Сообщение о чудо юдо

Обновлено: 05.07.2024

Чудо-юдо — персонаж русских народных былин и сказок, славянского героического эпоса и, возможно, праславянской мифологии (согласно ряду авторов является своего рода кочующим сюжетом из более ранних, дославянских верований). Изначально не имело явно выраженной отрицательной роли в повествованиях. Пол персонажа также менялся по прошествии времени: от женского к мужскому и к среднему роду, соответственно [1] . Единого мнения о происхождении персонажа в работах этнографов и культурологов на сегодняшний день не сложилось. Природа персонажа в дошедших до нашего времени повествованиях зачастую напоминает морские чудища античной мифологии.

А. Н. Афанасьев отмечал, что в одном варианте народной сказки о Морском Царе и его вещей дочери Морской Царь прямо назван Окиан-море; в других же списках роль его передаётся змею, чёрту и беззаконному Чуду-Юду. Этот славянский Нептун упоминается и в других сказках. Как приноситель тёмных туч, которые помрачают собою небесный свет и нередко вредят созревающим жатвам, издревле соединял в своём характере, вместе с благотворными свойствами, и черты существа демонического; тот же двойственный характер был усвоен и Морскому Царю. Оттого так обыкновенна в народных сказках замена Морского Царя — чёртом. В качестве примера Афанасьев приводит немецкую сказку, напечатанную в сборнике Гальтриха, в которой пекельный князь, тождественный с русским Морским Царём, сохраняет все атрибуты древнейшего божества гроз: он обладает чудесным бичом (= молнией), удары которого заставляют потрясаться все царство и вызывают несчётное воинство; он бросается к молочному пруду и, опившись кипучего молока (= дождя), лопается с ужасным треском и гибнет — подобно тому как пропадает разбитая громом и пролившаяся дождём туча. Название Чудо-Юдо, согласно Афанасьеву, подтверждает ту же мысль: оно большею частью придаётся мифическому змею (дракону-туче) [5] .

Согласно И. Захаренко, в русских народных былинах и сказаниях чудо-юдо восходит к Идолищу Поганому, с которым сражаются русские богатыри [7] .

Академик Б. А. Рыбаков отмечает, что чудо-юдо — это самый глубокий архаизм древнеславянской мифологии [11] .


Согласно Толковому словарю русского языка Ушакова, в современном русском языке чудо-юдо употребляется в значении сказочного чудовища, а также в значении чуда как чего-то поразительного, необъяснимого, удивляющего своей необычайностью (в ироничной форме) [14] .

Согласно лингвокультурологическому словарю Ирины Захаренко и Ирины Брилёвой, русские могут вспоминать чудо-юдо и использовать это выражение, когда говорят о ком-либо или о чём-либо необычном, странном, о каком-то чуде или о необыкновенно огромной рыбе [7] .

Детские сказки, которые нам читают родители, полны ярких образов. Описания персонажей навсегда врезаются в память, но история их происхождения со временем забывается. Некоторые герои преданий имеют любопытную биографию, уходящую корнями в глубину русской мифологии. Чудо-юдо – один из таких персонажей.

История персонажа

Морское чудовище

Морское чудовище

В русской традиции для Чуда-юда нашли привлекательное место в божественном пантеоне, сделав его родственником Ящера. Это земноводное существо, на котором держится Земля. По вечерам оно заглатывает солнце, клонящееся к закату, а утром извергает светило с другого конца небесного свода. Поэтическое изображение создания созвучно мифологическим описательным приемам.

Чудо-юдо на мосту

Чудо-юдо на мосту

Чудо-юдо называют предком Ящера, который считался юным представителем божественного мира Древней Руси. Археологи обнаруживали датирующиеся 6-7 веком до н.э. подтверждения тому, что этому существу поклонялись. Обереги и застежки с плащей богатырей несут на себе изображения персонажа.

Наличие нескольких голов является родовой особенностью Чуда-юда. Примечательно, что в разных интерпретациях их количество остается кратным трем, и в ходе битвы одним ударом богатыри отсекали три элемента тела чудовища. Предки славян почитали Чудо-юдо и возносили ему мольбы, прося о дожде и урожае.

Морской змей

Морской змей

Персонаж не упоминался как повелитель речных и морских волн. Он изображался морским змеем. В различных регионах существо воспринималось по-разному. В киевском княжестве ему поклонялись, а в новгородском проклинали, считая символом темных сил и олицетворением зла.

Образ и сила

Чудо-юдо

Чудо-юдо

Символ воды и властелин подводного царства принимал жертвы, которых топили. Несмотря на кровожадное описание, в наши дни имя Чудо-юдо стало нарицательным и используется в качестве шутливого описания, имеющего положительный характер. Чудовище, несшее опасность человеческой жизни в древности, сегодня имеет ироничный и смешной облик.

Сказки и былины

В словарях имя Чудо-юдо толкуется по-разному, но исследователи сходятся в сказочном происхождении существа. Славянские предания описывали чудовище, которое не кусало противников и не жалило, а вбивало в земную твердь или удавливало хоботом (в русских мифах – хвостом). Богатыри и сказочные рыцари поражали Чудо-юдо копьями и стрелами, распарывали чрево и сжигали на триумфальном костре.

Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо

Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо

Александр Семчев в роли Чуда-юда

Александр Семчев в роли Чуда-юда

Библиография

Чудо-юдо Рыба-кит

Чудо-юдо Рыба-кит


Чудо-юдо — персонаж русских народных былин и сказок, славянского героического эпоса и, возможно, праславянской мифологии (согласно ряду авторов является своего рода кочующим сюжетом из более ранних, дославянских верований). Изначально не имело явно выраженной отрицательной роли в повествованиях. Пол персонажа также менялся по прошествии времени: от женского к мужскому, и к среднему роду, соответственно [1] . Единого мнения о происхождении персонажа, в работах этнографов и культурологов, на сегодняшний день не сложилось. Природа персонажа в дошедших до нашего времени повествованиях, зачастую, напоминает морские чудища античной мифологии.

Содержание

Этимология и версии о происхождении персонажа

Историк и публицист, доктор исторических наук Ю. Н. Афанасьев, отмечает что в одном варианте народной сказки о Морском Царе и его вещей дочери, Морской Царь прямо назван Окиан-море; в других же списках роль его передается змею, черту и беззаконному Чуду-Юду. Этот славянский Нептун упоминается и в других сказках. Как приноситель темных туч, которые помрачают собою небесный свет и нередко вредят созревающим жатвам, издревле соединял в своем характере, вместе с благотворными свойствами, и черты существа демонического; тот же двойственный характер был усвоен и Морскому Царю, который (как уже доказано) первоначально был дождящим громовником. Оттого так обыкновенна в народных сказках замена Морского Царя — чертом. В качестве примера, Афанасьев приводит немецкую сказку, напечатанную в сборнике Гальтриха, в которой пекельный князь, тождественный с нашим Морским Царем, сохраняет все атрибуты древнейшего божества гроз: он обладает чудесным бичом (= молнией), удары ко­торого заставляют потрясаться все царство и вызывают несчетное воинство; он бросается к молочному пруду и, опившись кипучего молока (= дождя), лопается с ужасным треском и гибнет — подобно тому как пропадает разбитая громом и про­лившаяся дождем туча. Название Чудо-Юдо, согласно Афанасьеву, подтверждает ту же мысль: оно боль­шею частью придается мифическому змею (дракону-туче) [5] .

Согласно И. Захаренко, в русских народных былинах и сказаниях, чудо-юдо восходит к Идолищу Поганому, с которым сражаются русские богатыри [9] .

Академик Б. А. Рыбаков отмечает, что чудо-юдо — это самый глубокий архаизм древнеславянской мифологии [14] .

Современное употребление

Согласно Толковому словарю русского языка Ушакова, в современном русском языке, чудо-юдо употребляется в значении сказочного чудовища, а также в значении чуда, как чего-то поразительного, необъяснимого, удивляющего своей необычайностью (в ироничной форме) [15] .

Согласно лингвокультурологическому словарю Ирины Захаренко и Ирины Брилёвой, русские могут вспоминать чудо-юдо и использовать это выражение, когда говорят о ком-либо или о чём-либо необычном, странном, о каком-то чуде или о необыкновенно огромной рыбе [9] .

В былинах и сказаниях

В русских народных сказках



В современных сказках

В русской народной сказке Чудо-Юдо живет близ речки Смородины. У него есть свой терем, жены, мать — змеиха. Рядом с ним его верные спутники. Образ злодея приближен к человеческому. К тому же в фольклорном произведении Чудо-Юдо не один змей, а сразу три. Отличие в количестве голов, степени силы и владении магией.

Впервые мы слышим о нем из уст стариков, родителей Ивана. Они переживают о том, что змей нападает на мирные села, и в скором времени доберется до них. Но сыновья бесстрашно отправляются в путь, чтобы победить Чудо-Юдо и освободить Русь от врага.

Об ужасах, которые творит змей, братья слышат от старушки. Её Чудо-Юдо не съел, так как она слишком стара. Таким образом, старая женщина становится невольной свидетельницей бесчинств, которые творит злодей. Он сжигает все дома, поедает людей, сметает всё на своем пути.

Внешне каждый из Чудо-Юдо похож на змея с разным количеством голов. Они появляются верхом на черном коне, на плече сидит ворон, а впереди бежит пес. Как только змей въезжает на мост, вся природа волнуется: кричат орлы, волны вздымаются, леса преклоняются. Одно из качеств злодея — самоуверенность и хвастовство. Юдо настолько уверен в себе, что нисколько не боится Ивана в отличие от его верных спутников, олицетворяющих смерть. Они предчувствуют опасность, исходящую от этого крестьянина.

Вступив в бой, первый Чудо-Юдо погибает почти сразу же. Он даже не успевает ничего сделать. Его головы остаются лежать под мостом.

Второй змей сильнее и могущественнее первого. Можно наблюдать то же бахвальство. Ему удается ударить Ивана, и богатырь оказывается по колено в сырой земле. Но все же крестьянский сын оказывается сильнее и хитрее его.

В третьем бое показан самый сильный змей, имеющий волшебный палец. Как только Иван срубал одни головы, на его месте вырастали другие, не менее злые и сильные. Чудо-Юдо может извергать огонь, сыпать искрами. Он в большей степени похож на дракона. Описывая этого персонажа, сказитель прибегает к гиперболе, преувеличивает мощь Чудо-Юдо. Это сделано для того, чтобы народ почувствовал огромную ненависть к врагу и встал на борьбу с ним. Но все же Ивану удалось уничтожить змея, а после разделаться с его коварными женами и матерью.


бой с Иваном-крестьянским сыном

Мифология

Ареал

Занятие

Чудо-юдо — персонаж русских народных былин и сказок, славянского героического эпоса и, возможно, праславянской мифологии (согласно ряду авторов является своего рода кочующим сюжетом из более ранних, дославянских верований). Изначально не имело явно выраженной отрицательной роли в повествованиях.

Содержание

Мифология [ ]

Внешность [ ]

Чаще всего это существо описывают как дракона со множеством голов. Это роднит его с другим персонажем - Змеем Горынычем. Чаще всего голов у чудовища от трёх до двенадцати.

Способности [ ]

Как дракон, Чудо-юдо способно изрыгать огонь, но редко этим пользуется. Вместо этого он сражается оружием, как человек. Так же он вооружен огненным пальцем (по крайней мере двенадцатиголовое), способный приращивать отрубленные головы. Это роднит это чудище с Лернейской гидрой.

Роль в сюжете [ ]

Этот персонаж однозначно отрицательный. Так три Чуда-Юда сторожат калиновый мост на реке Смородине. Так же иногда этот персонаж похищает девушек.

Читайте также: