Сообщение о сми по обществознанию

Обновлено: 06.07.2024

Раздел ЕГЭ: 4.9. Средства массовой информации в политической системе

Средства массовой информации (СМИ) — совокупность каналов распространения информации, которая предоставляется государством для своевременного информирования неограниченного круга лиц о событиях, происходящих в стране и мире.

В связи с этим СМИ являются важной частью общественной жизни. Современная политическая жизнь также немыслима без активного участия СМИ, которые знакомят население с политическими решениями, принятыми законами, сотрудничают с субъектами власти. Информация может распространяться через следующие каналы:

ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ СМИ

Для СМИ характерно наличие следующих отличительных черт:

  • оперативность;
  • динамичность;
  • универсальность;
  • образность.

СМИ включает в себя следующие особенности:

  • массовый сбор, обработка информации;
  • стандартизация всей информации, что формирует единую культуру населения и способствует созданию единого мнения;
  • распространение информации в большом масштабе;
  • целенаправленный поток информации от СМИ к потребителю;
  • регулярное распространение информации;
  • открытое содержание информации;
  • большая, непостоянная, территориально рассредоточенная аудитория СМИ.

ФУНКЦИИ СМИ

Невозможно переоценить роль СМИ в современном мире, поскольку именно благодаря им люди узнают о происходящих в мире изменениях.

Функция

Характеристика

ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ

СМИ, как и все сферы жизни, оказывающие массовое влияние на людей, имеют как положительные, так и отрицательные черты. Одним из главных негативных явлений выступает политическое манипулирование.

Политическое манипулирование — скрытое управление политическим сознанием и поступками людей, для того чтобы они выполняли нужные властям действия.

К помощи СМИ часто прибегают для манипулирования, воздействия на людей:

  • изменяя существующие факты и скрывая реальную информацию;
  • распространяя заведомо ложные, даже клеветнические сведения;
  • выхватывая фразу из контекста для изменения её смысла;
  • используя оценочную лексику для формирования мнения людей.

Понятие средств массовой информации в XXI веке знакомо даже ребенку. С точки зрения социологии, СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе. С точки зрения политологии, средства массовой информации – это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения.

Первые СМИ появились еще в древности, когда глашатай выходил на центральную площадь оглашать новый королевский указ и последние события королевства.

С развитием современных технологий, развились и средства массовой информации. У классической прессы (газеты, журналы и другая периодика) появились конкуренты – радио, телевидение, а затем и интернет.

Виды СМИ.

К видам средств массовой информации относятся:

  • пресса (газеты, журналы);
  • книжные издательства;
  • агентства печати;
  • радиовещание;
  • телевидение;
  • кино-, видео-, звукозапись;
  • интернет.

С точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ.

Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.

Функции СМИ.

В некоторых функциях средств массовой информации отчетливо прослеживается их политическая составляющая:

Политика и СМИ.

Более полувека назад, когда телевидение было в диковинку и единственной возможностью увидеть политических и культурных деятелей, кумиров общества, а также то, что происходит в далеких странах. В те времена сказанное по телевизору воспринималось как истина первой инстанции. Естественно, политики этим пользовались в своей пропаганде и политической агитации, а бизнесмены в рекламе своего продукта.

Казалось бы, что в эпоху развития научных технологий (особенно интернета) когда люди имеют возможность всесторонне изучать информацию, получать ее из разных источников с разными точками зрения, такое влияние пропаганды, агитации и рекламы должно снизиться. Но это не так. Причиной этому могут быть следующие факторы:

Чаще всего достаточно не лгать, а просто недоговорить или умолчать, вырезать кусок интервью или иначе смонтировать, чтобы преподнести информацию в выгодном свете.

Пропагандистский уклон имеют и российские, и западные СМИ, но и те, и другие редко скатываются в откровенную ложь (чего не скажешь о большинстве современных украинских средств массовой информации, или скорее – массовой дезинформации).

Однако не все так грустно, как кажется, и этому есть несколько причин.

Всегда остаются мыслящие люди среди населения. Не перевелись еще журналисты с независимым взглядом (пример – украинский блогер Анатолий Шарий).

Даже глубоко заангажированные СМИ порой выдают достоверную информацию. Иногда технические возможности играют злую шутку с некоторыми представителями средств массовой информации: возникают различные сбои, ляпы и казусы – при этом правда всплывает наружу. Чаще всего такое происходит в прямом телевизионном или интернет вещании. Вообще, прямой эфир – это такой способ подачи контента, где возможность скрыть информацию сводится к минимуму.

Средства массовой информации (сокращенно СМИ) — это все организации, которые занимаются публичной передачей информации своей аудитории при помощи различных технических средств.

  • периодические печатные издания (газета, журнал, бюллетень, альманах, а также другое издание, которое имеет постоянное название, периодический номер и выходит не реже, чем 1 раз в год);
  • сетевые издания;
  • радиоканалы и радиопрограммы;
  • телеканалы, телепрограммы и видеопрограммы;
  • другие формы периодического распространения массовой информации.

Разновидности СМИ

Средства массовой информации можно разделить на печатные и электронные.

Печатные издания

К печатным изданиям относятся:

  • газеты и журналы;
  • информационные бюллетени;
  • альманахи.

Газеты и журналы выходят в свет с регулярной периодичностью. Периодические печатные издания бывают как национальными, так и региональными. Национальные освещают обычно самые главные происшествия, которые интересны жителям всей страны. Региональные СМИ нацелены на аудиторию определенного края, области или города.

Бюллетень — это информационное периодическое издание, которое содержит краткую справочную информацию.

Такое печатное издание необходимо, чтобы информировать определенную целевую группу, например, специалистов в определенной области. В настоящее время чаще всего можно увидеть рекламные, справочные и биржевые бюллетени.

Альманах — вид периодического издания, которое представляет собой собрание литературно-художественных или научно-популярных статей, которые объединены по одному из следующих признаков: тематическому, идейно-художественному или жанровому.

Выходят альманахи обычно раз в год, не всегда с одной и той же периодичностью, но всегда имеют текущий номер издания.

Электронные СМИ

К электронным СМИ относятся:

  • сетевые издания;
  • телевидение;
  • радио.

К электронным СМИ относится и телевидение. Это сложная технология электросвязи, которая позволяет передавать изображение, сопровождающееся движением и звуком, на большие расстояния. Главная особенность телевизионного вещания — принудительность. Зрители не могут поменять время просмотра или длительность передачи и вынуждены подстраиваться под сетку вещания.

Последнее время активно развиваются соцсети и блогерство. Некоторые специалисты считают их полноценными средствами массовой информации, но на официальном уровне этот факт пока еще не признан.

Принципы работы СМИ

  1. Достоверность и законность транслируемой в массы информации.
  2. Равенство всех физических и юридических лиц на получение и распространение массовой информации.
  3. Уважение прав и свобод человека.
  4. Обеспечение свободного выражения и распространения различных взглядов и мнений.
  5. Обязательное соблюдение журналистской этики.
  6. Отказ в распространении информации, которая не соответствует нормам общественной нравственности и морали.

Основные признаки

Средства массовой информации имеют определенные особенности, которые отличают их от других источников информации.

К ним относятся:

Свобода слова СМИ

В основе существования СМИ заложен принцип свободы. Этот принцип регламентирует и действующее законодательство. Гарантом свободы СМИ является отсутствие цензуры. Чтобы средства массовой информации считались по-настоящему свободными, уполномоченные лица не должны налагать запреты или согласовывать для выхода те или иные журналистские материалы.

При этом нужно понимать, что свобода СМИ не может быть полностью безграничной.

Федеральный закон четко регламентирует те случаи, когда недопустимо использование средств массовой информации. Так, СМИ запрещается использовать для:

  • совершения действий, которые влекут за собой уголовную ответственность;
  • разглашения секретных данных, которые являются гостайной:
  • осуществления деятельности, которая носит экстремистский характер;
  • распространения материалов, которые пропагандирует жестокость, насилие и порнографию.

Влияние СМИ на формирование общества

Средства массовой информации во все времена оказывали огромное воздействие на аудиторию. В современном мире можно выделить несколько важных функций СМИ:

СМИ являются средством массовой информации. В современном мире с этим понятием знаком даже ребенок. Социология представляет СМИ социальными институтами, которые сначала собирают информацию, потом обрабатывают, анализируют и максимально распространяют ее в обществе.

Политология рассматривает средства массовой информации как механизм, чтобы проводить политические игры, агитировать и вести политическую манипуляцию среди граждан.

Виды СМИ

Появление первого вида СМИ произошло еще в древние времена, тогда вестник выходил на центральную улицу для оглашения нового указа короля или для оповещения народах о последних событиях королевства.

Типы СМИ

Наряду с совершенствованием современных технологий, развивались и модернизировались СМИ. Такая классическая пресса как газеты, журналы и др. стала вытесняться сначала радио, потом телевидением, и, наконец, интернетом.

Закон о средствах массовой информации гласит, что к приоритетным средствам массовой информации относятся:

Печатные издания. Печатные СМИ, хотя и являются довольно устарелым видом средств массовой информации, продолжает существовать и даже развиваться. Это объясняется высоким уровнем доверия, доступностью для всех слоев населения, возможностью перечитать информацию, сохранить и передать другому.

Информационные агентства (к примеру, ТАСС) - оперативное получение свежей информации из любой точки Земли.

Телеканалы - этот вид СМИ выступает золотой серединой между радио и печатью. Информацию можно не только прочитать или услышать, но и просмотреть соответствующий ей видеоряд. Даже после появления интернета телевидение не теряет своих лидирующих позиций среди всех видов СМИ.

Функции СМИ

Функции СМИ

Исследователями были выделены главные функции СМИ:

Информационная ― сбор и передача населению информации о событиях действительности.

Регулятивная ― воздействует на принятые обществом стандарты поведения, формирует общественное мнение (вплоть до запуска в действие окна Овертона).

Нормативная ― формирование социальных ценностей и норм.

Просветительская ― донесение до аудитории важной информации о правах, обязанностях и возможностях.

Социального контроля ― формирование и корректировка социальной политики.

Политической социализации общества.

Эмоциональной разрядки ― уменьшение или снятие напряжения.

У всех этих функций имеются одни цели: просвещение граждан, помощь в формировании своего собственного взгляда на событие, развитие грамотности, предоставление народу возможности взаимодействовать с другими участниками социально-политических процессов.

Признаки СМИ

Признаки СМИ

Средства массовой информации характеризуются следующими признаками:

многочисленность (не менее 1000 единиц выпускаемых печатных изданий);

цикличность, временной промежуток не должен превышать одного раза в год;

обязательность: один источник сигнала — много слушателей.

Средства массовой информации в России

Наиболее востребованным СМИ в России являются печатные издания, которых насчитывается более 27 тыс. штук, на втором месте радиоканалы, затем по популярности идет телевидение. Также популярны среди русского народа новостные интернет источники.

23

К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом — интернет-блоги (кроме блогов, имеющих посещаемость больше 3000 посетителей в день), чаты, форумы, конференции.

С 1 августа 2014 года в России была введена обязательная регистрация блогеров, имеющих более 3-х тысяч подписчиков в сутки. Эти блогеры были приравнены в плане ответственности к СМИ. В 2015 г. таких блогеров, официально зарегистрировавших свой блог, было около 700.

Средства массовой информации в России являются механизмом для реализации политики государства и играют в политической жизни общества немаловажную роль. С помощью СМИ выстраиваются необходимые для власти общественные связи и отношения.

СМИ в мире

СМИ

Во всех странах работа и популярность СМИ сильно отличается. К примеру, в США самым востребованным источником информации является телевидение. На втором месте информация из интернета. Список изданий все больше сокращается, все больше новостных агентств открывают свои интернет-каналы и сайты для того, чтобы не терять аудиторию.

В Европе прочные позиции среди СМИ занимают печатные издания, этому способствует их субсидирование государством. Все больше печатных изданий сокращают тираж. Например, в Великобритании, более 80% населения пользуются интернет-версиями печатных изданий, читая газеты в метро, на работе и дома с телефонов и компьютеров.

Интересные наблюдения среди печатных СМИ. Показатели читающего населения в Индии самые высокие — более 10 часов в неделю житель этой страны читает газеты и другую периодику, на втором месте среди читающих — Тайланд, на третьем — Китай. Россия — на седьмом месте. США и Великобритания не попали даже в десятку.




Ученический социальный проект на тему "Особенности средств массовой информации в современном обществе" направлен на выявление степени влияния СМИ на общественное мнение и сознание молодежи, установление причин, почему это происходит

Подробнее о проекте:


Учебная исследовательская работа на тему "Особенности средств массовой информации в современном обществе" содержит полное определение понятия СМИ и описание истории появления средств массовой информации. Также в работе подробно рассмотрены виды и функции СМИ, изучены методы влияния СМИ на общественное сознание, с помощью анализа результатов проведенного автором социологического опроса выявлен уровень доверия российского общества к СМИ.

Индивидуальный детский проект "Особенности средств массовой информации в современном обществе" содержит анализ данных, с помощью которого определено, какие СМИ пользуются большей популярностью, а также рассмотрены варианты воздействия СМИ на сознание молодежи, изучено позитивное и негативное влияние средств массовой информации на социальное и политическое сознание поколения молодых людей. Автор работы также определил, насколько актуальны СМИ сегодня.

Оглавление

Введение
1.Понятие СМИ и их особенности.
1.1. Виды средств массовой информации.
1.2. Функции СМИ.
2. Как влияет СМИ на сознание молодежи.
2.1. Позитивное и негативное влияние СМИ на сознание молодежи.
3.Политическое влияние СМИ.
4. Исследование актуальности СМИ.
Заключение
Литература

Введение


Современное общество невозможно представить без СМИ. Интернет, телевидение, публицистические издания круглосуточно сопровождают нашу жизнь, выполняя многообразные функции: информирования населения о событиях, происходящих в стране и мире; образования и социализации; рекламы. СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование, религию; являются важнейшими инструментами реализации политического процесса.

Проблема влияния СМИ на массовую аудиторию интересует множество стран уже около столетия. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации, стала возможной и идея массовой манипуляции общества. С появлением Интернета, телевидения и радио мир стал более информационным. Информация стала не только привилегией меньшинства, а бытовым и необходимым содержанием широкой аудитории.

С развитием психологии, было открыто различное множество методов и способов воздействия на сознание человека, применив это к средствам массовой информации — получили практически полное воздействие СМИ на общество. Сейчас это воздействие все чаще становится опасным, чем наоборот полезным и познавательным. В настоящее время, людей пытаются не только убедить в чем-то, а донести и внушить что-то. Именно поэтому стоит получше разобраться в этой теме, ведь на сегодняшний день она очень актуальна.

Цель: Выявить степень влияния СМИ на общественное мнение и сознание молодежи.

  • Проанализировать виды и функции СМИ;
  • Изучить методы влияния СМИ на общественное сознание;
  • Выявить какие СМИ пользуются большей популярностью, а также выявить уровень доверия российского общества к СМИ посредством социологического опроса.
  • анализ литературы по изучаемой проблеме;
  • провести опрос среди граждан;
  • проанализировать полученные данные и сделать выводы.

Гипотеза: Предположим, что СМИ негативно влияет на формирование общественного мнения.

Понятие СМИ


Время, в котором мы живём, называют информационным, так, как информация является одной из главных вещей, ценностей в обществе. Распространением информаций, и донесение её до каждого из нас главная задача средств массовой информации.

В процессе формирования общества выделилось множество социальных институтов, например: политические, научные и образовательные и т. д. Для удовлетворения потребностей человека в общении формируется институт средств массовой информации.

СМИ – это система органов, занимающихся сбором, обработкой и хранением информации, а также передачей информации необходимой аудитории.

Средства массовой информации (mass media) - различные средства массовой коммуникации и развлечения: газеты, журналы и прочие печатные издания, телевидение, радио и кино. Функционирование средств массовой информации (СМИ) стало возможным благодаря широкому распространению грамотности, увеличению свободного времени и наличию у людей доступа к принимающей аппаратуре.

В результате быстрого развития техники в СМИ концентрируется все большесобственности, особенно в тех mass media, где существует многочисленная аудитория, а производственные затраты высоки. Правительствам становится все труднее осуществлять строгий контроль и надзор, особенно в связи с развитием спутниковой и кабельной связи.

Основные особенности СМИ в том, что они имеют широкое распространение, общедоступность, периодичность, ориентацию на определенную аудиторию, а так же, конечно же, способность оказывать идеологическое, политическое, экономическое и организационное воздействие на мнение и поведение человека.

Виды средств массовой информации

Все средства массовой информации принято делить на 4 основные группы:

1. Печатные СМИ - это средства массовой информации, которые изготовлены с помощью печатного станка и несут информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем только визуально (газеты, еженедельники, журналы, книги).

История возникновения

Книги (самые распространённые печатные издания).

Издревле устная речь считалась единственным способом передачи знаний от одного поколения к другому. Затем древние цивилизации изобрели письменность, и для письма стали использовать кору дерева, глиняные плитки, металлические листы и многое другое. В Древнем Египте записи вели на листах папируса.

В I веке н. э. появились кодексы – старинные рукописи.

В VI веке тексты рукописей переписывали, тогда еще не было печатной машинки.

В XV веке появилась печатная машина с наборными элементами из металла. В последнее время все более распространяются электронные книги, однако, они не вытесняют бумажные, которые более удобны и популярны.

2. Телевидение - это комплекс устройств для передачи изображения и звука на телевизионный экран, а также средство связи для космических и военных исследований. Устройство используется для трансляции разного рода телепередач, фильмов, рекламы и т.д. Телевидение также является одним из средств массовой информации, которое используют для трансляции новостей.

Телевидение сегодня одно из самых массовых средств информации. Качества телевизионной информации - ее визуальность. Достоверность и предельная оперативность вызвали широкое применение телевидения в промышленности, на транспорте, в военном деле, в освоении космоса. С помощью маленького телеэкрана люди получают доступ к таким произведениям культуры, которые удалены от них не только в пространстве, но и во времени.

История развития телевидения кратко может быть описана как стремление к мировому господству. Телевидение всегда соревновалось с кинематографом, театром, массовыми зрелищами, но в итоге заняло свою нишу в современной культуре, не выиграв, но и не проиграв состязания.

Несмотря на растущую популярность Интернета, телевидение по-прежнему остается самым востребованным видом СМИ.

3.Радиовещание - разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве.

4. Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть. На основе Интернета работает Всемирная паутина и множество других систем передачи данных.

В России доступ к мировым сетям в начале 80-х годов впервые получил Институт атомной энергии им. И.В. Курчатова (ИАЭ).

Компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов. Пока споры о том, стоит ли выделять Интернет как самостоятельный вид СМИ, не утихают, все больше людей получают информацию именно оттуда. Основные преимущества: оперативность, возможность комментирования и обсуждения событий, возможность выбирать информацию, разноплановость материалов и т.д. Но есть и капля дегтя в бочке меда – относительная достоверность. В Интернете очень много непроверенной и даже выдуманной информации, которая легко может меняться при необходимости в два щелчка.

Функции СМИ

Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом.

Рассмотрим функции СМИ:

Информационная: сущность заключается в извещении целевой аудитории в вопросах и событиях разного типа. Информационная функция СМИ обеспечивает передачу сведений о внутренней и внешней политике, происходящих событиях в жизни общества, спортивных новостях. Эта информация не всегда достаточно обоснована, иногда искажена в силу чего количество информации далеко не равно количеству знания. Кроме того, существует много повторяющейся информации, которая не составляет прироста полезного знания.

Культурологическая: выполняет не только свою основную познавательную задачу – ознакомление с достижениями культуры и искусства, она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур.

Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности, в конечном счете, способствует интеграции общества. С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями и тенденциями является несомненной заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.

Познавательно-обучающая: используется для пополнения багажа знаний целевой аудитории. Она проявляется в передаче, трансляции гражданам знаний, относящихся к различным областям пауки - от социально-гуманитарных до естественнонаучных дисциплин. Значительную часть знаний в различные периоды своей жизни человек в современном обществе получает именно через средства массовой информации. Сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, СМИ фактически являются одним из важнейших источников пополнения знаний, для отдельных же категорий граждан они становятся едва ли не единственным каналом повышения образовательного уровня.

Функция критики и контроля: критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта. Функции критики и контроля, заключается в даче юридической и нравственной оценки событиям и людям. В демократическом государстве и обществе, СМИ могут опираться и на закон, и на общественное мнение.

Отдельно я хотела бы отметить функцию воздействия, управления и манипуляции, которые также могут выполнять средства массовой информации.

Роль СМИ очень высока – они помогают узнавать самую последнюю и актуальную информацию о событиях в стране и за рубежом, оценивает и комментирует информацию, доносит её до целевой аудитории. В наше время СМИ является, пожалуй, главным способом получения информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. Сейчас информационные технологии очень плотно проникли во все сферы нашей жизни: отдых, работу, образования, здравоохранение и др.

Влияние СМИ на сознание молодежи


Считается, что именно молодежь является самой активной частью общества, которая задает общий тонус общественному развитию. Молодежь - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию масс-медиа. Если говорить о характере влияния СМИ на молодежь, то можно выделить два характера воздействия. Дело в том, что СМИ может производить как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей.

Воздействие средств массовой информации достаточно существенное. Молодежь - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию масс-медиа. Существует как позитивное, так и негативное медиа-воздействие на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе.

Самым мощным средством информации по воздействию на сознание людей является телевидение, обеспечивающее возможность наглядно-образного восприятия, а значит, и более сильного эмоционального воздействия на человека.

Что заставляет обратиться к СМИ? Потребности у молодого человека, заставляющие его обращаться к средствам массовой информации. Это: потребность в информационной связи с окружающим миром и, соответственно, в постоянном притоке информации, потребность в развлечениях и, в некоторой мере похожая на неё, но не совпадающая полностью с ней, потребность в отвлечении (уходе от повседневных дел и обыденности окружающей жизни).

Положительное и негативное влияние СМИ на сознание молодежи

Положительное влияние.

Говоря о влиянии, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роли, благодаря которым не только " раздвигаются стены квартир до границ планеты" В последнее время набирает силу тенденция превращения средств массовой информации в сферу самореализации личности. К давно существующей переписке зрителей с газетами и журналами, добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации - участие человека во взаимодействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними.

Негативное влияние.

  1. Широко известны данные о насыщенности средств массовой информации актами агрессии, насилия, жестокости. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. По проценту отведенного на это эфирного времени - второе место после рекламы. Бесконечный показ или описание трупов, перестрелок, ограблений и т.д. Уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как зрелище или увлекательное чтение.
  2. Зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью (малоподвижный образ жизни, полнота, нарушение сна).
  3. Они формируют слушателя, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подоостка, юноши формируется зачастую как словарь потребителя).
  4. Сейчас достаточно очевидно, что язык выполняет свои функции тем лучше, чем совершеннее его реализация в средствах массовой информации. СМИ недаром называют четвертой властью. СМИ даже не четвертая власть, а первая власть, потому что влияние речевые вкусы и предпочтения миллионов людей значительнее, во всяком случае – не меньше, чем у семьи, школы и других общественных институтов. Это влияние будет плодотворным при сильной языковой политике.

Политическое влияние СМИ


На сегодняшний день СМИ имеют важнейшее значение для политической системы общества и играют одну из ключевых ролей в формировании политического сознания граждан. Наиболее распространенными средствами массовой информации являются пресса, телевидение, радио, а также особое место в этом списке занимают интернет-ресурсы.

Часто такие публикации даже не имеют автора, однако часть населения усваивает эту информацию, не задумываясь о ее истинности. В процессе обновления нашего общества, изменения политической системы принципиально изменяются место и роль СМИ. Из безоговорочно подчиняющихся партийно-бюрократическому аппарату они превратились в активную влиятельную составную часть нашей политической системы, общественного судью, народного стража общественного порядка и справедливости, в неотъемлемый элемент формирующегося правового государства.

Исследование актуальности СМИ

Для того, чтобы понять насколько актуальны СМИ и к каким средствам массовой информации обращаются люди разных возрастов, чтобы знать, что происходит в стране и мире, я провела небольшой анонимный онлайн опрос. В нем приняло участие 20 человек.

Цель исследования: выяснитьнасколько актуальны СМИ в современном мире и к каким средствам массовой информации обращаются люди разных возрастных категорий. Также выявить уровень доверия людей различным проверенным и непроверенным СМИ.

Я попросила людей указать свой возраст и ответить на следующие вопросы:

  • Какие СМИ для вас наиболее приемлемы и удобны?
  • Контент какого характера вам хочется видеть?

После завершения опроса, я разделила голосующих на три возрастных категории:

  1. Возрастная категория людей от 15 до 19 лет;
  2. Возрастная категория людей от 20-35 лет;
  3. Возрастная категория людей от 35-50 лет;

Так как ответы были неоднозначны, я подсчитала и занесла итог в таблицу:

Возраст Телевидение Интернет-ресурсы Радио, газеты и журналы
15-19 49% 45% 6%
20-35 35% 55% 10%
35-50 56% 17% 27%

Из данных таблицы можно сделать вывод, что с возрастом люди все меньше доверяют информации интернет-ресурсов и из всех предоставленных средств массовой информации выбирают телевидение.

Так же следует отметить уровень доверия граждан к СМИ. Лидирующие положение все еще занимает телевидение. А газеты и радио пользуются меньшей популярностью независимо от возраста голосующего.

Из-за того, что люди выбирают телевидение и интернет-ресурсы, я решила задать еще один вопрос.

Контент какого характера вам хочется видеть?

На него ответили неоднозначно.

Вторая возрастная категория проголосовала за информационные программы и молодежные сериалы, они были меньше заинтересованы в политических программах.

Заключение

Безусловно, в современном мире средства массовой информации являются важнейшим и эффективным инструментом формирования мнения в обществе и имеют колоссальное количество методов и способов влияния на общественное сознание не только человека, но и всего государства. И в жизни современного общества чаще всего играют весьма опасную и негативную роль, ведь информация подменяет свою изначальную функцию информирования населения на выполнение задач по формированию определенных представлений, взглядов, мнений.

Современные люди все меньше доверяют непроверенным источникам и стараются не поддаваться давлению и манипуляциям со стороны политических программ. Также СМИ, формирующие политическое сознание населения, становятся стержнем политического процесса. Деятельности СМИ осуществляется по заданной политической линии. Политика же, в свою очередь, не может обходиться без СМИ, так как они являются проводником между властью и обществом.

Читайте также: