Сообщение родителям о плохом поведении детей

Обновлено: 17.05.2024

Задачи:

Ход семинара.

Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня мы поговорим о специальных техниках общения с родителями. Но для начала давайте поприветствуем друг друга.

Игра - приветствие.

Участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение – приветствие и выполняет следующие действия: «Здравствуй друг! (здороваются за руку).

Как ты тут? (хлопают по плечу друг друга).

Я скучал! (кладут руки себе на сердце).

Ты пришёл! (разводят руки в стороны).

Правила работы на тренинге.

Упражнения для снятия умственного напряжения.

Упражнение выполняется сидя. Желательно сидеть на стуле, имеющем твердую спинку. Спину держим прямо, мышцы шеи расслаблены. Для лучшего расслабления глаз держим закрытыми.

- Поднимаем руки. Располагаем пальцы на висках и находим небольшую впадину приблизительно на середине виска. Это и есть нужная точка. При надавливании на неё ощущается боль.

- Массирование производится указательным пальцем, на котором прижат средний палец. Массирование производится круговыми движениями (лучше, если вы будете массировать оба виска синхронно). Сделай 20 круговых движений по направлению к лицу и 20 движений по направлению к затылку. Повторяем ещё два раза.

- Завершая упражнение, уменьшаем силу надавливания, постепенно переходя к поглаживаниям. Завершив упражнение, сделаем три глубоких вдоха и выдоха.

  • Пальцы слегка расставлены и немного согнуты в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении ото лба к макушке, ото лба к затылку, от ушей к шее.
  • Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука – от правого виска к левой части затылка.

Предлагаемое упражнение помогает снять головную боль, тяжесть в затылочной области головы и другие болезненные ощущения.

Станьте прямо, расправив плечи и слегка откинув голову назад. Постарайтесь понять, в какой части головы ощущаете тяжесть. Представьте себя, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите этот головной убор рукой, выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, поправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Упражнение на подготовку к напряжённой работе.

Минутный массаж ушных раковин: осторожно поворачивайте уши три раза снизу вверх. Делайте упражнение, когда вы рассеяны. Разотрите хорошенько уши – вначале только мочки, а потом всё ухо целиком ладонями: вверх – вниз, вперёд – назад, при этом поцокайте языком 15-20 секунд.

После выполнения этого упражнения голос начинает звучать гораздо громче. Наклоните голову вперёд и медленно перекатывайте её от одного плеча к другому. Опустив плечи, повторите то же самое. Наклоните голову назад и снова делайте перекаты. Эта зарядка для тех, кто решил вернуть себя в рабочее состояние, стать жизнерадостным человеком, полным идей и вдохновения.

  1. Психолог: Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образовательного учреждения. Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства.

Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития ребёнка – это всё ведёт к росту недоверия между воспитателем и родителями, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнёрства, о необходимости которого мы говорим.

В сложных (конфликтных) ситуациях желательно использовать эффективные техники речевого общения.

По этой технике сообщать родителям важную информацию о детях нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, и настроиться на сотрудничество. С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства стыда и вины за своего ребёнка. Акцент нужно делать на достижениях ребёнка, даже если они не значительные.

Вам стоит перефразировать содержание обращения в позитивном ключе.

Пример замены негативного обращения на позитивное.

А теперь поделитесь парами (или на подгруппы) и придумайте или вспомните из практики негативную и позитивную форму общения.

В разговоре с родителями по этой технике нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребёнке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным моментам. Когда вы будете сообщать неприятные моменты, вам нужно говорить только о поступке ребёнка, а не о его личности. Завершать такой разговор тоже стоит на хорошей ноте.

Пример. Вероника сегодня хорошо усвоила правила в новой игре. Но с правилами на занятиях пока не справилась – забрала у Кати альбом и краски. Если с ней учиться играть по правилам дома, то она будет лучше их усваивать на занятиях. Это ей позволит быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень способная. На данный момент интересуется, как играть в шахматы.

Далее предложите родителям совместный поиск решения проблем, что подчёркивает общность интересов. Например, скажите:

  • Какой бы серьёзной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.
  • Я не обвиняю вас и вашего ребёнка в случившемся. Если это произошло, значит, на это всё же есть какие-то причины. Для меня важно не выявление этих причин, а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребёнку, которые он сможет использовать в жизни.

Эти стили можно проиллюстрировать диалогом между замечательным армянским поэтом Ваганом Карапетяном и его коллегой. Однажды, редактируя литературный журнал, коллега как-то пожаловался:

- Нет хороших стихов, всё, что нам присылают, - барахло.

- Странно, - ответил Ваган, - кто что ищет – тот то и находит. Вы ищете барахло, вы его и нашли, а мы ищем золото и собираем его по крупицам.

По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы). Начать с хорошего. Продолжить сложным и неприятным. Закончить хорошим.

  1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение:

Когда я вижу, что ты…

Когда это происходит…

Когда я сталкиваюсь с тем, что…

  1. Точное называние своего чувства в этой ситуации:

Я чувствую… (раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т.д.).

Я не знаю, как реагировать…

У меня возникла проблема…

в связи с тем, что…

Владение техникой задавания вопросов важно для педагога, поскольку при помощи её, возможно, получить недостающую для принятия решения информацию, выяснить точку зрения оппонента, убедиться, правильно ли понял ваши слова собеседник.

Педагогам необходимо сообщать родителям не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. Иногда педагог и родитель не в состоянии услышать друг друга из-за тех ролей, которые они занимают в диалоге. Форма общения влияет на коммуникацию и может привести к эмоциональным конфликтам.

Как их избежать?

Рекомендация 1. Эмоционально настройтесь на сотрудничество.

Перед общением нужно позаботиться о своем эмоциональном состоянии, в котором вы собираетесь сообщать информацию родителям. Если вы недовольны ситуацией от действий ребенка, слова могут звучать как критика и осуждение по отношению и к ребенку, и к родителю. Такое послание родитель воспримет как нападение и начнет защищаться.

Сначала, необходимо осознать, что вы разозлились на возникшее препятствие. Если вы недовольны, то в общении с родителями можете занять позицию осуждения. Значит, к сотрудничеству вы сейчас не готовы. Перед разговором нужно эмоционально отсоединиться от ситуации. Переключить свое внимание, чтобы восстановить психологический баланс.

Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для педагога.

Рекомендация 2. Применяйте специальные техники общения.

По этой технике сообщать родителям важную информацию о детях нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, и настроиться на сотрудничество. С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства стыда и вины за своего ребенка. Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они не значительные.

Вам стоит перефразировать содержание обращения в позитивном ключе.

Пример замены негативного обращения на позитивное:

Негативная форма. "Ваш ребенок плохо себя ведет. Он дерется с другими детьми"

Позитивная форма. "Ваш сын умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Это важно для жизни. Но ему бывает сложно выразить это безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми"

Негативная форма. "Ваш ребенок гиперактивный,неусидчивый,непослушный"

Позитивная форма. "Ваш сын очень любознательный и всем интересуется во время занятий, даже успевает увлечься чем-то другим. Не сомневаюсь, что он будет эрудированным человеком. Но иногда это мешает ему сосредоточиться, чтобы делать работу до конца и получить удовлетворенное состояние"

Негативная форма. "У вашей дочери всегда начинается истерика, когда ей что-то не дают!"

В разговоре с родителями по этой технике нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным моментам.

Когда вы будете сообщать неприятные моменты, вам нужно говорить только о поступке ребенка, а не о его личности. Завершать такой разговор тоже стоит на хорошей ноте.

Пример. Вероника сегодня хорошо усвоила правила в новой игре. Но с правилами на занятиях пока не справилась – забрала у Кати альбом и краски. Если с ней учиться играть по правилам дома, то она будет лучше их усваивать на занятиях. Это ей позволит быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень способная. На данный момент интересуется, как играть в шахматы.

Обращайтесь к родителям в виде просьб, а не требований. Например, начинайте разговор с фраз :

Также следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей :

Далее предложите родителям совместный поиск решения проблем, что подчеркнет общность интересов. Например, скажите:

У любого плохого поведения детей есть определенные причины, которые не всегда легко обнаружить. Часто это поведение достигает своей цели, в результате чего ребенок получает то, что он хочет (внимание, сладости, игрушки). Оно может быть показателем нормы, т.е. ребенок ведет себя в соответствии с тем, что он видит дома.

Далеко не всегда плохое поведение является показателем недостатка воспитания. Часто это способ самовыражения, когда ребенок чувствует страх, гнев или любые другие эмоции. Объясняется это тем, что он просто не умеет правильным образом самовыражаться, в результате чего он плохо себя ведет.

Именно понимание этой проблематики позволит оказать необходимую педагогическую помощь ребенку. Но не менее важным является контакт с родителями, без участия которых невозможно устранить данную ситуацию. Беседа с родителями по поводу плохого поведения их ребенка – это необходимый шаг на пути завоевания их доверия, поэтому нужно правильным образом настроиться на этот контакт.

Важность доверительного контакта с родителями

Доверие родителей к педагогу необходимо для того, чтобы возникла благоприятная почва для взаимного сотрудничества. Часто доверительный контакт с родителями отсутствует, в связи с чем может показаться, что у них нет должной мотивации или что они ничего не хотят делать.

Большую роль играет то, как именно педагог сможет построить диалог. Если требования выражены в виде четкой задачи, которой нужно достигнуть, описаны конкретные действия и сроки, т.е. приведена конкретика, то с большой долей вероятности родители сделают то, что от них требуется. Именно наличие единой цели позволит создать совместный план действий, который сможет помочь в решении данной проблемы. Большинство родителей охотно идут на контакт, на просьбы в помощи, если этот контакт предполагает взаимное сотрудничество и партнерство.

Непонимание возрастных особенностей детей, необходимости эффективной коммуникации – все это приводит к тому, что семья продолжает жить в ситуации стресса, она перестает видеть позитивные возможности для изменения сложившейся ситуации. В этом случае необходима помощь и именно равноправное партнерство между педагогом и родителями помогает им разделить эту ответственность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие учителя, даже опытные, испытывают опасение, когда речь идет о том, чтобы поговорить с родителями о плохом поведении их ребенка.

Как правило, педагог, боится трех вещей:

-Родители будут сердиться и защищать своего ребенка.

-Родители будут задавать вопросы о компетенции учителя в вопросах обучения.

-Родители будут жаловаться и требовать оставить в покое их ребенка.

Эти опасения вполне обоснованы.

При обсуждении плохого поведения ученика, учителя, как правило, говорят о том, что это бездействие родителей, критикуют ребенка. Думаю-это неправильный путь. И, потому, что темой разговора является их собственный любимый ребенок, родители отвечают агрессивно. Срабатывает защитный барьер, разгораются эмоции, и в одно мгновение вы, не добившись целей беседы, вынуждены закончить ее.

Этого можно избежать. Необходимо обсудить плохое поведение таким образом, чтобы найти поддержку в лице родителей и готовность их помочь своему ребенку улучшить свое поведение.

Улыбайтесь, будьте доброжелательны и поддерживайте дружественные отношения во время всей беседы. Негативный настрой может привести к тому, что вы упретесь в стену непонимания еще до того, как приблизитесь к цели вашей встречи. Будьте спокойны с самого начала.

Вашей единственной целью при разговоре с родителями должно быть информирование. Вот и все. Держите свои критические замечания, мнения и советы при себе. Несмотря на то, что вы можете думать, нельзя сразу же озвучивать критические замечания. Однако если родители попросят вас озвучить критические замечания, можно высказать их, но осторожно.

Скажите родителям именно то, что произошло или то, что происходит, что побудило вас провести с ними беседу. Озвучивайте только то, что вы знаете, не нужно каких-либо слухов, сплетен или домыслов.

Следите за тоном.

Не стесняйтесь говорить прямо.

Объясните, как вы разрешаете конфликтную ситуацию.

После предоставления фактов инцидента или поведения, расскажите родителям, какие меры принимаете лично вы для предотвращения подобного поведения, расскажите какая ответственность и наказание грозит за это.

Беседа с родителями.

Если вы будете следовать приведенным выше указаниям, вы обнаружите, что при разговоре с родителями вам нечего опасаться. Вам не нужно сердиться, жаловаться. Родители смогут выслушать вас, вы сможете повлиять на них.

Читайте также: