Сообщение о скульптуре дискобол

Обновлено: 07.07.2024

Древнегреческая культура и спорт

В жизни Древней Греции важное место занимал спорт, особо почитаемый эллинами. Они считали, что жизнь – это состязание и борьба и с юных лет готовили к этому подрастающее поколение.

Греческие мальчики с 12 лет учились в спортивных школах – палестрах, где занимались борьбой, бегом и прыжками, метанием копья и диска. Совершенство человеческого тела, развитого спортивными упражнениями, – идеал, к которому стремились греки.

Греция – родоначальница Олимпийских игр, которые начались в 776 году до н.э. в Олимпии на Пелопоннесе – южной части Балканского полуострова. Античные состязания требовали силы, ловкости и координации движений.

Спортивная тема была в почете и у античных скульпторов, которые воспроизводили красоту человеческого тела, его совершенство и силу. Античные мастера оставили потомкам мастерски выполненные скульптурные композиции. Расцвет и подъем эллинской скульптуры – V век до нашей эры.

При создании скульптуры автор отказался от изображения прямостоящего человека. Предшественники Мирона изображали атлетов, стоящих в позе победителя с выдвинутой вперед ногой. По фигуре спортсмена невозможно было понять, каким видом спорта он занимается.

Мирон оказался первым, кто сотворил статую атлета во время соревнований, вдохнув в бронзу энергию и азарт игры. Бронза, из которой выполнена скульптура, придала телу атлета золотистый цвет загорелой кожи: древнегреческие спортсмены тренировались на солнце.

Особенности скульптуры

Метатель диска запечатлен в момент размаха перед броском. Спортсмен замер, но движение прекращено только на мгновение. Наметив направление и держа диск перед собой, атлет напряг все силы, нагнулся и далеко откинул назад правую руку с диском.

Спортсмен изображен в момент наивысшего напряжения. Свидетельство тому – широко раскинутые руки и ноги, вдавленные в землю, наклоненная голова и накаченный торс, на котором виден каждый мускул.

Еще мгновение – и скрытая энергия распрямит его тело, как сжатую пружину. Атлет правой рукой отправит диск, вложив в бросок всю силу, ведь диск метали не в цель, а на расстояние.

Спортсмен изображен в момент наивысшего напряжения

Напряжение атлета выражено выступающими сухожилиями и пальцами, подобно когтям, вцепившимся в землю. Это ничуть не портит, а только подчеркивает легкость, естественность и эластичность фигуры.

Красивое и умиротворенное лицо юноши – олицетворение энергии и азарта молодого спортсмена, уверенности в победе и желания успеха.

Момент между двумя движениями – замахом и броском – вобрал в себя спокойствие и сосредоточенность спортсмена, совершенство и гармонию, силу воли и спокойствие с одновременным умением его сохранить.

Скульптура Мирона отображает идеал античного человека – сильного, целеустремленного, спокойного и гармоничного. Атлет Мирона, мастера, изваявшего движение в скульптуре, – символ стремления к победе.

Возможно, это портрет реального победителя Олимпийских игр

Содержание статьи


  • "Дискобол": скульптура Мирона
  • Альберто Джакометти: биография и скульптуры
  • Почему в средние века модно было на лице ставить мушку

Культура Древней Греции

Культура античного периода занимает важное место в мировой культуре, она значительно повлияла на совершенствование человеческого общества. Жители древней Греции оставили потомкам большое количество памятников материального и духовного искусства. Особенно превзошли греки в мастерстве создания скульптурных композиций. Статуи, которой дошли до нас из античности, поражают своей красотой и гармонией.

Первые греческие скульптурные композиции зарождались во времена Гомера, в тот период появились отдельные статуи и целые ансамбли. Своего расцвета и подъема эллинская скульптура достигла в V веке до нашей эры. Древнегреческая культура оставила в памяти много великих имен: поэтов, актеров, есть среди них и скульпторы. У каждого мастера был свой неповторимый почерк. Скульптуры Эллады всегда отражали изменения, которые наступали с приходом нового периода истории.


Греческая культура и спорт

В Древней Греции спорт занимал важное место. Эллины уважали спортивные состязания, были уверены, что только в борьбе можно выявить победителя. Потому эту страну считают родоначальницей Олимпийских игр. Античные состязания олимпийцев являлись наивысшим из эллинских праздников. Впервые игры состоялись в 776 году до нашей эры в Олимпии на Пелопоннесе - южной части Балканского полуострова. Традиция проводить спортивные соревнования, которые считались центральной частью Олимпийских игр, существовала почти 4 столетия.

В первый день атлеты и судьи давали клятву и приносили жертвы богам. Следующие 3 дня были посвящены непосредственно испытаниям. Самые сильные спортсмены страны соревновались в беге и прыжках в длину. Наиболее зрелищным состязаниями считались гонки на колесницах и борьба, по итогам которой соперник трижды должен был оказаться на земле. Метание копья и диска - виды спорта, в которых от участников требовалась сила и координация движений.


Описание статуи

Скульптурное изображение дискобола запечатлело метателя диска в момент размаха перед броском. До сегодняшнего дня остается тайной, кого хотел изобразить автор. Возможно, это был именитый спортсмен и победитель Олимпийских состязаний.

Тело атлета изображено в сложном повороте, когда юноша нагнул корпус вперед, а руку отвел назад, чтобы сильнее размахнуться. Его задача – метнуть диск максимально далеко. В изображении спортсмена чувствуется напряженность, и желание победить.

Автор прекрасно понимал анатомию человеческого тела и умел передавать в своих работах самые сложные движения. Метатель диска застыл, но в нем ощущается движение. Он широко раскинул руки, а ноги вдавил в землю, голова наклонена. На его накачанном торсе просматривается каждый мускул. Это слишком напряженная поза, в которой невозможно находиться более 2-3 секунд. Глядя на произведение Мирона, кажется, что атлет вот-вот распрямит тело, как пружину, правой рукой отпустит диск, и он стремительно полетит в цель. Но даже сквозь напряжение просматривается легкость и естественность фигуры. Лицо молодого человека сосредоточенное и умиротворенное. На нем нет никаких особенностей, оно безлико, по нему нельзя определить его принадлежность к какому-либо сословию и настоящие эмоции, поэтому бытует мнение, что автор создал собирательный образ греческого мужчины, близкий к идеалу.


Особенности композиции

Известно, что прославленный скульптор владел ювелирным делом. Сохранились сведения современников Мирона о сосудах, которые он выполнил из серебра.

Древнегреческая культура - одно из величайших достижений античной эпохи, оказавшее непосредственное влияние на дальнейшее развитие всего человеческого общества. Люди, населявшие земли Эллады, оставили своим потомкам много образцов материального и духовного искусства. Особенно преуспели греки в создании скульптурных композиций. Античные статуи, сохранившиеся до наших дней, поражают своей красотой, гармонией и величественностью.

дискобол скульптура

Самым знаменитым образцом древнегреческого искусства является "Дискобол" - скульптура из бронзы, изображающая юношу-атлета во время спортивных соревнований. Датой создания этого античного шедевра историки считают середину V столетия до н. э. - период наивысшего расцвета Афин. Оригинал статуи бесследно исчез в Средние века, однако сохранилось несколько её копий, датируемых временами Римской империи.

Некоторые факты из жизни Мирона

На сегодняшний день доподлинно известно, кто является автором скульптуры "Дискобол". Название статуи связывают с именем Мирона - знаменитого мастера, жившего и творившего в Афинах в V веке до н. э. О самом скульпторе известно очень мало. Годы его жизни и смерти историки определить не смогли. Есть информация, что он родился в Элевферах - маленьком городке, расположенном между Аттикой и Беотикой, позже переехал в Афины, где его наградили титулом гражданина города (такое звание давали только выдающимся людям). Учителем создателя "Дискобола" был талантливый скульптор Агелад из Аргоса. Мирон считался популярным мастером, он получал множество заказов со всех греческих регионов. Его авторству принадлежит немало статуй древнегреческих героев и богов, среди которых фигуры Геракла, Зевса и Афины на острове Самос, изваяние Аполлона в Эфесе, ряд скульптурных композиций в Аргосе, памятник Персею в Афинском акрополе и множество других произведений искусств.

Занимался Мирон и ювелирным делом. Его современники оставили сведения о том, что он изготавливал сосуды из серебра.

Связь античной культуры со спортом

дискобол автор скульптуры

Описание скульптуры

дискобол скульптура мирона

Несмотря на то что метатель диска застывший, всё его тело пропитано движением: руки находятся в положении сильного размаха, ноги буквально вдавлены в землю, на накачанном торсе виден каждый мускул. Спортсмен изображён в позе, в которой находиться более двух-трёх секунд невозможно. Это вызывает у зрителей ощущение, что он в любую секунду сменит положение, диск вырвётся из его правой руки и стремительно полетит к цели. Хоть фигура атлета напряжена, она кажется лёгкой и естественной. В противовес туловищу, лицо у юноши на редкость спокойно и сосредоточенно. Оно выглядит безликим, без индивидуальных черт, из-за чего некоторые историки предполагают, что изображённый атлет – это собирательный образ идеального человека времён античности.

Особенности скульптуры

кто является автором скульптуры дискобол

Метатели дисков у скульпторов более раннего периода получались скованными и застывшими. Их всегда представляли в виде атлетов, стоящих в позе победителя с выдвинутой вперёд ногой. По фигуре человека невозможно было понять, каким видом состязаний он занимается. Мирон оказался первым, кому удалось сотворить статую спортсмена в период соревнований, вдохнув в бронзу энергию и азарт игры.

Историческое значение статуи


Греческая культура периода классики богата не только архитектурными памятниками, но произведениями скульптуры. Их создавали такие замечательные мастера, как Поликлет, Скопас, Фидий, Пракситель, Агесанр и др. Работы Фидия до сих пор украшают знаменитый Акрополь. А работы Скопаса, Праксителя, Поликлета - коллекции знаменитых музеев мира. Одним из замечательных мастеров греческой классики в области скульптуры был Мирон - автор статуи "Дискобол".

Общая информация

Самая знаменитая из работ Мирона, статуя "Дискобол", создана греческим скульптором ок. 460-450 гг. до н. э. Оригинал ее хранится в Риме в Национальном музее. История знакомства с произведением Мирона связана с описанием ее древнегреческим писателем Лукианом. Но, к сожалению, подлинное произведение скульптора было утрачено.

Мирон

В свое время со статуи было выполнено четыре копии из разных материалов, оригинал же сделан из бронзы. Считается, что лучшей копией является статуя "Дискобола" из мрамора.

Копии несложно отличить от подлинного шедевра. Оригинал статуи "Дискобол" скульптора Мирона отличается ракурсом головы атлета - юноша смотрит на диск, а атлеты статуй-копий - вниз, в пол.

Реплика

Попытка воссоздания

В 1906 г. была осуществлена попытка восстановления подлинной статуи Мирона. С "Дискобола" был снят слепок - с той копии, которая сохранилась наиболее прилично. Некоторые части этой версии скульптуры сохранились плохо, а потому слепок головы атлета был снят со статуи из палаццо Ланчелотти, найденной в 171 году на Эсквилинском холме Рима, правой руки - со статуи "Дискобола" из Флоренции, а ступней ног - с версии, хранящейся в Британском музее Лондона. После того, как от скульптуры были убраны подпорки, а "Дискобола" покрыли краской цвета патинированной бронзы, эффект оказался очень интересным. "Дискобол" Мирона был более живой и гармоничный. И более походил на изначальный вариант.


Статуя Мирона "Дискобол" как учебное пособие и образец для подражания

По греческой традиции все подростки мужского пола с 12 лет должны были посещать спортивную школу - палестру. Там они занимались борьбой, легкой атлетикой (бегом и прыжками) метанием копья и диска.

В хорошую погоду занятия проходили в открытом прямоугольном дворе - перестиле, окруженном со всех сторон колонной галереей. А портики по периметру двора служили местом для занятий в ненастье.

В таких палестрах стояли скульптурные изображения атлетов, выполненные знаменитыми греческими мастерами. Среди них можно было видеть и статую Мирона "Дискобол". Эти скульптуры служили для мальчиков идеалом человеческого тела, гаромонично развитого при помощи спортивных упражнений, а потому прекрасного. Это был стимул для занятий.

Кроме того, по скульптуре можно было изучить технику подготовки тела к броску диска и правильное его положение. А также то, как нужно удерживать снаряд и управлять им.

Статуя "Дискобол" как произведение искусства

"Дискобол" - очень смелая попытка античного скульптора не только изучить, но и представить широкому зрителю особенности работы мускулов человека во время сильных физических нагрузок. При создании скульптуры автор использовал новаторский подход: во-первых, он отказался от изображения прямостоящего человека, а во-вторых - изобразил момент между двумя движениями спортсмена - замахом и броском.

Сам образ атлета поэтичен, хоть и вполне реалистичен. Автор не только отображал физические качества человека и его анатомию, но и немалое значение в скульптуре отвел духовной составляющей - качествам атлетов, особенностям их характера, личности: сосредоточенности, воли к победе, силе воли, спокойствию и умению его сохранять, состоянию психологического напряжения в период испытания. Все это вполне соответствует стремлению к совершенству, красоте и гармонии.

"Дискобол" изображен обнаженным, что соответствовало спортивным традициям Древней Греции, ведь на соревнованиях все участники выступали без одежды. А бронза, из которой была выполнена скульптура, придавала телу атлета золотистый цвет загорелой кожи, что вполне соответствовало историческим фактам: древнегреческие спортсмены тренировались на открытом солнце, их кожа загорала под лучами солнца.

"Дискобол" в истории и литературе

В древней литературе писатели часто обращались в идеализированному образу "Дискобола" Мирона, которого многие считают собирательным портретом античного атлета. Однако древнегреческие писатели Плиний, Лукиан и Квентиллиан отмечали, что это - портрет вполне реального человека - победителя одних из Олимпийских игр древности. Филострат Старший - писатель из Древнего Рима считал, что это - юноша из трагичной истории о том, как однажды во время соревнований атлет убил диском своего друга Гиацинта. Существуют версии и о том, что "Дискобол" - изображение самого бога Аполлона.

В эпоху римской культуры и Возрождения интерес к древнегреческой культуре был велик. Сам император Адриан использовал копии с произведений знаменитых греческих авторов для оформления своей виллы в Тиволи. А римские папы в эпоху Ренессанса скупали античные произведения искусства, соревнуясь друг с другом, украшая ими свои дворцы.

В XX веке (во времена правления Гитлера) вновь обратились в фашистской Германии к этому образу. Но использовали его как идеологический символ. Сам Гитлер очень увлекался античным искусством, а статуя "Дискобол" Мирона была его любимым произведением. Потому в 1938 году он даже приобрел ее копию.

Гитлер и

Образ Дискобола и современное искусство

К образу и красоте человеческого тела и до сих пор обращаются художники. Его изображение создают в разных стилях и направлениях искусства скульптуры. Так, например, в коллекции Эрмитажа в разделе современного искусства экспонируется современная трактовка статуи Мирона. "Дискобол" имеет небольшие размеры: высотой всего 28 см. Фигурка отлита из бронзы, а по верху выполнено серебрение.

Современный Дискобол

В данной работе автор отказался от натурализма в угоду символизму. В этой версии художник изобразил современного человека, суть жизни которого - закрученное движение. Линии фигуры плавны и текучи. Что диссонирует с резкостью граней. Именно такое решение дает возможность передать напряжение и борьбу. Эта скульптура - соединение в одно целое прошлого, сиюминутного и будущего. Путь от слабости к силе, от безволия - к воле.

Читайте также: