Сообщение о тетради в древней греции

Обновлено: 02.07.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Образование в Древней Греции

В Древней Греции образованию детей уделялось большое внимание. Греки стремились воспитать детей здоровыми и интеллектуально развитыми. К V веку до н.э. среди свободных афинян неграмотных не было. Все учебные заведения в Афинах принадлежали частным лицам. Дети, чьи отцы пали на поле боя, защищая отечество, обучались за государственный счёт. Однако это случалось крайне редко, так как обычно ответственность за ребёнка брали родственники. Андрей Валентинович Стрелков, кандидат исторических наук, рассказывает об образовании в Древней Греции.

Греки, где бы они ни были, какую землю ни завоёвывали, первым делом создавали театры и школы. Александр Македонский завоевал Египет, именно там сохранилось много рукописей о практической стороне греческой системы образования. Греческий мир состоял из сотен полисов (городов-государств), единого государства ещё не существовало. Каждый из свободных членов полиса (кроме женщин и рабов) имел право на земельную собственность и обладал политическими правами. Каждый гражданин был обязан, как воин защищать своё государство, что включало в себя защиту своей собственности и гражданского статуса. Афины были демократической республикой, а в Спарте преобладала аристократическая олигархия, но везде главным органом власти было собрание граждан.

Образование до 7 лет




Образование с 7 лет

Государственные школы были известны только в эпоху эллинизма (II-III век), а затем все школы были частными. Был всего один преподаватель, который назывался либо грамматист (учитель первой степени), либо дидаскал. Учитель второй степени — грамматик; учитель третьей степени — ритор. Иногда по финансовым соображениям в некоторых школах объединяли первую и вторую ступень. Система обучения была практически одинаковой. Грамматиста и дидаскала не стоит путать с педагогом. Педагог — раб в зажиточных семьях, сопровождающий ребёнка в школу. У ребёнка почти весь день был занят. Несмотря на статус раба, к педагогу относились уважительно, так как ему вверяли жизнь ребёнка. Должность грамматиста считалась не престижной, так как любой малограмотный человек мог открыть школу, и учителя зарабатывали мало. Это подтверждает поговорка, если о человеке долго не слышали, говорили, что он либо умер, либо стал школьным учителем. Поговорка эта связана с Дионисием младшим, отец которого был великим политическим деятелем добившимся больших высот. Однако сын, несмотря на богатое образование, оказался бездарным, и в итоге стал тираном. Тираном ему не суждено было пробыть долго, началась гражданская война и его свергли. Потом он опять пробовал проявить себя на политической арене, но вновь безуспешно, и в итоге стал школьным учителем, чтобы привлекать к себе как можно меньше внимания, тем самым показывая, что он безопасный, боясь, как бы его не убили.

В школе были ступени, пока ученик не освоит одну ступень, он не мог пойти дальше. Первая ступень обычно занимала 4 года, то есть от 7 до 11 лет. Вторая ступень — до 18 лет. Разделений на возрастные категории в школе не было. Экзаменов тоже.

Гимнастическая часть обучения, то есть спорт, выполнялась в обнажённом виде и являлась признаком эллинства. Один из иудейских царей пытался внедрить систему обнажённого спорта у себя в стране, чем вызвал гнев духовных лидеров общества.

В целом была спортивная, грамматическая и музыкальная подготовка. Платон считал, что человек не умеющий участвовать в хороводе, то есть не умеющий петь и танцевать, считается необразованным. Андрей Стрелков говорит, что мы не достаточно оцениваем древнегреческую культуру, то есть музыкальную часть драматургии, о которой знаем в основном из текстов, в то время, как музыка и танец играли в греческом театре очень большую роль.



Первоначально музыке обучали только в начальной школе, а потом перенесли в среднюю школу. Греки знали, и об этом писали Платон и Аристотель, что музыка оказывает самое сильное воздействие на душу человека. Существует миф о том, как Марс играл бравурную музыку на двойной флейте, а бог Аполлон исполнял мелодичные произведения на кифаре. Кифара — разновидность лиры, один из самых распространённых музыкальных инструментах в Древней Греции. На этом инструменте играли только мужчины. Стихи всегда исполнялись под музыку.


(Аполлон играет на Кифаре)

В VIII веке до н.э. греки заимствовали у финикийцев алфавитную систему письменности. В школе учили алфавит из 24 букв, сначала от альфы до омеги, потом наоборот. Потом изучали слоги из двух букв, потом трёх. Это была обычная зубрёжка. Тетради представляли из себя деревянные дощечки, покрытые воском. Писали острым концом ручки, а потом плоским её концом затирали написанное, чтобы вновь начать писать. Иногда писали (царапали) на черепках. Папирус использовался крайне редко, так как это был дорогой материал. Писали в форме буквы Г, то есть справа налево, доходя до ряда ниже и продолжая писать слева направо до конца ряда, потом опять вниз и вновь, справа налево.

Буквы в греческом языке писались подряд, без пробелов и знаков препинания, поэтому когда в средней школе ученики изучали классику: Еврепида, Ксенофонта, Гомера, они должны были на первой стадии понять, что вообще там написано, то есть разделить слова. С самого начала изучали Гомера, читали только вслух. С IV века, с появлением библиотек, появилось и тихое чтение. Четвёрка классиков - это Гомер, Еврипид, Минандер и Домосфин. Детей учили тому, как надо писать. Тексты не просто читались, но и толковались. Гомер — это школа Греции, его произведения учили тому, как должен вести себя герой и т.п. Такого предмета, как история, не было, он входил в литературу. Школьники писали изложения и сочинения.

В уроки математики входили предметы: арифметика, геометрия и астрономия. Детей учили и считать. У них не было цифр, а были буквы. Первые 9 букв — единицы; вторая девятка — десятки; третья — сотни.



(Предположительно боевая стойка в панкратионе. Древнегреческая краснофигурная амфора, 440 до н. э. Источник: Википедия)

Физическое воздействие в школе допускалось, но не было обязательным, это касалось в основном педатриба (спортивного тренера). Педатриба выбирали на полисном уровне, так как он занимался с детьми в палестрах. Палестра — открытый дворик с песком рядом с портиком, где находятся помещения для раздевалки, вода и т.п. Учащиеся занимались такими же видами спорта, как и дети. В олимпийских играх дети также участвовали. Они занимались борьбой, кулачным боем, понкратионом, метанием диска и копья, бегом, и т.д. Полдня дети занимались у грамматиста и полдня в палестре.

Образование с 18 лет

Андрей Стрелков говорит, что российское образование строилось на византийской системе образования, которое в свою очередь трансформировалось из греческой. Западное образование шло, о основном, от церковных школ. Одно из основных отличий древнегреческого образования от европейского в том, что и грамматист, и грамматик, и педотрип были не наставниками, а обучающими.

Культура Древней Греции была настолько развита, что практически каждый ее гражданин получал хотя бы начальное образование. До 7 лет ребенка не трогали. Считалось, что в малом возрасте он вовсе не способен к обучению. В это время за его развитие отвечала мать или кормилица. В основном, оно включало в себя только обучение устному греческому языку. В свободное время дети много играли в подвижные игры. Излюбленной игрушкой был кожаный мяч, набитый соломой. Социальный границ практически не существовало, вместе играли и дети из богатых семей, и их бедные ровесники.

Начальная школа

После 7 лет каждый свободный гражданин Афин начинал свое обучение в государственной школе. Плату вносили родственники. Сыновья воинов, павших в битвах, обучались бесплатно. В школе был всего учитель, которого в зависимости от степени образованности называли грамматист или дидаскал. Интересно, что педагогом называли раба, который водил детей в школу. Зарплата у учителей была маленькой, должность считалась непрестижной. О пропавшем человеке говорили, что он либо умер, либо стал учителем.

В школе обычно выделяли две ступени. Первая продолжалась с 7 до 11 лет. Вторая – до 18 лет. Экзаменов не было, поэтому ученик мог находиться в одном классе столько, сколько ему потребуется.

Предметы в древней Греции

Пристальное внимание уделялось спорту. Он считался одним из самых важных предметов, наряду с музыкой и риторикой. Платон писал в своих книгах, что если человек не умеет петь и танцевать, значит, он не образован. Считалось дурным тоном не уметь играть на музыкальном инструменте. Самым распространенным инструментом была кифара, напоминающая современную арфу. Даже написанные стихи всегда декламировались под музыку.

В младших классах изучали алфавит. Он состоял из 24 букв, и каждый ученик был обязан вызубрить их с начала до конца. Затем механически заучивали слоги и словосочетания. После устного изучения приступали к письму. Дети писали на глиняных дощечках, покрытых воском, с помощью особых палочек. Иногда вместо них использовали черепки от посуды. Папирус школьникам не давали – слишком дорогой материал.

Сама литература была не только способом обучение грамотности. Различные примеры из Гомера использовали, чтобы пояснить ребятам, как правильно вести себя в той или иной ситуации.

Учеба после 18 лет

Греческая алфавитная письменность, имеющая небольшое число букв, возникла в IX – VIII веках до нашей эры на основе финикийского алфавита. Последний изначально состоял из символов, обозначающих тот или иной звук, причем включал в себя обозначения только согласных. Воспользовавшись этим алфавитом, греки изменили его, добавив к согласным и гласные звуки, и в уже греческий алфавит вошли 24 буквы.

Впоследствии основатели славянской письменности взяли греческий алфавит за образец, добавив к нему буквы, обозначающие шипящие звуки. Этим видоизмененным алфавитом до сих пор пользуются многие народы, в том числе – российские.

Создание удобной письменности способствовало развитию в Греции литературы.

Греческая лирика в VII – VI веках до н. э. достигла высшего развития. В стихах греческих поэтов нашла свое отражение эпоха борьбы между демосом и аристократией в греческих полисах. Стихи отражали настроение и мысли людей того времени. Они были краткими и в немногих словах описывали сильные чувства (горе, радость и т.д.).

Одним из основоположников греческой лирики является уроженец острова Парос Архилох, лично принимавший участие в социальной борьбе. В одном из своих стихотворений он говорит о смене удач и неудач на жизненном пути, советует довольствоваться тем, что есть.

VI век до н. э. — на острове Лесбос прославились поэт Алкей и поэтесса Сафо.

Землячка Алкея поэтесса Сафо получила в молодости хорошее образование. У нее был брат, который вел легкомысленную и беспутную жизнь, что являлось постоянной причиной ее печали, поэтому стихи Сафо полны скорби. Но, конечно, поэтесса писала не только горестные стихи. Ее таланту принадлежат и свадебные песни, и знаменитое стихотворение, посвященное богине красоты и любви Афродите.

В архаический период в Греции зародилась новая литературная форма, до этого еще не известная нигде в мире – басня. Греческая басня писалась в прозе. Под видом животных и предметов подразумевались люди.

Первым баснописцем был Эзоп – по легенде, раб, ведущий тяжелую, безрадостную жизнь. Подлинно же известно только то, что он жил в одном из Греческих полисов Малой Азии. В его баснях ярко показана борьба бедных и богатых. Многие произведения Эзопа переписаны Лафонтеном, И. Крыловым и другими баснописцами в более поздние времена.

Греческий язык и Греция

пятница, 27 марта 2015 г.

В нашу эпоху, когда так просто связаться с любой частью земного шара, поговорить и даже увидеть говорящего, трудно представить, что несколько десятилетий назад не в каждом доме был телефон, не говоря уже о компьютерах и всей современной техники. А вот как обстояло дело в древней Элладе? Как тогда люди общались на расстоянии?



Это же делали на третьем пункте и т.д. Когда все сторожевые пункты были готовы, то каждый опускал факел. Теперь начиналась передача донесения. Как только первый пункт заново поднимал зажженный факел, во всех пунктах поднимали зажженные факелы и одновременно открывали крантик у сосуда. Вода начинала течь снизу, а уровень воды в сосуде опускаться. Таким образом, внутри цилиндра пробка шла вниз, и появлялись из воды одна за другой насечки на деревянном цилиндре. Когда уровень воды доходил до нужной информации, тогда первый сигнальный пункт тушил факел и закрывал крантик. Это делали и в других пунктах. Так, донесение было передано. Но эта передача донесений основывалась на хорошем синхронизме движений отправителя и получателя. Этим способом передачи донесений пользовались эллины во время персидских войн.

Устанавливали ее на треножнике ( τρίποδας ) высотой в три-четыре метра. Некоторые исследователи уверены в том, что здесь мы имеем дело с акустическим радаром, который давал возможность услышать о действиях врага на дальних расстояниях (нечто подобное использовали англичане во Второй мировой войне, когда акустический радар оповещал о приближении немецких самолетов). В античности это была идея самого Александра Македонского: передавать звуки посредством воздуха на дальние расстояния.

А вот в Древней Спарте донесения посылали совершенно иным способом - вот так: на цилиндрическую деревянную палку, напоминающую эстафету, наматывали кольцами тонкую узкую телячью кожу, записывали в длину палки донесение, а затем, сняв узкую кожу и дописав в пустые промежутки буквы, отправляли гонца к получателю донесения. У отправителя и у получателя были совершенно одинаковые палки. Так, получив донесение, получатель наматывал кожаную полоску на свою деревянную палку и читал написанное. В случае, если по дороге это послание попадало к врагу, то он не мог прочесть написанное, потому что ему оно казалось набором букв. Этот метод лег в основу криптографии (кстати, и слово криптография произошло от слов κρύπτω скрывать, прятать и γράφω писать).

Смекалке и хитрости эллинов не было предела. Все их приспособления и задумки были учтены последующими поколениями, что дало возможность и другим народам совершенствовать технику передачи донесений, уменьшая потраченное время на передачу.

Читайте также: