Сообщение о социологе социологическая школа

Обновлено: 02.07.2024

Весьма плодотворной в этнологии является социологическая школа. Представители этой школы исходили из того, что человеческое общество не сводится к простой сумме индивидов. В каждом обществе существует комплекс коллективных представлений, которые обеспечивают устойчивость общества.

Важной составной частью этносоциологической теории Дюркгейма является учение о коллективных представлениях. Коллективное сознание находит выражение в коллективных представлениях — религиозных верованиях, мифах, нормах морали и права. Он полагал, что общества имеют свои религии, не сводимые к действиям и мотивам индивидов, и что индивиды формируются и ограничиваются социальной средой. Дюркгейм проводил различие между формами социального порядка в примитивных (традиционных) и современных обществах. Механическая солидарность в примитивных обществах была основана на общих убеждениях и консенсусе, обнаруживаемых в пределах коллективной совести.

Он считал, что примитивные религии воплощали в себе идею общества, а сакральные (священные) объекты являлись таковыми потому, что символизировали общность. Религиозная культура состояла из коллективных ценностей, включающих в себя единство общества и его своеобразие. Религиозные церемонии служили укреплению коллективных ценностей и поддержанию общности индивидов. Этот процесс легко мог быть выявлен в примитивных обществах. В то же время Дюркгейм признавал, насколько трудно найти подобные сакральные объекты и коллективные ритуалы в современных органических обществах.

В этот день:

Дни рождения 1871 Родился Сергей Константинович Богоявленский — русский и советский историк, археограф и источниковед, археолог. Доктор исторических наук (1943), профессор (1922), член-корреспондент Академии наук СССР (1929). Ученик В. О. Ключевского и П. Г. Виноградова. 1919 Родился Дмитрий Борисович Шелов — крупнейший исследователь в области античной истории и археологии Северного Причерноморья. 1945 Родился Алексей Владимирович Чернецов — главный научный сотрудник Отдела средневековой археологии, специалист по археологии Древней Руси. доктор исторических наук

Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.

Разнообразие точек зрения на культуру отражает многоаспектность и сложность этого понятия, которое включает в себя все материальное и духовное богатство мира, созданного человеком. Культурология, наряду с другими науками, стремится создать некую единую теорию культуры, которая содержала бы в себе интегративное знание, опирающееся на достижения самых различных наук XX в., которые так или иначе исследуют культуру со своих специфических сторон.

Безусловно, следует иметь в виду, что деление на школы весьма условно и границы между ними часто размыты, так как каждая школа нередко использует взгляды и достижения своих предшественников. И все же можно выделить основные направления в культурологии:

Рассмотрим социологическую школу.

1. Основоположники социологической школы, её сущность

Раздел: Социология
Количество знаков с пробелами: 16377
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Социологическая школа объединяет ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в общественной природе и организации человечества. К этой школе относятся такие социологи как П. Сорокин, А. Вебер, Т.Парсонс, М. Вебер, Э. Дюркгейм и др.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968гг.) – русско-американский социолог и историк культуры, в 1922 году вместе с большой группой ученых и писателей был выслан из Советской России. С 1923 г. живет в США, где создает и возглавляет факультет социологии в Гарвардском университете.

Для второй более высокой культурной системы, которая является направляющей и регулирующей по отношению к социальной, характерны символичность (язык и система других символов), нормативность (зависимость человека от общепризнанных ценностей и норм), волюнтаристичность (или известная иррациональность и независимость от действий человека и диктата окружающей среды). Культура, следовательно, предстает как важнейший регулятор общественной жизни с ее системой символов и норм, которые постоянно совершенствуются.


На рубеже XIX-XX вв. завершился классический теоретический период развития европейской социологии и начался новый этап, который означал становление прикладной социологии, изучение социальных фактов в конкретных ситуациях, т.е. на эмпирическом уровне. Наиболее значимые фигуры в социологии этого периода — Э. Дюркгейм, М. Вебер, Ф. Знанецкий, В. Парето, П. Сорокин.

Австро-германская школа социологии

Австро-германская школа социологом была представлена такими крупными учеными, как Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, Г. Зиммель, Ф. Теннис, М. Вебер, Г. Зомбарт, Л. Визе, 3. Фрейд.

Фердинанд Теннис (1855-1936) выделял в социологии две части:

  • общую социологию, которая изучает все формы существования людей;
  • специальную социологию, которая изучает собственно социальную жизнь и в свою очередь подразделяется на теоретическую (чистую), прикладную и эмпирическую.

Теннис оказал значительное влияние на развитие социологии XX в. в Германии. Он был основателем и первым президентом (1909- 1933) Немецкого социологического общества. Он же выдвинул идею аналитического — в противоположность историческому — построения социологии, что свидетельствовало о дальнейшей институционализации социологии как науки.

Макс Вебер (1864- 1920) вошел в историю науки как основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Вебер считал, что не следует изучать социальную жизнь, руководствуясь интуицией, так как полученный результат не будет общезначимым. Полагая, что задача социологии — устанавливать общие правила событий безотносительно к пространственно-временному определению этих событий, он ввел понятие идеального типа в качестве метода и инструмента социологического познания действительности.

Вебер выдвинул общую концепцию социологии как науки о действительности. Предмет социологии у него — социальное действие, обладающее смыслом. При этом основными понятиями являются поведение — деятельность; действие — поведение как действие, имеющее смысл; социальное действие, когда смысл действия соотносится с поведением другого человека; социальное отношение — устойчивая связь взаимно ориентированных социальных действий.

  • ранний (до середины XIII в.) с преобладанием ремесленных форм труда и традиционной (патриархальной) системы ценностей;
  • полный (до 1941 г.), где господствуют экономический рационализм и конкурирующий принцип прибыли;
  • поздний — монополистический капитализм с концентрацией промышленности и ростом правительственной регуляции экономической жизни.

Зомбарт выделял в социологии две дисциплины — философскую и опытную социологию, трактуя последнюю как науку о человеческом общежитии.

Леопольд фон Визе (1876-1969) оказал значительное влияние на развитие социологии, в первую очередь как организатор и систематизатор науки.

Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психолог и философ, считал, что на межличностное взаимодействие оказывают сильное влияние опыт, усвоенный в раннем детстве, а также конфликты, пережитые в этот период.

Французская школа социологии

Французская школа социологии рассматриваемого периода представлена такими значительными учеными, как Г. Тард, Г. Лебон, Э. Дюркгейм. Заметим, что в конце XIX в. именно во Франции заметно усиливается интерес к изучению явлений группового, массового поведения и тех психологических и социальных механизмов, которые делают возможным передачу социальных норм и верований и адаптацию индивидов друг к другу. Интерес к психологии масс особенно усилился после французских революций 1789, 1848 гг.

Согласно Тарду, закон подражания является основной движущей силой обществе иного прогресса. Он основан на непреодолимом психическом стремлении, предшествующем всем социальным отношениям, получить новое знание, которое возникает вследствие инициативы и оригинальности отдельных людей (творческих личностей). При этом Тард отмечал три типа подражания: взаимное подражание, подражание обычаям и образцам, обдуманное подражание.

Задача социологии, по Тарду, состоит в изучении субъективного механизма действия этого закона. В частности, он заметил, что противоположение (оппозиция), относящееся к основным социальным процессам, осуществляется в форме социального конфликта, в ходе которого происходит взаимодействие сторонников противоположных социальных изобретений, выступающих как конкурирующие подражатели. Преодоление подобных ситуаций происходит под воздействием приспособления (адаптации), которое выступает как доминирующий момент социального взаимодействия, ведущий к сотрудничеству, взаимному приспособлению.

Лебон высказал идею неизбежного нарастания неравенства между людьми в процессе развития цивилизации, поскольку все достижения цивилизации являются результатом деятельности элиты общества. Поэтому он считается автором одной из первых концепций массового общества, где высокое искусство непонятно для масс, оно л ишь опускается до них (китч).

Итальянская школа социологии

Социологическая мысль в Италии в конце XIX-начале XX в. была представлена такими учеными, как Ч. Ломброзо, Э. Фер- ри, В. Парето и др.

Социология — это наука, основанная на эмпирически обоснованном знании об обществе (описание фактов и формулирование законов, выражающих функциональные зависимости между фактами). С именем Парето связана идея математизации социологии. При помощи своего логико-экспериментального метода он хотел открыть всеобщие принципы устройства, функционирования и изменения обществ, полагая, что социология должна быть такой же точной наукой, как физика, химия и астрономия. По его мнению, необходимо пользоваться только эмпирически обоснованными описательными суждениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям.

Подчеркивая роль неосознанных элементов в человеческой психике, Парето одним из первых приступил к социологическому анализу механизма манипулирования массовым сознанием. Развивая идею об управлении массами посредством идей, которые подчиняют массы интересам правящих классов (элиты), Парето выдвинул социологическую теорию элит, которая в дальнейшем послужила отправным пунктом для многочисленных исследований механизмов власти с точки зрения влияния высокостатусных групп.

Американская школа социологии

Уильям Самнер (1840-1910) является одной из главных фигур в американской социологии. Профессор Йельского университета, он одним из первых представил студентам систематизированный курс лекций по социологии.

  • самоподдержания общества (индустриальная организация, собственность, война за распределение богатства, удовлетворение голода и половой потребности);
  • брака и семьи (самосохранение через воспроизводство);
  • самоутверждения (мода, этикет, игры);
  • религии (связан с инстинктом страха).

человек не просто смягчает существующие страдания, но стремится создать такие условия, при которых страдания были бы невозможны.

Таким образом, классический период развития социологии был завершен на рубеже XIX-XX вв. Новый этап ознаменовал становление прикладной социологии, изучение социальных фактов на эмпирическом уровне. На Западе формируются национальные школы, наиболее влиятельными из которых считаются австро-германская, французская, итальянская и американская. Наиболее значимые фигуры в социологии этого периода — М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето, У. Самнер.

Читайте также: