Новое в культуре народов россии 1801 1850 сообщение кратко

Обновлено: 05.07.2024

В начале XIX в. в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. В 1802 г. впервые в России было создано Министерство народного просвещения. Было образовано шесть учебных округов. В каждом из них намечалось создать университет, и в эти годы, помимо Московского, были открыты университеты в Дерпте (1802 г.), в Казани (1804 г.), в Харькове (1804 г.), Вильно (1804 г.), Петербурге (1819 г.). Университеты давали высшее образование. По уставу 1804 г. при всех университетах должны были действовать высшие педагогические учебные заведения, в которых готовили учителей. Таким образом, университеты являлись центрами и учебной, и педагогической деятельности. Во второй трети XIX в. были открыты различные военные и технические учебные заведения. Это Петербургский горный институт, Петербургский практический технологический институт, Инженерная и Артиллерийская академии и др.

Близкое к университетскому образование давали привилегированные дворянские учебные заведения — Демидовский в Ярославле (1805 г.) и Александровский в Царском Селе (1811 г.) лицеи. Их целью являлась подготовка государственных чиновников. В Царскосельском лицее учились А. С. Пушкин, А. М. Горчаков и другие талантливые соотечественники, проявившие себя в различных сферах жизни страны. Среднее образование давали гимназии, число которых росло. К середине XIX в. их насчитывалось более 50 — почти вдвое больше, чем в конце царствования Александра I. В гимназиях учились дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии.

Церковно-приходские школы, волостные и уездные училища давали начальное образование. В них могли учиться дети низших сословий. Образование носило сословный характер. Дети крепостных крестьян лишались возможности учиться в гимназиях и университетах.

Помимо заботы об образовании в стране, Министерство народного просвещения осуществляло общее руководство цензурой.

Был усилен и контроль за университетами. Осознавая растущую потребность в образованных людях, правительство в то же время с осторожностью относилось к развитию народного просвещения. Под правительственным контролем находились все учебные программы, которые наполнялись религиозным и верноподданническим содержанием.

В первой половине XIX в. значительных успехов достигла отечественная наука.

Профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский совершил величайшее открытие в области математики. В 1826 г. он предложил новую геометрическую систему, коренным образом изменившую привычные представления о природе пространства, в основе которых лежало учение древнегреческого математика и философа Евклида. Неевклидова геометрия Лобачевского оказала огромное влияние на дальнейшее развитие математического мышления.

Ученые-физики В. В. Петров, Б. С. Якоби и Э. X. Ленц трудились над разработкой теории электрических явлений.

Петров впервые продемонстрировал явление электрической дуги и положил начало практическому применению электричества (для сварки металлов и т.д.). Якоби открыл метод гальванотехники батареи. На основе этих открытий стало возможным создание ученым П. Л. Шиллингом электромагнитного телеграфа (1832 г.). В 1839 г. начала работу Пулковская астрономическая обсерватория, оснащенная современным оборудованием. Возглавил ее В. Я. Струве. Этот выдающийся астроном обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути, что стало значительным открытием в области астрономии.

Развитие органической химии в нашей стране в этот период связано с именем ученого Н. Н. Зинина. Ряд его разработок получил практическое применение (в частности, использовались созданные им и А. М. Бутлеровым устойчивые химические красители в текстильной промышленности).

В медицине выдающиеся открытия были совершены профессором Медико-хирургической академии Н. И. Пироговым. Основоположник военно-полевой хирургии, он впервые в мире стал делать операции под эфирным наркозом прямо на поле боя. Не только операции, но и широкое применение замечательным хирургом антисептических средств, гипсовых повязок спасли жизнь тысячам раненых солдат и офицеров.

Большие успехи были достигнуты в развитии мореплавания. Русские исследователи совершили крупнейшие географические открытия, хотя русские корабли впервые вышли в мировой океан.

В литературе происходит быстрая смена направлений, идет становление современного литературного языка, основанного на традициях народной речи и сменившего тяжеловесную речь предшествующего столетия.

На рубеже XVIII—XIX вв. произошел переход от классицизма к сентиментализму (ярким его представителем был писатель и историк Н. М. Карамзин). Вскоре на смену сентиментализму пришел романтизм. Представители романтизма — В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Н. Загоскин и др. — стремились противопоставить реальной действительности некий идеальный образ. Дань романтизму отдал и молодой Пушкин. Он стал также родоначальником в русской литературе реализма, который утвердился в ней несколько позднее. В произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева правдиво отражена окружающая действительность, уделено внимание простому человеку, содержатся глубокие раздумья о судьбах страны и ее народа.

В общественно-культурной жизни России все более заметную роль начинает играть театр. Наиболее известными государственными театрами были: Александринский в Петербурге, Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический) в Москве. Драматический театр переживал такую же быструю смену идейно-художественных направлений, как и литература: на рубеже XVIII—XIX вв. на театральной сцене господствовал классицизм, в 1820—1830-х гг. на смену ему приходит романтизм, а с 1840-х гг. развивается реалистическое направление.

Крупнейшими представителями русского театрального искусства, заложившими основы русской театральной школы, были актеры П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин, М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов.

В музыке появляется особый жанр — русский романс, сочетавший народные мотивы с эмоциональной проникновенностью, психологизмом. В этом жанре создавали свои произведения композиторы А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Р. Гурилев и др.

Одним из ярких представителей романтизма был живописец О. А. Кипренский — автор замечательных по своей выразительности портретов (в том числе А. С. Пушкина).

На рубеже XVIII—XIX вв. происходит подъем русской скульптуры. В 1818 г. был сооружен первый в Москве памятник — К. Минину и Д. Пожарскому, — установленный на Красной площади (автор памятника — И. П. Мартос).

В Петербурге были воздвигнуты памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли (работы скульптора Б. И. Орловского).

В архитектуре продолжал господствовать классицизм. Своеобразным развитием и завершением его стал ампир с присущей ему массивностью и монументальностью архитектурных форм, богатым декором и т.д.

Крупнейшими представителями русского ампира были А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства в Петербурге), классицизма — А. Н. Воронихин (Горный институт, Казанский собор в Петербурге), К. И. Росси (здание Сената и Синода, Главного штаба и министерств на Дворцовой площади, Михайловский дворец, Русский музей, ансамбль Александрийского театра в Петербурге). По проекту французского архитектора О. Монферрана в Петербурге был построен Исаакиевский собор — самое грандиозное архитектурное сооружение в России в первой половине XIX в. По его же проекту была воздвигнута 40-метровая колонна на Дворцовой площади в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. Венчает колонну скульптура ангела с лицом императора Александра I (скульптор Б. И. Орловский).

В этот же период в Петербурге сформировались Дворцовая, Сенатская и Адмиралтейская площади. Именно в первой половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мировой архитектуры.

Успешно восстанавливалась и отстраивалась после пожара 1812 г. Москва. Архитектором О. И. Бове была реконструирована Красная площадь, разбит Александровский сад, возведены Манеж и Триумфальные ворота, оформлен ансамбль Театральной площади со зданиями Большого и Малого театров.

В стиле ампир творил также архитектор Д. И. Жилярди (здание Московского университета, здание Опекунского совета).

Преображались и губернские города, перестройка которых шла по специальным планам.

В целом, в первой половине XIX в. русская культура переживала колоссальный подъем, возрастало ее влияние на жизнь всех слоев общества. Многие достижения наших соотечественников стали неотъемлемой частью мировой культуры.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Культура России в первой половине 19 века — значительный этап в развитии духовных и моральных ценностей русского общества. Поразительно, какие масштабы принял созидательный процесс, вся глубина его содержания и богатство форм. За полвека культурное сообщество поднялось на новый уровень: многоаспектный, полифоничный, уникальный.

Развитие русской культуры в первой половине 19 века было обусловлено высокой степенью общенациональных интересов. Гуманитарное просвещение, начатое еще при Екатерине Второй, дало толчок к развитию образования, открытию множества учебных заведений и расширению возможностей получения новых знаний.

Раздвинулись границы государства, на территории которого проживало около 165 разных народов со своими обычаями и менталитетом. Продолжали традиции своих предшественников новые мореплаватели и первооткрыватели.

Русско-французская война 1812 года повлияла на формирование патриотической мысли, морально-нравственных ценностей русского народа. Художественная культура России в первой половине 19 века привлекла к себе интерес укрепившимся в обществе национальным самосознанием.

культура россии в первой половине 19 века

Однако сложившаяся политическая ситуация внутри страны не давала полной свободы для реализации всех идей в искусстве. Восстание декабристов и деятельность тайных обществ заставили российских императоров препятствовать проникновению передовых мыслей в любые культурные сферы.

Наука

Совершенствование народного просвещения отразила культура России в первой половине 19 века. Кратко его можно назвать двойственным. С одной стороны, открывались новые учебные заведения, с другой — были введены строгие цензурные меры, например, отменены уроки философии. Кроме того, университеты и гимназии постоянно находились под строгим надзором Министерства народного просвещения.

Несмотря на это, русская культура в первой половине 19 века характеризуется большим рывком в развитии науки.

Биология и медицина

Скопившийся к началу 19 века материал о животном и растительном мире требовал переосмысления и разработки новых теорий. Этим занялись русские естествоиспытатели К.М. Бэр, И.А. Двигубский, И.Е. Дядьковский.

Были собраны богатейшие коллекции растений и животных из разных уголков мира. А в 1812 году прошло открытие Ботанического сада в Крыму.

Свой ощутимый вклад в развитие медицины внес Н.И. Пирогов. Благодаря его самоотверженному труду мир узнал, что такое военно-полевая хирургия.

Геология и астрономия

С началом века дождалась своего часа и геология. Ее развитие охватило все русские земли.

Существенным достижением стало составление первой геологической карты России в 1840 году. Сделал это ученый-исследователь Н.И. Кокшаров.

Астрономия требовала тщательных и скрупулезных вычислений и наблюдений. Это занимало много времени. Процесс значительно облегчился, когда в 1839 году была создана Пулковская обсерватория.

Математика и физика

русская культура в первой половине 19 века

Первую половину 19 века можно назвать золотым временем для физики, ведь был создан первый электромагнитный телеграф (П.Л. Шиллинг), получен результат опыта электрического освещения (В.В. Петров), изобретен электромотор (Э.Х. Ленц).

Архитектура

Художественная культура России в первой половине 19 века привлекала значительный интерес общества. Важнейшей особенностью ее развития стала быстрая смена стилей, а также их комбинация.

В архитектуре до 1840-х годов царил классицизм. Стиль ампир можно узнать во множестве зданий двух столиц, а также многих областных центрах, бывших ранее губернскими городами.

Для этого времени характерно сооружение архитектурных ансамблей. Например, Театральная площадь Москва или Сенатская в Петербурге.

Ярких представителей этого стиля породила культура России в первой половине 19 века. Архитектура выражалась в трудах А.Д. Захарова, К.И. Росси, Д.И. Жилярди, О.И. Бове.

Ампир сменил русско-византийский стиль, в котором были построены храм Христа Спасителя, Оружейная палата (архитектор К.А. Тон).

Живопись

Для этого периода в живописи характерен интерес к личности обычного человека. Художники отходят от традиционных библейского и мифологического стилей.

Скульптура

Культура России в первой половине 19 века развивалась под воздействием прошедшей войны 1812 года с Наполеоном. Затронуло это и скульптуру. Знаменитый памятник Минину и Пожарскому, который стоит на Красной площади, художник И.П. Мартос ваял в разгар войны.

Развитие русской монументальной скульптуры было бы невозможно без Ф.Ф. Щедрина, чьи кариатиды украшают здания Адмиралтейства.

художественная культура россии в первой половине 19 века

Музыка

культура россии в первой половине 19 века кратко

Театр

Русский театр открывал простор воображению, практически отказавшись от парадных постановок в стиле классицизма. Теперь там преобладали романтические мотивы, трагедийные сюжеты пьес.

Одним из самых знаменитых представителей театральной среды был П.С. Мочалов, исполнивший роли Гамлета и Фердинанда (по Шекспиру).

 культура россии в первой половине 19 века архитектура

Реформатор русского актерского искусства М.С. Щепкин был выходцем из крепостных крестьян. Он подал совершенно новые идеи, благодаря которым его роли восхищали, а Малый театр Москвы стал самым популярным местом среди зрителей.

Реалистический стиль в театре был порожден произведениями А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова.

Литература

Важнейшие общественные проблемы отражала культура России в первой половине 19 века. Литература укрепляла национальное самосознание, обращаясь к историческому прошлому страны. Примером тому служит созидательная деятельность Н.М. Карамзина.

культура россии в первой половине 19 века литература

Среди других представителей литературы, повлиявших на ее становление, можно назвать А.Н. Островского с его необыкновенно реалистичными пьесами, И.С. Тургенева, который уделял свое внимание теме крепостной деревни и природе, а также Д.В. Григоровича.

Вобравшая в себя и переосмыслившая труды русской и европейской цивилизаций культура России в первой половине 19 века создала крепкий фундамент для благоприятного развития науки и искусства в дальнейшем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация. Работа с текстом, понятиями. Составление таблицы по научным открытиям первой половины 19 века. Сравнение двух периодов правления Александра 1 и Николая 1.

Начало золотого века русской культуры. Просвещение и наука в 1801-1850-е гг.

Начало золотого века русской культуры. Просвещение и наука в 1801-1850-е гг.

Цель урока: Цели урока : охарактеризовать развитие российской науки и системы образования в первой половине XIX в.; выделить особенности духовной жизни общества в первой половине XIX в. План урока 1. Изменения в системе российского образования. 2. Развитие науки и техники. 3. Новое в культуре народов России.

Цели урока : охарактеризовать развитие российской

  • науки и системы образования в первой половине XIX в.; выделить особенности духовной жизни общества в первой половине XIX в.

? Почему культуру первой половины 19 века называют золотым веком русской культуры?

Основные понятия урока (работа со словарём) Демократизация культуры – лицей – Автономия университетов -

Основные понятия урока (работа со словарём)

Работа с текстом с.110-111

( Отображает изменения, которые происходили в жизни и сознании общества в определённую эпоху; хранит традиции; выражает национальный характер).

(сословное неравенство, чиновничий произвол, бесправие общества).

период культурного прогресса, отмеченный небывалым ростом национального самосознания русского народа под влиянием Отечественной войны 1812 г., восстанием декабристов 1825 г., крепостничества и реформ 1861 года по его отмене.

Работа с текстом с. 111.

Доступность культуры для всех слоёв общества, включая зависимые низы.

Рост интереса к искусству и науке

Потребность читать журналы и книги

Работа с текстом с. 112 Получили распространение лицеи – Привилегированные учебные заведения гуманитарной направленности. ( дипломаты, чиновники, юристы) Отличительной чертой всех учебных заведений стал ………. ( жёсткий контроль государства за системой образования на любой ступени, чтобы не допустить зарождения оппозиции в среде молодёжи)

Работа с текстом с. 112

Привилегированные учебные заведения гуманитарной направленности. ( дипломаты, чиновники, юристы)

  • Отличительной чертой всех учебных заведений стал ……….

( жёсткий контроль государства за системой образования на любой ступени, чтобы не допустить зарождения оппозиции в среде молодёжи)

Работа с текстом с. 112 В чём проявлялся контроль власти за образованием (конкретный пример) 1835 г. Уничтожение автономии университетов (независимости): Сокращение числа студентов Запрет иностранных профессоров Обязательное изучение фортификации и артиллерийского дела Вывод: образование находилось на низком уровне, число образованных людей росло медленно.

Работа с текстом с. 112

  • В чём проявлялся контроль власти за образованием (конкретный пример)

1835 г. Уничтожение автономии университетов (независимости):

  • Сокращение числа студентов
  • Запрет иностранных профессоров
  • Обязательное изучение фортификации и артиллерийского дела

Вывод: образование находилось на низком уровне, число образованных людей росло медленно.

Самостоятельная работа в тетради

Значение для развития науки

Работа с текстом с.115 На основе материала учебника определите новые явления в культуре народов России: Появление светской школы Формирование национальной интеллигенции Внедрение прогрессивных форм хозяйствования Преодоление вековой замкнутости Появление национальной письменности и национальной литературы

Работа с текстом с.115

На основе материала учебника определите новые явления в культуре народов России:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Просвещение и наука в 1801—1850-е годы 9 класс. История России. Тема 12: Див.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Просвещение и наука в 1801—1850-е годы 9 класс. История России. Тема 12: Див.

Просвещение и наука в 1801—1850-е годы 9 класс. История России. Тема 12: Дивулин С.А., учитель истории и обществознания МБОУ – школы № 3 г.Феодосии

План урока 1. Изменения в системе российского образования. 2. Развитие науки.

План урока 1. Изменения в системе российского образования. 2. Развитие науки и техники. 3. Новое в культуре народов России.

1. Изменения в системе российского образования Культура России Национальные т.

1. Изменения в системе российского образования Александр I «Правильное воспит.

1. Изменения в системе российского образования Николай I Университе́тский уст.

1. Изменения в системе российского образования Николай I Университе́тский уста́в 26 июля (7 августа) 1835 года Главные принципы: - соблюдением строгой сословности образова-ния -строжайший контроль за преподаванием Университетская автоно-мия была ограничена. Они превращались в чис-то учебные учреждения, обязанности по управле-нию которыми перекла-дывались на попечителей учебных округов Ограничивались права ученого совета: именно министр имел возмож-ность назначать профес-соров по своему усмотре-нию, если не соглашался с кандидатами, избранны-ми членами совета Возросла роль попечи-теля учебного округа, который был чиновни-ком Министерства просвещения. Он даже получил право предсе-дательствовать на заседаниях ученого совета и управления Вместо 4-х отделений (факультетов) вводились 3 факультета — философский, юридический и медицинский, но философский (Гл. 2, п. 11) разделялся на 2 отделения: 1-е включало философский, исторические и языковые науки (историко-филологическое); 2-е включало естественные науки (физико-математическое). Обязательное изучение фортификационного и артиллерийского дела

Кадетские корпуса в 1801 – 1850 гг. 1-й кадетский корпус (1732 г.) Морской ко.

Кадетские корпуса в 1801 – 1850 гг. 1-й кадетский корпус (1732 г.) Морской корпус (1743 г.) Военно-сиротский дом (1798 г.) Пажеский корпус (1802 г.) Артиллерийский и инженерный шляхетский корпус (1762 г.) 1-й Московский Императрицы Екатерины II кадетский корпус (1778 г.) Дворянский полк (1800 г.). Финляндский кадетский корпус (1812г.) Инженерное училище (1814 г.) 1-й Сибирский кадетский корпус (1813 г.) Войны, которые Россия вела с 1804 по 1815 год непрерывно, создали большой некомплект офицерского состава во всех родах войск.

Военное образование в 1801-1850 гг.. Александр I заложил начало системе управ.

2. Развитие науки и техники. Значительный вклад в развитие науки внесли русск.

2. Развитие науки и техники. Николай Михайлович Карамзин Толковый словарь жив.

2. Развитие науки и техники. Иван Фёдорович Крузенштерн Юрий Фёдорович Лисянс.

2. Развитие науки и техники. Юрий Фёдорович Лисянский 6 (28) января 1820 года.

3. Новое в культуре народов России. Присоединение к России для многих народов.

3. Новое в культуре народов России. Присоединение к России для многих народов стало новым этапом в развитии национальной культуры Возникновение светской школы Формирование национальной интеллигенции В XIX веке население национальных окраин Российской империи знакомилось с прогрессивными методами хозяйственной деятельности, преодолевало вековую замкнутость и ограниченность Национальная интеллигенция Создание национальной письменности (где ее не было) Возникновение и развитие национальной литературы

Домашнее задание § 12 с.110-116 вопросы, задания, заполнить таблицу: Наука Пр.

Домашнее задание § 12 с.110-116 вопросы, задания, заполнить таблицу: Наука Представители Достижения иоткрытия

Почему культуру первой половины XIX в. называют золотым веком русской культуры?

Что способствовало развитию российского образования и науки в первой половине XIX в.?

• Н. И. Лобачевский

• И. Ф. Крузенштерн

• Ф. Ф. Беллинсгаузен

1. Изменения в системе российского образования. Культура, как особое историческое явление, по-своему отражает те изменения, которые происходят в жизни и сознании общества в определённую эпоху, в то же время она хранит лучшие национальные традиции. Именно в культуре с наибольшей полнотой выражается национальный характер народа. Деятели русской культуры выступали против сословного неравенства (особенно против крепостного права), чиновничьего произвола, бесправия общества. Большое влияние на развитие самосознания русских людей оказала Отечественная война 1812 г. Эта тема нашла отражение в произведениях писателей и поэтов, художников и композиторов.


Литературное чтение. Художник К. Е. Маковский

В России происходил процесс демократизации культуры. Он выражался в том, что в первой половине XIX в. расширился круг людей, имевших возможность воспользоваться благами образования. Сначала это было среднее и мелкое дворянство, затем — разночинцы и отдельные представители низших сословий. Возрос интерес к литературе, искусству, театру, периодическим изданиям, наукам. Чтение журналов и книг, рассматривавшееся ранее как дань моде, становилось потребностью образованной части российского общества.


Новое здание Московского университета на Моховой с церковью св. Татьяны. Художник Г. Р. Барановский

Александр I надеялся правильным воспитанием формировать нужное для власти общественное мнение. В стране сложилась стройная система высшего и среднего образования: средние школы, лицеи и высшие учебные заведения. В 1802 г. правительство учредило Министерство народного просвещения. В 1803 г. в стране создали шесть учебных округов, во главе с университетами; в 1804 г. число действовавших ранее вузов (Московский, Дерптский, Виленский) увеличилось (Петербургский, бывший прежде Педагогическим институтом, Харьковский и Казанский).

В 1803—1820 гг. открылись Демидовский лицей в Ярославле, Царскосельский (при Николае I переведён в Петербург и назван Александровским), Ришельевский в Одессе и Нежинский в Черниговской губернии. Лицеи представляли собой привилегированные учебные заведения гуманитарного направления. Здесь готовили дипломатов, чиновников для центральных государственных учреждений, юристов. Выпускникам лицеев присваивали определённые чины, что позволяло поступить на статскую или военную службу.

Все звенья системы образования находились под неусыпным контролем государства, поскольку власти опасались распространения оппозиционных идей среди молодёжи.

Новый университетский устав 1835 г. уничтожил автономию (независимость) университетов, полученную ими при Александре I. Затем число студентов в каждом университете уменьшили до 300, университетам запретили приглашать на работу иностранных профессоров, ввели для студентов обязательное изучение фортификационного и артиллерийского дела.

Во второй четверти века было положено начало специальному высшему и среднему техническому образованию.

Общий уровень образования населения страны оставался низким — в начале XIX в. число учащихся в низших и средних учебных заведениях составляло 130 тыс. человек, в 1856 г. — 450 тыс. На этом фоне российские учёные и талантливые самоучки, совершая открытия порой мирового значения, продолжали развивать отечественную науку.

1. Какие факторы влияли на развитие российской культуры?

2. Какие новшества появились в российском образовании в первой половине XIX столетия по сравнению с Екатерининской эпохой?

3*. Объясните, почему император Николай I уничтожил автономию университетов.

2. Развитие науки и техники. Значительный вклад в развитие науки внесли учёные-естествоиспытатели. Один из них — Н. И. Лобачевский, создатель неевклидовой геометрии. Его открытие, не оценённое современниками, оказало огромное влияние на развитие математики. У истоков учения о клетке как основном элементе строения растений и животных стояли Я. К. Кайданов и П. Ф. Горяинов. В конце 1830-х гг. академик В. Я. Струве основал Пулковскую обсерваторию под Петербургом.

В 1834 г. отец и сын Черепановы построили в Нижнем Тагиле первую в России железную дорогу с паровой тягой.

В 1838 г. академик Б. С. Якоби приспособил сконструированный им электромотор к лодке, а затем к железнодорожной тележке, т. е. попытался построить катер и электровоз. Основы новой науки — эмбриологии — заложили труды академика К. М. Бэра. В 1842 г. профессор Казанского университета Н. Н. Зинин осуществил синтез анилина — вещества, используемого в качестве красителя в текстильной промышленности. Тогда же П. П. Аносов установил связь между строением и свойствами металлов. Это открытие помогло получить литую булатную сталь, не уступавшую по своим свойствам древнему кованому булату. Хирург Н. И. Пирогов уже в 1847 г. проводил операции под эфирным наркозом. Он первым в России применил обезболивание в военно-полевых условиях.


Н. И. Лобачевский. Художник Л. Д. Крюков


Н. И. Пирогов. Художник И. Е. Ренин

Важные проблемы, в том числе и эффективность крепостного хозяйства, обсуждались в экономической литературе. Работы Н. С. Мордвинова, Н. И. Тургенева, Ю. Ф. Самарина опровергали мнение о русском крестьянине как о нерадивом, ленивом хозяине. Продолжало свою научную и просветительскую деятельность Вольное экономическое общество, немало сделавшее для приобщения России к европейским достижениям.



В. И. Даль. Художник В. Г. Перов

1830—1840-е гг. — время систематического изучения народного творчества. Ценнейшие образцы фольклора, предметов одежды и быта собирали братья Аксаковы и П. В. Киреевский. Народные песни, записанные Киреевским, были опубликованы в 1860-е гг. Этот материал до сих пор служит источником для изучения народного творчества.

1. Какие учёные внесли заметный вклад в развитие русской и мировой науки?

2. Какие факторы повлияли на развитие российской науки?

В университетах империи получили образование латышские общественные деятели К. Вальдемар и К. Барон, армянский писатель X. Абовян и учёный С. Назарян, эстонские просветители К. Петерсон, Ф. Фельман и Ф. Крейцвальд.

В Харьковском и Киевском университетах успешно трудились филологи И. И. Срезневский, А. А. Потебня и М. О. Максимович, в Казанском — И. Хальфин, X. Файезханов, М. Гали Махмудов и М. Казембек. Позже Файезханова и Казембека пригласили в Петербургский университет лля преподавания восточных языков. В московском Лазаревском институте начинали творческий путь идеолог армянской демократии М. Налбандян и реформатор армянского языка X. Абовян.

Благодаря деятельности таких учёных и просветителей, как А.-К. Бакиханов, М.-Ф. Ахундов, Ш. Ногмов, Т. Багратиони, российское общество получило возможность познакомиться с историей и культурой народов Кавказа.

Успехи представителей национальной интеллигенции невозможно переоценить: они создавали национальную письменность там, где коренные народы её не имели, и на этой основе — национальную литературу.

Охарактеризуйте новшества в культуре народов Российской империи в первой половине XIX в.

Вопросы и задания

1. Какие изменения претерпела система образования в Александровское и Николаевское время?

Значение для развития науки

3. Какие факторы влияли на развитие системы образования и науки в России в первой половине XIX в.?

4*. Охарактеризуйте взаимовлияние культур народов, проживавших на территории Российской империи. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, составьте список произведений выдающихся писателей и поэтов народов России первой половины XIX в.

Выберите два правильных ответа на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор.

Что способствовало развитию российского образования и науки в первой половине XIX в.?

A. Начало промышленного переворота.

Б. Улучшение материального благосостояния населения.

B. Потребность в кадрах врачей, учителей, инженеров.

Г. Приток иностранных студентов в Россию в связи с открытием здесь университетов.

Читайте также: