Личность педагога в контексте истории дошкольной педагогики сообщение

Обновлено: 17.05.2024

Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца!

В настоящее время перед педагогическим образованием выдвигаются новые задачи и, в первую очередь, ставится задача подготовки воспитателя-гуманиста. Современная модель предполагает воспитание в воспитателе профессионализма, компетентности, творчества, духовно нравственных и гуманных качеств. Современный педагог должен иметь свой почерк педагогической деятельности, устанавливать гуманистический стиль взаимоотношений с детьми.

Роль педагога в развитии ребенка - это повседневная работа с детьми, знание их способностей, интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий. Ролью педагога еще является надежная защита от негатива окружающего мира, умение привить ребенку положительные качества, определить способности ребенка. Педагогу нужно уметь постоянно находиться в мире детства, фантазии и сказки.

При взаимодействие педагогов и детей, и проходит развитие личности ребенка. Да, семья - это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастит их ребенок, несомненно, определяющая. Но и от педагога, безусловно, зависит многое, ведь в стенах дошкольного учреждения дети проводят значительную часть своей жизни. Воспитатель детского сада формирует рядом и вместе с родителями личность ребенка.

Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка.

Благополучие дошкольника, его положение в группе сверстников, душевный и социальный комфорт в значительной степени зависят от тех эмоций и оценок, которые воспитатель проявляет при общении с ним.

Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками.

Известно, что ребенок – существо социальное. Среда для него выступает условием и источником развития.

Познавательная активность в раннем детстве определяется пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды, главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его людьми, прежде всего со значимыми взрослыми. Отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого, как посредника.

В группе детского сада воспитатель - самый главный человек для дошкольника. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслями достоинствами: добротой, красотой, умом. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создания условий для личностного развития.

Развитие личности ребенка — это процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для дошкольников такой средой является группа, в которой они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности — игры.

Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности.

Повседневная работа с детьми, знание их способностей и интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий – вот основная роль воспитателя в развитии личности ребенка.

Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками.

Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия следующих личностных параметров :

- способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

- тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать;

- умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение;

- знания особенностей психического развития детей;

- способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

Творческий потенциал педагога характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности :

- способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок;

- умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;

- способность отказаться от ориентации на авторитеты;

- умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;

- способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации);

- готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению;

- креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.

Ребенок в дошкольном возрасте очень зависим от отношения к нему взрослых. Поэтому детям так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам.

Педагог должен уметь видеть и понимать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом.

Воспитателю необходимо учитывать индивидуальный темп развития каждого ребенка, наблюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его собственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уровнем. Никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться только относительно результатов его работы.

Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового, педагогу и образовательной системе в целом.

Педагогу необходимо формировать положительный микроклимат в группе.

Если ребенку трудно, и у него не все получается, часто ему бывает сложно построить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в помощи тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять позитивное.

Важно педагогу уметь видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями.

В процессе общения со взрослыми и сверстниками, в познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ребенка.

Одним из основных побудителей познавательной активности детей является педагог.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог будет организовывать процесс познания воспитанников:

- метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка);

- метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

- метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;

Одной из важных задач воспитателя, стоящего на позиции развивающего образования, является достижение хорошего контакта с ребенком. Для того, чтобы установить хороший контакт, необходимо быть искренне заинтересованным в ребенке, как в личности, и следовательно, в его мыслях, переживаниях, настроении, и быть не над ребенком, а рядом.

Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность дошкольников.

Также значимыми являются личностные качества воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями.

Только знающий и любящий детей педагог-профессионал может сформировать личность дошкольника.

Роль педагога-психолога ДОУ в формировании успешной социализации ребенка в школе Основные понятия, используемые в данной работе: Школьная дезадаптация — это нарушения приспособления ребенка к школьным условиям, при которых.

Роль педагога в формировании личности ребенка Земле много профессий, но самой важной (по моему мнению) является профессия - педагог. Только она решает многие волнующие вопросы в жизни.

Роль театра в формировании всесторонне развитой творческой личности дошкольника Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому мы, как и многие.

Личность воспитателя привлекала внимание исследователей на протяжении всей истории развития дошкольной педагогики как науки. В период Античности и Древней Греции возникло слово педагог от греч.детоводитель. Оно применялось по отношению к более или менее образованному рабу, который сопровождал ребенка своего господина на занятия и обратно, дома следил за его поведением, охранял от разного рода опасностей. Следует заметить, что спрос нахорошего педагогабыл Спарты, так как считалось, что они обладали для этого излишне мужественным и волевым характером. При этом очень высоко ценились женщины-спартанки. Их покупали для ухода и присмотра за детьми, домашнего воспитания. Это было связано с тем, что такие женщины воспитывались с раннего детства в традициях спартанской системы воспитания : умели великолепно руководить и заставить себя слушаться, хорошо владели методикой физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Римский оратор и педагог Марк Фабий Квинтилиан говорил о педагоге: пусть учитель, прежде всего, вызовет в себе родительские чувства к своим ученикам и пусть постоянно представляет себя на месте тех лиц, которые вверяют ему своих детей.

Дж. Локк считал, что воспитатель сам должен быть хорошо воспитан: он должен знать правила обхождения и формы вежливости. При этом, учитывая, с каким контингентом детей ему нужно работать, следует помнить, что с одной стороны, помимо благовоспитанности, воспитатель должен обладать хорошим знанием света, знанием обычаев, нравов, причуд, плутней и недостатков своего времени, в особенности страны, в которой он живет.

Ф.фребельв основу своей педагогической теории положил понимание развития как непрерывного процесса раскрытия божественной сущности человека, его дремлющих природных сил в творческой самодеятельности – в речи, играх, строительстве, изобразительной и трудовой деятельности. При этом педагог осуществляет уход за жизнью во всем ее многообразии и должен стремиться использовать все возможные средства для этого.

М. Монтессори отмечала, что педагог должен уметь подбирать дидактический материал и планировать ситуацию обучения таким образом, чтобы помочь ребенку самому обучаться, уважая в ребенке развитие его жизни. В этом отношении воспитатель для Монтессори – это активный исследователь жизни ребенка, поэтому немаловажное значение для обучения и воспитания детей имеют личный такт и личное искусство педагога.

Цель: расширить представления педагогов о методах воспитания безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам дорожного дв.

Стабилизация и активация энергетического потенциала организма ребенка с использованием ароматических масел

В докладе раскрывается понятие и важность 1 функционального блока мозга, обонятельного анализатора, роль ароматических масел в развитии умственных способностей детей и коррекции эмоциональной сферы.

Ознакомиться Назначить курс группе

    Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Виноградова Н. А. ; Под общ. ред. Микляевой Н.В.

В курсе даны методологические и теоретические основы дошкольной педагогики с позиции организации субъект-субъектного взаимодействия детей и взрослых. Раскрыты особенности проектирования и организации интерактивной среды в условиях семейного и общественного воспитания и образования, дана характеристика методов и приемов интерактивного общения, способствующих развитию индивидуальности и освоению ребенком позиции субъекта разных видов деятельности, формированию готовности к школе.

Читайте также: