, и наследный принц не получил титул Дархана – предводителя саха.

Вот, возможно, откуда неподчинение некоторых родов саха власти Тыгына, официально не признанного наследником предводителя. Вот откуда идет то, что Тыгын в ходе боевых действий подчиняет некоторые роды, грозной силой добивается признания своей власти. Вот откуда берет истоки цель жизни Тыгына Мунньана - вернуть былое величие своего рода и идея единого государства саха…

Сам Тыгын, по данному родословному древу, имел семь сыновей: Чаллаайы Бөҕө, Бөдьөкө Бөҕө, Марҕа, Өлкөрөй, Төгөн, Бас Төрөгөй, Чабыыда.

Еще по некоторым легендам у Тыгына была одна единственная дочь, прекрасная шаманка-удаган ТыаҺааны, были у него еще сыновья Таас Уллуҥах и Муос Уол, которые не вошли в эту родословную. В этом есть некая загадка. Некоторые исследователи считают дочь удаган ТыаҺааны, сыновей Таас Уллуҥах и Муос Уол просто лишь мифическими образами, иные фольклористы предполагают, что они были приемными детьми, отнятыми у покоренных родов.

Дальше в таблице указаны только потомки сыновей Тыгын Мунньана Марҕа и Өлькөрөй.

От Марҕа родился Киирикэ Быырчык, от него Эргис Ойуун, дальше идут Бөппөлөөх, Доропуун (Трофим), Микиипэр (Никифор), Өлөксөөндүр (Александр), Бүөтүр (Петр), Микиипэр (Никифор), Үстүүн (Устин), Дьөгүөр Эргис (Егор Эргис) – имена, которые мало нам о чем-то говорят, под какой фамилией они записаны также неизвестно.

От других сыновей Тыгына нет родословных ветвей в рассматриваемом мной документе. Хотя у Бөдьөкө Бөҕө, названного в ясачных документах Бозеко Тынин, был именитый, вошедший в историю народа саха, сын Маһары – Мазары Бозеков.

Внук Тыгына - Мазары Бозеков известен тем, что дважды был в Москве и добился многого для своего народа. Это было очень важным знаковым явлением того времени, не всякий инородец, даже будучи благородных древних кровей, мог добиться аудиенции царя.

В 1676 году Мазары сумел получить разрешения на поездку в Москву.

В поездке с Бозековым были намский князец, внук Мымаха-Нокто Никин и мегинский тойон Трек Орсюкаев.

Результатом поездки делегации стало издание специального царского указа от 9 февраля 1677 года, согласно которому судебные дела, касающиеся выходцев из дальних улусов, отныне разбирались сборщиками ясака при участии якутских представителей – князцов и лучших людей. Так князцы саха получили некоторую часть самоуправления в волостях – судебно-административные права.

В 1679 году Бозеков второй раз поехал в Москву, его спутниками стали борогонский князец Чука Копчиков, мегинский князец Чугун Бодов.

В январе 1680 года они были на приеме у царя Федора Алексеевича, подарили ему 2 тысячи соболиных шкурок и одну соболиную шубу. Теперь якутские князцы во главе с Бозековым требовали и просили:

1. Положить конец произволу, чинимому сборщиками ясака или разрешить самим организовать это дело.

2. В челобитной ставился вопрос о возможности участия князцев в решении некоторых споров внутри своих областей.

За время второго пребывания Маһары добился значительных привилегий. Фактически он добился узаконенного сговора между якутскими тойонами и царской администрацией. После его челобитной к царю по распоряжению царского правительства был установлен порядок, ограничивающий некоторые функции сборщиков ясака и наказывающий их.

Мазары Бозеков стал самым уважаемым из якутских тойонов, с ним считались, и его побаивался сам воевода со своим окружением.

Еще один потомок легендарного Тыгына сыграл важную роль в политической арене Якутии 18 века.

Правнук Маһары, праправнук Тыгына, князец Кангаласского улуса Софрон Сыранов стал депутатом Уложенной комиссии Екатерины II.

Софрон выиграл выборы из множества кандидатов в депутаты Екатерининской комиссии. В выборах представителя тогдашнего Якутского уезда участвовали поверенные пяти центральных улусов: Кангаласского, Мегинского, Батурусского, Намского и Борогонского. Ясачные Олекминского, Вилюйского, Зашиверского и Верхоянского ведомств отказались от участия в выборах. Выборы прошли в Якутской воеводской канцелярии 9 декабря 1767 года. На выборах с разницей в один голос победил Софрон Сыранов – праправнук Тыгына. Отныне он, как и его предки, должен был защищать права саха на государственном уровне. Первое заседание Уложенной Комиссии, как гласят исторические источники, было запланировано на 31 июля 1767 года в Грановитой палате Кремля. Правнук Маһары выехал из Якутска в Москву в начале 1768 года, с опозданием на полгода. Вместе с ним поехали переводчики новокрещенные якуты из Кангаласского улуса Иван Заровняев и Прокопий Уваровский, а его документы в Иркутске оформлял сын боярский Яков Уваровский.

В октябре 1768 года Сыранов был оформлен депутатом, приведен к присяге.

1781 году была узаконена практика осуждения тойонами воров по обычному праву, а не по писаным законам.

И самое главное, в октябре 1778 года по указу воеводской канцелярии была официально утверждена должность улусных голов. Этот институт заменил институт чиновников сборщиков ясака, что свидетельствует о расширении административной и судебной власти тойонов.

Если коротко подытожить достижения Софрона Сыранова, вырисовывается следующая важная картина политических достижений тех далеких лет:

- добился ликвидации тяжкого для якутов порядка сбора ясака русскими служилыми людьми и передачи его самим якутским князцам (указ Сената от 26 апреля 1769 года);

- официальное признание получили улусные головы (тот же указ Сената).

Личность Софрона Сыранова была в центре всех важнейших событий якутской истории второй половины 18 века. Он сыграл выдающуюся роль в становлении якутского самоуправления.

Потомки Тыгына боролись против разорительной ясачной системы, они видели и знали, что ясак для народа, живущего в северных краях в тяжелых жизненных, бытовых условиях, был непосильным ярмом, тяжким бременем, сводящим к обнищанию и гибели многих семей.

Если смотреть правде в глаза, то и МаҺары, и Софрон Сыранов знали и помнили, что именно привело к закату их некогда именитый и знатный род.

Эти скупые строки официальных документов свидетельствуют и о гордом величии, и о печальном закате правления самого Тыгына. Но род тыгынидов по-прежнему имел влияние в политической жизни Якутии еще долгие годы.

Тыгын, задумавший создать Великий Ил – единое государство саха, по своей политической значимости является фигурой знаковой и легендарной. Он стал предком не менее именитых личностей, оставивших яркий след в истории Якутии, становлении государственности. Доблесть и храбрость, пытливый ум и природный политический талант представителей этого древнего загадочного рода поражает нас, людей современного времени.

Рассматривая, историю одного из древних родов саха, невольно вспоминаешь слова мудрых старцев:

И кажется мне, что то сизокрылым соколом, то ясноглазым ястребом, то величественной Царь птицей - орлом летают души представителей рода Тыгына в просторах Вечного Синего Неба над бескрайними родными северными великими долинами, охраняя потомков.

Варвара КОРЯКИНА,

Список использованной литературы:

3. Окладников А.П., История Якутской АССР: Якутия от 1630 годов до 1917 г. Том II. – Москва, Издательство АН СССР, 1957. – 416 с.;

История многих народов имеет периоды, когда люди жили разобщенными группами и враждовали между собой. И такие, когда неприятели объединялись перед лицом врага или под властью единого правителя. Конечно, жить в мире и согласии, нежели в постоянном ожидании стычек, куда как лучше. Тыгын был как раз тем, кто смог объединить всех якутов.

Откуда идет род героя

Документальных сведений о нем не осталось, он жил на рубеже XVI-XVII веков. Но якуты-кангаласцы передают из поколения в поколения сведения о своем народном герое вот уже четыре века подряд.

На разных берегах

Владения Тыгына — долина Туймаада. Земли на другом берегу Лены были вождя Легея. Мира между ними не было, и в частых битвах хорошо подготовленные воины Тыгына, как правило, выигрывали. Неудачник Легей нуждался в защите. Он примкнул к казакам, которые не одно десятилетие пытались покорить Сибирь, из-за чего потерял остатки уважение якутов.

В легендах Легей — непременно предатель, и на его фоне образ Тыгына видится еще более благородным. Дарханом, как монголы тарханом, называли уважаемых воинов знатного происхождения. Тыгын Дархан поначалу тоже согласился подчиниться власти русского царя, но потом передумал, и его сыновья впоследствии не раз восставали против казаков.

Ранее мы писали о том, насколько вечная мерзлота в Якутии и почему за алмазами нужно ехать туда.

Якутские фильмы неоднократно побеждали на российских и мировых кинофестивалях. В основном, это были низкобюджетные драмы. Впрочем, была в фильмографии Якутии и попытка снять дорогостоящий байопик о Чингисхане, которую нельзя признать успешной. Картина попросту затерялась среди массы фильмов о великом монголе.




Премьера фильма. Источник: ЯСИА

На праздник ысыах приглашается Легой и его близкие. Ставят много чумов, в котлах варят много мяса, камлаяют многим богам. Происходят соревнования между родами в прыжках, скачках и, конечно, борьбе. Все это время Легой находится рядом с Тыгыном. И вот кульминация праздника: церемония брака между дочерью Тыгына и сыном Легоя: девушка выбегает в степь, где ее нагоняет и овладевает ею жених. Однако, им оказался… сильный, но глупый чумазый рыбак. Таким своеобразным способом свободолюбивый Легой отказал Тыгыну.

Тыгын и Легой на празднике. Фото со съемок фильма.

Для изготовления качественного оружия у Тыгын Дархана есть в горах своя секретная мастерская, куда он периодически приезжает и проверяет: весь ли металл тратиться на оружие, а не на изготовление украшений? Параллельно показывается семья Тыгына: одна дочь вынужденно вышла замуж за чумазого рыбака, другая – Юен, вопреки воле отца, сбежала со своим женихом Батасом на север, его старший сын – Марга озабочен лишь накоплением богатства, а два других сына – смелы, но это их единственное положительное качество.

Тисани камлает. Кадр из фильма «Тыгын Дархан.

Итак, потерпев первое поражение, Тыгын потерял свою шапку как символ власти, но не голову. Легой объявил Тыгына убитым и преподнёс дары старшему сыну – Марге. Жадный (или миролюбивый, в зависимости от трактовки) Марга подарки принял и признал главенство Легоя. Возвращение живого и относительно здорового Тыгына нарушило миротворческие планы и люди Легоя применили методы экономического принуждения: просто угнали скот.

Хангалассцы отвернулись от Тыгына, но он вместе всего лишь с двумя соратниками ворвался в укрепление Легоя и освободил свою мачеху, брата-олонхосута и сына, которые находились там в заложниках. Позднее к нему присоединился зять-рыбак. Теперь с ним была его семья, которой он все время жертвовал ради народа. Поражение Тыгын Дархана не принесло мир на якутские земли. После того, как у тойона Быксыгыра угнали скот и людей, Тыгын подговорил его идти за подмогой к родственникам, кочующим на севере.

Финальное сражение показано не менее эпично, только вместо пепла везде вихрился снег. В бою было место всем: и классическим крыльям (флангам) степной конницы, и лучникам с прямоугольными щитами на санях, и даже пехотинцам. Войско, а значит и объединительная идея, Тыгына победило, сам Дархан милостиво сохранил жизнь проигравшим. Его сестра-шаманка Тесани превратилась в птицу, так как ее миссия по установке мира была выполнена. На этом история обрывается, и, к сожалению, не хватает титров, что было дальше. Согласно историческим данным пришли русские казаки, а Легой принял их сторону, но по правилам эпического сочинения все могло быть иначе.




Следует признать, что вторая попытка снять эпичное историческое кино, в целом, удалась, если не разбирать излишне театральную игру отдельных актеров и нелогичный (эпичный?) характер повествования. Распря между хангалассцами и барагонцами показана как попытка создать протогосударство (вождество). Такие образования неоднократно возникали на территории Степи, иногда они выплескивались за ее пределы и сталкивались с восточными и западными соседями. Самое известное и развитое из них – Монгольская империя, создатель которой сам поначалу пытался лишь воссоздать Уйгурский каганат. После успеха Чингисхана, многие захотели это повторить. Если фольклорный Чингисхан ориентировался на фольклорного Александра Македонского, то герои эпосов различных степных народов, в свою очередь, брали за образец повествования о великом монголе.

Читайте также: