Сообщение о стоянках древних людей на территории волгоградской области

Обновлено: 06.07.2024

Древний каменный век — Палеолит — самая протяженная эпоха в истории человечества, начавшаяся более 2,5 млн. лет назад и закончившаяся примерно 10-12 тыс. лет назад. Подразделяется на олдувай (2,5 — 1,5 млн. лет назад), ашель (1,5 млн. — 200 тыс. лет назад), средний палеолит (200 — 40 тыс. лет назад) и верхний или поздний палеолит (40 -10 тыс. лет назад). Металл известен не был, люди использовали в качестве орудий каменные, костяные и деревянные изделия. Основное занятие — охота и собирательство.

Примерно 40 тыс. лет назад происходит т.н. “верхнепалеолитическая революция”, в результате которой появляется и широко распространяется более совершенная технология расщепления камня, первая керамика, древнее искусство в виде наскальных росписей, статуэток. Первые сведения о палеолите на территории Волгоградской обл. появляются в конце 20-х гг. XX века и связаны они с проведением рекогносцировочных работ на трассе будущего Волго-Донского канала. Целенаправленные поиски палеолитических памятников начались в середине 60-х гг. В результате деятельности экспедиций АН СССР, в которые привлекались местные краеведы, на территории области были обнаружены более десяти стоянок и местонахождений древних людей.

В 80-е гг. на основе материала, собранного краеведами, в Волгоградской обл. стали работать палеолитические экспедиции. В настоящее время количество палеолитических местонахождений в области превысило 60. Наиболее известна среднепалеолитическая стоянка Сухая Мечетка, исследованная на северной окраине Сталинграда в 1952, 1954 гг.


Палеолитическая стоянка СУХАЯ МЕЧЁТКА, ранее называвшаяся Сталинградской, расположена на правом берегу Волги в черте Волгограда на правом склоне балки Сухая Мечетка в 1,5 км от ее устья. Открыта в 1951 г. А.И. Коптевым и М.Н. Грищенко. В том же году предварительно разведывалась М.Н. Грищенко и С.Н. Замятниным. В 1952 и 1954 гг. исследована Сталинградской палеолитической экспедицией под рук. С.Н. Замятнина.

Культурный слой стоянки был перекрыт 15-метровой толщей континентальных отложений и 5-тиметровым слоем морских раннехвалынских осадков. Стоянка, исследованная на площади 650 кв. м., представляет собой поселение на открытом участке местности. Два раскопа, западный и восточный, разделялись овражком и являлись единым целым. Культурный слой залегал в непереотложенном состоянии, что подтверждается непотревоженностью золистых пятен и неокатанностью краев каменных изделий. Золистые пятна, или очаги, располагались на площади стоянки двумя параллельными линиями – три и два очага. В качестве топлива использовались в основном кости животных. К очагам тяготела основная масса находок каменных орудий и расщепленного камня, осколков, обломков костей животных. В качестве сырья использовались цветной кремень, кварцит и сливной песчаник, в редких случаях окаменелое дерево и мягкий песчаник.

Основную массу каменных находок составляют продукты расщепления: отщепы и чешуйки. Нуклеусов обнаружено 16 экз., преобладают многоплощадочные ядрища с радиальными и параллельными приемами расщепления. Среди орудий есть двусторонне обработанные формы (ножи-бифасы, листовые бифасы с симметричными и асимметричными лезвиями, бифасы-скребла и др.), а также многочисленные скребла, наконечники, остроконечники, асимметричные острия. Большинство исследователей относит стоянку в балке Сухая Мечетка к микулинскому межледниковью (130-100 тыс. л.н.).


Новый каменный век — НЕОЛИТ (от греч. neos — новый и lithos — камень). Термин был предложен англичанином Д. Леббоком для позднейшего этапа каменного века. В это время значительно усовершенствовалась техника обработки каменных орудий труда, были освоены такие приёмы обработки камня как шлифование, сверление и пиление. Появляется и входит в широкий обиход глиняная посуда. Тогда же возникает прядение и получает развитие ткачество. Завершающим первобытный этап развития человеческой культуры явлением стала так называемая неолитическая революция, под которой известный английский ученый Г. Чайлд подразумевал качественный скачок в экономике — переход от присваивающих форм хозяйственного уклада (охотничьего, рыболовческого, собирательского) к их производящим видам (земледелию и скотоводству).

На территории Волгоградской области памятники развитого и позднего неолита, а также пережиточного неолитического и раннеэнеолитического (медно-каменного) периода представлены рядом стоянок с разной степенью сохранности культурного слоя. Они находятся у пос. Каменка, Латошинка и Орловка на северной окраине Волгограда, в Царицынской балке, близ ст. Качалино на Дону, по побережью и на островах Цимлянского водохранилища (Донская, хут. Задоно-Авиловский, Ложки, пос. Приморский, пос. Пятиморский), на р. Чир (ст. Лагутинская) и на северо-западе области — притоке Хопра р. Бузулук (хут.Козлиновский и ст. Староаннинская). По аналогиям с материалами памятников сопредельных территорий датируются они (по некалиброванным радиоуглеродным определениям) V – перв. пол. IV тыс. до н.э. При их обследовании были обнаружены фрагменты орнаментированной лепной остродонной и плоскодонной керамики, многочисленные изделия из кремня, кварцита, представленные геометрическими микролитами и орудиями макролитических форм (наконечниками дротиков и стрел, оббитыми и шлифованными топориками, тёслами и др.).

Уникальный археологический памятник эпохи среднего палеолита находится в северной части Волгограда.


На самом севере Волгограда есть уникальный археологический памятник эпохи среднего палеолита. Это стоянка Сухая Мечетка, где жили 100 тысяч лет назад неандертальцы. Она уникальна в первую очередь благодаря сохранности ее культурного слоя.

Место это находится практически в устье реки Сухой Мечетки, где она впадает в Волгу. Впервые в этой местности орудия труда древнего человека были обнаружены в 1951 году. В те годы правительство страны решило построить на берегах Волги, в северной части Сталинграда самую мощную в Европе гидроэлектростанцию. Ложе будущей ГЭС тщательно обследовали геологи. При очередной закладке шурфа или зачистке склона крутого обрыва в руки воронежских геологов случайно попали каменные орудия труда архаического облика. Информация была передана археологам.

Коллекцию находок изучил ленинградский ученый-палеолитчик Сергей Замятнин. При первом осмотре каменных орудий он решил, что они изготовлены руками человека, жившего здесь примерно 60–70 тысяч лет назад. В 1952 году ученый организовал экспедицию в Сухую Мечетку. Археологи произвели зачистку, чтобы добраться до культурного слоя. Пришлось применять даже взрывные работы, чтобы снять шесть метров пустого грунта. Как показали раскопки, глубина залегания орудий труда древнего человека на этой стоянке нередко достигает 23 метров. Результаты исследований показали, что первые люди поселились на берегах реки, сегодня называемой Волгой, 100 тысяч лет назад.

Археологи выявили много предметов тех далеких времен. В первую очередь это были каменные орудия труда: рубила, остроконечники, ножевидные пластинки, проколки. Всего около 4000 предметов. В Сухой Мечетке также были обнаружены фрагменты костей животных, на которых когда-то охотился неандерталец. Это были мамонты, шерстистый носорог, зубр, тур, антилопа сайга, тарпан (дикая лошадь). И более мелкие животные: зайцы, волки, лисицы, байбаки. На территории стоянки обнаружены также следы нескольких примитивных построек — шалашей. Около них зачищены пятна золы от кострищ.

К сожалению, в Сухой Мечетке не найдены останки древнего человека. Однако орудия труда позволили археологам сделать вывод, что здесь жили люди неандертальского типа. Как известно, впервые кости такого древнего человека нашли в Германии в 1856 году в долине реки Неандер недалеко от Дюссельдорфа. С тех пор ископаемых людей, относящихся к этому хронологическому периоду, принято называть неандертальцами.

В 50-х годах прошлого века ученым удалось исследовать только 650 квадратных метров площади стоянки. Однако ее территория, скорее всего, была два раза больше. Памятник имеет мировое значение: его материалы упомянуты не только в энциклопедической литературе, они представлены даже во Всемирном музее камня в австралийском Сиднее. Каменные орудия труда, найденные при раскопках в Сухой Мечетке, хранятся в Волгоградском областном краеведческом музее.

СЮЖЕТ

В настоящее время большая часть мечеткинского городища считается уничтоженной при строительстве гаражного кооператива, несмотря на то, что в 1974 году постановлением Совета Министров РСФСР стоянка была включена в список памятников республиканского значения.

Волгоградская область была покрыта солеными водами целых 7 раз. Находящийся на Русской равнине регион на протяжении нескольких миллионов лет был всего лишь дном огромного моря. И у этого есть несколько свидетельств

Каменноулольное море
На первый взгляд Волгоградская область — сухопутный регион, но известняк говорит нам об обратном. Он главный свидетель того, что в Каменноугольный период Палеозойской эры здесь было море. В известняке археологи нашли минералы, остатки древних пород и морских животных. Известняковые отложения находятся в Жирновском и Фроловском районах.

Пермское море
В Пермский период Палеозойской эры тоже существовало море, которое так и называли – Пермским. Оно было меньше Каменноугольного, но имел более высокий уровень соли. Со временем море превратилось в залив, который, усыхая с каждым годом, стал озером Эльтон. Можно сказать, что Эльтон – минипрообраз Пермского моря.

Мезозойская эра
Примерно 245 миллионов лет назад на территории Заволжья образуется еще одно море, в которое впадает большая река. А 185 миллионов лет назад в середине Юрского периода с океана Тетис в регион снова проникло море, которое затопило всю территорию Нижнего Поволжья. Здесь море жили белемниты и аммониты — родственники современных кальмаров и осьминогов. А ещё акулы и ихтиозавры.

Казнозой
65 миллионов лет назад в Палеогеновый период появилось новое море. Ученые назвали его Сызраньским или Южно-русским. Климат в это время стал тропическим и вокруг цвели джунгли: росли пальмы, магнолии и кипарисы. Рельефы его дна можно встретить в Щербаковском природном парке Камышинского района. Называются они Столбичи.

Итоговое море
Последнее море зафиксировано исследователями 70 тысяч лет назад. Во время таяния ледников произошло переполнение Каспийского моря, оно вышло из берегов и разлилось вширь. Прикаспийская низменность была полностью затоплена до города Хвалынска Саратовской области.

2,5 миллиона лет назад древние люди научились пользоваться каменными орудиями. Этот период в истории называется Палеолитом. В Волгоградской области краеведы обнаружили 60 стоянок гоминидов. Наиболее известная из них расположена на правом берегу балки Сухая Мечетка, которая находится в районе Спартановки.

Стоянку открыл воронежский археолог Михаил Грищенко в 1951 году. Позже, в 1952-1954 годах её изучал исследователь из Ленинграда Сергей Замятин.

Ученые обнаружили пять жилищ древних людей. Среди их находок: кости лошадей, мамонтов, зубров и сайгаков, каменные орудия труда древнего человека, а также следы очагов, рядом с которыми нашли наибольшее количество останков. Это свидетельствует о том, что здесь существовали и дома, которые, возможно, имели форму конуса.

Сейчас найдено 8 тысяч каменных орудий. Среди них — 365 каменных орудий из кремня, кварцита, песчаника. Это — рубила, ножевидные пластинки и остроконечники.

В это время люди стали использовать изделия из бронзы. Тысячелетие представлено древнеямной, катакомбной и срубной культурно-историческими общностями.

В III тысячелетии до н.э., в эпоху среднего бронзового века ямная культура сменяется катакомбной. История этой культурой началась на Северном Кавказе, а потом дошла и до территории Волгоградской области. Захоронения проходили в погребальных камерах катакомб. Основные произведения этого периода: плоскодонная керамика, каменные и бронзовые топоры, молоточковидные булавки, ножи, украшения, каменные булавы. Катакомбные племена занимались скотоводством и земледелием.

Во второй четверти II тыс. до н.э. катакомбные племена в наших степях сменяет срубная культурно-исторической общность. Людей теперь хоронят в деревянных срубах. Из инвентаря выделяются ножи, топоры, позже — кельты, серпы и жатвенные ножи. Люди срубной культуры занимались бронзолитейным производством, а также скотоводством и земледелием. В Волгоградской области найдены катакомбные могильники в Калачевском, Иловлинском и Котельниковском районах.

Отдельного внимания заслуживает Святилище Трёхостровское — древнее святилище эпохи позднего бронзового века, которое показывает культ огня у древних народов. Памятник находится в 7 км от станицы Трехостровской Иловлинского района. Это искусственный холм высотой 3 м и диаметром около 150 м. Холм окружает ров, ширина которого достигает от 24 до 32 м, а современная глубина — 2 м. Этот памятник связан с религией людей того времени (индоиранская общность). Обряды святилища подробно описаны в ведийской и авестийской литературе.

Железный век (VIII в. до н. э. – IV в. н. э) – то время, когда люди стали пользоваться железным оружием и железными орудиями труда. В Нижнем Подонье в этот период жили ираноязычные савроматские (VII – IV вв. до н.э.) и сарматские (IV в. до н. э. – IV в. н. э.) племена.

Для изучения археологов от этих народов остались захоронения под курганными насыпями, в которых находились мечи и кинжалы, наконечники стрел, защитные доспехи, детали конской упряжи, фибулы и другие вещи, изготовленные из железа.

Савроматская культура дошла до нас лишь древними захоронениями под курганами. Вооружение и конное снаряжение савроматов выполнено в традициях скифо-сибирского звериного стиля. Любопытная особенность савроматской культуры – это погребения женщин-жриц. В гробницах находили особый набор вещей (костяные туалетные ложечки, предметы вооружения и т.д.). Эти погребения подтверждают свидетельства древних авторов об особом положении женщины в обществе савроматов. По легенде предками савроматов были амазонки и скифы. Наиболее известными археологическими памятниками этого периода на территории Волгоградской области считаются погребения в районе Винновки, возле Бекетовки на краю Ергенинской возвышенности.

Культура сарматов сложилась в Южном Приуралье. В конце IV – начале III в. до н.э. распространяется в Нижнем Поволжье. Погребальные обряды у этого народа отличаются от савроматов. Сарматы клали в могилы мечи с серповидным навершием и дугообразным перекрестием и зеркала с валиком по краю. Большое количество сарматских погребений этого периода было раскопано археологами в пределах Красноармейского района, а также южных окраин Волгограда.


В одном из сражений на территории Малой Азии эллины пленили амозонок и попытались на кораблях вывезти женщин к себе домой, но в открытом море амазонки перебили всех греков, и, захватив корабль, прибыли к поселению Кремны на берегу Меотийского озера (Азовского моря).

Воительницы стали грабить землю, принадлежавшую скифам. Между ними разыгралась битва. Захватив несколько трупов, скифы поняли, что воюют с женщинами. Сражение прекратилось. Скифы подослали к амазонкам своих юношей, чтобы те заключили с женщинами брак и произвели воинственное потомство. После этого они объединились и стали жить вместе. Но гордые амазонки сказали, что не уживутся со скифскими женщинами, так как совсем не приучены к женской работе, и предложили жить отдельно. Взяв свою долю наследства, они переправились на другой берег реки Танас (Дон) и прошли три дня пути на восток, а затем три дня пути на север, и пришли в место, где живут и поныне, а потомство их стало именоваться савроматами.

Исследователи-археологи предполагают, что эта история могла быть реальной, потому что в женских погребениях савроматов часто находят военное вооружение.

В средние века в нашем регионе жили тюркоязычные кочевые племена: гунны, хазары, огузы, печенеги и половцы (кыпчаки).

Гунны – кочевой народ из Приуралья. Предки гуннов — тюркоязычные хунну, угры и сарматы. Массовое переселение гуннов на Запад с 70-х годов IV в. Превратилось в Великое переселение народов. Подчинив ряд германских и других народностей, гунны возглавили мощный союз племен, который разграбил и опустошил многие страны. Наибольшего могущества гунны достигли при Аттиле. После смерти Аттилы (453 г.) гуннский племенной союз распался. Археологических памятников времен гуннов практически нет в восточноевропейских степях. Несколько погребений ученые нашли у хутора Верхнепогромный, в селе Нижняя Добринка и в городе Ленинске.

Хазары – полукочевой тюркоязычный народ, входивший в VI в. в состав Тюркского каганата. После его распада на территории Дагестана в VII в. возник Хазарский каганат. Они жили в степях Нижнего Дона и правого берега Волги. На Нижнем Дону находились важные крепости хазар: Семикаракоры и Правобережное.

На новой территории Хазарский каганат становится огромным государством. Интересно, что основную часть населения каганата составили болгары и аланы, а сами хазары были этническим меньшинством. Археологически Хазарский каганат представлен салтово-маяцкой культурой. Падение Хазарского каганата связано с вторжением огузо-печенежских орд. А разгром Хазарии завершил русский князь Святослав в 965 – 966 гг., захватив его столицу Итиль и крепость Саркел.

Хазары делились на черных и белых: первые были зависимым населением, а вторые считались аристократами и состояли в личной военной дружине кагана. Черные хазары поселялись в степях и занимались земледелием, а белые сохраняли кочевой образ жизни.

Огузы – союз кочевых племен, который помогает Святославу победить хазар, а после – превращаются в военно-политическую силу в Северном Прикаспии, Волго-Донском междуречье и на Нижнем Дону. Ахреологически огузы известны по погребальным памятникам. В могилы к покойникам огузы клали черепа, конечности и сбрую коней. Встречаются парные и коллективные захоронения. Женщин и детей хоронили в специальных бронзовых амулетах-оберегах. Захоронения огузов находили у сел: Верхний Балыклей, Заплавное, Калиновка, Новоникольское; и у поселков: Приозерный, Ченин и Пятнадцатый Поселок.

Печенеги – тюркоязычные народы, кочевавшие в VIII – IX вв. в заволжских степях. В начале X в. печенежские орды уходят в Приазовье и Подонье, что приводит к упадку и крушению Хазарского каганата. По данным русских летописей печенеги впервые появляются у границ Руси в 915 г. В 1036 г. печенегов, осаждавших Киев разбил князь Ярослав Владимирович, после чего они перестают быть реальной силой. Печенежские погребальные памятники есть и в Волгоградской области, они находятся в Заволжье, по течению рек Торгун и Ерулсан.

Половцы (кипчаки, команы) – кочевой тюркоязычный народ. В XI в. они переселились из Юго-Западной Сибири в восточноевропейские степи. До начала XIII в. они совершали постоянные набеги на русские княжества. Позднее половцы вошли в состав Золотой Орды. Археологически культура этого времени представлена малыми курганами южнорусских степей и впускными погребениями в насыпи более ранних эпох.


Владислав Иванович Мамонтов, профессор ВГПУ

Многие из волгоградцев наверняка думают, что все значимые исторические события, сенсационные археологические открытия происходили где-то там, далеко, в Греции или Риме, Египте, Индии или в Мессопотамии. А если взять территорию поближе, то в Причерноморье или в юго-западных районах России. А наш край был где-то на обочине всемирной истории… И, конечно, они будут не правы.

Ни одна из областей России не имеет такого интересного исторического прошлого, как Волгоградская. Ведь доисторическая жизнь Волго-Донского региона начинается с эпохи палеолита, с эпохи камня.

Результаты раскопок были для археологов ошеломляющими: человек появился на берегах будущей Волги 100 тысяч лет назад!

С самого начала полевых исследований экспедицию преследовали трудности. Уровень слоя стоянки со следами деятельности древнего человека залегал на глубине почти 20 м от современной поверхности. Копать вручную такую гору земли - трудно и долго. Из-за обрывистых высоких склонов балки землеройную технику применить нельзя. И тогда, впервые за всю историю российской археологи, на помощь специалистам приходит взрывчатка.

Казалось, что это несовместимо: взрыв и тщательная зачистка культурного слоя, содержащего кости древних животных, орудия труда далекого прошлого. Но взрывники настолько точно рассчитали силу заряда, что часть верхнего слоя почвы направленным взрывом была выброшена в сторону реки, нижняя часть - разрыхлена и сдвинута бульдозером. Потом стала расчищаться площадь самой стоянки.


Костные останки людей, попавшие в руки специалистов-антропологов, позволили реконструировать внешний облик неандертальца.

Это – небольшого роста (155-160 см) мускулистая особь с хорошо развитыми сильными ногами, которые позволяли древнему охотнику преследовать животное в течение многих часов. На широком лице с крупными выступающими челюстями выделялись надбровные дуги, из-под которых смотрели глубоко посаженные глаза. Нос короткий, прижатый, с широкими ноздрями, череп - вытянутый с покатым лбом. Всё тело покрыто короткими жёсткими волосами. Красавцем такого не назовешь!

Но небольшие сообщества этих людей сумели выйти победителями в борьбе с суровой природой. Они не только выжили, но и в сравнительно короткое время освоили огромные пространства от западной Европы до Волго-Донского региона.

Так, 100-75 тысяч лет тому назад на низменные берега огромного тёплого моря (Каспийское и Чёрное моря были тогда единым водным бассейном), как предполагают специалисты, откуда-то из района Крыма пришла группа людей, может быть в 30-40 человек – первобытных охотников, собирателей. Дальше на восток пути не было - до самого горизонта плескалась вода.

Несколько жарких костров горело и посреди свободных площадок между шалашами. Около них разделывали убитую мелкую живность, жарили куски мяса (здесь найдены расщеплённые кости животных), принесённые с места охоты.

Огонь мог быть добрым, и тогда он согревал обитателей стоянки, делал вкусным жареное мясо, с его помощью отгоняли от стоянки хищников. Но он мог быть и злым, когда кто-то нечаянно обжигал себя, горела хижина, степь или лес…

Поэтому огонь берегли, постоянно подбрасывая сучья, коряги, ему поклонялись, духу огня приносили жертву. Около огня решались многие племенные вопросы. Именно к нему довольные охотники после удачной коллективной облавы приносили куски мяса бизона, зубра, иногда носорога или мамонта, либо туши таких животных, как сайга, олень, тарпан. Голодные обитатели стоянки тут же бросали куски или целую тушу на огонь большого костра.

Что это? Конечно, это духи, которые всюду окружают человека. Есть добрые, помогающие ему в охоте, в жизни - их надо благодарить, взывать к ним о помощи, поддержке. А есть злые, которые только и думают, как бы навредить, испортить человеку охоту. Их тоже надо ублажить, чтобы не мешали, не обращали внимания на действия охотника. Отсюда, вероятно, пошли зачатки первобытной языческой религии.

Дух леса. Где он находится? Поздней осенью куда-то исчезают все птицы, перекочевывают некоторые животные, исчезает листва с многих деревьев. Наступают холода. Но остаются зелёными хвойные деревья.

Человек полагал, что именно здесь и прячется дух леса. Это он забирает к себе живность и убивает растительность. Надо молить его, чтобы со временем он всё возвратил назад. Поэтому, идя на охоту в лес, человек всегда приносил подношения сосне или старой ели: вешал на неё кусочки кожи, шерсти животных, которых намеревался убить, клал камешки, яркие цветы. А когда возвращался назад с добычей, то, конечно, отрезал кусочки мяса или среди ветвей устанавливал голову убитого животного. И знал человек, что теперь добрый дух леса будет доволен, поможет ему и в следующий раз.

Обычай древний. Но он, пройдя через тысячелетия, уже в ином виде остался жить и среди нас. Вспомните Новый год. Вот уже много лет на этот праздник в доме или на улице устанавливается елка. А ветви её украшаются игрушками. А в прошлом веке на ветвях часто крепились даже орехи, пряники, конфеты, которые потом, после хоровода, раздавались детворе.

Когда у костра собирались жители стоянки, особенно после охоты, все, конечно, хотели узнать, как проходила погоня за животным, нападение на него, как вели себя мужчины и подростки. Словарный запас не позволял ярко описать это динамичное и опасное событие, и тогда на помощь приходила мимика, телодвижения.

Вот когда зародилось театральное действо! Кто-то изображал пасущихся животных, остальные играли себя - охотников. Зрителям из этой пантомимы становилось понятно, как охотники осторожно подбирались к стаду, окружали его, прячась за кустами и высокой травой. Вот насторожился вожак зубров, почувствовав движение охотников, мечущих деревянные копья в растерянных животных. Раненное животное бьётся, катается по земле, пытаясь ударить копытами наседающих людей. Но вот оно уже бездыханно, и туша торжественно несётся к костру. Всем всё понятно.

К этому же периоду относится, как считают этнологи, зарождение ритуальных боевых, свадебных, охотничьих танцев, которые исполнялись под первые музыкальные ударные инструменты - пустые черепа животных, отдельные крупные кости или обрубки пеньков. Всё это сопровождалось ритмичными движениями, выкриками и пением известных заклинаний, имен всесильных духов-покровителей.

В это время у людей появился обычай хоронить своих соплеменников.

В поздний каменный век человек делает первые успехи в изобразительном искусстве. В обжитых пещерах на стенах найдены многочисленные изображения различных крупных животных. Они нарисованы углём, охрой или мелом с достаточно точной передачей деталей тела, движения, бега, и даже следов охоты (воткнутые в тушу копья). А иногда рисовались и сами люди, правда, их изображение более походит на рисунки детей. Кроме того, археологами встречены глиняные женские фигурки – художественная пластика эпохи каменного века. Эти изображения не являлись какими-то игрушками, функции их были достаточно серьезными. Они являлись богинями плодородия, жизни, достатка, им поклонялись, их ублажали, их просили об удачной охоте. Это была и богиня-мать, которую просили о зачатии и рождении детей. Матриархат, одним словом.

Вот так жили обитатели палеолитической стоянки, со своими ежедневными заботами: охота, сборы съедобных растений и ракушек, отлов мелких животных, вроде мышей, ящериц, змей (это на тот случай, если мужчины племени вернутся с пустыми руками).

Проходили годы. Меняется климат, а с ним – животный и растительный мир. Меньше становилось крупных животных, куда-то перекочевывают стада мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов. Поселенцы заметили, что уровень воды в море становился все выше и выше (начиналась трансгрессия Каспийского моря). Вода заливала окрестные места, подступала к хижинам. Собрав свои немудреные пожитки и запасы, поселенцы навсегда покинули стоянку…

За тысячелетия над поверхностью стоянки образовался двадцатиметровый слой отложений, который надолго скрыл и хорошо сохранил для нас редкий археологический памятник – стоянку Сухая Мечетка. С.Н. Замятнин исследовал только 650 кв. метров площади стоянки. По его же расчётам, она занимает пространство в 1000-1200 кв. метров, т.е. есть ещё место для исследования.

Памятник имеет мировое значение, поскольку его материалы упомянуты не только в энциклопедической литературе, они представлены даже во Всемирном музее камня в Сиднее (Австралия). Каменные орудия труда хранятся в областном краеведческом музее.

Памятник достоин того, чтобы именно с этого места начинали знакомство с городом наши гости: здесь жил первый поселенец нашего края. Побывайте здесь. Но, увы, вы не увидите ограды, ухоженной территории памятника, стелы с надписью о его значимости в истории края. Гаражи, ведущая к ним дорога, кучи хозяйственного и строительного мусора, сброшенного в балку…

Местные организации, по закону обязанные охранять древний памятник такого масштаба, относятся к нему совершенно безответственно.

Когда последний раз были на территории стоянки сотрудники Областного научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры?

Какие меры по охране стоянки были предложены за последние годы Комитетом по культуре одминистрации Волгоградской области?

Читайте также: