Как делают молочные продукты сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Многие современные дошкольники имеют весьма далекие от жизни и часто искаженные представления о профессиях, о том, откуда берутся продукты питания и как люди трудятся для того, чтобы у нас на столе каждый день был свежий хлеб, вкусный йогурт или румяные яблоки и полезные овощи. Но ведь труд и трудолюбие (любовь к труду, когда человек делает свое дело от души, с радостью, находит свое место в жизни и в профессии) — это основа процветания любого общества, любой страны, любой семьи. И эта основа закладывается именно в дошкольном возрасте.

Очень важно, чтобы ребенок еще до школы познакомился с разнообразным трудом взрослых, научился ценить результаты этого труда, узнал об отношении людей к любимому делу, к любимой профессии, научился преодолевать трудности и не боялся их, сориентировался в очень широком и многообразном современном мире профессий взрослых, отображал их в своих творческих сюжетно-ролевых играх, пробуя себя то в роли фермера, то продавца, то художника, то врача, изображая в игре взаимоотношения людей разных профессий, их взаимопомощь и взаимовыручку. Ведь играя, малыш познает жизнь и себя в этой жизни. Недаром говорят: как ребенок играет, так он и будет жить! А материал для игры дает сама жизнь, из которой малыш получает интересные факты и пытается их отразить в своей игре.

И сегодня я хочу познакомить всех с тем, откуда берутся на нашем столе молочные продукты, кто и как их делает. Вы найдете в этой статье три видеоролика с рекомендациями по их использованию с детьми дошкольного возраста.

Лучше всего просматривать эти ролики не в один день, а по частям, с перерывами в несколько дней. В эти дни вспомнить интересные факты, поиграть в ферму, молочный завод, магазин (шофер привозит молоко, лаборант берет анализы молока, работники завода делают из молока творог или йогурт, его отвозят на машине в магазин, где мы его покупаем). Обычно дети, познакомившись с новым, сразу же пытаются перенести его в свою игру, если для этого взрослые создают условия.

1.Детям о профессиях: Из чего и как делают молоко? Видеоэкскурсия на ферму.


Из этого видео Вы узнаете:

— Кто дает нам молоко?

— Где живут коровы? (на ферме) Что такое ферма? Что есть на ферме? Кто на ней работает?

— Зачем на ферме у каждой коровки на голове ошейник?

— Бывают ли породы коров? Коровы какой породы живут на фермах?

2.Детям о профессиях: что делают на молочном заводе?

Спросите малыша, куда везут молоко с фермы? Часто дети говорят, что его везут в магазин. Вспомните, что молоко везут в больших цистернах. Разве мы покупаем продукты в магазине из цистерны? Нет. Мы покупаем их в коробочках, стаканчиках, в разной упаковке. Кто же делает молочные продукты из молока и разливает их в эти стаканчики? Куда везут молоко в цистернах с фермы? Выслушайте предположения ребенка и предложите вместе с ним посмотреть ролик, в котором даны ответы на эти вопросы.

Очень важно, чтобы еще до просмотра ролика о труде работников молочного завода, малыш попытался порассуждать, догадаться, что и как они делают. Это приучает детей не получать сразу же готовые ответы на вопросы, а думать самим, решать проблемные задачи, доказывать свою точку зрения.

Из этого видео Вы узнаете:

— куда везут молоко в цистернах?

— кто и зачем делает анализы молока?

— как делается на молочном заводе творог?

Если у Вас есть возможность, покажите дома, как можно получить творог из молока. Для детей очень интересно наблюдать эти волшебные превращения жидкого молока в рассыпчатый творог! Это настоящий эксперимент, результат которого всегда восхищает детей!

Ребенок, который видит изготовление еды и сам в нем участвует, совсем по-другому начинает относиться к этим продуктам! И даже нелюбимые продукты становятся любимыми! Приведу здесь свой пример, так как в детстве я ненавидела творог до тех пор, пока не сделала его вместе с бабушкой. С тех пор я его очень люблю! Также бабушка приучала меня к кабачковым оладьям, свекле и другим полезным блюдам, которые я не очень любила. Сделав их вместе, увидев чудесные превращения, они становились для меня очень интересными и вкусными.

3. Детям о профессиях: как делают йогурт на молочном заводе?

Йогурт любят многие дети. И поэтому без истории о том, как его делают, обойтись никак нельзя.

Из этого видео Вы узнаете:

— где делают йогурт?

— что интересного находится в цехе?

— почему нужно мыть руки перед входом в этот цех?

— зачем нужна специальная форма работникам молочного завода?

— зачем нужны в йогурте бактерии?

— что делается на конвейере?

— как делали йогурт раньше, когда еще не было молочных заводов?

Рассказывая детям о профессиях, мы знакомим их с миром взрослых, с теми ценностями, которые существуют в этом мире. Помогаем детям найти новое содержание для игр, пробуждаем любознательность малышей.

В добрый Вам путь! Желаю новых открытий и увлекательного путешествия в мир профессий!

Еще о профессиях Вы можете почитать:

    познавательные рассказы в картинках, презентация для детей, видео и диафильмы, игры и картинки с развивающими заданиями.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

Природа создает необычайно ценный готовый продукт питания - молоко. В его состав входят и жиры, и белки, и углеводы, и минеральные соли. В нем содержатся почти все необходимые человеку витамины. Но у молока есть существенный недостаток: оно очень быстро портится. Это объясняется тем, что микроорганизмы, попадая в молоко, хорошо в нем развиваются. Чтобы уничтожить их, молоко подвергают специальной обработке.

Дома молоко кипятят. Однако при этом не только погибают вредные и болезнетворные микробы, но и изменяются составные части молока. На молочных комбинатах поступают иначе: молоко нагревают до 70-90° С и очень короткое время, исчисляемое секундами, выдерживают при этой температуре. В результате такой обработки микроорганизмы погибают, а ценные составные части молока сохраняются. Этот способ был предложен великим французским ученым Луи Пастером и назван в его честь пастеризацией.

Для пастеризации молока применяют специальные аппараты - пастеризаторы. Одни из них представляют собой набор обогреваемых горячей водой трубок, по которым протекает молоко, другие -
комплект пластин из нержавеющей стали с каналами для молока и горячей воды. После нагревания молоко охлаждают. Для этого в пластинчатом пастеризаторе есть специальные секции.

На молочном комбинате молоко проходит по полностью закрытой системе. Из автоцистерны его перекачивают сначала по шлангу, а затем по трубам -молокопроводам - в закрытые резервуары, где хранят до переработки в охлажденном состоянии.

Лишь в цехе, где молоко разливают в стеклянные бутылки, можно наконец его увидеть. На круглый, непрерывно вращающийся автомат по транспортеру поступают чистые молочные бутылки. Каждая оказывается под разливочной головкой, откуда в бутылку льется молоко. Наполненные бутылки перемещаются к укупорочной машине. Здесь, также автоматически, надеваются алюминиевые колпачки, которые плотно закупоривают бутылки.

Вместо громоздкой, хрупкой и дорогой стеклянной тары для молока теперь все шире применяются пакеты из бумаги, но не обычной, а покрытой изнутри тончайшей прозрачной полиэтиленовой пленкой. Процесс автоматизирован. Машина сама делает из бумажного рулона трубу, склеивает из нее пакеты, наливает определенную порцию молока и укладывает готовые пакеты в металлические или пластмассовые корзины, в которых молоко отправляют в магазины.

У пастеризованного молока есть и другой путь - в цехи, где изготовляют кефир, сметану, творог, сыр и т. д. При производстве этих продуктов используют микроорганизмы, вызывающие молочнокислое брожение.

С помощью молочнокислых микроорганизмов получают и сметану (ее делают из сливок), а также творог. Но творог не только готовый продукт, он вместе с тем и. сырье. Из него вырабатывают творожные сырки и сырковую массу.

Наиболее сложную работу выполняют микроорганизмы при выработке сыра. Прежде чем молоко станет желтой головкой или бруском и поступит в магазин, оно проходит длительный путь превращений.

В молоко вносят специальные закваски, биологически активные вещества - ферменты и получают сгусток, который дробят, перемешивают, отжимают. Затем придают ему форму будущего сыра, прессуют, солят и покрывают тонким слоем парафина. После этого сыр выдерживают в специальных подвалах, где он созревает. За это время в нем происходят сложные микробиологические и биохимические процессы. Одни виды сыра созревают за несколько недель, другие - полгода и более.

Искусство сыродела заключается в умении управлять всеми этими невидимыми процессами. Различные способы обработки сыра состоят в том, чтобы создать условия для деятельности тех или иных микроорганизмов и в результате получить нужный сорт сыра.

Натуральный сыр - один из самых древних продуктов питания, но у него есть и совсем юный брат-плавленый сыр. Он представляет своего рода консервы: плавленый сыр стоек при хранении и особенно хорош для районов с жарким климатом.

Делают его из натуральных сыров. Очищенный и вымытый сыр подают на дробильные машины для размельчения. Далее эта масса поступает в котлы, где она плавится, чему способствуют специальные вещества, так называемые соли-плавители. Расплавленная масса подается на расфасовочно-упаковочный автомат, который из рулона фольги делает нечто вроде коробочки, вливает туда расплавленную сырную массу, накрывает ее крышкой из фольги. Затем автомат загибает края коробочки и наклеивает этикетку.

Есть еще одна группа продуктов, изготовленных из молока,- это молочные консервы. В процессе их приготовления создают такие условия, при которых микроорганизмы не могут существовать: молоко сгущают, т. е. уменьшают содержание в нем влаги, добавляя сахар или без сахара; стерилизуют, нагревая до очень высокой температуры, либо высушивают.

Молочные консервы могли появиться только в век современной техники. Сгущают молоко в огромных вакуум-аппаратах, высотой с двухэтажный дом. Здесь молоко нагревается от труб с паром и благодаря давлению ниже атмосферного (вакууму) кипит при сравнительно невысокой температуре (50-60° С). Поэтому составные части его полностью сохраняют свою ценность и первоначальные свойства.

Чтобы получить сгущенное стерилизованное молоко, его после сгущения в вакуум-аппаратах сразу же охлаждают и расфасовывают в герметических условиях в металлические банки, а затем стерилизуют при температуре 115-118° С.

Слева: вращающийся карусельный автомат разливает молоко в бутылки и закупоривает ихалюминиевыми колпачками.

Готовые пакеты с молоком машина укладывает в коробку.


Из этой бумажной ленты будут сделаны пакеты для молока.

Этот автомат - последний в поточной линии машин, изготовляющих мягкие сырки. Он расфасовывает сырки в пластмассовые коробочки.


При выработке сгущенного молока с сахаром в молоко добавляют сахар, смесь сгущают, охлаждают при постоянном перемешивании в вакуум-кристаллизаторах. Затем сгущенное молоко с сахаром на специальных автоматах разливают в жестяные банки и закатывают на закаточных машинах.

Чтобы получить сухое молоко, сгущенную массу из вакуум-аппарата подают в сушильную установку в виде башни высотой 8 м и диаметром около 5 м. Сгущенное молоко поступает в нее сверху и попадает на диск, вращающийся с огромной частотой - до 7000-7600 об/мин. Этот диск распыляет молоко на мельчайшие частицы. Опускаясь, они встречают поток очищенного воздуха, нагретого до температуры 150-160° С, и превращаются в сухой порошок, который оседает на дно сушильной башни. Отсюда порошок скребками подается в расфасовочный бункер.

Если растворить сухое молоко в воде, то получится продукт, мало отличающийся от натурального молока. Ведь высушивание в башне чрезвычайно быстрый процесс: частички молока высыхают в десятые доли секунды. Несмотря на то что температура воздуха, поступающего в башню, достигает 150-160° С, частицы молока на поверхности нагреваются лишь до 70-80° С. Именно поэтому почти полностью сохраняется питательная ценность молока.

Один из важных продуктов питания - сливочное масло. Раньше его делали так. Получали сливки, помещая молоко в прохладное место, где оно отстаивалось. Жир поднимался наверх, образуя слой сливок. Их снимали и ставили "созревать" на несколько часов. Потом выливали в деревянную бочку - маслоизготовитель. Его вращали, при этом образовывались масляные зерна, которые отжимали специальными валками в маслоизготовителе. Процесс длился несколько суток. Теперь же для изготовления масла требуется всего несколько минут. Представьте себе большой барабан, вращающийся с частотой 6000-9000 об/мин. В него непрерывно поступает молоко, которое под действием центробежной силы разделяется на обезжиренное молоко и сливки. Это сепаратор.

В нашей стране создан специальный сепаратор, на котором сразу получают сливки с тем же содержанием жира, что и в масле,- 80-83 %. Из сепаратора сливки по трубопроводу попадают в охладитель - маслообразователъ. В этом аппарате высокожирные сливки превращаются в масло в специальных цилиндрах, вставленных один в другой. Высокожирные сливки протекают между ними тонкой струей, при этом непрерывно перемешиваются ребрами, прикрепленными к внутреннему (вращающемуся) цилиндру. Из маслообразователя выходит уж готовый продукт.

Из подобных машин созданы поточные линии для производства масла: одни из них вырабатывают за 1 ч 300 кг, другие - до 800 кг сливочного масла.

Презентация на тему: " Как делают молоко, кефир, творог, масло Все молочные продукты - молоко, сметану, сыр, масло – мы получаем благодаря корове." — Транскрипт:

2 Как делают молоко, кефир, творог, масло

3 Все молочные продукты - молоко, сметану, сыр, масло – мы получаем благодаря корове.

4 Сначала коров выпускают на луг, где они пасутся на свежем воздухе. Сочная зелёная трава – лучшая пища для коров.

5 Потом организм коровы преобразовывает пищу в молоко, которое собирается в вымени. Это молоко могут пить телята.

6 Для того, чтобы взять у коровы молоко, её нужно подоить. В вымени может содержаться целых 2 ведра молока!

7 Свежее, тёплое, парное молоко очень полезно для детей. Даже древние философы называли молоко белой кровью и соком жизни, ведь в нём содержится около 100 различных ценных для организма человека веществ!

8 Кефир делают из молока, добавляя в него специальную закваску. Бактерии вызывают процесс брожения, и молоко приобретает густоту и кисловатый вкус. Кефир усваивается лучше молока, и его желательно пить каждый день.

9 А знаешь, как делают твой любимый йогурт? Молоко нагревают и добавляют в него живые бактерии. Йогурт повышает иммунитет, выводит из организма шлаки, улучшает кишечную флору и даже снижает вероятность образования раковых клеток.

10 Творог тоже делают из молока. Для этого сначала дают ему прокиснуть и, немного нагревая, ждут, пока в нём не образуется сгусток.

11 Потом отделяют этот сгусток, отцеживая жидкость, которая называется сывороткой.

12 Мешочки со сгустками выжимают, пока из них не перестанет выделяться сыворотка.

13 То, что осталось после процеживания и выжимания, – и есть творог. Он богат кальцием и белками, а кушать его полезнее всего с зеленью или овощами.

14 Из молока также делают сметану. Для этого сначала дают молоку немного постоять.

15 В молоке есть очень маленькие жировые шарики, они легче, чем само молоко, и поэтому поднимаются вверх, образуя небольшой жирный слой.

16 Верхний слой аккуратно отделяют от нижнего. Так в верхнем слое получается сметана. Сметана – жирная, и её нельзя есть в больших количествах, а лучше добавлять понемногу в супы и салаты.

17 Из сметаны делают масло. Для этого большое количество сметаны помещают в большую посуду и взбивают.

18 Через некоторое время из взбиваемой сметаны выделится жидкость – масленка, и густая смесь. Эта смесь и есть масло. Масло – самый жирный молочный продукт, его добавляют в тесто, намазывают на хлеб, но никогда не едят ложками.


Эти бактерии называют кисломолочные, их довольно много. С помощью различных бактерий получаются один или несколько кисломолочных продуктов. Возьмем, к примеру, простоквашу. Над ее изготовлением трудятся молочнокислые стрептококки. Этот продукт обычно получается методом самозакваса, то есть добавлять в него специальную закваску – не обязательно. Хотя чтобы простокваша получилась побыстрее, в молоко можно положить ложку старой простокваши или ржаную корочку. А из простокваши в свою очередь получаются сметана, если снять прокисшие сливки, если нагреть простоквашу, то получится творог.

Самые популярные и используемые бактерии: молочнокислые и термофильные стрептококки, болгарская палочка, ацидофильная палочка… И все они дают на выходе совершенно разный вкус. Поэтому вы никогда не перепутаете кефир и простоквашу, а ряженку отличите от сметаны – ведь эти продукты сделаны разными бактериями. А еще из разного молока и по разным технологиям. Это тоже имеет большое значение. Например, простоквашу делают из обычного молока, катык – из кипяченого, а ряженку - из топленого молока, которое несколько часов томилось при температуре 95 градусов.


Чтобы получить большинство кисломолочных продуктов в молоко надо добавить закваску. Обычно это - уже полученный исходный продукт. То есть, если нужен йогурт – надо добавить в молоко ложку йогурта. Ацидофилин же приготовит афидофильная палочка, содержащаяся в то же ацидофилине. Причем в некоторых случаях, чем старше закваска и бактерии, живущие в ней, тем лучше получается кисломолочный продукт. Поэтому закваску лучше всего брать у соседей или друзей. Хотя можно и купить, некоторые магазины и фирмы, которые делают кисломолочку, продают закваски для йогуртов, кефира и остальных кисломолочных продуктов.

Надо отметить, что огромное семейство кисломолочных продуктов делится на две большие семьи: продукты молочнокислого брожения и продукты брожения смешанного (молочнокислого и спиртового). Последние получаются благодаря добавлению в молоко еще и специальных молочных дрожжей. К ним относится кефир и кумыс.

БУКРЕЕВА СВЕТЛАНА ГЕОРГИЕВНА

В своей работе ученик доказал, что различные молочные продукты можно получить и в домашник условиях.

ВложениеРазмер
nauchno_issledovatelskaya_rabota_na_temu.doc 40 КБ
prezentatsiya_konferentsiya_2015g._chesnokov.pptx 2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Из водицы белой

Всё, что хочешь, делай.

Масло в нашу кашу,

Сливки в простоквашу,

Творожок на пирожок.

Ешь да пей, гостям налей

И коту не пожалей.

В нашем классе многие ребята ухаживают за домашними животными. Есть у них и собаки, и кошки, и морские свинки. А я целое лето провёл у бабушки в деревне и ухаживал за коровой. Как нам всем известно - корова даёт нам молоко. Молоко - один из важнейших продуктов питания человека. Молоко – самый первый продукт, который пробует в своей жизни человек. Это единственный продукт питания в первые месяцы жизни. Молоко пили ещё в глубокой древности, о чём свидетельствуют найденные при раскопах в пещерах сосуды для молока. Молоко - настоящий эликсир роста, который придумала сама природа. Молоко – признанный чемпион по разнообразию

производимых из него продуктов и блюд. Со временем люди научились использовать молоко для изготовления кефира, простокваши, кумыса, сыворотки, сметаны, творога, сливок, сырков, йогуртов, сыра, сухого молока, сгущенки, шоколада, мороженого. Узнав, этот факт я решил вместе с бабушкой в домашних условиях приготовить некоторые молочные продукты из коровьего молока: сливки, сметану, творог, кефир, масло. Для этого понадобилось решить следующие задачи:

  • Получить продукты из свежего молока
  • Произвести из одного молочного продукта другой
  • Посмотреть весь процесс приготовления
  • Узнать какие ещё продукты можно получить из цельного, кислого и пастеризованного молока

А вот методами исследования будут служить: изучение литературы, эксперименты, наблюдение.

Изготовление молочных продуктов.

Но для того чтобы заняться непосредственно экспериментами мне нужно

было получить молоко, то есть подоить корову.

После этого увлекательного процесса я собрал аппарат для сепарирования.

Сепаратор используется для разделения молока на составляющие.

После чего, налив в молочную посуду сепаратора тёплое (обязательно. ) молоко и включив его в сеть, увидел, что по одной трубке полилась более густая жидкость нежели, чем по другой.

Вот таким способом я получил сливки и обезжиренное молоко.

Сливки – это большая часть содержащихся в молоке жиров. Их можно употреблять отдельно, добавлять в кофе и чай, и готовить с ними разные вкусные блюда.

Если их поставить в холод и дать им скиснуть, то мы получим сметану. Что я и сделал. Польза сметаны в том, что она содержит бесчисленное множество полезных веществ, причем употреблять ее можно с каким-либо продуктом, блюдом или в качестве сытной еды.

Еще наши предки с удовольствием употребляли в пищу этот продукт. Чтобы запастись полезными веществами и микроминералами, достаточно употребить 1-2 столовые ложки в день.

Сливочное масло можно приготовить из сливок или сметаны. Сливки или сметану непрерывно взбивать до получения зернистой массы. Затем эту массу собрать и тщательно промыть в холодной воде. Хорошо отжать и придать форму.

Обезжиренное молоко поставил на стол и стал наблюдать.

Молоко стало скисать и по прошествии нескольких дней в банке появился осадок из белых хлопьев - простокваша. А сверху появилась так называемая сыворотка. Простоквашу нужно вытрясти в кастрюлю. Кастрюлю поставить на небольшой огонь на 10 минут. Осторожными движениями помешивать содержимое кастрюли. Очень важно не перегреть простоквашу, иначе творог будет жёстким. Потом масса должна остыть и расслоиться на плотный слой творога сверху и сыворотку снизу. Кастрюлю или миску застелить сложенной в несколько слоёв марлей и вылить туда содержимое кастрюли.

Марлю завязать узлом и подвесить, поставив под неё емкость для стекания

сыворотки. Таким образом получили ещё один молочный продукт – творог.

Этот продукт получаются из пастеризованного молока. Пастеризованное молоко – свежее молоко, нагретое до 60-70 º С и выдержанное при этой температуре в течение получаса или более. Пастеризация нужна для уничтожения болезнетворных бактерий. Для приготовления кефира в охлаждённое пастеризованное молоко добавляют закваску и ставят на какое-то время в тёплое место. В качестве закваски для кефира используют кефирный грибок или в нашем случае сметану. Кефир отличатся от других молочных продуктов уникальным набором бактерий и грибков, входящих в его состав. Он широко применяется не только как ценный продукт питания, но и как медицинский и косметические препарат.

В домашних условиях из коровьего молока можно получить много вкусных и полезных продуктов, обогащённых кальцием, фосфором, витаминами и другими полезными элементами.

В ходе работы удалось осуществить поставленную цель:

Продемонстрировать, что в домашних условиях, не прибегая к сложным процедурам, можно получить такие молочные продукты как масло, сметану, сливки, творог, кефир. Причём один продукт может получиться из другого.

Таким образом, можно сказать так: употребляйте в пищу, молоко и молочные продукты и будете здоровы.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Из водицы белой Всё, что хочешь, делай. Масло в нашу кашу, Сливки в простоквашу, Творожок на пирожок. Ешь да пей, гостям налей И коту не пожалей.

Я выдвинул гипотезу , можно ли в домашних условиях приготовить некоторые молочные продукты из коровьего молока: сливки, сметану, творог, кефир, масло.

Я поставил перед собой задачи: Изучить литературу. Узнать, что такое молоко и какие продукты можно получить из цельного, кислого и пастеризованного молока. Посмотреть весь процесс приготовления Получить продукты из свежего молока Произвести из одного молочного продукта другой

Знаменитый врач Гиппократ называл молоко лекарством.

Коровье молоко содержит 87% воды , а также необходимую для человека ежедневную норму кальция, белка и витаминов А и В. В состав молока входят все необходимые пищевые вещества и витамины: жиры – 4%, белки – 3,5 %, углеводы – 4,7%.

Первым, кто увидел микрофлору кисломолочных продуктов, был француз Луи Пастер . Исследуя под микроскопом кислое молоко, Пастер обнаружил в нем очень маленькие "шарики" и "палочки".

Процесс пошел. Я дою молоко

Я собрал аппарат для сепарирования. Сепаратор используется для разделения молока на составляющие.

Т аким способом я получил сливки и обезжиренное молоко.

Мои с метана творог кефир

Вывод В ходе работы удалось в домашних условиях мне удалось получить сметану, творог, кефир.


Андрей Усачев. Как Дед Мороз сделал себе помощников (из книги "Школа снеговиков")

Читайте также: