Сообщение о соборе михаила архангела

Обновлено: 10.05.2024

Каменный собор был построен точно на месте прежде существовавшего деревянного Архангельского храма. О времени его появления среди специалистов существует две версии. Согласно первой, деревянный храм был построен очень давно – в конце XI – начале XII столетий, когда молодая Москва, как и всякий город, должна была иметь свой храм во имя Начальника Небесных Сил, издавна считавшегося покровителем русских князей-воинов.

Другие относят появление деревянного храма к первой половине XIII века, ко времени правления первого известного в истории города удельного московского князя Михаила Хоробрита, брата Александра Невского. Он и заложил в Москве храм во имя своего небесного хранителя, и произошло это за 20 лет до начала правления князя Даниила Московского.

Согласно его исчисленьям, каменный Архангельский храм был пятым по счету из заложенных Калитой в Кремле после Успенского собора, церкви Иоанна Лествичника, несохранившегося Петроверигского храма и церкви Спаса на Бору. Тогда Калита, получивший ярлык на великое княжение, застраивал и обустраивал Кремль. Именно в его времена появилось само это слово – Кремль .

В древности на месте его златоглавых соборов и зубчатых стен шумел сосновый бор, и поэтому холм, на котором возвели первые деревянные крепостные стены города, назвали Боровицким. Они появились уже в 1156 году по повелению князя Юрия Долгорукого.

Новый Архангельский собор, заложенный Калитой, по мысли своего основателя и устроителя должен был стать ему последним прибежищем. Он и был погребен в нем первым – в апреле 1340 года. С тех пор всех правителей Москвы и России до Петра I хоронили здесь.

Лишь двое из них упокоены за пределами этой кремлевской усыпальницы. Мученик стольного московского града князь Юрий Данилович, брат Ивана Калиты, убитый в Орде Тверским князем Дмитрием в борьбе за ханский ярлык, был похоронен в Успенском соборе. И еще отец его князь Даниил Московский обрел последний приют в стенах Даниловского монастыря.

Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, а точнее – возвести новый на месте обветшавшего сооружения Калиты: еще в 1450 году Храм был поврежден во время грозы от удара молнии и сильного ветра и с тех пор сильно порушился.

21 мая 1505 года великий князь Иван Васильевич повелел разобрать ветхую церковь и в октябре заложил новую, но через несколько дней умер и был погребен в только что заложенном храме. И поэтому устроителем нового Архангельского собора считался уже его сын, великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен храм, доживший до нашего времени. За это правитель удостоился особого почета: его изображение в росписи храма поместили на самое лучшее место – на столпе против главного входа в храм.

Для работы был приглашен миланский архитектор Алевиз Фрязин, из числа итальянских мастеров, приехавших по приглашению Московского великого князя строить кирпичный Кремль.

И над гробом, закрытым каменной плитой, возводилась каменная надгробница, на которой помещались икона, свеча и панихидное блюдо с кануном.

Эти надгробницы мы и видим сейчас в Архангельском соборе – все захоронения находятся под полом. В 1636-1637 г.г. древние надгробия заменены новыми кирпичными с резными белокаменными стенками, а в 1903 году они были покрыты бронзовыми футлярами.

В росписи нижнего яруса собора можно увидеть изображения великих московских и удельных князей: Дмитрия Донского, Ивана Калиты, Ивана III, Андрея Старицкого. На столпах изображены князья Владимиро-Суздальской Руси – предки московских князей, как бы олицетворяющие предысторию Московского государства.

Отсюда произошел еще один древний обычай, существовавший в допетровской Москве – класть челобитные государю на царские гробницы. Никто не мог препятствовать просителю войти в собор и оставить там свою просьбу, которая оттуда доходила до царя и попадала прямо в его руки. Этот обычай был отменен Петром I.

Как известно, последним погребением в истории кремлевского храма стало захоронение брата Петра I, царя Ивана Алексеевича. Со времени переноса столицы в Петербург русских императоров стали хоронить в усыпальнице Петропавловского собора, и первым был сам Петр Великий.

Единственным исключением стал юный Петр II, приехавший в Москву на свою свадьбу в 1730 году и скоропостижно скончавшийся от оспы накануне венчания. И еще под сводами Архангельского храма в феврале 1826 года три дня находилось тело почившего императора Александра I. Его привезли сюда из Таганрога, где умер государь, по пути в Петербург.

Другим исключением стал Борис Годунов. Он тоже сначала был похоронен в Предтеченском приделе Архангельского собора, но в 1606 году повелением Лжедмитрия I тело его было вырыто и перезахоронено в Троице-Сергиевой Лавре.

В Архангельском соборе похоронен св. царевич Дмитрий в серебряной раке. Здесь же хранилась его тафья, унизанная жемчугом и яхонтами – в собор ее прислал Петр I.

Строго говоря, в Архангельском соборе хоронили не только великих князей Москвы. При Иване Грозном здесь были погребены свв. мученики Черниговские – князь Михаил и его боярин Феодор, замученные в Орде в 1242 году и только в XVI веке привезенные в Москву по желанию царя.

Здесь же был похоронен любимый народный герой Смутного времени, полководец князь Михаил Скопин-Шуйский. Он участвовал в подавлении восстания известного И. Болотникова и в 1610 году освободил Москву от осады Тушинского вора – Лжедмитрия II.

Князь умер внезапно 23 апреля 1610 года, и народ приписал его смерть отраве, подозревая в убийстве дядю полководца, царя Василия Шуйского. Говорили, что героя отравила из своих рук дочь Малюты Скуратова, которая приводилась ему кумой:

Ох, ты гой еси, матушка моя родимая,
Сколько я по пирам не езжал,
А таков еще пьян не бывал:
Съела меня кума крестовая,
Дочь Малюты Скуратова.

Известна история основания кремлевского Чудова монастыря, когда святитель митрополит Алексий, в 1357 году призванный в Орду лечить ослепшую жену хана Тайдулу, перед отбытием отслужил в Успенском соборе молебен перед гробницей св. митрополита Петра и было чудо: там сама собой возгорелась свеча. С этой свечой поехал святитель в Орду и исцелил Тайдулу, которая в благодарность подарила ему в Кремле место для устроения Чудовой обители – во имя Чуда св. Михаила-Архангела в Хонех.

И все же беды обрушились на Архангельский собор в XIX столетии. Он сильно пострадал в 1812 году – в алтаре этого кремлевского храма была устроена походная кухня для Наполеона.

Говорят, что это сделали по совету шпионки Бонапарта, мадам Обер-Шальме, известной французской модистки с Кузнецкого моста. Она держала очень дорогой магазин шляп, в который до войны ездила вся Москва. За цены ее прозвали шельмой , а неблаговидная роль мадам во время войны только утвердила за ней это прозвище – многие даже считают, что само слово шельма произошло от ее имени.

И дело ограничилось кухней в кремлевском соборе, которую приписали совету французской шпионки с Кузнецкого моста. Она, кстати, сама обратилась к Наполеону с просьбой защитить ее от русских и иностранных кредиторов, которым она задолжала 300 тысяч рублей, потеряв из-за войны в России собственных 500 тысяч рублей состояния.

Поблагодарил московский люд Шельму. Оклады с икон были сорваны, раки ограблены, а мощи св. царевича Дмитрия спрятал от поругания священник соседнего кремлевского монастыря Иван Яковлев. Он нашел их лежащими подле раки, обернул пеленой и унес в Вознесенскую церковь монастыря, где спрятал их в нижнем ярусе иконостаса.

Только с повреждениями собора, полученными от Наполеона, сравнимы его разрушения в ноябре 1917 года, во время обстрела Кремля. А в следующем 1918 году в связи с переездом правительства в Москву Архангельский собор, как и все другие кремлевские храмы, был закрыт.

В 1929 году после сноса в Кремле Вознесенского монастыря, где была усыпальница цариц и великих княжен, в подклет Архангельского собора перенесли в белокаменных гробах их останки – под прах отцов, братьев и мужей.

Среди них был и гроб Анастасии Романовой, первой жены Ивана Грозного. Недавняя экспертиза обнаружила при исследовании ее останков следы ядовитого химического вещества, что подтвердило версию об отравлении царицы приближенными.

После смерти Сталина Кремль был вновь открыт для посещения, и с 1955 года в Архангельском соборе работает музей. В 80-х годах в собор влетела шаровая молния и ударила прямо в царские врата.

В 1988 году Поместный Собор Русской Православной Церкви причислил Дмитрия Донского к лику святых, а 28 мая 1991 года Патриарх Алексий II провел богослужение над мощами св. Димитрия.

Архангельский собор Московского Кремля

В центре Московского Кремля на Соборной площади – большой белоснежный собор, посвященный Архангелу Михаилу, единственный московский собор с не покрытыми позолотой куполами: здесь находится древнейшая родовая усыпальница русских князей и царей.

История основания

Деревянный храм во имя Архангела Михаила, своего небесного покровителя, возвел в Москве в XIII веке во время недолгого царствования брат Александра Невского, князь Михаил Хоробрит. В 1333 году московский князь Иван Калита на месте деревянной церкви выстроил собор из белого камня.

Величественный собор – благодарность Господу за спасение России от голода в неурожайный год. Князь завещал похоронить себя здесь, с тех пор Архангельский собор на 180 лет становится родовой царской усыпальницей, а Иван Калита – первый правитель, захороненный в храме.

Во время реконструкции Кремля князь Иван III перестроил и родовую усыпальницу. Для этого он пригласил миланского архитектора Алоиза Ламберти да Монтиньяна, получившего в Москве известность как Алевиз Флязин.

Схема Архангельского собора

Завершил строительство Архангельского собора сын князя, Василий III, продолживший дело отца по объединению Руси. Вновь построенный собор освящен 8 ноября 1508 года.

Храм посвящен Архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Великие князья приходили сюда на молитву перед сражениями, а на поклонение гробам предков направлялся царь во главе торжественной процессии после вступления на царство.

Архитектурные особенности Архангельского собора

Собор высотой 21 метр из белого камня итальянский архитектор построил в традиционном древнерусском стиле – пятиглавый крестовокупольный храм с узкими щелевидными окнами.

Венчает собор пять глав на барабанах различного диаметра, расставленных асимметрично, что создает впечатление воздушной легкости храма и устремленности вверх Главный вход – в широком углублении. В шестистолпном пятиаспидном сооружении с 8 приделами переплелись итальянские и византийские архитектурные традиции.

Внешний вид храма

Внешний облик собора особенный, это достигается декоративными формами отделки. Фасад собора архитектор разделил на два яруса горизонтальным карнизом. Каждый ярус смотрится как законченный, самостоятельный этаж – собор выглядим двухэтажным. Нижний ярус, высокий и мощный, с декоративными арками, – своеобразный постамент для более легкого верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками.

Вертикальные прямоугольные выступы стены также разделены по горизонтали. Их архитектор превратил в пилястры. По средней линии каждого яруса – высокие узкие окна. В архитектурную отделку храма включены и округлые окна-медальоны, и
большие арочные окна, сближающие русский собор с венецианским дворцом.

Архитектура собора

Ниши, расположенные по периметру верхней части фасада, – традиционно русское украшение, сделанное в виде морских раковин с жемчужинами, изящно и необычно для русской архитектуры.

По вертикали фасада – пилястры, увенчанные затейливым растительным орнаментом с резными капителями. Огромное двойное окно фасада с группой небольших круглых окон смотрится торжественно и строго. Удивительное украшение собора – резьба, насыщающая белокаменным узором порталы. Декор розеток и капителей нигде не повторяется.

Внутренее убранство

Интерьер храма

Пышному, нарядному и торжественному декору фасада противопоставлен интерьер собора. Цилиндрические своды храма опираются на традиционные для русских церквей крещатые столбы. Интерьер сводов светлый и свободный, при взгляде вверх ощущается восторг.

Внутри храма

Торжественно-сумеречное настроение возникает при взгляде на темно-синие настенные росписи и саркофаги внизу собора, где господствует полумрак.

Иконостас

Усыпальница

Здесь хоронили по примеру Византии правителей Рюриковичей, Романовых и их родственников до XVIII века. Собор служил местом погребения мужчин царского рода. Цариц и княгинь хоронили в соборе Вознесения Христова кремлевского Вознесенского монастыря, разрушенного в 1929 году.

Гробницы

Внутри Архангельского собора – 46 надгробий, под которыми покоятся 56 представителей княжеского рода. Бронзовые саркофаги белокаменных надгробий раннемосковских князей и русских царей установлены во время правления Михаила Романова. Напротив надгробий – изображение в полный рост всех погребенных здесь великих князей.

Гробницы

Расположение погребений проводилось по четким правилам. По южным стенам – великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья – вдоль северной.

Погребения

У северной стороны Архангельского собора – рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного к лику святых. Князь отказался подчиняться золотоордынскому хану Батыю, за что потерпел мученическую смерть. В Архангельском соборе служили панихиды в дни кончины погребенных тут высочайших особ – князей и царей.

Росписи усыпальницы

В XVI веке собор покрыли художественной росписью. Во времена правления Алексея Михайловича выполнены настенные росписи, над которыми трудились 92 мастера. Военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом занимает главное место в живописи.

В куполах – лики пророков и праотцов, эпизоды из жизни Спасителя, на сводах – сюжеты из Нового Завета. В центральном барабане – фигуры Адама и Евы. В западных куполах – образы Архангела Михаила и Гавриила, ниже – апостолов и святых угодников, воинов-мучеников и святого покровителя храма – Архангела Михаила. В роспись включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с захватчиками.


Собор Архангела Миха́ила и прочих Небесных Сил бесплотных празднуется ежегодно 21 ноября (8 ноября по старому стилю). Этот праздник не относится к числу великих и двунадесятых, но всегда был почитаем на Руси. В честь него строили храмы, а также называли города и селения. Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных установлено в начале IV века.

Содержание:

Собор Архангела Миха́ила и прочих Небесных Сил бесплотных. История праздника

Из книг Ветхого и Нового завета мы узнаем об Ангелах — существах невидимого мира, посланниках Божиих. Многочисленные случаи их явления людям известны издавна. Уже в апостольские времена возникло искаженное, еретическое мнение, что нельзя молиться напрямую ко Христу, а нужно обращаться к Ангелам. Ересь эта, по словам блаженного Феодорита, достигала даже степени идолослужения.

Величание — песнопение празднику. Поморский обиход

Читать онлайн в оригинале

Архангел Михаил — чиноначальник вышним Силам

По преданию Церкви, отраженному в текстах праздничной службы, Архангел Михаил многократно являлся людям еще во времена Ветхого завета — при выходе израильтян из Египта, переходе через Красное море. Он явился Исусу Наввину и передал ему повеление Божие взять Иерихон. Множество других случаев победоносной помощи Архангела Миха́ила описано в книгах церковных.

Из священного Писания и Предания известны также имена других Архангелов — по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле:

Архангел Гавриил — благовестник таин Божиих;
Архангел Рафаил — врач болезней и путеводитель;
Архангел Уриил — просвещает людей, побуждает их на молитву;
Архангел Иегудиил — заступник в пути, помощник нуждающимся в чем-либо ради славы Божией;
Архангел Варахиил — податель Божиих благодатей и хранитель чистоты души и тела;
Архангел Салафиил — врач от болезни малярии и молитвенник к Богу о людях;
Архангел Гефаил — возжигатель любви к Богу;
Архангел Тахиил — помощник и защитник в бедах и напастях.

Тропарь, глас 4.

Небесных воинств Архистратиже, молим тя ныне мы недостойнии. Яко да твоими молитвами покрыеши нас кровом крилу, невещественыя ти славы. Сохраняющи нас молящихся прилежно, и вопиющих, от бед избави нас, яко чиноначалник вышним силам.

Кондак, глас 2.

Архистратиже Божии, и слуго божественыя славы. Ангелом начальниче, и наставниче человеком. Еже есть на пользу проси нам, велия милости, яко бесплотным Архистратиг.

Храмы в честь архангела Миха́ила

После Крещения Руси праздник Собора Сил бесплотных становится известным и нашим предкам. Множество храмов и монастырей были посвящены этому празднику — Миха́йлову дню. Первый Архангельский собор был построен в Киеве сразу после принятия христианства, там же был устроен монастырь.

В дальнейшем известно множество случаев чудесной помощи Архистратига в ратных делах. В Волоколамском Патерике содержится описание чудесного спасения Великого Новгорода от татарского войска:

внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Российскую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Миха́ил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород.

Не удивительно, что практически в каждом русском городе был храм или придел, посвященный празднику Собора Архангела Михаила и Сил бесплотных. Пожалуй, самый известный, — Архангельский собор Московского Кремля, усыпальница московских князей. Первоначальный деревянный Архангельский собор был построен, вероятно, в 1247-1248 годах, во времена княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского. В дальнейшем он не раз перестраивался, а нынешнее здание собора было построено в 1505-1508 годах.

Архангельский собор Московского Кремля

В Кремле находился также Чудов монастырь. Главный храм обители был освящен в честь чуда Архангела Михаила в Хонех (празднуется 6/19 сентября). В 1929-1930 гг. монастырь был разрушен.

В середине XIV в. появился деревянный храм во имя Архангела Михаила в г. Коломне. В это время в стене деревянной крепости Коломны, между Маринкиной и Грановитой башнями, уже были проездные Михайловские ворота, напротив которых и располагалась Михайловская (или Архангельская) слобода. После Смутного времени храм пришел в запустение. В 1700 г. была построена каменная церковь Михаила Архангела с приделом Трех Святителей. Ныне существующий каменный храм Михаила Архангела получил свое современное обличье посредством перестройки частей предыдущего каменного храма.

Храм во имя Архангела Михаила в г. Коломне

Архангельский собор Нижегородского Кремля

Стоит упомянуть и о том, что на знамени Нижегородского ополчения изображены Архангел Миха́ил в воинских доспехах и склонившийся перед ним Исус Наввин.

Знамя Нижегородского ополчения, освободившего Москву в 1612 году

За Сиверсовым каналом, немного южнее Нередицы, близ Сельцо-Шатерно Новгородской области, находятся остатки каменного храма архангела Михаила в Сковородском монастыре. Основателем монастыря и строителем каменного храма был новгородский владыка Моисей (1324-1329 гг.). Храм Михаила Архангела был построен по заказу архиепископа Моисея в 1355 году. По своим архитектурным формам Михайловский храм был близок волотовской церкви под Великим Новгородом. Лаконично решенные фасады здания, которые не имели даже лопаток, завершались трехлопастной закомарой. Дополняли объемную композицию притворы с севера, запада и юга. Оставив кафедру в 1360 году, архиепископ Моисей удалился именно в Сковородский монастырь, где скончался и был похоронен 25 января 1362 года. В XVIII-XIX вв. храм неоднократно ремонтировался, дополнялся пристройками, получил новую кровлю, а вместо первоначальной одной главы был увенчан пятью главами. Храм был практически уничтожен в Великую Отечественную войну.


Во имя архангела Михаила был освящен храм в Великом Новгороде. Деревянная церковь архангела Михаила на Торгу известна с XII века. Позднее церковь была выстроена в камне. Церковь перестраивалась в XIV-XV вв., в XVI веке была возведена северная галерея. К началу XIX века церковь Михаила Архангела представляла собой руины. Во второй половине XIX века верхняя часть здания была восстановлена из новых материалов в архитектурных формах того времени. В нижней части сохранились фундаменты и кладка стен XIV-XV вв.



Во имя архангела Михаила был освящен собор в Рязани. Первое упоминание об Архангельском соборе относится к концу XV века. С 1756 года в писцовых книгах отмечалось, что соборный храм настолько пришел в негодность, что служить в нем было уже невозможно. На многие годы в соборе прекратилось богослужение, но стараниями архиепископа Сергия в Архангельском соборе начались ремонтные работы. В1819 году храм был полностью готов для того, чтобы вновь принять прихожан. В советское время собор, как и многие храмы России, был закрыт. Его имущество реквизировано. Внутреннее убранство постепенно разрушалось. В наши дни в соборе располагается экспозиция музея Рязанского Кремля.


Во имя архангела Михаила был освящен храм в г. Слободской Кировской области. Церковь была построена в 1610 году. Известно, что конструкция кровли была такова, что не допускала проникновения влаги и гниения деревянных деталей, а само здание было построено с расчетом на естественное проветривание стен. Она входила в комплекс Богоявленского, позже Крестовоздвиженского мужского монастыря, основанного в 1599 году на окраине города. Поначалу это сооружение служило не только церковью, но и крепостной башней с воротами, через которые можно было попасть в монастырь, а через бойницы в стенах — отстреливаться от врага. Маленькая деревянная церквушка была неприметной по сравнению со строениями обители и не привлекала к себе внимания. Ныне в Михайло-Архангельской церкви экспонируется уникальная коллекция деревянных храмовых фигур — единственная в Кировской области.



Во имя архангела Михаила был освящен собор на Микулине городище в Лотошинском районе Московской области. Собор был построен в конце 1550-х гг. в центре древнего городища тверских князей, окруженного земляными валами высотой около 5,5 метров и 600 метров в окружности. Крепость, хорошо укрепленная и окруженная высокими валами с острогом (стеной из бревен), служила форпостом Тверского княжества во время его соперничества с Москвой. На месте нынешнего стоял более древний собор 1398 года. Настоящий храм изначально строился как усыпальница князя С.Н. Микулинского, унаследовавшего вотчину от своих предков, удельных князей. Под собором был сделан подвал, в котором и разместилась усыпальница. Когда в конце XVIII века собор потребовалось укреплять, склеп засыпали. Огромный четырехстолпный храм был изначально пятиглавым, с позакомарным покрытием, сложен он был из кирпича полубутовой кладкой, то есть наружная и внутренняя части стены были выложены из кирпича, а пространство между ними заполнялось битым камнем и заливалось раствором. Фасады собора разделены лопатками на три части (прясла), оканчивающиеся широкими закомарами. В середине трех фасадов — огромные перспективные порталы, издалека кажущиеся совсем небольшими дверцами. В 1886-1887 гг. древнее здание пережило еще одну реставрацию. В советское время храм простоял закрытым с 1922 года. В настоящее время храм принадлежит РПЦ, в нем проводятся еженедельные богослужения.


Во имя архангела Михаила был освящен храм в д. Сынковичи Гродненской области Республики Беларусь. Датой постройки храма считается 1407 год. В архитектуре храма явственно прослеживаются черты, характерные для готического стиля, а также детали древнерусского зодчества. Известно, что в 1880-1892 гг. храм был реконструирован — заменена кровля, построен притвор и купол над апсидой, разобран купол над центральной частью храма, возведена бутово-кирпичная двухъярусная четырехгранная колокольня. После Второй мировой войны церковь была закрытой. Деятельность храма возобновилась в 1992 году.


Во имя архангела Михаила была освящена церковь в с. Чесники Ивано-Франковской области Украины. Каменная церковь построена из известняка, трехмастная, с прямоугольным нефом и бабинцем и граненым пятистенным восточным объемом. Церковь перекрыта тремя куполами без барабанов. Готовая кровля над нефом имеет вид квадратного верха с двумя заломами, боковые помещения накрыты пластичной скатной гонтовой кровлей. Гладкие плоскости стен лишены декора и оживлены лишь низенькими входными проемами на западном и южном фасадах с небольшими окнами над ними. В XIX веке северный и южный фасады укреплены мощными контрфорсами.


Во имя архангела Михаила была освящена церковь в г. Свалява Закарпатской области Украины. Церковь датируется 1588 годом. Современный вид церковь приобрела при капитальной перестройке 1759 года. Деревянная церковь срублена из дубовых брусьев. Стены башни покрыты гонтом, крыши и стены — лемехом. Состоит из трех разношироких срубов. Каждый сруб покрыт отдельной крышей, однако они воспринимаются слитыми воедино благодаря мягкому переходу поддашия нефа в крышу восточной части и общую крышу крыльца и бабинца, акцентирующего вход. Поддашие опирается на выпуски венцов срубов. Крыши восточной части и нефа увенчаны маленькими квадратными башенками с луковичными главками с четырехскатными фартуками. Под крышей нефа сохранился один залом сруба, второй переделан на коробовый свод. Церковь реставрировалась в 1972 году.



Во имя архангела Михаила был освящен Выдубицкий монастырь в Киеве. Обитель была основана около 1070 года Всеволодом Ярославичем в урочище Выдубичи, вблизи днепровской переправы и личной резиденции-замка — Красного двора. Главным храмом монастыря была церковь архангела Михаила. Чтобы спасти монастырский храм от оползней, в 1199 году была построена грандиозная подпорная стена. После Брестской унии монастырь перешел в руки униатов из ордена василиан. Старый монастырский собор Чуда архангела Михаила в Хонех обрушился в Днепр в середине XVI века. В 1555 году его отстроил игумен Климентий Старушич. В 1637 году Михайлоархангельская церковь была отреставрирована. Монастырь был ликвидирован в 1924 году. Церкви еще действовали до 1930-х годов, когда их иконостасы были сожжены, а кладбище разрушено. Здания бывшего монастыря передали рабочим и служащим деревообрабатывающего завода на Теличке. В 1967-1982 гг. была проведена реставрация сооружений. В 1975-1997 гг. здесь находился Институт археологии. Монастырь возобновил свою деятельность в 1992 году. В 1996 году правительство полностью вернуло Выдубицкий монастырь Церкви (УПЦ-КП).


Город-именинник

В XII веке новгородский архиепископ Иоанн основал в устье Северной Двины Миха́йло-Архангельский монастырь. Долгое время он был одним из центров Русского Севера.

Вид на Миха́йло-Архангельский монастырь с пристани, с юго-восточной стороны. Фотография 1880-х годов работы неизвестного фотографа

В 1548 году по приказанию царя Ивана IV воеводы Нащокин и Залешанин за одно лето построили вокруг монастыря крепость. Первоначально она называлась Новые Холмогоры. Но уже в 1596 году новый город был назван Архангельском, по имени обители.



Старообрядческие храмы в честь архангела Миха́ила

Сегодня престольный праздник в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви г. Воронежа, с. Путино Пермского края, с. Кильмезь Кировской области, ст. Манычская Ростовской области, с. Малиновка Томской области, а также строящихся храмах г. Глазов (Удмуртия) и г. Злынка (Брянская область). В зарубежных общинах РПСЦ храмовый праздник в общинах г. Бельцы (Молдова) и с. Валая Родоя Флорештского района (Молдова).

Храм РПсЦ во имя Архангела Михаила, село Путино Пермского края
Храм архангела Михаила. Бельцы

Престольный праздник отмечают в общинах Русской Древлеправославной Церкви г. Волгограда и пос. Урска Кемеровской области.

Храм РДЦ во имя Архангела Михаила, г. Волгоград

Поморские общины г. Невеля и дер. Михалкино Псковской области, г. Кузнецка Пензенской области, г. Темир-Тау Кемеровской области, Утянская община (Литва) также отмечают сегодня престольный праздник.

Храм архангела Михаила. Утяна

Собор архангела Михаила. Иконы

Архангел Михаил. Из деисусного чина. Тверь, первая половина XV в. ГТГ

Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой.

На более поздних иконах архангел Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола, в левой руке как победитель держит зелёную финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный меч и щит. Также Михаил может быть представлен в качестве стражи Царя Небесного, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне.

Архангел Михаил, попирающий дьявола. 17 век. Третьяковская Галерея, Москва
Икона Архангел Михаил с деяниями. Начало XV века

Построен на месте древней белокаменной Архангельской церкви 1333 г., служившей усыпальницей московских великих и удельных князей (придел Иоанна Предтечи у южной апсиды и придел Уара у северной пристроены в середине XVI в.). Итальянский зодчий не только отдал дань традиционному пятиглавию, как Фиораванти в Успенском соборе, но и вернулся к крестово-купольной системе с применением в основном полуциркульных сводов и крестчатых в плане столпов вместо крестовых сводов с круглыми столпами Аристотелева храма, что вызвало прежнюю дробность и неравномерность членений внутри собора, отличавшие древнерусские храмовые постройки, и лишало его той высоты, светлости и пространства, которые так поразили современников в памятнике, возведенном на четверть столетия раньше.

Сложенные из кирпича широкие столпы водружены на высокие массивные постаменты, увеличивающие их сечение, и поставлены довольно близко друг от друга в рядах, разделяющих продольные нефы, благодаря чему возрастает изолированность нефов и впечатление их протяженности в направлении от главного входа к апсидам. При пониженных сводах боковых нефов это делает здание более похожим на базилику, чем на крестово-купольное сооружение. Некоторые исследователи связывают особенности Архангельского собора не столько с шестистолпными, крестово-купольными храмами домонгольской Руси, сколько с памятниками Венеции конца XV в., откуда был родом зодчий, продолжающими традиции византийской архитектуры.

В соответствии с планом фасады членятся по вертикали на неравные части, а пятиглавие, в котором барабаны восточных глав по своему диаметру уже западных, оказывается сильно смещенным к востоку, тем более что в западной части храма Алевизом была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы, отделенная стеной от внутреннего помещения собора, в которой на хорах было сделано окно, чтобы княгиня могла присутствовать при богослужении. (Изначально в глухой теперь стене имелся дверной проем в северо-западном углу интерьера и, следовательно, существовал переход из храма на хоры, куда поднимались по винтовой лестнице.) Во всем этом уже не было той гармонической целостности, которая была достигнута Фиораванти.

Но при традиционности конструктивно-планировочного решения Алевиз пошел значительно дальше своего соотечественника в насыщении здания собора элементами светской ренессансной архитектуры. То, что едва наметилось в Успенском соборе (выделение цокольного этажа, завершение пилонов антаблементом), превратилось здесь в принцип декорации фасадов. Классический пилястровый ордер четко членит фасады по горизонтали на два этажа, не только по-разному обработанные (нижний с помощью ложной аркады, верхний широких филенок), но и разделенные карнизом и имеющие свой ряд оконных проемов. Стена утрачивает былую монолитность. Завершающий здание антаблемент отрезает закомары от основного кубического объема и превращает их в декоративные кокошники, украшенные великолепными раковинами. Ордерная декорация введена и внутри здания: приставленные к поднятым на импосты столпам пилястры, как и обходящий рукава креста карниз, подчеркивают конструкцию и пространственные членения интерьера.

Многие формы декорации собора получили широкое распространение в русском зодчестве, и прежде всего карниз, филенки, раковины, круглые окна закомар, резные порталы. Архангельский собор в основном сохранил свой первоначальный облик. Сильнее всего пострадал от позднейших переделок южный фасад, почти полностью закрытый галереей, выложенными в 1773 г. в связи с появлением трещин контрфорсами и сооруженной в 1826г. пристройкой служебного характера. Завершение собора также подверглось некоторой перестройке: первоначально покрытие было позакомарным, с черепичной кровлей (время замены черепицы железом неизвестно), и над закомарами возвышались фиалы; во второй половине XVIII в. закомары были напложены, и цоколи барабанов глав оказались скрытыми кровлей; центральная глава приобрела луковичную форму вместо прежней шлемовидной. Как теперь установлено, собор в своем первоначальном виде был окрашен в два цвета: побелкой были выделены цоколи, пилястры, капители, раковины, архитравы, карнизы, откосы окон; стены были окрашены под кирпич, как и фризы антаблементов.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В XVI в. собор был расписан (предположительно эта роспись датируется 1564-1565 гг.), но эти ранние фрески сохранились только в дьяконнике, где была устроена усыпальница царя Ивана Грозного. Это ряд сцен нижнего яруса на сюжет притчи о Богатом и Лазаре (росписи верхнего яруса относятся уже к XVII в.). В 1652-1666 гг. обветшавшая роспись была сбита и заново исполнена по снятым со стен прорисям, поэтому фрески XVII в. восходят в своем иконографическом составе и композиционных схемах к XVI в. В росписи Архангельского собора участвовали лучшие живописцы из разных городов во главе с мастерами Оружейной палаты С. Резанцем, Я. Казанцем, С. Ушаковым, Ф. Зубовым, И. Владимировым и Ф. Козловым.

Донатор собора великий князь Василий III представлен на самом почетном месте на северозападном столпе напротив главного входа в храм. На других столпах помещены в нижнем ярусе фигуры князей Владимиро-Суздальской и в верхнем Киевской Руси предков московских князей, олицетворяющих предысторию Московского государства. В соборе-усыпальнице стоят сорок шесть княжеских гробниц, размещенных в большинстве своем в южной части интерьера; в северной находятся погребения опальных князей (в 1636-1637 гг. все древние надгробия были заменены новыми, выложенными из кирпича, с резными белокаменными стенками; в 1903 г. надгробия были покрыты бронзовыми футлярами). Над погребением царевича Димитрия, останки которого были перенесены в собор в 1606 г. Василием Шуйским, высится белокаменная сень, украшенная резьбой (установлена в 1638 г.; литая бронзовая решетка XVII в.).

Архангельский собор или собор Святого Архистратига Михаила – православный храм и одна из старейших церквей Соборной площади Московского Кремля. Пятиглавое, величественное сооружение известно в христианском мире как место последнего упокоения представителей княжеской династии Рюриковичей, в том числе и основателя собора – Ивана Калиты.

Сэкономь на путешествии!

История Архангельского собора

По утверждению летописных источников, Архангельский собор был заложен в 1333 году Иваном Калитой. Согласно одной из версий, скромная каменная постройка возводилась в благодарность высшим силам за избавление Руси от голода в неурожайный год, однако получившееся в итоге сооружение настолько понравилось великому князю, что он завещал себя похоронить в его стенах.

С легкой руки правителя Архангельский собор почти на 180 лет стал родовой усыпальницей, куда стали свозить почивших представителей правящей верхушки. За относительно короткий срок многочисленные гробницы княжеской родни настолько заполонили внутреннее пространство церкви, что уже при Иване III здание пришлось разобрать, чтобы возвести на его месте более массивное и вместительное сооружение.

Интересный факт: часть внутренней росписи первого Архангельского собора была выполнена легендарным иконописцем Феофаном Греком.

После взятия Москвы Наполеоном французы изрядно наследили в храме, устроив в его алтаре походную кухню. А при отступлении бравые гвардейцы прихватили с собой драгоценные оклады, снятые с икон. В результате из всех церквей Соборной площади, пострадавших от французского нашествия, Архангельский собор приводили в порядок первым.

В 1918 году храм объявили культурным памятником, закрыв его на реконструкцию, которая затянулась до 50-х годов прошлого столетия. Кстати, несмотря на то, что доступ в церковные помещения открылся сразу же после войны, первое богослужение в Архангельском соборе Московского Кремля было проведено лишь в 1991 году.

Архитектура

Стены здания разбиты на так называемые прясла (порталы). Разделяющие участки стены пилястры (декоративные колонны) увенчаны акротериями, декорированными затейливым растительным орнаментом. Если верить исследователям, каждая из пилястр имеет собственный оригинальный рисунок, который больше нигде не повторяется.

Первоначально Архангельский собор был выкрашен в красный цвет, с которым эффектно контрастировали белые барельефы. Сегодня стены храма имеют однородный белый оттенок.

Интерьеры

Внутренние помещения собора довольно тесные, так как большую площадь в них занимают водруженные на постаменты столпы, разграничивающие сооружение на нефы и гробницы. Оригинальные фрески, украшавшие церковь в эпоху Ивана III, не сохранились, поэтому сегодня прихожане могут наблюдать на стенах лишь их искусные копии, впрочем, тоже довольно древние. Всего над созданием единого настенного полотна трудились 92 художника, которых тщательно отбирал знаменитый иконописец XVII века, автор Спаса Нерукотворного, – Симон Ушаков.

Живописные сюжеты в храме располагаются в два яруса. Верхнюю, подкупольную часть Архангельского собора занимают изображения пророков и небесных сил, церковные своды украшают эпизоды из жизни Спасителя, чуть ниже расположились изображения апостолов, воинов-мучеников и святого покровителя храма – архангела Михаила.

Усыпальница Архангельского собора

У северной стены Архангельского собора находится рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного православной церковью к лику святых за отказ подчиниться воле золотоордынского хана Батыя и зверски за это убитого. Одно время в храме размещалась гробница Бориса Годунова, но в период Смуты останки бывшего самодержца перенесли в Варсонофьевский монастырь.

Как добраться

Читайте также: