Сообщение о танке кв 2

Обновлено: 18.05.2024

История создания

История танка КВ-2 началась еще в середине 30-х годов, когда советские военачальники пришли к мнению, что Т-35 – тяжелая пятибашенная машина прорыва – уже не соответствует предъявляемым к нему требованиям. В первую очередь военных не устраивал его уровень защищенности. Поэтому в 1937 году специалистам харьковского завода № 183 было поставлено задание, создать новый тяжелый танк (массой до 60 т) с противоснарядным бронированием. Вскоре к работам были подключены и конструкторы ленинградского Кировского завода, которые имели за плечами опыт создания трехбашенного Т-28.

В конце 1938 года Комитету Обороны были представлены проекты двух тяжелых танков прорыва: СМК и Т-100. Однако представители обоих заводов заявили, что при сохранении трехбашенной схемы, уложиться в заданную массу 60 тонн они не смогут. Поэтому после обсуждения от второй башни решено было отказаться. При этом ленинградцы предложили параллельно начать разработку однобашенного тяжелого танка, который бы по своим основным характеристикам был аналогичен СМК.

Интересно В конце сентября 1939 года разработчики приступили к полигонным испытаниям, но уже 30 ноября началась советско-финская война. По решению руководства страны опытные машины КВ, СМК и Т-100 были отправлены на фронт, где они составили особую роту тяжелых танков.

Первые бои Зимней войны наглядно продемонстрировали эффективность тяжелого танка КВ, однако 76-мм пушки было недостаточно для поражения многих видов оборонительных вооружений. С помощью этого орудия можно было уничтожить деревоземляную пулеметную точку, но подавить бетонный ДОТ она не могла.

Советский тяжелый танк КВ-2

В январе 1940 года на Кировском заводе началось производство установочной партии КВ, первые четыре машины из которой должны были получить в качестве основного вооружения гаубицу калибра 152 мм. Предыдущий опыт эксплуатации орудия в полевой артиллерии показал ее достаточную мощь для уничтожения серьезных укреплений противника. Первоначально на танк планировали вооружить гаубичным орудием образца 1909/30 годов. Однако к 1940 году его характеристики уже были недостаточны, хотя эта пушка имела подходящие габариты для установки в башню танка.

Разработчики обратили свое внимание на гаубицу М-10, которая была принята на вооружение в 1938 году. Она имела отличные характеристики, но в башню стандартного КВ не влазила. Поэтому для нового штурмового танка была разработана новая башня, с большими размерами, но со старым диаметром погона. Это позволило не переделывать весь бронекорпус машины. Боекомплект орудия составлял 36 снарядов раздельного заряжания. Его установка производилась через специальную дверь в задней части башни.

Интересно Также по сравнению с базовой модификацией была немного изменена ходовая часть танка, на него был установлен новый более мощный дизельный двигатель В-2К (600 л. с.). Общая масса боевой машины составила 52 тонны. Кроме 152-мм пушки в состав ее вооружения входили еще три пулемета.

Уже 17 февраля первые два тяжелых танка прорыва со 152-мм орудиями были направлены на фронт, всего же в боевых действиях участвовало три КВ-2. Испытания в реальных боевых условиях показали, что новые машины практически неуязвимы для огня противотанковой артиллерии противника, но при этом имеют слишком слабый двигатель для своей массы.

Интересно После окончания Зимней войны испытания танка прорыва были продолжены. Они показали массу недоработок в конструкции машины. Неудовлетворительной была признана работа воздушного фильтра, системы охлаждения, трансмиссии, недостаточной – прочность катков и траков, кроме того, было обнаружено множество мелких дефектов. Эти замечания касались как конструкции танка прорыва КВ-2, так и базовой машины КВ-1.

Если в 1940 году Кировский завод выпустил чуть более 240 тяжелых танков, то план на 1941 год предусматривал производство 1 тыс. машин КВ-1 и КВ-2.

Описание конструкции

Тяжелый танк КВ-2 выполнен по классической для советской школы танкостроения схеме компоновки, с задним расположением двигателя и трансмиссии. Корпус танка сваривался из катаных броневых листов толщиной от 20 до 75 мм. Внутри танка КВ-2 находился экипаж, состоящий из шести человек. Первые КВ-2 несколько отличались формой башни от последующих серийных машин.

Советский тяжелый танк КВ-2

В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором размещалось рабочее место механика-водителя и стрелка-радиста. Здесь же располагались органы управления танком и приборы, радиостанция, баллоны со сжатым воздухом для запуска двигателя и аккумуляторные батареи. Над местом механика-водителя находился смотровой люк, который закрывался броневой крышкой с триплексом. В бою он обеспечивал обзор водителю. Люк был и над местом радиста.

Интересно Всю среднюю часть машины занимало боевой отделение. В нем находились места командира танка, который одновременно выполнял функции заряжающего, наводчика, замкового и младшего механика-водителя. Существовали две модификации башни танка КВ-2: первоначальный вариант и более поздняя башня с меньшей массой и высотой.

Вдоль бортов боевого отделения машины размещались топливные и масляные баки, а также часть боекомплекта. Обзор поля боя осуществлялся за счет зеркальных смотровых приборов, размещенных в крыше башни и в ее кормовой части. Смотровые щели также имелись и в бортах башни. В кормовой части танковой башни располагался люк, который использовался для установки и демонтажа орудия. Позже он стал использоваться для посадки и высадки экипажа, а также загрузки боеприпасов.

Интересно Моторное отделение находилось в задней части машины, от боевого оно было отделено специальной разборной перегородкой. Танк оснащался дизельным двигателем В-2К с двенадцатью цилиндрами и мощностью 500 л. с., позже она была доведена до 600 л. с.

КВ-2 имел механическую трансмиссию с пятиступенчатой коробкой передач, которая, по мнению большинства экспертов, была самым слабым элементом его конструкции.

Танк имел ходовую часть с индивидуальной торсионной подвеской, на каждый борт приходилось по шесть опорных катков. Ведущие колеса находились сзади, а ленивцы – спереди.

Все танки КВ-2 оснащались коротковолновыми радиостанциями 71-ТК-3 и внутренним переговорным устройством.

На танк КВ-2 устанавливалась 152-мм гаубица М-10Т с боекомплектом 36 снарядов раздельного заряжания. Он комплектовался только одним видом боеприпасов – осколочно-фугасной гранатой ОФ-530 массой 40 кг.

Интересно Кроме того, боевая машина была вооружена еще тремя пулеметами ДТ калибра 7,62 мм: одним курсовым, кормовым и спаренным с орудием.

Боевое применение и общая оценка проекта

К началу восточной кампании немецкие военные имели крайне смутные представления о советских танковых войсках, количестве боевых машин, находящихся на вооружении РККА и их основных характеристиках. В своей книге Achtung Panzer Гейнц Гудериан оценивает общее количество советских танков на уровне 10 тыс. штук. Гитлер этим цифрам не верил, считая их сильно завышенными. Немецкий генерал действительно ошибался, но не в большую, а в меньшую сторону: по оценкам российских историков на момент начала войны СССР имел более 25 тыс. танков и других видов бронетехники.

Интересно Однако в первые месяцы войны немцы были поражены не только численностью танковых войск РККА, но и боевыми качествами советских машин. Так, например, немецкий генерал Гальдер долго не мог поверить в существование советского танка КВ-2, вооруженного 152-мм орудием.

Причина танковых — да и не только — побед немецкой армии 1941 года кроется не в количественном превосходстве вермахта над РККА — на протяжении всей войны оно было за Красной армией — и не в лучших характеристиках германских танков, а в грамотной стратегии и отличной подготовке танковых экипажей. В начале войны СССР имел огромное количество танков, но не имел танковых войск, как полноценного боевого инструмента.

Однако главным минусом этих тяжелых машин было несовершенство их конструкции. Именно поэтому большая часть этих тяжелых боевых машин были потеряны еще до реального столкновения с противником. Надежность танка явно оставляла желать лучшего. Больше всего хлопот танкистам доставляла трансмиссия, она просто не выдерживала массы тяжелой машины. Не меньше нареканий было и на работу воздушного фильтра. Кроме того, несовершенными были приборы наблюдения, которые не обеспечивали экипажу нормальный обзор в бою. Все это приводило к тому, что в условиях отступления танки КВ-2 даже с небольшими дефектами приходилось бросать или уничтожать. Парадоксальнее всего тот факт, что все слабые места конструкции КВ-1 и КВ-2 были хорошо известны советским военным еще до начала войны. Докладывалось о них и высшему руководству страны, но для их устранения ничего сделано не было.

Тяжёлый танк КВ-2 (Клим Ворошилов) спроектирован в СКБ-2 ЛКЗ (г. Ленинград) под руководством Ж.Я. Котина (ведущий инженер Л.Н. Духов) в 1939-1940 годах. Первый опытный образец танка, получивший обозначение №У-1, был изготовлен на ЛКЗ в начале февраля 1940 года. За время серийного производства на ЛКЗ (г. Ленинград) в 1940-1941 годах было изготовлено 204 танка КВ-2.


Описание конструкции танка КВ-2 обр. 1940 г.

Танк КВ-2 обр. 1940 г. имел классическую схему общей компоновки с размещением в носовой части корпуса отделения управления, в средней части корпуса, и установленной сверху башне, – боевого отделения и в кормовой части корпуса – моторного и трансмиссионного отделений. Экипаж танка состоял из шести человек, размещавшихся: командир танка – в башне справа от орудия, механик-водитель – в отделении управления по продольной оси корпуса, наводчик орудия (артиллерист) – в башне слева от орудия, радист – в отделении управления у правого борта корпуса, замковый – в башне слева от казённой части пушки, младший механик-водитель (заряжающий) – в башне справа от казённой части орудия.

Броневой корпус, силовая установка, силовая передача и ходовая часть танка взяты без изменений, за исключением крыши боевого отделения, от танка КВ-1.

Основное вооружение танка состояло из одной 152,4-мм танковой гаубицы обр. 1938/40 гг. (М-10Т). Для прицеливания при стрельбе из орудия использовались перископический прицел ПТ-5 и телескопический прицел ТОД-9. Два 7,62-мм пулемёта ДТ использовались как вспомогательное вооружение и размещались в специальных укладках в боевом отделении. Бое-комплект танка составлял 36 выстрелов раздельного заряжания для орудия и 2961 патронов для пулемёта (47 пулемётных дисков).

Основные модификации танка КВ-2

КВ-2 обр. 1941 г. (КВ-2 с большой пониженной башней – серийный тяжёлый танк, спроектированный в СКБ-2 ЛКЗ в августе-сентябре 1940 года. За время серийного производства не ЛКЗ с ноября 1940 по июнь 1941 года изготовили 180 танков КВ-2 обр. 1941 г.

От танка КВ-2 обр. 1940 г. он отличался:

— Пониженной башней со спрямлёнными лобовым и кормовым броневыми листами. На крыше башни перенесён на правую сторону башенный люк, на левой стороне размещён колпак башенного вентилятора, три зеркальных смотровых прибора размещены справа, слева и над кормовым листом башни в задней части крыши. Поручни для посадки экипажа перенесены с бортов башни на броневые листы лобовой детали башни. Вместо люка на болтах в кормовом листе башни устроена входная дверца. Справа от входной дверцы, на кормовом листе башни, установлена шаровая установка для кормового пулемёта.
— В конструкцию установки МТ-1 введены 7,62-мм спаренный пулемёт ДТ, размещён справа от орудия, броневая маска орудия новой конструкции с резиновыми амортизаторами.
— В верхнем броневом листе лобовой детали корпуса, у левого борта, введена шаровая установка для 7,62-мм курсового пулемёта ДТ.
— Боекомплект к пулемётам увеличен до 3087 патронов (49 пулемётных дисков).

Многобашенная тактика

Тяжелый танк КВ-2 вряд ли мог появиться на свет, если бы не неудачи первого этапа Зимней войны 1939-40 годов. Этот конфликт вообще вызвал к жизни многие идеи и решения, позднее воплощенные с большей или меньшей степенью удачи. Взять, скажем, ту же ушанку: без холодной зимы 1939-40 годов она появилась бы на год позже, если не в разгар Сталинградской битвы.

Опытный образец танка КВ с большой башней (машина У-0) перед отправкой на фронт, Кировский завод, февраль 1940 года

Подобным образом обстояло дело и с новыми советскими тяжелыми танками. Проектирование их шло по традиционной многобашенной схеме, отказаться от которой конструкторы сумели далеко не сразу. Но успех, который ждал на поле боя однобашенный КВ, поставил точку в споре, какая конструкция лучше для современных бронированных гусеничных машин. И как это нередко случается, за блеском успеха потерялась одна из замечательных идей, которые воплощали многобашенные танки: преодоление глубоко эшелонированной обороны без дополнительной поддержки и борьба с долговременными огневыми точками.

Танк КВ-2 (экземпляр У-1) на полевых испытаниях в районе Ленинграда, июнь 1940 года

Гаубичный танк

Решение, казалось бы, действительно лежало на поверхности. Если КВ так блестяще показали себя в бою, значит, нужно взять этот танк и вооружить его орудием помощнее, чем 76-миллиметровая пушка. Причем не просто мощнее, но и с другой баллистикой, чтобы сохранить возможности крупнокалиберной полевой гаубицы.

Советский танк КВ-2 на показе комначсоставу РККА на полигоне в Кубинке

К тому же орудие получило более слабую баллистику, чтобы его можно было разместить на танковом шасси, и практически перестало быть гаубицей, поскольку уже не имело большого угла возвышения. Утешением могло служить только то обстоятельство, что к М-10Т – такой индекс получила приспособленная для установки в танковую башню гаубица – стреляла все теми же снарядами, что и гаубица 1906/30 годов. А значит, проблем с боеприпасами не ожидалось.

Оставалось только поместить орудие в башню, в которой могли разместиться четыре человека: командир орудия (он же командир танка), наводчик, заряжающий и его помощник. Последняя должность в боевом расчете была немаловажной: М-10Т стреляла раздельными выстрелами, снаряды весили 40 кг. Причем номенклатуру боеприпасов ограничили всего одним видом – бетонобойными, так как задачу перед новым танком ставили очень и очень узкую.

Один из немногих КВ-2, довоевавших до середины войны. Ленинградский фронт. Кадр из ленинградского киножурнала, выпуск №8, февраль 1943 года

Трофейный советский танк КВ-2, который использовался немцами во время обороны города Эссена на западе Германии, и был повторно захвачен — на этот раз американцами

Неуязвимый тихоход

Немецкие солдаты изучают брошенный советский танк КВ-2. Хорошо виден снаряд и гильза

Советский танк КВ-2 №Б-4754, подбитый в бою за город Остров

Сейчас КВ-2 один из самых популярных героев компьютерных игр. Скриншот из игры World of Tanks

 Танк КВ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк КВ-2 – видео

Эта машина была разработана конструкторским бюро Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) в январе 1940 года в связи с острой необходимостью Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) в хорошо защищённом танке с мощным вооружением для борьбы с фортификациями линии Маннергейма во время советско-финской войны 1939—1940 гг.

 Танк КВ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Конструкция

Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса танка, слева от него находилось рабочее место стрелка-радиста. Четыре члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были места наводчика и заряжающего, а справа — командира танка и помощника заряжающего. Посадка и выход экипажа производились через кормовую дверцу башни и два круглых люка: один в башне на месте командира и один в корпусе на месте стрелка-радиста. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

 Танк КВ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Двигатель

КВ-2 оснащался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 500 л. с. (382 кВт) при 1800 об/мин, впоследствии мощность двигателя довели до 600 л. с. (441 кВт). Пуск двигателя обеспечивался стартером СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 л в боевом отделении машины. КВ-2 имел плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600—615 л располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении.

Трансмиссия

Танк КВ-2 оснащался механической трансмиссией, в состав которой входили:

Все приводы управления трансмиссией — механические. При эксплуатации в войсках наибольшее число нареканий и рекламаций в адрес завода-изготовителя вызывали именно дефекты и крайне ненадёжная работа трансмиссионной группы, особенно у перегруженных танков КВ выпуска военного времени. Практически все авторитетные печатные источники признают одним из самым существенных недостатков танков серии КВ и машин на его базе низкую общую надёжность трансмиссии в целом.

Ходовая часть

Подвеска машины — индивидуальная торсионная с внутренней амортизацией для каждого из 6 двускатных опорных катков малого диаметра по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы — спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми обрезиненными поддерживающими катками по каждому борту. Механизм натяжения гусеницы — винтовой; каждая гусеница состояла из 86—90 одногребневых траков шириной 700 мм и шагом 160 мм.

 Танк КВ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Электрооборудование

Электропроводка в танке КВ-2 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Исключение составляла цепь аварийного освещения, которая была двухпроводной. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 24 В) были генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24 мощностью 1 кВт и четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128. Потребители электроэнергии включали в себя:

– электромотор поворота башни;
– наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
– наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
– контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
– средства связи — радиостанция и танковое переговорное устройство;
– электрика моторной группы — стартер СТ-700, пусковое реле РС-371 или РС-400 и т. д.

Средства наблюдения и прицелы

Общая обзорность танка КВ-2 ещё в 1940 году оценивалась в докладной записке Л. Мехлису от военинженера Каливоды как крайне неудовлетворительная. Командир машины имел единственный смотровой прибор в башне — панораму ПТК. Механик-водитель в бою вёл наблюдение через смотровой прибор с триплексом, который защищался броневой заслонкой. Этот смотровой прибор устанавливался в бронированном люке-пробке на лобовой бронеплите по продольной осевой линии машины. В спокойной обстановке этот люк-пробка мог быть выдвинут вперёд, обеспечивая механику-водителю более удобный непосредственный обзор с его рабочего места.

Для ведения огня КВ-2 оснащался двумя орудийными прицелами — телескопическим ТОД-9 для стрельбы прямой наводкой и перископическим ПТ-9 для стрельбы с закрытых позиций. Головка перископического прицела защищалась специальным броневым колпаком. Для обеспечения возможности огня в тёмное время суток шкалы прицелов имели приборы подсветки. Курсовой и кормовой пулемёты ДТ могли комплектоваться прицелом ПУ от снайперской винтовки с трёхкратным увеличением.

Средства связи

Средства связи включали в себя коротковолновую радиостанцию 71-ТК-3 и внутреннее переговорное устройство ТПУ-4-Бис на 4 абонента. Радиостанциями оснащались все выпущенные танки КВ-2.

Танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис позволяло вести переговоры между членами экипажа танка даже в сильно зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.

 Танк КВ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Вооружение

Боекомплект орудия составлял 36 выстрелов раздельного заряжания. Выстрелы (снаряды и метательные заряды в гильзах) укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения. По сравнению с широким ассортиментом боеприпасов 152-мм гаубицы М-10 штатный боекомплект КВ-2 был ограничен только одним видом боеприпасов:

– осколочно-фугасная стальная гаубичная граната ОФ-530 массой 40 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или аммотол — от 5,47 до 6,86 кг) и специальным зарядом, получаемым из штатного заряда Ж-536 буксируемой гаубицы М-10 удалением нескольких равновесных пучков пороха.

Однако на практике в обстановке хаоса лета 1941 года из-за отчаянного положения с обеспеченностью КВ-2 положенными по штату боеприпасами применялись любые виды 152-мм гаубичных снарядов, подходящих к гаубице М-10, которые только удавалось найти (в некоторых военных округах комплектность была на уровне 10 %, в других штатных боеприпасов для КВ-2 не было вовсе). То есть могли использоваться как бетонобойные снаряды Г-530, так и осколочные гаубичные гранаты сталистого чугуна О-530А, зажигательные снаряды, старые фугасные гранаты, шрапнель. Стрельба на полном заряде категорически запрещалась, так как из-за большой отдачи и отката могло заклинить башню, от сотрясения могли пострадать узлы и агрегаты моторно-трансмиссионной группы. По последней причине стрельба дозволялась только с места, что ещё больше повышало уязвимость танка в бою. Бронепробиваемость снарядов танковой гаубицы М-10Т в доступных источниках не приводится, однако на практике ей было по силам пробить броню любого бронеобъекта вермахта в 1941 и начале 1942 года. Бронепробиваемость морского полубронебойного снаряда обр. 1915/28 гг. составляла 72 мм стали с расстояния 1500 метров под углом 60 градусов.

 Танк КВ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Советский тяжелый танк КВ-2 (серийный номер Б-9633) на показе комначсоставу РККА на полигоне в подмосковной Кубинке. Машина запечатлена перед преодолением противотанкового рва.

На серийном танке КВ-2 устанавливались три 7,62-мм пулемёта ДТ: спаренный с орудием, а также курсовой и кормовой в шаровых установках. Боекомплект ко всем ДТ составлял 3087 патронов. Эти пулемёты монтировались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и использовать вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда снабжался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами.

В начальном периоде войны КВ-2 легко уничтожал любой танк противника, и почти всегда безнаказанно, так как его броню не пробивали ни снаряды танковых орудий, ни штатной противотанковой артиллерии. Эффективно бороться с КВ-2 могли только изначально не предназначавшиеся для этих целей зенитные орудия Flak 18/36/37.

Производство

 Танк КВ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

В феврале 1940 года КВ-2 был официально принят на вооружение РККА и серийно выпускался на ЛКЗ до июля 1941 года. Причиной снятия с производства послужила начавшаяся Великая Отечественная война. Всего ЛКЗ построил 204 танка КВ-2, которые активно применялись в боевых действиях 1941 года и тогда же были практически все потеряны.

 Танк КВ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Боевое применение

– Препятствия на линии Маннергейма были сделаны основательные. Перед нами высились в три ряда громадные гранитные надолбы. И все же для того, чтобы проделать проход шириной 6—8 метров, нам понадобилось лишь пять выстрелов бетонобойными снарядами. Пока взламывали надолбы, противник нас непрерывно обстреливал. Дот мы быстро засекли, а затем двумя выстрелами полностью разрушили его. Когда вышли из боя, на броне насчитали 48 вмятин, но ни одной пробоины.

 Танк КВ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Немецкие солдаты у советского тяжелого танка КВ-2 с башней МТ-1, подбитого у литовского местечка Шаукотас в 30 километрах от Расейняя. Машина выпуска июля–августа 1940 года из 2-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса 11-й армии Северо-Западного фронта. На башне видны многочисленные следы от попаданий 37-мм бронебойных снарядов.

Совокупность защиты, вооружения и подвижности повлияли на решение Наркомата обороны. В начале 1941 года новый танк был принят на вооружение под обозначением КВ-2. Серийное производство было развернуто на ленинградском Кировском заводе. КВ-2 выпускался до октября 1941 года. В первые месяцы войны выпуск тяжелых танков постепенно снижался. Причиной этого были сразу несколько факторов: сложность и трудоемкость производства, тяжелое положение промышленности, необходимость эвакуации производств и т.д. Точное количество произведенных танков КВ-2 вызывает вопросы. Чаще всего приводится цифра в 330-340 машин. Однако ряд источников указывает тот факт, что пермский завод №172 успел произвести только сотню систем подвеса для гаубиц. Из этого делается вывод о соответствующем количестве собранных танков.

В качестве примеров неудач новых танков часто приводится 4-я танковая дивизия. За первые две недели Великой Отечественной войны это соединение потеряло 22 танка КВ-2. При этом только пять из них были подбиты противником. Остальные из-за отсутствия горючего или запчастей были брошены или уничтожены экипажем. Собственно говоря, основная масса потерь советских тяжелых танков пришлась именно на небоевые инциденты. Трудности со снабжением и постоянные отступления вынуждали танкистов не ремонтировать свои машины, а бросать или уничтожать их. Тем не менее, даже в таких тяжелых условиях советские танкисты доставляли противнику массу проблем. Ярким примером этого являются воспоминания одного из немецких офицеров, служивших в 1-й танковой дивизии:

– Наши роты открыли огонь с 700 м. Мы подходили все ближе. Скоро мы были уже в 50-100 м друг от друга. Но мы не могли добиться успеха. Советские танки продолжали наступать, и наши бронебойные снаряды просто отскакивали от их брони. Танки выдерживали стрельбу прямой наводкой из 50-мм и 75-мм пушек. В KВ-2 попало более 70 снарядов, но не один не смог пробить его броню. Несколько танков были выведены из строя, когда нам удалось попасть в гусеницы, а затем расстрелять с небольшого расстояния из пушек. Затем их атаковали саперы с ранцевыми зарядами.

 Танк КВ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Для немцев встреча с КВ-2 стала настоящим шоком. Вот что записал в своем дневнике командир 11-го танкового полка (6-я танковая дивизия 4-й танковой группы) 25 июня 1941 года:

Уцелевшие во время отступления Красной Армии танки КВ-2 воевали в течение нескольких лет. Начиная с 1943 года, часть тяжелых танков переделывалась в ремонтно-эвакуационные машины. Дело в том, что их ходовые качества к тому времени уже не в полной мере устраивали военных, а двигатель хорошей мощности был способен обеспечить эвакуацию подбитой бронетехники. Несколько КВ-2 были захвачены Вермахтом и использовались в своих целях. В германской армии советские танки получили обозначение PzKpfw KV-II 754(r). Последний из этих трофеев был уничтожен в 45-м, во время штурма Кенигсберга.

Сохранившиеся экземпляры

 Танк КВ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

КВ-2 в Центральном музее Вооружённых Сил

Тактико-технические характеристики КВ-2

Экипаж, чел.: 6
Количество выпущенных, шт.: 204
Компоновочная схема: классическая

Вес КВ-2

Размеры КВ-2

– Длина корпуса, мм: 6950
– Ширина корпуса, мм: 3320
– Высота, мм: 3250
– Клиренс, мм: 430

Броня КВ-2

– Тип брони: гомогенная катаная
– Лоб корпуса (верх), мм/град.: 75
– Лоб корпуса (низ), мм/град.: 70
– Борт корпуса (верх), мм/град.: 75
– Борт корпуса (низ), мм/град.: 70
– Корма корпуса (верх), мм/град.: 60—75
– Корма корпуса (низ), мм/град.: 70
– Днище, мм: 30—40
– Крыша корпуса, мм: 30—40
– Лоб башни, мм/град.: 75
– Маска орудия, мм/град.: 110
– Борт башни, мм/град.: 75
– Корма башни, мм/град.: 75

Вооружение КВ-2

– Калибр и марка пушки: 1 × 152-мм танковая гаубица обр. 1938/40 гг. (М-10Т)
– Длина ствола, калибров: 24,3
– Боекомплект пушки: 36 снарядов раздельно-гильзового заряжания
– Прицелы: телескопический прицел ТОД-9, перископический ПТ-9, командирская панорама ПТ-К
– Пулемёты: 3 × 7,62-мм ДТ-29

Двигатель КВ-2

– Тип двигателя: 12‑цилиндровый V‑образный дизель жидкостного охлаждения
– Мощность двигателя, л. с.: 600

Скорость КВ-2

– Скорость по шоссе, км/ч: 34
– Скорость по пересечённой местности, км/ч: 16

– Запас хода по шоссе, км: 250
– Запас хода по пересечённой местности, км: 150
– Тип подвески: торсионная
– Преодолеваемый подъём, град.: 36°
– Преодолеваемая стенка, м: 0,87
– Преодолеваемый ров, м: 2,7
– Преодолеваемый брод, м: 1,6

Фото КВ-2

 Танк КВ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Советский танк КВ-2 с башней МТ-1, застрявший в речке Зиедаплис (Zieduplis). Танк захвачен немецкими войсками 24.06.1941 года. На башне и маске орудия большое количество следов от попаданий снарядов малого калибра. Танк из состава 2-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса 11-й армии Северо-Западного фронта. Возможно, этот танк был потерян в районе городка Шета в 17 км востоку от города Кедайняй в Литве. Машина выпуска июля—августа 1940 года.

 Танк КВ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

 Танк КВ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

 Танк КВ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

 Танк КВ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Немецкий солдат рядом с советским тяжелым танком КВ-2, опрокинувшимся с железнодорожной платформы на станции Лида. Танк выпуска мая-июня 1941 года, предназначался для 29-й танковой дивизии 11-го механизированного корпуса Западного фронта и был отправлен 17 июня 1941 года из Ленинграда в Гродно в числе других двадцати КВ-2. Однако в связи с началом войны до места назначения эшелон с танками не дошел. При разгрузке на станции Лида танк опрокинули с платформы на пути. В дальнейшем, он был убран с путей и оттащен к другим захваченным КВ-2, где и стоял довольно длительное время.

Читайте также: