Мифы легенды былины русского народа сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Славяне — самая большая семья родственных народов в современной Европе. Их численность — почти 300 миллионов человек. Со времен эпохи Великого переселения народов славяне расселились на огромных просторах — от Балканского полуострова до Балтийского моря, от Эльбы до Тихого океана.

Предания — здесь собраны легенды, предания, сказки дошедшие до наших дней, а также дано разъяснения многим из них. Почитать славянские предания из данного раздела будет интересно и взрослым, и детям.

Бытие древних славян было тесно связано с природой. Порой беспомощные перед нею, они поклонялись ей, молились о приюте, урожае и удачной охоте, о самой жизни. Они как бы одушевляли дерево и реку, солнце и ветер, птицу и молнию. Они примечали закономерности природных явлений и приписывали их доброй или злой воле таинственных сил.

Говорить о России - значит говорить о стране с самой большой географической протяженностью в мире, которая на протяжении долгого времени была ареной большого количества важных событий.

Таким образом, это страна с многовековой историей, у которой есть свои мифы, легенды и обычаи. Поэтому в этой статье мы поговорим о небольшая подборка самых известных русских мифов, сказок и легенд.

10 интересных русских легенд

Здесь мы покажем вам серию из десяти легенд, мифов и сказок из России, некоторые из которых разделяют и другие славянские народы.

1. Легенда о Матрешке.

Легенда гласит, что когда-то скромный плотник по имени Сергей, которому для работы требовалось дерево. Однажды, когда ему было трудно найти настоящую древесину, он нашел идеальное бревно, которое взял домой.

Сергей не знал, что с ней делать, пока однажды в голову не пришла идея сделать куклу. Он сделал ее с такой любовью и такой красивой, что, закончив, он не захотел ее продавать и дал ей имя Матрешка. Молодой человек приветствовал свое творение каждый день, но однажды, что удивительно, он ответил на приветствие.

Постепенно у них установилось общение и хорошие отношения, но однажды кукла указала на свою печаль, потому что у всех существ, кроме нее, были дети. Плотник сказал ей, что если она этого хочет, она должна удалить дерево изнутри, и она согласилась.

2. Баба Яга

Одно из самых известных существ в русских и славянских легендах - колдунья Баба Яга, пожилая женщина (хотя другие версии считают ее богиней), обитающая в лесах. Легенда гласит, что это существо, которое, как говорят, питается детьми, у него железные зубы, которыми можно легко рвать мясо.

Однако некоторые его представления не всегда отрицательны. Говорят, что он охраняет воды жизни и смерти и обитает в доме, который движется огромными утиными ногами и в частоколе которого можно увидеть многочисленные человеческие черепа. Кроме того, это омолаживает каждый раз, когда вы пьете чай из синих роз, вознаграждая того, кто их принесет. Считается представителем границы между жизнью и смертью..

3. Призрак Жужи.

Относительно недавняя русская легенда, сосредоточенная в Москве, рассказывает нам о любви и смерти.

Легенда рассказывает нам о Zхужа, женщина, много лет любившая миллионера. Однажды, гуляя по Кузнецкому мосту, он услышал, как мальчик, разносящий газеты, кричал, что его возлюбленная покончила с собой. Когда она вышла из кареты и пошла за дополнительной информацией, она попала в аварию и умерла.

Однако прошли дни, и мальчика, который продавал газеты, нашли мертвым и задушили женским чулком, которым Чужа носил в день своей смерти. Вскоре умерли и те, кто опубликовал якобы смерть миллионера. С тех пор было несколько свидетельств призрака, который пробегает через Кузнецкий мост в Москве. О том, кто ее видит, говорят, что она может потерять близкого человека мужского пола.

4. Легенда о снежной даме.

Как и у многих других народов, которые сталкиваются с отрицательными температурами, у русских также есть легенда, касающаяся холода. В своем случае он также обращается к неверности и предательству. Речь идет о легенде о Сгое.

Эта внешне молодая и привлекательная женщина - разъяренный дух, который ненавидит мужской пол из-за обмана, которому подвергся ее партнер, хотя в других версиях она является божеством, карающим за неверность.

Сгроя появляется на дорогах, предлагая свое внимание мужчинам, которые переходят ее, соблазняя их. Принимая ее приглашения и целуя ее, она превратится в льдину и приведет свою жертву к смерти, замерзнув, или же сведет ее с ума.

5. Легенда города Китежа.

Некоторые русские легенды рассказывают о нашествии монголов, которым они подверглись в древности. В частности, одно из них касается исчезновения города Китежа.

Согласно легенде, Князь Владимир основал два города, один назывался Малый Китеж, а другой получил название Большой Китеж.. Однако монголы вторглись в первую из них, взяв в плен во время процесса, которые в конечном итоге признались, как добраться до второй.

Добравшись до его окрестностей, они увидели, что в этом городе нет оборонительных стен или построек, и немедленно напали. Отчаявшиеся горожане молились о его спасении. Однако до того, как нападавшие подошли к городу, он был поглощен водой, погрузившись в озеро Светлояр и спас его от нападения, а также сделав невидимым. С тех пор говорят, что только чистейшие могут найти этот город.

6. Князь Иван и Кощей Бессмертный.

Легенда гласит, что князь Иван-царевич перед смертью пообещал родителям, что найдет мужа для трех своих сестер. На них претендуют Орел, Сокол и Ворон, с которыми они женятся и собираются жить.

Однако, в конце концов, разразилась война, в которой решает участвовать Марья Моревна, оставив князя дома с предупреждением не открывать его шкаф, поскольку в нем есть секрет, который должен оставаться там. Однако князь, любопытствуя, решил открыть шкаф. В нем он нашел закованного в цепи человека по имени Кощей, который попросил у него воды. Отдав ему, внезапно сломал цепи и волшебным образом исчез, после чего похитил жену принца.

Однако зятья Ивана заметили, что предметы, которые он оставил им, сделанные из серебра, потемнели, к которым они подошли, и позже им удалось вернуть его к жизни благодаря водам жизни и смерти. Затем князь пошел к Бабе Яге, чтобы подарить ему более быстрого коня, чем у Кощея, которому ведьма решает, что если ей удастся присмотреть за своими кобылами в течение трех дней, она отдаст его ему, хотя в противном случае она убьет его. Это достигло с помощью нескольких животных (которые обещали помочь ему, если он их не съест) своей миссии, несмотря на то, что ведьма подстроила его. Однако она все равно хотела убить его, что заставило Ивана украсть лошадь и сбежать.

Получив коня, Иван спасает жену и убивает Кощея во время бегства. пинком его лошади. После этого он расчленяет тело и поджигает осколки. Освободившись, пара смогла вернуться домой и жить счастливо.

7. Семь гигантов Урала.

Одним из тех природных чудес России считается Мань-Пупу-Нёр, о котором тоже есть своя легенда.

Легенда гласит, что в тех горах жили манси.. У главы села было двое детей, одним из которых была девочка, которая влюбилась в одного из местных гигантов по имени Торев. Он попросил руки у отца ее молодого человека, но тот отказался.

Разъяренный великан позвал пятерых братьев и вместе с ними попытался похитить молодую женщину и начал нападать на город. Жители бежали, прося духов о помощи. На следующий день другой из сыновей вождя приказал группе воинов противостоять им, юноша нес магический меч, подаренный духами, и щит.

Молодой человек поднял меч, и из него возник свет, превративший шесть гигантов в камень, но против его использования подразумевалось, что его владелец также сделает это. Этот объясняет, почему на Урале есть семь наблюдаемых курганов..

8. Легенда о призрачной невесте.

Легенда гласит, что однажды молодой человек, собирающийся жениться, ехал с другом в город, где была его будущая жена, и нашел ветку, напоминающую палец. Юноша и его друг, играя, возложили обручальное кольцо на ветку, а затем дали клятву и отрепетировали свадебные танцы. Внезапно земля сдвинулась, и выяснилось, что ветвь на заднем плане была пальцем, который был частью трупа в свадебном платье.

Этот труп выжидательно посмотрел на них и, заметив, что они праздновали свадьбу, сказала, что хочет заявить о своих правах как жены. Оба сбежали в город будущей жены, отправившись к раввинам спросить, действителен ли брак. Пока раввины спорили, мертвая женщина пришла с ними и вернулась за своим мужем.

Приехала и живая подруга мужчины, которая узнала о ситуации и заплакала из-за возможной потери партнера и детей. Вскоре после этого раввины пришли к выводу, что свадьба действительна, но мертвые не могут требовать живых. Теперь это была труп невесты, которая плакала и рыдала из-за своей неспособности создать семью.

Но живая невеста, пожалев себя, подошла и обняла ее, пообещав, что она осуществит свою мечту и родит много детей, и оба они будут их, как и ее мужем. Это успокоило дух, который в конце концов успокоился и счастливы в то же время, что пара смогла снова выйти замуж и в конечном итоге иметь потомство, которому они расскажут историю духа.

9. Остров Буян.

Идея земного рая не ограничивается одной или двумя религиями, но разделяется многими из них, включая русских и других славян.

В этом смысле одна из самых известных легенд - это история острова Буян. Этот остров служит убежищем для Солнца и ветров, а также для путешественников. Мы также можем найти на этом острове целебные воды, созданные благодаря камню Алатури и деве Зари, которая зашивает раны.

Кощей Бессмертный тоже хранит душу на острове, который отделил свою душу от своего тела и поместил ее на иглу внутри яйца, которое находится внутри тарелки внутри кролика, которое, в свою очередь, находится в стволе, заросшем в камыши дерева. Если кто-то схватит указанное яйцо или иглу, он получит почти абсолютную власть над колдуном, так как в случае повреждения Кощея умрет.

10. Легенда о Садко.

Одна из русских легенд, относящаяся к историческому периоду еще до создания Киева, - это былина Садко, древнерусский эпос, обычно передаваемый в стихах.

История рассказывает нам, как молодой гуслар (музыкант, играющий на гуслях, древнем русском традиционном инструменте) из Новгорода зарабатывал на жизнь игрой, что он делал с большим мастерством. Однако наступило время, когда в этот район пришли другие музыканты, и постепенно Садко начал терять клиентуру, вплоть до того, что его перестали нанимать. Один день, опечаленный своей бедностью и тем, что его никто не нанял, он начал играть на берегу озера Ильмень.

Пройдя несколько раз прикоснуться к Ильмену, однажды ему явился бог вод озера. Он сказал ему, что слышал его игру и хотел помочь ему в его сложной ситуации. Он предложил, чтобы в следующий раз, когда он поедет в город, его вызовут на работу, он должен был убедиться, что в озере была рыба с золотыми плавниками, и поспорил с торговцами, что они существовали. Молодой человек так и сделал, и, к всеобщему удивлению, когда молодой человек и те, кто сделал ставку против него, отплыли в лодке, чтобы порыбачить, они обнаружили, что действительно, собрав сети, им удалось поймать большое количество золотой рыбы.

С рыбой и выигрышем, полученным от пари, молодой человек вскоре стал очень богатым купцом. Однако однажды ночью, когда он возвращался на лодке, молодой человек вернулся, чтобы играть свою музыку. Воды бурлили от ярости и собирались потопить корабль. Садко подумал, что бог вод хочет, чтобы он делился своей прибылью (благодаря заработанной ему), поэтому он бросил несколько бочек богатства, но это не имело никакого эффекта. Моряки ответили, что, может быть, бог хочет человеческую жертву, и после нескольких обходов всегда была очередь Садко.

Молодой человек бросился в воду и встретил бога, который хотел, чтобы он играл для него в его дворце. Там музыка Садко с огромным неистовством заставила гигантский танец. Но однажды во дворец вошел старик, когда молодой человек играл, и показал, что сила танца бога вызывала большие приливы. Садко решил прекратить играть, чтобы избежать этого, сломав струны, чтобы оправдаться.

После этого он попросил бога вернуться на его землю, и бог в конечном итоге уступил. В некоторых версиях бог озера пытается предложить ему остаться в жены, от которой, как предупреждал его старик, я могу уйти, выбрав последнюю и младшую из его дочерей, с которыми он не ел и после чего божество освободило его от службы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МАОУ СОШ № 26

Волшебный мир легенд Древней Руси

Ученица 5 В класса

Хатнюкова Ана

Южно-Сахалинск, 2018 г.

Истоки Древнерусских легенд, мифов и былин……………………. 4

Волшебные предметы в легендах и былинах Древней Руси ….……9

Использованная литература ………………………………………………. 11

Цель работы – познакомиться с легендами, мифами и былинами Древней Руси.

На основе данных печатной литературы и Интернет-ресурсов выяснить, как и почему появились в Древней Руси легенды, мифы и былины.

Познакомиться со славянским пантеоном, представленным в Древнерусских мифах.

Прочитать ряд былин, посвященных Русским богатырям.

Познакомиться с былинами, в которых говорится о древнерусских воительницах – поляницах.

Истоки Древнерусских легенд, мифов и былин

Громовержец Перун славился своим грозным нравом, разгневать его боялись даже другие боги. Лишь однажды смягчилось сердце Перуна, когда увидел он юную деву Рось – прекрасную дочь князя Днепра. И девушка тоже полюбила отважного бога-воина. Но восстали силы темные, захотели захватить весь белый свет. Взял тогда бог войны свои небесные стрелы, надел золотые доспехи и отправился на смертельный бой. Ни на минуту не переставала думать прекрасная Рось о своем возлюбленном. Выплакала она все свои слезы, отдала за него все свои силы. Вместо любимой встретил Перуна подросший сын. И на мать он был похож и на отца – соединились кровь земная и божественная. Может не зря на Руси могучих богатырей называли сынами Перуна? О богатырях на Руси было сложено много былин и сказаний, многие из которых дошли и до наших дней.

Своеобразие славянской мифологии, которая, как и всякая иная, отражала мировоззрение ее создателей, заключается в том, что их жизнь была непосредственно связана не только с миром богов, но и миром низших духов, обитающих повсеместно. Некоторым из них приписывались ум, сила, доброжелательность, иным — хитрость, злоба и коварство. Древние полагали, что все эти существа — берегини, вилы, водяные, полевики и т. п., постоянно вмешиваются в их жизнь и сопровождают человека со дня появления на свет и до самой смерти.

Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают собрать обильный урожай и приносят болезни, сулят счастливую семейную жизнь, порядок в доме и наказывают за неблаговидные поступки. Богов, которых было сравнительно немного и которые управляли природными явлениями и стихиями — грозой, огнем, дождями, славяне боялись и почитали, стараясь умилостивить молитвами и жертвоприношениями. Поскольку собственно славянские тексты и изображения богов и духов не сохранились из-за того, что христианизация прервала языческую традицию, главным источником сведений являются средневековые хроники, поучения против язычества, летописи, археологические раскопки, фольклорные и этнографические собрания.

Таким образом, в древних мифах Руси отразились представления славян о мире. Древние мифы Руси рассказывают нам о богах, которые непосредственно связаны с природой. Сегодня вряд ли можно представить общую картину славянского пантеона. Многие легенды и древние мифы Руси забыты, потеряны. До наших дней сохранилось лишь несколько имен богов. А также до наших дней дошли сказания и былины о сынах Перуна – богатырях.

Боги Древней Руси

Наши предки славяне были язычниками. Язычество – это религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство. В славянской культуре пантеон подразделялся на богов функциональных и солнечных, и правил всеми ими могучий Сварог (иногда его называют Род). В категорию функциональных божеств входили Перун, Велес, Стрибог и Семаргл, каждый из которых являлся покровителем определенной категории населения или повелителем некой силы. Солнечные боги, как правило ассоциировались с временами года, и их было четверо – Дажьбог, Хорс, Ярило и сам повелитель - Сварог.

Солнечные боги древней Руси

Каждый из солнечных древних богов Руси имел власть во время определенного времени года. Между зимним и весенним солнцестоянием (то есть с 22 декабря по 21 марта) главенствовал бог Хорс. Далее наступало время царствования бога Ярило – до летнего солнцестояния, 22 июня. Следом наставало время Даждьбога, и оно длилось до 23 сентября – осеннего солнцестояния. Почитать Сварога было принято в оставшийся период года, до 22 декабря.

Функциональные языческие боги древней Руси

Одним из самых известных функциональных богов славян вплоть до наших дней остается Перун – владыка молний и покровитель воинов, защитник. Не менее известен Велес, имя которого часто используют для наименования современных компаний – он являлся покровителем торговли, мудрости, магии и книг, а также был правителем мира мертвых. Не смотря на то, что правил умершими Велес, богом смерти был Семаргл. Последний, четвертый функциональный бог – Стрибог, покровитель ветра.

Великие боги древней Руси

Более подробно рассмотрим отдельных, наиболее известных богов древней Руси и славян вообще.

Начиная описание славянского пантеона, невозможно не упомянуть Сварога – одного из главных богов, покровителя огня и жара. Он – небесное божество, которое олицетворяет собой и мать всего живого. В древности его считали божеством с женским началом, позже – с мужским.

Интересно то, что в славянской культуре небесные божества связываются именно с огнем. Считается, что именно Сварог открыл людям искусство управления пламенем – научил обрабатывать металл, создавая кованные изделия и многое другое. С другой стороны, Сварог обеспечил людей законами и знаниями, после чего посчитал свою миссию завершенной и уступил бразды правления сыновьям – Ярилу , Даждьбогу и Хорсу.

Особо почитался и бог Хорс, который по легенде рождается 22 декабря в образе мальчика-солнца, которое завершает ход старого солнца, и открывало новый год. Это божество с мужским началом, которое символизировало стремление юности к знаниям и росту, преодолению трудностей и поиску новых решений. Встречали Хорса колядками, коловратом, маскарадом с личинами тотемных зверей. Было принято жечь на горе колесо, чтобы помочь солнцу светить ярче, и все это сопровождалось веселыми народными гуляниями.

Еще один известнейший бог – Ярило, символизирующий пробуждение природы, зачатия, новой жизни. Он представлялся людям бравым женихом, который мог даровать хороший урожай и крепких детишек.

Даждьбог, один из самых любимых народом божеств, олицетворяет силу солнца, его тепло, а также высшие законы сотворения мира. Обращаясь к нему, люди ожидали исполнения мечтаний, избавления от болезней и других земных благ. Считалось, что это божество дает людям и солнце, и дождь.

Одним из воинственных, но уважаемых богов являлся Перун – он повелевал молнией и громом, и именно по его повелению тучи могли скрыться с небес. Он считался одним из созидающих мир божеств, ведь именно его силой питались растения, и пробуждалась жизнь. Кроме этого, почитался Перун в неспокойные времена, поскольку был покровителем воинов, князя и дружины.

Боги и богини древней Руси изучены не так полно, как греческие или римские, но обращаясь к корням славянской культуры, можно открыть для себя много интересных фактов.

hello_html_m2117016d.jpg
hello_html_m2117016d.jpg
hello_html_m2117016d.jpg

Русские богатыри

Славяне традиционно были земледельцами и без надобности меч в руки не брали. Но если враг наступал, все как один становились в ряды ополченцев. Во главе войска шли богатыри – могучие славные воины. Былины гласят, что в далекой древности воин-исполин одним ударом мог положить целое вражеское полчище. Кем же были те древние богатыри? Может быть, потомками самих богов?

Так называемые "младшие богатыри" имеют уже вполне человеческий образ, они обладают большой, но уже не титанической, не стихийной силой и почти все живут во времена князя Владимира (980-1015 гг.) В исторических летописях сохранилось многое, указывающее на то, что события, перешедшие в былины, действительно имели место. Богатыри стояли на страже Руси и были ее супер-героями.

Святогор. Богатырь-Гора.

Богатырь Святогор ростом был выше леса – головой облака подпирал, а когда поднимался на ноги, земля начинала сотрясаться и реки выливались из берегов. Святогор был настоящим великаном.

Выковал бог-кузнец Святогору его судьбу. Отыскал великан свою суженую – богатырку из царства Поморского. Толкователи былин полагают, что Святогор и его жена были последними представителями поколения исполинов, живших на Земле десятки тысячелетий назад.

В сказаниях народа древний воин передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

В одной из былин не справляется Святогор с простым испытанием. Не может великан поднять с земли сумочку пахаря Микулы Селяниновича. Оказалось, что в сумочке той вся тяга земная.

Микула Селянинович. Богатырь-Плуг.

Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула берет даже не силой, а выносливостью. Он – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь. Страшная его сила, сопоставление со Святогором указывают на то, что этот образ сложился под влиянием мифов о титанических существах, бывших, вероятно, олицетворением земли или бога-покровителя земледелия. Но сам Микула Селянинович уже представляет не стихию земли, а идею оседлой земледельческой жизни, в которую он вкладывает свою огромную силу.

Илья Муромец. Богатырь и человек.

Почивающие в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры мощи преподобного Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии — кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и она была пригвождена к сердцу ударом копья.

Добрыня Никитич.

Сопоставляется с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть "мягкосердия богатырского". Добрыня имеет прозвание "млад", при огромной физической силе "мухи не обидит", он защитник "вдов и сирот, несчастных жен". Добрыня также "артист в душе: мастер петь и играть на гуслях". Он - представитель высшего русского общества, типа князя-дружинника. Он княжич, богач, получивший высшее образование, стрелец и борец отличный, знает все тонкости этикета, на речах разумен, но он легко увлекается и не очень стоек; в частной жизни он человек тихий и смирный.

Алёша Попович.

Жил на Руси Богатырь Алеша Попович. Как исполнилось ему восемнадцать лет, решил он белый свет посмотреть и силушку свою в сражениях испытать. Отправился он в путь-дорожку да забрел в глухие места – вокруг лес дремучий, болота непроходимые. Встретила Алешу ведунья старая, к себе в дом пригласила…Сказания гласят, что много богатырей забредало в эти края. А кому удавалось выжить, потом и поведали миру о старой ведьме, или Бабе-яге…Устоял Алеша Попович, выдержал все испытания Бабы-яги.

Волшебные предметы в легендах и былинах Древней Руси

Откуда воины-исполины черпали свою небывалую силу?

Верили славяне, что в бою лучше любых доспехов защитит обережный пояс. Женщина ткала его, произнося особые заклинания – помогали они заручиться поддержкой бога Перуна. Чем крепче нить, тем сильнее связь с родным домом, тем скорее вернется богатырь домой с поля битвы целым и невредимым.

Еще одним оберегом у богатырей был гребень. Например, Алеше Поповичу подарила такой волшебный гребень дочь Бабы-яги, молодая ведунья. Гребень мог задерживать все недоброе и злое.

Получали богатыри еще один дар – волшебный клубочек . Он и верный путь покажет, и от злодеев убережет. Что это был за странный предмет? И почему упоминания о нем так часто встречаются в русских сказках?

Исследователи древнерусского фольклора, похоже, разгадали загадку волшебного клубочка. В дохристианской Руси, как и в других древних государствах, могла быть распространена узелковая письменность. Клубочек представлял собой древнюю книгу.

А еще, когда богатыри отправлялись в дальние земли, они брали с собой горсть земли русской , которая и о родине напоминала, и сил предавала.

Мудрые ведуньи передали славянским женщинам рецепт сурьи – напитка, который в каждом мужчине пробуждал богатырскую силушку. Хозяйка готовила отвар из высевок (шелухи, снятой с зерна мельничными жерновами) и собранных в полнолуние трав – зверобоя, душицы, шалфея…Чтобы травы отдали свою целебную силу, на несколько часов напиток отправляли в теплую печь. Затем его соединяли с парным молоком, добавляли цветочного меда и мерочку топленого масла. Наконец, хозяйка бросала в отвар ягоды шиповника и терна, кусочки самых ароматных яблок и груш и обязательно немного изюма. Суряница должна была забродить. Хранили снадобье в дубовом боченке.

Славянские амазонки

Яркие лучи солнца били в окно и освещали статную фигуру славянской красавицы. Василиса Микулишна стояла посреди комнаты и как будто готовилась к какому-то ритуалу. Вдруг в комнату вошла ее сестра и помогла Василисе надеть льняную рубаху, вышитую красными нитями. Это была не простая рубаха, ее надевали воины перед решающем боем с врагом. Василиса посмотрела на свое отражение и взяла в руки меч. Совсем скоро эта красавица в мужском одеянии поскачет верхом на коне к великому князю Владимиру, чтобы сразиться с ним не на жизнь, а на смерть.

Эта история, согласно древней легенде, произошла со славянской девой Василисой Микулишной. Текст древнерусской былины гласит, что Василиса обладала невероятной красотой и стойким, поистине мужским характером. Она умела стрелять из лука и биться на мечах на равных с мужчиной.

Василиса предстала перед князем в мужском облике и представилась заморским послом. Однако Владимир решил испытать гостя. И предложил состязаться со своими стрелками. Невероятно, но девушка легко справилась с пятью лучшими лучниками князя. Когда она победила, князь спросил, чего она хочет, и она попросила выпустить ее мужа.

Богатырш на Руси называли поляницами . В исторических документах сведения о них ученые собирают по крупицам, а во в былинах и сказках описано немало легендарных воительниц. Златогорка, Усоньша-богатырша, Авдотья Рязаночка и др. Сразиться сними один на один решались не многие богатыри…

Волшебный мир легенд Древней Руси поэтичен и великолепен. Славянская мифология и религия слагались из обоготворения сил природы и культа предков. Славяне были язычниками, а в основе язычества лежит многобожие. Мифы Древней Руси знакомят читателя с загадочным миром славянских языческих преданий. Своеобразие славянской мифологии, которая, как и всякая иная, отражала мировоззрение ее создателей, заключается в том, что их жизнь была непосредственно связана не только с миром богов, но и миром низших духов, обитающих повсеместно. Древние полагали, что весь этот таинственный мир постоянно вмешивается в их жизнь и сопровождает человека со дня появления на свет и до самой смерти.

Как видно из легенды у бога Перуна рождается сын от обычной женщины. Может не зря на Руси могучих богатырей называли сынами Перуна? О богатырях на Руси было сложено много былин и сказаний, многие из которых дошли и до наших дней. Вызывают восхищение неимоверная богатырская сила, удаль, смелость и любовь к родной земле. Если вспомнить подвиги героев нашего времени, то становится понятно, что иначе быть и не могло. Ведь у нас были такие замечательные предки-богатыри.

Не только о богатырях говорится в былинах, но и о женщинах-воительницах, поляницах, которые ничуть не уступали сильной половине человечества в силе, ловкости, меткости, храбрости.

Таким образом, благодаря удивительному миру легенд, мифов, сказаний и былин Древней Руси мы знакомимся с таинственным и великим прошлым нашей Родины.

Прокопенко, И.С. Неизвестная Русь. Тайны Русской цивилизации. / Игорь Прокопенко. – Москва: Эксмо, 2016. – 288 с.

русские былины

Русские былины – это отражение исторических событий, пересказанных народом, и как следствие, претерпевших сильные изменения. Каждый богатырь и злодей в них – это чаще всего реально существовавшая личность, чья жизнь или деятельность была взята за основу персонажа либо собирательный и очень важный для того времени образ.

Илья Муромец (русский богатырь)

Илья Муромец

Славный русский богатырь и храбрый воин. Именно таким предстает Илья Муромец в русском былинном эпосе. Служивший верой и правдой князю Владимиру, воин с рождения был парализован и сидел на печи ровно 33 года. Отважный, сильный и бесстрашный был он вылечен от паралича старцами и всю свою силу богатырскую отдал защите русских земель от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.

У героя былин имеется реальный прототип – Илия Печерский, причисленный к лику святых как Илья Муромец. В юности он перенес паралич конечностей, а скончался от удара копьем в сердце.

Добрыня Никитич (русский богатырь)

Добрыня Никитич

Еще один герой из прославленной тройки богатырей русских. Служил он князю Владимиру и выполнял его личные поручения. Был наиболее приближенным из всех богатырей к княжескому семейству. Крепкий, храбрый, ловкий и бесстрашный, он прекрасно плавал, умел играть на гуслях, знал порядка 12 языков и являлся дипломатом при решении дел государственных.

Реальным прототипом славного воина является воевода Добрыня, который приходился дядей самому князю по материнской линии.

Алёша Попович (русский богатырь)

Алёша Попович

Алеша Попович – младший из тройки богатырей. Славен не столько силой своей, сколько натиском, находчивостью и хитростью. Любитель хвастнуть своими достижениями, он наставлялся на путь истинный старшими богатырями. По отношению к ним вел себя двояко. Поддерживая и оберегая славную тройку, он ложно похоронил Добрыню, дабы жениться на жене его Настасье.

Олеша Попович – ростовский храбрый боярин, имя которого и связывают с появлением образа былинного героя-богатыря.

Садко (новгородский богатырь)

Садко

Удачливый гусляр из новгородских былин. Долгие годы зарабатывал на хлеб насущный игрой на гуслях. Получив награду от Царя Морского, Садко разбогател и с 30 кораблями отправился по морю в страны заморские. По пути забрал его к себе благодетель в качестве откупа. По наставлению Николая Чудотворца гусляру удалось вырваться из плена.

Прообразом героя считается Содко Сытинець, новгородский купец.

Святогор (богатырь-великан)

Святогор

Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.

Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.

Микула Селянинович (пахарь-богатырь)

Микула Селянинович

Богатырь и крестьянин, вспахивавший земли. Согласно былинам был знаком со Святогором и дал тому суму поднять полную тяжести земной. Биться с пахараем, согласно преданию, нельзя было, находился он под защитой Матушки Сырой Земли. Дочери его – жены богатырей, Ставра и Добрыни.

Образ Микулы выдуманный. Само имя является производным от распространенных в то время Михаила и Николая.

Вольга Святославич (русский богатырь)

Вольга Святославич

Герой-богатырь древнейших былин. Обладал не только внушительной силой, но и умением понимать язык птиц, а также оборачиваться любым животным и оборачивать в них других. Ходил с походами на земли турецкие и индийские, и после становился их правителем.

Многими учеными образ Вольги Святославича отождествляется с Олегом Вещим.

Никита Кожемяка (киевский богатырь)

Никита Кожемяка

Герой киевских былин. Отважный богатырь, обладавший огромной силой. Мог без труда разорвать сложенную дюжину бычьих шкур. Вырывал шкуру с мясом у несущихся на него разъяренных быков. Прославился тем, что победил змея, освободив от его плена царевну.

Своим появлениям герой обязан мифам о Перуне, сведенных к бытовым проявлениям чудесной силы.

Ставр Годинович (черниговский боярин)

Ставр Годинович

Ставр Годинович – боярин из Черниговщины. Известен своей хорошей игрой на гуслях и крепкой любовью к жене, чьими талантами не прочь был похвалиться перед другими. В былинах роль играет не главную. Более известна его жена Василиса Микулишна, вызволившая мужа из заточения в темницах Владимира Красна Солнышка.

Упоминание о реальном сотском Ставре имеется в летописях 1118 года. Он был также заточен в погребах князя Владимира Мономаха после беспорядков.

Соловей разбойник (антигерой)

Соловей разбойник

Ярый противник Ильи Муромца и разбойник, который долгие годы грабил и пеших, и конных на им же заложенной дороге. Убивал их не ружьем, а собственным свистом. В былинах чаще всего предстает в человеческом обличье с явно выраженными тюркскими чертами лица.

Считается, что образ его взят у мордвичей, проживавших в Нижнем Новгороде. Традиционные их имена – это названия птиц: Соловей, Скворец и т.д.

Змей Горыныч (змей-дракон)

Змей Горыныч

Образ змея мифический. Подобные встречаются в сербской и иранской мифологии.

Идолище Поганое (злодей)

Идолище Поганое

Идолище – тоже богатырь, только от сил темных. Из-за своего чревоугодия имеет огромное бесформенное тулово. Злой, некрещеный и не признающий религий. Грабил города со своей ратью, попутно запрещая милостыню и церкви. Побывал на землях русских, в Турции и Швеции.

В истории прототипом Идолища был хан Итлар, совершавший варварские набеги на города земель русских.


Славянская мифология и религия славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков. Единым высшим богом, "творцом молнии", каким был у индусов Индра, у греков Зевс, у римлян Юпитер, у германцев Тор, у литовцев Перкунас — у славян был Перун. Понятие о боге-громовнике сливалось у славян с понятием неба вообще (именно — движущегося, облачного неба), олицетворение которого некоторые ученые видят в Свароге. Другие вышние боги считались сыновьями Сварога — Сварожичами; такими богами были солнце и огонь. Солнце обоготворялось под названием Даждьбога, а также Хорса. Брат Сварога, самый таинственный бог и хранитель стад Велес первоначально также был солнечным богом. Все эти названия вышнего бога очень древние и употреблялись всеми славянами. Общеславянские представления о высшем боге получили у отдельных славянских племен дальнейшую разработку, новые, более определенные и более причудливые формы. Своеобразие славянской мифологии, которая, как и всякая иная, отражала мировоззрение ее создателей, заключается в том, что их жизнь была непосредственно связана с миром низших духов, обитающих повсеместно. Некоторым из них приписывались ум, сила, доброжелательность, иным — хитрость, злоба и коварство. Древние полагали, что все эти существа — берегини, вилы, водяные, полевики и т. п., постоянно вмешиваются в их жизнь и сопровождают человека со дня появления на свет и до самой смерти.
Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают собрать обильный урожай и приносят болезни, сулят счастливую семейную жизнь, порядок в доме и наказывают за неблаговидные поступки. Богов, которых было сравнительно немного и которые управляли природными явлениями и стихиями — грозой, огнем, дождями, славяне боялись и почитали, стараясь умилостивить молитвами и жертвоприношениями. Поскольку собственно славянские тексты и изображения богов и духов не сохранились из-за того, что христианизация прервала языческую традицию, главным источником сведений являются средневековые хроники, поучения против язычества, летописи, археологические раскопки, фольклорные и этнографические собрания.
В широком смысле ведическая и языческая культура русского народа - суть русская народная культура, в своих основах единая с культурой всех славянских народов. Это русские исторические традиции, быт, язык, устное народное творчество (легенды, былины, песни, сказки, сказы и так далее), древние памятники письменности со всеми заключенными в них знаниями, славянское любомудрие (философия), древнее и современное народное искусство, совокупность всех древних и современных вероучений.

Читайте также: