Сообщение о свадебных обрядах народов крыма

Обновлено: 02.07.2024

Особенностью современного этапа развития крымскотатарского народа является его попытка возродить свою культуру, составной частью которой является крымскотатарский свадебный обряд. У крымских татар возрастает интерес к проведению свадебного обряда, так как он представляет собой богатое наследие культуры, инструмент формирования патриотических чувств и этнографического самосознания.

Крымскотатарский свадебный обряд рассматривается в работах ряда исследователей: Г. Абдуллаева, Д. Асанова, А.А. Араджиони, Э. Шевкет, А. Акташ, М.З. Бинлер, С.К. Чубукчузаде и др.

Все это обусловливает актуальность данного исследования, определяет его цель и задачи.

Крымскотатарские свадебные обряды были сформированы в древние времена. Так, одним из элементов в бракосочетании крымских татар был обычай: невеста смотрится в зеркало, при этом рядом должны гореть две зажженные свечи.

Данный свадебный обряд мы наблюдаем и у древних иранских народов. Он означал заключение союза двух огней. Одним из таких народов, обитавших в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона, были скифы. Они появились на Крымском полуострове в последние десятилетия VII в. до н.э.

Известно, что во время проведения крымскотатарской свадьбы жениху и невесте хной красили геометрические фигуры с внутренней стороны ладони: невесте квадрат, а жениху круг. Связь данного свадебного обряда со скифским демонстрирует находка из раскопок позднескифского городища Чайка около Евпатории, где был найден небольшой известняковый рельеф, имеющий прямое отношение к интересующему нас сюжету. Здесь представлены мужская и женская фигуры перед алтарем. Над ними врезанными линиями обозначены две геометрические фигуры: круг над мужчиной и прямоугольник над женщиной. Хорошо известно символическое значение этих фигур в связи с культом огня у зороастрийцев: круглый очаг является воплощением огня земного, тогда как четырехугольный олицетворяет огонь небесный, божественный. Таким образом, на этом рельефе отражена та самая идея заключаемого перед алтарем союза двух огней: земного, воплощенного в мужчине, и божественного, олицетворенного в женщине. Помимо того, то, что данное изображение показывает нам свадебный обряд, объясняется наличием в руке женщины зеркала.

Античные греки, основавшие колонии в Крыму в VI в. до н.э., оставили большой след в культуре народов крымского полуострова, в частности, это касается культуры крымских татар. Так, греческое происхождение имеют такие свадебные обряды, как: зажигание факелов, закрытие лица невесты фатой, вывешивание приданого, отрезание прядей волос, завязывание пояса, дарение курицы.

Известно, что степные крымские татары на свадьбе прыгали через костер, что символизировало очищение от злых духов. Кроме этого, на свадьбе мать жениха кормила невесту маслом. Данные обряды существовали и у сибирских татар.

Особым почтением тенгрианцы окружали огонь, который нельзя было осквернять. Существовал обычай кормления огня.

Культ огня присутствовал на крымскотатарской свадьбе и в наличии свечей, например, во время обряда бритья жениха. Свечу или лампаду приносили и после свадьбы в качестве подарка невесте, для того чтобы жизнь молодых была светлой и благополучной.

С пережитками древних верований связан и обряд окрашивания волос, ладоней, ногтей рук, а также ступней и ногтей ног невесты хной. Во многих могильниках археологи обнаружили следы охры, которой полностью посыпали тело умершего. Если процесс погребения расценивать с точки зрения перехода в лучший мир, то обряд носил праздничную символику.

После принятия крымскими татарами в XIII веке ислама, свадебный обряд принимает общепринятую форму.

Так как в исламе мужчине позволительно иметь четыре жены, у крымских татар вплоть до конца XIX в. наблюдался обычай многоженства.

Итак, крымские татары представляют собой тюркский народ, который исторически сформировался в Крыму. Он вобрал в себя культуру множества народов, населявших Крымский полуостров с древнейших времен. Все это отражено в крымскотатарской свадьбе, которая является комплексом обрядов, знаменующих заключение брака и создание семьи.

Крымскотатарская свадьба сохранила в себе пережитки языческих религиозных верований, которые прослеживались у племен, сформировавших впоследствии крымскотатарский народ.

С принятием крымскими татарами ислама в XIII веке свадебные традиции получили общепринятую форму, свойственную для всех мусульман, при этом сохранили некоторые элементы язычества.


30.04.2016 22:38


Свадебный обряд крымских татар издавна считался не только началом новой жизни молодоженов, но и местом для встреч и общения молодежи. Исламские традиции запрещали девушке оставаться наедине с молодым человеком, считалось неприличным и знакомство на улице. Avdet предлагает подборку интересных фактов свадебного обряда крымских татар, который на сегодняшний день сохранил, к сожалению, только главные особенности этого старинного обряда.

1. Платок служил своего рода признанием в чувствах, когда юноша дарил его понравившейся ему девушке. Если молодой человек вызывал у девушки ответные чувства, она возвращала ему вышитый платок.


3. Решение о замужестве дочери принимали сначала родители.

4. О согласии выйти замуж за молодого человека родители узнавали через подругу дочери. Она являлась посредником между дочерью и родителями.



14. Раньше в дом невесты в качестве сватов приходили двадцать пять мужчин и два молодых человека, которые несли подносы с подарками от жениха.


20. По исламским традициям, мужчины и женщины во время пиршества находились в разных комнатах. Желающим посмотреть приданое невесты отводилась отдельная комната.

21. Музыкальное сопровождение, угощение, песни и танцы продолжались в течение всех дней. В четверг невесту перевозили в дом жениха — это самый важный момент в свадебной церемонии дома невесты.

25. Заключительная сцена, когда жених с невестой разували друг друга в первую брачную ночь – это знак преданности друг другу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Крымскотатарский народ очень богат своей литературой и искусством. На протяжении многих лет не смотря на трудности, они сохранили свою культуру, музыку, литературу, историю. Их обычаи и обряды очень интересны в изучении. Нам бы хотелось рассказать вам о свадебном обряде крымских татар



Свадебный обряд крымских татар Крымско-татарский народ имеет один очень яркий и особенный обряд, который связан с бракосочетанием. Для каждого из нас бракосочетание – один из самых важных моментов в жизни, а крымские татары придают ему совершенно особое значение. Даже в наше время в Крыму свадебные обряды проводятся с соблюдением всех основных этапов и элементов.

Свадебный обряд крымских татар

Крымско-татарский народ имеет один очень яркий и особенный обряд, который связан с бракосочетанием. Для каждого из нас бракосочетание – один из самых важных моментов в жизни, а крымские татары придают ему совершенно особое значение. Даже в наше время в Крыму свадебные обряды проводятся с соблюдением всех основных этапов и элементов.

 1. Предсвадебный 2. Свадебный 3. Послесвадебный СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

1. Предсвадебный 2. Свадебный 3. Послесвадебный

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

 Сегодня мы бы хотели представить вам традиционную крымско-татарскую свадьбу. Конечно же, мало кто может себе позволить гулять неделю, как того требуют традиции. Но все же некоторые обычаи поддерживаются и поныне.

Сегодня мы бы хотели представить вам традиционную крымско-татарскую свадьбу. Конечно же, мало кто может себе позволить гулять неделю, как того требуют традиции. Но все же некоторые обычаи поддерживаются и поныне.

Играть свадьбу по обоюдному согласию жениха и невесты — это многовековая традиция крымских татар. В старину во время первого визита сватов в дом невесты она стояла за ширмой и слушала предложение посланцев. Если жених был девушке по нраву, она давала тайный знак родителям, и они соглашались на помолвку.

Играть свадьбу по обоюдному согласию жениха и невесты — это многовековая традиция крымских татар. В старину во время первого визита сватов в дом невесты она стояла за ширмой и слушала предложение посланцев. Если жених был девушке по нраву, она давала тайный знак родителям, и они соглашались на помолвку.


 Продолжительность праздника сократилась с недели до двух дней. Но и сейчас это время разделено на две части

Продолжительность праздника сократилась с недели до двух дней. Но и сейчас это время разделено на две части

 К свадебному обряду довольно долго готовятся, прежде всего, собирают приданное – нишан, джиез, богъчасы, для убранства жилья – донатма. Также подготавливается все для угощения гостей на свадьбе, куда приходят родственники и друзья .

К свадебному обряду довольно долго готовятся, прежде всего, собирают приданное – нишан, джиез, богъчасы, для убранства жилья – донатма. Также подготавливается все для угощения гостей на свадьбе, куда приходят родственники и друзья .



Знакомство молодежи, как правило, происходило на свадьбах.. Юноши заглядывая в окна и двери комнат, в которых находились девушки, выбирали себе среди них невесту. Если одному из молодых людей понравилась девушка, присутствующая на свадьбе, то он, прибегнув к помощи посредников, чаще всего, девушек, ухаживающих, за гостями, просил их, чтобы они попросили эту девушку исполнить танец. Пока она танцевала, молодой человек наблюдал за ней. Местом вероятного знакомства являлись и девичьи вечеринки. Девушки села собирались в одном доме для приготовления сладостей. Каждая из них приносила что-нибудь из продуктов: сахар, муку, масло и т. п. Там они готовили, обменивались новостями, пели, шутили. Парни, как правило, знали, где собирались девушки и, находясь неподалеку, использовали любой удобный случай разглядеть девушек, подходили, стучали в окна, чтобы девушки выглянули, или ждали, когда они выйдут за чем-либо во двор. Знакомились и на праздниках, гуляньях. Люди собирались на природе, резали барана, устраивали различные соревнования веселились. Помимо этого, несколько раз в году устраивались скачки, на которых парень мог присмотреть себе невесту. Выбрав девушку, парень, не решаясь признаться родителям, говорил об этом кому-нибудь из близких родственников, например, тете. Последняя, в свою очередь, ставила в известность родителей. Если они одобряли выбор сына, то в дом девушки посылали сватов.


 Потом в дом девушки направляются сваты – къудалар, для того, чтоб совершить помолвку – сез кесим. Именно тогда и намечают день свадьбы, для девушки преподносят дорогой подарок – нишан, а ее родители в ответ передают жениху подарок. После этого жених уже может встречаться с девушкой в статусе, когда-то был еще обряд пенджереге бармакъ, когда жених подходил к окну невесты и дарил ей подарок, как знак нового статуса.

Потом в дом девушки направляются сваты – къудалар, для того, чтоб совершить помолвку – сез кесим. Именно тогда и намечают день свадьбы, для девушки преподносят дорогой подарок – нишан, а ее родители в ответ передают жениху подарок. После этого жених уже может встречаться с девушкой в статусе, когда-то был еще обряд пенджереге бармакъ, когда жених подходил к окну невесты и дарил ей подарок, как знак нового статуса.




Следующим шагом является никях – это мусульманский обряд бракосочетания

Следующим шагом является никях – это мусульманский обряд бракосочетания



 Просмотр видео бракосочетания Азиза и Сание

Просмотр видео бракосочетания Азиза и Сание


Свадьба Зачастую крымские татары праздновали свадьбу 2 дня. Первый день на стороне невесты. Весь день проходила подготовка к свадьбе, до вечера нужно было успеть поставить шатёр, приготовить блюда и накрыть на стол. За день раньше приходили родственники и знакомые для того чтобы помочь приготовить всё необходимое. До вечера всё готова. Приезжает жених со сватами. Они заходят в дом. По обычаю крымских татар первым делом предлагают кофе со сладостями, а уже потом начинается свадьба.

Зачастую крымские татары праздновали свадьбу 2 дня. Первый день на стороне невесты. Весь день проходила подготовка к свадьбе, до вечера нужно было успеть поставить шатёр, приготовить блюда и накрыть на стол. За день раньше приходили родственники и знакомые для того чтобы помочь приготовить всё необходимое. До вечера всё готова. Приезжает жених со сватами. Они заходят в дом. По обычаю крымских татар первым делом предлагают кофе со сладостями, а уже потом начинается свадьба.






 Сейчас же в основном свадьбы проходят в банкетных залах.

Сейчас же в основном свадьбы проходят в банкетных залах.


На столах у крымских татар всегда два, а то и три горячих блюда.

На столах у крымских татар всегда два, а то и три горячих блюда.




 Невеста должна вернуться к себе домой чтобы попрощаться со своими родителями. Это очень трогательные минуты, даже самые сдержанные могут расплакаться. Затем мать невесты вручает ей в руки Коран – священную книгу мусульман и провожает их.

Невеста должна вернуться к себе домой чтобы попрощаться со своими родителями. Это очень трогательные минуты, даже самые сдержанные могут расплакаться. Затем мать невесты вручает ей в руки Коран – священную книгу мусульман и провожает их.


В день свадьбы в доме жениха все ждали приезда невесты. И когда процессия подъезжала к дому жениха, у ворот ее встречали музыканты, исполняющие встречный марш. Близкие родственники вели невесту в дом жениха. У дверей ее встречали родители. Мать жениха обсыпала невесту пшеницей, орехами, монетами

В день свадьбы в доме жениха все ждали приезда невесты. И когда процессия подъезжала к дому жениха, у ворот ее встречали музыканты, исполняющие встречный марш. Близкие родственники вели невесту в дом жениха. У дверей ее встречали родители. Мать жениха обсыпала невесту пшеницей, орехами, монетами


На утро молодая невеста всем гостям готовит кофе.

На утро молодая невеста всем гостям готовит кофе.


На следующий день после окончания свадьбы в новый дом невесты приезжают её дяди и тёти на эль оптырув (целование рук). Невеста после этого уже смело может называться женой и выполнять свои обязанности по дому. Спустя три дня приезжают братья и сёстра невесты и привозят ей веник, как символ чистоты и порядка в их доме. Обычно веник украшают разными цветами и бантами .

На следующий день после окончания свадьбы в новый дом невесты приезжают её дяди и тёти на эль оптырув (целование рук). Невеста после этого уже смело может называться женой и выполнять свои обязанности по дому. Спустя три дня приезжают братья и сёстра невесты и привозят ей веник, как символ чистоты и порядка в их доме. Обычно веник украшают разными цветами и бантами .

 Спустя три дня после этого мать невесты зовёт дочку в дом с родственниками её мужа на корюшме (встречу), для того чтобы по лучше познакомиться с новыми сватами. На следующий день то же самое делает мать жениха. И обе стороны узнают друг друга ещё лучше. Своим детям они желают любви , счастья и чтобы их дом украшал смех их детей.

Спустя три дня после этого мать невесты зовёт дочку в дом с родственниками её мужа на корюшме (встречу), для того чтобы по лучше познакомиться с новыми сватами. На следующий день то же самое делает мать жениха. И обе стороны узнают друг друга ещё лучше. Своим детям они желают любви , счастья и чтобы их дом украшал смех их детей.

Свадебные традиции народов России и современность обсудили в Крыму

Круглый стол на тему "Традиционный свадебный обряд как основа формирования национального самосознания" прошел в рамках программы открытого республиканского фестиваля национальных свадебных обрядов "Свадебный хоровод" в Крыму. Модераторами мероприятия выступили руководство и сотрудники центра народного творчества Крыма и автор проекта "Свадебный хоровод", режиссёр Эльвира Девликамова, сообщает информационный центр "Финноугория".

Участники круглого стола обсудили исследовательскую деятельность в области свадебных традиций в Бахчисарайском районе Крыма, традиционные свадебные обряды финно-угорских и самодийских народов, ненецкую свадьбу в традиционном укладе жизни оленеводов.

"У разных народов свадебный обряд отличается разнообразием форм, включает в себя множество вербальных и вещественных элементов в зависимости от веками сложившихся традиций, природно-климатических условий и особенностей национального характера. Изучая эту тему, ещё раз убеждаешься в том, насколько многолик мир фольклора и народного искусства нашей страны", – подчеркнула руководитель филиала ГРДНТ имени Поленова "Финно-угорский культурный центр РФ" Татьяна Барахова.

В ходе подготовки к круглому столу центр записал обзорный видеосюжет о свадебных обрядах на основе ранее отснятых этнографических материалов и фрагментов документальных фильмов. Фильм передали организаторам и участникам фестиваля из регионов России как методический материал, также он будет размещен на видеоресурсах Финно-угорского культурного центра.

На встрече также были представлены доклады о деятельности по сохранению и популяризации свадебных обрядов народов России. Для участников мероприятия провели мастер-класс "Свадебный оберег" по созданию куклы "неразлучники".

Читайте также: