Сообщение взаимодействие с родителями в детском саду о проекту куклы из бабушкиного сундучка отчет
Обновлено: 25.06.2024
В проекте подробно описана актуальная ситуация детей дошкольного возраста с современными куклами игрушками, на основании этого и возникла идея рассказа детям о создании кукол своими руками. Когда ребенок создает что-то своими руками, то и отношение к произведению, сделанное своими руками у них меняется.
Оценить 212 0
Краткосрочный проект в подготовительной группе
(русская народная пословица)
Цель: Знакомство детей с народной куклой, через познавательную проектную деятельность.
Когда я наблюдала за играми детей с традиционными куклами – видела, что девочки относятся к куклам бережно, носят на руках, гладят, говорят ласковым голосом, им хочется приласкать куклу, одеть, накормить, уложить в кроватку и т.д. Во время игр с куклой Барби дети вели себя совсем по-другому: бегают, громко кричат, трясут куклу, имитируя современный танец, дети копировали жизнь и поведение взрослой девушки.
В результате наблюдение я составила сравнительную таблицу кукол:
Можно сделать вывод, что тряпичная кукла может легко стать суперигрушкой для детей, нужно лишь уделить внимание, объяснять родителям малышей преимущества данной игрушки в сравнении с зарубежными. Такая игрушка, без сомнения, научит фантазировать, перевоплощаться, добавит здоровья: физического и нравственного. В работе с детьми дошкольного возраста необходимо знакомство с культурой русского народа, его бытом, его традициями, в том числе традиционной русской куклой. Поэтому я считаю, что в 21 веке дети должны видеть игрушки, изготовленные не только машинами, но и своими руками.
Цель проекта:
-Формировать у дошкольников уважение к культуре и обычаям своего народа через ознакомление с традиционной народной игрушкой – куклой-скруткой.
-Исследовать влияние народной куклы на здоровье и на развитие ребенка.
Задачи проекта:
1. Воспитание чувства патриотизма, и гордости за свой народ, уважительного отношения к его истории и культуре.
2. Дать понятие детям о различных видах русской народной тряпичной куклы, истории их возникновения, традициях создания и применения, о месте в современном мире
3. Научить детей старшего дошкольного возраста изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол под руководством воспитателя и дома самостоятельно или вместе с родителями.
4. Расширить и усовершенствовать творческие способности детей, их внимание, память, речь, мышление
5. Знакомить детей с различными видами народного фольклорного творчества (частушки, потешки, прибаутки, дразнилки, заклинки и т.д.)
6. Развить мелкую моторику детей, обогатить тактильную и сенсорную сферы их деятельности
7. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и коллективного творчества
8. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагога над выбранной темой.
Образовательные области:
1. Социально-коммуникативное развитие;
2. Познавательное развитие;
3. Художественно-эстетическое развитие;
4. Речевое развитие;
5. Физическое развитие
Длительность: Краткосрочный
Вид проекта: Исследовательско-творческий
Этапы работы над проектом:
1. Исследовательская часть проекта
2. Практическая часть проекта
Участники проекта: дети, педагоги ДОУ, родители
Исследовательская часть проекта: Как-то во время сюжетно-ролевой игры дети высказали предположение, что куклы бывают, сделаны только из резины или пластмассы. Зная, что куклы бывают самыми разными, я предложила детям ответить на два вопроса: Как ты думаешь, что такое кукла? Из чего она может быть сделана?
После проведенного опроса среди детей выяснилось, что дети знают совсем мало о том, из чего сделаны куклы или совсем не знают.
Затем вместе с детьми я обсудила следующее:
Что можно сделать, чтобы узнать ответы на вопросы? Дети высказали свои предложения, и я выделила направления, по которым будет вестись работа над проектом.
Этапы работы:
Предложить сравнить куклы из пластмассы и ткани и выделить существенные отличия.
Просмотреть с детьми доступные им по возрасту книги и журналы по истории народной тряпичной куклы
Найти и прочитать детям отрывки из народного фольклора и художественной литературы о народных и авторских самодельных куклах.
Расспросить родителей и бабушек детей – что они знают о народной кукле. Собрать и письменно оформить воспоминания бабушек о тряпичных куклах их детства.
Посетить уголок в детском саду, где собраны предметы быта и обихода крестьянской избы – прялки, вышитые полотенца, посуда, утварь и т.д., чтобы лучше ознакомиться с бытом русского народа
Изучить основные виды русских народных тряпичных кукол
Просмотреть видеозаписи мастер-классов по изготовлению тряпичной куклы (DVD об основных приёмах изготовления русской тряпичной куклы)
Практическая часть проекта:
Образовательная деятельность по проекту:
1. Знакомство с историей куклы.
2. Выполнить обереговую куклу на основе традиционной технологии.
1.Прививать интерес к русской культуре, как виду народного творчества.
2. Воспитывать интерес к истории своего народа.
1.Знакомить детей со значением обрядовой куклы в жизни русского народа
2.Учить технике изготовления обрядовой куклы, с использованием нетрадиционного материала
1.Развивать интерес к русской кукле, как виду народного творчества.
2.Развивать навыки работы с различными материалами.
Оборудование: на каждого ребёнка лист бумаги формата А4, нитки, салфетка, белая ткань 20х20, цветная ткань 15х15, 10х6х6, ножницы.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций с изображением кукол, загадывание загадок.
Ход непосредственно образовательной деятельности
I .Организационный момент.
Вводное слово воспитателя.
Загадка о кукле:
Но с ней не скучно.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об истории куклы.
II. Основная часть:
Рассказ воспитателя об истории куклы.
Кукла – самая древняя и популярная игрушка, в виде фигурки человека. Куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу - оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.
Самые первые куклы делались из золы. Игрушки не имели ни рук, ни ног, а только голову в виде шара, полученного из золы. Голову оборачивали кусочком белой материи и перевязывали внизу ниткой. Туловище сворачивали из ткани, затем шили юбку, собирая её на завязке.
Не играй моим дитяткой,
Куклы не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчики. Их брали на посиделки, в гости. О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами.
На Кубани тряпичную куклу называли кукла-закрутка. Раньше в каждом кубанском доме было много таких кукол. Это была самая распространённая игрушка. Считалось, что она приносила удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью, сделанная своими руками, была гордостью девочки и её верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что её делают без иголки.
А теперь все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг,
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно.
III. Изготовление куклы-закрутки.
- Ребята, сегодня мы с вами сделаем кубанскую куклу-закрутку.
1. Берём лист бумаги и скручиваем его в трубочку, фиксируем ниткой.
2. Берём кусочек синтепона и скатываем его в шарик. Этот шарик кладём на кусочек белой ткани.
3. Прикладываем шарик на верхнюю часть трубки, фиксируем ниткой. Получилась голова.
Физкультминутка Гимнастика для глаз.
Раз – налево, два – направо,
Три – вверх, четыре – вниз.
Теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
IV. Итог непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня узнали? Что для каждого из вас было интересным и увлекательным
1. Под руководством и с помощью воспитателя изготовить тряпичные народные куклы нескольких видов.
2. Научиться использовать кукол в игре (обыгрывать различные сюжеты), в театрализованной деятельности, а также составлять композиции из различных кукольных персонажей, предметов интерьера и обихода.
3. Дать консультации родителям о дальнейшей работе дома с ребёнком по изготовлению и изучению тряпичных кукол. Были даны рекомендации, какой литературой можно воспользоваться, какие видеофильмы просмотреть и в каких направлениях работать с детьми для достижения наилучших результатов в творческом и всестороннем развитии ребёнка.
Результаты проекта:
Созданные своими руками куклы - обереги
Музей кукол оберегов
Список литературы:
Н.В. Шайдурова Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое пособие.-Спб.: ООО «Издательство Детство-Пресс,2015
Илс Грей Мягкие игрушки, куклы и марионетки ∕Пер с анг. А.С. Трошина.-М.: Просвещение,1979
Самая главная игрушка для детей всех возрастов – это кукла. В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера - от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.
Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.
Предварительный просмотр:
Наталья Петровна Ковалева, старший воспитатель МКОУ Коченевская СОШ №2, Екатерина Николаевна Артамонова воспитатель МКОУ Коченевская СОШ №2;
Адрес организации: 632641 Новосибирская область Коченёвский район р.п. Коченёво улица Строительная 29
Телефон: 8 383.512 60 60
Место проведения : муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Коченёвская средняя общеобразовательная школа № 2
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта : долгосрочный (2019-2020 учебный год)
Участники проекта : воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители воспитанников
Возраст детей : 5-6 лет
Самая главная игрушка для детей всех возрастов – это кукла. В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера - от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы , свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.
Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.
расширять знания детей о культуре народа (традиции, праздники, приметы, загадки, поговорки, потешки);
познакомить детей с историей возникновения народной куклы (виды кукол, технология изготовления);
учить изготовлять народных кукол;
развивать навыки игрового взаимодействия, творческое воображение;
развивать речь детей, расширять словарный запас;
воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду;
организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы.
Методы и приемы:
наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО;
словесные – объяснение, рассказ, чтение беседа;
практические – упражнение, игровые методы, элементарные опыты, моделирование.
Материал: картины, книги, журналы, открытки, художественные произведения, оборудование для опытов и экспериментов, видеопрезентации, видеоролики.
Формы работы по проекту .
Самостоятельная деятельность : подвижные игры, дидактические игры, настольные игры, рассматривание иллюстраций, альбомов с изображением кукол, художественное творчество, решение проблемных ситуаций.
Условия необходимые для реализации проекта.
Педагогические: презентации, загадки, стихи, рассказы, сказки, песни, дидактические игры, физминутки, пальчиковые игры, подвижные игры, иллюстрации.
Интеграция образовательных областей:
социально–коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие, физическое развитие.
Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, конструировании из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительной, музыкальной, двигательной.
мастер класс по использованию пособий;
развлечение для детей младшей группы;
чтение стихов, произведений, рассматривание иллюстраций.
повышение уровня знаний у воспитанников и их родителей о куклах наших предков;
умение различать и называть некоторые куклы;
активизация словарного запаса.
Этапы и сроки реализации проекта:
- Изучение и анализ литературы по теме;
- Планирование совместной работы с детьми и родителями ;
- Совершенствование необходимой материально- технической базы и предметно-пространственной развивающей среды.
Занятия по познавательному развитию:
- Знакомство с русской народной куклой;
- Кукла из глубины веков;
- Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных кукол;
- Куклы наших бабушек;
- Моя любимая кукла;
Занятия по продуктивной деятельности:
Чтение художественной литературы:
Проведение сюжетно – ролевых игр:
Работа с родителями :
подготовка материалов и изготовление кукол;
информация для родителей на сайте детского сада;
Результаты работы над проектом:
В процессе работы над проектом сформировались дружеское творческое взаимодействие с семьями воспитанников, в работе над проектом были задействованы родители и дети группы, значительно повысился уровень знаний родителей и педагогов по проблеме, пополнилась и обновилась пространственно-предметно развивающая среда группы. Завершающим этапом проекта стало создание мини-музея, посвященного народной кукле, изготовленным не только из ткани.
Паспорт проекта Вид проекта : групповой, краткосрочный Адресная группа: дети 6-7 лет Проект реализуется по трем направлениям: совместная деятельность с детьми взаимодействие с родителями взаимодействие с педагогами Сроки реализации проекта : март 2019
Актуальность проекта
1. Возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. Игрушка для ребенка – помощник в исследовании мира, источник радости, мотив для игры.
2. Кукла, изготовленная своими руками, позволяет ребенку получать правдивую информацию о мире, создает условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Реализация проекта преследует использование русской текстильной куклы как зримого посредника между прошлым и настоящим, миром детей и взрослых, как связующего звена в семейном общении и творчестве.
Куклы современных детей стилизованы под героев американских мультфильмов и дети не владеют информацией о традиционной русской кукле.
Способствовать развитию патриотических чувств дошкольника в процессе приобщения к национальным традициям
Эффективность реализации во многом зависит от содержания предметно-игровой среды; наиболее значимыми элементами которой являются в данной разработке. В группе стала создавать условия для работы с детьми. Оборудовала специальный уголок народной куклы, где находятся куклы, альбомы, фотографии, технологические карты по изготовлению кукол, лоскутки ткани и цветные нитки (для свободного изготовления детьми кукол). Этот уголок у нас никогда не пустеет, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Дети должны знать сведения о народной тряпичной кукле, обрядах и традициях, историю народной тряпичной куклы; грамотно подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение; освоить технологию изготовления народной куклы.
Предметно-игровая среда призвана содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития патриотических чувств детей, так и решению задач их всестороннего развития, формирования личности и подготовки к учебной деятельности.
Оформление выставки для родителей по русским народным промыслам.
Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала.
Составление перспективного плана, создание развивающей среды.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала
Проведение занятий (фронтальных, индивидуальных, подгрупповых)
Чтение художественной литературы
Проведение консультаций с родителями
Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определё нную функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может поселиться не чистая. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по - своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры.
С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям
-Пополнение и обновление предметно – развивающей среды группы.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Кто в детстве в куклы не играл,
Тот и счастья не видал.
Проект мини-музей народной традиционной куклы
1. Название проекта Кукла из бабушкиного сундучка.
2. Тематическое поле социализация
3. Проблема: Откуда к нам пришла кукла?
4. Цель : Приобщение детей к истокам русской культуры на примере народной традиционной куклы.
Приобщать детей к общечеловеческим ценностям;
Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков;
Воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;
Знакомить детей с особенностями народного быта;
Воспитывать интерес к рукотворному миру, нравственные чувства, бережное отношение к результатам труда сверстников и взрослых;
Развивать доказательную речь, умение задавать вопросы описательного характера, обогащать словарный запас детей;
Активизировать познавательную деятельность, зрительную, тактильную и слуховую память;
Формировать представление детей о взаимозависимости человека и природы, знакомить с отражением природных явлений в фольклоре;
Развивать мелкую моторику детей;
Привлечь внимание родителей к истории нашей страны при помощи в изготовлении экспонатов музея, участии в совместных досугах, посиделках.
6. Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта) на основе изученных проблем выбрать с детьми тему для проекта, составить план- схему проекта, привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта, сбор, накопление материала, включение в план схему проекта образовательной деятельности, игр и других видов детской деятельности, домашние задания для самовыполнения, открытые мероприятия.
8. Вид проекта Информационно-творческий.
9. Состав участников воспитатели, дети подготовительной группы, родители, специалисты.
Содержание: Проведение народных подвижных игр на прогулке, занятиях физической культурой, досугах, праздниках.
Содержание: Пальчиковая гимнастика по темам; развитие мелкой моторики при изготовлении традиционной куклы : завязывание, скручивание, свертывание, разглаживание, сборка бус и т. д. ;
Создать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать и согласовывать.
Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека.
Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установление связи между ними.
Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной коллективной деятельности;
развивать монологическую связную речь; формировать умение включать в рассказ знакомые пословицы, потешки, народные песенки.
Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению читательских интересов.
Содержание: Изготовление несложных народных кукол в подарок; составление костюма будущей куклы из цветной бумаги; рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам; инсценировка потешек, песенок.
Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности (самостоятельность, инициативность, индивидуальность)
Содержание: Использование русских народных песен, попевок, закличек в играх, досуге, музыкальных концертах, в хороводных играх; знакомство с русским песенным фольклором, использованном в бытовых ситуациях и на праздниках.
Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей культуре русского народа.
11. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта сбор информации, обращение к специалистам и т. п.
12. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта наглядные материалы:
плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, музыкальные записи народных песен, хороводов; материал для изготовления экспонатов музея.
Перспективно - тематический план работы в мини-музее
народной традиционной куклы
Тема: Человек. Части тела.
НОД: Знакомство детей с традициями русского народа, с историей возникновения традиционной куклы.
Тема: Продукты питания
Итоговое мероприятие с детьми: Выставка детских аппликаций с использованием крупы.
Тема: Одежда. Головные уборы.
НОД: Знакомство с элементами русского народного костюма, используемых в нарядах традиционных кукол.
Итоговое мероприятие с детьми: Фольклорный досуг
Тема: Зимние Забавы. Новый год.
НОД: Знакомство с традициями народного быта.
Приберём избу к празднику.
Празднование Нового года на Руси.
Мероприятие с родителями: Помощь в оформлении групповой комнаты к празднику. Мастер-класс по изготовлению куколки на счастье.
Тема: Домашние птицы и животные.
Русские народные игры с домовенком. Знакомство с куклой Коза.
Итоговое мероприятие с детьми: Спортивный досуг на основе народных игр.
Тема: Семья. Наша Армия.
НОД: Знакомство с народными традициями внутри семьи. Кукла Подорожница
Тема: Женский праздник .
НОД: Знакомство с традициями семьи. Почитание матери и отца. Кукла Берегиня.
Тема: Весна. Огородно-садовые работы.
НОД: Знакомство с традициями весенних праздников. Изготовление куклы Масленица.
Тема: Весна. Моя Родина.
НОД: Продолжение знакомства с традициями весенних праздников на Руси. Знакомство с куклой Русалка.
Мероприятие с родителями: Весенние посиделки, мастер-класс по изготовлению куклы Русалка.
Итоговое мероприятие с детьми: Совместная выставка кукол, изготовленных детьми и родителями.
Автор: Никифорова Екатерина Николаевна
Содержание
Глава 1. Введение
Глава 2. Анкетирование респондентов
Глава 3. Виды кукол
• Обереговые куклы
• Обрядовые куклы
• Игровые куклы
Глава 4. Заключение.
• Обращение к участникам конференции
Глава 5. Библиографический список.
Введение
1. Педагогу, работающему с детьми всегда важно найти пути открытия сердца ребенка. Крайне важно научить ребенка уважать свои корни, то место, где он родился, вырос, где живет он, и где жили его предки.
В семье, да и детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, прививая любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям.Любой человек, независимо от возраста и профессии, городской он или деревенский, помнит игрушки своего детства. Это первые жизненные и культурные ориентиры.
Однажды в нашей группе появилась необычная кукла, она стояла на самом видном месте. Не передать радости и восторга детей от встречи с этой игрушкой. Посыпались тысячи вопросов: Кто она? Как ее сделали? Кто сделал? Почему так называется? И множество других вопросов. Я предложила ребятам найти как можно больше информации о кукле, к этой работе с удовольствием подключились родители воспитанников, так началась наша посильная исследовательская деятельность.
Целью нашей исследовательской работы явилось приобщение детей к истокам народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения народной куклы
Задачи, реализующие цель:
- Изучить и проанализировать информацию о народных куклах.
- Провести анкетирование среди респондентов
- Изучить и обработать полученную информацию
Эта кукла способствовала хорошему урожаю. Крестьянская семья зависела от того, какой вырастет урожай хлеба, овощей.Кукла находилась в укромном уголке дома, и во время праздников принимала подношения.
Очень интересна кукла- оберег Кубышка-травница, о которой нам рассказала Логинова Наталья Васильевна. Этой кукле вверяли здоровье семьи.Наполняли ее травами и дом, наполнялся чудесными ароматами, которые действовали успокаивающе или наоборот бодряще. Ставили ее в детской комнате, с такой куколкой дети меньше болели.
Мосеева Ольга Владимировна, которая родилась и выросла в селе Пысса Удорского района, расспросив пожилых жителей, узнала, что кукол делали из обработанной конопли, голову и ноги из сухих опилок. Кофту и сарафан выкраивали по фигуре куклы.
У многих народов мира встречаются деревянные божки, изображающие предков, живущих в том мире и призванных помочь живущим в этом.
Куклу - оберег у народа коми делали из бересты и ткани. Бересту скатывали в трубочку, внутренним слоем наружу, внутрь вставляли лист бумаги с молитвой матери. Одежду для такой куклы шили из лоскутков одежды старого человека и обязательно доброго. Одевали куклу в кофту с длинными рукавами, двухъярусную юбку и фартук, который отделывали тесьмой.
Читайте также: