Деятели великих реформ 1860 1870 х сообщение

Обновлено: 06.07.2024

Александр II вступил на престол в 1856 году, находясь под самым сильным впечатлением от проигранной Крымской войны 1853-1856 годов. Весь ход ее и результаты убедили царя: Россия значительно отстала в своем промышленном развитии и, собственно, в военном отношении от передовых европейских государств. Не менее ясным было и осознание того, что главная причина отсталости страны коренилась в крепостном праве. С его отмены Александр II и начал свое царствование.

Крестьянская реформа

Согласно Положению вотчинная власть помещика ликвидировалась – то есть с 19 февраля он не мог уже вмешиваться в личную и хозяйственную жизнь крестьянина. Однако до полного освобождения было еще далеко. Бывшие крепостные попадали в переходное состояние, получив название временнообязанных. Имелось ввиду, что в течение того времени, пока они не внесут выкуп за полагавшуюся им землю, крестьяне обязаны были по-прежнему работать у своего бывшего помещика на барщине и платить ему оброк. Но и затем, развязавшись с помещиком, они не становились все-таки самостоятельными хозяевами. Дело в том, что крестьяне выходили на волю не персонально, а целыми обществами, то есть оставались во власти традиционных общинных порядков, как то: коллективное владение землей при постоянных переделах, круговая порука и тому подобное.

В целом, признавая огромное значение крестьянской реформы, освободившей основную массу трудового населения от крепостной зависимости, необходимо иметь ввиду, что государство в ходе этой реформы предоставило крестьянам слишком мало земли за непомерно большой выкуп, поставив их тем самым в экономическую зависимость от их прежних хозяев-помещиков. Большинство крестьян не могло прожить без того, чтобы не взять в долг у помещика хлеба, в пользование – тот или иной кусок земли. Помещик, как правило, шел навстречу, но взамен требовал отработать на своей земле. Таким образом, у поместных хозяев появлялась возможность компенсировать потерю даровой рабочей силы, которую он имел при крепостном праве; развитие же крепостного хозяйства было предельно затруднено.

Крестьянская реформа, резко изменившая базовые социально-экономические отношения в стране, предопределила целый ряд других преобразований: в сфере управления, судопроизводства, комплектования армии и т.д.

Земская реформа

Земские собрания представляли собой распорядительные органы. Они определяли общее направление деятельности земства и, собираясь раз в год, в конце декабря на сессии, контролировали деятельность земских управ, которые создавались соответствующими земскими собраниями из своих членов сразу же после выборов. Именно земские управы и осуществляли реальную работу земств в уездах и губерниях.

Функции земств были довольно многообразны: местное хозяйство, народное просвещение, медицина, статистика. Однако всеми этими делами они могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии. Никакие проблемы общегосударственного характера земцы не имели права не только решать, но и обсуждать. Более того, разным губернским земствам не разрешалось налаживать контакты и согласовывать друг с другом свою деятельность. Однако работа на местах требовала и больших расходов. Основная часть средств (до 80%) шла от поземельного сбора, который обеспечивали все те же изнуренные разнообразными платежами крестьяне.

Городская реформа

Функции городского самоуправления были сродни с земскими: думы и управы занимались делами, связанными с благоустройством города, попечением о местной торговле и промышленности, здравоохранением и народным образованием. Основные средства городские думы получали от торговых и промышленных заведений в размере 1% от их доходов. Но только 40% от этих, как правило, не очень значительных сумм, использовались городскими думами по назначению. Остальные 60% шли на содержание полиции, городских тюрем, казарм для солдат, пожарных. И все же при весьма скромных возможностях новые органы заметно оживили городскую жизнь и немало способствовали развитию городов в хозяйственном и культурном отношениях.

Судебная реформа

Мировой суд был создан для того, чтобы разгрузить государственный от массы дел, связанных с мелкими правонарушениями и незначительными исками. Мировой судья выбирался местным населением из своей среды; он должен был иметь образование не ниже среднего. Сама судебная процедура носила предельно упрощенный характер: мировой судья заслушивал дело и тут же выносил приговор. Суд был открыт для посетителей.

Государственный или коронный суд обустраивался сложнее. Вся Россия делилась на судебные округа, и окружной суд становился основным органом новой системы. Характерно, что границы судебных округов не совпадали с границами губерний. Это делалось для того, чтобы затруднить влияние местной администрации на новый суд. С этой же целью судьи и следователи становились несменяемыми; уволить их по желанию начальства было невозможно – только по приговору суда. Окружные суды контролировались судебными палатами – по несколько смежных округов на палату. В судебную палату можно было подать апелляцию, то есть жалобу на несправедливое решение суда, и попытаться добиться пересмотра дела. Общий контроль над системой осуществлял Сенат, принимавший кассации – тоже жалобы, но, в отличие от апелляций, на нарушение законности в ходе судебного процесса.

Судебную реформу справедливо считали наиболее последовательной. Однако введенною ею система со временем так же стала подвергаться искажениям. Наиболее значительные из них были связаны с политическими процессами, которые с конца 1860-х годов стали обыденными явлениями русской жизни. Будучи не удовлетворено слишком мягкими, с его точки зрения, приговорами, и не имея надежных рычагов давления на суд присяжных, правительство постепенно передает политические дела военным судам – как правило, без всяких на то законных оснований. Зато военные суды, в которых роль присяжных заседателей играли офицеры-строевики, всегда выносили те приговоры, которые требовала от них власть.

Военные реформы

Военные реформы представляли собой целый комплекс мер, направленных на то, чтобы повысить боеспособность российских армии и флота, устранить те недостатки, которые стали очевидными в ходе Крымской войны. Подготовка и проведение этих реформ были связаны, прежде всего, с именем военного министра Д.А. Милютина (брата Н.А. Милютина, деятеля крестьянской реформы).

Много внимания Д.А. Милютин уделял совершенствованию управления армией. С этой целью еще в 1864 году он добился создания системы военных округов – 15 на всю Россию. Во главе войск, расквартированных на территории каждого округа, стоял командующий, подчинявшийся непосредственно министру.

Серьезным достижением Милютина стала система военного образования. Он ликвидировал закрытые военные учебные заведения – кадетские корпуса. Вместо них учреждались военные гимназии с хорошо продуманной учебной программой; окончив их, можно было поступать в самые различные учебные заведения. Те, кто желал продолжить военное образование, поступали в юнкерские училища – пехотные, кавалерийские, военно-инженерные, артиллерийские. Высшее военное образование давали академии – Генерального штаба, артиллерийские и пр.

Важной составляющей военных реформ стало перевооружение армии и флота. На флоте, которым управлял энергичный и умный брат царя великий князь Константин Николаевич, перевооружение началось еще в годы Крымской войны. Место парусных деревянных кораблей заняли паровые металлические суда. Сухопутные войска получили скорострельные винтовки, новую артиллерию и т.п. Во имя модернизации армии государство шло на огромные расходы.



Главные задачи внутренней политики Александра 2:

  • сохранение самодержавия;
  • сохранение привилегий дворянства;
  • обеспечение социальной стабильности, укрепление внутреннего положения благодаря созданию условий для экономического развития;
  • восстановление международного престижа страны, в том числе за счёт проведения преобразований, направленных на преодоление признаков отсталости России.

Реформы 1860-1870-х гг.

Крестьянская реформа

19 февраля 1861 г. Подписание Манифеста об отмене крепостного права.

Причины реформы:

  • Труд крепостных был малопроизводительным.
  • Военно-техническая отсталость России.
  • Осуждение крепостничества всеми слоями общества.
  • Опасение крестьянских выступлений.

Предпосылки реформы:

■ 1857 г. Создан Секретный комитет, который рассматривал проекты реформы.
■ 20 ноября 1857 г. Подписан рескрипт Назимову, допускавший участие помещиков в подготовке реформы.
■ 1858 г. Секретный комитет преобразован в Главный комитет.
■ 1859 г. Создана Редакционная комиссия, которая рассматривала все предложенные проекты для выработки единого закона.

Содержание реформы

  • Крестьяне освобождались с землёй, но она не переходила сразу в их собственность. До выкупа крестьянин считался временно-обязанным и должен был выполнять прежние повинности — барщину и оброк (отменено в 1882—1887 гг.).
  • Размеры надела и суммы выкупа зависели от региона.
  • Допускалось существование отрезков — излишков земли, которые отходили помещику, если дореформенный крестьянский надел превышал пореформенный.
  • Крестьянин выплачивал помещику выкуп (стоимость — выше рыночных цен) за полный надел: около четверти суммы общей стоимости земли он должен был единовременно уплатить хозяину. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал её в течение 49 лет под 6 % годовых (выкупные платежи отменены в 1907 г,),
  • Крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли (около 2,7 га).
  • Расположение крестьянских наделов определял помещик, что вызвало появление чересполосицы.

Правовое положение крестьян

■ Гражданские права: личная свобода, независимость от помещика, переход в другие сословия, самостоятельное вступление в брак, свобода выбора рода занятий, защита своих прав в суде.
■ Имущественные права: самостоятельное совершение сделок, приобретение и распоряжение имуществом, занятие торговыми операциями, выбор и ведение промысла.
■ Политические права: участие в выборном местном самоуправлении.

Последствия

  • Формирование рынка рабочей силы.
  • Расширение потребительского рынка.
  • Сохранение полуфеодальных порядков, что тормозило экономическое развитие страны.
  • Условия для либеральных преобразований.
  • Подъём революционно-демократического и либерального движения.
  • Начало модернизации страны.

Остальные реформы

Университетская реформа (1863) — предоставила университетам широкую автономию.

Земская реформа (1864) вводила всесословные выборные органы местного самоуправления — уездные и губернские земства.

Судебная реформа (1864) утвердила бессословность судов, вводила гласность судопроизводства, состязательность судебного процесса, суд присяжных, мировой суд.

Школьная реформа (1864) демократизировала сферу начального и среднего образования, разрешала открытие женских гимназий.

Реформа цензуры (1865) отменяла предварительную цензуру для изданий объемом более 10 печатных листов.

Городская реформа (1870) учреждала всесословные городские думы, органы местного городского управления.

Военная реформа (1874) вводила всеобщую воинскую повинность мужчин с 20 лет, сроки службы: в армии — 6 лет (9 лет в запасе), во флоте — 7 лет (3 года в запасе).

Результаты и значение реформ

Александр II оставил глубокий след в истории России. Ему удалось сделать то, за что не решались взяться другие самодержцы — освободить крестьян от крепостного гнета. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Изменилась общественная структура общества, государство, право, социально-экономический строй.

Значение реформ состояло в том, что они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали толчок ее капиталистическому развитию без серьезных потрясений и социальных катаклизмов.

Император Александр II известен в истории как монарх-реформатор. Таких масштабных изменений Россия не испытывала со времён Петра I. Историки отмечают, что его действия порой были противоречивыми.

Будущий император был хорошо образован, владел тремя иностранными языками, его наставником по праву был Михаил Сперанский, автор многих законопроектов при Александре I . К государственному управлению отец его готовил со всей серьезностью.

Александр был введён в Сенат, Синод, Государственный совет и Кабинет министров. Так же принимал участие в Крымской войне, стоял во главе столичного гарнизона. После смерти Николая I, правление молодого императора началось с завершения военных действий и заключения Парижского мира (1856). Поражение России заставило Александра II задуматься о его причинах и всесторонне оценить обстановку в государстве.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Феодальный строй и крепостное право в России не соответствовало веяниям и техническому развитию второй половины 19 века. Это стало причиной промышленной отсталости империи и поражения её в Крымской войне. Помещики предпочитали использование крестьянского труда, а не внедрение каких-либо технологий. Крестьянство нищало, повсеместно назревали забастовки и голодовки. Что приводило к разорению поместий и, соответственно, уменьшению поступлений в государственную казну. Экономика России находилась в шатком положении и требовала срочных и масштабных реформ. Проигрыш в войне повлиял и на настрой крестьянства, оно утратило доверие к правительству окончательно.

Основные реформы Александра II

Значимыми во время правления Александра II были преобразования:

  • Крестьянская реформа, 1861;
  • Финансовая реформа, 1863;
  • Реформа образования, 1863;
  • Земская реформа, 1863;
  • Судебная реформа, 1864;
  • Реформа государственного самоуправления, 1870;
  • Военная реформа, 1874.

Реформой, которая способствовала бы изменению социального и политического положения Российской империи, была отмена крепостного права. Так же остро стоял вопрос изменения военного уклада. С решения этих проблем и начал свою деятельность Александр II в первые годы своего правления.

Крестьянская реформа

В 1859 году все местные предложения перешли в рассмотрение Редакционной комиссии, задачей которой было составить единый законопроект для всей страны. Во главе комиссии стоял Я. И. Ростовцев. Создавая Положение вместе с другими либерально настроенными чиновниками, он стремился учитывать интересы крестьянства.

В 1860 году проект подвергся цензуре со стороны правительственных сановников, поэтому в итоговом документе интересы помещиков стояли не первом плане.

Данное Положение не привнесло ожидаемую свободу в жизнь крестьянства. Площади выделенных земель часто были меньше тех, которые ранее выделялись помещиками. Участки предоставлялись малоплодородные или в местах со сложными для хлебопашества условиями. Средств на выплату за надел не было, поэтому в счёт погашения долга приходилось отрабатывать на землях, принадлежащих помещику. На разработку своего участка у многих не оставалось ни времени, ни сил. Цена, выплачиваемая помещику и государству за землю, была завышена. На момент полного погашения выкупа, крестьянин платил втрое выше её реальной стоимости.

Ликвидация военных поселений

Одним из первых шагов на пути к восстановлению военной мощи империи стало упразднение военных поселений. Данные образования были созданы в годы правления Александра I с целью улучшить комплектование армии и укрепить положение военнослужащих во время несения службы и после отставки. Однако, они не оправдали ожиданий. В поселениях царила жёсткая дисциплина и надзор начальства над всеми сферами жизни. Проведение сельскохозяйственных работ строго регламентировалось вне зависимости от погодных условий и необходимости. Военнослужащие не были приспособлены к качественному возделыванию земель, поэтому часто их хозяйства приходили в упадок. Всё это привело к недовольству и периодически возникающим бунтам в поселениях.

Придя к власти, Александр II отправил Д. Столыпина в южные поселения для оценки обстановки. Получив донесение флигель-адъютанта о результатах поездки, император в 1857 году принял решение о ликвидации военных поселений и передачи их в управление министерства государственных имуществ.

Финансовая реформа (Государственный Банк)

В 1863 году была проведена финансовая реформа, предполагающая создание системы, соответствующей капиталистическому типу экономики. Её разработкой занимались государственный контролер В. Татаринов и министр финансов М. Рейтерн.

Реформа включала в себя следующие положения:

  • принцип гласности – публикация государственного бюджета;
  • основание Государственного банка Российской империи;
  • создание Главного выкупного учреждения при министерстве финансов;
  • создание в структуре министерства финансов казначейств;
  • основание финансовых органов местного значения – контрольных палат;
  • введение антикоррупционных мер (откупы сменились на акцизные марки);
  • деление налогов на прямые и косвенные.

Для препятствования казнокрадству была введена схема отчетности за использованные средства. Государственный бюджет утверждался императором и Государственным советом. В конце каждого года предоставлялся отчет об использовании госбюджета. Реформирование финансовой системы позволило сделать ее более эффективной и открытой.

Реформа образования

Реформирование образования проводилось в несколько этапов и на всех уровнях:

Реформы образования Александра

Начальные школы

Особенностью реформы начального образования стало разрешение частным лицам и общественным учреждениям создавать школы. Срок обучения составлял 3 года. Появились такие типы образовательных заведений:

  • воскресные;
  • церковноприходские;
  • частные;
  • земские;
  • государственные.

Средняя школа

Основным звеном среднего образования были гимназии. Они делились на 2 типа:

  1. Классические. Занимались подготовкой учеников к поступлению в университет.
  2. Реальные. Готовили учеников к поступлению в технические учебные заведения.

В гимназиях обучение длилось 7 лет. Историки говорят о делении людей того времени на сословия с учетом полученного ими образования: классические гимназии – высшее образование, реальные гимназии – торговцы и промышленники.

Стать учеником гимназии мог человек любого сословия. Однако, обучение было платным, что фактически перекрывало доступ части населения к получению среднего образования.

1862 год считается датой появления первых женских гимназий. Программа в таких заведениях отличалась. Но впервые в истории России женщины получили право на образование.

Высшее образование

Принятие Университетского устава было началом всех образовательных реформ Александра II и установило их хронологию – 1863-64 года. Университеты получали автономию и право избирать ректора и декана своим советом профессоров. Представители этих должностей имели право:

  • принимать на работу и увольнять преподавателей;
  • утверждать программу обучения;
  • формировать учебные планы и дисциплины;
  • решать финансовые вопросы.

Женщинам предоставлялась возможность получить высшее образование. Для этого создавались высшие женские курсы. Они были расположены в Москве, Казани, Киеве и Петербурге.

Проведенные реформы были направлены на формирование всеобщего образования. Однако, реальные результаты были достигнуты только в сфере начального образования. Для большей части населения среднее и высшее образование оставалось недоступным, в связи с высокой платой за обучение.

Земская реформа (изменение местного самоуправления)

  1. Уездные земские собрания. Избирались раз в 3 года. Состояли преимущественно из дворян.
  2. Представители в губернские земские собрания избирались уездными органами.

Уездное население подразделялось на 3 курии (группы):

  • землевладельцы;
  • городские избиратели;
  • выборные от крестьян (сельских жителей).

В первую и вторую курии входили лица с годовым доходом свыше 6 тысяч рублей. Для крестьян были организованы многоступенчатые выборы.

В сферу обязанностей земских собраний входило:

  • установление направления деятельности земства;
  • в конце года – контроль деятельности земских управ.

Работа земских органов наиболее проявилась в создании новых больниц и школ. Но полноценными органами самоуправления земства так и не стали.

Реформа городского самоуправления

Для ускорения развития городам не хватало местного самоуправления, общегосударственные мероприятия часто не соответствовали потребностям конкретной местности.

Была создана Городская дума, избираемая раз в 4 года. Стать её членом мог любой горожанин. Дума занималась сбором налогов и назначением управленцев в городе. Средства поступали в размере 1% от доходов промышленных и торговых предприятий. 40% этих денежных ресурсов тратилось на устройство города. Остальные 60% уходили на содержание полиции, тюрем, пожарных служб, солдатских казарм.

По результатам реформы города получили больше самоуправления, в местные органы попадали представители всех сословий. Однако, содержать эти органы управления город должен был на собственные средства, что для маленьких городов было существенной проблемой.

Военная реформа

В военной сфере реформы представляли собой систему мер, направленную на укрепление боеспособности российской армии и флота. Результаты Крымской войны показали несостоятельность армейской организации в целом. Проведением преобразований в этой отрасли занимался военный министр Д. Милютин.

  • введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутских наборов;
  • призывались здоровые мужчины, достигшие 20 лет;
  • срок службы в сухопутных войсках составлял 6 лет и 9 лет пребывания в запасе;
  • срок службы на флоте составлял 3 года и 7 лет пребывания в запасе;
  • в зависимости от полученного образования и семейного положения срок службы мог уменьшаться.

В мирное время на действительной службе находилось 25-30% призывников.

Управление армией было подвергнуто усовершенствованию. Было сформировано 15 военных округов, на территории которых были расквартированы войска. Их возглавлял командующий, который подчинялся непосредственно министру.

Значимой стала реорганизация системы военного образования. Были ликвидированы кадетские корпуса. Созданы были военные гимназии с улучшенной учебной программой. Их выпускники могли в дальнейшем продолжить обучение в различных учебных организациях.

Военное образование предоставляли юнкерские училища:

  • пехотные;
  • кавалерийские;
  • военно-инженерные;
  • артиллерийские.

Высшее образование можно было получить в академиях Генерального штаба, артиллерийских.

Воспитание солдат было построено не на муштре и жёсткости, а на выполнении священного долга по защите отечества.

Реформы коснулись перевооружения. Парусные деревянные корабли заменили паровыми металлическими судами. Сухопутные войска были оснащены скорострельными винтовками, новым артиллерийским снаряжением.

Результатами 20-летнего введения военных реформ стало формирование боеспособной, хорошо организованной и вооруженной армии. Что и было продемонстрировано в последующих военных кампаниях Александра II.

Историческое влияние реформ

Реформы эпохи Александра II имели большое историческое значение для дальнейшего развития Российской империи.

Освобождение крестьян стало толчком для кардинального изменения общественного строя. Дворянство, занимающее доминирующее положение со времен Екатерины II, перестало преобладать в жизни населения. Появились органы самоуправления, в состав которых могли входить крестьяне. Плюсом стало развитие торговли, городской инфраструктуры. Постепенно исчезала сословная разобщенность между городами и уездами.

Всесословное направление было поддержано созданием судов, земств, всеобщей воинской повинности, школ. Дворянство, утратив привелегированное положение, не смогло до конца перестроиться на новый лад. Что повлекло за собой разорение части дворянских поместий, а их земли попали в руки купцов и крестьян.

Одним из последствий реформ стало активное появление радикально настроенных слоев населения. Проведенные реформы в общественной и государственной жизни не подразумевали проведение политической реформы и изменения конституционного строя. Общество, взбудораженное кардинальными переменами, не могло смириться с такими полумерами. К концу 70-х годов стали появляться революционные кружки, распространяющие социалистические идеи.

Противоречивость императора во внутренней и внешней политике так же способствовала усилению недовольства:

  1. Крепостное право было отменено, но нерешенным остался земельный вопрос, который имел большое значение для крестьян.
  2. После проведения военной реформы успехи российской армии проявились в присоединении Туркестана и Дальнего Востока. Но в то же время были отданы Курильские острова и Аляска.
  3. Реформы носили либеральный характер, однако, в последние годы правления Александра II усилился полицейский террор.

Правлению Александра II нельзя дать однозначную положительную или отрицательную оценку. Но это был большой шаг для России на пути перехода из феодального общества к современному капиталистическому строю.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Устный опрос по домашнему заданию, параграф 62 Тема: «Вступление на престо.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Устный опрос по домашнему заданию, параграф 62 Тема: «Вступление на престо.

Устный опрос по домашнему заданию,
параграф 62

Реформапреобразование, изменение, переустройство какой-либо общественной стор.

Реформа
преобразование, изменение, переустройство какой-либо общественной стороны жизни, не уничтожая основ существующей социальной структуры – ЭТО ?

30.03.2021г.Великие реформы 1860-1870-ых годов. История РоссииМАОУ г. Калини.

30.03.2021г.
Великие реформы 1860-1870-ых годов.
История России
МАОУ г. Калининграда СОШ № 57, история России, параграф 63, стр. 89, 11 абв классы, учитель истории и обществознания Занин М.А

План урока1864г. – Земская реформа 1870г. - Городская реформа. 1864г. - Судеб.

План урока
1864г. – Земская реформа
1870г. - Городская реформа.
1864г. - Судебная реформа.
1874г. - Военная реформа.
1864-1865гг. - Реформа в области просвещения.
Претворение реформ в жизнь

Земская реформа Одной из важнейших реформ Александра II стало создание органо.

Земская реформа
Одной из важнейших реформ Александра II стало создание органов местного самоуправления- земств.

После отмены крепостного права потребовалось проведение целого ряда других преобразований

п.1 Реформа местного самоуправления 1864г., стр. 124 1 января 1864 г. императ.

п.1 Реформа местного самоуправления 1864г., стр. 124

п.1 Закон о земском самоуправлении 1864г., стр. 90 Работа в парах. Заполнить.

п.1 Закон о земском самоуправлении 1864г., стр. 90

Работа в парах. Заполнить таблицу.

Губернские и уездные Земские собранияГубернская и уездная Земская Управаизбир.

Губернские и уездные
Земские собрания
Губернская и уездная
Земская Управа
избиратели
Уездный съезд выборщиков
Сельские сходы
Волостные сходы
Курия городских
избирателей
избиратели
Курия землевладельцев
Курия выборных от крестьянских обществ
Депутаты
гласн
Депутаты гласные

Реформа местного самоуправления 1864г. Круг вопросов, которые решали земские.

Реформа местного самоуправления 1864г.

Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами:
строительство школ,
больниц, дорог,
развитие местной промышленности и др.
Материальной основой земства был налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, предприятия.

Реформа местного самоуправлениядостоинства реформы:Успех сторонников конститу.

Реформа местного самоуправления
достоинства
реформы:
Успех сторонников конституционного правления;
вокруг земств сгруппировалась наиболее демократически настроенная интеллигенция;
земства подняли уровень образования и здравоохранения, улучшили дороги и т.д.
их деятельность была направлена на улучшение положения крестьянства.

Реформа местного самоуправленияЗемства не имели политической силы и находилис.

Реформа местного самоуправления
Земства не имели политической силы и находились под контролем губернаторов.

Земства были созданы в губерниях, где преобладало русское дворянство

Избирательная система обеспечивала в них большинство дворян (выборы были многоступенчатыми и неравными).
Недостатки
реформы:

Реформа местного самоуправления 1864г. Дворянство не может примириться с мысл.

Реформа местного самоуправления 1864г.

Какова одна из причин земской реформы?

Реформа местного самоуправления 1864г. Желание возместить для дворян утрату п.

Реформа местного самоуправления 1864г.

п. 1 Городская реформа 1870г., стр. 91В 1870 г. по типу земской реформы прове.

п. 1 Городская реформа 1870г., стр. 91
В 1870 г. по типу земской реформы проведена городская реформа. Появились городские думы и городские управы. Правом выбора в городскую думу пользовались мужчины с 25 лет и платившие городские налоги. Они в зависимости от доходов делились на 3 курии, избиравшие в городскую думу равное число гласных.

п.1 Городская реформа 1870г., стр. 91 Работа в парах. Заполнить таблицу.

п.1 Городская реформа 1870г., стр. 91

Работа в парах. Заполнить таблицу.

п. 2 Судебная реформа, стр. 91Работа в группах стр. 91 1 ряд - «Мировой су.

Избирается Уездным земским собраниемСудебная система России по реформе 1864г.

Избирается Уездным земским собранием
Судебная система России по реформе 1864г. года
Император
Сенат
Надзорные и контролирующие функции
Съезд мировых судей
Мировой суд
Особые суды:
Волостной для крестьян
Для духовенства
Для высших сановников
Судебная палата
Окружной суд
Назначается императором

п. 2 Судебная реформа, стр. 92Принципы нового суда .

п. 2 Судебная реформа, стр. 92
Принципы нового суда .

п. 3 Судебная реформа, стр. 126-127Принципы нового суда Бессословный - пред.

Заседание нового суда с присяжными заседателями

Заседание нового суда с присяжными заседателями

п.3 Военная реформа 1874г., стр. 127-128Реформы осуществлялись под руководств.

п.3 Военная реформа 1874г., стр. 127-128
Реформы осуществлялись под руководством военного министра Д.А. Милютина. Одной из основных задач преобразований он считал сокращение армии в мирное время при возможности значительного увеличения в военный период за счет создания обученного резерва.

Военная реформа 1874 г.Коренным образом изменился порядок пополнения армии, в.

Военная реформа 1874 г.
Коренным образом изменился порядок пополнения армии, вводится всесословная воинская повинность. Призыву подлежали лица всех сословий с ___ лет. Общий срок службы в сухопутных войсках- __ лет, из них __ лет действительной службы и __ лет в запасе. Во флоте- ___ лет, ___ лет действительной, ___ года - в запасе.

Военная реформа 1874 г.Коренным образом изменился порядок пополнения армии, в.

Военная реформа 1874 г.
Коренным образом изменился порядок пополнения армии, вводится всесословная воинская повинность. Призыву подлежали лица всех сословий с 20 лет. Общий срок службы в сухопутных войсках- 15 лет, из них 6 лет действительной службы и 9 в запасе. Во флоте- 10 лет, 7 лет действительной, 3 года- в запасе.

Меры по техническому перевооружению армии и флотаКоренная техническая реко.

Меры по техническому
перевооружению
армии и флота
Коренная
техническая
реконструкция
военных заводов
Замена чугунных
и бронзовых орудий
на стальные
Строительство
парового флота
Замена гладкоство-
льного оружия
нарезным и
скорострельным

Военная реформа 1874 г.достоинства реформы:Россия получила массовую армию сов.

Военная реформа 1874 г.
достоинства
реформы:
Россия получила массовую армию современного типа;
Из нее во многом были изгнаны муштра и палочная дисциплина;
Поднялся авторитет воинской службы;
Переход ко всеобщей воинской повинности - серьезный удар по сословной организации общества;
Отмена телесных наказаний;
Улучшение быта.

Реформы в области народного образования 1864-1865 гг.Начальное образованиеСре.

Реформа печати 1865 г. В 1865 г . согласно реформе печати была значительно см.

Реформа печати 1865 г.

В 1865 г . согласно реформе печати была значительно смягчена цензура, обществу предоставили право обсуждения политических событий.
Положено начало женскому среднему образованию - появились женские гимназии.
Начало развиваться высшее женское образование. Открыты высшие женские курсы.

Вывод стр. 129Значение реформ состоит в том, что они способствовали развитию.

Вывод стр. 129
Значение реформ состоит в том, что они способствовали развитию капиталистических отношений в России.
В результате преобразований в 1860 - 1880-е гг. экономика России сделала заметный рывок, стремясь догнать ушедшие вперед развитые страны мира.
К концу 80-х гг. XIX в. в России завершился промышленный переворот. Однако пережитки крепостничества и отставание страны в первой половине XIX в. не позволили ей встать вровень с Англией, Францией, Германией.

Домашнее задание параграф 63 читать, пересказ отвечать на вопросы стр. 95.

параграф 63 читать,
пересказ
отвечать на вопросы стр. 95.

задание по желанию:
подготовить презентацию по одной из проведённых реформ Александра 2

Читайте также: