Сообщение о театральном художнике головин

Обновлено: 02.07.2024

Александр Яковлевич Головин (1 марта 1863, Москва – 17 апреля 1930, Детское село (ныне Пушкин)) - русский и советский художник, сценограф, декоратор, мастер портрета и натюрморта.

Ботаника, гимназия, Шекспир
Александр Головин родился в семье московского священника. Когда мальчику исполнилось три года, профессора Якова Даниловича Головина назначили настоятелем храма и преподавателем богословия в Петровскую земледельческую и лесную академию. Семья переехала поближе к приходу отца, в Петровско-Разумовское, окруженное прекрасными садами и парками. Как вспоминал сам Александр Яковлевич, первооткрывателем его художественных талантов стал директор академии Николай Иванович Железнов, который часто бывал у них в гостях. Будучи ботаником, Железнов в живописи кое-что понимал – его брат Андрей Железнов был художником-портретистом, учеником Карла Брюллова.

В положенный срок Александр Головин поступил в Катковский лицей, а после смерти отца его перевели в Поливановскую гимназию. Здесь, в знаменитом на всю Москву учебном заведении, не только хорошо учили, но и любили ставить пьесы Шекспира. Добавьте сюда абсолютный музыкальный слух и талант к рисованию – и станет понятно, откуда выросло призвание Головина к театральной сценографии.

Вернувшись в Москву, Головин начал активно применять полученные знания на практике, что заметили в художественных кругах: спустя некоторое время одну из его работ приобрел для своей галереи Павел Третьяков. Картина, другая, третья нашли своих покупателей – Головину стало немного легче с финансами. В 1897 году художник сделал предложение руки и сердца Марии Константиновне Котовой – и получил согласие. Свадьбу сыграли в сентябре. В браке родились две дочери – Елена и Мария, и сын Александр. Увы, семейное счастье продлилось недолго, и вскоре семья распалась.


Русские Художники

Головин Александр Яковлевич (1863 – 1930) – известный российский и советский художник, сценограф, театральный декоратор. В России в первую очередь он известен в качестве художника, который смог объединить в своих многочисленных картинах реалистическую живопись, модернизм и элементы импрессионизма. В театральном мире Александр Яковлевич также известен в качестве декоратора и сценографа. Его картины известны своей красотой и гармоничностью, а многие критики называли их музыкой для глаз.

Ранние годы

Александр Головин родился в Москве в семье священника. Когда ребенку было 3 года, он переехал вместе с родителями в живописное село Петровско-Разумовское, где его отец получил должность в высшем учебном заведении. Согласно мемуарам самого Головина первооткрывателем его таланта был Н. И. Железнов – руководитель Петровской земледельческой и лесной академии, где служит его отец. Железнов часто наведывался к Головиным в гости и смог привить мальчику любовь к пейзажном живописи. Среднее образование будущий живописец получил в Поливановской гимназии.

В составе абрамцевского кружка

По окончании учебы Головин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества – 3 года на архитектурном отделении и 4 года на живописном факультете. Здесь он познакомился со многими участниками абрамцевского кружка. По мнению искусствоведов любимым учителем живописца был Василий Поленов, который оказал на художника большое влияние. В училище Александр Яковлевич также познакомился с художницей Еленой Поленовой (сестра Василия Поленова), которая помогала и опекала Головина, а также часто ездила с ним на выставки и этюды.

Смерть матери и путешествие в Париж

В 1884 году произошло печальное событие, которое во многом повлияло на Александра Яковлевича – смерть матери. Вследствие этого он остался практически без денег, поэтому ему пришлось заниматься различными подработками – он занимался росписью атласных тканей и керамики, делал мебель и различные декоративные изделия, рисовал портреты на заказ и так далее. В 1889 году он с трудом смог насобирать денег на путешествие в Париж – там он вместе с другими членами абрамцевского кружка участвовал в оформлении Русского павильона кустарных промыслов. Парижское путешествие оказало на художника большое влияние – там он познакомился с европейским импрессионизмом и модернизмом.

Театральная карьера

В 1898 году произошло еще одно печальное событие в жизни художника – умерла его близкая подруга и наставница Елена Поленова. Александр Яковлевич впадает в печаль, однако длится она недолго – Владимир Теляковский приглашает Головина в Большой Театр на должность декоратора и театрального художника-оформителя. Здесь он успешно оформляет многие российские спектакли в народном стиле – “Русалка”, “Лебединое озеро”, “Дон Кихот”, “Руслан и Людмила” и многие другие. В это же время он также создает серию керамических панно.

Триумф и…

1907-1912 годы – это время настоящего триумфа Головина. В это время он знакомится с известными художниками, которые входят в объединение “Мир искусства” – с ними Александр Яковлевич быстро находит общий язык. Сергей Дягилев регулярно публикует его работы, в которых художник тонко синтезирует русские народные традиции и живопись европейского модерна. В 1908 году Головин выступает в качестве главного художника-оформителя оперы Мусоргского “Борис Годунов” в Париже. Искусствоведы отмечают, что во многом именно благодаря таланту Александра Яковлевича удалось успешно популяризировать русское искусство в Европе в рамках так называемых Русских сезонов Дягилева. Чуть позже начинается плодотворное сотрудничество Головина с Мейерхольдом; известные совместные постановки – “Орфей и Эвридика”, “Маскарад” и многие другие.

…и закат

В 1912 году у Александра Головина обнаружились первые признаки сердечной болезни. Из-за этого он в 1913 году он переселился в Детское (Царское) село, которое он не покидал до своей смерти. До 1917 год он делал мелкие театральные заказы, а после прихода к власти большевиков ситуация усугубилась – в моду вошел советский авангард, который почти не имел точек соприкосновения со старым модернизмом, поэтому Головин остался не удел. Последние годы жизни живописец провел уединенно, умер в 1930 году от сердечного приступа.

Особенности творчества После себя Головин художник оставил большое количество картин и театральных работ. Александр Головин изящно синтезировал европейские школы (импрессионизм, пост-импрессионизм, модернизм) с каноном русской пейзажной живописи. Большое внимание Александр Яковлевич уделял русскому национальному колориту, поэтому его сюжеты и цветовые решения будут понятны даже современным людям. Также художник нарисовал множество портретов, на которых запечатлены многие известные люди Серебряного века. Но Головин не только мастерски владел кистью – он также делал мебель, создавал керамические панно, проектировал костюмы и так далее.

Головин Александр Яковлевич (1863-1930) - русский театральный художник, живописец. Режиссеры, которым приходилось работать с Александром Головиным, знали, что он никогда не сделает эскизы декораций и костюмов в срок. Однако они вновь и вновь обращались к нему с просьбой оформить спектакль. В начале XX века, пожалуй, не было в России более популярного театрального художника, чем Головин. Он как бы аккумулировал в своем творчестве лучшее из опыта передвижников и новейшие искания представителей самых разных художественных течений, стал подлинным реформатором театрально-декорационного искусства. Многие его работы имели просто ошеломляющий эффект. Например, один из его современников вспоминал, что в 1916 году во время премьеры спектакля "Гроза" по пьесе А. Островского в Александрийском театре (его поставил Вс. Мейерхольд, а оформил А. Головин), когда открылся занавес перед картиной оврага, "зала сразу застонала от рукоплесканий, декорации аплодировали дружно, положительно весь театр, такое сильное впечатление произвела эта декорация".

А в начале 1917 года, когда состоялась премьера "Маскарада" М. Лермонтова, над оформлением которого А. Головин работал более пяти лет, юный Сергей Эйзенштейн, один из величайших кинорежиссеров XX века, назвал декорации Головина непревзойденными.

Александр Головин был открыт для творческого сотрудничества с самыми разными людьми, ему посчастливилось работать с такими почти полярными по театральной эстетике режиссерами, как Вс. Мейерхольд и К. Станиславский, он никогда ничего не декларировал, но всегда оставался верен самому себе. Внутреннее художественное чутье никогда ему не изменяло.

Родился Александр Яковлевич Головин 17 февраля 1863 года в Москве. Сотканные из дивного переплетения ветвей, листвы и света сады и парки московских окраин навсегда остались в его памяти как образ гармоничного, таинственного, непознанного мира. Александр Головин учился сначала в Московском лицее, потом в Поливанове кой гимназии, где и заметили его талант к рисованию. В 1881 году он поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но через некоторое время перевелся на живописное, где уже учились в то время И. Левитан, К. Коровин, М. Нестеров. Их кумиром и духовным отцом стал профессор пейзажного и натюрмортного класса Василий Поленов. Он поддерживал талантливую молодежь (Серова, Головина и Коровина вообще называл своими "художественными детьми") и в то же самое время сам ставил перед собою и решал в своем творчестве все новые и новые живописные задачи, был знаком с Саввой Мамонтовым, Константином Станиславским. Для Александра Головина, который с детства увлекался театром, знал А. Островского, М. Ермолову, А. Ленского и даже исполнял бессловесные роли в гимназических спектаклях, эта среда была очень родной и близкой.

Особое влияние на молодого А. Головина оказала младшая сестра В. Поленова художница Елена Поленова. Она тактично, умело руководила его духовным развитием. Вместе с молодыми художниками ездила на этюды, ходила на концерты и, как признавались позже друзья Головина, "талантливо, без уроков, наводила на новые мысли". Именно она увлекла его изучением и переосмысливанием народных орнаментов, керамикой и резьбой по дереву. Вместе с Поленовыми в 1889 году Александр Головин выехал на Всемирную выставку в Париж и был покорен пленэрными и колористическими находками импрессионистов. Он даже успел поучиться в парижской академии Коларосси, а в 1897 году продолжил свое парижское образование в мастерской Витти.

Импрессионизм стал для Александра Головина, как и для его друзей, своеобразным катализатором выработки своего индивидуального художественного стиля. Головин начал больше внимания придавать декоративности, овладел пастелью и писал чаще не маслом, а клеевыми красками и темперой.

Неповторимое приложение нашел талант Александра Головина в декоративно-прикладном искусстве. Вместе с К. Коровиным он оформил русский павильон на Всемирной парижской выставке 1900 года, создал вместе с Е. Поленовой и М. Якунчиковой внутреннее убранство кустарно-прикладного отдела, а вместе с Врубелем выполнил майоликовые фризы для фасада московской гостиницы "Метрополь".

Удивительны написанные Головиным в 90-е годы портреты - его первой жены, А. Карзинкина и др.

В 1900 году Александр Головин начал создавать декорации для театральных постановок. Его, как и чуть раньше К. Коровина, пригласил в Большой театр новый управляющий Московской конторой Императорских театров В. Теляковский. Головин и Коровин, которые, как утверждают некоторые современники, в свое время участвовали в оформлении спектаклей Частной оперы Мамонтова, где ценились богатство и эмоциональность живописных решений, практически сломали консерватизм привычных, стандартных композиций "раскрашенных" декораций. Предложенные ими живописные декорации были непосредственно связаны с музыкой и не уступали ей по силе эмоционального воздействия. Первой самостоятельной работой Головина стали костюмы и декорации к опере "Ледяной дом" А. Корещенко. Эта работа, как и выполненное Головиным совместно с Коровиным оформление балетов "Дон Кихот" Л. Минкуса и "Лебединое озеро" П. Чайковского не были поняты современниками. Пресса считала декорации "недоделанными", художников обвинили в том, что они не умеют рисовать так, как прежние декораторы-классики.

Критики признали А. Головина только после того, как он оформил оперу Н. Римского-Корсакова "Псковитянка", где декорации создавали лаконичный, подлинно драматический пластический фон для действия. Именно после этой постановки Головин сблизился с С. Дягилевым и "Миром искусства", членом которого стал в 1902 году.

Однако в личной жизни как раз в конце XIX века Головин пережил сразу несколько драматических событий. Ему пришлось уйти от жены и детей. В 1898 году скончалась его ближайший друг в искусстве Елена Поленова.

В 1901 году А. Головин переехал из Москвы в Петербург, куда его пригласил Теляковский, ставший директором Императорских театров России. Будучи консультантом по художественным вопросам, А. Головин преобразовал постановочную часть петербургских театров и начал сам участвовать в создании драматических и музыкальных спектаклей.

В одних его работах, например, в оформлении "Русалки" А. Даргомыжского и "Волшебного зеркала" А. Корещенко, на первый план выходит декоративное начало, в других, например, в эскизах декораций к поставленным в 1905 и 1907 годах пьесам Ибсена, чувствуется воздействие стиля модерн. Реальное и декоративное начала выступают как равноправные образные системы.

Декоративная разработка плоскости фона есть и в некоторых портретах А. Головина, что дает основание сравнивать его творчество с творчеством известного мастера венского "Сецессиона" Густава Климта. Но у Головина, в отличие от Климта, никогда не деформируются ни фигуры, ни даже жесты. А такой известный искусствовед, как Асафьев, увидел в узорчатости головинских фонов "нежное плетение молодой зелени".

Многих деятелей искусства того времени мы знаем именно благодаря портретам А. Головина. Это поэт, композитор М. Кузьмин, балерина Е. Смирнова и многие другие.

Подлинным триумфом стало для А. Головина оформление в 1908 году оперы Ж.Бизе "Кармен". Художник не только создал неповторимые, новые для каждого действия костюмы главных персонажей, но и очень тщательно разработал цветовое решение одежды всех участников спектакля. Это была настоящая симфония цвета. "Стихотворениями в тряпках" назвали их современники. Именно в это время, вдохновленный работой над оперой "Кармен", Головин создал целую серию "Испанок" и необыкновенно жизненный, полный таинственного света портрет М. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен.

Удивительный дар воплощать образ артиста в неразрывной связи с героем, роль которого он исполняет на сцене, особенно ярко проявился в серии портретов Федора Шаляпина, которого Головин рисовал в ролях Фарлафа, Олоферна, Мефистофеля и Бориса Годунова.

Специально для знаменитых дягилевских балетных сезонов А. Головин создал необыкновенно узорчатые декорации к "Жар-птице" И. Стравинского. В 1910 году французский журналист писал: "Когда пролетает Птица, кажется, что ее несет музыка. Стравинский, Фокин, Головин - я вижу в них одного автора".

Приблизительно в это же время А. Головин начал сотрудничать с Вс. Мейерхольдом, который в 1908 году стал режиссером Императорских театров. К этому времени Мейерхольд уже не стремился полностью подчинить постановочное решение законам условного театра или поэтике символизма. Идеальным для него представлялось соединить современные идеи с проверенными временем театральными традициями, и поэтому он хотел, чтобы живописно-пластическое решение подчинялось законам сцены.

А. Головин был соавтором Вс. Мейерхольда. Он стремился максимально приблизить действие к зрителю, ввел просцениум, иногда даже убирал занавес. Поэтому каждый оформленный им спектакль воспринимался как целостное единство.

Зрителей приводила в восторг и полная утонченного великолепия атмосфера эпохи французского барокко в "Дон Жуане" Ж.-Б. Мольера, и как бы сотканная из аромата глюковских гавотов и менуэтов древнегреческая мифическая реальность в "Орфее и Эвридике" К.-В. Глюка, и, по словам В. Шкловского, "прекрасные как Петербург" декорации к "Маскараду" М. Лермонтова.

Почти все дни, а иногда и ночи А. Головин проводил в своей мастерской в Мариинском театре. Именно по ночам писал он портреты Ф. Шаляпина. Среди друзей А. Головина были режиссеры, художники, поэты, актеры, которым он разрешал наблюдать, как работает. Однако мало кто знал, что кроме спектаклей на "казенной сцене" А. Головин с интересом принимает участие в самых смелых экспериментах Мейерхольда, бывает в его студии на Бородинской, оформляет его постановки в небольших театрах и даже кабаре, помогает издавать журнал "Любовь к трем апельсинам".

Октябрьская революция изменила положение дел в театре. А. Головин, который был еще не очень стар, но страдал болезнью сердца, пытался творить свой мир и в новых условиях, но появлялись новые режиссеры, новые художники, Мейерхольд переехал в Москву. Головин с живым интересом следил за его творческими исканиями в области театрального конструктивизма, за тем, как идет его сотрудничество со смелым экспериментатором Татлиным. Однако ему самому с Мейерхольдом работать больше не довелось.

В 20-х годах А. Головин написал с помощью биографа Э. Голлербаха автобиографическую книгу "Встречи и впечатления", создал серию портретов близких в это время к нему людей - дирижера Э. Купера, актера Ю. Юрьева, семьи адвоката И. Рыбакова.

И хотя в театре вошли в моду декорации-конструкции, спектакли, оформленные А. Головиным еще до революции, по-прежнему имели большой успех. Зрители любили их, а критики клеймили, обвиняя в "эстетстве" не только станковые произведения участников группы "Мир искусства", но и все работы А. Головина в театре, в частности, его, по их мнению, излишне нарядные декорации к "Севильскому цирюльнику".

Не все современники приняли и спектакль "Ледяная дева", поставленный в 1927 году Лопуховым в сотрудничестве с Асафьевым и Головиным по произведениям Г. Ибсена. Зато сегодня исследователи, по достоинству оценивая полные музыкальных ритмов декорации А. Головина, называют "Ледяную деву" "лучшим сказочным балетом, созданным в советском театре".

Ровно через день после премьеры "Ледяной девы" на сцене Московского Художественного театра зрители впервые увидели "Безумный день, или Женитьбу Фигаро" П. О. Бомарше. Это была первая совместная работа А. Головина с выдающимся режиссером К. Станиславским. Современники находили, что они даже внешне были очень похожи друг на друга. И их совместная работа в театре имела огромный успех. Однако сам А. Головин не мог приехать в Москву и узнал о судьбе своей работы только из телеграмм. Он был счастлив, что у живописи в театре есть будущее, что его уже не статичные, а пришедшие в движение декорации задают неповторимую атмосферу действия. Он мог только представлять, как в финале спектакля круг начинал двигаться и перед зрителями открывались сотканные из чарующего переплетения ветвей уголки ночного парка, беседки, фонтаны, начинала звучать музыка, слышались песни, зажигалась иллюминация.

Александр Головин скончался 17 апреля 1930 года в Детском Селе, оставив потомкам столько раз оживавший на сцене, а теперь застывший в эскизах удивительный, сказочный мир своих живописных фантазий. Сегодня Головина называют отцом современного театрально-декорационного искусства.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

История собирания картин и рисунков А.Я. Головина напоминает калейдоскоп: вот все созданное художником висит по стенам особняков и музеев, а вот сменился год, произошла революция, и будто встряхнули трубочку калейдоскопа - другие стены принимают те же работы мастера. В перипетиях не всем удавалось не только собрать, но и сохранить. Алексей Александрович Бахрушин, обладавший тонкой интуицией, вовремя успел сдать собрание под опеку государства. Уникальный театральный музей сохранил и даже пополнял свои собрания тогда, когда другие потеряли всё 1 .

Как же строились отношения между А.А. Бахрушиным, создателем театрального музея, и А.Я. Головиным, как наследие художника попадало в музей, каково значение этой коллекции? Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо сказать о той конкуренции, которая сложилась вокруг работ А.Я. Головина среди государственных и частных коллекционеров, о судьбе картин и коллекций, о собирательстве работ художника в целом.

Интересовались произведениями Головина и в этом смысле конкурировали с Бахрушиным до 1917 года небезызвестные собиратели И.А. Морозов, С.И. Мамонтов, М.П. Рябушинский, С.Т. Морозов, А.П. Боткина, Б.Г. Берг, М.К. Морозова, С.А. Щербатов, В.О. Гиршман, В.В. Теляковский, Л.И. Жевержеев и др. С Александром Яковлевичем был знаком и, предположительно, дружен родной брат Алексея Бахрушина Сергей Александрович - страстный театрал и не менее страстный коллекционер. Портрет С.А. Бахрушина, написанный в 1916 году, унаследовал его племянник Юрий Алексеевич, но потом, уже после революции, Художественный фонд распределил портрет в Тульский музей изобразительных искусств. Большая часть коллекции С.А. Бахрушина перешла после его смерти в 1922 году в Третьяковскую галерею, в том числе и портрет М.Н. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен (1920).

После смерти А.А. Бахрушина осталось немного письменных источников, проливающих свет на его отношения с А.Я. Головиным, - несколько писем, а также газетных вырезок, официальных документов. В настоящее время Государственный Центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина (ГЦТМ) в Москве хранит в отделе декорационно-изобразительных материалов около 1100 произведений А.Я. Головина разного характера: парадные портреты актеров, карандашные зарисовки, картонные детали макетов, красочные эскизы костюмов, большие живописные эскизы декораций, в архивно-рукописном отделе хранится архив А.Я. Головина, насчитывающий 250 единиц.

После смерти коллекционера в 1929 году отдельные эскизы поступали в музей от разных людей (режиссеров, работавших с художником, родственников актеров, которых он писал или рисовал, частных коллекционеров и т.д.) или через организации: РОСИЗО, Художественный фонд, Министерство культуры РСФСР. Через экспертную комиссию в Ленинграде в 1937 году поступило 277 набросков и деталей макетов к разным спектаклям, портретов и зарисовок (связан этот материал с малоисследованным периодом творчества Головина для Одесского театра). Собрания петербуржца Л.И. Жевержеева и ленинградца Г.М. Левитина попали не только в Санкт-Петербургский театральный музей, но частично и в Московский.

Архив, оставшийся от педантичного Александра Яковлевича Головина, его вдова Анна Яковлевна и дочь от первого брака Елена Александровна Ротко разделили между ГЦТМ и Государственным литературным музеем (откуда фонд попал в РГАЛИ). В ГЦТМ в архиве художника хранятся и статья о методе работы Головина 21 , и документы, позволяющие наряду с готовыми эскизами проследить этот метод. 247 единиц в этой части архива знакомят нас с творческой мастерской художника. Работа начиналась с изучения монтировки пьесы, списков действующих лиц и исполнителей, сцен, с проникновения в замысел автора. На следующем этапе художник как историк изучал культуру, эпоху, с которой предстояло работать по письменным, вещественным и художественным источникам. Тут есть записи, выписки, образцы тканей. Ни один документ эпохи в чистом виде не входил в художественное решение, только переработанный творческим гением. Первые зарисовки декораций практически неразборчивы для постороннего человека, затем формы становятся более ясными. Уходит историзм, остается впечатление, образ. Появляются эскизы. По ним Головин сам, с помощью М.П. Зандина и Б.А. Альмедингена, других художников-исполнителей пишет декорационные холсты, лепит бутафорию. Это для него не повторение эскизов в большем масштабе, а самостоятельное творчество. Когда мастер сам писал декорации, то мог сделать иначе, чем на эскизе, - ведь масштаб менял видение. Костюмы и декорации Головина гармонировали с музыкой, словом, действием на сцене, и все компоненты спектакля усиливали друг друга.

По эскизам и архивным документам А.Я. Головина из коллекции ГЦТМ можно проследить историю его становления и развития как театрального художника от ранних работ до вершин творчества. Это и подробно проиллюстрированные, и поздние или неосуществленные постановки; порой это наброски без отношения к конкретному спектаклю, эскизы афиш, обложек, занавесов. Разный характер произведений позволяет увидеть творческий процесс от списка и наброска до готового эскиза, от детали до целостного образа.

Читайте также: