Сообщение о случаях проявления этноцентризма в современном мире

Обновлено: 07.07.2024

М. Бруэр и Д. Кэмпбелл выделили основные показатели этноцентризма:

■ рассмотрение. обычаев своей группы в качестве универсальных;

■ оценка норм, ролей и ценностей своей группы как неоспоримо правильных;

■ представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп (см. Brewer, Campbell, 1976).

Следует отметить, что среди исследователей нет единодушия в отношении к этноцентризму. Советские обществоведы полагали, что этноцентризм – негативное социальное явление, равнозначное национализму и даже расизму. А многие психологи считают этноцентризм негативным социально-психологическим явлением, проявляющимся в тенденции неприятия всех чужих групп в сочетании с завышенной оценкой собственной группы.

Более того, этноцентризм изначально не несет в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетаться g терпимым отношением к межгрупповым различиям. Так, Бруэр и Кэмпбелл обнаружили этноцентризм у всех исследованных ими тридцати этнических общностей в трех странах восточной Африки. К своей группе представители всех народов относились с большей симпатией, более позитивно оценивали ее моральные добродетели и достижения. Но степень выраженности этноцентризма варьировалась. При оценке групповых достижений фаворитизм был значительно более слабым, чем при оценке других аспектов. Треть общностей оценивала достижения, как минимум, одной из чужих групп выше, чем собственные достижения (см. Brewer, Campbell, 1976.

Вэтноцентризм это акт суждения о культуре, отличной от своей собственной, на основе ценностей и стандартов той культуры, в которую погружен человек. Прежде всего это относится к оценке таких явлений, как язык, обычаи, поведение, верования и религия группы людей, помимо их собственной.

Когда вы думаете этноцентрически, люди сравнивают то, что делает их культуру уникальной, с наиболее важными элементами других обществ. Часто оценочные суждения, возникающие из этноцентризма, порождают конфликты и недопонимание между различными группами; хотя, если понять это явление, можно в значительной степени избежать этих проблем.

По словам Самнера, этноцентризм обычно вызывает эмоциональные состояния, такие как гордость и тщеславие. Более того, люди, которые обычно рассуждают таким образом, считают, что их группа превосходит остальные, и склонны проявлять презрение к тем, кто к ней не принадлежит. Это явление, если его не остановить, может привести к предрассудкам и расистскому поведению.

Со временем концепция этноцентризма была развита другими авторами, социологами и социальными теоретиками. Например, некоторые мыслители Франкфуртской школы установили этноцентризм как любой тип мышления, который проводит различие между собственной группой и людьми за ее пределами. Как правило, это последнее определение используется сегодня.

Происхождение и история

Хотя Уильям Г. Самнер обычно считается создателем этого термина, правда в том, что он был впервые использован австрийским социологом Людвигом Гумпловичем в 19 веке. Этот автор считал этноцентризм феноменом, аналогичным другим идеям, таким как геоцентризм или антропоцентризм, поэтому он думал, что это иллюзия.

Согласно Гумпловичу, этноцентризм - это набор причин, по которым группа людей считает, что они находятся на высшей точке по сравнению не только с остальными культурами и нациями, которые существуют сегодня в мире, но и по отношению ко всем этим. что существовало в прошлом.

Позже, еще в ХХ веке, социолог Уильям Г. Самнер предложил два разных определения концепции этноцентризма, которые в основном совпадают с используемыми сегодня. Первый, как мы уже видели, относится к взгляду на мир, с помощью которого остальные культуры исследуются через их собственный фильтр.

Другое определение Самнера было немного другим. В нем он описал этноцентризм как чувство сплоченности и преданности своей собственной группе, которое вызывает чувство превосходства над любым, кто принадлежит к другой группе. Следует отметить, что в данном случае автор также говорил на уровне культур, а не малых групп.

Исходя из формального определения термина, концепция этноцентризма использовалась для постулирования и усиления различных теорий, особенно в таких областях, как социология или психология.

Кроме того, исследования в таких областях, как социальная психология, подтвердили существование значительной части психических механизмов, которые предположительно связаны с этим способом мышления.

Характеристики этноцентризма

Этноцентризм - это сложное явление, которое включает в себя целый ряд четко дифференцированных убеждений, взглядов и моделей поведения. Далее мы увидим некоторые из его наиболее важных характеристик.

Суждение о других культурах на основе своей собственной

Основная характеристика этноцентризма - это использование собственных привычек, культурных факторов, способов мышления или убеждений в качестве фильтра, позволяющего судить, верны ли взгляды других людей или нет. Чем больше общество похоже на то, в котором он развился, тем более благосклонно о нем будут судить.

Так, например, индивид, затронутый этноцентризмом, будет думать, что религия, исповедуемая в его стране, будет единственно действительной, и будет принимать только в большей или меньшей степени те, которые очень похожи на его собственную. То же самое произойдет с другими аспектами их культуры, такими как их отношение к отношениям или сексу, их художественное самовыражение или их взгляды на жизнь.

Таким образом, когда возникает этноцентризм, сама культура становится мерилом, по которому оцениваются все другие группы на планете. Это отношение не принимает во внимание огромное разнообразие, существующее в мире с точки зрения обществ и их способов мышления и действий.

Установление иерархии

Побочным эффектом использования собственной культуры в качестве ориентира для оценки других является создание иерархии. Для этноцентричных людей общество, в котором они живут, превосходит все другие (и во многих случаях оно является лучшим из когда-либо существовавших в истории).

Остальные существующие в мире культуры будут лучше или хуже в зависимости от того, насколько они похожи на этноцентрическую личность. Таким образом, кто-то из Соединенных Штатов будет считать свое общество лучшим в мире, за которым будут следовать европейские и все остальные, далекие от них.

Появление предубеждений, предрассудков и расизма

Хотя это не всегда должно происходить, в большинстве случаев, когда присутствует этноцентризм, это идет рука об руку с другими негативными явлениями, такими как наличие предубеждений и предубеждений в отношении других культур. Кроме того, во многих случаях такой образ мышления приводит к расизму.

Когда человек придерживается этноцентрического мышления, он судит о других культурах мира на основе своих собственных предубеждений, а не анализирует их рационально и беспристрастно. Таким образом, они обычно применяют большое количество стереотипов и считают, что имеют право унижать других только на основании их места происхождения.

Это явление может произойти, например, в случае европейского туриста, который отправляется в азиатскую или африканскую страну и испытывает отвращение к обычаям ее жителей. Вернувшись домой, он расскажет своим близким, насколько неполноценными были уроженцы земель, которые он посетил, поскольку их обычаи были странными и сильно отличались от его собственных.

Типы этноцентризма

По мнению некоторых авторов, можно найти разные типы этноцентризма в зависимости от вызванных им убеждений. Наиболее важные из них:

- Ксеноцентризм или обратный этноцентризм. Речь идет об идее, что собственная культура менее значима, чем остальная, и, следовательно, может нанести вред жизни человека.

- Расовый этноцентризм. Вера в то, что люди, принадлежащие к собственной культуре, превосходят остальных из-за расы.

- Лингвистический этноцентризм. Мысль о том, что язык, принадлежащий к собственной культуре, в некоторых отношениях превосходит язык других народов. Например, можно считать, что он более тонкий или служит для выражения более сложных идей.

- Религиозный этноцентризм. Вера в то, что чья-то религия является единственно действительной и истинной, будучи теми, кто исповедует другую веру, невежественные или необразованные.

Примеры этноцентризма

На протяжении всей истории в мире возникло множество культур, которые утверждали, что превосходят остальные. Сегодня это явление существует и принимает самые разные формы. В этом разделе мы рассмотрим некоторые из наиболее важных типов этноцентризма сегодня.

Американская исключительность

Американская исключительность - это форма этноцентризма, последователи которого отстаивают, что Соединенные Штаты и их культура уникальны и более развиты, чем в остальных странах мира. Те, кто придерживается этого образа мышления, считают, что в силу своего происхождения, идеалов, на которых он был основан, и своей истории, эта страна американского континента будет полностью отличаться (и превосходить) всех остальных.

Для американских приверженцев исключительности Соединенные Штаты были первой страной, основанной на таких идеях, как равенство и свобода. Таким образом, территория превзошла бы ценности Европы, таким образом, превзойдя континент, от которого она изначально зависела. Сегодня этот тип этноцентризма по-прежнему широко распространен.

Евроцентризм

Евроцентризм - это вера в то, что западная культура со всеми ее достижениями и способом понимания жизни превосходит все другие, которые существовали на протяжении истории и которые можно найти сегодня.

Это произошло во времена колонизаций, когда европейские завоеватели осознали, что остальные общества были в основном земледельцами и скотом.

Люди с европоцентрической точкой зрения верят, что западная культура отвечает за продвижение мира. Часто наибольшее количество достижений в Европе и остальных странах Запада связано с этнической принадлежностью, хотя этот тип расизма не всегда связан с европоцентризмом.

Индийский национализм

Индийский национализм - это тип этноцентризма, который защищает Индию как самую развитую страну в мире в таких аспектах, как духовные или культурные. Люди, придерживающиеся этой точки зрения, считают, что культура этой азиатской страны больше всего повлияла на развитие всех остальных.

Япаноцентризм

Япаноцентризм - это набор убеждений, наиболее важным из которых является то, что Япония является или должна быть центром мира. Это проявляется в различном отношении как в небольшом масштабе (например, маргинализация иностранцев внутри азиатской страны), так и в международном масштабе.

Японская культура особенно озабочена различием между коренными жителями страны и иностранцами. Их язык - один из тех, в которых самые разные слова относятся к тем, кто приехал из-за границы. Более того, идея о том, что Япония должна играть центральную роль в международной политике, все еще очень актуальна среди жителей страны.

Синоцентризм

В наше время китаоцентризм значительно уменьшился; Но жители азиатской страны по-прежнему считают Китай самой важной и передовой страной в мире.

В политическом плане большинство руководителей территории считают, что их государство должно иметь гораздо большее значение на международном уровне, даже если это означает снижение благосостояния в других регионах планеты.

Этноцентризм в Мексике

В таких странах, как Мексика, которые пострадали от смешения совершенно разных культур во время испанского завоевания, этноцентризм играет очень важную роль даже сегодня. Таким образом, это явление можно найти по-разному в этой стране американского континента.

С одной стороны, мексиканцы с более выраженным европейским происхождением долгое время считались выше своих соотечественников с более коренными чертами. С другой стороны, в последние годы стала продвигаться противоположная точка зрения, согласно которой традиционная культура страны имеет характеристики, которые делают ее лучше, чем привнесенная колонизаторами.

И в Мексике, и в других странах с аналогичной ситуацией необходимо работать на социальном уровне, чтобы устранить и предотвратить проблемы, которые обычно связаны с этноцентризмом. Только так можно сделать совместимыми очень разные культуры, сосуществующие в его границах.

Этноцентризм - главный фактор разделения между представителями разных национальностей, рас и религиозных групп. Это вера в то, что одна этническая группа превосходит другую. Этноцентричные люди считают, что они лучше других по причинам, основанным исключительно на их происхождении. Ясно, что эта практика связана с проблемами как расизма, так и предрассудков.

Это резко контрастирует с ксеноцентризмом - верой в то, что чужая культура превосходит их собственную. Например, вы можете встретить американца, который настаивает, что французская культура лучше американского образа жизни.

По правде говоря, оба идеала немного искажены. Однако на этих примерах этноцентризма вы увидите, что такая практика не только абсурдна, но и потенциально фатальна.

Этноцентризм в истории

Хотя многие люди могут признать этноцентризм проблемой, они могут не осознавать, что это происходит повсюду, как на местном, так и на политическом уровне. Конечно, легко указать пальцем на колониальных мужчин и женщин, угнетавших рабов, но этноцентризм все еще существует сегодня. Давайте взглянем.

Современная политика

Чтобы закрепить определение этноцентризма, полезно взглянуть на сегодняшнюю политику. С момента своего зарождения Соединенные Штаты часто считали себя более могущественными, более экономически устойчивыми и в целом лучше, чем другие страны. Об этом свидетельствует склонность страны вмешиваться в ситуации, происходящие в других странах. Некоторые утверждают, что именно это происходит с участием страны на Ближнем Востоке.

Хотя идея каждого гражданина в Соединенных Штатах, принадлежащих к одной этнической, конечно, спорно, так как страна имеет граждан, которые изначально пришли со всего мира, чувство национальной гордости стоит за чисто этнической принадлежности в этом случае.

Британский империализм

Империализм, практика захвата других земель, широко практиковалась в Европе еще в 16 веке. Даже колонии в Соединенных Штатах когда-то контролировались британцами.

Они также обогнали земли в Африке, Австралии, Канаде, Индии, Ирландии, Шотландии и других странах. В то время британцы считали Африку и Америку примитивными обществами, основанными на охоте и сельском хозяйстве, и считали, что им необходимо захватить эти страны, чтобы освоить современные технологии.

Мандат Неба

нацистская Германия

Один из самых известных и ужасающих примеров этноцентризма относится к нацистской Германии. Адольф Гитлер решил, что ненавидит еврейский народ, а также другие группы людей, и приказал убить многих невинных людей в концентрационных лагерях.

Очевидно, они не заслуживали подвергнутых им пыток, и это явно был крайний случай этноцентризма. Хотя предрассудки, безусловно, приводят к проблемам, очень редко в истории этноцентризм приводил к массовым убийствам миллионов невинных людей в масштабах, свидетелями которых были в нацистской Германии.

Этноцентризм в поп-культуре

Некоторые фильмы и телешоу вращаются вокруг определенной культуры. Они либо не обращают внимания на особенности культуры, либо принимают ее чудо. Давайте посмотрим на несколько примеров.

В кино

В фильмах этноцентризм не часто преподносится как серьезная проблема. Он служит скорее развлекательным устройством. Отец в Моя большая греческая свадьба постоянно заявляет, что он может проследить любое слово до греческого происхождения. Кроме того, весь фильм сосредоточен вокруг острых ощущений и проблем планирования греческой свадьбы. Однако в конечном итоге у фильма счастливый конец, тонко предполагающий, что положительные моменты перевешивают отрицательные.

Еще один пример этноцентризма, прикрытого юмором, встречается в комедии. Американская свадьба. Бабушка Джима, узнав, что ее внук женится не на еврейке, становится безутешной. Кроме того, отец Мишель совершает ошибку, произнося тост за своих будущих родственников в надежде, что они соберут вместе много счастливых шив. Его изображают дураком за свое заявление, а фильм тонко указывает на еврейский этноцентризм.

В телевидении

Если у вас есть Amazon Prime, вы, вероятно, видели рекламу Чудесная миссис Мейзел. В нем рассказывается история молодой еврейской девушки, жившей в Нью-Йорке в 1950-х годах. Ее воспитывали строгие еврейские родители, она училась в колледже, а затем вышла замуж за хорошего еврейского мальчика. Через несколько лет после замужества ее муж бросил ее ради - не дай бог - язычника.

Мы наблюдаем за тем, как семья проводит свои субботы в храме, и призываем завоевать расположение раввина, чтобы он посетил их дом в субботу. Миссис Майзел дружит с коллегой-католиком и насмехается над названием своей церкви - Богоматерь вечной скорби. Шоу - чисто комедия, но нет сомнений в том, что эта еврейская семья считает, что их культура намного превосходит образ жизни любого язычника.

В литературе

У Зоры Нил Херстон Их глаза смотрели на Бога, главная героиня, Джени Старкс, светлокожая темнокожая женщина. За это другая черная женщина в ее городе полна презрения к ней. Она, кажется, балансирует между черным и белым в разных точках.

Венецианский купец Уильяма Шекспира изображает острые разногласия между еврейским персонажем Шейлоком и христианским персонажем Антонио. Антонио постоянно презирает Шейлока за то, что он еврей, что в конечном итоге приводит к одной из самых известных речей всех времен, в которой Шейлок спрашивает:

Мощная сила

Как видно из выступления Шейлока, этноцентризм - мощная сила, ослабляющая человеческие отношения. Шейлок считает, что, несмотря на культурные различия, мы все остаемся людьми. Нет внутренней разницы между евреем и христианином, черным и белым, гражданином Китая и гражданином Германии и так далее.

Хотя Шейлока изображают злодеем Венецианского купца, мы все можем извлечь из него урок, чтобы избежать несправедливых предрассудков, порожденных этноцентризмом. Возможно, в следующий раз, когда вам в школе будет поручено убедительное эссе, вы подумаете о том, чтобы заняться этой важной темой. А еще лучше, почему бы не превратить это в убедительную речь?


При контактах с другими культурами большинство людей судят о чужих культурных ценностях, используя в качестве образца и критерия культурные ценности собственного этноса. Такой тип ценностного суждения принято называть этноцентризмом. Этноцентризм представляет собой психологическую установку воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей через призму своей культуры. Чаще всего этноцентризм подразумевает, что собственная культура превосходит другие культуры, и в этом случае она расценивается как единственно правильная, превосходящие все другие, которые, таким образом, недооцениваются. Все, что отклоняется от норм, обычаев, системы ценностей, привычек, типов поведения собственной культуры, считается низкопробным и классифицируется как неполноценное по отношению к своему. Собственная культура ставится в центр мира и рассматривает себя как меру всех вещей. Этноцентризм означает, что ценности других культур рассматриваются и оцениваются с точки зрения своей собственной культуры.

Исследования этноцентризма, проведенные Д. Кемпбеллом и его коллегами, показали, что для него свойственно:

• считать то, что происходит в своей культуре, естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах, неестественным и неправильным;
• рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что хорошо для нас, то хорошо и для других;
• воспринимать нормы и ценности своей этнической группы как безусловно верные;
• оказывать при необходимости всестороннюю помощь членам своей группы;
• действовать в интересах своей группы;
• чувствовать неприязнь по отношению к другим этническим группам;
• гордиться своей группой.

Большинство культурных антропологов сходятся во мнении, что этноцентризм в той или иной степени свойственен любой культуре. Во многих из них принято считать, что смотреть на мир через призму своей культуры является естественным, и это имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Положительные заключаются в том, что этноцентризм позволяет бессознательно отделить носителей чужой культуры от своей, одну этнокультурную группу от другой. Негативная его сторона заключается в сознательном стремлении изолировать одних людей от других, сформировать уничижительное отношение одной культуры по отношению к другой.

Как уже было отмечено, культура любого народа представляет собой сложную систему ценностей, в которой находят проявление культурная деятельность и отношения ее носителей. Каждый элемент этой системы имеет определенный смысл для той или иной социальной общности. Процесс познания культуры при таком подходе представляет собой выявление ценностных значений соответствующих предметов, явлений, отношений. Результаты этой познавательной деятельности закрепляются в сознании людей в виде соответствующих смыслов. Смысл в свою очередь представляет собой элемент сознания индивида, в котором раскрывается сущность изучаемого предмета или явления, его свойства и формы культурной деятельности, его породившие.

В процессе межкультурной коммуникации взаимодействующим сторонам приходится сталкиваться с необходимостью осмысления чужой культуры, что имеет свои особенности. Уже сама установка на осмысление явлений чужой, неизвестной культуры принципиально отличается от осмысления тех или иных явлений своей собственной культуры. В данном случае оказываются неприемлемыми попытки использовать нормативно-ценностную систему своей культуры, поскольку это неизбежно приводит к неадекватным результатам. И наоборот, попытка осмыслить чужую культуру характерными для нее способами также приносит те же неверные результаты.

Интерпретация (объяснение) явлений чужой культуры происходит в результате столкновения привычного и непривычного. Это создает ситуацию отстранения, в соответствии с которой понимание чего-то нового, неизвестного происходит путем сравнения с привычными и известными явлениями подобного рода из собственной культуры. Такой механизм освоения чужой культуры придает изучаемым ею явлениям вторичный характер, поскольку прообразом и критерием (первичным) становится здесь какое-то явление собственной культуры. Вторичный характер знания о чужой культуре не является второсортным по своему качеству. Это знание также представляет ценность, поскольку по своему содержанию зависит от наличия и соотношения в нем различных компонентов понимания (объема информации, культурной значимости, способов интерпретации). В зависимости от этого интерпретация может быть адекватной или неадекватной.

Перед нами две интерпретации одного и того же явления культуры, каждая из интерпретаций сделана по стандартам своей культуры. Но в первом случае интерпретировалось явление чужой культуры, и тут карнавал предстает как царство пьянства, разгула, разврата. Совершенно в ином свете интерпретируется карнавал носителями немецкой культуры. В их представлении карнавал — это праздник веселья, радости, любви к ближнему.

Значение этноцентризма для процесса межкультурной коммуникации учеными оценивается неоднозначно. Довольно большая группа исследователей полагает, что этноцентризм в целом представляет собой негативное явление, равнозначное национализму и даже расизму. Эта оценка этноцентризма проявляется в тенденции неприятия всех чужих этнических групп в сочетании с завышенной оценкой собственной группы. Но как любое социально-психологическое явление он не может рассматриваться только отрицательно. Хотя этноцентризм часто создает препятствия для межкультурной коммуникации, но одновременно он выполняет полезную для группы функцию поддержания идентичности и даже сохранения целостности и специфичности группы.

Исследователи этноцентризма отмечают, что он может проявляться в большей или меньшей степени. Последнее зависит от особенностей культуры. Так, существуют данные, что представители коллективистских культур более этноцентричны, чем члены индивидуалистских культур. При анализе этноцентризма необходимо также учитывать социальные факторы, поскольку на степень его выраженности оказывают влияние прежде всего система социальных отношений и состояние межэтнических отношений в данном обществе. Если в обществе некритическое отношение распространено не на все сферы жизнедеятельности этнической группы и присутствует стремление понять и оценить чужую культуру, то это благожелательная, или гибкая, разновидность этноцентризма. При наличии этнического конфликта между общностями этноцентризм может проявляться в ярко выраженных формах. При таком этноцентризме, получившем название воинственного, люди не только судят о чужих ценностях исходя из собственных, но и навязывают последние другим. Воинственный этноцентризм выражается, как правило, в ненависти, недоверии, обвинении других групп в собственных неудачах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования Российской Федерации

РОО Администрации МО

"Казачинско-Ленский район Иркутской области"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Казачинская средняя общеобразовательная школа

666511, с. Казачинское, Казачинско-Ленского района, Иркутской области

у. Октябрьская, 20

Автор: Сафонова Анастасия Павловна,

Руководитель: Ведениктова Екатерина Васильевна,

учитель иностранного языка, 1 кв. категория.

3. Этноцентризм и процесс развития межкультурной коммуникации……17

1. Межгрупповые отношения

Наиболее трудную и сложную из тех непростых проблем межкультурного общения, с которыми мы сегодня сталкиваемся, представляет собой огромная сфера межгрупповых отношений.

Активность групп не ограничивается только внутренними процессами. Группы либо время от времени, либо постоянно взаимодействуют с другими группами. Внешняя активность имеет для их жизнедеятельности не меньшее значение, чем внутренние динамики.

Взаимоотношения любых групп могут создавать социальное напряжение. Исследователи, изучающие сферу межгрупповых взаимодействий, указывают на различные причины межгрупповой напряженности. Одни, например Уильям Самнер и Генри Теджфел, полагали, что корни проблемы уходят в природу человека. К таким же выводам, как мы помним из первого раздела, пришла и психология масс. Другие авторы, например М. Шериф, Р. Сирс считали, что все дело в той социальной или экономической ситуации, в которой оказываются взаимодействующие группы. Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа.

Проблема заключается в том, что до настоящего времени не сформулировано научное определение этого понятия. Во всех вариантах употребления оно понимается на обыденном уровне, то есть путем выделения и описания наиболее характерных признаков и свойств этого термина.

2) чужой как странный, необычный, контрастирующий с обычным и привычным окружением;

3) чужой как незнакомый, неизвестный и недоступный для познания;
4) чужой как сверхъестественный, всемогущий, перед которым человек бессилен;
5) чужой как зловещий, несущий угрозу для жизни.

При контактах с другой культурой человек как бы отправляется в другую страну. Он выходит за границы привычной обстановки, из круга привычных понятий и отправляется в незнакомый, но привлекательный другой мир. Чужая страна, с одной стороны, незнакома и порою кажется опасной, а с другой стороны, все новое привлекает, обещает новые знания, расширяет кругозор и жизненный опыт. Распространенное жесткое разделение на "своих" и "чужих" порождает негативные образы "чужих" и враждебные установки по отношению к ним, а также иерархическую авторитарную точку зрения на групповое взаимодействие, в котором "своя" группа доминирует; а "чужие" группы являются подчиненными.

2. Этноцентризм

Американские психологи М.Бруэр и Д.Кэмпбелл показали, что для этноцентризма свойственно:
• считать то, что происходит в своей культуре, естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах, неестественным и неправильным;
• рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что хорошо для нас, то хорошо и для других;
• воспринимать нормы и ценности своей этнической группы как безусловно верные;
• оказывать при необходимости всестороннюю помощь членам своей группы;
• действовать в интересах своей группы;
• чувствовать неприязнь по отношению к другим этническим группам;
• гордиться своей группой.

Но в психологии имеются и другие объяснения национальной гордыни и этнического высокомерия. Его дают теории глубинной психологии, и в частности Альфред Адлер и Вильгельм Райх, которые полагают, что как национальное, так и индивидуальное самовозвеличивание вкупе с уничижительным отношением к другим является бессознательной компенсацией чувства зависти, обиды, беспомощности, униженности, словом, ощущения собственной неполноценности. Ярким примером массового компенсаторного процесса В. Райх считает фашистское движение в Германии в 1930-х гг., провозгласившее превосходство немецкой нации над всеми остальными. Ведь фашизм стремительно распространился и утвердился в Германии после ее унизительного поражения в Первой мировой войне.

Авторы концепции авторитарной личности (Т.Адорно, Д.Левинсон, Е.Сэнфорд) считали этноцентризм универсальной характеристикой, в основе которой лежит эгоцентризм. Причины эгоцентризма они искали в природе авторитарной личности, которая как раз и стремится стать лидером этнической группы. Авторитарная личность через психологические механизмы подавления, отрицания, проекции способствует продуцированию массовых состояний агрессии и враждебности по отношению к другим этническим группам.

У индейцев Чероки есть интересный миф о происхождении человеческих рас. Бог сделал из теста три фигурки в форме человека, поместил их на сковороду и стал ждать. Но ему очень хотелось поскорее увидеть, что получается, и он вынул первую фигурку слишком рано. К несчастью, она оказалась недопечённой, бледного цвета, и от неё произошли белые люди. Вторая фигурка пропеклась очень хорошо. Она вышла румяная, поджаристая, смуглая. От неё произошли индейцы. Богу так понравилась эта вторая фигурка, он так долго любовался ей, что совсем забыл о третьей и вспомнил только, когда из кухни повалил дым. Он бросился к сковороде, но нашел там только чёрную обгоревшую фигурку. Это было грустно, но ничего нельзя было поделать; и это был первый негр.

Этот миф этноцентричен, но в нём нет никаких моральных суждений, только эстетические. Естественно, индейцам больше нравится их цвет кожи. Но они не делают из этого никаких практических выводов. Если индеец сталкивается с другой культурой, он относится к ней спокойно, бёрет то, что считает нужным и отказывается от того, что нежелательно. Напротив, в евроамериканской культуре принято высказывать моральные суждения о других народах, и если есть разница в вере или поведении, это часто значит, что обычаи другого народа хуже и должны быть изменены. На протяжении всей интеллектуальной истории Запада господствовала идея о превосходстве европейской культуры над культурами необразованных народов. Доказать обратное было невозможно, потому что пушки всегда были лучшим аргументом в споре.

Однако предположение о том, что тот или иной образ мысли или действий лучше, очень трудно обосновать какими-то разумными аргументами. Возьмите, к примеру, пищу. Разные культуры имеют разную производительность в производстве продуктов питания, и некоторые народы едят меньше других. Но как бы мало или много не ели различные народы, всегда найдётся какое-нибудь пищевое табу. Молоко, которое активно используется европейцами, отвергается народами Юго-Восточной Азии. Индиец, какой бы голодный он ни был, с отвращением отнесётся к идее поедания говядины. Большинство этих табу носит исключительно культурный характер и никак не связано с питательностью или пригодностью тех или иных продуктов в пищу. Правила эти настолько сильны, что нарушение их может вызывать физиологическую реакцию тошноты или рвоты. Возьмите к примеру различных червей и насекомых. Европейцы, в отличие от многих других народов, не станут есть их, хотя насекомые, безусловно, содержат калории и витамины и пригодны в пищу.

2.1 Виды этноцентризма

Гибкий этноцентризм. Этноцентризм изначально не несет в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям. С одной стороны, пристрастность является главным образом результатом того, что собственная группа считается хорошей, и в меньшей степени она возникает из чувства, что все другие группы – плохие. С другой стороны, некритичное отношение может не распространяться на все свойства и сферы жизнедеятельности своей группы.

В ходе исследований Бруэра и Кэмпбелла в трех странах восточной Африки этноцентризм был обнаружен у тридцати этнических общностей. К своей группе представители всех народов относились с большей симпатией, более позитивно оценивали ее моральные добродетели и достижения. Но степень выраженности этноцентризма варьировалась. При оценке групповых достижений предпочтение своей группы было значительно более слабым, чем при оценке других аспектов. Треть общностей оценивала достижения, как минимум, одной из чужих групп выше, чем собственные достижения. Этноцентризм, при котором достаточно объективно оцениваются качества своей группы и предпринимаются попытки понять особенности чужой группы, называют благожелательным, или гибким.

Сравнение своей и чужих групп в этом случае происходит в форме сопоставления – миролюбивой нетождественности, по терминологии советского историка и психолога Б.Ф.Поршнева. Именно принятие и признание различий можно считать наиболее приемлемой формой социального восприятия при взаимодействии этнических общностей и культур на современном этапе истории человечества.

У соотечественников москвичи прежде всего отметили позитивные гуманистические характеристики: гостеприимство, дружелюбие, гуманность, доброту, отзывчивость. Сравнение качеств, составляющих два стереотипа, показывает, что они представляют собой взаимодополняющие образы. Однако сопоставление своей и чужой групп вовсе не свидетельствует о полном отсутствии этноцентризма. В нашем случае московские студенты продемонстрировали предпочтение своей группы: типичному ее представителю они приписывали высоко оцениваемые в русской культуре черты, а американцу – качества, формально позитивные, но находящиеся в нижней части иерархии личностных черт как ценностей.

Тенденция к межэтническому противопоставлению может проявляться и в более сглаженной форме, когда практически тождественные по смыслу качества оцениваются по-разному в зависимости от того, приписываются ли они своей или чужой группе. Люди выбирают позитивный ярлык, когда описывают черту, присущую своей группе, и негативный ярлык – при описании той же черты чужой группы: американцы воспринимают себя как дружелюбных и раскованных, а англичане считают их назойливыми и развязными. И наоборот – англичане полагают, что им присущи сдержанность и уважение прав других людей, а американцы называют англичан холодными снобами.

Некоторые исследователи основную причину разной степени этноцентричности видят в особенностях той или иной культуры. Существуют данные, что тесно связанные со своей группой представители коллективистических культур более этноцентричны, чем члены культур индивидуалистических. Однако рядом психологов было обнаружено, что именно в коллективистических культурах, где превалируют ценности скромности и гармонии, межгрупповая предвзятость выражена слабее, например, полинезийцы демонстрируют меньшее предпочтение своей группы, чем европейцы.

3. Этноцентризм и процесс развития межкультурной коммуникации.

Практически все люди в той или иной степени этноцентричны, поэтому каждый человек, осознавая собственный этноцентризм, должен стремиться вырабатывать в себе гибкость при взаимодействии с другими людьми. Достигается это в процессе развития межкультурной компетентности , то есть не только позитивного отношения к наличию в обществе различных этнических групп, но и умения понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур.

Процесс развития этнокультурной компетентности описан в модели освоения чужой культуры М.Беннетта, который выделяет шесть этапов, отражающих отношение индивидов к различиям между родной и чужими этническими группами. Согласно этой модели, человек проходит шесть этапов личностного роста: три этноцентристских (отрицание межкультурных различий; защита от различий с их оценкой в пользу своей группы; минимизация различий) и три этнорелятивистских (признание различий; адаптация к различиям между культурами или этносами; интеграция, т.е. применение этнорелятивизма к собственной идентичности).

Этнорелятивизм начинается с этапа признания этнокультурных различий, принятия индивидом права на иной взгляд на мир. Люди, находящиеся на этом этапе благожелательного этноцентризма, испытывают радость при обнаружении и исследовании различий. На этапе адаптации к межкультурным различиям индивид способен не просто осознавать межкультурные различия, но и вести себя в соответствии с правилами чужой культуры, не испытывая при этом дискомфорта. Как правило, именно этот этап свидетельствует о достижении человеком этнокультурной компетентности.

Но в процессе развития этнокультурной компетентности человек способен подняться еще на одну ступень. На этапе интеграции ментальность индивида включает миропонимание не только своей, но и других культур, у него формируется бикультурная идентичность. Индивида на этом – высшем – этапе личностного роста, практически преодолевшего этноцентризм, можно определить как человека-посредника между культурами .

4. Заключение

Этноцентризм играет важную роль и функцию, помогая объединению общества и культуры. Более серьезный вопрос касается того, как мы можем более гибко использовать свой этноцентризм. Несмотря на то, что об этноцентризме часто говорят в негативном ключе, а не как о неизбежном следствии приобщения к культуре и социализации, нужно знать, что этноцентризм — это нормальная часть повседневного психологического функционирования. Однако определенная степень этноцентризма неотъемлема от социального порядка и согласия. Без подобных имплицитных позитивных оценок собственной культуры не было бы оснований для того, чтобы соблюдать нормы поведения и законы общества или работать совместно с другими людьми в повседневной жизни.

Читайте также: