Сообщение взаимодействие с родителями в детском саду о проекту куклы из бабушкиного сундучка отчет

Обновлено: 25.06.2024

В проекте подробно описана актуальная ситуация детей дошкольного возраста с современными куклами игрушками, на основании этого и возникла идея рассказа детям о создании кукол своими руками. Когда ребенок создает что-то своими руками, то и отношение к произведению, сделанное своими руками у них меняется.

Оценить 212 0

Краткосрочный проект в подготовительной группе

(русская народная пословица)

Цель: Знакомство детей с народной куклой, через познавательную проектную деятельность.

Когда я наблюдала за играми детей с традиционными куклами – видела, что девочки относятся к куклам бережно, носят на руках, гладят, говорят ласковым голосом, им хочется приласкать куклу, одеть, накормить, уложить в кроватку и т.д. Во время игр с куклой Барби дети вели себя совсем по-другому: бегают, громко кричат, трясут куклу, имитируя современный танец, дети копировали жизнь и поведение взрослой девушки.

В результате наблюдение я составила сравнительную таблицу кукол:

Можно сделать вывод, что тряпичная кукла может легко стать суперигрушкой для детей, нужно лишь уделить внимание, объяснять родителям малышей преимущества данной игрушки в сравнении с зарубежными. Такая игрушка, без сомнения, научит фантазировать, перевоплощаться, добавит здоровья: физического и нравственного. В работе с детьми дошкольного возраста необходимо знакомство с культурой русского народа, его бытом, его традициями, в том числе традиционной русской куклой. Поэтому я считаю, что в 21 веке дети должны видеть игрушки, изготовленные не только машинами, но и своими руками.

Цель проекта:

-Формировать у дошкольников уважение к культуре и обычаям своего народа через ознакомление с традиционной народной игрушкой – куклой-скруткой.

-Исследовать влияние народной куклы на здоровье и на развитие ребенка.

Задачи проекта:

1. Воспитание чувства патриотизма, и гордости за свой народ, уважительного отношения к его истории и культуре.

2. Дать понятие детям о различных видах русской народной тряпичной куклы, истории их возникновения, традициях создания и применения, о месте в современном мире

3. Научить детей старшего дошкольного возраста изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол под руководством воспитателя и дома самостоятельно или вместе с родителями.

4. Расширить и усовершенствовать творческие способности детей, их внимание, память, речь, мышление

5. Знакомить детей с различными видами народного фольклорного творчества (частушки, потешки, прибаутки, дразнилки, заклинки и т.д.)

6. Развить мелкую моторику детей, обогатить тактильную и сенсорную сферы их деятельности

7. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и коллективного творчества

8. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагога над выбранной темой.

Образовательные области:

1. Социально-коммуникативное развитие;

2. Познавательное развитие;

3. Художественно-эстетическое развитие;

4. Речевое развитие;

5. Физическое развитие

Длительность: Краткосрочный

Вид проекта: Исследовательско-творческий

Этапы работы над проектом:

1. Исследовательская часть проекта

2. Практическая часть проекта

Участники проекта: дети, педагоги ДОУ, родители

Исследовательская часть проекта: Как-то во время сюжетно-ролевой игры дети высказали предположение, что куклы бывают, сделаны только из резины или пластмассы. Зная, что куклы бывают самыми разными, я предложила детям ответить на два вопроса: Как ты думаешь, что такое кукла? Из чего она может быть сделана?

После проведенного опроса среди детей выяснилось, что дети знают совсем мало о том, из чего сделаны куклы или совсем не знают.

Затем вместе с детьми я обсудила следующее:

Что можно сделать, чтобы узнать ответы на вопросы? Дети высказали свои предложения, и я выделила направления, по которым будет вестись работа над проектом.

Этапы работы:

Предложить сравнить куклы из пластмассы и ткани и выделить существенные отличия.

Просмотреть с детьми доступные им по возрасту книги и журналы по истории народной тряпичной куклы

Найти и прочитать детям отрывки из народного фольклора и художественной литературы о народных и авторских самодельных куклах.

Расспросить родителей и бабушек детей – что они знают о народной кукле. Собрать и письменно оформить воспоминания бабушек о тряпичных куклах их детства.

Посетить уголок в детском саду, где собраны предметы быта и обихода крестьянской избы – прялки, вышитые полотенца, посуда, утварь и т.д., чтобы лучше ознакомиться с бытом русского народа

Изучить основные виды русских народных тряпичных кукол

Просмотреть видеозаписи мастер-классов по изготовлению тряпичной куклы (DVD об основных приёмах изготовления русской тряпичной куклы)

Практическая часть проекта:

Образовательная деятельность по проекту:

1. Знакомство с историей куклы.

2. Выполнить обереговую куклу на основе традиционной технологии.

1.Прививать интерес к русской культуре, как виду народного творчества.

2. Воспитывать интерес к истории своего народа.

1.Знакомить детей со значением обрядовой куклы в жизни русского народа

2.Учить технике изготовления обрядовой куклы, с использованием нетрадиционного материала

1.Развивать интерес к русской кукле, как виду народного творчества.

2.Развивать навыки работы с различными материалами.

Оборудование: на каждого ребёнка лист бумаги формата А4, нитки, салфетка, белая ткань 20х20, цветная ткань 15х15, 10х6х6, ножницы.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций с изображением кукол, загадывание загадок.

Ход непосредственно образовательной деятельности

I .Организационный момент.

Вводное слово воспитателя.

Загадка о кукле:

Но с ней не скучно.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об истории куклы.

II. Основная часть:

Рассказ воспитателя об истории куклы.

Кукла – самая древняя и популярная игрушка, в виде фигурки человека. Куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу - оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.

Самые первые куклы делались из золы. Игрушки не имели ни рук, ни ног, а только голову в виде шара, полученного из золы. Голову оборачивали кусочком белой материи и перевязывали внизу ниткой. Туловище сворачивали из ткани, затем шили юбку, собирая её на завязке.

Не играй моим дитяткой,

Куклы не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчики. Их брали на посиделки, в гости. О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами.

На Кубани тряпичную куклу называли кукла-закрутка. Раньше в каждом кубанском доме было много таких кукол. Это была самая распространённая игрушка. Считалось, что она приносила удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью, сделанная своими руками, была гордостью девочки и её верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что её делают без иголки.

А теперь все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Руки вверх и руки в бок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг,

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно.

III. Изготовление куклы-закрутки.

- Ребята, сегодня мы с вами сделаем кубанскую куклу-закрутку.

1. Берём лист бумаги и скручиваем его в трубочку, фиксируем ниткой.

2. Берём кусочек синтепона и скатываем его в шарик. Этот шарик кладём на кусочек белой ткани.

3. Прикладываем шарик на верхнюю часть трубки, фиксируем ниткой. Получилась голова.

Физкультминутка Гимнастика для глаз.

Раз – налево, два – направо,

Три – вверх, четыре – вниз.

Теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

IV. Итог непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня узнали? Что для каждого из вас было интересным и увлекательным

1. Под руководством и с помощью воспитателя изготовить тряпичные народные куклы нескольких видов.

2. Научиться использовать кукол в игре (обыгрывать различные сюжеты), в театрализованной деятельности, а также составлять композиции из различных кукольных персонажей, предметов интерьера и обихода.

3. Дать консультации родителям о дальнейшей работе дома с ребёнком по изготовлению и изучению тряпичных кукол. Были даны рекомендации, какой литературой можно воспользоваться, какие видеофильмы просмотреть и в каких направлениях работать с детьми для достижения наилучших результатов в творческом и всестороннем развитии ребёнка.

Результаты проекта:

Созданные своими руками куклы - обереги

Музей кукол оберегов

Список литературы:

Н.В. Шайдурова Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое пособие.-Спб.: ООО «Издательство Детство-Пресс,2015

Илс Грей Мягкие игрушки, куклы и марионетки ∕Пер с анг. А.С. Трошина.-М.: Просвещение,1979

Самая главная игрушка для детей всех возрастов – это кукла. В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера - от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.

Предварительный просмотр:

Наталья Петровна Ковалева, старший воспитатель МКОУ Коченевская СОШ №2, Екатерина Николаевна Артамонова воспитатель МКОУ Коченевская СОШ №2;

Адрес организации: 632641 Новосибирская область Коченёвский район р.п. Коченёво улица Строительная 29

Телефон: 8 383.512 60 60

Место проведения : муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Коченёвская средняя общеобразовательная школа № 2

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта : долгосрочный (2019-2020 учебный год)

Участники проекта : воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители воспитанников

Возраст детей : 5-6 лет

Самая главная игрушка для детей всех возрастов – это кукла. В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера - от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы , свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.

расширять знания детей о культуре народа (традиции, праздники, приметы, загадки, поговорки, потешки);
познакомить детей с историей возникновения народной куклы (виды кукол, технология изготовления);
учить изготовлять народных кукол;
развивать навыки игрового взаимодействия, творческое воображение;
развивать речь детей, расширять словарный запас;
воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду;

организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы.

Методы и приемы:

наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО;

словесные – объяснение, рассказ, чтение беседа;

практические – упражнение, игровые методы, элементарные опыты, моделирование.

Материал: картины, книги, журналы, открытки, художественные произведения, оборудование для опытов и экспериментов, видеопрезентации, видеоролики.

Формы работы по проекту .

Самостоятельная деятельность : подвижные игры, дидактические игры, настольные игры, рассматривание иллюстраций, альбомов с изображением кукол, художественное творчество, решение проблемных ситуаций.

Условия необходимые для реализации проекта.

Педагогические: презентации, загадки, стихи, рассказы, сказки, песни, дидактические игры, физминутки, пальчиковые игры, подвижные игры, иллюстрации.

Интеграция образовательных областей:

социально–коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие, физическое развитие.

Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, конструировании из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительной, музыкальной, двигательной.

мастер класс по использованию пособий;

развлечение для детей младшей группы;

чтение стихов, произведений, рассматривание иллюстраций.

повышение уровня знаний у воспитанников и их родителей о куклах наших предков;

умение различать и называть некоторые куклы;

активизация словарного запаса.

Этапы и сроки реализации проекта:

- Изучение и анализ литературы по теме;

- Планирование совместной работы с детьми и родителями ;

- Совершенствование необходимой материально- технической базы и предметно-пространственной развивающей среды.

Занятия по познавательному развитию:

- Знакомство с русской народной куклой;

- Кукла из глубины веков;

- Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных кукол;

- Куклы наших бабушек;

- Моя любимая кукла;

Занятия по продуктивной деятельности:

Чтение художественной литературы:

Проведение сюжетно – ролевых игр:

Работа с родителями :

подготовка материалов и изготовление кукол;

информация для родителей на сайте детского сада;

Результаты работы над проектом:

В процессе работы над проектом сформировались дружеское творческое взаимодействие с семьями воспитанников, в работе над проектом были задействованы родители и дети группы, значительно повысился уровень знаний родителей и педагогов по проблеме, пополнилась и обновилась пространственно-предметно развивающая среда группы. Завершающим этапом проекта стало создание мини-музея, посвященного народной кукле, изготовленным не только из ткани.

Паспорт проекта Вид проекта : групповой, краткосрочный Адресная группа: дети 6-7 лет Проект реализуется по трем направлениям: совместная деятельность с детьми взаимодействие с родителями взаимодействие с педагогами Сроки реализации проекта : март 2019

Актуальность проекта

1. Возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. Игрушка для ребенка – помощник в исследовании мира, источник радости, мотив для игры.

2. Кукла, изготовленная своими руками, позволяет ребенку получать правдивую информацию о мире, создает условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Реализация проекта преследует использование русской текстильной куклы как зримого посредника между прошлым и настоящим, миром детей и взрослых, как связующего звена в семейном общении и творчестве.

Куклы современных детей стилизованы под героев американских мультфильмов и дети не владеют информацией о традиционной русской кукле.

Способствовать развитию патриотических чувств дошкольника в процессе приобщения к национальным традициям

Эффективность реализации во многом зависит от содержания предметно-игровой среды; наиболее значимыми элементами которой являются в данной разработке. В группе стала создавать условия для работы с детьми. Оборудовала специальный уголок народной куклы, где находятся куклы, альбомы, фотографии, технологические карты по изготовлению кукол, лоскутки ткани и цветные нитки (для свободного изготовления детьми кукол). Этот уголок у нас никогда не пустеет, в соответствии с возрастными особенностями детей.

Дети должны знать сведения о народной тряпичной кукле, обрядах и традициях, историю народной тряпичной куклы; грамотно подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение; освоить технологию изготовления народной куклы.

Предметно-игровая среда призвана содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития патриотических чувств детей, так и решению задач их всестороннего развития, формирования личности и подготовки к учебной деятельности.

Оформление выставки для родителей по русским народным промыслам.

Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала.

Составление перспективного плана, создание развивающей среды.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

Проведение занятий (фронтальных, индивидуальных, подгрупповых)

Чтение художественной литературы

Проведение консультаций с родителями

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определё нную функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может поселиться не чистая. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по - своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры.

С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям

-Пополнение и обновление предметно – развивающей среды группы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Кто в детстве в куклы не играл,

Тот и счастья не видал.

Проект мини-музей народной традиционной куклы

1. Название проекта Кукла из бабушкиного сундучка.

2. Тематическое поле социализация

3. Проблема: Откуда к нам пришла кукла?

4. Цель : Приобщение детей к истокам русской культуры на примере народной традиционной куклы.

Приобщать детей к общечеловеческим ценностям;

Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков;

Воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;

Знакомить детей с особенностями народного быта;

Воспитывать интерес к рукотворному миру, нравственные чувства, бережное отношение к результатам труда сверстников и взрослых;

Развивать доказательную речь, умение задавать вопросы описательного характера, обогащать словарный запас детей;

Активизировать познавательную деятельность, зрительную, тактильную и слуховую память;

Формировать представление детей о взаимозависимости человека и природы, знакомить с отражением природных явлений в фольклоре;

Развивать мелкую моторику детей;

Привлечь внимание родителей к истории нашей страны при помощи в изготовлении экспонатов музея, участии в совместных досугах, посиделках.

6. Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта) на основе изученных проблем выбрать с детьми тему для проекта, составить план- схему проекта, привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта, сбор, накопление материала, включение в план схему проекта образовательной деятельности, игр и других видов детской деятельности, домашние задания для самовыполнения, открытые мероприятия.

8. Вид проекта Информационно-творческий.

9. Состав участников воспитатели, дети подготовительной группы, родители, специалисты.

Содержание: Проведение народных подвижных игр на прогулке, занятиях физической культурой, досугах, праздниках.

Содержание: Пальчиковая гимнастика по темам; развитие мелкой моторики при изготовлении традиционной куклы : завязывание, скручивание, свертывание, разглаживание, сборка бус и т. д. ;

Создать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать и согласовывать.

Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека.

Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установление связи между ними.

Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной коллективной деятельности;

развивать монологическую связную речь; формировать умение включать в рассказ знакомые пословицы, потешки, народные песенки.

Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению читательских интересов.

Содержание: Изготовление несложных народных кукол в подарок; составление костюма будущей куклы из цветной бумаги; рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам; инсценировка потешек, песенок.

Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности (самостоятельность, инициативность, индивидуальность)

Содержание: Использование русских народных песен, попевок, закличек в играх, досуге, музыкальных концертах, в хороводных играх; знакомство с русским песенным фольклором, использованном в бытовых ситуациях и на праздниках.

Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей культуре русского народа.

11. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта сбор информации, обращение к специалистам и т. п.

12. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта наглядные материалы:

плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, музыкальные записи народных песен, хороводов; материал для изготовления экспонатов музея.

Перспективно - тематический план работы в мини-музее

народной традиционной куклы

Тема: Человек. Части тела.

НОД: Знакомство детей с традициями русского народа, с историей возникновения традиционной куклы.

Тема: Продукты питания

Итоговое мероприятие с детьми: Выставка детских аппликаций с использованием крупы.

Тема: Одежда. Головные уборы.

НОД: Знакомство с элементами русского народного костюма, используемых в нарядах традиционных кукол.

Итоговое мероприятие с детьми: Фольклорный досуг

Тема: Зимние Забавы. Новый год.

НОД: Знакомство с традициями народного быта.

Приберём избу к празднику.

Празднование Нового года на Руси.

Мероприятие с родителями: Помощь в оформлении групповой комнаты к празднику. Мастер-класс по изготовлению куколки на счастье.

Тема: Домашние птицы и животные.

Русские народные игры с домовенком. Знакомство с куклой Коза.

Итоговое мероприятие с детьми: Спортивный досуг на основе народных игр.

Тема: Семья. Наша Армия.

НОД: Знакомство с народными традициями внутри семьи. Кукла Подорожница

Тема: Женский праздник .

НОД: Знакомство с традициями семьи. Почитание матери и отца. Кукла Берегиня.

Тема: Весна. Огородно-садовые работы.

НОД: Знакомство с традициями весенних праздников. Изготовление куклы Масленица.

Тема: Весна. Моя Родина.

НОД: Продолжение знакомства с традициями весенних праздников на Руси. Знакомство с куклой Русалка.

Мероприятие с родителями: Весенние посиделки, мастер-класс по изготовлению куклы Русалка.

Итоговое мероприятие с детьми: Совместная выставка кукол, изготовленных детьми и родителями.

Автор: Никифорова Екатерина Николаевна
Содержание
Глава 1. Введение
Глава 2. Анкетирование респондентов
Глава 3. Виды кукол
• Обереговые куклы
• Обрядовые куклы
• Игровые куклы
Глава 4. Заключение.
• Обращение к участникам конференции
Глава 5. Библиографический список.
Введение
1. Педагогу, работающему с детьми всегда важно найти пути открытия сердца ребенка. Крайне важно научить ребенка уважать свои корни, то место, где он родился, вырос, где живет он, и где жили его предки.
В семье, да и детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, прививая любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям.Любой человек, независимо от возраста и профессии, городской он или деревенский, помнит игрушки своего детства. Это первые жизненные и культурные ориентиры.
Однажды в нашей группе появилась необычная кукла, она стояла на самом видном месте. Не передать радости и восторга детей от встречи с этой игрушкой. Посыпались тысячи вопросов: Кто она? Как ее сделали? Кто сделал? Почему так называется? И множество других вопросов. Я предложила ребятам найти как можно больше информации о кукле, к этой работе с удовольствием подключились родители воспитанников, так началась наша посильная исследовательская деятельность.
Целью нашей исследовательской работы явилось приобщение детей к истокам народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения народной куклы
Задачи, реализующие цель:
- Изучить и проанализировать информацию о народных куклах.
- Провести анкетирование среди респондентов
- Изучить и обработать полученную информацию

Эта кукла способствовала хорошему урожаю. Крестьянская семья зависела от того, какой вырастет урожай хлеба, овощей.Кукла находилась в укромном уголке дома, и во время праздников принимала подношения.
Очень интересна кукла- оберег Кубышка-травница, о которой нам рассказала Логинова Наталья Васильевна. Этой кукле вверяли здоровье семьи.Наполняли ее травами и дом, наполнялся чудесными ароматами, которые действовали успокаивающе или наоборот бодряще. Ставили ее в детской комнате, с такой куколкой дети меньше болели.

Мосеева Ольга Владимировна, которая родилась и выросла в селе Пысса Удорского района, расспросив пожилых жителей, узнала, что кукол делали из обработанной конопли, голову и ноги из сухих опилок. Кофту и сарафан выкраивали по фигуре куклы.
У многих народов мира встречаются деревянные божки, изображающие предков, живущих в том мире и призванных помочь живущим в этом.
Куклу - оберег у народа коми делали из бересты и ткани. Бересту скатывали в трубочку, внутренним слоем наружу, внутрь вставляли лист бумаги с молитвой матери. Одежду для такой куклы шили из лоскутков одежды старого человека и обязательно доброго. Одевали куклу в кофту с длинными рукавами, двухъярусную юбку и фартук, который отделывали тесьмой.

Читайте также: