Сообщение о медвежьем празднике

Обновлено: 05.07.2024

The history of renaissance of the Bear feast of Khanty in the Khanty-Mansi Autonomous Area – Ugra

Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2016. № 2 (31). С. 117–125.

[3] Остяко-Вогульский национальный округ создан в 1930 году, в 1940-м переименован в Ханты-Мансийский национальный округ, так как коренные народы округа вместо остяков и вогулов стали именоваться ханты и манси.

[6] Инициаторами создания являлись М. К. Волдина, Е. А. Немысова, З. Н. Лозямова и др.

[7] В разное время в группу входили: Г. Е. Солдатова, О. В. Мазур, В. И. Киле, Д. С. Сайнахова.

[8] Окружной Дом народного творчества народов Севера управления культуры исполнительного комитета Ханты-Мансийского окружного Совета народных депутатов, в последующем два раза менял своё название, а в 2000 г. потерял самостоятельность [ИКЮАД].

[9] Согласно устной информации Е. Д. Айпина, репертуар медвежьих игрищ записан не полностью, так как у исследователей оказалось недостаточное количество видеоплёнок.

[12] В последующем аутентичный фольклор в исполнении ведущих носителей фольклорной традиции в форме фрагментов из медвежьих игрищ будет вывезен в Венгрию, Финляндию, Японию.

[13] Ханты-Мансийский Центр культуры и искусства народов Севера управления культуры ХМАО является преемником Окружного Дома народного творчества народов Севера.

[14] Исполнители П. И. и С. И. Юхлымовы были приглашены из пос. Полноват Белоярского района.

[15] Видео- аудиоматериалы хранятся в Белоярском фольклорном архиве (г. Белоярский; далее БФА), Новосибирской государственной консерватории, в Венгрии (г. Будапешт), Эстонском национальном музее (г. Тарту) и в частных коллекция. Для участников игрищ видеоматериалы скопированы безвозмездно Е. Шмидт.

[16] Материалы по Юильским медвежьим игрищам встречаются во многих публикациях этого автора.

[18] Далее при описании этих игрищ использована информация этого автора.

[19] Видеоматериалы хранятся в личном архиве Татьяны А. и Тимофея А. Молдановых (далее Молдановы), аудиоматериалы – в БФА.

[20] П.В. и Н.С. Хоровы приглашены из д. Кышик Ханты-Мансийского района.

[21] Материалы хранятся в личном архиве Молдановых, в Японии.

[22] Над фильмом работали О. Кравченко, К. Матненко, Б. Датнов, К. Флагманов, научный консультант Тимофей Молданов.

[23] С.В. Кечимов приглашён из д. Русскинская Сургутского района, песни исполнял на восточном диалекте хантыйского языка

[25] Инициаторы и организаторы проведения игрищ О. А. Кравченко, Е. Т. Федотова, М. В. Кабакова.

[26] Режиссер О. Корниенко, научный консультант Т. Молданов. В фильме преимущественно использованы материалы медвежьих игрищ 1998 года.

[27] Материалы хранятся в БФА и в личных архивах. Следует отметить, что в этот период, в связи с доступностью записывающей аппаратуры, аудиозаписи, а в последующем и видеозаписи будут сделаны многими любителями.

[29] Материалы хранятся в личном архиве Молдановых.

[30] Материалы хранятся в БФА.

[34] Исполнители П. И. Юхлымов, С. И. Юхлымов приглашены из с. Полноват Белоярского района, Г. Н. Молданов из д. Ванзеват того же района.

[36] Г. Н. и А. П. Молдановы приглашены из д. Ванзеват.

[37] П. И. Сенгепов, Д. Н. Тарлин приглашены из д. Юильск, П. И. Юхлымов, С. И. Юхлымов – из с. Полноват.

[38] Материалы хранятся в БФА и в личном архиве Молдановых.

[39] Материалы хранятся в личном архиве Молдановых.

[40] Т. А. Молданов – носитель традиции казымских хантов.

[41] Материалы хранятся в личном архиве Молдановых.

[43] Авторы: Е. Кинямин, Т. Кельмина, Ю. Кельмин, А. Каюков. 44 Устная информация Т. А. Молданова

Я перескажу одну из песен, о спуске Медведя на землю. По представлениям ханты, мир состоит из трех частей: верхний, средний, и нижний. Медведь является проводником между средним миром людей и нижним миром духов. Однако же первоначально он жил в верхнем мире. Его отец, Торум, уходил на охоту, и говорил медвежонку, чтобы тот не вставал со своей постели. Но тот однажды не послушался, пошел и провалился лапой сквозь небо в средний мир, и увидел землю, и стал просить у Торума, чтобы тот отпустил его на Землю, где он сам станет Торумом. Отец долго думал, и отпустил сына медведя, наказав ему не трогать оленей человека, припасы и ловушки.

Песня о спуске Медведя на Землю

«Солнечного цвета семь дверей распахиваю
С внутренностью дом во внутрь падаю
Клыкастого зверя маленькое дитя, потому что есть
Поверхность железного пола с краями доски,
Денежному дощатому полу, по поверхности прохожу.
Сзади оставшаяся маленькая ступня, маленькая половинка,
Она провалилась

Великому отцу-Торуму встаю,
Окрытым языком с языком зверь пропою:
«Великий Торум-отец послушай,
Такому как я с девочками играющему маленькому зверю
Такому как я с девочками играющему маленькому зверю
Нижней земли мужчин с народом вода
С одеждой землю на поверхность маленьким Торумом
Меня спусти.
Нижней земли мужчин с народом вода
Жилистой земли маленьким божеством
Меня спусти.
Нижней земли мужчин с народом вода

Фрагменты песни я привожу по переводу Тимофея Молданова. Полный текст включает в себя почти 800 строк. А песен во время праздника исполняется около трехсот.
Познакомиться с традициями ханты можно в музее-святилище Торум Маа в Ханты-Мансийске, а также в музее природы и человека, и в Русскинском музее им. А.П. Ядрошникова.

Вместо эпилога


Плюшевый мишутка
Лез на небо прямо по сосне
Грозно рычал,прутиком грозил
Превращался в точку
Значит,кто-то там знает
Значит,кто-то там верит
Значит,кто-то там помнит
Значит,кто-то там любит
Значит,кто-то там. **

В славянском праздничном календаре существовало торжество, связанное со встречей весны и проводами зимы. Сегодня мы называем этот праздник Масленицей, а в старину наши предки именовали его Комоедицей. Многие старинные традиции празднования до сих пор живы в разных уголках Белоруссии и России.

С давних времён скорый приход весны для людей символизировал возрождение и пробуждение природы, за которым следовало тёплое и радостное летнее время. Особое внимание на Комоедице уделяли главным животных праздника, ведь говорили: “Первый блин – комам”. Кто же такие ком? И как в старину и сегодня народ празднует Комоедицу?

На Руси Комоедицу праздновали весело и шумно

На Руси Комоедицу праздновали весело и шумно

Битва зимы и весны

Праздник Комоедицы приходился на 20 марта и, как вы поняли, связан он был с днём весеннего равноденствия. Более того, эта дата связана с астрономическим началом нового времени года.

Однако отмечать приход весны наши предки начинали уже за неделю до и после указанной даты. Комоедица была весёлым праздником, масштабным и ярким, наполненным самыми разными ритуалами.

Духовной составляющей праздника стало предание о противостоянии зимы и весны. Холод и мрак воплощала богиня Морена, несущая смерть всему живому. Накануне Комоедицы она начинала терять свою силу.

Чтобы отразить историю борьбы морозов с теплом, молодёжь устраивала театрализованные представления. В ходе одного из обрядов чучело Морены, сделанное из соломы, вносили в “крепость”. Девушки должны были охранять её, а парни старались прорваться к обиталищу злой богини и выкрасть её.

Конечно, они всегда побеждали (ведь и хранительницы Морены ожидали прихода весны), и тогда чучело сжигали. Такая расправа над зимой и сегодня сохранилась в традициях Масленицы, что во многом перекликаются с обычаями Комоедицы.

Комоедица - праздник, связанный с медведями

Комоедица – праздник, связанный с медведями

Кто такие комы?

Традиция выпекать блины во время проводов зимы появилась очень давно. Цвет и форма блина напоминала солнце, силу которого прославлял народ. На Комоедицу принято было приговаривать: “первый блин комам, второй – знакомым, третий – дальней родне, а четвёртый – мне”.

И в этой фразе нет ошибки – именно так: не “комом”, а “комам”. А вот комами славяне называли медведей, которым был посвящён праздник. Блинами хотели задобрить лесных “царей”, которые как раз просыпались в середине марта.

Пробуждение медведя после спячки являлось верным признаком скорой весны. В народном сознании медведь был грозным властелином леса, мудрым и величественным зверем, воплощением силы и могущества. Считалось, что медведи тоже могут зазывать весну, а потому их образам уделялось особое внимание во время Комоедицы.

Комоедицу в Белоруссии можно назвать настоящим Медвежьим праздником. О старинных обрядах во время торжеств писал исследователь П.В.Шейн, что использовал материалы от 1874 года. Он отмечал, что даже кушанья во время Комоедицы должны были соответствовать медвежьему рациону.

Например, на первое люди делали сушеный репник, что символизировал преимущество растительной пищи проснувшегося мишки. К нему подавали овсяный кисель, поскольку медведям нравится овёс, а также гороховые комы. За праздничным столом не забывали о медведях, приговаривая, что все угощения – жертва могучим зверям, чьё пробуждение предвещает весну.

Меня немало позабавил один из древних обрядов Комоедицы. Н.Шейн пишет, что после трапезы ни ребёнок, ни взрослый, ни старик не должны были пойти и уснуть. Напротив, следовало лечь на лавку и начать ворочаться с боку на бок, подражая перекатываниям медведя в берлоге. Народ верил, что так человек познаёт единство с царём леса”.

Комоедица в старину

Как проходило празднование главного дня Комоедицы. День весеннего равноденствия народ праздновал по-особенному, ведь он был одним из четырёх главных солнечных праздников года.

Увы, до нашего времени сохранились лишь обрывки данных о Комоедице из различных источников, поскольку распространение христианства стало причиной гонения тех, кто придерживался языческих верований.

Предположительно ранним утром люди отправлялись к капищу. На перекрёстках дорог нужно было бросить горсть зерна. Наши предки верили, что умершие родственники непременно явятся на праздник в облике сорок, и оставляли им угощение.

На специально подготовленные столы хозяйки ставили блюда с блинами, а после произнесения ритуальных слов люди принимались угощать друг друга. Обязательным было обращение к богам и предкам, что являлись хранителями рода.

Многие ритуалы Комоедицы сегодня напомнили бы нам весёлые гуляния, однако в них был сакральный смысл. Например, в праздник нужно было прыгнуть через костёр. Вспомните сказку о Снегурочке – она растаяла как раз во время этого обряда.

Огонь обладал очищающей силой, дарующей энергию человеку. Также следовало умываться талой водой, что считалась волшебной в дни Комоедицы.

Древние славяне верили, что во время торжеств рядом с ними присутствуют незримо духи предков и те самые могучие звери, медведи-комы, которым поклонялись. Их силы помогали одержать победу над зимой, а после Комоедицы следовало приступать к земледельческим работам, ведь весна уже была совсем близко.

Комоедица - старинный праздник славян

Комоедица – старинный праздник славян

В наше время Комоедицу сменила Масленица, что сумела найти место среди христианских обычаев, но сохранила многие старинные обряды. Конечно, немало ритуалов забылось или изменилось. Но приготовление блинов по-прежнему сопровождает встречу весны. Права, сегодня первый блин выходит комом, а вовсе не посвящается “царям леса”.


МЕДВЕ́ЖИЙ ПРА́ЗДНИК, ком­плекс пред­став­ле­ний и об­ря­дов, свя­зан­ных с мед­ве­дем. Встре­ча­ет­ся у на­ро­дов та­ёж­ной зо­ны Ев­ра­зии; эле­мен­ты М. п. из­вест­ны у ин­дей­цев Сев. Аме­ри­ки. Куль­то­вое зна­че­ние мед­ве­дя оп­ре­де­ля­лось пре­ж­де все­го пред­став­ле­ни­ем о его ан­тро­по­морф­но­сти, объ­яс­няв­шей­ся в ми­фо­ло­гич. тра­ди­ции общ­но­стью про­ис­хо­ж­де­ния мед­ве­дя и че­ло­ве­ка или про­ис­хо­ж­де­ни­ем их друг от дру­га. По­все­ме­ст­но рас­про­стра­не­ны та­буи­ро­ва­ние на­зва­ния мед­ве­дя, за­пре­ты, свя­зан­ные с по­ве­де­ни­ем че­ло­ве­ка по от­но­ше­нию к не­му, у не­ко­то­рых на­ро­дов – за­пре­ты на упот­реб­ле­ние в пи­щу его мя­са. Со­хра­не­ние го­ло­вы, че­ре­па, кос­тей, шку­ры мед­ве­дя в спец. строе­нии долж­но бы­ло спо­соб­ст­во­вать воз­ро­ж­де­нию мед­ве­дя в бу­ду­щем и про­мы­сло­во­му бла­го­по­лу­чию уча­ст­ни­ков празд­ни­ка.

Читайте также: