Сообщение о снегурочка 8 класс

Обновлено: 18.05.2024

В России без Снегурочки не обходится ни один Новый год. Эта сказочная красавица является воплощением чистоты, юности, веселья и делает зимний праздник более ярким и радостным.

С самого детства мы привыкли видеть ее рядом с Дедом Морозом на всех новогодних мероприятиях, но мало кто из нас задумывался, где же родители Снегурочки. Попробуем разобраться!

  • Кто такая Снегурочка и откуда она взялась?
  • Кто родители Снегурочки и где они сейчас?
  • Кто автор сказки про Снегурочку?
  • Кем Снегурочка приходится Деду Морозу?

Кто такая Снегурочка и откуда она взялась?

В фольклоре с давних пор упоминаются три сказочных героя, принимающих непосредственное участие в новогодних празднествах – Дед Мороз, Снеговик и Снегурочка. И если добрый старик имеет своих прототипов во многих других странах мира, то у милой светловолосой девушки такого прообраза не существует ни в мифологии, ни в легендах и сказках иных народов.

Снегурочка – это исконно русское достояние, своего рода ангел, способный уговорить даже застенчивого ребенка не робеть перед Дедом Морозом и рассказать стишок или спеть песенку.

Существует несколько версий происхождения Снегурочки. Одна из них связана с древним славянским обрядом похорон Костромы – ритуального персонажа, символизирующего плодородие. По другой версии, истоки появления снежной красавицы восходят к языческим поверьям о мифологическом боге вод и ночного неба – Варуне, который в некоторых легендах является прообразом Деда Мороза.

Считается, что Снегурочка – это воплощение скованных льдом речных вод, таящих в себе наступление теплых весенних дней.

Кто родители Снегурочки и где они сейчас?

Хотя в народном фольклоре Снегурочка была известна еще в языческие времена, впервые о ней заговорили по всей стране во второй половине XIX века, когда в России была опубликована сказка о девочке Снегурке, или Снежевиночке, вылепленной из снега. Согласно этой истории, когда-то в одном русском селе жили крестьянин Иван и жена его Марья. В их доме всегда царили мир и любовь, однако прожили они вдвоем до самой старости, так и не сумев обзавестись детьми.

Однажды зимой в их селе выпало много снега. Иван и Марья вышли во двор и принялись лепить снежную куклу. Неожиданно Снегурочка зашевелилась, словно живая, и семейная пара приняла это чудо как благословение Бога, пославшего им ребенка. Сказка имеет печальный финал: прыгая с подружками через костер, снежная девочка растаяла.

Однако со временем ее образ прижился в народном сознании, а с конца XIX века стал активно использоваться в сценариях на новогодних елках. Поскольку Иван и Марья были обычными людьми, состарившись, они умерли, поэтому Снегурочка теперь сирота.

Кто автор сказки про Снегурочку?

У автора есть и языческий вариант появления зимней героини, согласно которому Снегурочка – это снежная нимфа. Она рождается в начале зимы из снега, а с приходом весенних деньков испаряется и забирает с собой желания сельских жителей.

Как и в сказании Афанасьева, в пьесе Островского Снегурочка растаяла, но уже по другой причине – от яркого солнечного луча, который навел на нее мстительный и злобный бог плодородия Ярило.

Кем Снегурочка приходится Деду Морозу?

Если верить пьесе Островского, то Дед Мороз приходится Снегурочке отцом, однако в 1935 году, после того, как в СССР официально разрешили праздновать Новый год, их стали принимать за дедушку и внучку. В педагогических пособиях по проведению новогодних мероприятий юная красавица выступает помощником старика и его посредником в играх с малышами на елке.

Кто придумал называть Снегурочку внучкой Мороза, до сих пор неизвестно, однако их первый совместный выход в свет состоялся в 1937 году в Доме Союзов Москвы, и с тех пор так уж повелось, что добрый старик приходится девушке дедом.

Место рождения Снегурочки

Легенда гласит, что место рождения Снегурочки – Берендеево царство в Костромской области. В Ярославской губернии, которая граничит с Костромской областью, есть деревня Берендеевка. По преданию, именно там живет Снегурочка.

снегурочка

СНЕГУРОЧКА — дочь или внучка Мороза. Представлялась в виде девушки-красавицы, белолицей и печальной. Снегурочка добрая. К ней ласкается все лесное зверье. Иногда она живет с людьми, детям приносит подарки. Но у нее холодное, неспособное любить, хотя она к этому и стремится, сердце. И если она полюбит, то неизбежно погибнет, т. к. сердце ее должно растаять, растопиться. Тает она и от лучей возбуждающего любовь Ярилы-солнца.

sk-snegurochka-06

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).

snegurochka

Откуда взялась Снегурочка

Снегурочка (Снежинка, Снегурка) каждый год рождается из самого чистого снега, поэтому и носит такое имя. Девушка Снегурочка относится к облачным существам, покрывающим весеннее небо после таяния льда и снега. Снегурочка является частой гостьей русских народных сказок.

Белокожая, белолицая Снегурочка с белыми ресницами, бровями и косой может соперничать по красоте, чистоте и свежести с самой снежной хозяйкой, Богиней Мареной. Дочь Лады, Мара-Марена очень любит девушку Снегурочку и пестует ее, как свою Родную дочь.

У Снегурочки нет Отца и Матери среди Богов. Ее каждый год создают из снега люди. Поэтому человек, лепящий Снегурочку из снега, пользуется особым покровительством Всесильной Марены, получает от нее дополнительный срок жизни и избавление от хворей и болезней.

Хотя у Снегурочки нет своих Отца и Матери, у нее есть свой Дедушка. Среди людей его знают, как Деда Мороза или Карачуна. А Бог Карачун, как известно, является одним из воплощений (инкарнации) Премудрого Бога Велеса.

В наше время Снегурочка относится к самым известным и самым загадочным новогодним персонажам. Вместе с Карачуном-Дедом Морозом она пользуется огромным и неизменным успехом, как у самых маленьких детей, так и у взрослых. Сегодня мы уже не можем себе представить Деда Мороза без своей верной спутницы Снегурочки.

По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 3 версии, причем 1-й и 2-й пункты связаны.

  1. образ дочери Мороза
  2. образ Костромы
  3. символ застывших вод

1. Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский).

Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…

снегурочка

2. Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы — это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Происхождение Снегурочки

Вспомним о происхождении Снегурки. По многим вариантам сказки она, по сути, ожившая снежная баба.

Это значит, что Снегурочка была одним из символов зимы/смерти, сила, враждебная людям и почти потусторонняя, связанная с загробным миром. Ведь Кострома тоже имеет два значения. Это, с одной стороны, аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. С другой, Кострома — это еще и заложный покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых.

По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы — заложного.

Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Заложными становятся не только самоубийцы, но и некрещеные младенцы, дети, проклятые родителями, люди, умершие от пьянства.

Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. В некоторых вариантах обряда Кострома изображалась внезапно умершей. Как правило, умирала она, опившись вина на веселом пиру, то есть была заложной покойницей.

В одной из обрядовых песен поется так: “Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла”.

Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника вовсе неудивительно. Ведь заложный покойник — это одна из разновидностей умершего предка. А почитание умерших предков и мнение, что они воплощение огромной силы доброй или злой, характерны для всех архаических мифов.

Конечно, после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали рассматриваться исключительно как злые, дьявольские силы. О пантеоне славянских богов известно крайне немного. И поэтому сложно сказать, какое место занимала в нем Кострома.

Судя по сохранившимся до недавнего времени играм с элементами древних ритуальных действий, Кострома могла быть олицетворением злых, враждебных человеку сил. Отсюда ее роль заложного покойника. Но может быть и иначе.

Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского Осириса.

Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер.

Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного мифа выросла печальная романтическая сказка.

Существует и другая интерпретация Костромы, которая также относит ее к заложным покойникам, но дает иную историю образа.

Кострома — дочь Купальницы и Симаргла, сестра Купалы. Однажды, когда Кострома и Купала были еще маленькими, то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина, и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство.

Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная о своем родстве, а когда узнали — решили утопиться. Кострома стала русалкой или мавкой.

Образ Костромы связан с празднованием “Зеленых святок” — проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон.

Кострому могла изображать молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие.

3. Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне — боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной.

Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка — воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Родина Снегурочки

В России родиной сказочной снежной девочки считается древняя Кострома.

Само название города говорит о родстве со Снегурочкой. По популярной версии, название города произошло от славянского обряда похорон и воскрешения сезонного духа растительности — Костромы, который явился прообразом сказочной героини — Снегурочки — ледяной девушки, растаявшей от любви.

Так что, приезжая в Костромской край, обязательно нужно побывать в Щелыкове — имении Александра Островского. Побродить по тенистым лесным тропкам, отведать студеной воды из никогда не замерзающего ключика, в котором по преданию бьется сердце внучки Деда Мороза.

В самой Костроме гостей ожидает прогулка по Терему Снегурочки и Резиденции Снегурочки. Тут морозная волшебница встречает гостей вместе со своими помощниками.

Так что познакомиться со Снегурочкой не только зимой, но и жарким летом, прикоснуться к известной сказке можно только в древней Костроме.

Художник Виктор Михайлович Васнецов создает свою картину маслом в 1899 году явно под влиянием сказки Островского и оперы Римского-Корсакова.


Сказочно красивая ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо. Снегурочка только что вышла из леса, она уже готова сделать первый шаг навстречу людям. Вдали виднеются огни деревни. В эту минуту она, испуганная, бледная, но решительная, последний раз оглядывается на свой дом — лес. Кажется, что глаза ее полны слез, а в следующее мгновение понимаешь, что Снегурочка не может плакать.

Перед героиней, едва заметная ловушка или капкан. Деревья окружены сиянием, в котором можно разглядеть глаза и широко раскрытые рты. Родной лес предупреждает Снегурочку об опасности. Слева, за спиной сказочной героини, легко читается человеческий силуэт. Мать ли Весна ее провожает, отец ли Мороз…

Тревога наполняет картину, предчувствие беды. Нет, Снегурочка минует ловушку для зверя. Но скоро она попадет в совсем другую ловушку. Ярило-Солнце убьет дочь Мороза и Весны за то, что познала любовь не будучи человеком.

Огни деревни смотрят недобро, словно чудище из темноты. Нелегко Снегурочке сделать выбор. Но уже в следующий момент она смело шагнет навстречу новому, чужому, неизвестному.

Ее наряд (шубка, рукавицы, шапка) вобрал в себя все оттенки снега, леса, неба. Ослепительно белый снег, сине-зеленая ночь, молодые елочки на переднем плане — все в картине прописано с необыкновенной точностью, достоверностью. Сказка не терпит лжи.

Советский полнометражный рисованный мультипликационный фильм 1952 года по мотивам одноимённой пьесы А. Н. Островского на музыку Н. А. Римского-Корсакова в обработке Л. А. Шварца. Мультфильм показывался в кинотеатрах. Один из первых советских фильмов, выпущенных на видео в начале 80-х годов.

Текст:

— Расскажи, Снегурочка, Где была? Расскажи-ка, милая, Как дела? — За тобою бегала, Дед Мороз, Пролила немало я Горьких слез. — А ну-ка, давай-ка, плясать выходи! — Нет, Дед Мороз, погоди! — Ты меня, любезная, извини, И свою любовь ко мне Сохрани. — Как же не любить тебя, Милый дед?! — Сколько зим потрачено, Сколько лет! — А ну-ка, давай-ка, плясать выходи! — Нет, Дед Мороз, погоди! — Ждет мои подарочки Ребятня. И тебе достанется От меня! — Наконец, сбываются Все мечты. Лучший мой подарочек — это ты! — А ну-ка, давай-ка, плясать выходи! — Нет, Дед Мороз, погоди!


Стихи про Снегурочку

Татьяна Гусарова

Она в сапожках белых
И в шубке голубой
Букет снежинок спелых
Приносит нам с тобой.

Белым-бела до пояса
Роскошная коса
И теплые-претеплые
Лучистые глаза.

В прозрачных льдинках шапочка
И варежки на ней.
Нам свет и радость даришь ты,
Любимица детей.

Е.Благинина Снегурка

Я вылепил снегурку,
Поставил на виду
Снегурушку-девчурку —
Под яблоней в саду.

Стоит моя царевна
Под круглым деревцом —
Царевна-королевна,
Пригожая лицом.

В парчовой душегрейке
Стоит светлей зари,
И крупные на шейке
Играют янтари.

Она мой сад оставит,
Лишь солнце припечёт:
Расплещется, растает,
С ручьями утечёт.

Но кликну — отзовётся
Снегурушка моя
То эхом из колодца,
То голосом ручья.

Ольга Беляевская Снегурочка

Ночью Дед Мороз колдует,
То завьюжит, то задует,
Реки сковывает льдом,
Покрывает серебром,
А потом идет к домам
И огромной кистью
Он рисует тут и там
Сказочные листья.

Увидала внучка,
Говорит Морозу:
— Дедушка, а можно я
Нарисую розу?

Засмеялся дедушка:
— Подрасти немножко!
Ты ведь не дотянешься
Даже до окошка!
На тебе лопатку,
На тебе ведерки,
Налепи куличиков
Да катайся с горки.

Заплакала Снегурочка,
Уронила слезы,
И в снегу сейчас же
Распустились розы!

Даже Дед развел руками:
— Ну и внучка у меня!
Надо сделать ей подарок
Ради праздничного дня!
И достал он из мешка
Новые снегурки:
— Надевай, скорей, коньки,
Да рисуй фигурки!

Андрей Парошин Снегурочка

Гирлянды сосулек на крышах,
На горке полно детворы.
Снегурочка мчится на лыжах
С высокой-высокой горы.

Елена Стеквашова Снегурочка

Внучка Дед Мороза,
Снежная принцесса
На веселый праздник
К нам спешит из леса.

А за нею следом
Зайчики и волки,
Им, наверно, тоже
Хочется на елку.



В русском фольклоре образ Снегурочки фигурирует как сделанная из снега девочка, которая ожила.



В 1968 году сказку экранизировали.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца Х1Х-начала ХХ века, которые готовили сценарии новогодних ёлок.

Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, участвуя в инсценировках фрагментов из сказок, пьесы. В то время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Официальной спутницей Деда Мороза Снегурочка становится только в СССР, в 30-е годы ХХ века. Именно тогда эти два персонажа становятся неизменными атрибутами новогодних торжеств и всегда появляются вместе.

В период репрессий 1927-1935 годов Снегурочка вдруг пропала.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить спектакль на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года. Эскизы для неё выполнил В.М. Васнецов , а три года спустя художник делает новые эскизы уже для постановки Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы А.Н. Островского.


К созданию внешнего образа Снегурочки имели отношение ещё два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова ( в белой сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаем). Позднее в 1912 году свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих ( в меховой шубке), участвовавший в 1912 году в работе над драматическим спектаклем о Снегурочке в Петербурге.



История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо вписывалась в программы городских рождественских ёлок.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом как его внучка, посредник в общении между ним и детьми.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые появились вместе на празднике ёлки в Московском Доме Союзов, главной ёлки Советского Союза. Любопытно, что в советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее.


В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась в 1950-х годах благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских ёлок.


Лев Кассиль


Сергей Михалков

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. Под Новый год Снегурочками часто работали студентки театральных ВУЗов, в самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.


Если кто-нибудь захочет написать письмо или открытку Снегурочке, вот два адреса:

Россия. 156000. г. Кострома. ул. Ленина 3.

Россия. 156 000. г. Кострома. ул. Лагерная, д. 38.

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе – детей у них не было.

Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них смотрят, про горе своё думают.


- А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.

- Давай, - говорит старуха.

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки прилепили, снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок.

Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись, смотрит она на стариков и улыбается.

Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.


И стала расти у стариков дочка ни по дням, а по часам; что ни день, то всё краше становится.

Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растёт дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая и приветливая.

И работа в руках у Снегурочки спорится, а песню запоёт – заслушаешься.



Прошла зима. Начало пригревать солнышко. Зазеленела трава на проталинках, запели жаворонки.

А Снегурочка вдруг запечалилась.

- А что с тобой, дочка? – спрашивают старики. Что ты такая невеселая стала? Иль тебе неможется?

- Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.


Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.

А Снегурочка день ото дня вс1 печальнее, всё молчаливее становится. От солнца прячется. Всё бы ей тень, да холодок.

Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному.


А как снова выглянуло солнышко и град растаял. Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:

- Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.

Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха её уговорила.

- Пойди, дочка, повеселись с подружками!


Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.

Фото. Снегурочка скучает в лесу.

А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка. Побежала она в свой черед за подружками.

Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе.


Обернулись они – а Снегурочки нет.

Стали они кликать её:

- Ау! Ау, Снегурушка!

Только эхо им в лесу откликнулось…

Однажды утром проснулись старик со старухой и увидели в окошко, что вся земля белым-бела, пушистым искрящимся снегом. Выбежали они на улицу, а навстречу им идет Снегурочка, красивая да пригожая, улыбается, руками приветливо машет.


То-то радость была на всю деревню!

А на Новый год к ним сам Дед Мороз пожаловал. Лихо пролетел на своей тройке с бубенцами по деревне, у дома старика и Снегурочки остановил.


Всей деревне подарки раздал, всех поздравил, а старику и старухе новую избу подарил. Да какую! О двух этажах с окнами и крыльцом резным.

Возле дома ёлка большая, вся игрушками изукрашенная, разноцветными огоньками сияющая.


Всей деревней Новый год весело праздновали, друг к другу в гости ходили, на санках катались, вокруг ёлки хороводы водили. С тех пор так и повелось – с первым снегом Снегурочка возвращается, а в начале лета жаркого опять белым облачком на холод улетает.

Старик со старухой всё лето её поджидают, грибы и ягоды собирают, варенье варят, яблоки на зиму запасают… И как первый снег падает, сразу пироги и угощенья к встрече своей Снегурочки готовят.

Если ты будешь на Новый год в деревне, тоже сможешь со Снегурочкой и деревенскими ребятишками в снежки поиграть, с Дедом Морозом на санной тройке покататься.

А старик со старухой угостят тебя чаем с разными вкусными пирогами – и с яблоками, и с вареньем черничным да земляничным.

Похожая сказка есть у Даля, а в середине ХХ века сказку про Снегурушку записывают в Башкирии.

Правда, конец у сказки немного пугающий: соседские девочки зовут Снегурушку в лес за ягодами, там её из зависти убивают, закапывают и пристегивают прутиком. В деревне говорят, что Снегурушка потерялась. Но один юноша срезает с могилы снежной девочки прутик и делает из него дудочку. Когда кто-то на ней играет, дудочка сама по себе начинает петь о том, что злые девочки заманили и убили Снегурушку. Одна из девочек получает эту дудочку, но играть отказывается: бросает её о землю, дудочка ломается, и из неё появляется живая Снегурушка.

Кострому всегда играла юная девушка в белом наряде (традиционный цвет Снегурочки), иногда обряды принимали форму похорон. Интересно, что в одном из вариантов сказки Снегурочка погибает, прыгая через костер. Кострому иногда представляют в виде соломенной куклы, сжигаемой в конце весны на костре.



У Люсии интересная история. Считается, что имя её связано со Святой Люсией, мученицей, умершей за веру в Христа. По распространенной версии, Люсия жила в Средних веках и была замужем за рыбаком. Однажды её муж уплыл в море, но разыгралась буря, и черти погасили маяк. Тогда Люсия вышла на скалу с фонарем, чтобы осветить дорогу рыбаку. Но злые черти напали на неё и отрезали ей голову. По легенде, призрак девушки продолжал всю ночь стоять на скале с фонарем в руке.



Снегурочка – уникальный фольклорный персонаж, образ её уникален. Можно с уверенностью сказать, что Снегурочка – бесценное достояние русской культуры и один из самых ярких символов Нового года.

Снегурочка главные герои характеристика

Сочинения

Характеристика главных героев и описание их образов поможет школьникам лучше понять тему и смысл сказки, а также определить главную мысль автора и уловить общую атмосферу сюжета.

История создания и главные герои

По задумке в спектакле должны были участвовать артисты разных трупп:

  • драматической;
  • оперной;
  • балетной.

Несмотря на ограниченные сроки, Островский успешно справился с поставленной задачей. Первая постановка состоялась 11 мая и была принята критиками не очень благосклонно. Возможно, потому что тема навеяна русским и украинским фольклором, которым в то время очень увлекался автор, а может из-за большого количества второстепенных персонажей. История прекрасной девушки описана в стихах, что тоже являлось для автора своеобразным дебютом.

 снегурочка характеристика царя берендея

Но мнение критиков не столь важно, если пьеса нравится зрителям. Оригинальная постановка, усиленная музыкой молодого Чайковского, так полюбилась публике, что спектакль не сходил со сцены многие годы. Впоследствии по этому сценарию даже был снят полноценный художественный фильм.

В сказке много персонажей. Каждый из них, безусловно, очень важен для лучшего представления развивающихся событий. Однако главных героев, которые влияют на развитие сюжета, можно выделить всего несколько:

  • Снегурочка — дочь Мороза и Весны, отпущенная родителями жить с людьми.
  • Мороз — символ зимы и холода, отец.
  • Весна — мать Снегурочки.
  • Лель — ветреный парень-пастух, от песен которого были без ума все девушки.
  • Мизгирь — молодой человек, богатый жених.
  • Царь Берендей — мудрый правитель.
  • Купава — подруга, она же соперница Снегурочки.
  • Ярила — незримый персонаж, летнее божество.

В основе сказки — любовь. Молодые люди влюбляются, ревнуют, ссорятся и мирятся. События происходят с такой скоростью, что поневоле создаётся впечатление о ветрености чувств некоторых героев. Но это только на первый взгляд. Если глубже вникнуть в смысл истории, то становится понятно, что не всё так однозначно. Каждое действие персонажей имеет под собой основу и скрытый подтекст.

Чтобы лучше разобраться в перипетии чувств каждого из героев, нужно подробнее изучить его внутренний мир и понять скрытые мотивы.

Юная Снегурочка

Необычайной красоты девушка, дочь Весны и Мороза, отпущенная родителями жить к людям. Она была затворницей в замке своего отца, поэтому не умела испытывать человеческие чувства. Именно в поисках чего-то нового она и решила стать приёмным ребёнком у бедных стариков.

Красота девушки свела сума всех молодых парней в деревне. Они позабывали своих невест, каждый из них пытался понравиться юной красавице. Однако сердце Снегурочки не знало, что такое любить, поэтому все воздыхатели получали отказ, пока ей не повстречался молодой пастух Лель.

Лель и снегурочка

Но даже тогда Снегурочка стала испытывать не любовь, а что-то сродни ревности, когда юноша предпочёл общению с ней веселье с другими девушками.

А я стою и чуть не плачу с горя, Досадую, что Лель меня оставил.

Сложный внутренний мир девушки, неспособной испытывать любовь, прописан автором очень ярко. Она способна на такие чувства, как огорчение и злость, но не понимает, откуда и почему они берутся.

Однако юная красавица готова даже пожертвовать своей жизнью, чтобы хоть на миг почувствовать, что такое любовь.

Мать Весна

На первый взгляд, очень странный персонаж. Весна любит свою дочь, но при этом отпускает жить к людям.

 главные герои оперы снегурочка

Она даже одаривает Снегурочку чувством любви, зная, что это принесёт девушке погибель. Но если присмотреться внимательнее, то мотивы такого поведения Весны становятся понятны.

Она, как любая мать, в первую очередь хочет, чтобы её ребёнок был счастлив. Добиться этого можно, лишь опустив его от себя.

Для этого ей приходится:

  • пойти наперекор отцу девочки;
  • отпустить дочь в незнакомый мир;
  • одарить Снегурочку венком, чтобы та могла испытать любовь.

Весна — истинный образ природы. Символ возрождения к жизни. Тем труднее этой героине пойти против своего естества, отпуская ребёнка в неизвестный мир, грозящий опасностями.

Отец Мороз

Символ холодной неприступности и строгости. Характер персонажа полностью соответствует его описанию. Однако, как любящий отец, он тоже не может противиться просьбе дочери отпустить её жить к людям. Но в отличие от матери девушки подходит к этому более практично, обязуя всю лесную нечисть приглядывать за Снегурочкой.

 герои оперы снегурочка

Этот герой вызывает довольно смешанные чувства. С одной стороны, неприязнь, так как не желает уходить и сдавать свои права Весне, даже видя, что многие животные уже приготовились к теплу и поэтому мёрзнут. С другой — вызывает уважение из-за своих нежных чувств и заботы о дочери.

Если глубже проанализировать его поведение, то становится понятно, как трудно ему даётся противостоять самому себе.

Доподлинно зная, что его враг Ярила пообещал уничтожить Снегурочку лишь та сумеет полюбить, Мороз всё же отпускает дочь к людям. Даже одним этим поступком он вызывает у зрителей пьесы уважение.

Пастух Лель

Молодой человек со своеобразным характером. Его поведение трудно вписать в какие-то рамки. Он красив, талантлив и умён. Изначально, как и все остальные парни в деревне, был влюблён в Снегурочку.

 образ снегурочки в пьесе островского

Однако стоило ей хоть немного проявить свою заинтересованность в молодом человеке, как тот сразу же начинает терять к ней интерес.

Леля любят почти все девушки и даже жена царя. Такое внимание ему явно льстит, поэтому он не спешит от него отказываться. Его игра чувствами других людей не вызывает у зрителей положительных эмоций, хотя назвать этот персонаж отрицательным тоже нельзя.

Скорее Леля можно охарактеризовать как непостоянного, не понимающего чего он сам хочет юношу.

Купец Мизгирь

Этот герой появляется в пьесе как завидный жених для подружки Снегурочки Купавы. Однако увидев саму Снегурочку, он быстро теряет интерес к своей невесте.

В целом образ молодого человека можно описать следующими словами:

Деньги дают ему определённое положение в обществе и делают желанным женихом для любой девушки. Но только не для Снегурочки. Мизгирь привык, что ему ни в чём нет отказа. Возможно, именно эта привычка иметь всё, что пожелает, а вовсе не внезапно вспыхнувшая любовь побуждает юношу добиваться Снегурочку во что бы то ни стало.

Он даже прилюдно отзывается о своё бывшей невесте, как о доступной девушке, чем характеризует себя с не очень хорошей стороны. А его попытка взять Снегурочку силой только добавляет отвращения. Несмотря на то что Мизгирь и Снегурочка всё же становятся влюблённой парой в конце сказки, чувство неприязни к этому персонажу так и не проходит.

Девушка Купава

Обычная деревенская девушка, по-своему несчастная. Её бросает жених, да ещё и позорит при всём народе. Разбив Купаве сердце, любимый переключается на Снегурочку. В результате девушка теряет не только парня, но и подругу.

 герои сказки снегурочка

Однако нужно отдать должное характеру этой юной особы. Вместо того, чтобы впасть в уныние, она ищет справедливости у царя.

А когда её добивается, то благородно отказывается от разлюбившего её парня. Так что Купава скорее положительный герой, чем отрицательный.

Несмотря на печальную историю, она вызывает у зрителей больше уважение, чем жалость.

Царь Берендей

Мудрый правитель. Он почти интуитивно чувствует, что с его царством не всё гладко. Берендей понимает, что Ярило на что-то разгневан, поэтому нет мира и любви между молодыми людьми в деревне. Царь даже хочет издать указ, чтобы все стали любить друг друга, но потом отказывается от этой идеи, заранее зная, что по приказу полюбить невозможно.

Однако он всё же находит выход из положения, обязуясь переженить всех, кто сам этого захочет, на Ярилов день. Это было мудрое решение, так как одновременно будут созданы новые семьи и задобрен гнев Ярилы. Характеристика царя Берендея, как одного из главных героев, скорее положительная. Возможно, он вызывает немного сочувствия (из-за неверности жены), но точно не отрицательные эмоции.

Ярило летнее солнце

Персонаж, образ которого появляется в самом конце пьесы, хотя незримо присутствует во всех её действиях. Ярило — дух лета, божество, которое недовольно тем, что кто-то может противиться его воле. По сюжету он враг Мороза, желающий погубить Снегурочку.

Однако воспринимать его как отрицательного героя не совсем верно. Это скорее символ природного равновесия. Сопротивляться ему невозможно. Если есть зима, то должно быть и лето. Направляя свой тёплый луч на Снегурочку, Ярило, как бы выравнивает баланс между силами природы. Даже тая, Снегурочка это понимает, поэтому чувствует себя счастливой. Ведь без тепла любовь просто не может существовать.

Читайте также: