Сообщение о желтом цвете

Обновлено: 04.07.2024

yellow1

Отношение к жёлтому цвету у людей неоднозначное. Для одних жёлтый цвет – цвет тепла, света и творчества. Это цвет, который напоминает о солнце, наполняет энергией, заряжает оптимизмом, дарит хорошее настроение и радость. Для других же людей это цвет ассоциируется с предательством, ложью, ревностью и разочарованием. В защиту жёлтого цвета можно сказать, что большинство психологов склоняются к положительной трактовке этого цвета, а на языке цветов жёлтые цветы являются символом радости, счастья, гармонии и богатства.

Жёлтая пресса

Жёлтая пресса

Жёлтый цвет и аппетит

Желтый цвет в одежде

Жёлтый цвет – далеко не самый популярный в одежде. Подходит он не всем людям, особенно его яркие и насыщенные оттенки. Выбирая вещи ярких оттенков жёлтого цвета, нужно учитывать, что они быстро утомляют.

Желтая одежда

Для официальных мероприятий и важных переговоров жёлтый цвет уместно использовать лишь в аксессуарах. Да и в обычной жизни с ним лучше не перебарщивать, так как жёлтый цвет может вызывать раздражение у окружающих людей.

Если человек отдаёт предпочтение в одежде светло-жёлтому цвету, это говорит о неуверенности в себе. Ярко-жёлтый свидетельствует о высокой самооценке и вере в собственные силы. Доминирование жёлтого цвета в гардеробе говорит об эгоистичности и высоких амбициях.

Сколько существует оттенков жёлтого

Обычный человек сможет назвать не более десяти оттенков жёлтого. Опытный дизайнер – около 130 вариантов, среди которых есть и такие замысловатые, как, например, шафранный, шампань, цвет побега папайи, цвет буйволовой кожи, цвет золота инков, цвет жёлтой примулы.

Оттенки желтого

Жёлтый цвет в православии

Иуду, предавшего Христа, традиционно изображают в жёлтой накидке. Вместе с тем, в православной иконописи жёлтый цвет – символ света и любви Бога.

Жёлтый цвет в интерьере

Использование жёлтого цвета в интерьере позволяет расширить границы пространства. В холодные и тёмные комнаты он привносит капельку тепла и света. Жёлтый цвет следует использовать осторожно, так как слишком яркий дизайн может смотреться безвкусно. Умеренное использование жёлтого цвета повышает настроение, улучшает концентрацию и память. Избыток жёлтого цвета утомляет и может вызвать беспокойство и даже агрессию.

Желтая комната

Если жёлтый будет играть главную роль в интерьере, его хорошо разбавить коричневыми, синими, зелёными оттенками.

Белый и жёлтый

Сочетание белого и жёлтого цвета создает лёгкую воздушную атмосферу, это идеальный вариант для тех. кто не уверен в своих дизайнерских способностях.

Жёлто-чёрный интерьер может быть слишком кричащим. Если же бело-чёрный интерьер дополнить жёлтыми деталями, то можно получить интерьер, располагающий к отдыху.

Красиво смотрится сочетание серого и жёлтого цвета, только жёлтый в этом случае следует использовать умеренно.

Жёлтый и зелёный

Сочетание жёлтого и зелёного создаёт умиротворяющую атмосферу и вызывает ассоциации с зелёным лугом, теплым солнцем и цветущими одуванчиками. Чтобы помещение не выглядело слишком пёстрым, лучше выбирать приглушённые оттенки.

Жёлтый и синий

Чтобы уравновесить два контрастных цвета, сочетание жёлтого и синего цвета стоит дополнить нейтральными цветами: бежевым, белым, серым.

Жёлтый и фиолетовый

Эффектно и броско выглядит сочетание жёлтого и фиолетового. Такое сочетание больше подходит для интерьера в восточном и этническом стилях.

Жёлтый и коричневый

Такое сочетание является одним из наиболее выигрышных для оформления просторных помещений. Сочетание шоколадных оттенков с тёплыми жёлтыми оттенками поможет создать гармоничную и элегантную обстановку.

Жёлтый цвет для различных помещений

Жёлтая прихожая демонстрирует гостям, что в доме царит гостеприимство, создаёт жизнерадостное настроение.

В гостиной жёлтый цвет будет способствовать непринуждённому и активному общению. Правда, слишком интенсивные цвета будут мешать расслаблению.

В спальне желтый цвет вечером мешает уснуть, зато с утра заряжает оптимизмом.

Жёлтый цвет в детской поднимет детям настроение, но здесь важно соблюдать чувство меры. Лучше всего выбрать более приглушённый оттенок или использовать жёлтый лишь в отдельных деталях.

Использование жёлтого цвета в интерьере кабинета неоднозначно. Он бодрит, развивает память,повышает работоспособность и скорость выполнения интеллектуальных задач. Вместе с тем, он быстро утомляет.

Жёлтый цвет на кухне способствует приятному общению и повышает настроение. Неспешному общению будет способствовать подсветка тёплых тонов. При таком освещении продукты кажутся более привлекательными.

Желтый цвет: значение

Желтый цвет: история, оттенки, психология

История желтого цвета

Желтый стал одним из первых цветов в искусстве и связано это было с его доступностью. Желтый охристый пигмент был сделан из глины и использовался еще в доисторическом пещерном искусстве.

В древнем мире жёлтый ассоциировался с золотом и воспринималось как застывший солнечный свет. Был очень почитаем.

В средневековом христианстве отношение к желтому цвету было двойственным. Изначально он воспринимался положительно и символизировал Святой Дух, однако позднее желтый стал ассоциироваться с изменой и ложью.

Такая двойственность значений желтого цвета была связана и с различием его оттенков.

Натуральные красители (корни и кора растений, луковая шелуха, ревень) были доступны даже бедным слоям населения, но давали неяркие желтые оттенки. Поэтому бурые и тусклые желтые тона долго считались цветами самого низшего сословия.

Ткани, окрашенные цветками софора, корнем барбариса, плодами куркумы, были яркими и безопасными для здоровья, при стирке не линяли, не выгорали на солнце. Их могли позволить себе только богатые люди.

Символика желтого цвета

В XX веке желтый был возрожден как символ исключения, как это было в средние века и эпоху Возрождения, когда в жёлтое одевали еретиков перед казнью, жёлтое должны были носить евреи. Евреи в нацистской Германии и оккупированные немцами страны должны были зашивать желтые треугольники со звездой Давида на их одежде.

В 1980-е годы желтый цвет был полностью забыт. На его место пришел золотой, но совсем в другом обличье. Начиная с 90-х мир взял направление на минимализм. Дизайнеры стремились к чистоте форм и экспериментировали с цветом. И здесь яркость желтого цвета в сочетании с ахроматическими цветами пришлась как нельзя кстати.

Цветом 2009 года был назван – Mimoza. Этот цвет является примером тепла и уверенности, просветления и процветания. По словам экспертов Pantone, в период экономической неопределенности и политических изменений оптимизм имеет первостепенное значение, и никакой другой цвет не выражает надежды и заверения более чем желтый.

Посмотрим, что нам предложит институт Pantone в 2021 году.

Оттенки желтого цвета

Оттенки желтого

В начале XIX в Эльзасе был изобретен ярко-жёлтый искусственный краситель, затем он распространяется по всей Европе. Так появились десятки оттенков жёлтого, с самыми разнообразными их названиями.

Алебастровый – бледно-жёлтый

Жирафовый, жирафьего брюха - жёлто-коричневые оттенки

Жонкилевый - ярко-желтый с зеленоватым оттенком, наподобие цветов жонкиля (вид нарцисса).

Дроковый - цвет краски из цветка дрока: желтый

Шампань - цвета шампанского: прозрачно-желтый

Шартрёз - оттенок жёлто-зелёного цвета

Существует много "литературно-образных" названий оттенков желтого цвета, которые основаны исключительно на ассоциациях.

Небеленый лен - желтовато-бежевый цвет

Солнечно-желтый - светлый и довольно яркий цвет

Банановый - бледный нейтральный желтый, цвет мякоти банана

Пшеничный - мягкий желтый

Мимоза - яркий светлый тепловатый желтый

Лимонный - яркий холодный желтый (хотя есть вариация, как и у кожуры лимона)

Цыплячий - светловатый, слегка теплый желтый.

Янтарь - светлый мягкий желтый

Одуванчиковый - теплый яркий желтый

Подсолнух - теплый мягкий желтый

Яичный желток - слегка затемненный теплый желтый

Куркума - теплый мягкий темноватый желтый

Канареечный - нейтральный насыщенный желтый

Шафран - рыжевато-желтый

Кукурузный - мягкий желтый

Желтый виноград - мягкий теплый желтый

Соломенный - бежево-желтый

Медовый - светлый мягкий тепловатый желтый

Манго - теплый яркий желтый

Песочный - мягкий желтый

Золотистый - светлый мягкий золотой

Старое золото - темный золотой

Ван Гог

Любимый цвет Ван Гога

Желтый цвет занимает отдельное место в творчестве Ван Гога. Он становится главенствующим в палитре художника, начиная с переезда в Арль.

В одном из писем брату Тео Винсент пишет:

Но, наверное, все же не зря желтый считается цветом безумия. Ведь у Ван Гога период обострения психического недуга совпал по времени со страстной одержимостью этим цветом.

Психология желтого цвета

Значение цвета в психологии во многом сложилось из древних традиций восприятия цветов. Желтый цвет изначально ассоциируется у людей с солнцем, теплом, животворящим светом.

Желтый пробуждает в людях позитивное настроение, но одновременно способствует легкомысленному отношению к действительности. Желтый теплых оттенков нравится веселым, активным, слегка легкомысленным людям.

  • Они бодры, деятельны и ориентированы на успех, но стараются не слишком перетруждаться и выбирают ту деятельность, которая доставляет им удовольствие.
  • Предпочитающие желтый цвет любят свободу, они полны надежд на будущее и уверены, что все изменения – к лучшему.

Желтый – это постоянное ожидание праздника, и поэтому мрачных, угрюмых людей он раздражает. Отвергают желтый цвет и те, кто стремится к покою, кому неприятна суета жизни, а излишняя веселость вызывает злость. У людей, переживающих позитивные эмоции, повышается цветовая чувствительность к желтому и красному цвету, которая снижается при наличии отрицательного эмоционального состояния.

Желтый цвет чаще выбирают экстраверты, а также люди уверенные в себе, с высокой самооценкой и высоким интеллектом, активные, деятельные, склонные к умственному труду.

Желтый (наряду с красным) чаще предпочитается мужчинами, тогда как женщины чаще выбирают синий (прослеживается древний символизм – синий цвет матери и желтый цвет отца).

Физиология желтого цвета

Клинические наблюдения цветового воздействия на человека, а также данные психологии цвета позволяют дать желтому цвету следующие психофизические и психофизиологические характеристики:

Желтый — тонизирующий, бодрящий, согревающий, увеличивающий мышечную активность, стимулирующий деятельность ЦНС, оказывает лечебное воздействие при заболеваниях пищеварительного тракта, печени, почек, ревматизме и др.

Помогает при негативных психических состояниях: творческий блок, депрессия, заниженная самооценка, пессимизм. Улучшает память.

Желтый цвет

Желтый цвет в дизайне

Легкость мыслей – полезный побочный эффект желтого цвета. Он пробуждает в людях любознательность, жажду нового и потребность это новое осмыслить. Поэтому желтый цвет в интерьере помещения стимулирует учебный процесс. Но обилие желтого может утомить нервную систему и перегрузить зрение, приводит к раздражению и немотивированной злости. Все хорошо в меру. Желтый можно использовать для детских комнат, но в ограниченном количестве, иначе дети не смогут спокойно заснуть. У детей желтый цвет занимает второе место в ряду цветовых предпочтений и уступает место лишь красному. С возрастом предпочтения меняются, и желтый цвет опускается на пятую, а в некоторых исследованиях, и на седьмую позицию.

Если хотите, чтобы гости чувствовали себя непринужденно и веселились от души, украсьте гостиную желтыми предметами.

Голосование

Читайте другие статьи на сайте:


Первая ассоциация с желтым цветом – солнечный свет, а он особенно важен после долгой зимы. Весна, оживление, радость, общительность, суетливость – основные характеристики желтого. Это цвет цветения, созревания, плодородия.

Этот тон относится к женской сущности: начиная с древнего Египта и по сей день. В греческой мифологии он принадлежал Афродите, Афине и Аполлону.

Женщины – это, прежде всего, знаменитая женская логика, которая похоже на несвязные реплики подсознания. Так оно и есть, желтый можно охарактеризовать как проявление подсознания. Это качество привлекает психологов, которые могут многое сказать о вашей натуре и психическом состоянии по тому, как вы принимаете его, отвергаете или игнорируете. Отказ от него — признак неустойчивой психики.

Желтый цвет, оттенки желтого цвета

Желтый — цвет интуиции, стремления к интеллектуальным приключениям, он помогает объективно воспринимать мир, хотя он так же сопутствует суетливости, доброму легкомыслию. Его связь с подсознанием дает ему силу озарения, рождения идеи. Так Будда явился к людям в солнечных одеждах. Сам буддизм построен на идеи самопознания, просветления, что связано со светящейся аурой, которую представляет желтый. В христианстве — это свет исходящий от Бога, ангелов и святых, он символизирует высоту душевных качеств.

В чем заключается темная сторона желтого? Лож, предательство, измена, помутнение сознания часто так же приписывают этому тону: например, желтая пресса — лож, желтые цветы — символ измены, желтый дом, как пристанище умалишенных. Если присмотреться, то все эти качества связаны с подсознанием, которое коварно стремится к власти и удовольствию.

Оттенки желтого цвета

Оттенки этого цвета можно разделить на:
бледные, пастельные тона, например, бледно-желтый, ванильный, шампань и т. д.;
яркие и чистые: лимонный, канареечный, сигнальный и т.д.;
насыщенно-желтые: солнечно-желтый, банановый, кукурузный. ;
с оранжевым подтоном: абрикосовый, янтарный, шафрановый. ;
с примесью синего: медовый, золотой, горчичный. ;
бежево-желтые тона: палевый, песочный, соломенный . ;
зелено-желтые оттенки: серо-желтый, грушевый, оливково-желтый. ;
темно-желтые: карри, золотой дуб, желто-коричневый. ;

оттенки желтого

Более подробно о каждом оттенке можно посмотреть в рубрике: желтые цвета, а так же расширить свое представление о нем, изучив таблицу оттенков желтого в системе Pantone: 134 фото с названиями.

Применение желтого в интерьере

1 Доказано, что дети не пачкают желтые стены. Это открывает огромные возможности в использование его для детских комнат, детсадиках, площадках при торговых центрах. Дети в таких помещениях, бодры, предприимчивы, ведь он активирует организм, заряжая его оптимизмом и энтузиазмом.

2 Он повышает работоспособность, применяйте его для рабочих кабинетов. Данный тон — оптимальный катализатор интеллектуальной деятельности, способствует психическому здоровью и быстрому восстановлению сил. Однако, яркие его оттенки могут действовать раздражающе, поэтому остановитесь на приглушенных оттенках.

желтый цвет в интерьере

Более подробно вы можете прочитать о желтых интерьерах и посмотреть 174 фото примеров.

Применение желтого в одежде

Желтый — яркий, активный цвет, он привлекает внимание, но не приковывает. Легкий в восприятии, и если он не предельно яркий, то его можно назвать ненавязчивым.

1 Он визуально расширяет объем, как все теплые и светлые цвета, но грамотно подобранное сочетание, покрой могут свести этот эффект на нет.

3 В одежде такого цвета, вы можете раздражать преподавателей или начальство. Это связано с тем, что усталые люди отвергают его, и если они руководят вами или вы зависите от них, то можете поплатиться за свою беспечность.

4 Не надевайте его на деловые встречи. Во-первых, из-за раздражающего действия. А во-вторых, потому, что вас посчитают не серьезными, а возможно даже и лживыми.

желтый цвет в одежде

Желтый цвет сочетается

Желтый цвет создает яркий, насыщенные, праздничные сочетания. Здесь мы рассмотрим сочетание с классическим насыщенно-розовым цветом. Вы сможете использовать эти таблицы для своего пользования в любой обвислости применения: будь то интерьере, одежда, макияж, рукоделие, искусство и т.д.

сочетание желтого с розовым

Сочетание цветов: желтый и розовый — женственное, светлое, солнечное. Оно наполнено беззаботностью и женским обонянием. Оно может быть ярким — с оттенками фуксии или нежным — с пастельными тонами. Пример: пара с бело-розовым, Барби, ярко-розовым, фуксией, малиновым.

сочетание желтого с красным

Сочетание желтого с красным — пылкое, броское. Оно не годится для обыденного, повседневного. Эта комбинация призвана переворачивать представления, она как будто горит, и ее свет манит нас. Палитра составлена из алого, киновари, терракотового, красного дерева, винного.

сочетание желтого с оранжевым

Сочетание желтого с оранжевым — комбинация родственных оттенков, однако оно скорее похоже на предыдущую пару: так же обжигает, как языки пламени. Насыщенное, дерзкое, будоражащее психику пара привлекает к себе внимание. Рассмотрите палитру со светло-персиковым, персиковым, огненным,
красно-оранжевым, рыжим.

сочетание желтого с желтым

Сочетание желтого с оттенками своей гаммы это скорее фон для других комбинаций, так как похожие тона не будут сильно светлыми или темными для порядочного контраста. Для примера: сочетание с ванильным, бледно-желтым, солнечно-желтым, кукурузным, золотым.

сочетание желтого с теплым зеленым

Желтый сочетается с теплыми оттенками зеленого образует контрастную, сочную пару. Насыщенно-желтый активирует в зеленом свой подтон, однако сам практически теряется оставаясь всего лишь солнечным фоном. Рассмотрите комбинации с шартрезом, травяным, зеленью, коричнево-зеленым, темно-зеленым.

сочетание желтого с холодным зеленым

Желтый сочетается с холодными оттенками зеленого образуя контраст теплого и холодного, светлого и темного. Однако, основной цвет в таком соседстве тоже становится чуть более прохладным, поэтому чем он чище, тем приятней комбинация. В палитре участвуют неоново-зеленый, мятный, келли, изумрудный, малахитовый.

сочетание желтого с синим

Сочетание цветов: желтый и синий — это максимально тепло-холодный контраст, который поражает своей выразительностью. Драматичный, эффектный, его всегда заметят и оценят. Выгаданными будут пары с нежно-голубым, небесно-голубым, сине-голубым, берлинской лазурью, грозовым.

сочетание желтого с фиолетовым

Сочетание желтого с фиолетовым — пара дополнительных цветов: предельно контрастная, эмоциональная, возможно даже чуть больше чем надо. В ней есть загадка, есть насмешка и даже вызов. Попробуйте комбинации с фиалковым, аметистовым, пурпурным, красно-фиолетовым, баклажановым.

сочетание желтого с коричневым

Сочетание желтого с коричневым — идеальная сдержанная и сочная пара. В ней яркий световой контраст, который идеально подчеркиваться форму, стабильность, романтика. Как солнце любит землю, так солнечный тон гармонирует с коричневым. Эффектными будут сочетания с желто-коричневым, красно-коричневым, каштановым, шоколадным, кофейным.

сочетание желтого с белым, серым, черным

Сочетание желтого с белым, бежевым, серым и черным — то, что делает легкомысленно-желтый в интеллигентный, целеустремленный оттенок. Нейтральные тона подавляют излишнюю интенсивность, придавая шик и лоск, как противовес ляповатости. Для примера пары с молочным, темно-бежевым, свинцовым, мокрым асфальтом, черным.

ПОСМОТРЕТЬ СОЧЕТАНИЯ С ПОХОЖИМИ ОТТЕНКАМИ (нажать на цвет)


Я обожаю желтые тюльпаны, но почему-то все думают, что желтые цветы нельзя дарить мол к разлуке. На самом деле это бред. Сегодня поговорим про желтый цвет во всех сферах нашей жизни.

Posts from This Journal by “книга” Tag


Акушер написал как инородные предметы доставал из.

Дочитала книгу "Будет больно" автора Адама Кея. Книга написана врачом-акушером про различные медицинские истории смешные и не…


Бывший руководитель морга рассказывает про незаконные дела


Три книги, которые запомнились надолго


ТОП-5 книг, которые меня зацепили


Ничего не напоминает?

"Они рождаются, растут в грязи, в 12 лет начинают работать, переживают короткий период физического расцвета и сексуальности, в 20 лет…


Есть три вещи, которые никак не влияют на отношения: внешность, возраст и вес


Советская кухня по ГОСТу

Люблю простые блюда, чтобы не надо искать сложные ингредиенты в магазине, а также легки в приготовлении. И вот на глаза мне попалась…

Как рожали детей в дореволюционной России

Люблю я разные истории о медицине. В руки попалась книга Вересаева "Записки врача", автор - реальный врач, работавший в конце 19 века.…

Письма живого усопшего

Верю в то, что не мы книги выбираем, а они нас. Книгу "Письма живого усопшего" я нашла случайно и не где-нибудь, а за 1500 км от своего…

Самым популярным пигментом древнего мира была желтая охра : ее можно встретить и в наскальной живописи, и в керамике эпохи палеолита. Дело в том, что этот цвет давала сама земля глинистых пород. В отличие от красного, который тоже встречается в рисунках первобытного человека, охру было легко добывать, и ее накладывали большими пятнами или использовали в качестве фона.


Древние изображения в пещере Ласко. Источник

Желтый — цвет богинь

В Древнем Египте желтый был цветом золота и солнца и воспринимался как что-то вечное, несокрушимое. Для изображения тел богинь и цариц использовали шафрановый оттенок (а вот мужчин рисовали загорело-коричневыми).


Богиня Исида. Источник

Для памятников женщинам выбирали камни желтого цвета, как, например, на фрагменте яшмовой скульптуры, изображающей неизвестную царицу (есть версия, что это Нефертити). Считалось, что кожа и кости богинь созданы из золота, а кроме того, желтый напоминал священный свет и символизировал тепло.


Источник

Чтобы получить желтый цвет, египтяне использовали состав из глины. Но иногда ради яркости в него добавляли очень токсичный сульфид мышьяка — и тогда эта работа становилась для мастера последней.

Желтый — цвет Иуды

Вплоть до конца Средневековья у желтого цвета была лишь позитивная интерпретация: его использовали в иконописи для нимбов и фона — то есть как символ Царства Божия.

Всё изменилось, когда начала активно развиваться медицина. В XIV веке врачи выяснили, что проблемы с желчью возникают у людей жестоких и лицемерных. Поэтому желтый вскоре оказался еще и символом зависти, ревности, лжи и бесчестия.

Так цвет богов перешел к грешникам и аутсайдерам.


Палачей, которых обычные люди сторонились, часто изображали в желтых одеждах. Источник

А в религиозных сценах канареечным цветом обозначали Люцифера и его прислужников. На фреске Джотто для капеллы Скровеньи в Падуе художник выделяет Иуду среди других учеников Христа. Сначала он показан вместе с черным бесом за спиной, а позже его можно увидеть в сцене предательского поцелуя, когда он своей желтой накидкой почти укрывает Иисуса, словно защищая его, — в этой вероломной нежности и таится страшный грех. Иуда превратил поцелуй в стигму, соединив факт предательства и любви.

Желтый — цвет златокудрых Венер

В эпоху Возрождения желтый перестал быть цветом изгоев. В это время возвращаются идеалы античной эпохи, и на картинах чаще можно видеть златокудрых Венер, чем темноволосых Мадонн.

Но иногда образцом для изображения мифических героев и древних богов становились вполне реальные люди. В XV столетии во Флоренции жила блондинка, с которой срисовали сразу несколько античных фигур.

В Симонетту Веспуччи были влюблены художник Сандро Боттичелли и его покровитель Джулиано Медичи. Девушка умерла в 23 года от туберкулеза, но ее лицо стало воплощением флорентийской красоты.

Сандро Боттичелли не успел написать ни одного портрета Симонетты с натуры, но в своих знаменитых работах изображал одну и ту же девушку с волосами цвета солнца.

Даже Богоматерь художник рисовал с высветленными локонами. Для своих полотен Боттичелли выбирал теплый оттенок желтого, который напоминал мед и золото и символизировал уют и изобилие.

Любовь художника была подобна чувству Данте к Беатриче: обожествляя возлюбленную, он никогда не вступал в близкие отношения с ней, но всю жизнь прославлял ее в творчестве. Боттичелли был верен Симонетте не только в своих произведениях — себя он завещал похоронить рядом со своей музой.

Желтый — цвет религиозного экстаза

Заканчивается эпоха Ренессанса маньеризмом , когда вместо витрувианского человека да Винчи появляются удлиненные фигуры с деформированными пропорциями. Эти необычные образы художники-маньеристы писали максимально яркими красками, подчеркивая новизну своих работ.

Произведения испанского художника Эль Греко тому пример. Его экстатичные святые и сцены чудес Богоявления пугали современников своими диковинными фигурами и непривычным цветом.

Эль Греко начинал как иконописец, а на его родине были сильны византийские традиции: святых изображали с удлиненными телами на золотом фоне. Этот стиль художник привнес в живопись, уделяя особое внимание свету, который исходит не с небес, а от святых.

Желтый цвет он наносил как сусальное золото в иконе, — последним слоем, поверх одежды, подчеркивая таким образом причастность изображенных к миру божественному.

Желтый цвет проходит единой линией от Христа к графу Оргасу, который в этой картине встречается дважды: в моменте погребения, изображенный в рыцарских латах, как герой Реконкисты, и на небесах, предстоящим перед Христом в одной набедренной накидке, как обычно изображали пустынника Иоанна.

Эту работу художнику заказал священник для церкви в Толедо, чтобы напомнить прихожанам о главном достижении Оргаса — введении обязательного налога на нужды храма.

Желтый — цвет указующий

В XVII столетии появляется мастер, который превзошел многих предшественников в своей любви к охре.

Рембрандт почти все свои произведения писал светотенью, используя лишь желтые и коричневые оттенки.

Кстати, финансовое состояние художника после смерти Саскии быстро ухудшилось. Считается, что виной тому плеяда неудач: начиная с того, что наследство жены перешло к его сыну, и заканчивая тем, что настроения в обществе сменились и творчество Рембрандта стали считать старомодным.

После такого публичного обличения те, кто ранее покупал работы у Рембрандта, больше не захотели к нему обращаться — ведь он мог своим светом раскрывать чужие тайны.

Желтый — цвет легкой и праздной жизни

Чтобы походить на античного бога, король однажды облачился в пачку из золотых лучей и в таком виде станцевал на придворной сцене. После этого в моду надолго вошли желтые костюмы и платья, которые символизировали золото и богатство.

Французский художник Жан Оноре Фрагонар был настоящим фанатом этого цвета: герои его картин почти всегда появляются в шафрановых одеждах.

В своих работах он использовал неаполитанский желтый — пигмент, который открыли при жизни художника. Эта была очень токсичная краска, содержащая свинец, — и невероятно популярная из-за относительной дешевизны.

Мода на этот цвет не стихала во Франции на протяжении всего XVIII столетия, поэтому почти все заказные портреты Фрагонар писал в медово-золотистой палитре.

Правда, после французской революции творчество Фрагонара стали воспринимать как потакание прихотям аристократии, поэтому он оказался фигурой нон грата и вскоре лишился всех своих богатств. Как гласит легенда, смерть к нему пришла в кондитерской: он заказал мороженое, сел за столик и уснул в лучах летнего солнца.

Желтый — цвет лихорадки Тёрнера

В XIX веке в Англии произошла промышленная революция, и на рынке появились многочисленные пигменты, о которых раньше художники и не мечтали. Молодые живописцы сбегали с занятий в академии, чтобы только увидеть, какую новинку им на этот раз предложат в художественном магазине.

Английский художник Уильям Тёрнер внимательно следил за новыми оттенками, но всегда отдавал предпочтение жёлтом, будь это охра, желтый хром, индийский желтый или неаполитанский.

Благодаря своей одержимости светом Тёрнер стал первым художником, на картинах которого цветовые эффекты доминируют над сюжетом.

Каждый образ, который он создавал в своих работах, словно окутан золотой пеленой: кажется, что источник света находится внутри самой картины.

Желтый — прекрасный и безумный

Символично, что дом, который снимал Винсент Ван Гог на юге Франции, тоже был желтым. Но художник придавал этому цвету иное значение. Прибыв в Арль, он писал своему брату:

В работе Ван Гог использовал желтый хром . Со временем выяснилось, что этот пигмент чувствителен к свету, поэтому сегодня перед музейными хранителями стоит нелегкая задача сохранить картины художника.

Желтый — цвет резкости

В отличие от Ван Гога, Василий Кандинский не считал желтый прекрасным цветом, хотя и часто использовал желтый кадмий (этот пигмент был в 4 раза дороже вангоговского желтого хрома).

Использование желтого в картине он уподоблял резкому звуку трубы или фанфар. Кандинскому хотелось, чтобы его произведения звучали громко, призывали к революции цветом, поэтому для названий своих работ он часто обращался к музыкальной терминологии.

Желтый — цвет возвращения света

А его близкий друг Марк Ротко, стремясь понять, как можно обновить художественный язык живописи, отправился для поиска вдохновения в Европу — смотреть на двух своих любимых художников: Рембрандта и Тёрнера. С Рембрандтом у них действительно было много общего: размытые контуры, магический свет, который исходит словно изнутри картины. А Тёрнера он ценил за создание сияющих перламутровых оттенков, в которых растворялась форма предмета.

Ротко считал, что цвет сильно воздействует на зрителя, и верил, что его искусство может восполнить пустоту современного человека. Так возникла живопись цветовых полей — когда огромный вертикальный холст делился на несколько блоков разных оттенков.

Ротко настаивал на том, что эти работы нужно рассматривать только с очень близкого расстояния (10–15 см), то есть буквально погружаться в цвет.

Правда, по музейным правилам к полотнам никого не допускают ближе чем на полтора метра. Но даже так они способны вызывать у зрителей очень сильные эмоции.

В начале 1950-х Ротко рисовал в основном ярко-красным, оранжевым и желтым — цветами базовых человеческих эмоций, как говорил художник. Вообще, желтый в 1950-е годы был большой редкостью в живописи. Художники послевоенного времени предпочитали кроваво-красную палитру и темные оттенки, а Ротко был одним из первых, кто смог вернуть картине свет.

Музейное солнце

Сегодня желтый цвет постепенно возвращается в мир искусства.

Датско-исландский художник Олафур Элиассон исследует в своих работах природный свет и его влияние на человека. Когда Элиассон только начинал свой творческий путь, он активно занимался пейзажной живописью, но вскоре отказался от красок и кистей и перешел к тотальным инсталляциям. Его работы воспроизводят природные явления в музейном пространстве — так художник предлагает зрителю переосмыслить восприятие физического мира.

В отличие от обычного белого цвета, в котором есть полный цветовой спектр, в желтой комнате зритель может видеть все объекты лишь черно-белыми. А учитывая, что ничего, кроме света, в этой комнате не было, таким объектом становился сам посетитель.

Инсталляция состояла из сотен моночастотных ламп в форме полукруга под зеркальным потолком, а зеркала были расположены таким образом, чтобы сформировать образ полного круга, то есть солнца. Зрители приходили в музей и ложились прямо на пол, чтобы почувствовать свое место под солнцем.

Читайте также: