Сообщение о таврах и скифах

Обновлено: 05.07.2024

Таврские каменные ящики (реконструкция С. Мульда)

Читая произведения античных писателей, образованные люди России и других европейских государств начиная с конца XVIII в. стремились отыскать в горном Крыму следы жизни тавров. И они были найдены. На Главной гряде Крымских гор, а также на Южном берегу Крыма удалось открыть древние кладбища (могильники), состоящие из каменных ящиков длиной около 1,5 м, шириной и высотой около 1 м. Они представляли собой конструкцию из поставленных на ребро двух длинных и двух коротких плит, перекрытых еще одной плитой сверху. Кроме могильника Мал-Муз в Байдарской долине, все остальные горнокрымские памятники, а их порядка шестидесяти, разрушены и ограблены.

Бронзовые украшения и наконечники стрел из таврских погребений

Каменные ящики использовались как коллективные семейные усыпальницы, куда умерших укладывали в скорченном положении на боку до тех пор, пока ящик не наполнялся доверху. После этого его освобождали от костей, оставляя лишь черепа (в одном ящике Мал-Муза их зафиксировано 68) и продолжали хоронить дальше. Вместе с умершим в могилу помещали разнообразные бронзовые украшения: нашивные бляшки, кольца, перстни, серьги, браслеты и нашейные гривны, а также бусы и раковины каури, привезенные из далеких южных морей. Значительно реже в каменных ящиках находят оружие и детали конской упряжи. Это бронзовые наконечники стрел, а также железные мечи-акинаки и удила, точно такие же, какими пользовались степняки-скифы.

По погребальному инвентарю все эти могильники датируются VI—V вв. до н.э., как раз тем временем, когда, согласно Геродоту, здесь обитали тавры. — Однако, если места, где тавры совершали захоронения, известны, то где же жили свирепые горцы? На сегодняшний день в горном Крыму обнаружено всего одно связываемое с таврами поселение, которое расположено на горе Кошка у Симеиза. Его площадь составляет 1,5 га, на которых сохранились остатки небольших каменных домов. Редкость долговременных поселений в горной зоне, видимо, свидетельствует о достаточно подвижном образе жизни тавров, занимавшихся скотоводством, что хорошо согласуется с замечанием древних об их любви к кочевой жизни в горах. Какая-то часть тавров, очевидно, добывала средства к существованию разбоем, грабежами и пиратством. Последнее обстоятельство, кстати, породило неразрешимую до сих пор загадку. Куда подевались награбленные таврами ценности? Ведь именно ради них тавры нападали на греческие корабли, но из всех предметов античного производства в таврских погребениях представлены только стеклянные бусы, рисковать ради которых вряд ли стоило.

Подобные поселения впоследствии были открыты по всей предгорной полосе от Севастополя до Феодосии. Лучше всего исследованы поселения Кизил-Коба, Симферопольское, Ашлама-Дере, Уч-Баш, Инкерманское. Часть этих поселений была застроена полуземлянками и небольшими наземными жилищами каркасно-столбовой конструкции с глинобитными стенами. Рядом с постройками располагались многочисленные (до 100) хозяйственные ямы, предназначенные для хранения продовольственных припасов и сброса бытовых отходов. По редким костяным и бронзовым наконечникам стрел, предметам конской сбруи и украшениям, а также по единичным образцам греческой гончарной посуды кизил-кобинская культура датируется VIII — началом III вв. до н.э.

Обнаружив поселения, археологи стали искать могильники, на которых жители этих населенных пунктов хоронили своих умерших. Поиск увенчался успехом. Они были найдены рядом с поселениями, причем эти могильники, так же как и в горах, представляли собой скопления каменных ящиков. В отличие от горнокрымских таврских, каменные ящики предгории не столь монументальны, их стенки состоят не из одной цельной плиты, а сложены из нескольких камней, а число погребенных в них колеблется от 1 до 23, чаще всего — 2—4. В кизил-кобинских могилах представлена такая же, как и на поселениях, посуда, оружие и конская узда киммерийского и скифского облика, а также бронзовые украшения, подобные тем, что известны в горах и на Южном берегу.

Материалы раскопок позволили сделать вывод, что население, оставившее кизил-кобинскую культуру, являлось оседлыми земледельцами, пастухами и собирателями, что подтверждается находками зерен пшеницы, ячменя, фасоли и гороха, а также огромного количества костей коз, овец, коров и свиней. Вспомогательную роль в их хозяйстве играла охота, а в приморских районах — рыбная ловля и сбор съедобных моллюсков.

С открытием кизил-кобинской культуры возникла необходимость выяснить ее этническую принадлежность и соотношение с таврской культурой. Первым кизил-кобинскую культуру с историческими таврами связал Г.А. Бонч-Осмоловский. Действительно, по такому показателю как использование для захоронений каменных ящиков и по найденному в них инвентарю могильники предгорного и горного Крыма очень похожи. Далее, в письменных источниках V—II вв. до н.э. среди обитателей этой части полуострова не названы никакие другие народы, кроме тавров, а своих соседей-варваров греки знали очень хорошо.

Фрагмент и реконструкция сосуда из поселения Кизил-Коба

Однако, имеются основания считать, что кизил-кобинская культура не имеет отношения к таврам и оставлена другим народом, название которого не сохранилось. Так, кизил-кобинцы занимали предгорья, а тавры горы, при этом, в предгорьях преобладают поселения, существовавшие с VIII по III вв. до н.э., а в горах — могильники, функционировавшие в VI—V вв. до н.э. Кизил-кобинцы были пастухами и земледельцами, тогда как тавры — кочевниками, грабителями и пиратами.

При сохраняющейся спорности вопроса, большинство ученых считает, что и кизил-кобинская, и таврская культуры принадлежат таврам. Имеющиеся несоответствия в особенностях экономики, образе жизни и культуре населения гор и предгорий обусловлены различной природно-географической средой обитания, а отличия во времени бытования кизил-кобинской и таврской культур объясняется тем, что по невыясненным пока причинам в VI в. до н.э. часть тавров переселилась из предгорий на Главную гряду и Южный берег Крыма, а в IV в. до н.э. произошла их обратная миграция.

Значительно более тесные отношения установились между таврами и появившимися в Крыму скифами, нередко сопровождавшиеся смешанными браками между представителями двух народов. Об этом говорят парные подкурганные погребения, в которых мужчина-воин со скифским оружием лежит вытянуто на спине, а рядом с ним скорченно на боку лежит женщина с таврскими украшениями и посудой.

О религиозных представлениях тавров, кроме упоминавшегося культа богини Девы, известно не много и судить об этом можно по находкам в некоторых крымских пещерах. В пещере Ени-Сала II стоял сталагмит, увенчанный рогатым черепом козла, вокруг которого были разбросаны обломки кизил-кобинских сосудов. В одном из залов пещеры МАИ, где также найдена таврская керамика, обнаружено изображение человеческого лица с крестом над ним, который, как считается, символизирует солнце. Поскольку сырые, холодные и темные пещеры мало пригодны для жилья, ученые полагают, что это таврские святилища, где отправлялись земледельческо-скотоводческие культы. С культом плодородия связаны примитивные глиняные фигурки людей и животных, обнаруженные в хозяйственных ямах поселения Шпиль.

Древние греки называли Крым Тавридой, и название это произошло от наименования местного народа, что прозвался таврами. Даже сегодня этот народ по-прежнему остаётся загадкой для исследователей, вызывая немало учёных споров.

Одни считают, что они были коренными жителями полуострова, другие утверждают, что тавры пришли с Кавказа, а некоторые и вовсе склоняются к тому, что их потомками стали нынешние крымские татары. Археологи же постоянно находят захоронения тавров, что постепенно приоткрывают завесу тайны. Что же мы знаем об этом народе? Как он появился и куда исчезли древние жители Крыма?

Тавры – народ с загадками

Я не преувеличу, называв тавров народом-тайной. Да, с этим племенем связано множество гипотез и версий историков, однако ни одна из них не доказана. В первую очередь, интерес у любителей загадок вызывает происхождение народа.

Как ни странно, но долгие десятилетия изучения культуры тавров и всевозможных упоминаний о них не дали ответа на вопрос о том, кем были их предки. Немало учёных считает, что тавры могли сформироваться как коренной народ Крыма, а их предками стали местные племена, культуры которых слились в общую, дав начало новой народности.

Историк С. Жебелев предполагает, что тавры могли быть потомками киммерийцев, что были разбиты скифами. Побеждённый народ исчез, однако сохранились отголоски его культуры и верований в последующих поколениях.

Киммерийцы возможные предки тавров

Киммерийцы – возможные предки тавров

Правда, изначально приём был не слишком гостеприимным, но впоследствии с таврами удалось наладить отношения. Когда мореплаватели Греции стали чаще бывать в этих краях, местность получила название Тавриды. Интересно, что даже с греческой интерпретацией названия трактовка его у всех исследователей разная.

Не исключено, что тавры получили своё наименование от слова “тавр”, используемого по отношению к диким быкам. Но, на мой взгляд, греки могли неверно истолковать услышанное ими слово, произнесённое на таврском языке.

Древнегреческие историки и римские авторы создали образ устрашающих морских грабителей, страшных “дикарей”, которыми считали тавров. Несмотря на это, у тавров была своя духовная культура, обычаи и верования. Их можно назвать жестокими, но дикими – никогда.

Тавров часто называют пиратами Крыма, и это вполне оправданно. Этот народ был грозой чужестранцев, что попадали в кораблекрушение или подходили слишком близко к южным берегам Тавриды.

У тавров не было письменности, что и создаёт много сложностей современным учёным. Нельзя точно утверждать, был ли Крым изначально родиной этого народа или же тавры являлись мигрантами из соседних регионов.

Основное предположение историков основывается на том, что тавры принадлежали к одному из индоевропейских племён. Археологами были обнаружены записи неизвестного древнегреческого автора, где значится, что язык тавров напоминал аланский, а значит, этот народ мог иметь немало общего с кавказскими племенами.

Тавры – гроза Чёрного моря

Первые упоминания о таврах можно встретить у Геродота. Хочу обратить внимание, что историк Древней Греции крайне потрясён обычаями и нравами этого народа. Он описывает жертвоприношения и обряды тавров.

Например, в одном из упоминаний о Тавриде Геродот рассказывает, что тавры отправляются в морские путешествия, захватывают пленников, после чего приносят их в жертву Деве. Эллины, потерпевшие кораблекрушение, не могли спастись от тавров, ведь те приносили их жизни в качестве дара своей богине. Головы пленных насаживали на кол, а тела предавали земле. Священной Девой, которую так почитали тавры, была Ифигения, дочь мифического царя Агамемнона.

Монета Херсонеса 390-370 год до н. э. Дихалк Дева (Артемида) с ланью, бык на палице.

Монета Херсонеса, 390-370 год до н. э.
Дихалк с изображением Девы (Артемида) с ланью, и быком на палице.

“Живут награбленной добычей и войной”.

Геродот о таврах

Я не сомневаюсь, что у вас уже сформировался определённый мысленный образ древних тавров. Да, они вели жизнь типичных пиратов, что существовали за счёт набегов на соседние регионы, грабежа проходящих мимо кораблей, войн с другими племенами. Без сомнения, тавры отличались и силой, и мастерством, ведь греки считали их серьёзными и очень опасными противниками.

Позднее уже римский историк Тацит в своих работах указывает что несколько кораблей римлян были разграблены таврами. Аммиан Марцеллин указывал, что таврский народ состоял из трёх основных племён, что использовали разбой для выживания, а на своей родине считались могущественными общинами.

Жестокость и культура тавров

Когда же тавры появились на крымских землях? Находки археологов говорят, что произошло это немногим ранее I тысячелетия до нашей эры. Постепенно разрастаясь, поселения народа стали занимать практически всё южное побережье. Жилища тавров представляли собой укреплённые каменные дома в горной местности. Часто селения окружали оборонительные сооружения (пример этого – каменная стена, простиравшаяся у мыса Эклизи-Бурун). Именно в горной части полуострова произошло формирование тавров как народа.

Древнегреческий историк Геродот отмечает, что это племя было немногим из тех, кто не стал помогать скифам в борьбе с персами. Уже один этот факт указывает на то, что тавры не подчинялись воинственным кочевникам, совершенно не боясь отказать им.

Более поздние сведения о таврах встречаются у римлян. Несмотря на то, что граждане Римской империи чувствовали себя мировыми властителями, и они не скрывали внутреннего содрогания при упоминании о таврах.

Страбон в своих работах рассказывает о чудовищно жестоких бандитах, которые убивали людей и грабили корабли в районе Херсонеса. Аммиан Марцеллин, повествуя о римском обществе, говорит, что простолюдины устрашают своими криками, словно племя тавров. Этот воинственный народ Крыма и правда наводил ужас на всемогущих греков и римлян.

Мыс Элли-Бурун Крым

Мыс Элли-Бурун, Крым

Несмотря на свою жестокие обычаи, тавры прославились культурой, которую создали в далёкой древности. Так, в VIII веке до нашей эры эпоха расцвета приходится на развитие Кизил-Кобинской культуры. Своё название она получила от одноимённой пещеры, где были обнаружены многие ценные вещи тавров.

Интересно, что даже в период масштабного использования изделий из металла, кизил-кобинские тавры продолжали пользоваться каменными орудиями. К тому моменту народ научился строить землянки и полуземлянки, в которых и жили многочисленные семьи. Для собранного урожая зерна люди делали специальные ямы. В таких хозяйственных углублениях продукт мог храниться всю зиму.

Находки археологов

Если соседи тавров, скифы, хоронили умерших в курганах, сжигая тело в прах, то народ Крыма имел совершенно иные традиции. Археологи нашли немало каменных плит, которые являлись местом погребения.

В горных регионах Южного берега Крыма археологи не раз находили так называемые “таврские ящики”, что представляют собой каменные гробницы. Без сомнения, они принадлежали таврам, а относятся к VI-V векам до нашей эры. Чаще всего “ящики” из камня использовали для захоронения нескольких людей, поскольку они имели немалую вместимость.

Тавры хоронили умерших в скорченном положении, укладывая на бок. Если гробниц было немного, и требовались новые места в них, кости людей убирали, оставляя одни черепа. Например, каменные ящики Мал-Муза открыли археологам целых 68 черепов.

Гора Кошка - Таврские дольмены

Гора Кошка – Таврские дольмены

Могилы тавров оказались настоящим сокровищем для исследователей древней истории. В отличие от скифов, что “одаривали” своих покойников золотыми украшениями и предметами быта, в таврских захоронениях присутствует очень бедный инвентарь. В них находят всевозможные металлические (чаще всего бронзовые) украшения, бляшки, бусы, наконечники для стрел, конную сбрую.

Интересно, что во многом культура тавров напоминает традиции некоторых племён Северного Кавказа. На мой взгляд, это говорит о том, что народ Крыма отличался этнической неоднородностью. Вероятно, жители Кавказа стали основой нового народа, когда тавры лишь начали своё формирование.

Мал-Муза Репников Н.И. Каменные ящики Байдарской долины Известия Императорской Археологической Комиссии ,1909 год

Мал-Муз, каменные ящики Байдарской долины / © Известия Императорской Археологической Комиссии, 1909 год

Что случилось с таврами?

Наверняка вы задались вопросом: куда же исчезли тавры? Увы, время не пощадило даже этот своенравный народ. Несмотря на свою жестокость, тавры не могли противостоять огромным племенам скифов. Уже в I веке нашей эры о крымских племенах не встречается и малейшего упоминания.

Последнее упоминание о таврах датируется III веком до нашей эры, но что же случилось с этим народом позднее? Наиболее достоверным ответом на этот вопрос мне кажется общепринятая гипотеза историков.

Тавры не погибли и не были истреблены. Напротив, они продолжали существовать. С появлением в Крыму греческих городов, вероятно, многие представители таврского народа отправились туда в поисках лучшей жизни. Конечно, в крупных поселениях выживать было проще, а пиратские навыки уже не нужны. Тем не менее, именно это и стало причиной исчезновения тавров как народа.

Постепенно смешавшись с другими местными племенами, греками, обосновавшимися на покорённых землях, тавры забыли свою культуру и язык. Они стали предками новых народностей, но сами не смогли устоять перед силой времени.

Тавры были народом, которого остерегались даже представители могущественных древних держав, греки и римляне. Это были суровые люди, промышлявшие разбоем, морские пираты, чья жизнь была наполнена кровопролитными стычками и войнами. Тем не менее, в истории тавров немало притягательных загадок и открытий, что нам только предстоит сделать.

Но кем же были настоящие тавры? Они не имели своей письменности. Не осталось ни глиняных табличек, ни папирусов, на которых можно было прочитать их подлинную, рассказанную ими самими историю. Узнать ее можно из многочисленных памяток, оставшихся после них на земле полуострова. Кроме того, есть рассказы древнегреческих авторов и свидетельства археологических раскопок.

Откуда взялись тавры

Археологи сравнивают утварь тавров, их особые погребальные конструкции – каменные ящики, в которых они хоронили своих покойников, – с подобными предметами людей культуры, названной в честь Красной пещеры кизил-кобинской. Большое сходство в обычаях, характерной керамике, бронзовых украшениях и других предметах позволяет утверждать, что оседлые земледельцы кизилкобинцы и кочевые скотоводы тавры, расселившиеся по всему Крыму, представляют собой один народ. Сейчас можно поехать в Симферопольский район и посетить Красную пещеру (Кизил-Кобу), расположенную на Долгоруковской яйле.

Красная пещера

Можно послушать в ней увлекательную экскурсию, увидеть удивительные природные красоты и памятки, оставленные древним народом, который когда-то жил здесь. Они были найдены в самой пещере и поблизости на Туфовой площадке. Оттуда тавры, занимавшиеся пастушеским скотоводством, распространились по всему полуострову. Ученые даже говорят о последующем возвращении части кочевого народа обратно к Красной пещере и возврате их к земледелию. Другая, менее популярная, версия происхождения древнего народа, опираясь на все те же погребальные каменные ящики, объявляет их выходцами с Кавказа, родственниками аланов и скифов.

Интересно! Сами тавры и их предки, представители кизил-кобинской культуры, жили только в Крыму. Это отличает их от всех остальных народов, живших ранее или живущих сейчас на полуострове.

Чем занимались древние крымчане

Археологические находки доказывают, что среди их занятий были земледелие и животноводство. Они ткали шерстяные и растительные ткани. Особенный способ разведения садов – чаирное садоводство, –придуманный ими, успешно используется в Крыму до сих пор. Тавры, переселившиеся на морское побережье, ловили рыбу. И, как хором утверждают многочисленные греческие авторы, занимались пиратством.

горы

Что говорили о таврах древнегреческие авторы

Рассказы были самые ужасные. Речь шла о диких нравах, ужасающей злобности, свирепости и кровожадных ритуалах. О том, что захваченных в плен эллинов приносили в жертву Деве. О страшных пиратских бандах, собиравшихся в извилистой бухте Символон (Балаклава) и грабивших проходящие корабли. Но всегда ли все было так страшно на самом деле? Конечно, тавры едва ли были рады заносчивым грекам, явившимся колонизировать те земли, на которых они издревле жили.

Кроме того, те же античные авторы пишут о том, что тавры не только воевали и разбойничали, но и мирно соседствовали с прибрежными греческими полисами. На территории занимавшего часть Крыма Боспорского царства были не единожды найдены надгробия, сообщающие о том, что похороненный был тавром. Греческий полис Херсонес даже перенял от этого народа поклонение Деве, правда, без сопутствовавших ему кровавых жертвоприношений. К тому же тавры настолько мирно сосуществовали со скифами, что те же греки со временем стали называть результат смешения этих народов тавроскифами или скифотаврами.

ящики

Где в Крыму найти памятки древнего народа

В Красной пещере можно посмотреть основанную на археологических данных реконструкцию святилища тавров. Еще одна из самых известных достопримечательностей – длинная Таврская лестница. Она вырублена в скалистом склоне горы Караул-Оба, которая расположена неподалеку от поселка Новый Свет. Название горы подсказывает, что многим народам она служила дозорным постом.

На горе Кошка, расположенной неподалеку от Симеиза, раскинулся большой таврский некрополь – около 50 погребальных ящиков. Многочисленные гроты эффектной Белой скалы служили древнему народу пристанищем. Окрестности современного Севастополя тоже были облюбованы ими. Мекензиевы горы стоит посетить не только ради героической истории обороны прославленного города, но и ради таврских памяток – ящиков и остатков святилища.

В район Фиолента едут, чтобы найти грот Дианы, над которым возвышался древний храм Девы. Тот самый, в котором приносили в жертву захваченных греческих моряков. В селе Родниковое в Байдарской долине можно увидеть скельские менгиры. Время их установки – приблизительно начало 2-го тысячелетия до н. э. Неизвестно, кем именно они были установлены, есть предположение, что они занимали важное место в верованиях тавров.

Тавры в Крыму

Интересно! Почти квадратные погребальные ящики составлялись из 4 крупных каменных пластин, которые ставились на ребро, они исполняли роль стенок. Еще одной пластиной сооружение накрывалось сверху. Видимо, они служили семейными усыпальницами. Умерших чаще всего хоронили в согнутой позе эмбриона. Вместе с ними в могилу клали оружие. Это были мечи из железа, кинжалы, подобные скифским образцам, стрелы и др. В погребениях находят разнообразные образцы посуды. В основном характерные кизилкобинские лощеные сосуды с врезным орнаментом, позже там появляется скифская и греческая посуда. Часто находили бронзовые украшения, характерные для тавров. То, как выглядят некоторые из предметов в погребениях, доказывает, что торговые контакты тавров и скифов были очень тесными. Когда место в ящике заканчивалось, из него изымали кости. Там оставались лишь черепа. В одном из таких склепов в Байдарской долине были найдены сразу 68 черепов.

Куда исчезли грозные воинственные тавры

Ни на Южном берегу, ни в Крымских горах никто не находит таврских памятников, которые можно было бы датировать после IV века до н. э. После III века до н. э. затухает история горной кизил-кобинской культуры. По свидетельству большинства ученых, древний народ просто растворился в народах новых, приходивших на полуостров. Он смешался со скифами и эллинами. Нашествие готов в III веке новой эры смело позднескифские города, частью которых были ассимилировавшиеся тавры.

Крымский полуостров издавна остается перекрестком разных народов, местом смешения национальностей, культур, рас и языков. Примером тому могут быть и тавры, жившие здесь в глубокой древности, история их соседства с другими народами и растворения в них. Стоит приехать в Крым хотя бы для того, чтобы пройти дорогами уникального древнего народа, прикоснуться к его культуре и истории, увидеть уцелевшие памятки его существования на Крымской земле.

К VIII в. до н. э. в предгорном Крыму сформировался новый этнос, который эллины позднее назвали таврами.

Тавры

Археологические памятники тавров открыты на Главной гряде Крымских гор и на Южном Берегу.

Тавры

Среди них только одно поселение. Оно расположено на горе Кошка близ Симеиза и было застроено маленькими каменными домиками.

Зато известно множество могильников. Они состояли из так называемых каменных ящиков. Классическое таврское погребальное сооружение создавалось из четырех вкопанных в землю плит, образующих стены. Сверху его покрывали пятой плитой. Каменный ящик в длину редко превышал 1,5 м, а в высоту и ширину — 1,0 м (рис. 37). Правда, известны отдельные экземпляры гораздо больших размеров. Практически все таврские могильники разграблены (единственное исключение — могильник Мал-Муз в Байдарской долине), но, судя по сохранившимся останкам, каждый каменный ящик использовался для многократных погребений. Умерших уклады вали в скорченном положении на боку до тех пор, пока каменный ящик не заполнялся. Тогда его очищали от костей, оставляя лишь черепа как символы предыдущих погре­бенных, и продолжали хоронить. В одном из каменных ящиков Мал-Муза обнаружено 68 черепов.

Тавры

Таврские каменные ящики, (Реконструкция С. А. Мульда)

Вместе с погребенными хоронили различные вещи. Короткие мечк-акинаки, бронзовые наконечники стрел и железные удила ничем не отличались от тех, что делали жившие в это время в степи скифы. Особенно многочисленны и разнообразны бронзо­вые украшения: кольца, браслеты, височные подвески, гривны, нашивавшиеся на одежду бляшки. В качестве украшений ис­пользовали также стеклянные бусы, которые, конечно, покупа­ли или отбирали у греков и раковины каури, привезенные из далеких южных морей.

Тавры

Все могильники датируются VI-V вв. до н. э. Поскольку именно в это время и именно в этом ареале, согласно сведени­ям античных письменных источников, жили тавры, не прихо­дится сомневаться в этнической принадлежности погребенных в каменных ящиках.

Тавры

Знаменитый римский поэт Овидий в конце I в. до н. э. был сослан императором Августом на западный берег Черного моря, в город Томы. Вдали от Родины, в глуши он страдал от одино­чества и отправлял в Рим стихотворные письма. В одном из них Овидий описал встречу со стариком, родившимся в Таврике, ко­торый рассказал поэту следующее:

«Там и по нынешний день есть храм, и четырежды десять

К мощным колоннам его в гору ступеней ведут.

Здесь, повествует молва, небесный кумир находился;

Цело подножье его, хоть и пустое, стоит

Камень алтарный, что был по природе своей белоснежным,

Красным от крови людей сделался, цвет изменив.

Женщина правит обряд, не знавшая факелов брачных;

Выше скифских подруг знатностью рода она.

Нашими предками был такой установлен обычай:

(перевод 3. Морозкиной).

Храм богини Девы, которая в сознании эллинов часто представала в образе их собственной богини Артемиды, издавна волновал знатоков античной литературы. Многие археологи и любители древностей стара­лись отыскать его руины. Даже А. С. Пушкин, увидев средневековый Ге­оргиевский монастырь на мысе Фиолент, не удержался:

С легкостью отбрасывать сомнения свойственно поэтам, но не ученым, которым остается лишь с сожалением констатировать, что остатки хра­ма Девы не найдены до сих пор.

Тавры

Суммируя сказанное выше, можно заключить, что таврами древние греки называли племена, населявшие в VI-V вв. до н. э. Крымские горы. Они, если судить по археологическим дан­ным, занимались скотоводством и, если верить сведениям ан­тичных авторов, пиратством.

Кстати говоря, сопоставление письменных и археологических источников порождает не разрешимую до сих пор загадку. Куда подевались вещи, добытые пиратами-таврами? Ведь именно ради античных ценностей они должны были рисковать жизнью, нападая на корабли эллинов. Между тем единственная катего­рия вещей античного производства, найденная в могильниках из каменных ящиков — это стеклянные бусы, из-за которых рисковать, конечно, не стоило.

В IV в. до н. э. по неизвестным причинам тавры с гор пере­селились в предгорные районы, где с VIII в. до н. э. жили их соплеменники. В предгорном Крыму, между Севастополем и Феодосией, открыто множество памятников, оставленной тав­рами, кизил-кобинской культуры (рис. 36). Среди лучше дру­гих исследованных поселений можно назвать Уч-Баш (близ Се­вастополя), Инкерманское, Балаклавское, Ашлама-Дере (непо­далеку от Бахчисарая), Кизил-Кобу (от расположенной рядом с этим поселением пещеры получила название археологическая культура), Симферопольское, Шпиль (в истоках реки Малый Салгир, у с. Дружное). Все поселения неукрепленные. Они были застроены небольшими полуземлянками и наземными домами, стены которых состояли из обмазанного глиной плетня на бре­венчатом каркасе. Рядом с постройками находились многочис­ленные хозяйственные ямы, служившие для хранения припа­сов. Кизил-кобинская культура выглядит довольно архаично. В то время, когда были широко распространены железные из­делия, все еще использовались каменные топоры и кремневые орудия, подобные тем, что применялись в эпоху неолита. При раскопках изредка находят бронзовые украшения и наконечни­ки стрел, совершенно аналогичные обнаруженным в таврских каменных ящиках. Культурные слои поселений, заполнения жилищ и хозяйственных ям насыщены тысячами обломков вылепленных от руки сосудов. Среди них крупные корчаги, горшки разных типов, чаши, кубки, черпаки с ручками, высоко поднятыми над венчиком, дуршлаги или цедилки, стенки и донья которых имеют множество сквозных отверстий. Особен­но специфичны для кизил-кобинской культуры сосуды с тща­тельно заглаженной или, как говорят археологи, залощенной, до блеска поверхностью, которая после обжига ста­новится, чаще всего, чер­ной, а иногда красной или коричневой. По еще сырой глине острой палочкой или специальным штам­пом наносили орнамент и заполняли его белой пас­той. В результате получа­лись весьма колоритные изделия, на темной блес­тящей поверхности кото­рых ярко выделялись бе­лые узоры.

Тавры

Из кости делали иголки и другие, довольно примитивные, орудия, из обожженной глины и, реже, камня — специальные грузики-пряслица, одевавшиеся на веретена.

Могильники во многих случаях расположены рядом с посе­лениями. Они состоят из менее монументальных, чем южнобе­режные, каменных ящиков, часто окруженных кромлехами. Иногда погребения совершались в ямах, перекрытых каменны­ми вымостками. Над некоторыми погребальными сооружения­ми насыпаны невысокие курганы. В могилах находят останки от нескольких десятков до 2-3 погребенных. Они расположены в вытянутом на спине или скорченном на боку положениях. Вместе с умершими в могилу опускали сосуды тех же типов, что находят при раскопках поселений, доскифского (киммерий­ского) или скифского облика оружие и конскую сбрую, разно­образные бронзовые украшения, подобные обнаруженным в южнобережных каменных ящиках.

Не вызывает особых сомнений то, что люди, оставившие кизил-кобинскую культуру занимались земледелием и ското­водством. Об этом неопровержимо свидетельствуют сделанные при раскопках поселений находки многих тысяч костей до­машних животных, а также зерен пшеницы, ячменя, фасоли и гороха. В стаде преобладали овцы и козы, кроме того разво­дили коров и, в меньшем количестве, свиней. Во многих гор­ных и предгорных гротах найдены обломки кизил-кобинских сосудов. Полагают, что в этих местах из года в год останавли­вались пастухи-тавры, перегонявшие скот весной на горные пастбища, а осенью — обратно в долины. Жители прибрежных поселений ловили рыбу и собирали съедобных морских мол­люсков.

Тавры

Тавры

Контактировали тавры и со своими северными соседями скифами. В нескольких степных подкурганных погребениях вместе со скифскими вещами найдены характерные для тавров кремневые изделия и лощеная посуда с врезным орнаментом. В двух случаях зафиксированы парные — мужское и женс­кое — захоронения. При этом мужчины по скифскому обычаю были положены на спину, а женщины — на бок в скорченном положении, как это было принято у тавров, и в сопровождении типичных кизил-кобинских сосудов.

Тавры

О религиозных представлениях тавров, кроме упоминавше­гося уже культа Девы, сказать можно немногое. Интересные в этом смысле находки были сделаны в некоторых крымских пещерах. В пещере Ени-Сала II стоял сталагмит, увенчанный черепом животного. Неподалеку от него обнаружены другие кости животных и, в большом числе, обломки кизил-кобинских сосудов. Пещера МАЛ состоит из двух, расположенных один над другим, залов. Они соединены узким колодцем. Снаружи есть вход только в верхний зал, так что нижний не доступен без специального альпинистского снаряжения. На стене верхнего зала высечены изображения человеческого лица и, над ним, креста. (Не следует думать, что крест это только христианский символ. Такие изображения известны с глубокой древности, по крайней мере с эпохи бронзы. Чаще всего они символизирова­ли солнце). В обоих залах найдены обломки кизил-кобинских сосудов и кости животных, причем в нижний зал они могли попасть только будучи сброшенными сверху в колодец. Сырые, холодные, расположенные в труднодоступных местах пещеры нельзя использовать в хозяйственных целях. Поэтому полага­ют, что в них существовали святилища, скорее всего скотовод­ческого культа, где животных, а также их жир, кровь и моло­ко, которыми были наполнены сосуды, приносили в жертву богам.

Кроме скотоводства тавры, как уже говорилось, занимались выращиванием различных сельскохозяйственных культур. Поэтому не удивительно, что в их среде были распространены различные земледельческие культы. В Кизил-Кобе найден об­ломок сосуда с уникальным орнаментом. На нем изображено солнце, ломаные линии и точки.

Тавры

Ученые единогласно связывают этот орнамент с заботами древних о плодородии земли. Точки, по всей вероятности, означают дождь, ломаные линии — змей, у многих народов символизировавших земные и подземные силы. Общий смысл изображения, вероятно, можно описать следующим образом: солнечные лучи и капли дождя оплодотворяют землю, которая должна принести бога­тый урожай.

При раскопках поселения Шпиль обнаружены примитивные скульптурки людей и животных, сделанные из слабообожженной глины.

Тавры

Все глиняные предметы очень хрупкие, их бытовое применение невозможно, поэтому не вызывает сомнения то, что они использовались в культовых целях. Подобные изделия обнаружены во многих пунктах за пределами Крыма. Обычно их находят рядом с очагами, под ними, в них самих или в очажной золе, которую преднамеренно ссыпали в одно место. У разных народов очаг считался культовым центром дома, местом, где совершались обряды с жертвоприношениями. Вероятно, подобные представления существовали и у тавров. В то же время, нельзя не отметить, что интересующие нас сей­час поделки найдены на поселениях людей, основу хозяйства которых составляло земледелие. Степные кочевые народы по­добных вещей не делали. Поэтому нельзя исключить, что гли­няные статуэтки имели отношение к культу плодородия, в пер­вую очередь, земли.

Тавры

Херсонеситы и боспоряне должны были хорошо знать сво­их соседей, с которыми приходилось воевать. Следовательно, тавры, как и раньше, жили неподалеку от античных городов в первые два века нашей эры.

Тавры

В заключение скажем несколько слов о происхождении на­званий тавры и Таврика (так в древности именовали Крым­ский полуостров). По этому поводу высказано несколько гипо­тез. Из них две представляются наиболее вероятными.

Автор другой гипотезы обратила внимание на то, что Тав­ром греки и другие народы называли различные горы и гор­ные системы. Например, так с древности и до настоящего вре­мени именуется крупнейшая горная система в Малой Азии. Осваивавшие Крым греки могли, по аналогии с Малой Азией или другими местами, назвать Тавром Крымские горы. От гор получили свои имена живший в них народ — тавры и полу­остров, на котором они расположены — Таврика.

Тавры

Фото — вещи Таврской и Кизил-Кобинской культур из фондов Симферопольского краеведческого музея

Читайте также: