Современный казахстанский театр сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Наступающий 27 марта международный день театра заставляет задуматься о тех, кто творит на сцене и за кулисами. И хочется вспомнить о волнениях приятных, при этом не закрывая глаза на то, где не все гладко

Во-первых, можно радоваться тому, что Год молодежи в Казахстане может открыть новые имена в театральном сообществе. А может расшириться список существующих национальных театров - узбекского, уйгурского, корейского, немецкого. Говорить только о радостях, упуская явные проблемы не только художественные, но и материальные, было бы несправедливо. Попробую пройтись по острию закулисной жизни современного казахстанского театра и вспомнить то, что называется традицией и классикой.

История театрального искусства Казахстана

Казахская театральная драматическая традиция, как и кинематограф, и профессиональное музыкальное образование, возникла с приходом советской власти. Главная функция театра тогда заключалась в культурной агитполитической роли.

Да, наш народ издавна, еще до установления советской власти, имел театральную культуру игровых представлений, с богатым устным наследием. Но как таковая профессиональная, скажем, статичная, институция театра образовалась лишь в начале XX века.

Здесь невозможно не вспомнить об основе драматургических традиций, на которых до сих пор стоит не только казахский, но и казахстанский театр. Именами великих казахских писателей и поэтов названо множество театральных заведений в стране. Имя Жусипбека Аймауытова носит казахский музыкально-драматический театр в Павлодаре, Мухтара Ауэзова – театр в Алматы, а под именем Жумата Шанина работает казахский драматический театр в Шымкенте.

Тогда, в начале XX века, на сцену взошли звезды Амре Кашаубаева, Калыбека Куанышпаева, Елубая Умурзакова, Капана Бадырова, Шакена Айманова, Курманбека Жандарбекова, Куляш Байсеитовой, Шары Жиенкуловой, Амины Умурзаковой. И все они блистали в образах не только классических литературных, но и близких народу фольклорных сказителей - батыров, красавиц и обманщиков.

Постепенно театр совершенствовался, оттачивая мастерство национальных кадров приобретенным опытом эвакуированных в годы Великой Отечественной войны мастеров сцены.

А историю профессионального театрального образования творил Институт искусств имени Курмангазы, при котором был открыт театральный факультет. Позднее кузница служителей Мельпомены преобразовалась в то, что сегодня именуется Казахской национальной академией искусств имени Т. Жургенова в Алматы. Теперь по части образования к ней присоединился Казахский национальный университет искусств в Нур-Султане.

Многие из выпускников мастерских казахстанских мэтров Асанали Ашимова, Рубена Андриасяна, Есмахана Обаева, Юрия Ханинги и других сегодня работают в актерской сфере театра и кино Казахстана.

Но многих ли молодых специалистов режиссуры, драматургии, сценографии вы сегодня встретите, пролистывая программки спектаклей?

Театры Казахстана в XXI веке

Говоря о современном положении театрального искусства Казахстана, можно представить его как маленькое "царство-государство". В нем все прекрасно, потому что все по-разному. Здесь представлен и традиционный драматический государственный уклад по всем языковым и возрастным направлениям, и независимое движение лицедейских мастеров и театральных лабораторий.

Происходит развитие форм: есть и драматические большие, и камерные, и уличные балаганные постановки, и читки. В театральном мире Казахстана есть конкуренция, а значит и качественный прогресс.

В одном из интервью сама Ольга отмечала, что к нам все тенденции приходят с десятилетним опозданием, что, в общем-то, объясняет более длительный срок отставания, например, в Нур-Султане. Хотя и здесь приятные моменты случаются. В русском театре драмы имени М. Горького это происходит, когда приезжает заграничный режиссер, или в казахском театре имени К. Куанышбаева - когда интерпретируют острый материал типа Кизи.

Но театральное искусство – это не только драматургия, актеры и режиссеры. Это еще работа тех, кто живет вне сцены: художники по свету, костюму, гриму, постановщики, монтировщики, оформители звука, художественные руководители театров, заведующие литературной частью.

К сожалению, ни один вуз в Казахстане не готовит художников по свету – специалистов, без которых театр был бы лишь плоскостью. Служенье муз не терпит суеты, но терпит низкие оклады. Молодые кадры проходят тщательный отбор не только способностью пробиться в устоявшийся традиционный строй театра, но и возможностью удержаться в нем во временах и нравах.

На невидимых фронтах постановочных и планировочных цехов за крошечные зарплаты работают старожилы театра. А если таковых уж и нет, то бесконечная текучесть кадров обеспечена стопроцентно и по той же причине. Здесь разговоры про среднюю заработную плату в полмиллиона – это смех сквозь слезы. Конечно, речь идет о муниципальных или государственных театрах. И это касается всего коллектива.

Актерское мастерство в Казахстане оттачивается в "колыбелях" Асанали Ашимова и Евгения Обаева в Алматы. Кузница кадров есть и в Нур-Султане – это мастерские "Кыз-Жибек казахского кино" Меруерт Утекешевой, народной артистки Гульжан Аспетовой, мастеров сцены А. Омара, Лейлы Бекназар, Сергея и Натальи Матвеевых.

Кто из нас не любит красавца Берика Айтжанова, который недавно предстал перед зрителями в образе доктора Астрова в спектакле "Менің сүйікті ағатайым" (что поставлен по чеховскому "Дяде Ване")?

Кто не любуется талантливой и многогранной Алтынай Ногербек в постановке "7+1" (по роману Кена Кизи "Над кукушкиным гнездом")?

А "Евгений Онегин" ‒ результат коллаборации российских постановщиков и труппы столичного театра имени М. Горького - держится весь на молодежном составе труппы. Он свеж и прекрасен.

Было бы здорово застать момент, когда наши молодые режиссеры или актеры, или наши талантливые и тончайшие драматурги будут там, за рубежом, позиционировать и культивировать традиции открытой души и мудрости степного народа, не пряча их за банальным орнаментом, с гордостью представляя в характерах современников.

С обретением Казахстаном независимости в стране произошли кардинальные изменения во всех сферах: политической, экономической, социальной. Поначалу театр продолжал развиваться за счет ранее наработанных ресурсов. Однако со временем перед культурой и искусством страны встали задачи обновления художественного процесса. Прежде всего, это поиск национальной идентичности. Рост национального самосознания в условиях глобализации активизировал интерес к историческому прошлому, особенно к прежде закрытым страницам истории. На первый план выдвигается жанр исторической драмы, занявшей основное место в репертуаре театров. Главными персонажами спектаклей становятся Абылайхан, Махамбет, Амир-Темир, Томирис и другие герои.

На протяжении всего рассматриваемого периода репертуар театров наряду с историчес­кими спектаклями во многом определяли национальная классика и спектакли фольклорной тематики. Классика всегда привлекает внимание своей содержательностью, художественнос­тью, ценностными ориентирами, созвучием современным темам и проблемам. В классичес­ких произведениях режиссеры искали идеи и образы, соотносимые с новыми реалиями сов­ременности.

В постановках конца XX — начала XXI веков отражается поиск новых форм, разнообразие режиссерских интерпретаций, в которых метафоричность и поэтика фольклора позволяют выйти на уровень философских размышлений и образный язык притчи. Состояние театрального процесса в Казахстане отражают республиканские театральные фестивали. Ежегодно свыше десяти театров показывают свои лучшие спектакли. Публичные обсуждения постановок коллегией критиков придают форуму деловой рабочий характер и выявляют основные проблемы и тенденции развития.

Реальный театральный ландшафт Казахстана периода независимости относительно ров­ный и спокойный. В большинстве своем спектакли по художественному решению достаточно традиционные, поставленные по законам реалистического театра психологической направ­ленности. Важное ключевое место актуальной современной драматургии в репертуаре теат­ров занимают бытовые комедии, мелодрамы или коммерческие пьесы. Для национального театра жизненно необходимо отражать современную действитель­ность, вывести на сцену героя нашего времени. Основным препятствием на пути появления новых театральных форм, режиссерских решений является отсутствие новой качественной драматургии с современными темами и яркими героями, актуальными проблемами. Драма­турги по-прежнему находятся в поисках, а театр — в ожидании современных пьес.

В постановках НДТ проявились беспощадно трезвый взгляд на мир, жесткость решения спектакля и острая социальность театра. Важным творческим результатом для театрального процесса Казахстана стала вовлеченность артистов разных театров Алматы в проекты и пос­тановки НДТ, использовавшие новые театральные формы и средства выразительности, иной способ актерского существования. Репертуар НДТ этого периода отличался жанровым раз­нообразием: игрались спектакль-концерт, спектакль-импровизация, спектакль-перформанс, физический театр, широко был представлен танц-театр в собственных постановках театра и в совместных проектах. НДТ этого периода был связующим звеном между мировым театральным процессом и театрами Казахстана. С сезона 2004-2005 годов со сменой руководства изменилась политика и художественное видение мира НДТ.

Плодотворной практикой казахстанских театров оказалось сотрудничество с ведущими те­атральными режиссерами региона Центральной Азии: К.Аширом (Туркмения), В.Умаровым, О.Салимовым (Узбекистан), Б.Абдраззаковым, С.Усмоновым (Таджикистан), Н.Асанбековым (Кыргызстан), свободным туркменским художником — режиссером О.Ходжакули. Активно со­трудничают русские театры с российскими режиссерами. Такая совместная работа придает импульсы развития поискам новой художественной образности, пластической выразитель­ности, иной театральной лексики.

У них есть собственное режиссерское видение, часто не бесспорное, свой театральный стиль, понимание художественных задач и умение их воплощать. Ж.Хаджиев тяготеет к актуальному прочтению национальной классики, Е.Тапенов — к психологическому театру, Н.Жакипбай — к театру пластической выразительности, А.Рахимов — к условному театру символической образности, к метафоризации сценического решения. Надежды казахского театра сегодня связаны с молодыми театральными труппами, об­разованными на основе выпускных курсов Казахской национальной академии искусств им.Т. Жургенова: Казахский государственный музыкально-драматический театр им. С.Муканова (Петропавловск), Мангистауский областной музыкально-драматический театр им.Н.Жантурина (Актау), Молодежный театр (Астана). Молодость, художественная энергия пластичность, музыкальность, творческий азарт демонстрируют большой потенциал этих театров.

В современном казахском театре развивается потенциал национального сценического искусства путем поиска в игровой обрядовой природе фольклора новых сценических форм; развития метафоры как базы режиссерского решения, полифункциональной образной системы, многоуровневого изобразительного ряда. Театральный процесс современного Казахстана неоднозначен. В стране свыше пятидесяти театров, одиннадцать из них находятся в Алматы. В их числе национальные театры: казахские, русские, уйгурский, немецкий, корейский. Все они со своей историей, с основополагающими традициями национальной исполнительской школы. Большинство остальных составляют областные театры как .важные культурные центры. В условиях независимости Казахстана перед всеми театрами страны стоит задача художественного осмысления современности, раскрытия картины мира через жизнь нового героя в сопоставлении с новой исторической эпохой, включения судьбы персонажа в общечеловеческий контекст, поскольку театр является составной частью национальной культуры, а назначение театра — быть созвучным времени.

В своей статье "Независимость дороже всего" президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелевич Токаев подчеркнул важность этого года для подведения итогов достигнутого и выстраивания новых стратегических планов.

Действительно, 30 лет в историческом плане - это небольшой временной отрезок, но для нашего народа это целая эпоха кардинальной перестройки жизни страны в целом и каждого из нас в отдельности.

Независимость далась нашему народу не просто и выстраивалась на фоне глобальных экономических, социальных и политических кризисов мирового масштаба. Поэтому президент совершенно справедливо ставит перед нами, гражданами независимого Казахстана, вопросы, на которые каждый должен дать свои ответы: "Каких успехов мы достигли за тридцать лет?", "Какую страну оставим для следующего поколения?", "Что еще надо сделать, чтобы укрепить нашу государственность?".

Для нас, работников культуры, это тоже важный повод вспомнить о прошлом, задуматься над проблемами сегодняшнего дня и определить ориентиры на будущее. Ведь от тех, кто причастен к благородному делу формирования культурных ценностей общества, зависит очень многое.

Как справедливо отмечает глава государства, никакие экономические и социальные достижения не сделают государство процветающим, если в нем не будет развита культура.

Вот и нашему активно развивающемуся независимому Казахстану нужны креативно мыслящие, интеллектуально и духовно развитые люди. Молодым гражданам нашей страны необходимо прививать главные человеческие ценности: патриотизм, нормы морали и нравственности, принципы межнационального согласия и толерантности, молодежь надо духовно развивать, помогая им стать подлинно культурными личностями. Поэтому мы полностью поддерживаем политику, начатую Елбасы и продолженную нынешним президентом, направленную, в том числе, и на развитие культуры, укрепление вечных ценностей.

Сегодня мы, как и все наши соотечественники, испытываем гордость за достижения Казахстана в годы независимости. Многие казахстанцы, бывая в других странах СНГ, могут сравнивать результаты их развития с нашими за равный временной период. Нами очень много сделано за сравнительно короткий промежуток времени - всего за 30 лет. Об этом подробно говорит в своей статье Касым-Жомарт Токаев, разделив исторические годы на три важных периода, раскрывающих этапы Независимости: от создания новой государственности, начала модернизации и вхождения Казахстана в мировое пространство до укрепления его позиций на международной арене как сильной державы с мощной культурой, экономикой и зрелым политическим строем.

Сегодня Казахстан - страна, вошедшая в пятерку самых динамично развивающихся стран мира. И, самое главное, страна, именуемая "лабораторией дружбы народов" или "планетой ста языков". Казахстан - полиэтничное и многоконфессиональное государство, в нем в мире и согласии проживают свыше 120 этносов, для которых мощным объединяющим фактором духовного ориентира стали программы "Мәнгiлiк ел", "Культурное наследие", "Рухани жаңғыру" и знаковая статья "Семь граней Великой степи", инициированные Елбасы. Во всех этих программных документах звучит призыв к осмыслению и пониманию национального культурного наследия народов Казахстана, как неотъемлемой части мировой цивилизации.

Одной из значимых инициатив государства, укрепляющих международный культурный диалог, стал проект "Современная казахстанская культура в глобальном мире", реализуемый в рамках программы "Рухани жаңғыру".

При содействии Министерства культуры и спорта Республики Казахстан в разных странах мира с успехом проходят гастроли казахстанских театров, музыкальных коллективов, уникальные выставки древней цивилизации казахской степи, а также работы современных художников. По всему миру открываются центры казахстанской литературы и культуры. Важно отметить, что по инициативе Казахстана текущее десятилетие до 2022 года провозглашено ЮНЕСКО "Международным десятилетием сближения культур".

Вся эта огромная работа оказала большое влияние на формирование положительного имиджа страны, позволила продемонстрировать богатство и разнообразие культуры Казахстана, способствовала укреплению национального самосознания и идентичности народов, формированию нового культурно-исторического пространства страны. Результат этой многогранной работы мы видим уже сегодня: у наших соотечественников в корне изменился взгляд на историю своей страны, культуры и традиций. Кроме того, возрос интерес к Казахстану у зарубежной общественности.

Как показывает мировая практика, опыт прошлого, ценности и духовные основы развития страны не менее важны, чем приоритеты социально-экономической политики. Ведь об уровне культуры и цивилизации всегда судят по отношению людей к своему наследию, к тому достоянию, которое оставили нам предки. Именно это и есть сердцевина духовного единения нации.

Сокровищница культуры

Сегодня, находясь на пороге тридцатилетия нашей независимой республики, хотелось бы отметить огромный вклад Казахского национального академического театра оперы и балета имени Абая в развитие, пропаганду и популяризацию казахстанского оперного и балетного искусства. Наш театр по праву называют хранителем национальных оперных и балетных традиций от истоков до современности.

Великий Исаак Ньютон когда-то сказал: "Я видел дальше других, потому что стоял на плечах гигантов". Вот и мы опираемся на то, что было создано нашими предшественниками. Наши "гиганты" - это гении Великой степи Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет, Казангап, Дина, Абай Кунанбаев, Биржан Кожагулов, Жаяу Муса, Кенен Азербаев, Ахан-серэ. Это великие личности, стоявшие у истоков зарождения, развития и расцвета первого музыкального театра - Курманбек Джандарбеков, Шара Жиенкулова, Канабек и Куляш Байсеитовы, Гарифулла Курмангалиев, Жумат Шанин, Ришат и Муслим Абдуллины, Сара Кушербаева, Рамазан Бапов, Ермек Серкебаев, Бибигуль Тулегенова и многие другие. Созданный в далекие 30-е годы театр оперы и балета рос и мужал вместе со всей страной, обретя новое дыхание в годы независимости страны.

Кто-то из философов сказал, что театр - это история души человека, ее падений и восхождений. Это действительно так. Хотя в разные исторические эпохи театр был и трибуной, и средством воспитания умов, и кафедрой, и школой познания жизни.

Чем же стал для нас театр сегодня? Какой вклад внес он в развитие независимого Казахстана? Должен ли театр отвечать потребностям времени?

Безусловно. Я считаю, что сейчас у театра главная миссия - формирование нового человека в новом, изменившемся мире с прочными духовно-нравственными устоями. Ведь сегодняшний зритель настолько устал от различного рода карантинов, запретов, закрытых границ, финансовых и экономических проблем, которое сковали весь мир, что мы просто обязаны вселять в него оптимизм, доброту, понимание, что все сложности - проходящие, и есть вечные ценности, на которые надо ориентироваться, для того чтобы уверенно смотреть в будущее.

Поэтому, какие бы спектакли мы ни ставили, пусть даже с трагическим концом, мы всегда думаем, как дать зрителю оптимистический заряд.

Театр, как очень тонкий инструмент по формированию гражданской позиции, по воспитанию духовности, не может существовать вне времени. Вспомним, что КазНАТОБ, открытый в 1941 году, проводил огромную работу по поднятию духа фронтовиков, дав больше 1000 концертов, средства от которых были направлены на фронт. Так актеры, люди мирной профессии, проявляли в годы войны редкую душевную стойкость, а порой и настоящий героизм. Они понимали, что, хоть и гремят пушки, музы не должны молчать: искусство нужно фронту как духовный стержень, не позволяющий отступить и сломить свою веру в Победу!

Театр нужен и нам, сегодняшним, живущим не только в обновленном обществе, но и в новом столетии. О том, что театр необходим обществу, говорят сами цифры: за годы творческой деятельности только наш оперный театр поставил около 500 спектаклей! Огромная цифра! А когда Казахстан обрел независимость, КазНАТОБ имени Абая стал центром национального оперного искусства, обогатив за 30 лет свой репертуар множеством новых постановок.

Ни для кого не секрет, что история развития казахского оперного искусства связана с историей нашего театра. На легендарной сцене были поставлены практически все оперы и балеты национального наследия, и крайне важно сохранить историческую правду о первых казахских спектаклях, поставленных в первые годы зарождения и становления профессионального оперного искусства талантливыми казахскими мастерами.

К слову, театр проводит в этом направлении огромную работу по сохранению и восстановлению золотого фонда казахского музыкального театра. Так, в честь 75-летия со дня премьеры жемчужины казахского оперного искусства и в канун 175-летия со дня рождения великого просветителя, философа Абая Кунанбаева наш театр представил уникальный проект "Абай опера-Гала". На театральной сцене была показана историческая постановка оперы А. Жубанова и Л. Хамиди "Абай" режиссера Курманбека Джандарбекова в сценографии Кулахмета Ходжикова, в которой выступили исполнители главных партий трех поколений - от именитых мастеров оперы до молодых исполнителей, ровесников Независимости.

Не стал исключением и 2020 год. Несмотря на карантинные ограничения, наш театр представил яркую премьеру первой казахской оперы "Кыз Жибек", поставленной в честь 115-летия основателей первого музыкального театра - Евгения Брусиловского, Курманбека Джандарбекова, Каныбека Байсеитова. Особенностью спектакля стало полное восстановление музыкального материала партитуры Евгения Брусиловского и литературной основы оперы, созданной великим Габитом Мусреповым.

Театр является хранителем всех опер и балетов, написанных казахстанскими композиторами. По рукописям нашей библиотеки можно проследить всю историю становления и развития композиторской профессиональной школы. Уникальная раритетная нотная коллекцией представлена редкими партитурами и авторскими клавирами опер и балетов.

И сегодня, следуя заветам Елбасы и президента, необходимо сделать эти уникальные произведения понятными и доступными широкой аудитории, этим историческим наследием должен обладать весь народ. Уже в этом году наш театр совместно с генеральным спонсором намерен провести оцифровку нотного депозитария, чтобы не допустить утраты наследия и сделать его достоянием широкой общественности.

Новый статус как признание заслуг

Мы горды тем, что в честь Дня независимости Республики Казахстан указом президента Касым-Жомарта Токаева Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая получил почетный статус Национального!

Это высокая оценка нашего труда со стороны государства, которая ко многому обязывает. Это заслуга всего нашего многочисленного коллектива - артистов, дирижеров, балетмейстеров, хормейстеров, режиссеров представителей всех поколений - от истоков и до сегодняшнего дня.

Мы и впредь будем делать все возможное, чтобы наше национальное искусство было не только узнаваемым, но востребовано во всем мире. Ведь только культура способна преодолевать любые преграды, в том числе и карантинные барьеры. Поэтому и сейчас, несмотря на все сложности, театр останется генератором новых творческих проектов, премьер, ярких и эмоциональных выступлений артистов.

Только представьте: за период карантина наш театр выпустил в эфир 300 видеопрограмм, концертов, роликов, которые посмотрели свыше трех миллионов зрителей не только в Казахстане, но и далеко за его пределами! И это позволило КазНАТОБ имени Абая занять третье почетное место в рейтинге театров СНГ по количеству интернет-зрителей и разнообразию онлайн-программ в период всеобщего мирового карантина, уступив лишь Большому театру России и Большому театру Беларуси.

Я считаю, что все наши достижения стали возможными, потому что Независимость страны подарила нам особый дух свободы творчества, "намоленный" нашими предшественниками. Именно это позволило Казахскому национальному академическому театру оперы и балета имени Абая стать интеллектуальным достоянием нации, культурным брендом Казахстана.

Традиции, заложенные величайшими деятелями казахского искусства, достойно продолжает нынешнее поколение артистов. За годы независимости выросла целая плеяда молодых талантливых исполнителей, получивших блестящее образование и возможность выступать на самых престижных сценах мира. Они формируют современный культурный облик Казахстана. Они представляют нашу страну на международной арене, олицетворяют ценности Независимости. И вдвойне приятно, что президент предложил учредить грант "Тәуелсіздік ұрпақтары" в поддержку молодых талантливых казахстанцев.

Только независимость позволила нашей стране и нашей культуре стать узнаваемой во всем мире, покоряя города и страны глубиной, красотой и неповторимостью музыки наших степей, изяществом и высочайшем мастерством артистов балета. Только теперь мы в полной мере осознали, что искусство поистине не имеет границ.

Сегодня наш театр активно сотрудничает с зарубежными коллегами: приглашает международные постановочные группы, обменивается артистами, дирижерами, балетмейстерами, проводит и участвует в конкурсах и фестивалях оперы и балета мирового уровня. Только за последние два года КазНАТОБ имени Абая стал официальным членом ведущих ассоциаций России, Европы и Азии, тем самым укрепляя дружеские отношения между странами, популяризируя и продвигая казахстанскую культуру.

Мы уверены: Казахский национальный академический театр оперы и балета имени Абая был и останется родным домом казахского искусства, в котором живет история нашей культуры и память о многих выдающихся личностях. Приходя в этот Дом, каждый алматинец и гость нашего города сможет прикоснуться к величию Казахской оперы и найти в ее мелодиях нечто созвучное своему внутреннему миру.

Эту задачу сохранения своего наследия президент поставил перед обществом, в том числе перед деятелями культуры, искусства. Мы полностью поддерживаем то, что, оставаясь частью мирового сообщества, мы должны трепетно относиться к своим корням. Нельзя отрываться от своей самобытной культуры и уникальных традиций, которые составляют нашу национальную идентичность. Только оберегая и укрепляя ее, мы сможем сохранить себя в цивилизационном хаосе.

Директор, заслуженный деятель РК, композитор Ая Калиева


Крупнейший город Казахстана – Алматы. Ведь именно в этом городе более 200 различных культурных организаций. Все желающие могут насладиться чудесной музыкой в филармонии, полюбоваться картинами в художественных галереях, побывать в уникальных музеях редкой книги и Алматинской железной дороги, а также посетить кинотеатры и цирк. Отдельное внимание стоит уделить театрам Алматы. Ведь именно они считаются главным культурным центром города. В статье мы расскажем о самых популярных театрах Алматы; актерах, играющих в них; и о спектаклях, которые могут посмотреть зрители. Давайте начнем.


История развития театров в городе Алматы

Развитие театрального искусства связано с началом ХХ века. Именно тогда в Алмате открылся первый театр. Город строился, развивались все сферы общественной жизни, не оставалась в стороне и культура. До войны здесь был открыт Театр оперы и балета имени Абая. Здесь можно было насладиться красотой балетных номеров, чудесными декорациями и мастерством актеров. Вскоре его заслужено полюбили зрители со всех уголков СССР. В годы войны здесь находилось в эвакуации большое количество творческих личностей, которые старались развивать театральное искусство города. Их усилия не прошли даром, и вскоре театры Алматы получили заслуженное признание в Европе. Увеличивался список их наград и достижений. Появлялись театры, воспевающие национальную культуру народов, проживающих в Казахстане.

На сегодняшний день в городе 10 театральных учреждений. Появились студии, где ставят спектакли молодые режиссеры, здесь можно увидеть классические произведения в совершено новой трактовке. Также действует Театр оперы в Алматы, детские театральные учреждения и другие. Такое разнообразие видов сценических постановок сможет удовлетворить запросы любого посетителя, независимо от его возраста.

Театр имени Аббая

Театр оперы и балета имени Абая

Один из главных театров города. Появился он в 1934 году на базе музыкальной студии. Изначально был просто оперным, но в 1938 году здесь была сформирована балетная труппа, благодаря которой он стал театром балета. В Алмате в годы войны трудились лучшие деятели культуры СССР. Они внесли огромный вклад в его развитие. В 1945 году театру было присвоено имя знаменитого казахского философа и поэта Абая. Здесь ставилось много интересных постановок из классики русской и европейской литературы.

Сегодня Театр оперы и балета имени Абая – одно из главных культурных достояний Алматы. Шикарное снаружи здание в стиле ампир, украшенное многочисленными колоннами и традиционными элементами казахской культуры. Внутри театр так же прекрасен. Посетители могут насладиться постановками в большом уютном зале с комфортными сиденьями и огромной сценой. Еще у театра есть собственный музей, где можно посмотреть старинные документы, связанные с развитием учреждения, костюмы прошлых лет и афиши, сохранившиеся с 30-х годов XX века. В репертуаре отлично сочетаются национальные казахские постановки и классика русской литературы.

Драматический театр Ауэзова в Алматы

Драматический театр Ауэзова (Алматы)

Первое театральное учреждение города. Изначально театр был создан в городе Кызыл-Орде, но вскоре переехал в новое, более удобное здание в Алмате. Здесь трудилось множество талантливейших актеров, режиссеров, писателей. Стоит особо отметить Мухтара Ауэзова, он работал над созданием сценариев первых спектаклей. Имя этого популярного казахского писателя в 1961-м было присвоено театру.

Первые спектакли были посвящены быту национального народа и становлению СССР. На данный момент репертуар театра (Алматы) насчитывает более 50 разнообразных спектаклей. От масштабных классических постановок до новых авторских произведений. Все они идут на казахском языке, а дублер за кулисами транслирует их на русском. Недавно в театре прошла премьера двух спектаклей: "Плач о погибшей песне" (он посвящен последним часам жизни казахского композитора Биржан-сала Кожагулулы и его душевным терзаниям) и "Три сестры" (нестареющая чеховская классика).

отзывы зрителей

Кукольное царство: "Зазеркалье"

Чудо-место для самых маленьких посетителей. Посещение театра – всегда праздник для ребенка и приятные впечатления надолго. Оно способствует развитию творческого мышления. Через самые простые спектакли учат детей важнейшим ценностям жизни и просто дарят им улыбку и счастливый смех. Кукольный театр – это особый мир, который не оставит равнодушным ни одного ребенка.

Появился театральный мир "Зазеркалья" в 1989 году, а за годы своей деятельности добился мировой известности. Огромный репертуар популярных детских сказок, потрясающие актеры-кукловоды и яркие декорации – все это ждет посетителей. Сейчас в театре с успехом идут премьеры таких спектаклей: "Яблочко счастья" (учит главному: если хочешь быть счастливым, просто будь им), "Снежная королева"(спектакль о дружбе, которая не знает преград), "По дороге к мечте" и другие.

алматы театр балета

Корейский театр музыкальной комедии

История этого учреждения начинается с 1932 года. Театр – настоящий путешественник, поменявший много городов, прежде чем навсегда остаться в Алмате. Он быстро понравился местной публике и заслужил ее любовь. Основное направление деятельности – развитие корейских традиций через взаимодействие с традициями других народов. Репертуар театра очень разнообразен. Здесь можно посмотреть балет, драму, вокальные постановки. Особой популярностью у зрителей пользуются такие: "У вечного огня" и "Сквозь поколения" (потрясающий фестиваль корейского танца). Всем желающим окунуться в традиции культуры Кореи советуем посетить данное учреждение культуры.

репертуар театров алматы

Отзывы посетителей

Зрители, посещающие театры в Алмате, оставляют только восторженные комментарии. Всем очень нравится доброжелательная атмосфера, богатый выбор спектаклей и потрясающая игра актеров. Многие советуют посетить театры Алматы тем, кто там ни разу не был. Ведь здесь всем зрителям гарантированы положительные эмоции и душевный отдых!

Читайте также: